35 . Как еще могли мы проявить большее послушание, чем последовав примеру Христа, Который по виду став как человек, смирил Себя, быв послушным даже до смерти ( Флп. 2:7–8 ). Он всех освободил послушанием: Как непослушанием одного человека сделались многие грешными, так и послушанием одного сделаются праведными многие ( Рим. 5:19 ). Если Он послушен, то пусть они усвоят пример послушания, которому мы следуем, говоря тем, кто обвиняет нас и возбуждает против нас императора: «Мы платим кесарево кесарю, а Божие – Богу». Подать принадлежит кесарю, этого никто не отрицает, но Церковь принадлежит Богу, и не надо присуждать ее кесарю, ибо право кесаря не может распространяться на храм Божий. 36 . Никто не может отрицать, что я говорю с почтением к императору. Что более почтительно, чем называть императора сыном Церкви? Когда его так называют, имеют в виду не грех, а благодать. Император пребывает внутри Церкви, но не над Церковью ; благой император ищет помощи Церкви, не отвергает ее. Это мы говорим со смирением и утверждаем с постоянством. Но некие люди угрожают нам пожаром, мечом, изгнанием. Мы, рабы Христовы, научились не бояться, а тем, кто не боится, никакой страх не в тягость, ибо написано: Стрелами младенцев стали их удары ( Пс. 63:8 ). 37 . Очевидно, что мы ответили на их вопросы. Теперь я задам им вопрос, который задал Спаситель: Крещение Иоанново с небес было или от человеков ( Лк. 20:4 )? Не могли иудеи Ему ответить. Если иудеи не объяснили крещения Иоаннова, то неужели Авксентий отменил крещение Христово? Ибо это крещение не от людей, но с неба, его принес нам Ангел великого совета ( Ис. 9:5 ), чтобы мы оправдались пред Богом. Так почему же Авксентий считает нужным заново крестить верный народ, уже крещенный во имя Троицы, когда апостол говорит: Один Господь, одна вера, одно крещение ( Еф. 4:5 )? Почему Авксентий называет себя противником людей, а не Христа, хотя презирает волю Бога и осуждает крещение, которое Христос даровал нам во оставление наших грехов? 76 (Maur. 20). О передаче базилики (брат сестре) 360

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

3633 Не лишнее отметить, что о. Герман был подвигнут к своей работе мистическим внушением. Сам он так рассказывает об этом в конце книги: „Я много лет был болен нервами и мозговым истощением (esaurimento cerebrale) в такой сильной форме, что, после бесплодных попыток лечения и при непрерывном возрастании болезни, я был принуждён наконец оставить всякие занятия. Однажды, в день поминания основателя титула св. Паммакия, когда я служил у его алтаря, я почувствовал внушение дать обещание написать работу об базилике и о мучениках в ней чтущихся и стал молиться, чтоб эту работу я стал в силах осуществить. Бог услышал мой обет и молитву, и в ту же минуту я почувствовал себя исцелённым”. 3634 „Ибо когда один говорит; „я Павлов”, а другой: „я Аполлосов” – то не плотские ли вы?.. Итак никто не хвались человеками, ибо всё ваше. Павел ли, или Аполлос, или Кифа, или мир, или жизнь, или смерть, или настоящее, или будущее – всё ваше. Вы же Христовы, а Христос – Божий”. 3641 Пункты прошения москов. старообр. и мнения Митрополита Платона повторяются и в указе Св. Синода 1801 г. февр. 6. В архиве Моск. Дух. Консистории см. этот указ в кн. указов Св. Синода за 1801 г. 17. 3649 К этому слову относится следующая надпись, сделанная на документе рукой И.А. Ненарокомова: „Вероятно Гр. Игнатьеву была сообщена какая-то записка, поясняющая просьбу единоверцев, или проектировавшая решение по этой просьбе. Но записки этой в делах Св. Синода не имеется”. Конечно, не оказалось её и в бумагах Н. И. Субботина . 3650 Все приведённые здесь документы должны были послужить Н.И. Субботину материалом для предполагавшейся статьи в обличение всяческой лжи quasi-ucmopuчeckux исследований Карловича, но таковой статьи в печати не появилось. Почему не использовал эти документы сам Н.И. об этом мы не имеем сведений. Спр. в статье „Празднование 50-ти-летия церковно-общественной деятельности проф. Н.И. Субботина ”, Богосл. Вест. 1902 г. декабрь, где помещён перечень статей Субботина, им же самим просмотренный. 3652

