Базилика мц. Евлалии в Мериде. XIII в. Базилика мц. Евлалии в Мериде. XIII в. В 1229 г. кор. Леона Альфонс IX отвоевал Мериду и воздвиг на месте обветшавшей базилики Е. новый храм в романском стиле. Город стал центром духовно-рыцарского ордена св. Иакова (см. Сантьяго ), члены к-рого особо почитали Е. В 1612 г. рядом с церковью из остатков античного храма Марса была сооружена капелла в память мученичества Е. В 90-х гг. XX в. в ходе археологических раскопок под церковью были обнаружены остатки древних сооружений, возведенных над могилой мученицы. Ежегодно с 8 по 10 дек. в Мериде празднуются дни памяти Е., совершается процессия со статуей мученицы из посвященной ей церкви в кафедральный собор. В 2004 г. в Мериде прошли торжества, приуроченные к 1700-летию мученичества Е. В нач. V в. почитание Е. распространилось в Африке. Блж. Августин посвятил мученице проповедь (Miscellanea Augustiniana. R., 1930. Vol. 1/Ed. G. Morin. P. 593-595). Имя Е. значится в календаре Карфагенской Церкви (сер. VI в.). Не позднее сер. V в. почитание мученицы отмечено в Италии, где ее имя было внесено в италийскую редакцию Мартиролога блж. Иеронима. Изображение Е. находится среди мозаик базилики Сант-Аполлинаре Нуово в Равенне (60-е гг. VI в.). Наиболее ранним свидетельством почитания Е. в Галлии является надпись из г. Бетерры (ныне Безье), к-рый в VI в. входил в состав королевства вестготов. В кон. VI в. свт. Григорий Турский посвятил чудесам мученицы главу в соч. «О славе мучеников» ( Greg. Turon. Glor. martyr. 90). Григорий упоминает о 3 деревьях, которые росли у базилики Е. в Эмерите и начинали цвести в сер. дек., в день памяти мученицы. Цветы этих деревьев помогали от различных недугов. Григорий Турский сообщает также о торжественных крестных ходах, которые устраивались в Эмерите в день памяти Е. Мученица упоминается в стихотворении свт. Венанция Фортуната «О девственности» ( Venant. Fort. Miscellanea. 6: De virginitate//PL. 88. Col. 271). В англосаксон. Британии на рубеже VII и VIII вв. о Е. писал св. Альдхельм , еп. Шерборнский, в поэме «Похвала девам» ( Aldhelm. De laud. virg. 46//PL. 89. Col. 146; I dem. De laudibus virginum//Ibid. Col. 273). К 1286 г. относятся сведения о пребывании части мощей Е. в г. Эльн (совр. деп. Вост. Пиренеи, Франция). Однако более вероятно, что там находились мощи св. Евлалии Барцинонской.

