И невольно вспоминаются трогательные, умоляющие слова кроткого юноши, обращенные к злобному гонителю: «за что господин мой преследует раба своего? что я сделал? какое зло в руке моей?» ( 1Цар. 26, 18 ). Здесь же в Вифлееме отыскал Давида пророк Самуил и впервые помазал его на царство, а впоследствии, когда Давид сделался царем во Израиле, то Вифлеем стал называться почетным именем города Давидова. Тут же на полях вифлеемских и колодезь Давидов, из которого он, томимый жаждою, хотел напиться в то время, когда Вифлеем был занят филистимлянами; тогда трое из храбрецов его войска с опасностью для своей жизни пробрались чрез стан неприятельский и достали воды своему любимому вождю; но мужественный царь вылил эту воду «во славу Господню и сказал: сохрани меня Господь, чтобы я сделал это! Не кровь ли это людей, ходивших с опасностью собственной жизни?» ( 2Цар. 23, 14 – 17 ). Вслед за тем он разбил на голову врагов и овладел Вифлеемом. Далее к югу за горами находятся знаменитые пруды Соломоновы, откуда этот мудрый царь устроил водопровод в Иерусалим, и доныне являющийся поразительным сооружением 15 . Таковы библейские воспоминания, оживающие в душе христианина при виде Вифлеема и его окрестностей. Но как слабы и тусклы они пред святым воспоминанием о величайшем событии, озарившем человечество новым светом и создавшем Вифлеему истинное величие и славу, – рождеством Христовым! Вся последующая история Вифлеема проходит в зависимости от значения его, именно как места рождения здесь Спасителя мира, как места христианского благоговения и почитания. Уже в первые века христианства Вифлеем развивался благодаря путешествию сюда благочестивых паломников. В 330 году Константин В. построил в Вифлееме великолепную базилику, а впоследствии Юстиниан сделал в ней перестройки. Позднее здесь были построены монастыри и храмы, так что к 600 году христианской эры город был известен всему христианскому миру своим сравнительным процветанием. Однако разрушительные удары истории не пощадили Вифлеема, как и большинство дорогих христианскому сердцу мест Святой Земли.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

Исследователи заметили, что Петр в сюжете traditio legis нередко стоит слева от Христа, в то время как доминирующая сторона, отражающая первенство после примата, является правой. Такие изображения Петра мы видим на саркофаге из Вероны (IV век), на саркофаге полководца Стиликона из базилики святителя Амвросия в Милане (IV век) и на других саркофагах. В контексте раннехристианской иконографии указанного времени правая сторона символизировала милосердие, в то время как левая — требовательность (строгость) . Строгость к людям Завета объясняется притчей о винограднике, где «хозяин дома» (Бог), посылает «слуг» (пророков) собрать плоды, «виноградари», убившие наследника — иудеи, «новые виноградари» — язычники (Мф. XXI. 33-41). Как следствие этого делается заключение: «Потому сказыкаю вам, что отнимется у вас Царство Божие и дано будет народу, приносящему плоды его» (Мф. XXI. 43). В Деяниях Апостолов это сказано еще более ясно: «Тогда Павел и Варнава с дерзновением сказали: “Вам первым надлежало быть проповедану слову Божию, но как вы отвергаете его и сами себя делаете недостойными вечной жизни, то вот, мы обращаемся к язычникам. Ибо так заповедал Господь: Я положил тебя во свет язычникам, чтобы Ты был во спасение до края земли” (Деян. 13, 46-47)». В контексте этой логики проповедник среди язычников Павел идет раньше проповедника среди иудеев Петра. На пальме в сцене traditio legis, в ветвях которой укрывается Павел, изображена птица. Безусловно, это феникс, символ воскресения, провозвестником которого был апостол среди язычников. Саркофаг Проба. Грот святого Петра, Ватикан. IV в. На некоторых сценах «передачи закона» крест изображается не всегда у апостола Петра, следовательно, здесь крест присутствует не как орудие смерти апостола, но в более глубокой трактовке. На саркофаге Проба (грот Ватикан) крест держит Христос. Он стоит на холме, из которого текут четыре реки, в правой руке держит крест, а в левой — раскрытый свиток закона. Петр стоит справа, слева Павел. Крест в руке у Христа орнаментирован, что означает Его славу, и изображен одновременно как трофей победы и как посох . На предыдущем описанном изображении креста, что на плече у Петра, крест представляется как указание «Кто не несет креста своего и идет за Мною, не может быть Моим учеником» (Лук. 14.27). Здесь крест прочитывается уже не только как орудие распятия, но как и сам призыв: не все ученики должны быть распяты, но должны нести на себе знак духовного возрождения Тав, то есть печать крещения, что в грядущей эсхатологии понимается как имя Отца и Сына . Это крест эсхатологии, небесной славы.

