Базилика мц. Евлалии в Мериде. XIII в. Базилика мц. Евлалии в Мериде. XIII в. В 1229 г. кор. Леона Альфонс IX отвоевал Мериду и воздвиг на месте обветшавшей базилики Е. новый храм в романском стиле. Город стал центром духовно-рыцарского ордена св. Иакова (см. Сантьяго ), члены к-рого особо почитали Е. В 1612 г. рядом с церковью из остатков античного храма Марса была сооружена капелла в память мученичества Е. В 90-х гг. XX в. в ходе археологических раскопок под церковью были обнаружены остатки древних сооружений, возведенных над могилой мученицы. Ежегодно с 8 по 10 дек. в Мериде празднуются дни памяти Е., совершается процессия со статуей мученицы из посвященной ей церкви в кафедральный собор. В 2004 г. в Мериде прошли торжества, приуроченные к 1700-летию мученичества Е. В нач. V в. почитание Е. распространилось в Африке. Блж. Августин посвятил мученице проповедь (Miscellanea Augustiniana. R., 1930. Vol. 1/Ed. G. Morin. P. 593-595). Имя Е. значится в календаре Карфагенской Церкви (сер. VI в.). Не позднее сер. V в. почитание мученицы отмечено в Италии, где ее имя было внесено в италийскую редакцию Мартиролога блж. Иеронима. Изображение Е. находится среди мозаик базилики Сант-Аполлинаре Нуово в Равенне (60-е гг. VI в.). Наиболее ранним свидетельством почитания Е. в Галлии является надпись из г. Бетерры (ныне Безье), к-рый в VI в. входил в состав королевства вестготов. В кон. VI в. свт. Григорий Турский посвятил чудесам мученицы главу в соч. «О славе мучеников» ( Greg. Turon. Glor. martyr. 90). Григорий упоминает о 3 деревьях, которые росли у базилики Е. в Эмерите и начинали цвести в сер. дек., в день памяти мученицы. Цветы этих деревьев помогали от различных недугов. Григорий Турский сообщает также о торжественных крестных ходах, которые устраивались в Эмерите в день памяти Е. Мученица упоминается в стихотворении свт. Венанция Фортуната «О девственности» ( Venant. Fort. Miscellanea. 6: De virginitate//PL. 88. Col. 271). В англосаксон. Британии на рубеже VII и VIII вв. о Е. писал св. Альдхельм , еп. Шерборнский, в поэме «Похвала девам» ( Aldhelm. De laud. virg. 46//PL. 89. Col. 146; I dem. De laudibus virginum//Ibid. Col. 273). К 1286 г. относятся сведения о пребывании части мощей Е. в г. Эльн (совр. деп. Вост. Пиренеи, Франция). Однако более вероятно, что там находились мощи св. Евлалии Барцинонской.

http://pravenc.ru/text/187160.html

6. Когда молва об этом дошла в Толедо до блаженной Леокадии, она, преклонив колена в молитве, в том же месте, где ее держали, завершив молитву, препоручила Господу свой дух. 7. Честь и слава и могущество во веки веков Господу, увенчавшему мучеников и исповедников Своих в мире. Аминь. Мученица Евлалия Меридская Св. Евлалия Меридская вместе с Викентием Сарагосским – безусловно, самые почитаемые мученики в древней Испании. Ранние свидетельства о ее мученичестве – эти гимн Пруденция (конец IV b.) и текст деяний, относящийся к концу VII – началу VIII bb. Св. Евлалии посвящено несколько отдельных исследований 247 и немалое количество статей. Почитание святой на ее родине не угасает: в Мериде «Ассоциация святой Евлалии» выпускает журнал, посвященный разным вопросам, связанным с почитанием святой. Идаций, испанский хронист V b., упоминает о ней, сообщая о завоевании Испании вандалами. 248 Также Исидор Севильский связывает с заступничеством Евлалии избавление города от войск Теодориха. 249 Покровительницей и защитницей Мериды она считается и поныне. О значении Евлалии для вестготской Мериды ярко свидетельствует «Житие меридских отцов», публикуемое в настоящем сборнике, однако ее почитание вышло далеко за пределы родного города и самой Испании. Храм в ее честь был освящен на территории нынешней Франции в 455 г. 250 Вместе с другими мученицами Евлалия изображена на мозаике VI в. в базилике Сант-Аполлинаре Нуово в Равенне. Григорий Турский в VI b. рассказывает о процессиях в день ее памяти, сообщая, что в этот день три дерева, растущие у места ее погребения, благоухают и на них появляются удивительные цветы. 