Базилика в Кирре. II–III вв. Базилика в Кирре. II–III вв. Город находился на холме над левым (западным) берегом р. Сабун-Сую (приток р. Африн) на территории протяженностью ок. 800 м с севера на юг и от 300 до 800 м с запада на восток. Цитадель занимала наиболее возвышенную зап. часть города. Частично сохранились крепостные стены, а также зап. и сев. городские стены (в основном построены в VI в. на фундаментах эллинистической и рим. эпох). У подножия цитадели сохранился театр (ок. сер. II в.), один из крупнейших в Сирии (диаметр 115 м). С севера на юг город пересекала главная улица cardo maximus, мощенная базальтовыми камнями. С юга один из главных въездов в город был оформлен монументальными воротами. В К. сохранились остатки 3 христ. базилик: 1-я, 3-нефная, расположена к северу от театра в зап. части города; 2-я - в сев.-вост. части; 3-я - на холме к юго-востоку за пределами города, на месте неизвестного античного святилища. Точная идентификация посвящений этих храмов в наст. время не представляется возможной. Согласно сведениям письменных источников, в К. почитались мощи 4 святых. Наиболее распространенным было поклонение мученикам-бессребреникам Косме и Дамиану (пам. 17 окт.), погребенным рядом ок. нач. IV в. в посвященной им базилике к северу от К., в местности под названием Феремма (Фереман). В сер. VI в. на средства имп. Юстиниана I , почитавшего этих святых, базилика была перестроена. Еще одним местом паломничества стало погребение местного святого Дионисия. В ходе раскопок в К. был обнаружен межевой столб с греческой надписью, к-рый обозначал границу владений странноприимного дома, построенного для храма св. Дионисия на средства имп. Анастасия I (491-518) ( Pe ñ a. 2000. P. 120). В К. находились также мощи прп. Дометия Персиянина (пам. 7 авг.), согласно Житию, он подвизался в пещере близ К. и пострадал при имп. Юлиане Отступнике в 363 г. Большинство подвижников, о к-рых рассказал Феодорит в «Истории боголюбцев», жили в К. и его окрестностях в IV - 1-й пол. V в. Среди них святые Акепсим (пам. 3 нояб.; греч. 13 февр., 29 янв.), Зевин, Полихроний (пам. 23 февр.), Марон (пам. 14 февр.), Евсевий (пам. 15 февр.), Фалассий (пам. 22 февр.) и др.

http://pravenc.ru/text/1841117.html

Но все это касалось только самого Феодорита и лишь предугото­вляло его к деятельности, которая носила на себе отпечаток чистоты своего источника. Заботясь о внешнем устроении города, Феодорит, конечно, прежде всего постарался о том, что служить к удовлетворению религиозных по­требностей христиан. В Кирре были ранее храм мученика Дионисия 210 и базилика Косьмы и Дамиана 211 ; упоминается также молитвенный дом, куда, кажется, были перенесены останки святых Апостолов 212 , но, бла­годаря усердию Феодорита, епископия украсилась еще новою церковью. Бедный город едва ли мог давать достаточные средства, но ревностный пастырь увещаниями и просьбами умел, находить нужные суммы 213 . День освящения и обновления был величайшим торжеством для Феодорита; в письмах его по этому случаю проглядывает самая неподдельная радость. Так, софисту Аэрию он писал 214 : «родительница и кормилица призывает вас к желанному вами празднику, ибо освященный храм уже покрыт кровлею, прилично украшен и приглашает жителей, для которых воздвиг­нут. Это – Апостолы и пророки, громогласные вестники Ветхого и Нового Завета. Посему украсьте своим присутствием это празднество, почерпайте проистекающее из него