(3). Яко се врат Твои восшумеша. Всем известна несправедливость их к нам. (9). Быша в заступление сыновом Лотовым. Упомянутые выше народы оказывали помощь и споборали сынам Лотовым в войне с нами. Сыны же Лотовы суть моавитяне и аммонитяне. Отсюда узнаем еще, что демоны сзывают друг друга на погибель души, чтобы довести нас до всегубительства и предать забвению пресловутого Израиля. Потом Псалмопевец перечисляет те соседние народы, по призыву которых собрались и другие народы. (10). Сотвори им яко Мадиаму и Сисаре. Как никогда мадиамляне, Сисара и Иавин, восстав на израиля, истреблены - одни у водотока Кисоня, а другие в Аендоре, так да подвергнутся подобному наказанию нападающие на нас с ассуром. Сисара был воевода сил, а Иавин - Царь ханаанский; и оба они у водотока Кисоня обращены в бегство рукою Барака и Девворы, жены израильской, как написано в книге Судей. (11). Потребишася во Аендоре, в бесчестном месте, потому что Аендор значит неприличие. Быша яко гной земный. Ибо, оставшись непогребенными, сотлели, и подобно гною смешались с землей. (12). Положи князи их яко Орива. Соделай, чтобы идумеи, измаильтяне, моавитяне, агаряне и другие упомянутые выше народы, потерпели то же, что Орив и прочие с ним. А они как злые зле и погибли. (14). Боже мой, положи я яко коло. То есть, да не останутся они в том же положении, но да потерпят противное сему. Яко трость пред лицем ветра. Да будут колеблемы точно так же, как и стебель колоса. (15) Яко огнь попаляяй дубравы. Да изведают, говорит, того огня, который сами зажгли; и этот огнь да пояст их, как чувственный огнь поядает дубраву. Подобно же это сказанному: се ecu вы огнь раждизаете: ходите светом огня вашего, и пламенем, егоже разжегосте (Иса. 50, 11). Яко пламень пожигаяй горы. Речь приточная. Как огнь, ниспав на горы, пожигает их, так да будут и они попалены наказанием, какое Ты пошлешь на них, и которое Псалмопевец, по тяжести и стремительности, уподобил (16) буре. (17). Исполни лица их безчестия. Ибо, обманувшись в своих желаниях, и исполнившись стыда, познают они силу Твою. И взыщут имене Твоего, Господи. Это говорит в том смысле, что наказания обратятся им в пользу. Сказано же «взыщут» вместо «познают».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=679...

Мы выехали из Кабатии в половине двенадцатого часа. С первой высоты нам опять открылись горы Галилейские. Горы первого плана нагие и одеты желтоватым цветом. Вскоре мы въехали в тесное ущелье. Тут я заметил на прилежащей высоте развалины башни, а внизу колодезь. Выехав из ущелья, мы увидели значительное местечко Дженин. Мы достигли этого места с лишком через час езды от Кабатии. Над Дженином помавают несколько прекрасных пальм и великолепные кусты кактуса растут везде в большом изобилии. В Дженине до двух тысяч жителей; на базаре много движения, тут есть мечеть, два хана, несколько кофейных домов и развалины готического зодчества. Здесь граница Самарии и Галилеи. Дженин, как ключ дефилея, имеет небольшой гарнизон, это Джинеа, о которой говорит Иосиф Флавий как о пограничном селении, где произошла большая распря между галилейцами и самарянами 133 . Полагают, что в этом месте Спаситель исцелил десять прокаженных мужей, из которых, воздавший хвалу Богу за исцеление, был самаритянин. В Евангелии от Луки именно сказано, что Иисус проходил тогда между Самариею и Галилеею. Отсюда развертывается обширная долина Эздрилонская (Иф 1:8), или Иезраельская ( Суд 6:33 ; 1Цар 29:1 ). С запада горы Самарийские резко прерваны морем, а впереди из цепи Галилейских гор выдается вперед грозная гора Саулова: Эндор, с чернеющимися на ее вершине развалинами. Сколько кровавых воспоминаний тяготеют на долине Эздрилонской! Здесь происходили битвы Гедеона с амалекитами и мадианитами; Саула с филистимлянами; Ахава с царем Сирийским Бенгададом; Иосии с Нехао, царем Египетским; Олоферна с Израилем и столько других позднейших битв! Через час расстояния от Дженина видна налево, на холме, деревня Геламе. Мы приблизились к одинокой горе Сауловой: с южной стороны она раздваивается и обнаруживает как бы кратер, на котором основано селенье Саед-Един 134 ; так называют арабы гору Саулову и селенье, которое заступило то место, где был Аендор или Эндор Библии, где обитала жена волшебница. К ней смущенный Саул, некогда враг волхвований, но совратившийся с пути благочестия, пришел втайне, в глубокую ночь, переодетый, – на совещание, прося ее вызвать тень Самуилову.