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

7 . Как вы помните, о том мы и сказали, когда начинали читать это Послание, что оно более всего восхваляет любовь 135 . И если по видимости Иоанн говорит то об одном, то о другом, он всегда возвращается к этому и все, о чем он говорит, он хочет свести к этой самой любви. Посмотрим, не так ли и здесь. Слушай: “Всякий, кто рожден от Бога, не творит греха”. Спросим, какого греха; потому что если понимать под этим всякий грех, это противоречит другому месту Послания: Если скажем, что греха в нас нет, сами себя обманываем, и истины в нас нет. Тогда пусть скажет, что это за грех, пусть укажет нам, чтобы не вышло, что я опрометчиво назвал этим грехом нарушение любви, потому что раньше Иоанн сказал: Кто ненавидит брата своего, тот во тьме, и во тьме ходит, и не знает, куда идет, потому что тьма ослепила глаза его ( 1Ин 2:11 ) 136 . Может быть, Иоанн что-то сказал об этом далее и упомянул любовь открыто. Посмотрите, именно к этой цели, к этому исходу ведет он круг слов: Всякий, кто рожден от Бога, не грешит, ибо семя Его в нем пребывает. Семя Божие – это слово Божие, оттого и Апостол говорит: Я вас родил во благовествовании ( 1Кор 4:15 ) 137 . – “И не может он грешить, потому что рожден от Бога”. Пусть же он скажет нам, посмотрим, в чем он не может грешить. По тому узнаются сыны Божии и сыны диавола: всякий, кто не праведен, тот не от Бога, и кто не любит брата своего ( 1Ин 3:10 ) 138 . Теперь уже, конечно, все ясно из его слов и кто не любит брата своего. Это значит, что только любовь составляет различие между сынами Божиими и сынами диавола. Пусть все знаменуются знамением креста Христова, пусть все отвечают: “Аминь”, пусть все поют: “Аллилуйя”, пусть все принимают крещение, вступают в Церкви и строят стены базилик 139 – но лишь по любви отличаются сыны Божии от сынов диавола. Кто имеет любовь, тот рожден от Бога. В этом важнейший признак, в этом великое различие. Пусть у тебя есть все что угодно, но если у тебя нет лишь этого одного, нет тебе никакой пользы от остального; если же у тебя нет ничего другого, то будь у тебя только это – и ты исполнил закон. Ибо кто любит другого, тот исполнил закон, – говорит Апостол, и еще: Полнота закона – любовь ( Рим 13:8–10 ) 140 .