благословение и сделайте для нас праздник еще более радостным». Феодорит желает видеть участниками в духовном веселии даже и тех, которые не были «единоверцами» 215 . Помимо того, епископ всячески старался собрать в город разные святыни. Мощи Апо­столов и пророков были получены из Финикии и Палестины и с пе­нием псалмов встречены «и пастырем и народом, и гражданами и по­селянами». Есть основание думать, что в Кирре находились останки Иоанна Предтечи и патриарха Иосифа 216 . Известно также, что в соседнем селении Китте сооружен был храм, где покоился подвижник Зевинас; а потом туда были перенесены мученики, чтимые в этой области 217 . Таким обра­зом, все было сделано для религиозного преуспеяния общества, а священная ревность епископа и высокий пример его жизни докончили остальное. Каж­дый день, утром и вечером, верующий призывался к богослужению и для назидания Словом Божиим 218 , разъясняемым ученым пастырем.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Чудеса из «аравийской» версии: Cair. 712. Fol. 339-347 (XIV в.); Mingana. Chr. syr. 22. Fol. 4-29 (1527); Paris arab. 154. Fol. 38-53 (XVII в.); Mingana. Chr. syr. 562. Fol. 219-218 (1815). Почитание Космы и Дамиана В Византии К VI в. почитание К. и Д. было широко распространено в Месопотамии, Египте, Греции, Галлии и Италии. Частицы их мощей находились в Кирре, К-поле, Эгах, Риме и в Туре. Память К. и Д. отсутствует в древнейшем Сирийском Мартирологе, созданном в Эдессе в 411 г. Самым ранним свидетельством почитания святых является упоминание их имен в 2 письмах Феодорита, еп. Кирского. В 1-м - сказано о некоем месте поклонения К. (PG. 83. Col. 1373-1374), во 2-м письме, датируемом 434 г., упомянута базилика К. и Д. в Кирре, которую пыталась поджечь толпа противников Феодорита ( Theodoret. Ep.// Idem. Correspondance. P., 1998. Vol. 4. P. 262). Вероятно, началом почитания К. и Д. можно считать кон. IV в. Св. бессребреники Косма и Дамиан исцеляют ногу клирика. Фрагмент Алтаря св. Марка. 1438–1440 гг. Худож. Фра Анджелико (Старая пинакотека, Мюнхен) Св. бессребреники Косма и Дамиан исцеляют ногу клирика. Фрагмент Алтаря св. Марка. 1438–1440 гг. Худож. Фра Анджелико (Старая пинакотека, Мюнхен) Под 457 г. в Эдесской хронике говорится о постройке храма (мартирия) во имя К. и Д. в больнице Эдессы (Chronicon Edessenum//ActaSS. T. 7. P. 439). Агиограф VI в. Кирилл Скифопольский сообщает, что прп. Савва (439-532) перестроил свой дом в Муталаске (Каппадокия) в ц. К. и Д. ( Cyr. Scyth. Vita Sabae. 75). Диак. Феодосий (1-я пол. VI в.) упоминает могилу К. и Д. в Кирре, где, по его свидетельству, мученики и пострадали ( Theodos. De situ Terrae sanctae 32. P. 125). О строительстве храмов, посвященных К. и Д., есть свидетельства во мн. др. источниках V-VI вв. Имеются также довольно ранние свидетельства изображения К. и Д. на иконах и их почитания в агиографических произведениях, посвященных другим святым. Так, в Житии прп. Феодора Сикеота († 613) есть рассказ о том, как во сне заболевшему прп. Феодору явились 2 мужа, в которых он узнал К. и Д., изображенных на иконе, висевшей у него в изголовье. Мужи обращались с ним как врачи: проверяли пульс и советовались друг с другом о состоянии больного, находя его очень тяжелым. Но после того как К. и Д. помолились за умирающего, он исцелился ( Георгий (Елевсий), игум. Житие прп. отца нашего Феодора, архим. Сикеонского/Пер. с греч.: Д. Е. Афиногенов. М., 2005. С. 52-53).