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Norov/p...

Карфа или Каттаф ( Нав.19:15; 21:34 ), город, отданный левитам, потомкам Мерариным. Дофаим или Дофан , близ горы Фавора. В этом городе находился пророк Елисей, когда царь Сирийский хотел схватить его ( 4Цар.6:13–18 ). В Дофаимской долине братья продали Иосифа ( Быт.37 ); здесь же был убит Олоферн ( Иудиф.3:9 ). Аендор или Ендор , на юге Фавора; в этом городе жила волшебница, которую Саул просил вызвать тень Самуила ( 1Цар.28:7 ). Этот город был отдан западному полуколену Манассиину ( Нав.17:11 ). Назарет , небольшой городок близ потока Кисона и горы Фавора. В нем жили св. Иосиф и Пресвятая Дева Мария: «В шестой же месяц (ж) послан был Ангел Гавриил от Бога в город Галилейский, называемый Назарет, к деве, обрученной мужу, именем Иосифу» ( Лк.1:26–27 ); в нем, поэтому, протекло детство и отрочество Иисуса Христа, почему Он и был назван Назореем ( Мф.2:23 ). Во время своего служения Иисус Христос проповедовал и в Назарете, но жители его не воспользовались учением Господа и однажды, когда Он применил к Себе слова пророка Исаии ( Лк.4:18 ), она исполнились ярости, выгнали Его вон из города, и повели на вершину горы, чтобы свергнуть оттуда Его; но Иисус Христос прошел посреди их и скрылся ( Лк.4:28–30 ). Теперь на месте Назарета бедное селение. Сепфорис , город, не упоминаемый в Св. Писании; но время земной жизни Иисуса Христа он был главным городом Галилеи. Ирод Антипа укрепил его. Агриппа Младший избрал его для своего местопребывания. Существует предание, по которому Сепфорис есть отечественный город родителей Богоматери, Иоакима и Анны. Ныне на месте Сепфориса находится бедная деревня. Геф-Хефер ( Нав.19:13 ) или Гафхефер ( 4Цар.14:25 ), город близ Назарета, родина пророка Ионы. Завулон , город, служивший границей коленам Асирову и Завулонову ( Нав.19:27 ). Местность его не определена. Иокнеам , город у подошвы Кармила; царь его был побежден Иисусом Навином ( Нав.12:22 ). Иокнеам был отдан левитам, потомкам Мерариным ( Нав.21:34 ). Думают, что на месте этого города ныне стоит Каифа (древн. Сикаминос, Порфиреон).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

11 . За этим хребтом есть большая равнина, на каковой равнине ближе к хребту находится гора Фавор, земное небо, отрада души и услаждение глаз православных людей. Ибо этой горе присуща приосеняющая ее некая божественная благодать, от того она и возбуждает духовную радость. Это круглый и умеренно возвышенный холм. На вершине его находятся два монастыря, в которых христианские отшельники умилостивляют Божество разноязычными песнопениями; и на той его части, на которой совершилось спасительное преображение Христово, находится сонм латинских монахов, а на правой стороне наши назореи освящаемые освящают священное оное место. Ибо спасительное преображение Христово совершилось на вершине того холма, на которой находится и латинский монастырь, в олтаре же его храма находится и самое место, на котором преобразился Господь посреди Илии, Моисея и трех своих избранных учеников, Петра, Иоанна и Иакова. Место это ограждено медными решетками. А на том пункте, на котором стояли ноги Господни, виден чрезвычайно белый мраморный кружок, посредине которого изображение креста. Неизреченное благовоние, из него изливающееся, услаждает обоняние приходящих. Вне же монастыря, на разстоянии примерно вержения камня, находится небольшая пещера, в которую Христос, вошедши после страшного преображения, заповедал ученикам никому не говорить о виденин, доколе не воскреснет из мертвых. Около северной части горы находится пещера Мелхиседека, достойная