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

А сам Хлодвиг направил послов в святую базилику и при этом сказал: «Идите туда, может быть, в святом храме будет вам какое-нибудь предзнаменование о победе». Причем он дал им подарки, для того чтобы они положили их в святом месте, и сказал: «Если Ты, Господи, мне помощник и решил передать в руки мои этот неверный и всегда враждебный Тебе народ, то будь милостив ко мне и дай знак при входе в базилику святого Мартина, чтобы я узнал, что Ты меня, Твоего слугу, счел достойным Твоей милости». Слуги поспешили, и когда они приближались к назначенному месту и по приказанию короля уже входили в святую базилику, то в этот момент глава певчих неожиданно пропел следующий антифон 333 : «Ты препоясал меня силою для войны и низложил под ноги мои восстающих на меня. Ты обратил ко мне тыл врагов моих и истребил ненавидящих меня» 334 . Услышав этот псалом, послы, воздав благодарность Господу и пообещав священные дары блаженному исповеднику, с радостью сообщили об этом королю. Когда же Хлодвиг с войском подошел к реке Вьенне, он совершенно не знал, где ему перейти, так как река от дождей вышла из берегов. И когда той ночью король молил Бога, чтобы Тот соблаговолил указать ему место перехода, то рано утром у него на глазах по воле Божьей вошел в реку олень удивительных размеров, и Хлодвиг узнал, что войско сможет переправиться там, где переходил олень 335 . А когда король подошел к Пуатье, то он издали, еще находясь в лагере, увидел, как из базилики святого Илария появился огненный шар, который будто бы двигался по направлению к нему. Вероятно, это видение означало, что король с помощью света, изливаемого блаженным исповедником Иларием, сможет легче одержать победу над войском еретиков, против которых часто боролся за веру этот епископ. И Хлодвиг настрого приказал всему войску ни там, где оно находилось, ни в пути никого не грабить и ни у кого ничего не отбирать. В то время был муж похвальной святости, аббат Максенций, который ради страха Божьего жил затворником в своем монастыре, расположенном в области Пуатье.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Tursk...

Агнец Божий; Италия. Равенна; VI в.; местонахождение: Италия. Равенна. Базилика Сан-Витале Четыре всадника Я взглянул, и вот, конь белый, и на нем всадник, имеющий лук, и дан был ему венец; и вышел он как победоносный, и чтобы победить (Откр 6:2). И вышел другой конь, рыжий; и сидящему на нем дано взять мир с земли, и чтобы убивали друг друга; и дан ему большой меч (Откр 6:4). Я взглянул, и вот, конь вороной, и на нем всадник, имеющий меру в руке своей (Откр 6:5). И я взглянул, и вот, конь бледный, и на нем всадник, которому имя «смерть»; и ад следовал за ним; и дана ему власть над четвертою частью земли — умерщвлять мечом и голодом, и мором и зверями земными (Откр 6:8). Вслед за снятием Агнцем первых четырех печатей с запечатанной книги перед нами последовательно появляются четыре всадника: на белом, огненно-рыжем, вороном, то есть черном, и «бледном» коне. Последние три очевидным образом обладают негативной символикой, указывая на такие бедствия, как война, голод и мор. Интересно, что в оригинальном греческом тексте о цвете четвертого коня сказано «зеленый». Как правило, такой цвет понимается метафорически, как указание на нездоровый цвет лица смертельно больного человека. Отсюда и традиционный перевод «бледный». Первый всадник, изображенный в Бамбергском Апокалипсисе (1000—1020) Что касается первого всадника, то с пониманием этого образа дело обстоит гораздо сложнее. Белый цвет коня и характеристика сидящего на нем как «побеждающего» указывает на то, что этот всадник — носитель спасения. Это может быть Сам Христос или образ спасающей человека благодатной силы Церкви. Таким и было доминирующее в святоотеческую эпоху толкование: первый всадник понимался либо как образ Самого Христа (Ириней Лионский), либо как образ торжествующей евангельской проповеди (Андрей Кесарийский). Однако большинство современных библеистов образ четырех всадников интерпретируют как негативную, злую силу. При этом некоторые ученые высказывают предположение, что первый всадник символизирует антихриста, а белый цвет его коня и победоносный вид всадника могут толковаться как указание на маскировку антихриста под Христа.

http://foma.ru/10-simvolov-apokalipsisa-...

