Деятельность последних быстро расширилась; к нач. XVII в. францисканцы имели в Нов. Испании 5 провинций. Доминиканцы сформировали к сер. XVII в. 4 провинции. Благодаря деятельности нищенствующих орденов к нач. XVII в. было крещено большинство стремительно сокращавшегося коренного населения центрального плато Нов. Испании. Вместе с христианизацией уничтожалась и самобытная культура мезоамер. цивилизации, ее памятники и лит-ра. С XVII в. широко распространился культ Гваделупской Божией Матери как главной заступницы крестьян-индейцев. При этом формировались синкретические верования, в христ. обряды привносились элементы традиц. культуры, индейцы соединяли в своем сознании и поведении этические нормы различного происхождения. Повсеместно индейские святилища либо освящались и превращались в католич. храмы, либо разрушались и на их месте возводились церкви. Быстрой христианизации индейцев способствовала поддержка миссии со стороны испан. монархии (т. н. Patronato Real), за счет к-рой финансировались отправка миссионеров в Нов. Свет и строительство церквей и мон-рей в городах. В свою очередь испанские правители в соответствии с договоренностью с Папским престолом получили право назначения кандидатов на высшие церковные должности и сбора десятины. Члены нищенствующих орденов исполняли функции приходских священников, а также занимали должности в церковной иерархии. Первое еп-ство на территории совр. М. под названием Кароленсе было образовано папской буллой «Sacri apostolatus ministerio» в 1518 г. на п-ове Юкатан. Оно просуществовало до 1525 г., когда его предстоятель Х. Гарсес был направлен в Мехико в качестве главы новообразованного еп-ства Тласкала (с 1903 архиеп-ство Пуэбла-де-лос-Анхелес), затем были созданы другие еп-ства: Мехико (1530), Антекера (1535), Мичоакан (1536; с 1924 архиеп-ство Морелия), Чьяпас (1539; с 1964 еп-ство Сан-Кристобаль-де-лас-Касас), Гвадалахара (1548). С 1546 г. они подчинились Мехико, возведенному в статус архиеп-ства. В 1561 г. на Юкатане было восстановлено еп-ство с центром в Мериде, к-рое также вошло в юрисдикцию Мехико.

http://pravenc.ru/text/2562792.html

Известно, что в IV веке пострадали многие другие мученики, точная дата их мученической смерти неизвестна, но можно предположить, что все они пострадали при Диоклетиане. Вот их имена: Свв. Эрмитерий и Хеледоний, воины, пострадали в Калаорре в Старой Кастилии. На месте их захоронения совершались чудеса, и был воздвигнут баптистерий). Память 3 марта. Св. Феликс диакон, пострадал в Севилье. Память 2 мая. Св. Анастасий, небесный покровитель Лериды в Каталонии и, вероятно, мученик. Память 11 мая. Св. Марина, пострадала в Оренсе в Галисии. Память 18 июля. Свв. Фабрициан и Филиберт Толедские. Память 22 августа. Св. Обдулия, дева Толедская. В Толедо покоятся ее святые мощи. Память 5 сентября. Св. Петр, также пострадал в Севилье. Память 8 октября. Св. Криспин, епископ Эсихский (в Андалузии), был обезглавлен. Память 19 ноября. Св. Евтихий (Ойе), вероятно, пострадал в Мериде. Память 11 декабря. ПЕРИОД ОТЦОВ Святой Осия Кордовский После этого последнего периода римских гонений начинается эпоха объединения и укрепления, борьбы против ересей, эпоха преподобных, святителей и праведников. Первым символом этой эпохи является св. Валерий, епископ Сарагосский, который хотя и претерпел арест и ссылку, не был замучен, как его диакон, св. Викентий (см. выше), и мирно скончался в Сарагоссе в 315 году, память ему празднуется 28 января. Мощи его покоятся ныне в Греции. Вслед за ним другим символом этого периода стал св. Осия Кордовский (259-359). Он оказал решающее влияние на равноапостольного императора Константина. Действительно, идея созыва Первого Вселенского Собора в Никее, неподалеку от Константинополя в 325 году, принадлежит св. Осии, который и был его председателем. Вопреки тому, что иногда утверждают, он был тверд в своей поддержке св. Афанасия и своем противостоянии арианству, за что и был заключен в темницу до конца своей жизни. Он отошел ко Господу в 359 году после более чем шестидесятелетнего подвижнического епископского служения и память его молитвенно празднуется 27 августа по восточному месяцеслову.

