Родилась она в Панорме (Палермо), а за­мучена была в Катане. Городской префект Кинтиан, на суд кото­рого она предстала, вначале пытался добиться от нее отречения уговорами, а затем приказал подвергнуть ее мучительным пыт­кам. И вот пока терзали святую, на город обрушилось землетрясе­ние, и земля поглотила нескольких друзей Кинтиана. Испуганные горожане, вразумленные бедствием, потребователи от префекта оставить Агапию в покое. Страшась бунта, тот велел прекратить пытки и отправить Агапию вновь в темницу, где она вскоре и ото­шла ко Господу. После ее мученической кончины число христиан в Катане умножилось. В III столетии на Сицилии были усечены мечами исповедавшие Христа римские граждане Вавила вместе со своими учениками Тимофеем и Агапием. 4. Испания Испания была разделена на три провинции: сенатскую Даль­нюю Испанию, или Бетику, названную так по реке, которая при арабах была переименована в Гвадалквивир, с административ­ным центром в одноименном с ее названием маленьком городе Бетии, и императорские – Ближнюю, или, по имени столицы, Тарраконскую Испанию (в Тарракон центр провинции был перенесен при Августе из Нового Карфагена) и Лузитанию, легат которой имел резиденцию в Эмерите, современной Мериде. Бетика терри­ториально приблизительно совпадала с Севильей, Лузитания – с Португалией и испанской Эстремадурой, а до Августа в эту про­винцию входили также Астурия и Галлекия (нынешняя Галисия). Подобно тому как современные галисийцы говорят на языке, ко­торый ближе к португальскому, чем к испанскому кастильскому, так и в древности иберийское племя галлеков состояло в ближай­шем родстве с лузитанами; Август перевел территории племен галлеков и астуров в состав Тарраконской Испании, которая за­нимала северную, восточную и центральную часть полуострова. Во времена классической республики и при Цезаре иберы упорно сражались за независимость: шесть наместников испан­ских провинций удостоились триумфов за свои победы за короткий период второго триумвирата. Но смирившись с неизбежностью поражения, Испания в эпоху принципата подверглась более глу­бокой романизации, чем любой другой регион вне Италии, кро­ме Нарбоннской Галлии.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

