Валаамские острова. Спасо-Преображенский Валаамский монастырь. Ильинский скит. Карта и ближайшие объекты Ильинский скит находится в 10 км от монастыря, в группе Байонных островов, на острове Лембос. Существует упоминание о том, что уже в XVIII веке на острове находилась часовня. В XIX веке там проживало несколько человек братии, присматривающих за стадом овец, шерсть которых использовалась для изготовления вязаной одежды и валеной обуви. На востоке от Лембоса расположены Крестовые острова Валаамского архипелага. Они знамениты как места обитания (летних «релаксационных залежек») ладожской кольчатой нерпы. Присутствие братии Валаамского монастыря на Байонных островах в первой половине XIX века обеспечивало порядок в этой части архипелага, защиту от браконьеров («лихих людей»), а также расширяло территорию Валаамского монастыря на восток. В феврале 1867 года игумен Дамаскин обратился к митрополиту Новгородскому и Санкт-Петербургскому Исидору за благословением построить на Лембосе деревянный храм во имя пророка Божия Илии. В прошении о сооружении этого скита говорилось: «Остров Лембос – крайний предел владений монастырских на востоке. Это гавань в группе Байонных островов, защищенная от ветров со всех сторон, лучшая в восточной стороне Ладожского озера». Уже в 1868 году деревянная церковь была освящена в честь святого пророка Божия Илии. С этого же времени остров Лембос стал называться Ильинским. Недалеко от церкви были расположены два деревянных двухэтажных келейных корпуса для постоянного проживания 10 человек братии. Был устроен колодец глубиной 5 метров, верх которого оформили тесаным мрамором. Около колодца иноки посадили фруктовый сад, а в разных местах скита – аллеи из пихт и лиственниц. После Первой мировой войны, а затем революции и получения независимости Финляндией Ильинский скит на некоторое время был закрыт в связи с оскудением братии. В 1944 году Валаамские острова, включая Ильинский, окончательно перешли к СССР. В 1945 году на Валааме был открыт рыбпромкомбинат. Всего на комбинате работало около 500 человек, часть из которых (около 80) были репатриированы после войны. Часть рыбаков проживала в бывших келейных корпусах и храме Ильинского скита.

http://sobory.ru/article/?object=09110

10 Буквально: «доставил Прометей моих речей» ( τν μν Προμη- θες παρσχετο λγων) – малопонятное выражение. Выше Григора уже сравнивал себя с Прометеем (см. т. 2, с. 267 и прим. 339), и здесь, очевидно, развивает это сравнение, подразумевая, что как Прометей был прикован Зевсом к скале, так и сам он за свои слова подвергся заключению, лишившему его возможности действовать. 11 διπλο ка τριπλο τινς ρωτος σχολαν. Буквально: «делом какой-то двойной и тройной любви». 14 υτν τε καπλευσεν τν λθειαν. Устойчивое выражение καπηλεω τν λθειαν, традиционно в церковной литературе переводимое как «корчемствовать истиной», встречается у многих отцов церкви, начиная с Климента Александрийского (см.: Clemens Alexandrinus, Protrepticus, 10, 94.2,5, изд.: Clément d " Alexandrie, Le protreptique, éd. C. Mondésert (SC, 2) (Paris, 1949) (TLG 0555 001)), Афанасия Великого , Григория Богослова и т. д. Оно даже вошло во 2-й канон Шестого вселенского собора. 16 Колосс Родосский (греч. Κολοσσς τς Ρδου) – гигантская статуя античного бога Солнца, Гелиоса, которая стояла в портовом городе Родосе на одноименном острове Додеканезского архипелага в Эгейском море. Одно из семи «чудес света». 17 Илиада , 2.656. Линд (Линдос, греч. Λνδος) – город, находящийся на мысе Крана, на юго-востоке острова Родос. Известен с VI в. до н. э. Иалис (греч. λυσος, ион. λυσος – Гомер, а за ним и Григора, употребляет этот вариант названия; также известен как Τριντα) – древний дорический город на севере острова Родос, основанный предположительно около XV в. до н.э., а в IV в. до н.э. уступивший пальму первенства Родосу и в дальнейшем поглощенный последним. Камир (греч. Κμειρος) – дорийский город на западном побережье острова Родос, бывший главным городом острова до основания Родоса. 18 Каллиопа (греч. Καλλιπη – «красноречивая») в древнегреческой мифологии – муза эпической поэзии. 19 Греч. Μελησιγενς, т. е. рожденный Мелетом – одно из прозваний Гомера. Согласно одной из версий, Мелет (Мелес, греч. Μλης) – имя отца Гомера; согласно же другой, имеется в виду одноименная река близ Смирны, при источниках которой в пещере Гомер будто бы писал свои песни.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