http://pravoslavie.ru/1985.html

Церковь Вестготского королевства в VII столетии История Европы дохристианской и христианской Протоиерей Владислав Цыпин Сайт «Православие.ру» продолжает публикацию фрагментов книги церковного историка и канониста протоиерея Владислава Цыпина «История Европы дохристианской и христианской». Толедский собор IV Толедский собор Церковь Испании, или Вестготского королевства, не обладала, подобно Восточным Патриархатам, Африканской или Кипрской Церкви, автокефалией, но, признавая над собой юрисдикцию Римской кафедры, она имела известную автономию: так, в Испании до XI века в употреблении была не римская, а древнеиспанская месса, которая позже получила наименование мозарабской. Испанская Церковь была разделена на митрополии, приблизительно воспроизводившие провинциальную структуру времен Римской империи: кафедры митрополитов находились в Толедо, Бракаре (Браге), Эмерите (Мериде), Гиспалисе (Севилье), Таррагоне и за Пиренеями, в Септимании, или Семиградье, на юге Галлии, оставшемся под властью вестготов, – в Нарбоне. В свою очередь митрополии состояли из епархий (диоцезов). В самой Испании насчитывалось около 70 кафедр. В вестготской Септимании находилось еще 7 епархий. Высшим органом церковной власти в Испании были соборы, созывавшиеся в столичном Толедо, которые и по своему составу, включавшему епископов и светских магнатов, и по компетенции были одновременно церковным и государственным институтом. В 633 году в Толедо состоялся IV собор, созванный королем Сисенандом. В его деяниях участвовали 6 митрополитов, 56 епископов и 7 лиц, представлявших своих епископов, а также король со свитой. Председательствовал на нем Исидор Севильский (Гиспальский), в ту пору старейший по хиротонии епископ Испании. На соборе было оглашено составленное им исповедание веры с изложением тринитарного и христологического догматов и опровержением еретических учений. Принятые на соборе решения, изложенные в 75 канонах, затрагивают догматические, богослужебные и дисциплинарные темы. Собор признавал примат епископа Рима в вероучительных вопросах, что, разумеется, не было тождественно учению о непогрешимости папы, но уже содержало в себе идеи, дальнейшее развитие которых привело в XIX столетии к злополучному провозглашению доктрины I Ватиканского собора о папской непогрешимости. Каноны унифицировали порядок богослужения для всех церквей Испании, вводили «единый чин молитвы и псалмопения» (unus ordo orandi atque psallendi), который составил обряд, впоследствии, при мусульманском правлении в Испании, названный мозарабским. Несколько канонов (с 67-го по 74-й) регламентировали правовой статус иудеев, проживавших в Вестготском королевстве. Насильственное обращение их в христианство собор осудил. Христианам, имевшим еврейское происхождение, собор предписал избегать дружеского и бытового общения с их бывшими единоверцами.