В Евангелии от Марка говорится, что женщины, войдя во гроб, увидели ангела Божия, который аналогичным образом сообщил им о Воскресении Иисуса Назарянина Распятого и сказал: Идите, скажите ученикам Его и Петру, что Он предваряет вас в Галилее; там Его увидите, как Он сказал вам (Мк. 16:7). Опять в словах ангела присутствует Галилея. Когда эта группа мироносиц побежала к апостолам, им на пути явился Сам Иисус Воскресший: И се Иисус встретил их и сказал: радуйтесь! И они, приступив, ухватились за ноги Его и поклонились Ему. Тогда говорит им Иисус: не бойтесь; пойдите, возвестите братьям Моим, чтобы шли в Галилею, и там они увидят Меня (Мф. 28:9–10). Воскресший Господь, очевидно, подтвердил ангельские слова о том, что апостолы должны увидеть Его в Галилее. Кроме этого, существенно важно отличие данного второго явления Воскресшего Господа от первого явления Марии Магдалине. Второе явление мироносицам произошло тогда, когда они бежали от Гроба к апостолам, а поэтому локализация самого явления в какой-то степени зависит от местонахождения дома апостолов. Согласно традиции, дом апостолов находился на вершине горы Сион . В этом доме, как известно, проходила Тайная Вечеря. «После разрушения Иерусалима в 70 г. от Р. Х. иудеям было запрещено входить в город, но на горе Сион христиане построили церковь, внутри которой разместился дом с горницей, где проходила Последняя Вечеря. Церковь называлась церковью Святого Сиона и Матери Церкви Христианской» . В 1898 г., во время раскопок Германской миссии, на вершине горы Сион были обнаружены фрагменты базилики IV b. . Археологи пришли к выводу, что «базилика Святого Сиона была построена между 40 и 80 гг. IV b. на вершине горы, на месте дома Тайной Вечери (Сионской горницы). Впервые упоминается паломницей Эгерией в 384 г. и блж. Иеронимом в жизнеописании св. Павлы» . Дополнительным доказательством в пользу истинности отождествления дома апостолов с базиликой Святого Сиона служит её соседство с кенотафием (пустой гробницей) Давида. Согласно некоторым источникам новозаветного периода, гробница Давида находилась приблизительно в современном месте её почитания . Соседство Сионской горницы с гробницей Давида подтверждается проповедью ап. Петра в день Пятидесятницы: Мужи братия! да будет позволено с дерзновением сказать вам о праотце Давиде, что он и умер и погребен, и гроб его у нас до сего дня (Деян. 2:29) . Сейчас гробница Давида находится в цокольном этаже комплексного сооружения, на верхнем этаже которого находится горница Тайной Вечери. Всё это здание на настоящий момент принадлежит Израилю. С 2014 года в Сионской горнице правительством Израиля запрещено христианским паломникам совершать молитвы, петь песнопения и вслух читать Библию. Единственное, что разрешено в Сионской горнице, — читать молитвы шёпотом.

http://bogoslov.ru/article/6174022

В то время жил там святой епископ Тетрик, о котором мы упоминали в предыдущей книге 523 . Клирики, положив три книги на алтарь, то есть Пророчества, Апостол 524 и Евангелие, молили Господа открыть им, что ожидает Храмна: ждет ли его удача и действительно ли он получит королевство, и да пусть Господь явит сие божественной силой Своей; при этом они договорились о том, что каждый из них прочтет во время службы ту страницу, которую он наугад откроет. И вот когда вначале была раскрыта книга пророков, они нашли в ней следующие строки: «Отниму ограду его от него, и будет он опустошаем; вместо того чтобы принести виноград, принес он дикие ягоды» 525 . Затем открыли Апостол и обнаруружили в нем: «Ибо сами вы достоверно знаете, братия, что день Господень придет, как тать в ночи. Ибо когда будут говорить: «Мир и безопасность», тогда внезапно постигнет их пагуба, подобно тому, как мука родами постигает имеющую во чреве, и не избегнут» 526 . А в Евангелии устами Господа было сказано: «А всякий, кто слушает сии слова Мои и не исполняет их, уподобится человеку безрассудному, который построил дом свой на песке, и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и налегли на дом тот, и он упал, и было падение его великое» 527 . Храмн же был принят в базилике упомянутым епископом, там он вкусил причастие 528 и затем устремился дальше к Хильдеберту. Однако в город Дижон ему не разрешили войти. В то время король Хлотарь храбро сражался с саксами. Ведь саксы, как утверждают, побуждаемые Хильдебертом и негодуя на франков, еще с прошлого года вышли из своей области, пришли во франкскую землю 529 и разорили все до самого города Дойца, и совершили весьма тяжкое преступление. 17. В то время Храмн, уже будучи женатым на дочери Вилиахара, приехал в Париж, заключил с Хильдебертом союз на верность и любовь и поклялся в том, что он самый злейший враг своему отцу. А король Хильдеберт, пока Хлотарь воевал с саксами, пришел в Реймскую Шампань, дошел до самого города Реймса, все опустошая грабежами и пожарами. Так как Хильдеберт услышал, что брат его убит саксами, и считая, что все теперь в его власти, он захватил все области, куда только мог дойти.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Tursk...