http://bogoslov.ru/article/6176142

Итак, выйдя, как мы сказали, из базилики, они дошли до ближайшего к городу поместья, называемого Юкундиак 723 . Но с Меровеем ничего плохого не случилось. И так как в то время Гунтрамна, как мы рассказали обвиняли в гибели Теодоберта 724 , король Хильперик послал письмо к гробу святого Мартина, в котором была просьба, чтобы блаженный Мартин ему ответил, можно ли выгнать из его [св. Мартина] базилики Гунтрамна или нет. Диакон Бавдегизил, доставивший это письмо, положил на святую могилу вместе с тем письмом, которое он принес с собой, чистый лист. После трехдневного ожидания, не получив никакого ответа, он вернулся к Хильперику. Но Хильперик послал других, чтобы они взяли с Гунтрамна клятву в том, что он без его ведома не покинет базилику. Гунтрамн охотно поклялся перед алтарным покровом, прикоснувшись к нему 725 , что он без приказания короля никогда отсюда не выйдет. А Меровей, не веря пророчице, положил на могилу святого три книги то есть Псалтирь, книгу Царств и Евангелие, и, проведя всю ночь в молитвах, просил блаженного исповедника сказать ему, что будет с ним, чтобы по Божьему знаку он узнал, сможет ли получить королевство или нет. После этого он провел три дня в посте, бдении и молитвах и, придя вторично к святой могиле, открыл книгу, которая оказалась в книге Царств. Первая же строка на странице, которую он открыл, была следующего содержания: «За то, что вы оставили Господа, Бога вашего последовали за чужими богами, и поступили неправильно пред очами Его, за это предал вас Господь, Бог ваш, в руки врагов ваших». 726 В Псалтири же открылся такой стих: «Однако за вероломство их Ты положил им несчастья; Ты низверг их, пока они поднимались. Как пришли ли они в разорение? Внезапно они исчезли и погибли от беззакония своего» 727 . В Евангелии же он нашел следующее: «Вы знаете, что через два дня будет Пасха, и Сын Человеческий предан будет на распятие» 728 Придя в смущение от этих ответов, Меровей очень долго плакал на могиле блаженного епископа, затем, взяв с собой герцога Гунтрамна, удалился с пятьюстами или более человек. Когда он вышел из святой базилики и совершал свой путь по области Оксера, он был схвачен герцогом короля Гунтрамна – Эрпоном. Но, находясь у него под стражей, он неизвестно каким образом убежал и укрылся в базилике святого Германа 729 . Узнав об этом, король Гунтрамн пришел в ярость, наказал Эрпона штрафом в семьсот золотых и отстранил его от должности, говоря: «Ты задержал, как сказал мой брат [Хильперик], его врага. Если бы ты думал о том, что делаешь, ты должен был прежде всего привести его ко мне, в противном случае ты не должен был бы прикасаться к тому, кого ты лишь для вида удерживал».

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Tursk...

