На Пасху сначала совершали в большой базилике пасхальное бдение с Литургией, за которой все причащались, затем только духовенство без народа шло на Гроб Господень и там поскору совершало вторую Литургию. Народ в это время оставался в храме, слушая проповеди и пасхальные песнопения. Быстро совершив вторую Литургию на Гробе Господнем, духовенство возвращалось в базилику, и уже после этого был отпуст. В силу большого авторитета иерусалимской Церкви постепенно ряд иерусалимских обычаев был заимствован другими Церквами, и в том числе — двойная Литургия на Пасху. В конце IV века святитель Григорий Богослов составил Слово на Святую Пасху , начинавшееся словами « Воскресения день, просветимся, люди ». Достаточно быстро возник обычай торжественно читать его между двумя пасхальными службами. А в VIII веке прп. Иоанн Дамаскин составил «по мотивам» этого Слова всем хорошо известные пасхальный канон и стихиры, которые используют некоторые наиболее яркие обороты из Слова. Слово стало читаться между песнями Дамаскинова канона, к которому присоединили обычное окончание утрени с хвалитными псалмами и стихирами — так и возникла, если говорить вкратце, Светлая Заутреня, ну а потом на практике чтение Слова свт. Григория, как принято говорить, «упразднися зело» и остался только сам канон и чтение Слова Иоанна Златоуста в конце утрени. Сделав необходимые пояснения, касающиеся самой службы, перейдем к рассказу о самих чтениях, прежде всего ветхозаветных, которых на службе большинство. Часть из них содержит пророчества о Воскресении Христовом или эсхатологическом преображении мира, являющемся его плодом. В других можно усмотреть прообразы таинств Крещения и Евхаристии, либо они имеют отношение к событию ветхозаветной Пасхи — прообразу Пасхи Нового Завета. А заканчиваются чтения, как это и должно быть на Божественной Литургии, Апостолом и Евангелием. 1. Книга Бытия (1:1–13) В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою. И сказал Бог: да будет свет. И стал свет. И увидел Бог свет, что он хорош, и отделил Бог свет от тьмы. И назвал Бог свет днем, а тьму ночью. И был вечер, и было утро: день один.

http://blog.predanie.ru/article/chteniya...

Нам известно, что во время пребывания Нерона в Греции (в конце 67 и в первой половине 68 г.) Римом правили префекты Гелий и Поликлет. Это было в двенадцатый год царствования Нерона. При этих префектах и пострадал апостол. Так окончилась большая жизнь великого человека. Предание, идущее от Отцов Церкви III–IV века – Тертуллиана и блаж. Иеронима, гласит, что апостол был усечён мечом. Мученическая смерть апостола произошла за три мили от Рима на Остийской дороге, недалеко от нынешней базилики (храма) St. Paolo. Останки апостола хранятся частью в римском соборе св. Петра, частью – в Латеранском – главных храмах католического мира. Мы дали далеко неполную характеристику жизни и деятельности великого апостола языков. В заключение нам остаётся сказать несколько слов об апостоле. Мы называем св. Павла великим апостолом. Величие ап. Павла открывается, прежде всего, в его личности, а затем и в его деятельности. В истории человечества трудно найти более целостный образ, более целостную личность, чем личность ап. Павла: от первых шагов своей апостольской деятельности до темницы Рима, в течение почти тридцатилетнего служения он сохраняет единство с самим собою, единство в своём учении и деятельности, какое поистине могут сохранять только избранники Божии. Это единство учения и целостность личности апостола созданы его верой в Христа Спасителя, его любовью к Богу и человеку, осветившими всю его жизнь и деятельность. «Я сораспялся Христу и уже не я живу, но живет во мне Христос» 127 , – говорит о себе апостол. Эта преданность Христу Спасителю и делу распространения благовестия Христова о спасении человека, о любви Бога к человеку, об ответной любви людей к Богу и между собой, о равенстве всех в Церкви Христовой, чуждом национальной ограниченности, о мире людей во всем мире – была целью жизни великого апостола. Ради осуществления её он готов был терпеть всё и терпел. «От иудеев пять раз дано мне было по сорока ударов без одного; три раза меня били палками, однажды камнями побивали, три раза я терпел кораблекрушение, ночь, и день пробыл во глубине морской; много раз был в путешествиях, в опасностях на реках, в опасностях от разбойников, в опасностях от единоплеменников, в опасностях от язычников..., в опасностях между лжебратиями, в труде и в изнурении, часто в бдении, в голоде и жажде, часто в посте, на стуже и в наготе» 128 , – говорит о себе апостол.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj-Nikols...