http://pravoslavie.ru/108026.html

Хотя о путешествии апостола Иакова не сохранилось древних письменных источников и повествование, подробно описывающее его проповедь в нынешней Галисии, в Кастилье и Арагоне, где на берегах Эбро ему явилась Богородица, относится к конце XIII – начале XIV bb., 5 для испанцев апостол Иаков – национальный символ, он считался покровителем Реконкисты. Сантьяго де Компостела – сердце христианской Испании, притягивающее паломников со всех концов света. Что же сохранили для нас письменные источники о начале христианской традиции в Испании? На момент пришествия христианства на Иберийский полуостров культура там была, по сути, латинской. Страбон писал: «Турдетанцы, особенно живущие около реки Бетия, совершенно переменили свой образ жизни на римский и даже забыли родной язык. Большинство их стало латинскими гражданами и приняло к себе римских колонистов, так что все они почти что обратились в римлян... Среди них находятся и кельтиберы, которых некогда считали самыми дикими из всех». 6 Самым ранним свидетелем о христианской Церкви на Иберийском полуострове принято считать свт. Иринея Лионского , жившего во 2-й половине II в. 7 Если христианские общины в Испании уже существовали во времена святителя, можно предположить, что основаны они были значительно раньше, в конце I – начале II вв. Тертуллиан (ок.150–ок.220) говорит о христианстве «во всех пределах Испании» 8 . Более развернутое свидетельство содержится в письме свт. Киприана Карфагенского (epist.67) «народу, находящемуся в городах Легиане и Астурине, также дьякону Лелию и народу эмеритскому». 9 Обращение в начале письма указывает на существование христианских общин в нынешних Сарагосе, Леоне-Асторге и Мериде. Хотя поводом к написанию письма послужило отпадение от Церкви Василида и Марциала, оно является первым свидетельством гонений на христиан в Испании. Кроме того, письмо указывает на связь христианских общин Испании и севера Африки, которой Испания во многом обязана распространением христианства 10 . Крайне важным письменным свидетельством являются деяния Эльвирского собора.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   42. После этой счастливой победы, Готы по дурному совету предприняли поход через пролив Кадиса. Они пересекли его ради битвы с воинами, которые захватили город Кеута и уничтожили Готов. Сначала Готы яростно штурмовали крепость. Однако на следующее воскресенье они отложили оружие, чтобы не осквернять священный день сражением. Использовав эту возможность, противники внезапно атаковали и окружили армию захватчиков, зажав между морем и землей, так что ни один человек не смог избежать последующей бойни.    43. Несколько позже, король Теодис встретил смерть, которую он заслужил. Он был убит во дворце одним человеком, который долгое время притворялся безумцем, обманывая короля. Искусно изображая сумасшествие, он заколол правителя. Поверженный ранением, Теодис сдержал свою гневную душу. Истекая кровью, он заставил своих сторонников дать клятву, что убийцу не казнят, сказав, что это справедливое возмездие за убийство его военачальника.    44. В эру 586 (­ AD 548), в двадцать третий год имератора Юстиниана, после того, как Теодис был убит, Теодигисл был поставлен над Готами, и правил один год. Он публично осквернил семейные узы многих магнатов и решил их убить. Однако он был опережен группой заговорщиков из Севильи. Ему перерезали горло посреди праздника, и от этого он умер.    45. В эру 587 (­ AD 549) в двадцать четвертый год императора Юстиниана, после того, как был убит Теодигисл, Агила стал королем и правил пять лет. Начав войну против города Кордобы, Агила, в знак презрения Католической веры, повредил церковь благословенного мученика Ацисклия. В разгар борьбы с горожанами Кордобы этот недалекий человек осквернил священное место захоронения Ацисклия останками своих врагов и их лошадей. За это святые покарали его. Они отомстили тем, что в этой компании он потерял и сына, убитого вместе со значительной частью армии, и огромные сокровища.    46. Побежденный Агила бежал в страхе в Мериду. Через некоторое время Атанагильд начал мятеж против него, желая получить власть. Атанагильд окружил войсками армию, которую Агила послал, чтобы встретить противника в Севилье. Готы, видя, что убивают друг друга и, боясь имперской армии, которая могла вторгнуться в Испанию под предлогом помощи, убили Агилу в Мериде и подчинились Атанагильду.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Константом (337-350). Были построены термы, здание-тетраконх и примыкавший к нему мавзолей, квадратный снаружи и ротондальный (с 4 небольшими экседрами по диагонали). Мавзолей внутри перекрыт купольным сводом с единственными на Пиренейском п-ове настенными мозаиками IV в. (на сюжеты ВЗ и НЗ, распределенные по 3 круговым фризам). Отсюда может происходить порфировый саркофаг (впосл. использован как гробница кор. Арагона Педро II (1196-1213) в монастыре Сантес-Креус (пров. Таррагона)), типологически близкий к имп. саркофагам К-поля. Остатки др. крупного мавзолея (кон. IV в.) открыты при раскопках в Лас-Вегас-де-Пуэблануэва (пров. Толедо); он был октагональным (диаметр 22 м), с купольным (?) перекрытием на аркаде и с подземной криптой. Вокруг мавзолея располагалось кладбище, возникшее во 2-й пол. VI в., когда мавзолей освятили как церковь; позже он был и мечетью (маленькая ниша михраба встроена в юго-вост. стену). Отсюда происходит саркофаг с изображением Христа и апостолов (Национальный археологический музей, Мадрид). На вилле в Садабе (пров. Сарагоса) сохранился семейный мавзолей IV в. (16×14 м снаружи, высота стен до 4 м), крестообразный в плане, с апсидами на востоке и западе и входом с юга через колоннаду. Погребальные ниши устроены в сев. стенах вестибюля и зап. нефа; там же найдены останки и куски большого каменного саркофага. Исключительно информативны раннехрист. эпитафии, число к-рых (как и эпиграфических памятников вообще) стремительно увеличивалось от IV к VIII в.; в VI-VII вв. они исчислялись сотнями (на кладбище св. Фруктуоза в Таррагоне их найдено до 160, в Мериде - больше). Писались эпитафии по-латыни или по-гречески в специальных мастерских, существовавших при крупных церквах, и были доступны для широкого круга горожан. В надписях упоминаются местные святые, почитание к-рых было распространено гораздо шире, чем полагали ранее. В Музее диоцеза Луго хранится т. н. Хризмон из Кироги (V в.?) - круглая мраморная пластина с изображением хризмы с подвесками в виде букв «альфа» и «омега» в окружении назидательной надписи (Аигит vile tibi est arcenti pondera cedant plus est quod propria felicitate nites - Злато для тебя не ценно, и серебро отринуто; истинно лишь сиянье счастья).