http://pravenc.ru/text/2458823.html

Одного этого было бы вполне достаточно, чтобы история с бла­годарностью вспомянула его имя, если бы он был чисто светский деятель, простой правительственный чиновник. За всем тем мы имеем сведе­ния только о некоторых фактах этого рода, а большинство их остается неизвестным. Во всяком случае изложенное нами выше ясно показывает, что с самого начала своего служения Киррской церкви Феодорит был вовлечен во все важнейшие интересы своей паствы и везде проявлял свое благотворное участие. В одном из ранних своих сочинений и именно в комментарии на Песнь Песней он пишет, что «занят бес­численными заботами городскими и сельскими, военными и гражданскими, церковными и общественными» 195 . Во всех этих отношениях Феодорит выступает в самом привлекательном виде, как отец и благодетель обитателей Киррских. Бедность города, суровость финансовой политики, страдания народа, притеснения правительства: все это служило поводом к яркому обнаружению благородных сторон высокого характера Киррского пастыря. Однако Феодорит был епископом и потому его пастырское слу­жение должно по преимуществу останавливать наше внимание. II. Феодорит-епископ, как духовный пастырь и учитель – Взгляды Феодорита на пастыр­ское служение и образ жизни его в Кирре. – Отношения Феодорита к подвижникам; пол­ная нестяжательность и высокая безупречность его и клира. – Устройство храмов и до­ставление в Кирр мощей разных святых. – Заботы о поднятия нравственного уровня народа. – Борьба против еретиков. – Деятельность во время гонения в Персидской Ар­мении. – Участие к Африканцам, пострадавшим от Вандалов. – Проповедничество в Кирре, Верии и Антиохии. – Письма Феодорита – поздравительные ( ωρτασπχα), по случаю праздников, и утешительно увещательные. – Общая характеристика Феодорита – епископа. Деятельность каждого человека определяется его воззрениями на жизнь, так что высота или низменность последних значительно обусловливают собою качество первой. Если мы взглянет на Феодорита с этой стороны, проникнем в тайники его желаний и надежд, то найдем в нем возможно идеальную личность.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Прежде все избегали осужденного разбойничьим собором из боязни пред диоскоровым могуществом, – теперь он сам устраняется от них. Подводя итог сказанному, мы получаем следующие результаты: a) 146 письмо было отправ­лено Феодоритом из при-Киррскаго монастыря в свой епархиальный город, почему и адресат и архидиакон – члены Киррской церкви; может быть, последний, не имея ничего общего с Аэцием, – одно лицо с клириком, упоминаемым в Феодоритовом послании раннейшего периода (epist. 14 ар. Σακκελων., σελ. 12); b) время происхождения этого трак­тата падает на конец 450 или начало 451 года. 1016 Что архидиаконы имели большой вес в церковном клире, – это факт истории как древней восточной церкви, так и православной русской. Для первой мы укажем на случай с Ивой, которому «воспротивился архидиакон», когда тот хотел рукоположить во епископа некоего Авраамия (Mansi, VII, 224. А. Деян., IV, стр. 209). Мы знаем еще, что один из обвинителей Эдесского пастыря, Мара, был отлучен архидиаконом (Mansi, VII, 232. С. Деян., IV, стр. 216). И сам Феодорит называет производившего в Кирре соблазн клирика «стоящим во главе церковного чина» ( τς κκλησιαστικς προστατεων τξεως). Epist. 146: Μ. 83, col. 1392. В. 1018 Epist. Theodoreti 146: Μ. 83, col. 1389. 1392 (р. 1258. 1259). 1396 (р. 1262). 1397 (р. 1365). 1400 (р. 1266. 1167). 1401 (р. 1268). 1404 (р. 1269. 1270). 1405. 1408 (р. 1273). 1019 Разбирая заявление архидиакона, что христов много, а Сын один, Феодорит замечает, что тот сделал это больше по неразумию, по неведению ( ξ γνο ας). Epist. 