Вифлеем. Церковь Рождества Христова. Базилика Рождества Церковь. Действует.   Престолы: Рождества Христова Год постройки:Между 327 и 535. Адрес: Израиль, Вифлеем, пл. Яслей (Manger Sq). Координаты: 31.70431, 35.20762 Проезд:По Хевронскому шоссе в Иерусалиме до южного выезда из города через КПП-300 Далее прямо, а на развилке налево. Из Иерусалима от Шхемских (Дамасских, Наблусских) ворот (Шаар Шхем, Баб эль-Амуд) автобус 124 арабской автобусной компании. Изменить описание Добавить фотографии Восточный фрагмент мозаики южной стены клеристория. Слева Первый Никейский Собор 325 г. (фрагментарно) и Второй (I Константинопольский) Собор 381 г. (сохранился полностью). Снизу предки Христа согласно родословию в Евангелии от Матфея (имена см. в статье). Круг мастера Ефрема. Около 1170 г. Серж 9 апреля 2008 Карта и ближайшие объекты Добавить статью К базилике Рождества Христова с юга примыкает женский монастырь Георгия Победоносца . История церкви Рождение младенца Иисуса описывается в Евангелии от Луки: «В те дни вышло от кесаря Августа повеление сделать перепись по всей земле. Эта перепись была первая в правление Квириния Сириею. И пошли все записываться, каждый в свой город. Пошел также и Иосиф из Галилеи, из города Назарета, в Иудею, в город Давидов, называемый Вифлеем, потому что он был из дома и рода Давидова, записаться с Мариею, обрученною ему женою, которая была беременна. Когда же они были там, наступило время родить Ей; и родила Сына своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице». (Лука, 2:1-7.) Ясли эти, по представлениям современных исследователей, находились в нижнем этаже обычного вифлеемского дома. Нижний этот этаж служил хлевом, в отличие от верхнего этажа, использовавшегося в качестве жилого помещения. Общая комната в верхнем этаже и могла быть той «гостиницей», в которой Иосифу и Марии не хватило места. В некоторых сохранившихся старых домах в Вифлееме нижний ярус полностью или частично вырублен в мягком камне Иерусалимских гор.