http://pravenc.ru/text/2007788.html

Свв. отрок Зойл и 19 его товарищей были замучены в Кордове в 301 году. Их мощи позднее были перенесены в монастырь св. Зойла близ Леона. Память 27 июня. Свв. Викентий, Сабин и Христета приняли мученическую смерть в Авиле, в центральной Испании в 303 году. Память 27 октября Св. Левкадия, дева, умерла в тюрьме в Толедо в 303 году. Память 9 декабря. Св. Викентий, родился в Уеске на северо-востоке Испании, служил диаконом святителя Валерия, епископа Сарагосского (см. под 315 годом) и принял мученическую смерть в Валенсии в 304 году, когда пострадало великое множество мучеников. После пыток его безуспешно попытались распять, и затем заживо сожгли на решетке для пыток. Ныне его мощи почивают в Риме. Мученик Викентий — один из величайших святых Испании и память ему празднуется во всем христианском мире 22 января по западному и 11 ноября по восточном месяцеслову. Св. Евлалия, четырнадцатилетняя дева-мученица из Барселоны, была убита в 304 году. Она — одна из наиболее почитаемых святых Каталонии, где имя святой произносится как Аулайра, Аулазия или Олалья. Празднование ее памяти внесено и в восточный и западный месяцеслов. По западному месяцеслову ее память празднуется 12 февраля, по восточному 22 августа. Свв. Оптат, Луперкий, Саксесий, Марциал, Юлия, Квинтилиан, Публий, Фронт, Феликс, Цецилиан, Евентий, Примитив, Аподемий и четыре святых с именем Сатурнин были замучены в Сарагоссе в 304 году в правление префекта Дациана. Память 16 апреля. Свв. Гай и Крементий также были замучены в Сарагоссе в 304 году. Память 16 апреля. Св. Энграция (Энкрация, Энкрасия), дева-мученица пострадала в Сарагоссе в 304 году. На месте, где ее страшно истязали, и где она претерпевала мучения за Христа, до сих пор стоит храм. Память 16 апреля. Св. Виктор был замучен в Мериде в 304 году. Память 24 июля. Св. Кукуфас (Кугат, Кукуфат), один из наиболее почитаемых мужчин мучеников в Испании, пострадал неподалеку от Барселоны. На месте его мученичества позднее был основан монастырь св. Кугата Вальского. Память 25 июля.