http://pravenc.ru/text/187160.html

6. Когда молва об этом дошла в Толедо до блаженной Леокадии, она, преклонив колена в молитве, в том же месте, где ее держали, завершив молитву, препоручила Господу свой дух. 7. Честь и слава и могущество во веки веков Господу, увенчавшему мучеников и исповедников Своих в мире. Аминь. Мученица Евлалия Меридская Св. Евлалия Меридская вместе с Викентием Сарагосским – безусловно, самые почитаемые мученики в древней Испании. Ранние свидетельства о ее мученичестве – эти гимн Пруденция (конец IV b.) и текст деяний, относящийся к концу VII – началу VIII bb. Св. Евлалии посвящено несколько отдельных исследований 247 и немалое количество статей. Почитание святой на ее родине не угасает: в Мериде «Ассоциация святой Евлалии» выпускает журнал, посвященный разным вопросам, связанным с почитанием святой. Идаций, испанский хронист V b., упоминает о ней, сообщая о завоевании Испании вандалами. 248 Также Исидор Севильский связывает с заступничеством Евлалии избавление города от войск Теодориха. 249 Покровительницей и защитницей Мериды она считается и поныне. О значении Евлалии для вестготской Мериды ярко свидетельствует «Житие меридских отцов», публикуемое в настоящем сборнике, однако ее почитание вышло далеко за пределы родного города и самой Испании. Храм в ее честь был освящен на территории нынешней Франции в 455 г. 250 Вместе с другими мученицами Евлалия изображена на мозаике VI в. в базилике Сант-Аполлинаре Нуово в Равенне. Григорий Турский в VI b. рассказывает о процессиях в день ее памяти, сообщая, что в этот день три дерева, растущие у места ее погребения, благоухают и на них появляются удивительные цветы. 251 Блж. Августин посвящает ей проповедь , 252 Беда Достопочтенный упоминает Евлалию, «выстоявшую в огненном зеве печи». 253 Крайне важными являются археологические свидетельства ее почитания. Пруденций (Perist.3. 186–215) упоминает об алтаре, воздвигнутом на месте погребения святой (фундамент мартириума и поныне находится под базиликой св. Евлалии). Предполагают, что вокруг ее гробницы возникло христианское кладбище именно после ее погребения. 254 В середине IV в. на ее гробнице построили мартириум, между 429 и 530 гг. – базилику, которая перестраивалась в 560–570 гг. (о чем повествует «Житие меридских отцов»), около IX в. базилика была разрушена и заново отстроена в 1229 г. 255 В 1612 г. рядом с базиликой построили «homito» (печь) на предполагаемом месте ее сожжения, используя при строительстве фрагменты римского храма.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Этот период изучен в И. фрагментарно, т. к. храмы использовали и перестраивали в средневековье, их ранние части утрачены или скрыты новыми. По сути ни один из храмов И., построенный до VII в. включительно, не сохранился хотя бы в относительно целом виде. Археологические исследования в действующих церковных комплексах крайне ограничены. Так, важнейший соборный комплекс в Таррагоне, построенный на месте храма имп. культа, закрыт огромным позднесредневек. собором, и раскопки возможны только на узком участке клуатра. До наст. времени в И. не удалось сформировать многоуровневый археологический музей, как в других церковных центрах Европы, напр. Галло-рим. музей Фурвьер в Лионе. Святилище в Санта-Эулалия-де-Боведа. III в. Святилище в Санта-Эулалия-де-Боведа. III в. При имп. Константине I Великом в крупнейших центрах Римской империи развернулось строительство зданий, специально приспособленных для христ. богослужений, быстро разрабатывалась их типология. Малочисленность исследованных зданий и спорность их датировок не позволяют пока делать обобщения о характере архитектуры этого периода в И. В наст. время ее особенностью можно считать лишь наличие храмов с апсидами с запада и с востока - церкви на Серро-дель-Хермо близ Эспьеля (пров. Кордова; кон. VI в.), на вилле Бруньель близ Кесады (пров. Хаэн; IV-VI вв.), храм Вега-дель-Мар (Сан-Педро-де-Алькантара, пров. Малага; IV-VI вв.). Кроме церковных сооружений на средства императоров продолжали строить ипподромы, напр. ипподром имп. Константина II (337-340) в Мериде. В IV-V вв. заметен упадок старых общественных зданий, языческих храмов и жилых построек в центрах городов («Дом у амфитеатра» в Мериде), на их месте часто возникали кладбища. Этот процесс охватил все города в И., в т. ч. и самые крупные, и сопровождался усиленным строительством на окраинах, у христ. церквей и епископских комплексов, которому покровительствовали правители. Здесь же, вокруг могил мучеников, складывались христ. кладбища. Так, на раннехрист. кладбище Таррагоны (существовало до VII в.) вокруг руин базилики IV в. обнаружены погребения III в. с фрагментом надписи о почитавшихся здесь мощах святых Фруктуоза, Авгурия и Евлогия; на кладбище сохранились саркофаги (с IV в.). В сер. IV в. на арене местного амфитеатра, где, по преданию, мученики были сожжены в 259 г., была построена небольшая крестообразная церковь. В Мериде за городской стеной уже в IV в. почиталось место погребения мц. Евлалии, над к-рым был сооружен мартирий, а во 2-й пол. V в.- 3-нефная базилика. Др. центр ее почитания - Санта-Эулалия-де-Боведа (галисийск. Санталья-де-Боведа) близ Луго, бывшее языческое святилище Кибелы (III в.), где сохранились сводчатый потолок с остатками живописи и бассейн.

