Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Саул перед Аэндорской волшебницей (1 Цар 28. 3–25). Гравюра Г. Доре [Евр.     - источник Дора; греч. Αενδωρ], небольшое поселение в Галилее, расположенное между городами Фавор и Ермон, при потоке Киссон, принадлежавшее колену Иссахара . В наст. время на этом месте находится дер. Эн-Дор. В Свящ. Писании А. упоминается при описании сражения израильтян под предводительством Деворы и Варака с войском царя Асора Иавина (Суд 4. 12-16), в к-ром евреи одержали победу (Пс 82. 10-11). Основной сюжет, связанный с А., касается некой волшебницы (γγαστρμαθος букв.- чревовещательница), проживавшей в одной из пещер близ А., к к-рой накануне сражения с филистимлянами пришел царь Саул . По его просьбе волшебнице удалось вызвать некий дух, в к-ром Саул признал прор. Самуила . Явившийся дух подтвердил пророчество о передаче Израильского царства Давиду и предсказал, что в предстоящей битве с филистимлянами израильтяне будут разбиты, а Саул и его сыновья погибнут (1 Цар 28. 7-19). Это предсказание исполнилось (1 Цар 31. 6). Сюжет с волшебницей из А.- важный момент в истории святоотеческой экзегезы. Первым христ. автором, обратившимся к истолкованию этого рассказа, был мч. Иустин Философ . Доказывая существование души после смерти тела, он говорит: «… то, что душа продолжает жить, видно из того, что и душа Самуила была вызвана волшебницей, как этого желал Саул» ( Iust. Martyr. Dial. 105). Т. о., Иустин придерживается буквального смысла, не сомневаясь, что Аэндорская волшебница действительно смогла вызвать наст. дух умершего пророка. Иное понимание было предложено Тертуллианом : он считал, что в образе пророка Саулу и волшебнице явился демон, введя их в заблуждение. Этот учитель Церкви категорически отрицает, что волшебница была способна своей властью вызвать дух св. пророка, поскольку сатана способен принять облик не только пророка, но и «ангела света» (2 Кор 11. 14) (De anima. 57, 8-9). Подобная трактовка встречается в «Мученичестве Пиония Смирнского» (ок. 250 г. по Р. Х.) (BHG, N 1546). Используя те же аргументы, что и Тертуллиан, Пионий обращает внимание на слова духа, сказанные Саулу: «Завтра ты и сын твой будете со мною» (1 Цар 28. 19), и делает вывод, что Саул будет пребывать среди нечистых духов, к-рые и возвестили ему эти слова, приняв образ Самуила (14).

http://pravenc.ru/text/77262.html

Ориген , посвятивший истолкованию этого рассказа одну из своих гомилий на 1-ю Книгу Царств (Homilia in I Reg. 28. 3-25// Simonetti. P. 44-47), продолжил линию св. Иустина. Он предостерегал от пренебрежения буквальным смыслом этого библейского текста и от отрицания истинности фактов, сообщаемых в Свящ. Писании. Явление подлинного духа Самуила подтверждается исполнением возвещенных Саулу пророчеств (4-5). Объясняя способность волшебницы вызвать дух пророка, Ориген напоминал, что власть вызывателей духов распространялась именно на преисподнюю, поскольку до сошествия во ад Спасителя все души умерших, как праведных, так и неправедных, пребывали вместе (6-9). На этом примере видно, что Ориген, будучи представителем александрийской экзегетической традиции, в данном случае использовал метод буквального истолкования Свящ. Писания. Свт. Евстафий Антиохийский , к-рому принадлежит самый объемный трактат на эту тему (De engastrimytho contra Origenem// Simonetti. P. 94-251), критиковал принципы оригеновской экзегезы (С. 21-22). Используя тот же метод буквального толкования, он указывал на то, что первые слова о признании явившегося духа были произнесены волшебницей и Саулом, а поскольку оба были одержимы диавольским обольщением, их нельзя считать истинными (С. 3-5). Для Евстафия несомненно, что явившийся дух был демоном (С. 10-11), поскольку истинный дух Самуила не должен был иметь ни телесных очертаний, ни тем более одежд (С. 6-7). Что касается истинности пророчеств (о к-рых говорит Ориген), то дух лишь повторил то, о чем Самуил говорил Саулу еще при жизни (С. 12-14). Наконец, Евстафий критиковал Оригена за то, что тот не дал точного ответа, каким образом волшебница и действовавший через нее демон могли получить власть над духом св. пророка (С. 16-20), а аргумент Оригена, что эта власть распространялась на всех пребывающих в преисподней, для Евстафия представлялся лишенным смысла (17, 5-10). В кон. IV в. в защиту оригеновского истолкования выступили антиохийские экзегеты Аполлинарий Лаодикийский и Диодор Тарский, от сочинений к-рых сохранились лишь фрагменты. Аполлинарий повторял основные положения Оригена, считая при этом, что явление духа пророка произошло по Промыслу Божию, к-рый попустил волшебнице возыметь такую власть над духом праведника. Диодор, открыто вступая в полемику с Евстафием, отмечал его невнимательное отношение к тексту Свящ. Писания. Согласно Диодору, именование демона Богом было бы богохульством (1 Цар 28. 13). Зная слабость в вере евр. народа, Бог не допустил бы бесу явиться в образе пророка. Для Диодора несомненно, что в А. явился истинный дух Самуила, окруженный Божественной славой, однако волшебница не смогла бы его вызвать, если бы он сам не пожелал явиться Саулу. Т. о., Диодор заключает: «волшебница не вызывала его, но лишь увидела» ( Devreesse. P. 154).