146: Μ. 83, col. 1397. В. 1021 Так называет Диоскора папа Лев в письме к Феодориту (Epist. S. Leonis 120(152), cap. 2: Migne, lat. ser. t. 54, col. 1049. Migne, gr. ser. t. 83, col. 1320. A). 1022 См. житие Маркелла у Метафраста (Migne, gr. ser. t. 116, col. 708. Ä Μαρκλλος κ π λεως ρμ το Απαμεων). 1027 Известие об этом находится в «рассказах Диоскора о Халкидонском соборе», обнародованных Э. Ревинью, – французским ученым, издавшим ранее подложные Никейские акты. См. об этом в статье проф. В. В. Болотова : «Из церковной истории Египта» в Христианском Чтении (1884 г., т. 2, стр. 581–725. 1885 г., т. 1, стр. 9–94). 1028 Христианское Чтение, 1884 г., т. 2, стр. 597. Об источниках приписываемых Феодориту выражений и их действительном значении см. в Христианском Чтении, 1885 г., т. 1, стр. 61–68. 1029 Mansi, VI: 1009. A. 1048. А. 1099. B. VII: 104. В. VI: 149. В. 156. В. Деян., III, стр.: 573. 602. 667–668. VI, стр.: 99. 400. S. Leonis epist. 120(152), cap. 3: Mansi, VI, 247. С. Migne, lat. ser. t. 54, col. 1051. Migne, gr. ser. t. 83, col. 1320. C-D. Обстоятель­ное исследование об этом происшествии см. у проф. В. В. Болотова (Христианское Чтение, 1885 г., т. 1, стр. 23–28).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Что это письмо появилось не задолго до разбойничьяго собо­ра, – опровергнуть этого не удастся никакой иезуитской изворотливости. Феодорит теперь не высказывает уже тех надежд на Диоскора, какие он заявлял в письме 60 (М. 83, col. 1232); разбирая клеветы некоторых лиц, очевидно, успевших в своих нечистых происках пред архиепископом Александрийским, он даже излагает свое исповедание веры. Ясно, насколько сильно обострились отношения Феодорита к Диоскору, чего не могло быть почти тотчас после смерти св. Кирилла. Но, потерпев неудачу в этом пункте, Гарнье думает обосноваться иначе, относя кончину Феодота Антиохийскаго к 427 году (Dissert. II, cap. V, § V, not. II ad epist. 83: M. 84, col. 279. Cnf. annot. Valesii ad cap. 40 (39) lib. V. Hist, eccles. Theodoret.: Migne, gr. ser. t. 82, col. 1595–1596). Причисляя сюда упомянутыя в письме даты предстоятельства Иоанна (13 лет ) и Домна (6 лет ), он получает 445 год. Это арифметическое упражнение не отличается особенною исправ­ностью, ибо исходный термин его взят совершенно произвольно; ссылка на историю Фео­дорита ничего не доказывает по тому одному, что там ведется простое преемство Антио­хийских владык без точной хронологии (Hist. eccles. Theodoret. V, 39 (40): Migne, gr. ser. t. 82, col. 1277. Ц. И., стр. 378–380). Совсем другой результат дает нам указанный в письме 25-й год епископства Феодорита во врема его обращения с просьбою к Евтрехию или Ному и апологии пред Диоскором (epist. 80.81.83: М. 83, col. 1257, р. 1138. 1261, р. 1140. 1268, р. 1146–1147). Мы заключаем отсюда, что такой период служе­ния Феодорита Киррской церкви истекал за год до составления посланий к Льву Рим­скому (epist. 113: М. 83, col. 1316, р. 1190) и пресвитеру Ренату (epist. 116: М. 83, col. 1324, р. 1197), т. е. в 448 году; а в таком случае письмо 83 должно было появиться не ранее этого времени, и епископ Феодот скончался приблизительно в 428–429 году. За всем тем остается неоспоримым, что по крайней мере epist. 80 и 81 написаны после Императорскаго указа о безвыездном пребывании Феодорита в Кирре.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