http://pravenc.ru/text/2007788.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ЕВЛАЛИЯ МЕРИДСКАЯ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Евлалия Меридская (Eulalia) (+ 304 ), мученица . Память 10 декабря . Почитаемая в Испании , Африке , Италии и Франции дева и мученица. Умучена при Диоклетиане вместе с Иулией в Мериде , что в Эстремадуре, Испания . Двенадцатилетняя девочка-христианка горела желанием защитить Христа от нападок, в качестве которых она воспринимала гонения на христан. Мать Евлалии, зная свою дочь, во время гонений увезла ее в деревню, но девушка ночью убежала, добралась до Мериды, явилась в суд, где шел процесс над верующими и упрекнула судью Дакиана в издевательстве над Истиной. Тот оскорбился и приказал пытать и девочку, требуя у нее отречения от Христа. " Ну, и где же твой Бог, Которого ты призываешь? " - поинтересовался Дакиан у истерзанной Евлалии. " Он рядом со Мною, но нечистота мешает тебе видеть Бога " . Дакиана не тронули эти слова и героизм мученицы. Он был верен своим богам и по своим меркам милосерден - он предложил Евлалии избежать смерти, совершив символически обязательное для всех жертвоприношение: коснуться кончиком пальца соли и ладана. Евлалия плюнула на хлеб, приготовленный для принесения богам, и ударила Дакиана. Автор жизнеописания Евлалии, поэт Пруденций, писавший восемьдесят лет спустя, восхищался этим поступком. Пруденций утверждал, что, когда после мучительных пыток Евлалия скончалась, из ее уст выпорхнул белый голубь и пошел снег, засыпавший всю городскую площадь. По иным сведениям мученица была сожжена в печи. Литература Использованные материалы   Её иногда путают с Евлалией Барселонской Редакция текста от: 23.12.2007 23:48:06 Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