Начиная с V в. на этой горе почитается гробница святого пророка Самуила – последнего из судий израильских, установившего монархическое правление в Израиле и помазавшего на царство сначала Саула, потом Давида. Император Юстиниан воздвиг над гробницей величественную церковь . Крестоносцы построили на этом месте базилику и назвали гору «Вершиной радости и слез», потому что с этой горы средневековым пилигримам впервые открывался Святой Город. В XIII столетии изгнавшие крестоносцев мусульмане обратили церковь в мечеть, посреди которой находится гробница (кенотаф) пророка. С 1967 г. здесь действует и синагога, так что гробница «наби Самвила» (пророка Самуила) равно почитается и мусульманами, и иудеями. На холме рядом находится библейский Гаваон. Сегодня это небольшая арабская деревня аль-Джиб. Как и Беероф, Гаваон относится к числу ханаанских городов, заключивших мирный договор с Иисусом Навином и потому не подвергнутых разрушению. Над Гаваоном И. Навин остановил солнце, чтобы израильтяне успели до заката закончить битву победой над врагом (см. Нав. 10, 12–13 ). У подножья холма сохранился ряд древних цистерн («прудов»), о которых упоминается во Второй книге Царств (см. 2Цар. 2, 13 ). Самая большая из них имеет 10 м в глубину и 11,5 м в поперечнике и может вмещать до 180 тонн воды. Подземный туннель 37 м длиной обеспечивал жителей Гаваона водой на случай осады. Наконец, в 15 км к юго-западу от Рамаллы лежит Аль-Кубейба – арабское село, которое еще в средние века отождествляли с местом евангелького Эммауса. Как рассказывает евангелист Лука, в день Воскресения Господа из гроба двое из учеников шли в селение, отстоящее стадий на шестьдесят от Иерусалима, называемое Эммаус; и разговаривали между собою о всех сих событиях. И когда они разговаривали и рассуждали... Сам Иисус, приблизившись, пошел с ними. Но глаза их были удержаны, так что они не узнали Его. Потом Иисус начал изъяснять им сказанное о Нем во всем Писании. И когда пришли в Эммаус, ученики уговорили таинственного Спутника остаться с ними и поужинать. И когда Он возлежал с ними то, взяв хлеб, благословил, преломил и подал им. Тогда открылись у них глаза, и они узнали Его. Но Он стал невидим для них. И они сказали друг другу: не горело ли в нас сердце наше, когда Он говорил нам на дороге и когда изъяснял нам Писание? ( Лк. 24, 13–32 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Нижний придел римской базилики Животворящего Креста освящен во имя святой Елены (capella di Sant " Elena). Он устроен в том самом помещении, которое некогда служило царице жилищем. Под выложенным мрамором полом, как об этом сообщают путеводители , находится та самая земля с Голгофы, которую привезла святая Еленой из Палестины. В годы своей земной жизни святая царица обогатила базилику Честного и Животворящего Креста Господня несколькими ценнейшими христианскими святынями и реликвиями, среди которых, как свидетельствует предание, и большой фрагмент титла с Креста Господня. Когда в Римской империи осужденного вели к месту казни, на его грудь вешали табличку с указанием вины. Иногда это титло несли перед осужденным, как это изображено на картине Аэрта де Гельдера «Шествие на Голгофу» . О практике вешать на осужденного титло свидетельствует и римский писатель и историк Гай Светоний Транквилл (ок. 70 – ок.140): у него есть рассказ о том, как раба, укравшего во время всенародного угощения серебряную накладку с ножа, направили к палачу; отрубленные палачом руки повесили вору на шею вместе с надписью, объяснявшей, в чем вина осужденного, и так водили мимо всех пирующих . В Евангелии от Иоанна читаем: «Пилат же написал и надпись, и поставил на кресте. Написано было “Иисус Назорей, Царь Иудейский”. Эту надпись читали многие из иудеев, потому что место, где был распят Иисус, было недалеко от города, и написано было по-еврейски, по-гречески, по-римски. Первосвященники же иудейские сказали Пилату: “Не пиши: Царь Иудейский, но что Он говорил: Я Царь Иудейский”. Пилат отвечал: “Что я написал, то написал”» (Ин. 19: 19–22). На титле надпись была выполнена на нескольких языках по той причине, что древнееврейский являлся языком местного населения, греческий в то время был своеобразным межнациональным языком общения, а на латинском в Палестине, тогда римской провинции, говорили римляне. Неизвестно, прикрепили ли эту надпись (титло) над головой Иисуса сами воины, но, по всей видимости, они. Так считает известный толкователь Священного Писания А.П. Лопухин и добавляет, что это могло быть сделано воинами уже после того, как распяли Иисуса .