О Мароне пустыннике и Авраамии карийском говорит современный им Феодорит в Истории Боголюбцев. Ученики Марона были: Иаков отшельник 26 ноября, Лимний 22 февр., Домнина 1 марта. Город Кирре был в Сирии на 2 дня пути от Антиохии в евфратской епархии. Наши предки верили, что пр. Марон исцеляет от лихорадки и в старопечатном канонике 31 октября есть ему служба в сем роде. 15 Св. ап. Окисим . Он вскоре после кончины св. Игнатия Богоносца побит камнями в Риме ок. 109. г. и тело его возвращено в Ефес, а усеченный в Путиолах есть другой Описим, учитель свв. Алфея, Филадельфия и Кирика (10 мая); так думают Болландисты (Febr. II. 855) и Ассемани (Calend. T. VI. 148). Мощи св. Окисима и церковь во имя его в Царьграде были в 1200 году, как говорит русский паломник Антоний стр. 161. сн. 1 дек. 16 12 мучеников . В Деяниях св. (Febr. 16 ет. 17. Ion. I. 62) из Евсевия о палестинских мучениках. У Евсевия прямо означен день мучения их 16 февраля. Болландисты относят кончину их к 308 году; по сказанию она пострадали в 6 лето гонения Диоклитианова, которое началось в 303 году, след. пострадали в 308 или 302 году. Евсевий был современником сих мучеников, жил в том же городе, где они пострадали, и был другом некоторых из них, наприм. Памфила. Иероним очень уважал мученика Памфила и, нашедши некоторые рукописи его, считал себя богаче Креза. (См. Узуардор Мартиролог и Ceillier Т. IV. 435). Св. Маруфа писал на сирском языке, в числе его сочинений есть история персидских мучеников, о коей было выше (Т. I о четьих минеях, стр. 195). Многие из его сказаний о мучениках приведены в Христианском Чтения в 1827 году. Филарет в учении об отцах кончину его полагает не около 416 года; как у Вершиского около 422 года. (Сн. Herzeg. IX, 131). 17 Св. Феодор тирон . Страдания его описаны очевидцем; ибо он говорит: в видехом честную и святую его душу, аки молнию вземшуюся на небеса. У св. Григория нисского есть слово (Орр. X III. ed. 1638. р. 570), где весьма подробно и согласно с актами описываются страдания мученика. Сказание о чудеси св. великомуч. Феодора согласно с повествованием о том же Нектария, патриарха константинопольского. (4 века. У Сурия 9. ноября 231). См. св. Димитий ростовский стр. 160. Нектарий патриарх константинопольский (381–397) писал уже, почему в первую субботу великого паста совершается память св. Феодора; и так сие празднование весьма древне, Патриций Сфоракий консул, в 451 году присутствовавший на халкидонском вселенском соборе, построил во имя сего мученика храм (Дю-Канж IV, 139) и место его называлось: в Сфоракиевых. Часть костей мученика, исхищенных из огня, говорят, принесена в 12 веке в Бриндизи, глава же находится в Гаэте. Паломник Антоний в 1200 году видел мощи его в царских палатах в Царьграде. Несмотря на древность празднования сему святому, он не находится 17 февраля в некоторых древних месяцесловах, потому что празднование ему совершалось в субботу первой недели великого поста.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Таким образом, отвергаемое со­бором по ложному истолкованию его еретиками не должно считаться вполне совпадающим с подлинною христологией Киррского пастыря и всецело содержащим ее в себе: это не более, как факты временного и взаимного недоразумения между «Востоком» и Александрией. Резюмируя все сказанное нами выше, мы приходим к таким выво­дам о результатах заседания 17-го мая 553 года: 1) личность Феодорита, как человека и учителя, и чистота его христологических воззрений не­оспоримы, а 2) должны быть выделены из круга авторитетных его тво­рений только некоторые неважные сочинения, которые подлежат анафеме не исключительно вследствие еретического их содержания, но по особым причинам и главным образом из-за превратного истолкования их в смысле чисто несторианского διαρεσις и проистекающей отсюда соблазни­тельности их для немощных членов Церкви. От этого решения был прямой переход