http://pravenc.ru/text/77262.html

Иосиф, как известно, занимался плотничеством. И теперь оно является главным занятием назаретян. Проходя по городу, мы видели немало столярных мастерских с открытыми на улицу помещениями, устроенными, следовательно, так, как бондарные в наших деревнях. Говорят, местные жители снабжают деревянными изделиями всю Палестину. Христианские плотники и столяры, помните – ваша работа освящена примером Самого Господа нашего Иисуса Христа, Который, несомненно, помогал мнимому отцу Своему – старцу Иосифу в его деле. Восчувствуйте это сердцем и полюбите ваше ремесло, дабы иметь вам от него утешение и счастье. После храма Благовещения показывают католическую церковь с небольшим гранитным камнем посредине, на коем Божественный Учитель трапезовал со Своими апостолами во время пребывания в Назарете. Замечательна также синагога, где, по преданию, Спаситель читал закон и откуда Его повели к горе, дабы низвергнуть ( Лк. 4:29 ). Она производит впечатление весьма древнего сооружения. Обращает на себя внимание арабский православный храм вблизи Палестинского подворья, с колодцем внутри, куда Божия Матерь ходила за водой, так как сей источник являлся единственным в Назарете. В настоящее время он выведен еще на площадь для общественного пользования. В недалеком расстоянии от Назарета находится Фавор. Поездка сюда возможна только на осликах. Мы выехали после обеда, когда жар дневной стал спадать. Весьма приятно и утешительно путешествовать на указанную Св. гору. Вся она зеленеет от растущих на ней кустарников дубового дерева. Чем выше поднимаешься, тем все более и более взору открывается окрестность. Видна почти вся Эздрелонская долина, и на ней кое где города и селения – Наин, Аэндор и др. Рядом высится Ермон, а на востоке блестит Тивериадское озеро с каменистыми берегами. Свежий чистый горный воздух бодрит тело и облегчает труд паломников. На Фаворе есть православный греческий монастырь, куда прибыли к 8 часам вечера при восхитительном заходе солнца. Мы на горе, а яркое, как золото, солнце светит далеко внизу, что создавало чудную картину. Настоятель обители отвел нам приличное помещение и предоставил для молитвы храм. Накануне мы отслужили по минее всенощную, положенную в праздник Преображения. Нужно заметить, что и повсюду в Палестине на св. местах принято для паломников отправлять службы сообразно с воспоминаемыми евангельскими событиями. На другой день рано утром была Божественная Литургия. Пели мои спутники.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Zhadan...