251 Блж. Августин посвящает ей проповедь , 252 Беда Достопочтенный упоминает Евлалию, «выстоявшую в огненном зеве печи». 253 Крайне важными являются археологические свидетельства ее почитания. Пруденций (Perist.3. 186–215) упоминает об алтаре, воздвигнутом на месте погребения святой (фундамент мартириума и поныне находится под базиликой св. Евлалии). Предполагают, что вокруг ее гробницы возникло христианское кладбище именно после ее погребения. 254 В середине IV в. на ее гробнице построили мартириум, между 429 и 530 гг. – базилику, которая перестраивалась в 560–570 гг. (о чем повествует «Житие меридских отцов»), около IX в. базилика была разрушена и заново отстроена в 1229 г. 255 В 1612 г. рядом с базиликой построили «homito» (печь) на предполагаемом месте ее сожжения, используя при строительстве фрагменты римского храма.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Этот период изучен в И. фрагментарно, т. к. храмы использовали и перестраивали в средневековье, их ранние части утрачены или скрыты новыми. По сути ни один из храмов И., построенный до VII в. включительно, не сохранился хотя бы в относительно целом виде. Археологические исследования в действующих церковных комплексах крайне ограничены. Так, важнейший соборный комплекс в Таррагоне, построенный на месте храма имп. культа, закрыт огромным позднесредневек. собором, и раскопки возможны только на узком участке клуатра. До наст. времени в И. не удалось сформировать многоуровневый археологический музей, как в других церковных центрах Европы, напр. Галло-рим. музей Фурвьер в Лионе. Святилище в Санта-Эулалия-де-Боведа. III в. Святилище в Санта-Эулалия-де-Боведа. III в. При имп. Константине I Великом в крупнейших центрах Римской империи развернулось строительство зданий, специально приспособленных для христ. богослужений, быстро разрабатывалась их типология. Малочисленность исследованных зданий и спорность их датировок не позволяют пока делать обобщения о характере архитектуры этого периода в И. В наст. время ее особенностью можно считать лишь наличие храмов с апсидами с запада и с востока - церкви на Серро-дель-Хермо близ Эспьеля (пров. Кордова; кон. VI в.), на вилле Бруньель близ Кесады (пров. Хаэн; IV-VI вв.), храм Вега-дель-Мар (Сан-Педро-де-Алькантара, пров. Малага; IV-VI вв.). Кроме церковных сооружений на средства императоров продолжали строить ипподромы, напр. ипподром имп. Константина II (337-340) в Мериде. В IV-V вв. заметен упадок старых общественных зданий, языческих храмов и жилых построек в центрах городов («Дом у амфитеатра» в Мериде), на их месте часто возникали кладбища. Этот процесс охватил все города в И., в т. ч. и самые крупные, и сопровождался усиленным строительством на окраинах, у христ. церквей и епископских комплексов, которому покровительствовали правители. Здесь же, вокруг могил мучеников, складывались христ. кладбища. Так, на раннехрист. кладбище Таррагоны (существовало до VII в.) вокруг руин базилики IV в. обнаружены погребения III в. с фрагментом надписи о почитавшихся здесь мощах святых Фруктуоза, Авгурия и Евлогия; на кладбище сохранились саркофаги (с IV в.). В сер. IV в. на арене местного амфитеатра, где, по преданию, мученики были сожжены в 259 г., была построена небольшая крестообразная церковь. В Мериде за городской стеной уже в IV в. почиталось место погребения мц. Евлалии, над к-рым был сооружен мартирий, а во 2-й пол. V в.- 3-нефная базилика. Др. центр ее почитания - Санта-Эулалия-де-Боведа (галисийск. Санталья-де-Боведа) близ Луго, бывшее языческое святилище Кибелы (III в.), где сохранились сводчатый потолок с остатками живописи и бассейн.