Итак, наиболее вероятно предположить, что дом апостолов, куда бежали жены-мироносицы, находился на вершине горы Сион, где были обнаружены фрагменты базилики IV века. Убедительнейшим аргументом в пользу локализации дома апостолов именно на горе Сион служит 2-я стихира Пасхи: «Приидите от видения жены благовестницы, и Сиону рцыте: приими от нас радости благовещения, Воскресения Христова: красуйся, ликуй и радуйся, Иерусалиме, Царя Христа узрев из гроба, яко жениха происходяща» . Из этой стихиры ясно видно, что мироносицы призываются рассказать о Воскресении Христа Сиону, где, совершенно очевидно, находились апостолы. Неверие апостолов мироносицам и третье явление Воскресшего Господа Петру (Лк. 24:9–11; Ин. 20:18; Мк. 16:9–11; Лк. 24:12; 1 Кор. 15:5) Евангелие говорит, что апостолы не поверили свидетельствам мироносиц (Мк. 16:11; Лк. 24:11). Но П ётр, встав, побежал ко гробу и, наклонившись, увидел только пелены лежащие, и пошёл назад, дивясь сам в себе происшедшему (Лк. 24:12). Где-то в это время Воскресший Христос явился Петру. Это утверждение подтверждается тем, что во время возвращения в Иерусалим эммаусских путников апостолам было уже известно о явлении Петру Воскресшего: И, встав в тот же час, возвратились в Иерусалим и нашли вместе одиннадцать апостолов и бывших с ними, которые говорили, что Господь истинно воскрес и явился Симону (Лк. 24:33–34). Также и ап. Павел свидетельствует, что Христос явился Петру ранее, чем двенадцати: И что явился Кифе, потом двенадцати (1 Кор. 15:5). Где явился Христос Петру? По всей видимости, где-то в Иерусалиме. Четвёртое явление Воскресшего Господа эммаусским путникам (Лк. 24:13–35; Мк. 16:12) Следующее явление Воскресшего Господа произошло в сам день Воскресения — двум ученикам, которые шли в селение, отстоящее стадий на шестьдесят от Иерусалима, называемое Эммаус (πορευμενοι ες κμην πχουσαν σταδους ξκοντα π ερουσαλμ, νομα μμαος) (Лк. 24:13). Здесь следует оговориться, что в некоторых древних рукописях ( N Θ 079vid. l 844. l 2211 vgmss syhmg )  указывается не «стадий на шестьдесят» (σταδους ξκοντα) , а «стадий на сто шестьдесят» (σταδους κατν ξκοντα) . Одна стадия в то время равнялась 192 м. Соответственно, 60 стадий — это 11,5 км, а 160 стадий — 30,7 км.

http://bogoslov.ru/article/6174022

– Каждый человек приходит к пастырю со своими вопросами… Они могут быть связаны с проблемами в семье, с детьми. Знаете, в тяжелое для себя время люди всегда ищут поддержку в Церкви, независимо от того, какие у них проблемы. – Что вы считаете вызовом времени для православного человека? Возможно, конкретно в Австрии. – Вызов в это тяжелое время – оставаться христианином. В это быстрое и «турбулентное» время вызов – не потерять веру в Бога и Его Церковь. – Какой главный урок вы вынесли за годы священнического служения? – Я понял за эти годы, что очень важно быть всегда готовым прийти на помощь человеку, уметь его выслушать и поддержать духовно. Очень важна проповедь, правильный подход к каждому человеку. Потому что молиться к нам приходят люди разных национальностей, среди которых есть и австрийцы. – Если паломник (или путешественник) из России окажется в Австрии, какие места вы обязательно посоветуете ему посетить? – В первую очередь посоветую посетить базилику Мариацелль (там хранится фигурка Богородицы, известная как «Мать Австрия» и считающаяся национальной святыней), бенедиктинский монастырь в Мельке, Кюбрукскую часовню и, конечно, прекрасные церкви Вены! Это собор святого Стефана (Штефансдон), Карлскирхе. – В завершение задам наш традиционный вопрос. Какие слова из Священного Писания особенно воодушевляют и поддерживают вас в трудные минуты жизни? У нас в приходе молятся люди разных национальностей, и мы рады каждому – В данный момент моей жизни мне ближе всего цитата из послания к Галатам: «Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса; все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись. Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе. Если же вы Христовы, то вы семя Авраамово и по обетованию наследники» (Гал. 3: 26–29). У нас в приходе молятся люди разных национальностей, и мы рады каждому прихожанину любой этнической принадлежности. Рейтинг: 9.9 Голосов: 268 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты

http://pravoslavie.ru/142805.html

Когда Предтеча указал своим ученикам – Иоанну и Андрею – на Иисуса, как на Агнца Божия, как свидетельствует Евангелие, они сразу же последовали за Христом. Будучи наравне с Петром и Иаковом одним из приближенных к Господу учеником, Иоанн стал свидетелем Преображения Господня, возлежал на груди Христа на Тайной Вечере, и именно ему, любимому ученику, Христос поручил попечительство о своей Матери. В Евангелии от Иоанна об этом говорится так: «Иисус, увидев Матерь и ученика тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Жено, се сын твой. Потом говорит ученику: се Матерь твоя. И с этого времени ученик сей взял Ее к себе» ( Ин. 19:26-28 ). Долгое время Иоанн оставался в Иерусалиме, проповедуя «не дальше Иудеи и Самарии». Но, по преданию, во время гонений на христиан около 43 г. он вместе с Богоматерью перебирается в Эфес. Во время следующих гонений при императоре Домициане (81–96 гг.) он был арестован и отправлен на суд в Рим. Пребывание Иоанна в столице сопровождалось многими чудесами: он остался жив после принятия яда и погружения в кипящее масло. Передумав казнить святого, император отправляет его в ссылку на остров Патмос, где он записывает видение, именуемое Откровением Иоанна Богослова (Апокалипсис). При римском императоре Нерве (96–98 гг.) он возвращается в Эфес, где и умирает столетним старцем во времена правления уже императора Траяна. По одной из средневековых легенд святой Иоанн не умер, а вознесся на небо. Так, по преданию, столетний старец перед смертью повелел семерым ученикам похоронить себя живым, что они и исполнили, не решаясь ослушаться его. Выкопав в земле крестообразный гроб, в который он лег, закрыли лицо его платом и, утирая слезы, закопали. Но, узнав об этом, остальные христиане скоро раскопали могилу, но она оказалась пустой. Каждый год, 8 мая, земля в этом месте стала мироточить, и многие прикасавшиеся к ней исцелялись от болезней душевных и телесных. Скоро на этом месте была возведена гробница, особо почитавшаяся верующими. А в VI в., на месте кончины апостола, при императоре Юстиниане I была возведена грандиозная базилика, с шестью куполами, внутри которой находилась усыпальница св.

http://azbyka.ru/fiction/sto-velikix-svy...