74  См.: Томпсон Э.А. Римляне и варвары. Падение Западной Римской империи. СПб., 2003. С.194–206. 76  Так, например, лидер еврейской общины г.Магона. фигурирующей в послании Севера Меноркского, занимал важный пост дефенсора города (т.е., no существу, главного городского магистрата); из евреев состояла почти вся городская верхушка: видный представитель общины по имени Литорий имел даже ранг римского сенатора и в разное время занимал высшие военные должности в Галлии (военного комита, а позднее – магистра обоих родов войск). См. об этом подробнее: Chernin L. Social conflict in the literature of miracles: Epistle of Severus, bishop of Menorca//Hispania Judaica. 2012. P.1–20. 77 Хрисмон (хризма) – монограмма из переплетенных первых букв греческого написания имени Иисуса Христа: 78  Отсюда наименование «Толедское королевство», которое применяется для обозначения вестготской государственности VI – нач. VIII вв. 79  Подробнее см. об этом: Захаров Г.Е. Переход через Дунай как пересечение границы готского мира: к проблеме обращения готов в арианство//Древнейшие государства Восточной Европы. 2009. М„ 2010. С. 371–383. 80  На их роль в процессе христианизации полуострова указывает. в частности. наличие епархии Бритонес. 82 82  Его ученик и преемник Пасхазий Думийский перевел на латинский с греческого ряд житий и высказываний египетских отшельников, составившие книгу «Геронтикон» («Книгу старцев о восьми смертных грехах»). 85  За период с конца VI до начала VIII вв. было созвано 13 провинциальных соборов, состоявшихся в Нарбонне, Севилье, Сарагосе, Толедо, Уэске, Мериде и Браге. 86 Речь идет о следующих Толедских соборах: III (589 r.). IV (633 r.). V (636 r.), VI (638 r.), VII (646 r.), VIII (653 r.). X (656 r.), XII (681 r.), XIII (683 r.). XV (688 r.). XVI (693 r.), XVII (694 r.). 87  См.: Orlandis J. Los laicos en los concilios visigodos//Anuario de Historia del Derecho Español. 1980. T.50. P.177–187. 88  Этот канон закрепил ряд других норм. составивших основу того. что нередко именуется вестготской «политической теологией». В их числе: утверждение об особой святости клятвы верности, приносимой королям «народом» (т.е. знатью) при вступлении на престол (ее нарушение квалифицировалось как святотатство – sacrilegium); угроза вечными муками посягнувшему на убийство короля; наложение на узурпатора анафемы; пожизненное отлучение преступника от причастия. Вместе с тем, согласно тому же 75-му канону. анафема и отлучение от причастия могли быть наложены и на самого короля в случае проявления им деспотизма. высокомерия и жадности. Эти нормы составили основу того, что нередко именуется вестгагской «политической теологией».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Он узнал о том, о чем говорить Страбон, узнал, что они между другими богами поклонялись и Богу незнакомому, неизвестному; а потому он мог говорить им, как говорил некогда афинянам в их ареопаге. Он мог свою проповедь к испанцам начать обращением: «сего Бога, которого вы, не зная, чтите, я проповедую вам» ( Деян.17:23 ). Испанцы были подобны афинянам в почитании неведомого Бога, но они еще не успели настолько осуетиться, как осуетились те, ища премудрости, по выражению апостола. Сердца испанцев были более просты и более доступны восприятию божественной истины из уст проповедника. Поэтому и нельзя было ожидать, чтобы они сказали апостолу, как сказали ему афиняне: «об этом (о воскресении мертвых) мы послушаем тебя после» ( Деян.17 ). Испанцам был чужд афинский скептицизм, и они с открытым сердцем и нелицемерной верой воспринимали в свою душу все слова апостола о великих истинах христианской религии. Семя христианской апостольской проповеди, павшее на добрую почву, скоро возросло и принесло плод сторицей. Христианское общество Аст возрастало в количестве своих членов и усовершенствовалось в качестве их христианской веры, познания и жизни по вере. Апостол мог бы ограничиться одним городом Асты, как местом своей проповеднической деятельности и не выходить из него никуда. Но кроме того, что апостол не имел обыкновения долго оставаться в одном и том же месте, он и по другим основаниям должен был перенести свою проповедь в другие города Испании. Он сознавал, что христианство в торговом приморском городе, каким были Асты, не могло быть особенно устойчиво и надежно. Поэтому еще во время пребывания в Астах он предпринимал временные путешествия в окрестные города и был в Астурии, Мериде и др. Полное право предполагать это дает нам св. Киприан, который в своем 57-м письме упоминает как уже о славных и в его время церквах Леонской, Астурийской, Меридской и Сарагосской. Вернее полагать, что эти церкви были основаны самим апостолом Павлом, а не какими-либо другими проповедниками. Об этих последних ничего неизвестно, тогда как об ап.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Orlov/...