http://pravenc.ru/text/2007788.html

Мощи святой были обретены чудесным образом 23 октября 877 года епископом Фродоином в Барселоне, в том месте, где сейчас находится храм Санта Мария дель Мар. Сейчас они пребывают в крипте кафедрального собора Барселоны. Деяния Евлалии Барселонской ­практически полностью повторяют деяния Евлалии Меридской. По этой причине, а также потому, что нет никаких свидетельств почитания святой до VII века, большая часть ученых считает, что Евлалия была только одна — в Мериде, а со временем ее почитание в Барселоне превратило ее в местную святую. Наименее скептическую позицию занимал каталонский историк Фабрегас Грау. Его основной аргумент в пользу почитания Евлалии Барселонской как отдельной святой — гимн мученице «Fulget», написанный предположительно около 656 года Кириком, епископом Барселоны. Другой аргумент — одна из редакций истории ее мученичества, относящаяся, по его мнению, ко второй половине VII века и менее похожая на деяния меридской святой. Даже если Кирик, автор гимна, и Кирик, епископ Барселоны и участник X Толедского собора в 656 году, — одно лицо (что не очевидно) и аргументы ученого о разных редакциях деяний также верны (в чем другие ученые сомневаются), почитание святой в Барселоне в конце VII века еще не подтверждает историческую достоверность ее мученичества в начале IV века. В вопросе о почитании Евлалии есть и политическая составляющая. Теорию о том, что Евлалия была только одна, в Каталонии называют «имперской» и отчаянно ей сопротивляются, защищая покровительницу города от исторической критики. Ошибочные критерии  Говоря о правильных критериях общецерковного почитания древних святых, следует упомянуть и о некоторых критериях, которые, на мой взгляд, ошибочны. Если у нас есть достоверные сведения о почитании святого в неразделенной Церкви, то, на мой взгляд, некорректно ставить вопрос об отношении этого святого к Filioque и папскому примату. Если следовать этой логике, из святцев следовало бы исключить сонм западных святых, которые не соответствуют современному пониманию вопроса о Filioque в антикатолических кругах или современной православной экклезиологической модели.

http://e-vestnik.ru/analytics/sobor_svya...

27. Оттуда всеми почитаемое блаженное тело Викентия было перенесено в базилику, где упокоилось с почестями. Затем в кафедральном соборе в честь мученика был освящен алтарь, так он, почитаемый сам, почтил место, посвященное Богу для совершения таинств. Так как мощи его находились во многих местах, это послужило к более широкому его почитанию. Он заслужил почитание многих и чем больше мест освятил, тем более был почитаем сам. 28. Да будет имя Господа благословенно во веки веков. Аминь. Мученица Евлалия Барселонская Публикуемые деяния Евлалии Барселонский практически полностью повторяют деяния Евлалии Меридской. Наименее скептическую позицию занимает Фабрегас Грау, 277 основным аргументом которого в пользу почитания Евлалии Барселонский как отдельной святой – гимн мученице «Fulget», написанный предположительно около 656 г. Кириком, епископом Барселоны. Другой аргумент – одна из редакций ее мученичества, относящаяся, по его мнению, ко 2-й половине VII в. и менее похожая на деяния меридской святой. Даже если Кирик – автор гимна и Кирик – епископ Барселоны и участник X Толедского собора в 656 г. одно лицо (что не очевидно) 278 и аргументы ученого о разных редакциях мученичества также верны (в чем ученые тоже сомневаются), почитание святой в Барселоне в конце VII b. еще не подтверждает ее историческую достоверность в начале IV в. Мощи святой были обретены чудесным образом 23 октября 877 г. епископом Фродоином в Барселоне в том месте, где сейчас находится храм Санта-Мария дель Map. Сейчас ее мощи пребывают в крипте кафедрального собора Барселоны. В святцы Русской Православной Церкви ее имя вошло трудами свт. Димитрия Ростовского . Ее память празднуется на Западе 12 февраля, a no календарю Русской Православной Церкви – 22 августа/4 сентября. Житие святой Евлалии Барселонской 1. Житие святой Евлалии, которая пострадала в городе Барцинона (Барселона) при наместнике Дациане, накануне февральских ид. Благодарим Бога! 2. Святая Евлалия, благородная гражданка и жительница Барциноны, с самого нежного возраста всем сердцем возлюбила Господа Иисуса Христа. Жила она со своими родителями в небольшом поместье чуть в стороне от города; родители весьма любили ее за ее скромность и мудрость не по возрасту, а также за то, что она, верная своему обету, каждый день в отдельной комнатке пела гимны во славу Господу с подругами, которых собрала к себе.