После революции советские власти, жертвуя государственной целесообразностью, попытались стереть с карты имя императора Николая II и цесаревича Алексея (остров Малый Таймыр). В 1918 году, чтобы не возиться с переименованием, архипелаг просто убрали с карты. Однако, когда в 1924 году американцы попытались поднять на острове Врангеля свой государственный флаг, пришлось вспомнить и забытую Землю Императора Николая II. Нарком иностранных дел Г.В. Чичерин заявил тогда в меморандуме: «В сентябре 1916 г. Российское Правительство известило все союзные и нейтральные державы, что нижеперечисленные острова составляют неотъемлемую часть российской территории, а именно: остров Генерала Вилькицкого, Земля Императора Николая II, остров Цесаревича Алексея, острова Старокадомского, Новопашенного...» И получилось, что не только канонерка «Красный Октябрь», посланная тогда из Владивостока к острову Врангеля, обороняла от непрошенных пришельцев северные российские острова, но и царь-мученик. Впрочем, 11 января 1926 года на заседании Президиума ВЦИК было постановлено: «Наименовать группу островов в Северном Ледовитом океане: «Земля Николая II», «Цесаревича Алексея» и «Старокадомского» - «Таймырский архипелаг». Присвоить наименования: «Земле Николая II» - «Северная Земля», острову «Цесаревича Алексея» - «Малый Таймыр»... В 1930-1932 годах, после детального обследование архипелага экспедицией Арктического института, четыре самых крупных острова получили названия Октябрьской Революции, Большевик, Комсомолец, Пионер. Попытки вернуть архипелагу первоначальное, данное его открывателями имя, начали предприниматься вскоре после канонизации Царской семьи. 1 декабря 2006 года Дума Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа приняла постановление, которым предлагалось возвратить архипелагу Северная Земля прежнее название Земля Императора Николая II, а также переименовать остров Малый Таймыр в остров Цесаревича Алексея, остров Октябрьской революции - в остров Святой Александры, остров Большевик - в остров Святой Ольги, остров Комсомолец - в остров Святой Марии, остров Пионер - в остров Святой Татьяны и остров Домашний - в остров Святой Анастасии.

http://ruskline.ru/analitika/2013/04/12/...