Интерьер ц. Сан-Хуан в Баньос-де-Серрато. После 711 г. Изменилась идентификация крупных кладбищ на Месете, раскопанных в 30-х гг. XX в. в основном нем. учеными, к-рые считали их вестготскими. Обряд погребения (редко где было обнаружено оружие) трактовался как близкий к т. н. рейнским «порядовым погребениям» (Reihengräber); в наст. время в этом видят скорее бедность материальной культуры местных общин позднеримского времени, живших на плато в кон. V-VII в. Хорошо изучено кладбище в Эль-Карпьо-де-Тахо (пров. Толедо) из 285 погребений: более половины (195) без инвентаря, в остальных представлен скудный набор предметов (в основном пряжки). Обряд разнороден: цисты, обкладки каменными или керамическими плитками, каменные саркофаги, могилы в скале; все перекрыты курганами и принадлежат к одному периоду. Вероятно, на кладбищах хоронили и местное население, и пришельцев-вестготов, а позже и мусульман (др. пример ислам. захоронений на христ. кладбище - в Сегобриге). Погребения обнаружены и во всех храмах того времени: их немного, т. к. речь идет не о кладбищах общин, а о семейных усыпальницах знати. Так, в нефе церкви в Ибаэрнандо (пров. Касерес; 635?) изучены 5 погребений под каменными плитами и еще одно к востоку, за алтарем. В историографии до нач. XXI в. господствовала концепция самобытности вестгот. архитектуры (резюме: Yarza Luaces. 2007. P. 9-26), выделявшая ее из др. архитектурных традиций Средиземноморья (главной особенностью считалось использование и фактически изобретение подковообразной арки). Эта концепция строилась на базе сравнительного анализа форм сохранных храмов (менее 10), датировавшихся в пределах VII в. по аналогии с ц. Сан-Хуан в Баньос-де-Серрато (близ Паленсии), где имеется закладная доска о возведении ее кор. Рекесвинтом в 651-661 гг. В наст. время установлено, что надпись - вторичного использования; вместе с др. археологическими и формальными критериями это позволяет отнести нынешний храм к периоду после 711 г. Археологические исследования остальных памятников полностью опровергли либо поставили под серьезное сомнение датировки VII в., сделав несостоятельными существующие на данный момент в лит-ре характеристики вестгот. архитектуры. В качестве предварительного суждения может быть выдвинут тезис о том, что вестгот. архитектура составляла единое целое с позднерим. архитектурной традицией в И. Среди своеобразных построек выделяется группа небольших церквей в Эстремадуре, в плане близких к квадрату и с маленькими квадратными апсидами,- в Ибаэрнандо (найдена надпись об освящении еп. Оронтием в 635), ц. Портера близ Гарсиаса (пров. Касерес, VII в.) и ц. Сан-Педро в Мериде (ок. 600?).