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Скачать epub pdf Страдание святой мученицы Евлалии Память 22 августа В царствование языческих императоров, когда вся вселенная была омрачена еллинским безбожием, в испанском городе Баркиноне 5165 проживала некая девица, по имени Евлалия, – дочь христианских родителей. Сия от младенческих лет своих возлюбила Господа нашего Иисуса Христа всем сердцем своим; обитала же она вместе с родителями своими в селении, находившемся в довольно значительном расстоянии от города. Родители весьма любили Евлалию за ее кротость, смирение и ум, превышавший года ее; Евлалия была научена книгам, и у нее было одно твердое намерение – служить Господу своим девством непорочным. И упражнялась святая в чтении книг, и в славословии Бога днем и ночью, обитая в особой келлии вместе со своими сверстницами. Когда Евлалии исполнилось четырнадцать лет, император Диоклетиан 5166 поднял жестокое гонение на христиан. В город Баркинон прибыл игемон Дакиан; сей принес здесь мерзкие жертвы нечестивым богам своим, потом начал отыскивать христиан, дабы принудить их воскурить фимиам идолам. Вследствие этого в городе было великое смятение, так как христиане были насильственно извлекаемы из домов своих и принуждаемы мучениями к идолопоклонству; обо всём этом вскоре же стало известно и по всем окрестным селениям. Когда девица Евлалия услыхала обо всем этом, то преисполнилась великой духовной радости и с веселым лицом сказала: – Благодарю Тебя, Господи Иисусе Христе! Слава пресвятому имени Твоему, ибо я получила то, чего добивалась. Я верую в Тебя, Владыко мой, что при Твоей помощи исполнится желание сердца моего. Когда родители Евлалии, а также и девицы, бывшие при ней, услышали эти слова святой, то не понимали, о чем говорит она, спрашивали ее, – что за причина веселия ее, что она получила и чего она желает. Но она ничего не сказала им, тая в душе свои намерения. И удивлялись все, ибо святая имела обычай не утаивать ничего, что она уразумевала относительно святой веры, но насколько сама постигала в книгах, будучи просвещаема благодатиею Божиею, настолько все пересказывала всем на пользу, почему все и любили ее, как свою душу. Не сказала же тогда о мыслях своих Евлалия для того, чтобы не встретить препятствия своим намерениям со стороны отца и матери, чрезвычайно любивших ее.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Однако ж, затворясь в келлии, помолился, и пролился сильный дождь. Тогда все поняли свой ошибку и начали высоко уважать Авраамия, а святитель Игнатий построил близ города новый монастырь в честь «Положения ризы Богородицы» и поставил его здесь настоятелем. Тогда снова и безбоязненно отовсюду толпами начали стекаться к святому, чтобы поучаться благочестивой жизни. Но это продолжалось недолго; он скоро скончался, около 1220 г. Мощи св. Авраамия находятся под спудом в храме его обители. Преподобный Авраамий Киевопечерский был игуменом. Скончался в XIV веке. Последнее время своей жизни он подвизался таким образом: после молитвы трудился над приготовлением всего, что было необходимо для братии, спасавшейся в пещерах, почему и был назван трудолюбивым. Мощи его открыто почивают в Антониевых пещерах. 