Когда рассмотришь все это [как следует], Феодул, и осознаешь, как много ваятели и художники поспособствовали упрочению заблуждений в человечестве, то, полагаю, не сможешь без великого насилия над собой проникнуться неким уважением к сим корифеям искусств. И поныне таковы они, какими были всегда. А были они соработниками жрецов, которые, в свою очередь, служили орудием того, чье имя Господь потребил в век и во век века ( Пс.9:6 ). Но сей «непоминаемый» смеется слаще всего, когда ученые головы с профессорскими очками отрицают его существование. Святые Божии пророки громогласно ополчались против творцов «вольного» искусства, состоящих в услужении у ложных богов. Проклят, кто сделает изваянный ши литый кумир (в серб.: лик резной ши литой. – Пер.), мерзость пред Господом, произведение рук художника ( Втор.27:15 ). Так [говорит] Моисей. Вторит ему и Исаия: Идола выливает художник, и золотильщик покрывает его золотом ( Ис.40:19 ). В другом же месте он же с усмешкой отмечает, как плотник (в серб.: художник. – Пер.) срубает дерево в лесу, чтобы одну его часть сжечь в огне [для обогрева, другой частью сварить и поджарить себе снедь. – Пер.], а из остатков... делает бога, идола своего ( Ис.44:13–17 ). Впрочем, ничье слово не способно так отобразить приукрашенную ложь идольских храмов, как Христова укоризна, адресованная фарисеям: Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты. ( Мф.23:27 ). Многие исследователи древнего зодчества утверждают, что языческие храмы по своей стройности, грандиозности и по богатой палитре материалов далеко превосходнее христианских базилик. Пусть так, но при этом сии изыскатели не хотят признаться, что все это великолепие – лишь пестрая оболочка фальши. Ложь – ее содержание. Ложь – суть этих святилищ. Ложь – то, что образует их подоплеку. В самом сокровенном углу их внутреннего микромира лежит свившаяся кольцом змея. Но при этом наружное одеяние лжи столь нарядно и притязательно, что не легко перед ним устоять. Эту внешнюю личину языческой фальши сотворили художники. И тем самым стали основными глашатаями и агентами идолопоклонства по всей земле.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Левнаст, архидиакон буржский, из-за бельма лишился зрения. Хотя он ходил по многим врачам, он никак не мог восстановить зрение. И тогда он пришел к базилике блаженного Мартина. Там он, постоянно постясь и моля вернуть ему зрение, пробыл два или три месяца. Когда же наступил праздник, глаза его прояснились, и он начал видеть. Однако, вернувшись домой, он позвал одного иудея, который поставил ему на лопатки пиявки для того, чтобы лучше видели глаза. Но как только ему спустили кровь, он опять ослеп. Когда это случилось, он снова вернулся к святому храму. И там он вновь оставался долгое время, но зрение так и не восстановилось. Я полагаю, что это ему не было даровано из-за его грехов. Как говорит Господь: «Ибо кто имеет, тому дано будет и приумножится; а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет» 687 ; и еще: «...вот, ты выздоровел, не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже» 688 . В самом деле, он оставался бы здоровым, если бы, помимо божественной силы, не воспользовался помощью иудея. Ведь апостол об этом напоминает и объясняет в таких словах: «Не преклоняйтесь под чужое ярмо с неверными, ибо какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмою? Что общего между Христом и Велиаром? Или какое соучастие верного с неверным? Какая совместимость храма Божия с идолами? Ибо вы храм Бога живого. И потому выйдите из среды их и отделитесь, говорит Господь» 689 . Посему пример этот да научит каждого христианина, чтобы он, если сподобился небесного исцеления, не прибегал бы к земному врачеванию. 7. Но следует упомянуть и о том, кто и какие мужи были призваны в этом году ко Господу. Я считаю великими и угодными Богу таких людей, которых он призвал с нашей земли к себе в рай. Именно так ушел из мира благословенный пресвитер Сенох, который жил в Type. Родом же был он тейфал 690 . Став клириком в Турской области, он удалился в келью, которую сам построил в древних стенах. Собрав монахов, он восстановил давно разрушенную часовню. Он же сотворил множество чудес над болящими, о чем мы написали в книге его жития 691 .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Tursk...