http://pravenc.ru/text/2007788.html

Тогда нечистый дух тотчас отверз всегда готовые к брани святотатственные уста тирана в скверных словах, и тот тут же с бранью выразил такой приговор в своем нечестии: «Мазона, я приказываю тебя, всегда враждебного к нам в наших обычаях и неприязненного к нашей вере и противника религии нашей, немедленно убрать с наших глаз и держать в узах в ссылке». Когда ненавистный нечестивый царь вынес такого рода злобный приговор против невинного, слуги, соучастники преступления, как можно быстрее увели епископа Мазону с его глаз и подвели ему по приказанию царя дикую лошадь, с тем чтобы она его сбросила, когда он на нее сядет, и так, сломав себе при падении шею, он бы погиб жестокой смертью. Известно, что эта лошадь была такой свирепости, что ни один седок не решался сесть на нее, так как уже многих из-за своей строптивости она смогла сбросить. Когда же к человеку Божьему ее подвели, чтобы он сел, жестокий царь, выглядывая через окно дворца, наблюдал, ожидая, что святой муж, падая с лошади, доставит ему великолепное зрелище. Блаженный священник, с именем Господа начертав знамение креста, сел на дикую лошадь, которую Господь сделал кроткой как ягненок. Ибо со всякой кротостью и осторожностью начала совершать путь свой по дороге та, которая совсем недавно со страшным храпом и фырканьем и резкими движениями всего тела как бы из презренья отказывалась носить других. Когда все увидели это чудо, остолбенев, сильно были поражены, да и сам царь пришел в великое изумление. Но что могло бы дать слепому свет ярче солнечного, тайну которого свирепый враг помрачает при любой возможности? Итак, святой Божий предстоятель Мазона вместе с тремя сопровождавшими его отроками прибыл в предназначенное место. Люди, посланные царем, чтобы наказать его, заточили их вместе с ним в монастыре. Угрозы стали наибольшим возвышением, поругание – ясным свидетельством святости, путешествие – огромным счастьем. После этого вместо него был избран псевдосвященник некий Непопис и был поставлен на место и в звание мужа Божьего в городе Мериде. Был он нечестивый, верный слуга дьявола, ангел сатаны, предвестник антихриста, и был епископом другого города. Но насколько муж Божий возрастал в многочисленных добродетелях, настолько тот погряз в преступных делах.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Новые госпитали были открыты сначала в районе Кордовы, а потом в Андалусии и Эстремадуре (в 1724 - в Мериде, в 1740 - в Малаге), позднее в Алкале и Мадриде. После упразднения в Испании религ. орденов (1835) женщины могли продолжить госпитальную деятельность, муж. ветвь была секуляризирована и впосл. окончательно упразднена. В связи с изменением устава (1894) и отменой правил строгого затвора госпиталитки получили разрешение на сбор милостыни (с 1906). В 1915 г. ок. 20 госпиталей с жен. общинами объединились в конгрегацию диоцезального права. В 1958 г. Папский престол официально утвердил конгрегацию, конституции госпиталиток Иисуса из Назарета были одобрены 21 мая 1960 г. Госпиталитки св. Карло Борромео [франц. Hospitalières de s. Charles Borromée], бельг. жен. конгрегация. В 1677 г. в Льеже каноник П. П. В. де Вальдор собрал общину благочестивых мужчин и женщин. В 1689 г. еп. Льежа кард. Жан Луи д " Эльдеран предоставил общине статус религ. братства католич. св. Карло Борромео . В 1701 г. в Льеже был построен странноприимный дом, переданный заботам 13 госпиталиток. В 1878 г. жен. община была преобразована в конгрегацию диоцезального права. Новая конгрегация жила по августинскому уставу и была утверждена в 1907 г. Папским престолом. В 1968 г. в состав конгрегации вошла льежская община распущенной тогда же конгрегации госпиталиток блж. Августина. Госпиталитки Богоматери милосердия [франц. Hospitalières de Notre-Dame de la Charité], жен. госпитальная конгрегация в Бургундии (Франция). В 1683 г. для работы в госпитале г. Дижона по призыву каноника Б. Жоли была создана община благочестивых девушек, деятельность общины и устав в авг. 1694 г. одобрил еп. Лангра Луи Арман Симиан де Горд. Дижонской конгрегацией были открыты госпитали в Марсиньи, Лангре и позднее в Шатийоне и Аваллоне, имевшие статус самостоятельных. В сер. XIX в. сестры из общин в Витто и Шатийоне выразили готовность подчиниться дижонской конгрегации. В 1869 г. настоятельница общины в Дижоне, поддержанная епископом, получила от папы Пия IX утверждение конгрегации как института понтификального права, однако вскоре после этого общины Витто и Шатийона вернулись к автономному статусу. В 1928 г. конгрегация госпиталей Дижона, Витто и Шатийона была воссоздана. В 1950 г. она вновь стала институтом диоцезального права. В 1980 г. конгрегация насчитывала ок. 35 чел. Госпиталитки Св. Креста

http://pravenc.ru/text/166293.html

Массовый эффект воздействия, которое оказывается на общество, где секс гедонистически возводится в культ, аналогичный: ослабление творческого потенциала общества, потеря времени, а также регресс института семьи, поскольку для его существования колоссально важны целомудрие и нравственность людей. Личности, отколотые от других (гипериндивидуализм) Очень часто в качестве образца для подражания «Диснеем» предлагаются герои, кардинально отколотые от окружающего их общества. Это прослеживается в связи со следующими героями, как минимум: Покахонтас, Мулан и Геркулес из одноимённых мультфильмов, Ариэль из «Русалочки», Лило из «Лило и Стич», Белль из «Красавицы и чудовища», Мерида из «Храброй сердцем», Элизабет Свуон из «Пиратов Карибского моря: проклятье черной жемчужины», Жасмин из «Аладдина», Алиса из фильма «Алиса в стране чудес» и крыса Реми из «Рататуя». Всех перечисленных объединяет индивидуалистическая выделенность из среды своего обитания. Они представлены, как «не такие», «противостоящие», некие лучшие «иные». Исходный же мир героев на контрасте изображается серым, скучным, неинтересным, с несправедливыми или скучными нормами, с глупыми и непродвинутыми людьми, из чего следует подготовленный сценаристами вывод: супер-героям нужно выбираться из родной среды. Изображено, что Покахонтас не интересно в своей общине, и она воспринимает лучшего из мужчин в своем окружении как скучного. То, что он выдвигается ей в супруги, подаётся как нечто неправильное и несправедливое. Мулан не интересны традиции, предписанные женщинам её общества, и её истинный путь пролегает через прорыв за их пределы. Русалочка Ариэль так и рвётся в неизведанный человеческий мир, а родной для неё не представляет никакого интереса. Геркулес, гавайская девочка Лило, красавица Белль, крыса-кулинар Реми — они ярко не вписываются в свои исходные скучные и «непрогрессивные» миры. Мериде, Жасмин, Элизабет Свуон и Алисе тоже гораздо интереснее обитать вовне родных миров. Все перечисленные герои-отщипенцы не хотят следовать тому, что предписывается им родным окружением и в итоге убегают от своих обществ или не нравящихся им общественных принципов и норм, что по сценарию приводит их к успехам и счастью.