Но за самоволие и самовластие Саул наказан был молчанием от Бога. Но, что это были за пророки, через которых Саул вопрошал Бога об исходе Филнстимской войны? Это могли быть ученики и преемники Самуила, жившие в Рамском предместии Навафе 345 , и в Гиве, отечественном городе Сауловом 346 . Ст. 7. ... И отвечали Саулу слуги его: здесь в Аэндоре есть женщина волшебница… Где находился Аэндор? На расстоянии трех миль от поля, занятого Саулом на горе Гелвуйской 347 . Достойно примечания, как Саул, оставленный благодатью Божией, падает все ниже и ниже. Быв, некогда, истребителем волшебства, Саул теперь сам обращается к помощи волшебства. Ст. 8. ... И сказал волшебнице Саул: прошу тебя, поворожи мне, и выведи мне, о ком я скажу тебе… Что известно об искусстве вызывать мертвых? То, что это искусство находим в самой глубокой древности – факт, доказывающий всеобщую уверенность в бессмертии души человеческой. Что вызывание мертвых, равно как и все другие виды магии, в большинстве случаев, было простым обманом и фокусничеством, в этом нет никакого сомнения. Но, что враг рода человеческого пользовался волшебством для поддержания и распространения своей власти на земле, в этом мы убеждаемся не только словом Божиим, повествующим о ложных чудесах духа тьмы 348 , но и тем соображением, что всех действий волшебства нет возможности объяснить одним суеверием и обманом 349 . Ст. 12. …И увидела женщина Самуила, и громко вскрикнула… Как смотреть на искусство Аэндорской волшебницы, посредством которого вызвала она умершего Самуила? «Поскольку искусство ее, с одной стороны, превышает обыкновенный обман, а с другой – невероятно, чтобы Сам Бог через Самуила стал утверждать Саула в его заблуждении; то надобно заключить, что в ее волхвовании действовали тайные духовные силы, однако, не светлые и небесные» 350 . На дальнейший вопрос, каким образом дух тьмы мог оказать влияние и силу на душу пророка Божия, отвечать легко. Говорил и прорицал через волшебницу вовсе не Самуил, а тот же дух тьмы и лжи, который может преображаться в ангела света, и который принял на сей раз облик Самуилов.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

3-25; см. ст. Аэндор ). Трактат был составлен Е. во время епископского служения в Берое и посвящен Евтропию, еп. (или буд. епископу) Адрианополя, впосл. сменившему Е. в его борьбе с арианством и, так же как и он, пострадавшему ( Athanas. Alex. Apol. de fuga sua. 3; Idem. Hist. arian. 5). Е. называет его «превосходнейшим священноглашатаем православия» ( Eust. Antioch. De engastr. 1). Свт. Евстафий, еп. Антиохийский. Миниатюра из греко-груз. руокписи. XV в. (РНБ. O.I. 58. Л. 116 об.) Свт. Евстафий, еп. Антиохийский. Миниатюра из греко-груз. руокписи. XV в. (РНБ. O.I. 58. Л. 116 об.) 1. Содержание. Не удовлетворенный оригеновским толкованием эпизода с аэндорской волшебницей, Евтропий захотел узнать мнение Е. по этому вопросу. Согласно Оригену, волшебница действительно вызывала душу прор. Самуила и Самуил пророчествовал Саулу. Е. вопреки Оригену доказывает, что волшебница не могла вызвать и не вызывала душу Самуила, что Саулу казалось только то, что делала чревовещательница, сам же Саул ничего не видел. Полемический характер трактата подчеркивает особенности антиохийского направления в экзегетике, к к-рому принадлежал Е. (он был первым, кто четко выразил эти особенности Антиохийской школы - см. ст. Богословские школы древней Церкви ). Е. решительно восстает против чрезмерной аллегоризации Свящ. Писания. 2. Рукописная традиция. В подавляющем большинстве рукописей «Диагностик» сохранился в составе 2 сочинений, написанных на ту же тему («трикнижие»): гомилии Оригена на 1 Цар 28 (CPG, N 1423(2)) и послания свт. Григория Нисского к еп. Феодосию (CPG, N 3146). Рукописная традиция трактата представлена древней рукописью (Monac. gr. 331, X в.), а также 12 более поздними (codices recentiores, XVI - нач. XVII в.), восходящими, по всей вероятности, к Monac. gr. 331 (подробное описание всех рукописей см.: Declerck. 2002. P. XXVIII-XLII). Соотношения между поздними рукописями были выявлены Х. Хёрнер при подготовке к публикации послания свт. Григория Нисского к еп. Феодосию (GNO. T. 3.