http://drevo-info.ru/articles/8214.html

По этой причине, чтобы вера всех читающих и слушающих укреплялась большим доверием, мы рассказываем то, что было в городе Мериде в нынешние времена, каковое мы узнали не по рассказам других или из выдуманных историй, мы сами своими ушами слышали от тех, о которых мы точно знаем, что они, чудесным образом выйдя из тел, достигли Царствия Небесного. 1. Рассказ о смерти раба Агуста Некий раб, еще не велик возрастом, а точнее сказать, юноша, по имени Агуст, невинный, простой и не знающий грамоты, когда исполнял вместе с другими рабами, своими товарищами, в обители знаменитой девы Евлалии честно и рассудительно обязанности своего служения, которые ему были поручены достопочтенным мужем, настоятелем монастыря, внезапно заболел. Когда многие, как это принято, приходили его навестить, и я сам часто приходил, случилось однажды ночью, когда совершалось обычное всенощное бдение – ибо таков был обычай в этой святой церкви, чтобы в зимнее время отдельно совершалась Господу служба бдения и отдельно утреня, образуя небольшой перерыв. Итак, во время этого перерыва я отправился навестить его и, вошедши в келью, в которой он лежал на постели, всех, кто там находился, я нашел погруженными в сон, так что никто из них не был бодрствующим к моему приходу. Я обнаружил, что свет, который там горел, был погашен. Затем я стал побуждать всех лежащих перед ним встать и приказал, чтобы снова зажгли свет, который был потушен. Затем, когда принесен был свет, я стал расспрашивать, как упомянутый Агуст себя чувствует. И он ответил: «Право же, то, что касается надежды на нынешнюю жизнь, я скажу, что уже все члены моего тела расслаблены, так что никаких сил совершенно не осталось. Что касается надежды на жизнь вечную, я радуюсь, что не только имею надежду, но утверждаю, что даже видел Самого Виновника жизни вечной Господа Иисуса Христа с ангельскими полками и неисчислимым множеством всех святых». И как только я это услышал, сразу же я затрепетал, впав в сильное замешательство, и стал умолять, чтобы он поведал мне все то, что видел, подробно. На это он ответил мне: «Призываю в свидетели Господа неба и земли, что я тебе передаю ни какое-то призрачное видение, но, чтобы ты больше мне поверил, я скажу тебе также то, что этой ночью я не спал».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Цезарь в 49 г. до Р. Х. разгромил их войска и поставил в И. своего наместника. В 46 г. до Р. Х. ему пришлось вернуться в испан. провинции, поскольку сыновья Помпея, укрепившиеся на Балеарских о-вах, начали военные действия в юж. части Пиренейского п-ова. Цезарю удалось быстро справиться с противниками и разгромить войска республиканцев в 45 г. до Р. Х. в битве при Мунде. События гражданских войн дали возможность мн. местным племенам отделиться от Рима. В начале единоличного правления Август Октавиан (31 г. до Р. Х.- 14 г. по Р. Х.) возглавил войска для подавления выступлений кантабров и астуров (Кантабрийские войны, 29-19 гг. до Р. Х.). Одержав победу, император приказал провести массовые казни, а также продать в рабство население целых областей. Эти меры не удержали племена от новых восстаний, и спустя 2 года рим. военачальнику Агриппе пришлось вновь воевать на севере И. После его побед на Пиренейском п-ове господство Рима утвердилось окончательно и неск. столетий не подвергалось серьезным угрозам. Храм Дианы в Мериде. Кон. I — нач. II в. Храм Дианы в Мериде. Кон. I — нач. II в. Во главе испан. провинций находились назначаемые из Рима преторы. Во время войн с местными племенами вместо преторов действовал консул. Претор осуществлял командование легионами провинции, а также имел судебные полномочия. У претора, как правило, был штат секретарей и исполнителей поручений. Квестор контролировал сбор дани с местного населения. В городах (колониях и муниципиях) существовали местные магистратуры (квесторы, эдилы, дуумвиры), исполнение должностей гарантировало получение рим. гражданства. До III в. гражданами Рима были только переселенцы из Италии и жители городов со статусом колоний. Первыми такой статус получили Кордуба (ныне Кордова), Тарракона (ныне Таррагона) и Нов. Карфаген, с момента основания колониями были Эмерита Августа, Цезаравгуста (ныне Сарагоса), Астиги (ныне Эсиха), Иллици (ныне Эльче), Тукци (ныне Мартос). В городах со статусом муниципиев действовали особые законы, к-рые составлялись для каждого города отдельно на основе «Lex Flavia municipalis», принятого при имп.

http://pravenc.ru/text/674995.html

Акведук в Сеговии. Сер. I — нач. II в. Акведук в Сеговии. Сер. I — нач. II в. Акведук сложен из необработанного камня, арки имеют вытянутые пропорции, а опоры неожиданно тонки. Более обычен по пропорциям отлично сохранившийся большой (длина 217 м, максимальная высота 27 м) 2-уровневый акведук Лес-Ферререс («Мост Диавола»; I в. до Р. Х.) в 4 км к северу от Таррагоны. Хуже сохранился 3-уровневый акведук Лос-Милагрос в Мериде (нач. I в. по Р. Х.), сооруженный в технике «opus mixtum» (забутовка обложена натуральным камнем, слои которого чередуются с тонкими слоями кирпича). В И. уцелело немало рим. мостов. Крупнейшим мостом - 755 м, 62 пролета (сейчас 721 м, 60 арок) - является построенный при имп. Траяне мост в Мериде ( O " Connor C. Roman Bridges. Camb., 1993. P. 106-107). Крупные мосты сохранились также в Кордове (нач. I в. по Р. Х., перестраивался в VIII-X вв. и позже; длина 331 м, из 16 арок 2 первоначальные) и Андухаре (пров. Хаэн; II в. до Р. Х.; 310 м, 14 пролетов, 11 первоначальных). Высотой (71 м) и шириной пролета арок (29 м) отличается 6-пролетный (4 арки изначальные) мост в Алькантаре (104-106 гг.; длина 194 м). Наконец, в А-Корунье (испан. Ла-Корунья) сохранился (наружная форма 1788-1790) рим. маяк I в. по Р. Х., известный как Башня Геркулеса. От рим. периода в провинциях Астурия и Леон известны до 230 открытых шахт для добычи золота, ежемесячно производивших до 20 рим. фунтов драгоценного металла. Крупнейший центр - Лас-Медулас (близ Понферрады, пров. Леон); Плиний Старший писал (77 г.), что размах работ здесь «превосходит работу титанов». Разработка велась в I-III вв. по Р. Х. гидравлическим способом, предполагающим размыв гор мощными потоками воды, поступавшей по 7 акведукам. Изучены шахты, печи для выплавки металла и 2 гигантские цистерны. Совр. ландшафт с рваными острыми формами образовался в результате интенсивной выработки шахт и последующего заполнения их водой при паводках, что вызвало проседание пород. Позднеримская и раннехристианская археология (III-VI вв.)