http://pravoslavie.ru/1985.html

219 De don. pers., 8.19–20, цит. Амвросий. De fuga saeculi, 1.1. Ранее, в ходе спора с Пелагием, Августин учил, что человек не контролирует мыслей, появляющихся в его уме, но воля обладает способностью принимать или отвергать такие помыслы (De spir. et. litt., 34.60), и что благодать необходима для удержания благих помыслов (De gr. Chr., 25. 26; С. duas ер. Pelag., 8.18.). 221 Принижение Августином человеческой способности хранения помыслов входило в противоречие с монашеским деланием, в особенности находящимся под влиянием Восточных отцов-пустынников. Обзор трудов преп. Иоанна Кассиана в третьей главе даст представление о том вызове, которым стало учение Августина для монашества. 222 Confess., 5.13.23; 5.14.24; 6.1.1–6.4.6; 9.5.13; 9.7.15; Brown. Augustine of Hippo. P. 81–87, 124–125. 223 Frend Н.С. Martydom and Persecumion in the Early Church: A Study of a Conflict From the Maccabees to Donatus. Oxford, 1965. P. 418–420. Сфера влияния свт. Киприана распространялась на христианскую Церковь в Северной Африке, но не была ограничена этими пределами. Испанские общины в Леоне и Мериде апеллировали к нему во время новацианского спора, и в данном случае, как и в других, он находился в конфликте с епископом Рима. 231 De don. pers., 19.48; 19.49, цит. свт. Амвросий. Expositio Evangelii secundum Lucam. Præfatio и 7. 27. 233 Перечень предшественников, которых, как представлялось Августину, он мог привлечь в поддержку своего учения о предопределении, краток, а ссылок немного, но авторитет этих людей был бесспорен и географический охват широк. Тем не менее, немногочисленность цитат создает впечатление, что Августин, независимо от того, насколько правильно он толковал ап. Павла, обращаясь к Преданию, хватался за соломинку. Обвинение в привнесении новшеств, о котором сообщают Проспер и Иларий, он вряд ли опроверг. 248 Fontaine J. L’ascétisme chrétien dans la littérature gallo-romaine d’Hilaire à Cassien. Roma, 1973. P. 93–96; Stancliffe C. St. Martin and His Hagiographer. Oxford, 1983. P. 24, 29. Результаты создания Евсевием монашеской общины и пребывания Илария в ссылке на Востоке являются спорными. См. Rousseau Р. Ascetics, Authority, and the Church in the Age of Jerome and Cassian. Oxford, 1978. P. 87, n. 29.

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

2000. Vol. 82. N 2. P. 200-225. Средневековые иллюстрированные рукописи До нас дошло не много рукописей, созданных в средние века в скрипториях И. Большинство из них - Библии, «Толкование на Откровение Иоанна Богослова», написанное мон. Беатом Лиебанским (далее - «Толкование»), литургические книги. Отдельную группу составляют исторические хроники и сборники офиц. документов: Акты Соборов, Книги завещаний, Собрания законов. История прародителей Адама и Евы, Каина и Авеля. Миниатюра из Пятикнижия Ашбернема. VII в. (Paris. Nouv. acq. lat. 2334. Fol. 6) История прародителей Адама и Евы, Каина и Авеля. Миниатюра из Пятикнижия Ашбернема. VII в. (Paris. Nouv. acq. lat. 2334. Fol. 6) Ранние испан. рукописи написаны особым, толедским (scriptura toletana), или вестгот., письмом. Этот тип почерка развился из рим. письма к VIII в. Из 400 рукописей раннего времени 250 написаны вестготским письмом, а т. к. в основном это мосарабские литургические книги, то позже это письмо получило еще одно название - «мосарабское». В VII в. мосарабская литургия была упорядочена и изложена св. Исидором Севильским в его Миссале и Бревиарии и долго использовалась на территории И. Однако с XI в. в связи с клюнийской реформой начались процесс унификации литургического обряда на всех территориях христ. Европы и борьба с местными литургиями, в частности с мосарабским обрядом и в т. ч. с мосарабским письмом. Согласно постановлениям Леонского Собора 1091 г., писцы должны были писать каролингским минускулом, к-рый был принесен в И. клюнийскими миссионерами. С XIII в. под воздействием франц. рукописей распространилось готическое письмо. На территории Пиренейского п-ова в позднеантичную эпоху работало много скрипториев и существовали обширные б-ки, где хранились и переписывались книги, в т. ч. иллюстрированные. Но рукописей этого времени не сохранилось. После вестгот. завоевания большинство этих центров продолжали работать, крупные скриптории в VI-VII вв. существовали в Толедо, Севилье, Сарагосе, Мериде, также в совр. провинциях Наварра и Леон. Значительную часть их книжной продукции составляли копии позднеантичных рукописей научного и практического содержания: астрономические и математические сборники, травники, авиарии, медицинские трактаты, труды по военному искусству, фармакологии, зоологии, строительству и землемерному делу; большинство из них, вероятно, имело иллюстрации. Особое внимание вестготы уделяли книгам законодательного и исторического характера.