http://azbyka.ru/deti/disnej-otravlennye...

Вестготы в целом приняли перемену национального вероисповедания, но часть бывшей арианской знати и некоторые из не воссоединившихся епископов попытались оказать сопротивление. Одной из причин фронды со стороны знати были опасения утраты принадлежавших им привилегий в результате конфессионального соединения с покоренной народной массой. В 588 году был выявлен заговор в Мериде, участниками которого оказались арианский епископ Сунна, некто по имени Снегга и несколько аристократов из готской среды, и среди них Виттерих, впоследствии ставший королем вестготов. Прямым образом заговор направлен был против местного православного епископа Масоны, который при Леовигильде подвергался ссылке. После разоблачения Сунна подвергся изгнанию, а Снегга был приговорен к отрублению рук и сослан в Галисию. В следующем году заговор обнаружился в столице королевства Толедо. Его вдохновительницей оказалась мачеха Реккареда королева Гоисвинта, оставшаяся фанатичной арианкой. В заговор был вовлечен арианский епископ Ульдида. Он был наказан ссылкой, а Гоисвинта вскоре после этого скончалась; точно неизвестно, была ли это естественная смерть или Гоисвинта пала жертвой тайного убийства. В 590 году был обнаружен заговор герцога Аргимунда, который имел придворную должность кубикулярия, так что был предельно приближен к особе короля и потому имел шансы погубить его. По приговору суда, Аргимунду отсекли правую руку и затем его посадили на осла, которого водили по улицам Толедо. Король вестготов Реккаред Флавий скончался в столице своего государства Толедо после 15 лет правления в 601 году. Его престол унаследовал сын Лиува II. По характеристике святого Исидора Севильского, провинции, которые его «отец присоединил в борьбе», Реккаред «сохранял в мире, поддерживал в них благополучие и правил с умеренностью. Был же он миролюбив, кроток, славен великими подвигами и справедливостью, был привлекателен внешне и в душе нес столько доброты, что, проникая в умы всех, даже злых (людей) притягивал своей любовью. Он был настолько благороден, что богатства частных лиц и земли церквей, которые к стыду отца были присоединены к (королевскому фиску), он возвратил их собственным владельцам; был столь снисходителен, что часто щедрыми льготами облегчал подати народа. Также многих одарил он богатством, многих возвысил почестями» 7 .