http://pravoslavie.ru/30088.html

Но ныне увидишь очень многих, набивающих шкафы платьями, каждый день меняющих туники и при всем том не могущих избавиться от моли. Иная, чтобы казаться благочестивее, носит одно платье, а в полных сундуках бережет всякие ткани. Окрашен в пурпур пергамент, блестит в буквах золото, переплет отделан драгоценными каменьями — а за дверями умирает обнаженный Христос. Когда протягивают руку нуждающемуся — трубят в трубу. Зовут на вечерю любви — посылают глашатая. Я видел недавно, как одна из знатнейших римских женщин (об имени умалчиваю, чтобы ты не подумала, что я пишу пасквиль), чтобы считаться более благочестивой, предшествуемая евнухами, в базилике св. Петра раздавала бедным, собственноручно, каждому по монете. Между тем (как это часто бывает у нищих) какая-то старуха, покрытая сединами и рубищем, забежала наперед, чтобы получить другую монету. Та, когда дошла до нее по порядку, дала ей вместо динария кулака, так что у бедной старухи полилась кровь. Любостяжание есть корень всякого зла, и поэтому-то называется у апостола идолослужением. Ищи прежде Царствия Божия, и сия вся приложатся тебе. Господь не убьет голодом души праведной. Юнейший бых, ибо состарехся, и не видех праведника оставлена, ниже семене его просяща хлебы (Пс. 36, 25). Илии носили пищу в раны. Сарептская вдова, сама с детьми собираясь умереть в следующую ночь с голоду, накормила пророка; и тот, кто пришел к ней для прокормления, питал ее из чудесно неиссякаемого сосуда. Апостол Петр сказал: Серебра и золота нет у меня; а что имею, то даю тебе: во имя Иисуса Христа Назорея встань и ходи (Деян. 3, 6). А ныне многие, не говоря ни слова, говорят делом: «Веры и милосердия нет у меня, а что имею, серебро и золото, того тебе не дам». Имея пропитание и одежду, будем довольны тем (1 Тим. 6, 8). Послушай, чего просит Иаков в своей молитве: Если Бог будет со мною, и сохранит меня в пути сем, в который я иду, и даст мне хлеб есть и одежду одеться (Быт. 28, 20). Он молил только о необходимом — и спустя двадцать лет возвратился в ханаанскую землю богатым господином и еще более богатым отцом. Бесчисленны в Писаниях примеры, научающие тому, что должно избегать любостяжания.