к утверждению; в проме­жуток между ними была сделана лишь небольшая историческая справка на счет волнений касательно Феодорита в Кирре при Юстине в епископство Сергия 1281 , что, конечно, нисколько не могло влиять на заключительное поста­новление, которое и было объявлено на восьмом собрании, в понедельник, 2-го июня. Но прежде, чем произнести свое последнее слово, Константинополь­ские судьи предпосылают несколько предварительных замечаний о том, что они занялись вопросом о «главах» для устранения соблазна, возбужденного пропагандою несторианами их трудов для своих коварных целей 1282 , и рас­сматривают его в духе Халкидонских отцов 1283 . Посему-то, руководствуясь всем этим, собор осуждает «то, что нечестиво написал Феодорит» 1284 , и определяет следующее: «если кто защищает нечестивые сочинения Фео­дорита, которые он написал против истинной веры и против первого Эфесского святого собора и святого Кирилла и двенадцати его глав, и все, что написал он в защиту Феодора и Нестория и в защиту других, которые мудрствовали одинаково с вышесказанными Феодором и Нестори­ем, защищая их и их нечестие и по причине этого называя нече­стивыми учителей Церкви, которые исповедуют ипостасное соединение Бога Слова (с плотию), а не анафематствуют упомянутые нечестивые сочинения и тех, которые мудрствовали или мудрствуют подобно им, и всех, которые писали против правой веры и святого Кирилла и двенад­цати его глав и умерли в таком нечестии: тот да будет ана­фема» 1285 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

С самых ранних лет находившийся под влиянием строгих подвиж­ников и благотворным воздействием своей благочестивой матери, сочув­ственно относившийся к аскетическим идеалам, Феодорит, может быть, навсегда остался бы под сению принявший его обители; но блеск скры­вавшагося под спудом светильника был хорошо знаком всем, и по­тому Апамийский отшельник против воли должен был принять в управление Киррскую церковь 98 . Это важное в жизни Феодорита событие, открывшее пред ним широкое поле для плодотворной деятельности, слу­чилось в 423 году 99 , когда он только что достиг тридцатилетнего возраста 100 . На Антиохийском престоле тогда был Феодот, который, помимо всего другого, заслуживает признательного уважения уже за одно то, что сумел оценить необычайные способности молодого отшельника и склонил его выйти из затвора, если только ему принадлежит инициатива избрания преемника Исидору Киррскому. Мы делаем это ограничение потому, что в древности нередко сама церковная община предлагала кандидатов на празд­ную кафедру 101 , а Феодорит мог быть знаком Кирру еще по своим ран­ним посещениям этой области для благочестивых целей. Посвященный в высокий сан старейшим предстоятелем своей провинции, митрополи­том Иерапольским (может быть, при участии Феодота), Феодорит стал пятым из известных нам епископов Киррских 102 . Сделавшись вид­ным человеком, новый пастырь своею ученостью, энергией и нравствен­ною безукоризненностью приобрел громкую славу и глубокое уважение на всем «Востоке»; живя в бедном городке, он иногда правил всем Антиохийско-Сирийским округом, поскольку для предстоятелей Восточной столицы был умом и определяющею силой. С этого времени имя Феодо­рита связывается с самыми важными событиями в истории Церкви, пони­мание которых невозможно без правильного разумения его личности. Но прежде чем перейти к этому периоду, мы должны остановиться на об­щем изображении Феодорита – епископа и изложить факты его деятельности ­на Киррской кафедре. Это даст нам возможность сохранить большую последовательность в дальнейшем повествовании о его жизни. При том же некоторые эпизоды этого рода трудно