http://pravoslavie.ru/94020.html

Широкую известность в Европе получил трактат Мухаммада аль-Идриси (1100-1165 или 1166) «Развлечение истомленного в странствии по областям», написанный по заказу сицилийского кор. Рожера II (1130-1154); в этом сочинении были обобщены географические познания античных и араб. авторов. Из исторических сочинений наиболее известен трактат аль-Аббара (1199-1260) «Туника, расшитая золотом». В литературе XII-XIII вв. получила распространение народная диалектальная строфическая поэзия - заджаль, с упрощенной ритмической структурой (в этой манере написаны мн. произведения кордовского поэта Ибн Кузмана (ум. в 1160)). К этому времени относится одно из самых известных произведений араб. средневек. художественной прозы - «Повесть о Хайе, сыне Якзана» философа и писателя Ибн Туфайля (Абубацер, ум. в 1185/86). Популярностью пользовалась мистическая суфийская лирика; видными представителями этого направления являлись аш-Шуштари (1203-1269) и Салих ибн Шариф ар-Рунди (1204-1285). Высокого уровня достигла медицина - за пределами И. были широко известны медики Абу Марван Ибн Зухр (Авензогар, ум. в 1162) из Севильи и Ибн Байтар (ум. в 1248) из Малаги, автор соч. «Сборник простых медикаментов» с описанием действия различных лекарственных трав. При альмохадском халифе Якубе аль-Мансуре (1184-1199) в Севилье была построена обсерватория для занятий астрономией (1196). Выдающимся математиком был аль-Ишбили (ум. ок. 1213) из Севильи, продолживший традиции родоначальника сферической тригонометрии египетского ученого аль-Джайяни (989 - ок. 1050). Численность христ. населения, а также характер его расселения в мусульм. И. установить сложно. Известно, что христиане проживали как в крупных городах Андалуса (в Толедо, Кордове, Севилье, Мериде), образуя особые кварталы или свободно расселяясь среди иноверцев, так и в сельской местности. До сер. X в. мосарабы составляли большинство населения мусульм. И. По приблизительным оценкам, в 850 г. на территориях, покоренных арабами, мусульманами являлось ок. 20-30%, в 961 г.- 50% населения.

http://pravenc.ru/text/674995.html

И. Так, объявление Андалуса независимым эмиратом дало повод некоторым местным правителям, в частности вали Сарагосы, Барселоны и Жироны, отложиться от Кордовы и призвать на помощь войска Карла Великого. В 778 г. состоялся 1-й поход франков в И. (не имел успеха). В 785 г. франками была захвачена Жирона, в 801 г.- Барселона. Очагом нестабильности оставалось немусульманское население И.: в 792 г. в Толедо началось крупное восстание мосарабов и иудеев. Сепаратизм в крупных городах - Толедо, Сарагосе и Мериде - стал причиной военных действий в правление аль-Хакама I (796-822), внука Абд ар-Рахмана I. В 797-798 и 807-808 гг. были проведены массовые казни толедской знати (в основном мулади), в 818 г. войска эмира жестоко подавили восстание в предместье Кордовы. В правление Абд ар-Рахмана II (822-852) эмират вел успешные войны с христ. государями (в Алаве, в Галисии, на землях Испанской марки). В 844 г. мусульмане одержали победу над викингами, дошедшими по р. Гвадалквивир до Севильи. Чтобы предотвратить дальнейшие нападения на араб. города, Абд ар-Рахман II приказал выстроить флот, к-рый вскоре был использован для захвата Балеарских о-вов. Стремлением к консолидации Андалуса была обусловлена внутренняя политика эмира. При Абд ар-Рахмане II были преобразованы и упорядочены адм. и фискальная системы (в частности, в аппарате управления стало меньше христиан). Поощрялась исламизация местного населения. Изменения, приведшие к уменьшению политической и социальной роли христиан в Андалусе, продолжились при его преемниках и стали причиной масштабного и длительного возмущения - движения мулади и мосарабов под предводительством Омара ибн Хафсуна. Центром восстания в 880-928 гг. в горах на севере совр. пров. Малага стала крепость Бобастро. К восставшим мулади и мосарабам присоединялись и мусульмане берберского происхождения, недовольные возросшей ролью араб. аристократии. Войска 3 эмиров не могли усмирить и подчинить область, находившуюся в непосредственной близости от столицы эмирата. Мятеж продолжался и после смерти Омара под руководством его сына Сулеймана. Только эмиру Абд ар-Рахману III (912-961) удалось разбить мятежников и взять в 928 г. Бобастро. Для предотвращения подобных восстаний Абд ар-Рахман III гарантировал свободу вероисповедания мосарабам. Мулади был открыт доступ к гос. службе наравне с арабами.

http://pravenc.ru/text/674995.html

   001   002     003    004