http://sobory.ru/article/?object=14202

Вознесение Господне. V в. Деталь резных дверей церкви Санта Сабина в Риме Другим древним примером иконографии Вознесения является одна из сцен, представленная на резных деревянных дверях базилики Санта Сабина в Риме (V век). Она исполнена раннехристианской символики и особого вероучительного характера. Юный Спаситель со свитком в левой руке изображен стоящим в круглом медальоне, сплетенном будто из лавровых ветвей. По сторонам от Него – крупные буквы α (альфа) и ω (омега), отсылающие к тексту Откровения Иоанна Богослова, где Господь говорит: «Я есмь Альфа и Омега, начало и конец» (Откр. 1: 8). Вокруг ореола Христа расположены символы святых евангелистов, а ниже – свод с небесными светилами и двое учеников, предстоящих Христу и держащих над головой изображенной между ними Женщины крест в круге. О присутствии Богоматери при Вознесении Сына ничего не сообщается у евангелистов, однако Ее образ будет отныне центральным во всех иконах праздника как свидетельство о возносящемся во плоти Христе, рожденном от Девы. Следует также отметить, что среди свидетелей восхождения Господа на небеса присутствует наряду с апостолом Петром и апостол Павел. Это несоответствие исторической действительности не смущало художников, так как они создавали прежде всего символический образ Новозаветной Апостольской Церкви, установленной на земле Спасителем и вверенной Им после Вознесения апостолам. Вознесение Господне. Миниатюра Евангелия Рабулы. 586 г. Библиотека Лауренциана, Флоренция В чрезвычайно развитом по иконографии Вознесении из сирийского Евангелия Рабулы (586 г.) особо подчеркивается триумфальный характер события и его связь со вторым пришествием Господа. Так, стоящую в центре Богоматерь по сторонам фланкируют фигуры двух ангелов в белых одеждах. Десница ангела, возглавляющего правую группу апостолов, показана в жесте речи, тогда как ангел, изображенный слева, указывает на возносящегося во славе Христа. Это является прямой иллюстрацией текста Деяний святых апостолов: «И когда они смотрели в небо, во время восхождения Его, вдруг предстали им два мужа в белой одежде и сказали: мужи Галилейские! Что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо». (Деян. 1: 10–11). Эсхатологический смысл композиции подчеркивается и изображением под славой Христа тетраморфа с огненными колесами, описанного в текстах ветхозаветных пророчеств (см.: Иез. 1: 4–25) и Апокалипсисе (см.: Откр. 4: 7–8).

http://pravoslavie.ru/1361.html

Все ли Апостолы? Все ли пророки? Все ли учители? Все ли чудотворцы? Все ли имеют дары исцелений? Все ли говорят языками? Все ли истолкователи? ( 1Кор.12:12–25, 27, 29–30 ). Эти строки писались в ту эпоху, когда церковная иерархия еще не была четко сформирована и терминология еще не устоялась. Однако сам принцип иерархии служений выражен в этом тексте очень четко и последовательно. В церковной иерархии времен Павла можно – пусть и весьма условно – выделить два крыла: иерархическое и харизматическое. Во главе церковных общин стояли сами апостолы. Там, где они не присутствовали лично, они поставляли вместо себя епископов, или пресвитеров. В Деяниях и посланиях Павла термины «епископ» (πσκοπος – букв. «блюститель», «наблюдатель») и «пресвитер» (πρεσβτερος – букв. «старший», «старец») нередко синонимичны. Так, например, в 20-й главе Деяний рассказывается о том, как Павел призвал «пресвитеров церкви (τος πρεσβυτρους τς κκλησας)» ( Деян.20:17 ), которым сказал о том, что Бог поставил их «блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога» ( Деян.20:28 ): термином «блюститель» в данном случае переведено слово πσκοπος. В Послании к Титу Павел пишет: «Для того я оставил тебя в Крите, чтобы ты довершил недоконченное и поставил по всем городам пресвитеров, как я тебе приказывал: если кто непорочен, муж одной жены, детей имеет верных, не укоряемых в распутстве или непокорности. Ибо епископ должен быть непорочен, как Божий домостроитель...» ( Тит.1:5–7 ). Ап. Пётр поставляет во епископа Ермагора. Мозаика базилики Сан-Марко, Венеция. XII в. В рассказе об Апостольском Соборе в Иерусалиме епископы вообще не упомянуты: многократно употребляется лишь выражение «апостолы и пресвитеры» ( Деян.15:2, 4, 6 ). С другой стороны, Павел говорит о «епископах и диаконах» ( Фил.1:1 ), не упоминая о пресвитерах. В Послании Климента Римского к Коринфянам, датируемом концом I века, также нет четкого различения между служениями епископа и пресвитера: «Немалый будет на нас грех , если неукоризненно и свято приносящих дары будем лишать епископства. Блаженны предшествовавшие нам пресвитеры...» 69 . Здесь термины «епископ» и «пресвитер» употреблены синонимично. В том же послании Климент говорит о поставлении апостолами «епископов и диаконов» 70 , не упоминая о пресвитерах, что, опять же, свидетельствует об идентичности, в его глазах, обоих служений.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010