е. мир, оставил на мне свою печать. " …В Св. Писании, например, в Апокалипсисе и даже в Ветхом Завете, встречается слово " острова " . Например: " И острова будут уповать на Бога " . Как острова могут уповать? Под словом " острова " разумеются монастыри. А означает весь текст то, что к пришествию антихриста разве в монастыре еще сохранится вера… " И вот представляется мне иногда следующее: я спокоен. Я знаю, что теперь вьюга, мороз, но в келии все равно тепло. Стены не пропускают холода, только слышно, как в трубе воет ветер. И появляется какое-то невольное чувство радости, что я не на морозе, а в теплой келии. Подобное чувство я ощущал в миру…С этого внешнего чувства я перехожу на духовное, внутреннее и думаю: весь скит с его плохонькой деревянной оградою есть теплая уютная общая келия, где все мы греемся и радуемся, что мы не в миру, ибо там мороз, там веют вихри ложных пагубных учений, унося из души бедного неопытного юноши все хорошее, все святое. Там всякому грозит опасность замерзнуть духовно, там редко кто согреет. Там метель, которая совершенно засыпает глаза, так что они ничего не видят, там слепнет человек. Там буря зла… И слава Богу, что я здесь; я постоянно должен благодарить Бога, помня, где я, и откуда вывел меня Господь.7 января. Среда Прошли, пролетели, промелькнули святые Рождественские дни: прошли, т. е. отошли в вечность. Прошли как-то очень быстро. День летит за днем, и время незаметно.- Это оттого, что наши старцы,- говорил как-то наш Батюшка,- очень мудро распределили время в течение каждого дня, дали каждому делу свое определенное время.Вот уже второе Рождество, второй Новый год встретил я здесь и провел…Вот еще что я хотел записать. Не помню, кому первому мы сказали о своем намерении поступить в монастырь: отцу ли Серафиму или отцу Петру Сахарову. О. Серафиму было сказано, как духовнику на исповеди: до исповеди мы его не знали и даже не видели никогда. А к о. Петру мы пошли, как к знакомому, посоветоваться. А кроме того, он с еп. Трифоном близок и нас направил прямо к нему.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1386...

Описание это сохранилось менее чем наполовину и прерывается на упоминании о морском пути от Кипра до Сидона. Вторая часть рукописи была утрачена, по-видимому, ещё в XVIII веке. Оба паломника были из числа братии Рыхловского монастыря Черниговской епархии 66 . «От Родоса поишедши, – говорится в «Описании», – за несколько дней пришли до острова Кипрского, идеже святий Лазарь четверодневный епископом был. Под тим городом полтора дня стояли, и мы в том городе были и ходили, где ли потребно было. Були в церкви святого Лазаря, во имя его созданной, идеже гроб его и доныне есть, и мы все гажии лазили у гроб Лазарев и тамо знаменовалися гробу святого Лазаря в церкве по правой стороне за престолом; а имя городу тому Констанция (Ларнака). Оттуду пошедши от Кипрского острова приидохом до города Сидон, что в Евангелии вспоминается: «Отрадно будет Тиру и Сидону… " » 67 . Деятельность на Кипре В. Г. Барского (1726–1736 гг.) Одним из следующих «хождений» были странствования во второй четверти XVIII века Василия Григорьевича Барского (1701–1747 гг.). В. Г. Барский (Плака-Албов), уроженец Киева, большую часть своей жизни провёл в путешествиях по Востоку, продолжавшихся почти четверть века (1723–1747 гг.). В марте 1725 года он вступил в пределы Османской империи. Он побывал в Солуни, на Афоне, на Кипре, обошёл почти всю Палестину. Предки Барского были жителями города Бара, который в XIX веке был заштатным городом Подольской губернии Могилёвского уезда. Паломник называл себя Барским по городу Бару, месту жительства предков, а Плака или Албов – это перевод на греческий и латинский языки фамилии Беляев. В. Г. Барскому довелось побывать на Кипре трижды: в 1726, 1727 и 1734–36 годах. Его первое посещение острова было кратким и почти случайным. «Имеяше же корабль наш неколико душ в Кипр грядуших, сего ради, отпущения ради их и взятия новой воды, сьвратихом от пути к брегу» 68 , – так объясняет Барский причину своего первого визита на Кипр. 19 сентября 1726 г. вместе с иноками-греками, направлявшимися в Иерусалим, он ступил на берег острова. Вместе со своими попутчиками Барский «ходих до двох церковь христианских, иже суть зело простого от камене, но крепкого и старого строения» 69 .