http://pravoslavie.ru/2712.html

Но ныне увидишь очень многих, набивающих шкафы платьями, каждый день меняющих туники и при всем том не могущих избавиться от моли. Иная, чтобы казаться благочестивее, носит одно платье, а в полных сундуках бережет всякие ткани. Окрашен в пурпур пергамент, блестит в буквах золото, переплет отделан драгоценными каменьями — а за дверями умирает обнаженный Христос. Когда протягивают руку нуждающемуся — трубят в трубу. Зовут на вечерю любви — посылают глашатая. Я видел недавно, как одна из знатнейших римских женщин (об имени умалчиваю, чтобы ты не подумала, что я пишу пасквиль), чтобы считаться более благочестивой, предшествуемая евнухами, в базилике св. Петра раздавала бедным, собственноручно, каждому по монете. Между тем (как это часто бывает у нищих) какая–то старуха, покрытая сединами и рубищем, забежала наперед, чтобы получить другую монету. Та, когда дошла до нее по порядку, дала ей вместо динария кулака, так что у бедной старухи полилась кровь. Любостяжание есть корень всякого зла, и поэтому–то называется у апостола идолослужением. Ищи прежде Царствия Божия, и сия вся приложатся тебе. Господь не убьет голодом души праведной. Юнейший бых, ибо состарехся, и не видех праведника оставлена, ниже семене его просяща хлебы (Пс. 36, 25). Илии носили пищу в раны. Сарептская вдова, сама с детьми собираясь умереть в следующую ночь с голоду, накормила пророка; и тот, кто пришел к ней для прокормления, питал ее из чудесно неиссякаемого сосуда. Апостол Петр сказал: Серебра и золота нет у меня; а что имею, то даю тебе: во имя Иисуса Христа Назорея встань и ходи (Деян. 3, 6). А ныне многие, не говоря ни слова, говорят делом: «Веры и милосердия нет у меня, а что имею, серебро и золото, того тебе не дам». Имея пропитание и одежду, будем довольны тем (1 Тим. 6, 8). Послушай, чего просит Иаков в своей молитве: Если Бог будет со мною, и сохранит меня в пути сем, в который я иду, и даст мне хлеб есть и одежду одеться (Быт. 28, 20). Он молил только о необходимом — и спустя двадцать лет возвратился в ханаанскую землю богатым господином и еще более богатым отцом. Бесчисленны в Писаниях примеры, научающие тому, что должно избегать любостяжания.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=678...

Однако произошло это уже на земле обетованной, той земле, которую Господь показал Моисею и его народу с высокой горы. «И говорил Господь Моисею: " Взойди на сию гору Нево, которая в земле моавитской против Иерихона, и посмотри на землю Ханаанскую, которую Я даю во владение сынам Израилевым, и умри на горе, на которую ты взойдешь " ». Согласно преданию, Моисей не только увидел отсюда землю обетованную, благодаря орлиному зрению, которым в последний миг наградил его Господь, но и был похоронен на этой же горе. На горе Небо (или Нево) и в первый мой приезд, и во второй бушевал ветер, рвавший клочья облаков, бросавший в лицо потоки дождевой воды. По свидетельствам, в солнечную погоду отсюда видна грандиозная панорама Святой Земли: долина реки Иордан, Мертвое море, Иерихон — самый древний город на земле, башни Иерусалима. А сейчас все перемешалось: небо и земля, облака и испарения, поднимающиеся снизу, как дыхание гор. Я вглядывалась в размытый горизонт: где же ты, земля обетованная? Гора Нево с незапамятных времен является одной из самых посещаемых паломниками святынь. Правда, точно никто не знает места на горе, где похоронен Моисей. В конце IV века здесь была построена первая церковь, чтобы отметить место кончины пророка. А в самом конце VI века, при епископе Сергии, настоятель монастыря решил расширить святилище. Новая базилика была украшена дивной красоты мозаиками. В южном нефе церкви позднее была найдена небольшая каменная платформа, которую, по всей видимости, и описала Эгерия, знатная паломница первых веков христианства: «В этой церкви на том месте, где находился амвон, я увидала небольшое возвышение такой величины, какую имеют обыкновенно надгробия. Тогда я спросила святых мужей, что это такое, и они ответили: “Здесь положен ангелами святой Моисей, ибо, как писано, “не уведа никтоже погребения его; так как известно, что он погребен ангелами”». Один из участников нашей группы заметил: «Мы идем путем Эгерии». Да, путем и этой трепетной паломницы, и путем многих тысяч людей, которым было необходимо прочувствовать, вникнуть, коснуться живой земли Библии, здесь, в Иордании.

http://foma.ru/put-ot-vetxogo-k-novomu.h...