Лики херувимов были вышиты на завесе, закрывавшей вход в святое святых (Исх 26. 31-33). Святое святых охраняли позолоченные скульптуры херувимов, сделанные из масличного дерева (3 Цар 6. 23-28). Чистое золото, сплошь покрывавшее святое святых (3 Цар 6. 20), являло образ сияния Славы Божией. Древние символы рая унаследованы христианским церковным искусством. Православные храмы украшены мозаиками, фресками, иконами, резьбой и растительным декором. Православная иконография включает райские пальмы, цветы и растительные орнаменты, ибо " праведник цветет, как пальма, возвышается, подобно кедру на Ливане. Насажденные в доме Господнем, они цветут во дворах Бога нашего " (Пс 91. 13-14). Ветхозаветные описания изображений ангелов, пальм и цветов можно сопоставить, например, с византийскими мозаиками базилики святого Аполлинария Нуово в Равенне (VI век), представляющими процессии мучеников и мучениц в райском саду. Зеленые луга под ногами святых усеяны цветами лилий. Между фигурами христианских подвижников - пальмы, символизирующие вечную жизнь. В период иконоборческой ереси в Византии ветхозаветные символы рая изображались вместо икон, так что храмы, по свидетельствам современников, " превратились в сады, цветники и птичники " . Адам был призван " возделывать и хранить " Едемский сад (Быт 2. 15). После грехопадения людей хранителями рая стали херувимы: " И изгнал Бог Адама и поставил на востоке у сада Едемского херувима и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к дереву жизни " (Быт 3. 24). Священное Писание сравнивает херувимов со стражами, стоявшими у ворот храма: " И поставил Иодай священник привратников у ворот дома Господня, чтобы не мог входить нечистый почему-нибудь " (2 Пар 23. 18). В Новом Завете Первосвященник Господь Иисус Христос вверил ключи от райских врат Своей Церкви: " Я говорю тебе: ты - Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее; и дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах " (Мф 16. 18-19). Поэтому на стенах ранних византийских храмов между пальмами изображены святые, а не херувимы. Например, на одной из византийских мозаик Равенны святой апостол Петр, стоящий между пальмами, держит в руках ключи Царства Небесного.

http://pravoslavie.ru/1456.html

Моисей пасет стада Иофора и Неопалимая Купина. Мозаика. VI в. Базилика Сан-Витале, Равенна Сами взаимоотношения Создателя с Его творениями рассматриваются в Библии как взаимоотношения пастыря-пастуха с его овцами: «Как пастух поверяет стадо свое в тот день, когда находится среди стада своего рассеянного, так Я пересмотрю овец Моих и высвобожу их из всех мест, в которые они были рассеяны в день облачный и мрачный. И выведу их из народов, и соберу их из стран, и приведу их в землю их, и буду пасти их на горах Израилевых, при потоках и на всех обитаемых местах земли сей» ( Иез. 34: 12 –13). Существует предание о том, как однажды Моисей потерял маленькую овечку, долго искал и наконец нашел ее близ бурной реки. Ягненок хотел пить, но не решался сам подойти к столь яростно шумевшему потоку. В умилении Моисей воскликнул: «Бедный ягненок! Я не подумал, что ты просто хочешь пить и поэтому побежал к воде! Ты устал, и вот, я помогу тебе». Напоив овечку, Моисей отнес ее на собственных плечах к стаду. И сказал тогда Господь Бог: «Ты испытываешь сострадание к стаду, принадлежавшему обычному смертному человеку из плоти и крови! Отныне же ты будешь пасти Израиль – Мое стадо». Выражение «и пришел к горе Божией, Хориву» с одной стороны как бы предвосхищает славные события, связанные с этим местом 1 , с другой же стороны, может свидетельствовать о том, что чудесные события начались сразу, как только Моисей со стадом «пришел к горе». Существует такое предание: когда Моисей проходил мимо горы Хорив, он обратил внимание на то, что птицы боятся приближаться к горе и кружат в отдалении. Когда же Моисей направился в сторону горы, ему представилось, что гора «в ответ» сама начинает движение в его сторону. Как только Моисей отступал, гора также возвращалась на прежнее место. И лишь когда Моисей, подойдя, вступил на подножье горы Хорив, она обсела и застыла на одном месте. Те из вас, кто какими-нибудь судьбами побывал в пустыне, не сочтут подобное предание недостоверным: известные миражи великих пустынь действительно то приближают крайне удаленные предметы или ландшафты, то удаляют их.

http://pravoslavie.ru/98006.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010