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

Как бы то ни было, именно при архимандрите Варлааме монастырь начал ходатайствовать об уступке этого острова. Летом 1894 г. Соловки посетил министр финансов С.Ю. Витте. В ответ на его вопрос о нуждах обители монастырское священноначалие пожаловалось на нехватку строевого леса, «так как растущий на Соловецких островах пиловочный лес имеется в крайне ограниченном количестве и по своим качествам малопригоден на распиловку для поделок и совершенно не годится для крыш»; между тем, нужда в таком лесе у обители велика и его приходится ежегодно закупать в количестве «до 1000 бревен». Для покрытия монастырской потребности в древесине Учрежденный собор Соловецкого монастыря просил влиятельного чиновника помочь в отводе пустынного Кондострова в надел обители. Через несколько месяцев после этого разговора архимандрит Варлаам скончался, но С.Ю. Витте свое обещание не забыл, и делу был дан ход. 28 ноября 1897 г. император Николай II утвердил принятое перед тем решение Кабинета министров о передаче Кондострова в вечное владение Соловецкому монастырю. Фактический землеотвод состоялся еще через год — 10 августа 1898 г., когда лесничий Калгачинского лесничества Архангельской губернии составил соответствующий акт с топографическим планом острова. В знак «живой всеподданнейшей благодарности за Высочайшую милость» монастырь в том же году пожертвовал деньги на устройство «церкви-школы» на Сибирской железной дороге, постройку которой курировал сам царь. Новый соловецкий остров представлял собой гранитную скалу площадью чуть более 1185 десятин земли (12,9 кв. км) с сильно изрезанной береговой линией. Большую ее часть покрывал хвойный лес, который местами был поврежден пожаром, случившимся за несколько лет до передачи острова монастырю. В хорошую погоду, двигаясь от Соловков на юг, монастырские пароходы покрывали расстояние до Кондострова за пять часов. По своим очертаниям на карте Кондостров отдаленно напоминал Большой Соловецкий. Хозяйственное освоение острова началось, скорее всего, с 1899 г. Воплощать в жизнь замысел архимандрита Варлаама пришлось его преемнику — деятельному и твердому в достижении поставленных целей архимандриту Иоанникию (Юсову), возглавлявшему обитель в 1895–1917 гг. Не исключено, что он с самого начала задумал превратить Кондостров не просто в монастырскую лесосеку, но в новый скит с постоянной братией и храмом. Впрочем, если такие планы и имелись, то до времени их не объявляли, и в 1898 г. настоятель вместе со своими «соборными старцами» испрашивал у синодального начальства лишь дозволение «соорудить на острове Кондострове необходимые хозяйственные постройки для проживания рабочих ввиду потребности производить на нем разные работы для приспособления к удобнейшему в свое время пользованию для монастырских потребностей растущим на сказанном острове лесом».