обозрения. Она пронизана разными отверстиями, в ней есть и надземные и подземные (отделения), и различные жилища и келлии, служащия для жилья аскетов, келлии, в которых многие из великих святых совершили свое подвижническое течение. Близ этой пещеры есть храм на том самом месте, на котором Мельхиседек, встретив Авраама, возвращавшегося с сечи, оказал ему гостеприимство ( Быт. 14, 19–20 ). Обративши свои взоры к крайнему востоку от этого святого холма увидишь лагуны и ложбину святейшего между реками Иордана. Простирая свои очи далее, увидишь части Ливана, обращенные к восходящему солнцу, и два больших холма, среди которых стоит Дамаск. Склонивши несколько взоры к левой стороне Иордана, увидишь, Тивериадское море, очень светлое и спокойное; на противоположной стороне его на другом берегу видно небольшое возвышение (в роде) холма, на котором Спаситель благословил хлебы и напитал пять тысяч человек, а по воскресении дал себя узнать ученикам в уловлении ста пятидесяти трех рыб ( Иоан. 21, 11 ). С северной стороны того же холма эту лощину окаймляет другой хребет, – разстояние делится на двенадцать или более стадий. На его отрогах находится город Наим, в котором Господь воздвиг из мертвых сына вдовицы. В восточной же части города видно местечко Аендор. Посреди же Фавора, Наима и Аендора протекает поток Киссонский, о котором говорит Давид: сотвори их яко Мадиаму и Сисаре, яко Иавиму в потоце Киссове, потребишася в Аендоре ( Псал. 82, 10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Псалом 82 Ст. 1. Песнь – см. примеч. к пс. 29:1; ...Асафа – см. примеч. к пс. 72. Ст. 7. Селения Идумейские располагались к югу от Мертвого моря; ...Измаильтяне – потомки Измаила, сына Авраама от служанки Агари (см.: Быт. 16 ), кочевое племя; ...Моав (моавитяне) – племя, жившее к востоку от Мертвого моря; к востоку от моавитян жило пастушеское племя Агарян. Ст. 8. Гевал – земля к югу от Мертвого моря, заселенная идумеями; ...Аммон (аммонитяне) – народ, живший к востоку от р. Иордан; ...Амалик (амаликитяне) – многочисленное и сильное кочевое племя на юге Палестины. Тир – крупный торговый город Финикии. Ст. 9. ...Ассур – ассирийцы, народ, населявший территорию современного Ирака. Потомки Лота (племянника Авраама) – моавитяне и аммонитяне. Пророческое слово дает разуметь, что моавитяне и аммонитяне (потомки Лота) преимущественно восставали против народа Божия и собирали другие народы: идумеев, амаликитян, ассирийцев (блж. Феодорит Киррский). Ст. 10. Мадиам – кочевой народ, часто воевавший с древними евреями. Сисара – военачальник ханаанского царя Иавина: у подножия горы Фавор, при потоке Киссове, над Сисарой одержал победу еврейский воин Варак (см.: Суд 4 ). После гибели Сисары древними евреями был уничтожен и царь Иавин (см.: Суд. 4:24 ). Ст. 11. Аендор – селение к югу от горы Фавор. Ст. 12. Зив, Орив, Зевей и Салман – мадиамские царьки, убитые древними евреями (см.: Суд. 7–8 ).   Псалом 83 Ст. 1. В конец – см. примеч. к пс. 4:1; ...о точилах –см. примеч. к пс. 8:1; ...сынов Креевых – см. примеч. к пс. 41, 1. Ст. 2. ...обители Твои – святые церкви, к которым стремится всякая боголюбивая душа. Ст. 3. ...душа... сердце... плоть – т. е. весь человек как совокупное единство духовного, чувственного и телесного; ...дворы Господни – двор храма, где собирались паломники, прибывшие на праздник из разных мест. Ст. 4. Речь идет о птицах, которые вьют себе гнезда в храме; в древности они считались священными. Псалмопевец имеет в виду прибежище, защиту, которую дает храм. Ст. 5. ...живущие в доме Твоем – регулярно посещающие храм.