http://pravenc.ru/text/2007791.html

III Толедский собор. Так прокладывался путь к объединительному собору, который созван был в столице в марте 589 года и получил название III Толедского собора – предшествовавший собор был арианским. Председательствовал на III Толедском соборе сам король. Рядом с ним находились его советники епископ Севильский Леандр и аббат монастыря Сервитана Евтропий. Участниками собора были 5 православных митрополитов, 48 православных и 8 арианских епископов, священники обеих конфессий и готская знать. Арианские епископы, занимавшие кафедры в Гранаде, Мериде и Нарбоне, не приехали в Толедо. В самом начале соборных деяний арианские епископы и пресвитеры были присоединены к Православной Церкви. За присоединенными был сохранен их прежний сан, в результате на некоторых кафедрах оказалось по два епископа. За формулой filioque стоит наивная логика, выдающая глубокий упадок богословской мысли на варваризованном Западе Арианские епископы и готская знать подписали православное исповедание, в которое, однако, внесена была богословски несостоятельная формула filioque – об исхождении Святого Духа не только от Отца, но и от Сына. Правда, самый символ веры в документах собора помещен без искажений, без злополучного filioque, которому суждено было впоследствии взорвать и разрушить церковное единство христианского Востока и Запада. Символ с filioque впервые появляется в актах XII Толедского собора, состоявшегося без малого сто лет спустя, в 681 году. Мотивацией сыгравшей столь печальную роль в истории Церкви интерполяции послужило стремление как можно наглядней продемонстрировать вчерашним арианам (заблуждение которых заключалось в уничижении Сына Божия, Которого они вслед за своим ересиархом почитали перворожденным всей твари, но не Богом, единосущным и равночестным Отцу) равенство Сына Отцу, которое, по версии филиоквистов, выражается и в том, что Дух Святой исходит не только от Отца, но и от Сына. Очевидно, что за этой формулой стоит наивная и вульгарная логика, выдающая глубокий упадок богословской мысли на варваризованном Западе, потому что, следуя подобной логике, можно заключить, что изобретатели формулы принизили Третью Божественную Ипостась Святого Духа до прямого впадения в македонианское духоборчество, поскольку если равенство Отца и Сына с необходимостью должно быть выражено формулой filioque, то с той же необходимостью Святой Дух оказывается в такой тринитарной конструкции поставленным ниже двух других ипостасей. В действительности отцы Толедского собора не впали в духоборчество, но лишь обнаружили варварскую неловкость в оперировании богословскими терминами. Нет никаких свидетельств того, что в Риме и Новом Риме уже тогда заметили вербальную неряшливость богословия отцов Толедского собора и подняли по этому поводу тревогу – православный мир радовался тому, что еще один народ выпутался из уз еретических заблуждений и вошел в лоно Кафолической Церкви.

http://pravoslavie.ru/94020.html

   001    002    003   004