Около вазы, под ветвями, с двух сторон – два павлина, по одному с каждой стороны, а в кольцах ветвей разные птицы – орел, голубь, утка – и даже рыба и пр. Если принять во внимание сходство этого рисунка в общих чертах с известным уже символическим «древом жизни» и то, что рисунок подобной вазы с ветвями, цветами и плодами, а также изображение павлинов встречается как в мозаиках на полах, так и – что особенно примечательно – на мраморных плитах иконостасной преграды в базиликах Херсонеса 43 , то должно полагать, что такой рисунок и сам по себе и в особенности в сочетании с крестообразным планом храма несомненно имеет символическое значение. Но – какое? Что касается дерева – двойной, нежно вьющейся ветви с птицами и пр., то этот образ соответствует пророческому изображению Мессии и Его царства у Иезекииля: «Так говорит Господь Бог , – возвещает Пророк, – и возьму Я с вершины высокого кедра и посажу; с верхних побегов его оторву нежную отрасль, и посажу на высокой и величественной горе. На высокой горе Израилевой посажу его, и пустит ветви, и принесет плод, и сделается величественным кедром, и будут обитать под всякие птицы, всякие пернатые будут обитать в тени ветвей его…» ( Иез. 17:22–23 ). Такая полнота и неистощимая сила этого «древа жизни» будет потому, что «вода для него потечет из святилища», как говорит Иезекииль в другом своем пророчестве о том же ( Иез. 47:12 ). Весьма примечательно, что соответственно этому пророчеству Иезекииля, при самом этом крестчатом храме, из-под юго-восточной его стены, т.е. прямо из-под святилища, вытекает источник, обильный пресной водой, несмотря на то что холм, на котором стоит храм, находится в самой вершине морской (Карантинной) бухты. Для этого источника сделан хороший колодезь, иссеченный в каменистой почве холма. Очевидно, как эта интересная деталь, точно соответствуя словам Пророка, отлично дополняет глубокий смысл символики всего храма, с его мозаичным изображением «древа жизни». Из числа многих и разного рода птиц, витающих под тенью широколиственных ветвей, представляемых рисунком мозаики, особенно примечательны два павлина на двух сторонах при основании ветви. По указанию Блаженного Августина , папы Гонория I(625–628 гг.) и др., павлин в христианском искусстве имел несомненно символическое значение. Как символ, павлин встречается здесь очень рано и является образом самобытного света, отсюда – просвещения, возрождения и вечной блаженной жизни. В таком именно значении он встречается в постепенной живописи катакомб, в мозаиках базилик, в баптистериях, на саркофагах и пр. и в разных местах – в Риме, Неаполе, Равенне, как и в Херсонесе. Отсюда понятно, почему образ павлина является в изображении рая в виде сада, как на стенописи в «усыпальнице пяти святых» в Сан-Сотере 44 . Примечательно, что здесь, при основании дерева, именно не один, а два павлина, и только два, – так, как при «древе жизни» два крылатых гения у ассириян и вавилонян, два льва – у персов и арабов, два дракона на памятниках Византии.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/stavro...