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Аендор Аендор , иначе Ендор (источник Дора, или источник дома, жилища) ( Hab. XVII:11 ; IЦap. XXVIII:7 ) – город или селение в колене Иссахаровом, между горами Фавором и Малым Ермоном, при потоке Киссон. При этом месте потерпел великое поражение, во дни Деворы и Барака, Иавин, царь асорский ( Cyд. IV и Cyд. V ). Сюда приходил ночью царь Саул к известной Аендорской волшебнице и просил ее вызвать ему пророка Самуила ( I Цap. XXVIII, 11 ). Доселе еще показывают путешественникам пещеру в нескольких милях на ю. от Назарета, в которой якобы жила эта волшебница. Теперь на месте Аендора стоит небольшая бедная деревня под названием Эндур. В скалах действительно находится пещера, и, быть может, та самая, в которой явилась Саулу тень пророка Самуила. Читать далее Источник: Библейская энциклопедия/Никифор (Бажанов) – Москва : Локид-Пресс; РИПОЛ классик, 2005. – 795 с. ISBN: 5-320-00440-0 Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor/biblej...

Но пророк твердо веровал и сознавал просветленным разумом, что только воля Божия приносит истинное благо в мир, что все мышления человеческие шатки и близоруки, как-бы ни казались они ясными. Единая благая сила в мире воля Божия, и глашатай сей священной воли, есть пророк. 195 1 Ц. XVI, 13–14; злой дух возмущал Саула с позволения Господа, так надо разуметь «злой дух от Господа». 196 Аендор или Эндор местность на южном склоне малого Ермона. Все повествование о путешествии Саула к волшебнице см. 1 Царств XXVIII, 7–19–25. 201 Вначале Саулу ничего неизвестно о помазании Давида, но впоследствии он начинает бояться его, как соперника в любви народной (1 Ц. XVIII, 8–9); потом начинает подозревать истину (1 Ц. XXII, 7), потом утверждается в этом убеждении (XXIV, 21–23) и сам предсказывает ему победу. XXVI, 25. 202 Два сказания о поступлении ко двору Саула в главе XVI, и в главе XVII, 5–6, XVIII, 5, хотя не согласованы между собою, но из них можно заключить, что а) Давид не был еще при дворе, когда пришел в стан и потом сразился с Голиафом (см. XVIII, 17 – и след.); б) Призвание же к больному Саулу Давида XVI, 18, заставляет думать, что больной не узнал Давида, но приближенные знали его. 205 Многие полагают, как напр. еп. Гервей в Sp. Bible, что это был терафим, род домашнего божка, которого долго держали в своих домах Евреи. По-видимому это было суеверие, принесенное из Арама. Ср. Быm. XXXI, 19 и наше прим. в Св. Лет., ср. еще Суд. гл. XVII, 4; XVIII, 17 и др. 206 См. епископа Гервея в Англ. Комментир. Библии (Sp. В. in loco) и Грова в Библ. Слов. Смитта (Naioth). Мы выше говорили, что пророческие школы со­ставляли общины или общежития. Ср. 4 Ц. VI, 1–2. 207 Мы видим в Свящ. Писании, что не всегда глас толпы есть глас Божий, поэтому мы и делаем эту оговорку. 208 1 Ц. XXI, 1. Где была Номва достоверно неизвестно. Город Номва был град священнический по 1 Ц. XXII, 13 и должен был находиться близ града Давидова. Стенли (Jew. Church v. II Lect. XXII page in the ed of 1870) думает, что Номву надо искать на горе Маличной.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Саул, кстати, прославился как один из самых яростных исполнителей этого закона. Вскоре после своего восхождения на престол он устроил в стране настоящую охоту на гадальщиков, ведьм и колдунов, перебив их всех до единого — как евреев, так и неевреев. И вот сейчас он, к собственному стыду, вынужден был признаться, что нуждается в некроманте. Вызвав к себе самых близких слуг, Саул попросил найти ему такого медиума, но те только развели руками, напомнив своему повелителю, что он сам же велел их уничтожить. Но тут кто-то из них припомнил, что одна “вызывательница