http://sobory.ru/article/?object=37544

В 1393 году возвратился в великий Новгород блаженный Арсений, неся с собою чудную икону со Святой горы. Предстал он Архиепископу Иоанну, второму по имени, которому поведал все бывшее с ним на Святой горе и просил у него благословения создать на севере обитель, во имя Рождества Богоматери. С миром отпустил его Владыка и, с иконою Богоматери отплыл Арсений вниз по Волхову, на великое озеро Нево или Ладожское. Сперва водворился на некоторое время в обители Валаамской, но видя в ней чрезвычайное многолюдство братии, решился идти на безмолвие в более уединенные места; промыслом Божиим, достиг он пустынного острова Коневского, и там, однако не вдруг основался. Арсений хотел обойти прежде иные острова восточного берега озера Ладожского, но причалив к устью реки Городецкой, что ныне Вокша, задержан был противным ветром. Недоумевая что предпринять, молил он Господа и пречистую его Матерь, утолить дыхание бурное и направить плавание его к тому месту, где долженствует создать обитель. Тогда успокоились воды, и глубокая стала на них тишина; преподобный сел опять в ладью свою, думая плыть к северу, но внезапно поднявшийся ветер быстро принес его к острову Коневскому; уразумел Арсений, что тут определено ему место жительства и, вышед на берег, прославил всемогущество Божие. Сперва взошел он на единственную гору сего малого острова и на ней, водрузив крест поставил себе малую келью; но прожив там одно лето, перешел к так называемой Владычней Лахте, и еще три года в уединении проводил скитское житие. Там обрёл его инок Лаврентий, посланный с Валаама от игумена Силы, чтобы звать его обратно в обитель, но не послушал его блаженный, возлюбив безмолвие своего острова, и тут избрал себе место для обители. При водворении своём на острове, нашел он благочестивого рыбаря, по имени Филиппа, которого спросил: «почему остров называется Коневским?» Рыбарь отвечал: «что есть на острове большой утес, называемый конь-камень, который в древности почитаем был язычниками за некое божество, ибо они были обольщаемы демонскими страхованиями и ежегодно приносили ему коня в жертву, чтобы в целости оставался скот их: от того и остров прозвался Коневским.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Сии острова приобретены покойным Преосвященным Сампсонием Митрополитом Астраханским и Терским за сто рублей долгу, и по нем другими Архиереями от Астраханского Юртовского Мурзы Аблы Азаматова сына Батерекова с братьями и племянниками его по записи в 1706 году, явленной в приказной Палате 3 Октября того ж года; а в 176 2 году покойный Преосвященный Мефодий, по учиненному на той записи надписанию, отдал те острова Воскресенскому Болдинскому монастырю. За присоединением же сего монастыря к Покровскому с наименованием сего последнего Покровоболдинским, по именному высочайшему повелению, в 28 день Июня 1822 года состоявшемуся, и прописанному в указе Св. Правительствующего Синода от 13 Июня 1825 года, помянутые острова, равно как и ниже сего под литерою д., значущаяся земля предоставлены в полное владение означенного Покровоболдинского монастыря. Запись на сия острова хранится в Архиве Консистории, и значатся по описи документов Воскресенского монастыря под 1. Кроме сей записи имеются: а) два владетельные указа, последовавшее из Кавказской Казенной Палаты на имя строителя Иеромонаха Иннокентия с братиею от 3 Апреля 1791 1125 и от 31 Мая 1792 годов 1466 и геометрический, специальный план, учиненный 23 Апреля 1779 года второклассным землемером Поручиком Графом Михайлом Сойкою. Означенные два указа, и план по той же описи Консисторской показаны под 2, 3 и 4. Из числа сей земли часть, заключающая в себе 168 десятин – 1200 сажень, лежащая по реке Болде между рек Луковки и Босурманки с 1820 года состояла в споре с казаками Казачебугровской станицы. По делу сему Палата Астраханского Уголовного и Гражданского Суда решительным определением 8 Июня 1829 года постановила спорный участок оставить во владении Покровоболдинского монастыря. По объявлении ж решения сего тяжущимся апелляционным порядком дело сие 22 Июня 1832 года Г. Начальником Губернии представлено было в 7-й Департамент Правительствующего Сената. Сенат решил в пользу монастыря. 3) Кроме сего, в Астраханском уезде, на месте упраздненного Болдинского монастыря, под садом, разведенным бывшими в том монастыре монашествующими 6 десятин и 638 сажень земли, которая, граничась с северной стороны, берегом реки Болды, каждогодно уменьшается в значительном количестве от подмытия водою. Земля сия присоединена к Покровскому монастырю, по Высочайшему указу, состоявшемуся в 28 день Июня 1822 года. Содержание монастыря