22-е число Мученики: Агафоник, Зотик, Феопрепий, Акиндин, Севириан, Принкипс и др., были замучены в царствование Максимиана. Посланный дла преследования христиан по южной стране Черного моря, начальник Евтолмий схватнл Зотика с учениками и умертвил его. В Никомидии схватил Агафоника, Зинона, Феопрепия, Акиндина и Севириана, отправился с ними во Фракию и на дороге убил их, кроме Агафоника, так как вследствие мучений они не могли продолжать путь. Агафоник же был замучен в самой Византии. Мученица Евлалия дева родилась в Испании, в селении, близ г. Баркинона (Барселона). Родители ее были христианами. В отдельном помещении родительского дома, с несколькими своими сверстницами, она вела благочестивую жизнь: занимаясь рукоделием, все девы много молились, читали божественные книги и постились. Евлалии было только 15 дет, и в это время Диоклетиан воздвиг гонение на христиан. Сердце Евлалии исполнилось радости, когда она услышала о гонении, но никому не открывала о причине своей радости. Однажды помолясь Богу и не сказавшись никому, тайно ночью она отправилась в город. Там предстала к сидевшему на высоком месте правителю Дакиану и обличила его в идолопоклонстве и жестокости. Разгневанный правитель, узнав, что она христианка, приказал бить ее палками и во время побоев убеждал пощадить свою молодость и красоту. Но святая дева отвечала, что она сказала правду и что для нее терпеть муки дороже всего. Тогда правитель велел повысить ее на дерево и жечь свечами до тех пор, пока не умрет; но она, страдая, все молилась. Святая душа мученицы в виде белой голубицы вылетела из уст ее и возлетела к небу. Это было в 303 г. Родители же, не найдя Евлалии дома, искали ее всюду. Когда узнали, что дочь их предана мучениям, пошли в город и, нашед ее уже мертвой, висящей на дереве, плакали и вместе радовались, что дочь их получила мученический венец. Когда погребали тело святой мученицы, то Филипп, который пострадал за Христа после, смотря на лицо ее, со слезами сказал: «Евлалия, ты прежде нас удостоилась мученического венца»; тогда лицо ее, как живое, улыбнулось говорившему.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/z...

1934. Vol. 1. P. 143; Vol. 3. 376). Впосл. центром почитания К. стала ц. св. Евлалии, где хранились мощи К. и его спутников («семи блаженных»). Авторы XVI-XVII вв. сообщали о надписи на стене храма, в к-рой говорилось о перенесении мощей святых в Бордо и о строительстве для них особой капеллы по приказу имп. Карла Великого (напр.: Lopes H. L " Église métropolitaine et primatiale St. André de Bourdeaux/Éd. J. Callen. Bordeaux, 1884. Vol. 2. P. 16-20). Вероятно, надпись была выполнена в XV в. ( Maill é A., de. Recherches sur les origines chrétiennes de Bordeaux. P., 1960. P. 216). Считается, что ц. св. Евлалии находится на месте женского монастыря, основанного в VII в., но достоверных сведений о том, когда мощи К. были доставлены в Бордо, нет ( Higounet Ch. Bordeaux pendant le haut Moyen Âge. Bordeaux, 1963. P. 81, 150; Le diocèse de Bordeaux/Éd. B. Guillemain. P., 1974. P. 24-25). Высказывалось предположение, согласно которому мощи К., первоначально хранившиеся в Лектуре, были вывезены в Бордо в VIII в., во время вторжения арабов в Аквитанию (Translation. 1858. P. 35-37). По мнению Бенака, останки К. были перенесены из Лектура в Ош, впосл. по указанию имп. Карла Великого часть мощей доставили в Бордо ( B é nac. 1918. P. 151). Почитание К. укрепилось при кард. Франсуа де Сурди, архиеп. Бордо (1599-1628), к-рый велел изготовить для мощей святых позолоченные деревянные реликварии и установил обычай выносить их во время процессии в 1-е воскресенье июня. К этому дню в Бордо собирались паломники (ActaSS. Iun. T. 1. P. 9; Brun. 1723). В наст. время в архиеп-стве Бордо память К. совершается 2 июня, празднование проходит в ц. св. Евлалии. В окт. 1858 г. по инициативе Луи Антуана де Салини, архиеп. Ошского, часть мощей К. была передана из Бордо в г. Лектур. В торжественной встрече святыни приняли участие 12 католических епископов. В 1908 г. в Лектуре состоялось празднование в честь 50-летия перенесения мощей, в ц. святых Гервасия и Протасия (до 1801 - кафедральный собор) была освящена капелла во имя К., в ней поместили реликварий с мощами святого ( B é nac.