мертвых” все же уцелела, и живет она совсем недалеко от горы Гелвуи — в деревеньке Аэндор (Эйн-Дор). Мидраш утверждает, что этим слугой был не кто иной, как Авенир, сын Нира, а вызывательницей мертвых — его мать. Пользуясь своим высоким положением при дворе Саула, говорит мидраш, Авенир сумел спасти мать от смерти, но взял с нее слово, что она больше никогда не будет заниматься некромантией. Теперь Авениру пришлось просить мать нарушить данную ею клятву и погадать для самого царя… Стыдясь собственного поступка, переодевшись в платье простолюдина, укутавшись с головой в плащ, чтобы его не смогли опознать, Саул под прикрытием темноты в сопровождении двух слуг направился в Аэндор. Библия описывает сцену пребывания Саула у “колдуньи из Аэндора” с необычайной зримостью и достоверностью: “И переоделся Шаул, надев иное платье, и пошел сам и два человека с ним, и пришли они к той женщине ночью. И сказал он ей: поколдуй мне через мертвого и подними мне того, о ком я скажу тебе. И сказала ему женщина: ведь ты знаешь, что сделал Шаул, как истребил он в стране вызывающих мертвых и знахарей; зачем же расставляешь ты сети душе моей, чтобы погубить меня? И поклялся ей Шаул Господом, сказав: как жив Господь, не постигнет тебя наказание за это дело. И сказала женщина: кого поднять мне для тебя? И сказал он: подними мне Шмуэля. И увидела та женщина Шмуэля и громко закричала, и сказала та женщина Шаулу: зачем ты обманул меня? Ты же Шаул.

http://azbyka.ru/fiction/tsar-david/?ful...

Мир тебе и утешение от Господа. Письмо 130 диакону П. Н., о суеверии безбожника Ты встретил человека, который не верит в Бога, но полон суеверий. Он признался тебе, что, никогда не веря в Бога, с детства протягивал ладонь цыганкам, чтобы они гадали ему. И сейчас продолжает это делать. И, вероятно, доказывает, что его гадалка знает больше, чем “все академии наук”. К тому же боится сглаза и ходит по улице, опустив голову. Вторник считает черным днем: по вторникам ничего не делает и не выходит из дома. От числа “13” бежит как от огня. Однажды кто-то в шутку написал на его столе: “13” – он замахнулся на шутника стулом. Сам же он человек образованный и обеспеченный. Что же удивляет тебя, дорогой диакон? То, что безбожие и суеверие идут рука об руку? Такая противоестественность естественна. И то, и другое – ложь. И то, и другое рождает тот, кого самые истинные Уста назвали отцом лжи. Истина всегда одна и та же, а ложь словно изменяющий цвета хамелеон. Никакого парадокса в дружбе суеверия и безбожия нет, напрасно ты так думаешь: они дополняют друг друга, как рама и картина. Всякое безбожие обрамлено суеверием. И одна ложь постоянно гостит у другой. Когда Царь Саул впал в непослушание Богу и Самуилу, пророку Божию, он отправился в Аэндор к гадалке, чтобы у нее искать совета Король Франции Филипп Эгальский похвалялся двумя вещами – безбожием и искусством гадать на кофейной гуще. Разве не читал ты в Писании, как два лжеца, Пилат и Ирод, примирились между собой перед тем, как осудить Христа на смерть? И сделались в тот день Пилат и Ирод друзьями между собою, ибо прежде были во вражде друг с другом (Лк. 23, 12). И сейчас две лжи часто объединяются, когда им предстоит борьба с истиной. А вспомни суеверие безбожных евреев, когда они любой ценой хотели убить Христа! От Каиафы повели Иисуса в преторию. Было утро; и они не вошли в преторию, чтобы не оскверниться, но чтобы можно было есть пасху (Ин. 18, 28). Ибо был их праздник. Не убийство Невинного они считали осквернением, а вхождение в преторию. Подобное же творят безбожники в России.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1869...