прикрепляются к какому-либо хронологическому пункту, а другие, относясь исключительно к характери­стике Феодорита, получают свое значение безо всякого отношения к вре­менной обстановке. Подобный распорядок представляется нам тем более уместным, что о первых семи годах жизни Феодорита в Кирре нам ничего неизвестно. Итак, нам следует теперь обрисовать, в каком свете является Феодорит, как епископ. Здесь он выступает пред нами, во-первых, в качестве общественного деятеля, практика – админи­стратора, на пользу своего города, а равно жителей Киррестии и других провинций, и во-вторых, – в качестве духовного пастыря и владыки вверенной ему церкви. I. Феодорит-епископ, как гражданский деятель – администратор

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Вот он-то (Епифаний) и свидетельствует, что ап. Андрей проповедовал в Синопе. В доказательство этого он указывает на то, что в VIII и IX вв. в Синопе существовала церковь и икона св. Андрея. Это верно; но дальнейшее сообщение, «oti eti ontoV tou apostolou h eikwn egrajh» [(что) изображение было написано, когда был апостол], есть лишь смелый вывод, за справедливость которого ни существование церкви, ни иконы не ручаются. Далее возникает предположение, что и сама церковь не явилась ли только потому, что древние обитатели Синопа узнали, что ап. Андрей проповедовал в Синопе, распространили это мнение и устроили в честь апостола церковь. Итак, здесь мы, может быть, имеем дело с позднейшим местным преданием, не с достоверностью. Что вообще поздние предания не всегда заслуживают доверия, это видно и из следующего. Если о чем особенно устойчиво могли сохраниться сведения, то, конечно, прежде всего о месте мученической кончины апостолов. Предание о месте погребения их могло твердо сохраниться при опоре на такой вещественный памятник, как гроб апостола. Однако и в этом отношении предания между собою разногласят, и согласить их иногда возможно только под условием того предположения, что апостолы проповедовали в одном, а погребены в другом месте. Например, ап. Варфоломей представляется по одним известиям скончавшимся а) в Индии, а по другим б) в городе Урванополе – Корванополе – Алванополе, в великой Армении. Тут, очевидно, интерпретация. Первое сообщение – об Индии – преувеличено: апостол проповедовал там, а не скончался. О Фаддее одно предание говорит, что он скончался а) в Вирите финикийском, а другое – б) в Остракине, городе египетском, третье – в) в Армении a) внутренней, b) в области Дзофк (Tzojanhnh в IV Армении), у) в области Артаз (по Моисею Каганкатваци). При этом по первому преданию (а) он скончался мирно, по другим двум (бв) мученическою смертью. Очевидно, что такие сообщения в корне подрывают друг друга. Ап. Иуда (=Фаддей Леввей Зилот) по одним сказаниям – умер и погребен в Вирите; подругам (=Фаддей Леввей) – в Остракине или же во внутренней Армении; по некоторым (=Иуда Иаковлев) – в Эдессе. Но особенно расходятся повествования о месте смерти ап. Симона Зилота; то он умер а) в Епифании сирийской, то б) в Кирре, который при Евфрате, то в) в Персии, то г) в северной Колхиде (между Suani), то д) в Иверии (Грузии), то е) в Британии, то, наконец, ж) в Иерусалиме (смешение с Симоном Клеоповым). Место смерти апостола и евангелиста Матфея определяется то а) в Габале сирийском или в Вивле финикийском, то б) в Иераполе сирийском, то в) в Наддавере (в Абиссинии?). Что это разнообразие сказаний стоит в связи с трудной экзегетической задачей согласить Мф.10:3 с Лк.6:16 – это ясно, но разногласие таких преданий не перестает быть фактом. 2. Распространение христианства на Востоке

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010