http://pravenc.ru/text/1841243.html

По этой причине, чтобы вера всех читающих и слушающих укреплялась большим доверием, мы рассказываем то, что было в городе Мериде в нынешние времена, каковое мы узнали не по рассказам других или из выдуманных историй, мы сами своими ушами слышали от тех, о которых мы точно знаем, что они, чудесным образом выйдя из тел, достигли Царствия Небесного. 1. Рассказ о смерти раба Агуста Некий раб, еще не велик возрастом, а точнее сказать, юноша, по имени Агуст, невинный, простой и не знающий грамоты, когда исполнял вместе с другими рабами, своими товарищами, в обители знаменитой девы Евлалии честно и рассудительно обязанности своего служения, которые ему были поручены достопочтенным мужем, настоятелем монастыря, внезапно заболел. Когда многие, как это принято, приходили его навестить, и я сам часто приходил, случилось однажды ночью, когда совершалось обычное всенощное бдение – ибо таков был обычай в этой святой церкви, чтобы в зимнее время отдельно совершалась Господу служба бдения и отдельно утреня, образуя небольшой перерыв. Итак, во время этого перерыва я отправился навестить его и, вошедши в келью, в которой он лежал на постели, всех, кто там находился, я нашел погруженными в сон, так что никто из них не был бодрствующим к моему приходу. Я обнаружил, что свет, который там горел, был погашен. Затем я стал побуждать всех лежащих перед ним встать и приказал, чтобы снова зажгли свет, который был потушен. Затем, когда принесен был свет, я стал расспрашивать, как упомянутый Агуст себя чувствует. И он ответил: «Право же, то, что касается надежды на нынешнюю жизнь, я скажу, что уже все члены моего тела расслаблены, так что никаких сил совершенно не осталось. Что касается надежды на жизнь вечную, я радуюсь, что не только имею надежду, но утверждаю, что даже видел Самого Виновника жизни вечной Господа Иисуса Христа с ангельскими полками и неисчислимым множеством всех святых». И как только я это услышал, сразу же я затрепетал, впав в сильное замешательство, и стал умолять, чтобы он поведал мне все то, что видел, подробно. На это он ответил мне: «Призываю в свидетели Господа неба и земли, что я тебе передаю ни какое-то призрачное видение, но, чтобы ты больше мне поверил, я скажу тебе также то, что этой ночью я не спал».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Что касается святых Вестготского королевства, богатая литературная культура того времени дает вполне ясную картину монашеского и просветительского подвига святых того времени. К примеру, «Житие преподобного Емилиана», написанное святителем Браулионом, епископом Сарагосы, около 639–640 годов, то есть через 66 лет после кончины святого, по своей значимости можно сравнить с «Житием преподобного Сергия Радонежского» для русской культуры. Что касается святых третьего периода, который принято называть «мосарабским» применительно к мусульманской Испании или «астур-леонским» применительно к ее свободному Северу, мы также не лишены достоверных исторических источников. Труды кордубского священномученика Евлогия подробно описывают так называемых добровольных мучеников в Кордобе в середине IX века. Сам Евлогий также принял мученическую кончину, укрывая в своем доме девушку Леокрицию, обратившуюся в христианство из ислама. Нет никаких причин сомневаться в достоверности событий, свидетелем которых был Евлогий и которые он подробно описывает. Важным источником являются календари и мартирологи. К примеру, так называемый «Календарь Рецемунда» 961 года дает вполне ясную картину о святых, которые почитались христианами в Испании в середине X века. Не забудем упомянуть и «Мартиролог Иеронима», и ­галльский «Мартиролог Усуарда», составленный около 875 года. Усуард совершил поездку в Испанию, где ознакомился с почитанием местных святых, чьи имена он и включил в мартиролог. Кроме литературных источников есть и археологические свидетельства о почитании древних святых. Самое яркое из них — архе­ологические раскопки на месте храма Святой Евлалии в Мериде, которые подтверждают существование мартириума на месте погребения святой по меньшей мере с середины IV века. Различные археологические свидетельства содержатся в каталоге, составленном Хосе Бивесом и опубликованном в 1942 году под названием «Христианские надписания римской и вестготской Испании». В этом каталоге  упоминаются, в частности, имена древних мучеников, чьи мощи полагались в престолы древних храмов при их освящении.

http://e-vestnik.ru/analytics/sobor_svya...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010