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Первое известное подробное описание острова и его построек сделал в 1909 г. архитектор Н. Филянский. Строительство всех каменных сооружений острова он связывает с жизнью на острове общины старообрядцев во второй половине XIX века. Согласно данным, собранным Н. Филянским путем опроса староверов с. Тургояк, " лет пятьдесят тому назад " , т.е. еще в середине XIX в., на острове имелась целая община численностью около 20 человек, ведущих жизнь по монастырскому уставу. На острове у них была построена каменная церковь, в начале XX в. она уже находилась в руинах. Также Н. Филянский описывает 8 разрушенных келий в разных частях острова. Помимо них, им была обнаружена небольшая квадратная площадка, обнесенная рядом камней, уложенных один подле другого. " ...Площадка с грудой камней, служивших престолом, являлась кладбищем для поселенцев острова, и на их могилах было устроено место для молитвы старообрядцев, стекающихся сюда в мае каждого года " . Наибольший интерес представляет описание мегалита 1, которое Н. Филянский интерпретирует как трапезную для отшельников: " другого такого помещения на острове нет, и из всех пещер, осмотренных мной, оно одно могло служить для этой цели " . Характерно, что отношение к этим комплексам как к пещерам, сохранилось у местного населения по сегодняшний день. В настоящее время история старообрядчества Южного Зауралья изучена недостаточно. До недавнего времени существовало небольшое количество дореволюционных публикаций, в которых содержится информация о расколе на данной территории. В последнее время лакуна была заполнена тремя монографиями (Покровский Н.Н., Зольникова Н.Д. Староверы - часовенные на востоке России в 17-20 вв. - М., 2002; Очерки истории старообрядчества Урала и сопредельных территорий. - Екатеринбург, 2000; Данилко Е.С. Старообрядчество на Южном Урале. - Уфа, 2002). Однако основное внимание в данных трудах уделено распространению различных согласий на территории Южного Урала, отношениям их с официальной властью и церковью, быт и обрядовость. В основном рассматриваются общины, живущие в городах и сельской местности, информация же по скитам отсутствует. Это объяснимо, поскольку большая часть скитов были тайными, и особенности скитской жизни не были широко известны даже в период их существования. В этой связи археологические исследования приобретают особую актуальность.

http://sobory.ru/article/?object=26361

20:10. Ср. действия Павла с 3Цар. 17:21,22 и 4Цар. 4:34,35 . 20:11,12. После долгой разлуки люди обычно беседовали допоздна, рассказывая друг другу о том, что произошло за это время в их жизни. 20:13–17 Продолжение путешествия 20:13. Асе находился примерно в 20 милях от Александрии Троадской, главного порта, на расстоянии дневного пешего перехода. 20:14. Митилена («Митилина») была главным городом острова Лесбос. 20:15,16. Они избрали обычный морской путь, мимо острова Хиоса, избегая длительного путешествия вдоль морского побережья, мимо длинного мыса, выступающего в Эгейское море между Смирной и Эфесом. С острова Хиос можно было гораздо быстрее добраться до острова Самос, а оттуда – прямо к Милету («Милиту»), вместо того чтобы продвигаться к Эфесу вдоль азиатского побережья. Они прибыли в «Львинуюгавань» Милета, где находился храм Аполлона; в городе была также довольно большая еврейская община (как и на Самосе, где господствовал культ Афродиты и Исиды). 20:17. Их корабль миновал загруженную гавань Эфеса, который был в стороне от пути, пролегавшего мимо островов Хиос и Самос; только на этом корабле они могли двигаться в нужном направлении, но он не доставлял их в пункт назначения. Наземный маршрут составлял более 30 миль, поэтому при быстром продвижении посланники могли бы преодолеть это расстояние и прибыть к Павлу на третий день; для тех, кто должен был оставить свою работу, это была большая жертва. Но миссия Павла в Иерусалиме носила неотложный характер; он должен был доставить пожертвования к празднику, когда Иерусалим будет заполонен паломниками, и этот символ межнационального единства церкви окажется убедительнее многихслов. 20:18–35 Прощальная речь Павла Прощальные речи строились в древности по установленному образцу, связанному с литературным жанром «завещания» (в котором умирающий или отъезжающий человек давал важные и мудрые наставления своим детям или последователям). Эта речь выдержана в стиле Павла, а не Луки. Хотя историки нередко передавали речи своими собственными словами, процесс обучения искусству риторики включал и подражание чужому стилю ( prosopopoi " a ). Поскольку Лука, по всей видимости, не имел прямого доступа к посланиям Павла (их стали собирать из разных церквей долгое время спустя после его смерти), он, вероятно, изучил стиль Павла из непосредственного общения с ним.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kult...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010