http://pravenc.ru/text/2007788.html

   2) Если поднимемся на полвека выше, то и там найдем другое свидетельство, также имеющее полное значение для первоначальной истории испанской церкви. Мы говорим об ответном послании (ер. 67) Киприана и собора карфагенского на запрос от клириков трех городов, ныне называемых Асторгою, Леоном и Меридой («Felici presbytero et plebibus consistentibus ad Legionem et Asturicae [Леон и Astorga], item Laelio diacono et plebi Emeritae [ныне Merida] consistentibus» [Пресвитеру Феликсу и народу, пребывающему в Леоне и Асторге, а также диакону Лелию и народу, пребывающему в Мериде]). Писано пред 1 сентября 256 г. (О. Ritschi, Cyprian von Karthago und die Verfassung der Kirche. Gottingen 1885). Поводом к запросу послужили следующие обстоятельства. В предшествующее гонение два испанских епископа Мартиал (Martialis, вероятно асторгский, замененный Феликсом) и Базилид (епископ леонский? меридский? замененный Сабином) отреклись от христианства. Отступничество их было полное. После гонения Базилид признался в своих прегрешениях, признал себя недостойным быть епископом и просил только, чтобы ему была дозволена communio laica. Просьба его была исполнена, и сам он и его соотступник Мартиал были лишены епископства и на их кафедры были поставлены другие лица. Через несколько времени Базилид раскаялся в своем покаянии и снова захотел быть епископом. Поэтому он обратился с своим делом к епископу римскому Стефану, и этот последний признал Базилида и Мартиала законными епископами, а их преемников по кафедрам избранными не по правилам. Так как Стефан с своей точки зрения признал правыми раскаявшихся епископов и стоял за возвращение им кафедр, то клир заинтересованных церквей и обратился с вопросом к африканским епископам. Вместе с клиром особенно горячо рекомендовал Киприану Феликса и Сабина и епископ сарагосский (Caesaraugustanus) Феликс. Таким образом, в ер. 67 Cypriani засвидетельствованы для 256 г. в Испании 3 кафедры, но их несомненно было более, так как 11 января 259 г. в пятницу (подробность, ставящая год вне сомнения) скончался мученически — был приговорен к смерти словом: «fuisti» и сожжен живым — епископ тарраконский (ныне Tarragona) Фруктуоз, — первый известный по имени и, может быть, и исторически первый епископ Тарраконы.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4058...