Мир тебе от воскресшего Христа! Письмо двадцать девятое. Одному диакону о суеверии безбожников Встретился ты, пишешь, с человеком, который не верит в Бога, но, между тем, полон суеверий. Он тебе признался, что никогда не верил в Бога, и с детства протягивал ладони цыганкам, чтобы ему погадали. Он и сейчас так же поступает и с жаром доказывает, что гадалки знают больше, чем все академии наук. Кроме того, он боится «злого глаза» и поэтому всегда идет по улицам, смотря в землю. Вторник он считает роковым днем и в тот день ничего не делает и не выходит из дома. От числа «13» бежит, как от огня. Однажды кто-то из сослуживцев пошалил и написал «13» на его столе. Так тот вскочил и опрокинул стол на незадачливого шалуна, хотя на вид он почтенный человек, богатый и образованный. Так что тебя удивляет, брат-диакон? То ли, что безбожие и суеверие идут рядом? Однако эта неестественность совершенно естественна. И то, и другое – ложь, оба проистекают от того, кого самые истинные уста назвали отцом лжи. Истина всегда истинна, всегда постоянна, всегда неизменна, а ложь – как хамелеон, меняющий свой цвет. Дружба между безбожием и суеверием – это не парадокс, как тебе кажется, но нечто совершенно согласующееся, подходящее друг к другу, как рама к картине. Всякое безбожие накрепко вставлено в раму суеверия. Одна ложь постоянно гостит у другой. Когда царь Саул отказался от послушания Богу и Самуилу, пророку Божиему, он отправился к гадалке в Аэндор, чтобы узнать правду и выслушать совет. Филипп, король французский, бахвалился двумя вещами: атеизмом и умением гадать на кофейной гуще. Разве не читал ты в Священном Писании, как Пилат и Ирод, две лжи, помирились перед судом и послали Истину на смерть? «И сделались в тот день Пилат и Ирод друзьями между собою, ибо прежде были во вражде друг с другом» ( Лк.23:12 ). И сегодня две лжи зачастую мирятся меж собой, когда им предстоит борьба против истины. Вспомни о суеверии безбожных евреев, когда они хотели во что бы то ни стало убить Христа! «От Каиафы повели Иисуса в преторию. Было утро; и они не вошли в преторию, чтобы не оскверниться, но чтобы можно было есть пасху» ( Ин.18:28 ). Ибо был праздник. Убить невинного человека их не оскверняло, а войти в праздник в зал суда осквернило бы! Точно то же самое произошло в России после того, как к власти пришли безбожники. Тех, что отвергли веру, сразу же затопило суеверие, вышедшее из берегов. Они, несчастные, и не догадываются, что, отвергнув истинного Бога, предали себя во власть архипротивника Божиего, того тайного актера, который назван кровным врагом человечества от начала... ложью и отцом лжи. Об этом не догадывается и твой знакомый, который отпал от Бога и заменил Его цыганской гадалкой.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

   001   002     003    004    005