http://pravenc.ru/text/187408.html

В 1 книге Царств, глава 28, есть весьма интересный фрагмент, в котором описывается посещение царем Саулом женщины-медиума в Аэндоре, во время которого произошло загадочное явление умершего пророка Самуила. Этот эпизод вызывает немало недоуменных вопросов. Кто явился и разговаривал с Саулом? Вызвано ли его явление действиями медиума? Почему волшебница, вначале не опознавшая Саула, при явлении Самуила узнала царя? Наконец, как объяснить последующее исполнение пророчества о гибели Саула и его сыновей? Отцы Церкви и средневековые иудейские комментаторы предложили ряд версий: 1) явления не было; 2) явился злой дух; 3) явился Ангел под именем Самуила; 4) явился пророк Самуил. В настоящей статье подробно анализируются эти версии с позиций их внутренней логики и возможности ответов на сложные вопросы, которые возникают при чтении библейского текста. Отметим, что в русской библейской науке есть работы, в которых просто представлены указанные версии, однако их подробный анализ отсутствует, в связи с чем видится важность данной статьи. Ключевые слова: царь Саул, Аэндорская волшебница, пророк Самуил, некромантия в Библии , 1 книга Царств, боговдохновенность, злой дух, загробная жизнь в Ветхом Завете. Объектом исследования в настоящей статье будет известный эпизод из 28-й главы 1 книги Царств о посещении царем Саулом волшебницы в Аэндоре, во время которого случилось экстраординарное событие: явился умерший ранее пророк Самуил и предсказал Саулу поражение в битве и гибель самого царя и его сыновей. Мистическая составляющая и уникальный во всех отношениях характер этого эпизода в богатейшей истории Ветхого Завета являются причинами исключительного интереса к нему со стороны всех, изучающих (и даже просто читающих) Библию . Несмотря на это, в русской богословской литературе отсутствуют труды, содержащие исчерпывающее исследование данного вопроса. В дореволюционной русской библеистике вообще не было исследований касательно указанной темы, в современной же – ситуация скрашивается благодаря статье «Аэндор» в «Православной энциклопедии» (Т.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Е   Ева • Евангелие • Евангелие от Иоанна • Евангелие от Луки • Евангелие от Марка • Евангелие от Матфея • Евангелист или благовестник • Еввул • Евеи • Евей • Евер • Евильмеродах • Евника • Евнух • Еводия и Синтихия • Евреи • Евтих • Евфрат • Египет • Еглаим • Еглон • Едем • Еден • Едер • Едом • Едрея • Еж • Ездра • Езекия • Екбатана • Екрон • Елам • Елаф • Елдад и Модал • Елеазар • Елеале • Елеонская гора • Елиаким • Елизавета • Вариисус, Елима • Елимелех • Елим • Елиса • Елисей • Елифаз • Елиав • Елиаким • Елиам • Елиезер • Елиуд • Елиуй • Елкана • Елкосея • Еллада • Еллассар • Еллинисты • Еллины, Еллада • Елмодам • Елнафан • Елон • Елуль • Елханан • Елцафан • Еман • Емаф • Емаф-Сува • Емек-Кециц • Емима • Еммануил • Еммор • Ен • Ен-Ганним • Енгедди • Аэндор, Ен-Дор • Ен-Риммон • Ен-Шемеш • Ена • Енаим • Енаки • Енакимы • Енномова долина • Енон • Енос • Енох • Епанча • Епафрас • Епафродит • Епенет • Ераст • Ермоген • Ермон • Ерм и Ермий • Есевон • Есек • Еслим • Есром • Есть книгу • Есфирь • Етаним • Ефа • Ефам • Етам • Ефан • Ефваал • Ефер • Ефес • Ефиопия • Ефод • Ефраим • Ефрафа • Ефремов лес • Ефрем • Ефрон • Еффафа • Еффей • Ецион-Гавер • Ешбаал • Ештаол • Естаол • Ештемо • Естемоа • Ж   Жаба • Жатва • Жезл • Жезл Ааронов • Жезл миндальный • Железо • Желтый шелк • Желудок • Желчь • Жемчуг • Жених • Женщина • Жернов • Жертва • Жертва благодарения • Жертва возлияния • Жертва всесожжения • Жертва за грех и жертва повинности • Жертва мирная • Жертва по обету • Жертва ревнования • Жертва усердия • Жертва от усердия • Животные • Жребий • Жрецы • Жук • Журавль З   Завад • Завдий • Завеса • Завет • Завулон • Завуф • Заем • Закалывание • Закваска • Заклинатели • Заклятие или заклятое • Закон • Законники • Закон Моисея • Закхей • Залог • Замзумимы • Замврий • Заноах • Западное море • Запечатление Духом • Записи Гада прозорливца • Записи Ииуя, сына Ананиева • Записи Нафана пророка • Записи Самея пророка и Адды прозорливца • Записи Хозая • Заповеди человеческие • Запястье • Зара • Зарай • Заред • Захария • Заяц • Звезды • Зеббуда • Зеведей • Зевей и Салман • Зевул • Зелфа • Земледелие • Землетрясение • Земля • Земля горшечника • Земля крови • Земля Хамова • Зереш • Зеркала • Зерно • Зив • Зилот • Зимврия • Зимран • Зимри • Зина • Зиф • Зихрий • Змей • Знамение • Золото • Золотая кадильница • Золотой жертвенник • Золотой нарост • Зоровавель • Зохелет • Зрелище • Зузим