Он восьмигранный, увенчанный золотой главой. Если золотая глава есть, по словам нашей Кормчей, " глава Господня, главу бо церковную держит Христос " (Он, как " Солнце правды " , и знаменуется золотой главой храма), то восьмигранный шатер, как это теперь можно считать доказанным символизирует Богоматерь как Владычицу и Матерь Церкви, покрывающую ее " святым Своим омофором " (кстати " мафорий " Приснодевы Марии на православных иконах имеет восьмиконечные звезды на головной части и оплечиях). Но число восемь означает также и " осьмой " век - жизнь вечную в Царстве Небесном, где совершается таинственный брак Агнца с Его невестой - Церковью. " И я, Иоанн, увидел святой город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с неба, приготовленный как невеста, украшенная для мужа своего " . " И пришел ко мне один из семи Ангелов... и сказал мне: пойди, я покажу тебе жену, невесту Агнца... и показал мне великий город святый Иерусалим, который нисходил с неба от Бога " (Откр.21:2,9-10). Здесь, в этой точке, понятия о Новом Иерусалиме как Царстве Небесном и о Церкви Христовой, олицетворением и Матерью которой является Дева Мария, ибо от Нее воспринял Свое тело Христос (а Церковь - " Тело Христово " , по апостолу) становятся тождественны. Отсюда в православном сознании Пресвятая Богородица является одновременно и знамением Церкви, и знамением " Иерусалима Нового " . Такая тождественность нашла отражение и в русской храмовой архитектуре. Крестово-купольный храм русско-византийского типа (а он был на Руси основным с X по XVII век; были также храмы круглые и храмы сложной композиции, а базилик не было совсем) заключал в себе одновременно два представления - о Церкви как собрании верующих и о Царстве Небесном как конечном результате веры во Христа. Не случайно в русском языке слово " церковь " означает и собрание верных, и здание храма, формы и иконы которого призваны свидетельствовать о вечном, объемлющем " новое небо " и " новую землю " Царстве Божием. Символика восьмерика, восьмигранника от символа Богоматери переходит в символ Царства Небесного ( " осьмого " века).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/304/...

Получив благословение сестер, почтенная дева, не принимая участия в монастырских делах, проводила почти все время в размышлениях о Боге и изучении Писания, вздыхая и изливая горькие слезы – этим особым небесным даром она превосходила многих, – затем она снова возвращалась к людям, чтобы укреплять души девушек божественной пищей. Говорят, что она часто по три или четыре часа проводила в молитвах и даже до полудня лежала простершись в молитве, и хотя не было слышно никаких вздохов и тело не сотрясалось от рыданий, однако, она плакала молча, так что циновка, на которой она, распростершись, молилась, была мокрой от слез. Усердно молясь и думая о своей жизни, она внезапно погружалась в размышления, так что потоки слез из глаз стекали на подбородок и капля за каплей словно с крыши падали на землю. Когда яростное преследование, свирепо разрушающее церкви, приблизилось к этому собранию женщин в городе, они переселились в небольшое поместье, только что приобретенное для них рядом с базиликой святого Киприана. Поселившись там, блаженная дева плакала и сильно скорбела о своей спокойной жизни, которую она вела в горах, и о городском шуме. Часто восклицала она в сердце и устами: Ты знаешь, Господи, что я не пожелала дня человеческого на земле ( Иер.17:16 ). Она все время проповедовала, все время молилась, все время пела псалмы, в ее устах всегда можно было услышать хвалу и благословение Господа. Место жительства девушек примыкало к стенам упомянутого святилища и только забором отделялось от входа в алтарь, и если она случайно слышала, что клирики в дни памяти мучеников пели какое-нибудь песнопение, восхваляющее святых, то сразу же под влиянием сладости небесного она начинала плакать, так что казалось, она про себя говорила: Жаждет душа моя к Богу крепкому, живому: когда приду и явлюсь пред лице Божие! Слезы мои были для меня хлебом день и ночь, когда говорили мне всякий день: где Бог твой? ( Пс.41:3–4 ). Когда разум святого человека отделяется от телесных пут, которыми он удерживается в этом земном путешествии от несказанного сияния святых, высушенный жаждой высших желаний, как будто стены мешают быстрым шагом прийти в желанную страну живущих, так и она, считая, что телесный груз ей препятствует, плачет и говорит: Слезы мои были для меня хлебом день и ночь, когда говорили мне всякий день: где Бог твой? ( Пс.41:4 ). Она во что бы то ни стало хотела быть с Тем, с Кем апостол стремился пребывать после смерти, говоря: Разрешиться и быть со Христом лучше ( Флп.1:23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010