III в. (Милан, Равенна, Аквилея); во Флоренции изучен процесс переноса центра города к «периферийному» епископскому комплексу. Доказано, что мн. городские соборы Испании, Галлии, Германии стоят на месте ранних христ. церквей и кладбищ IV в. и к моменту падения Рима (476) формирование епископских комплексов как центров власти уже состоялось. Вне Италии к нач. V в. распространяется христ. эпиграфика, виллы аристократов превращаются в «дома собраний» (в Мериде, близ Кордовы и Малаги, в пров. Мурсия); в Таррагоне археологически изучены огромное кладбище и базилика IV в. с баптистерием. Христ. комплексы открыты близ Ниццы (ок. 350, перестроены из рим. терм), в Монферрато, в Сев. Галлии (с 80-х гг. IV в.) и Вост. Пиренеях (Эстажель, кладбище христиан-визиготов сер. VI в.), в Каринтии и Тироле, где ряд епископских комплексов V в. трансформировался в средневек. мон-ри. В маленьких городских общинах за Альпами, в Женеве и Августе Претории (Аосте), открыты епископские комплексы базилик и баптистериев, восходящих ко 2-й пол. IV в., и более ранних дворцовых зданий. Значительные усилия европ. наука посвятила изданию пособий по А. х. См. справочные издания: DACL; DHGE; RAC; Meer F. van der, Mohrmann C. Atlas of the Early Christian World. L., 1958; RBK; Gough М. The Early Christians. L., 1961; Andersen C. Einführung in die christliche Archäologie: Ein Handbuch. Gött., 1971; Schiller G. Ikonographie der christlichen Kunst: In 5 Bd. Gütersloh, 1971; LCI; EAEHL; NCE; Deichmann F. W. Einführung in die Christliche Archäologie. Darmstadt, 1983; Milburn R. Early Christian Art and Architecture. Berkeley; Los Ang., 1988; Snyder G. F. «Ante Pacem»: Archaeol. Evidence of Church Life Before Constantine. Mercer, 1985, 19912; McRay J. Archaeology and the New Testament. Grand Rapids (Mch.), 1991; Enciclopedia dell " arte medievale. R., 1991-; Dictionary of Art: In 34 vol./Ed. by J. Turner. L.; N. Y., 1996; Thiede C. P. The Heritage of the First Christians. Oxf., 1992; Frend H. C. W. The Archaeology of Early Christianity: A History.

http://pravenc.ru/text/76478.html

«Гробница с оливковым триклинием» имела двор (трапеция 10×7 м), куда спускались по ступеням; по 3 его сторонам размещалось 16 вырубленных в скале ниш (в 2 уровня), в центре были, видимо, стол и ложа или скамьи, а на незаполненной стороне двора находились подземный источник и кухня; кровлю гробницы поддерживали 2 квадратных пилона. «Гробница со слоном» (скульптура слона найдена в помещении с колодцем) имела открытый двор длиной 11 м (вход по 9 ступеням) и неск. скальных камер, в одной из к-рых были погребальные ниши, а самая большая служила триклинием; еще 2 триклиния находилось во дворе. Некрополь Эмериты Августы располагался вдоль дороги на Гиспалис (ныне Севилья), 2 гробницы с остатками фресок I в. по Р. Х. сохранились целиком: как следует из надписей, одна принадлежала семье Гая Вокония Прокула, другая - Гая Юлия Модеста. В Фабаре (пров. Сарагоса) почти целиком стоит мавзолей Луция Эмилия Лупа (II в. по Р. Х.) в виде небольшого храма с 4-колонным портиком. В 6 км от Таррагоны сохранился башнеобразный мавзолей (сер. I в. по Р. Х.), т. н. Башня Сципионов. Его пирамидальное завершение утрачено; сохранилось 2 рельефных изображения бога Атиса, к-рые раньше ошибочно принимались за братьев Сципионов, убитых в битве с карфагенянами в 212 г. до Р. Х., откуда и название памятника. Уникален погребальный дистиль в Юлипе (ныне Саламеа-де-ла-Серена, пров. Бадахос; 103) - на высоком подиуме возвышаются 2 коринфские колонны (высота 23,23 м). Дистиль в Саламеа-де-ла-Серена. 103 г. Дистиль в Саламеа-де-ла-Серена. 103 г. Построенная при римлянах инфраструктура - дороги, мосты, акведуки, цистерны, водонапорные башни - часто включена в совр. ландшафт и даже используется, напр. резервуар с водонапорной башней в Мериде. Самый знаменитый в ряду этих памятников и вообще самый значительный памятник рим. архитектуры в И.- действующий акведук в Сеговии (сер. I - нач. II в.). Он имеет 2-уровневую центральную секцию; общая длина акведука 813 м, высота над землей до 28 м при 35 пролетах (общее число арок 165).

http://pravenc.ru/text/2007788.html

  001     002    003    004