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

1Цар.28:7 .  Тогда Саул сказал слугам своим: сыщите мне женщину волшебницу, и я пойду к ней и спрошу ее. И отвечали ему слуги его: здесь в Аэндоре есть женщина волшебница. «Сыщите мне женщину волшебницу». Ср. конец 1Цар.28:3 . Очевидно, волшебство было преследуемо прежде Саулом не с полным убеждением в его суетности; и, быть может, не столько из религиозных побуждений, сколько из опасений его чар против себя. Аэндор – на север от Гелвуя, между Гелвуем и Фавором. 1Цар.28:9 .  Но женщина отвечала ему: ты знаешь, что сделал Саул, как выгнал он из страны волшебников и гадателей; для чего же ты расставляешь сеть душе моей на погибель мне? См. конец 1Цар.28:3 . 1Цар.28:12 .  И увидела женщина Самуила и громко вскрикнула; и обратилась женщина к Саулу, говоря: зачем ты обманул меня? ты – Саул. Грозный, обличающий вид Самуила подсказал женщине, что пред ней не кто иной, как непримиримый враг пророка – еврейский царь Саул. 1Цар.28:13 .  И сказал ей царь: не бойся; [скажи,] что ты видишь? И отвечала женщина: вижу как бы бога, выходящего из земли. 1Цар.28:14 .  Какой он видом? – спросил у нее Саул. Она сказала: выходит из земли муж престарелый, одетый в длинную одежду. Тогда узнал Саул, что это Самуил, и пал лицем на землю и поклонился. Вопреки ожиданиям самой волшебницы, произошло не призрачное, а действительное чудо: Бог облек бесплотную душу Самуила подобием тела, дабы еще раз выразить отступнику свою непременную волю о нем и его доме (см. блаж. Феодорит, толк. на 1 Цар., вопр. 63). 1Цар.28:16 .  И сказал Самуил: для чего же ты спрашиваешь меня, когда Господь отступил от тебя и сделался врагом твоим? «Сделался врагом твоим», т.е. перестал быть благосклонным к тебе. 1Цар.28:17 .  Господь сделает то, что говорил чрез меня; отнимет Господь царство из рук твоих и отдаст его ближнему твоему, Давиду. См. 1Цар.13:8–14,15:1,16:1 . 1Цар.28:18 .  Так как ты не послушал гласа Господня и не выполнил ярости гнева Его на Амалика, то Господь и делает это над тобою ныне. См. 1Цар.15:1 . Читать далее

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003    004   005