11 . За этим хребтом есть большая равнина, на каковой равнине ближе к хребту находится гора Фавор, земное небо, отрада души и услаждение глаз православных людей. Ибо этой горе присуща приосеняющая ее некая божественная благодать, от того она и возбуждает духовную радость. Это круглый и умеренно возвышенный холм. На вершине его находятся два монастыря, в которых христианские отшельники умилостивляют Божество разноязычными песнопениями; и на той его части, на которой совершилось спасительное преображение Христово, находится сонм латинских монахов, а на правой стороне наши назореи освящаемые освящают священное оное место. Ибо спасительное преображение Христово совершилось на вершине того холма, на которой находится и латинский монастырь, в олтаре же его храма находится и самое место, на котором преобразился Господь посреди Илии, Моисея и трех своих избранных учеников, Петра, Иоанна и Иакова. Место это ограждено медными решетками. А на том пункте, на котором стояли ноги Господни, виден чрезвычайно белый мраморный кружок, посредине которого изображение креста. Неизреченное благовоние, из него изливающееся, услаждает обоняние приходящих. Вне же монастыря, на разстоянии примерно вержения камня, находится небольшая пещера, в которую Христос, вошедши после страшного преображения, заповедал ученикам никому не говорить о виденин, доколе не воскреснет из мертвых. Около северной части горы находится пещера Мелхиседека, достойная обозрения. Она пронизана разными отверстиями, в ней есть и надземные и подземные (отделения), и различные жилища и келлии, служащия для жилья аскетов, келлии, в которых многие из великих святых совершили свое подвижническое течение. Близ этой пещеры есть храм на том самом месте, на котором Мельхиседек, встретив Авраама, возвращавшегося с сечи, оказал ему гостеприимство ( Быт. 14, 19–20 ). Обративши свои взоры к крайнему востоку от этого святого холма увидишь лагуны и ложбину святейшего между реками Иордана. Простирая свои очи далее, увидишь части Ливана, обращенные к восходящему солнцу, и два больших холма, среди которых стоит Дамаск. Склонивши несколько взоры к левой стороне Иордана, увидишь, Тивериадское море, очень светлое и спокойное; на противоположной стороне его на другом берегу видно небольшое возвышение (в роде) холма, на котором Спаситель благословил хлебы и напитал пять тысяч человек, а по воскресении дал себя узнать ученикам в уловлении ста пятидесяти трех рыб ( Иоан. 21, 11 ). С северной стороны того же холма эту лощину окаймляет другой хребет, – разстояние делится на двенадцать или более стадий. На его отрогах находится город Наим, в котором Господь воздвиг из мертвых сына вдовицы. В восточной же части города видно местечко Аендор. Посреди же Фавора, Наима и Аендора протекает поток Киссонский, о котором говорит Давид: сотвори их яко Мадиаму и Сисаре, яко Иавиму в потоце Киссове, потребишася в Аендоре ( Псал. 82, 10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Псалом 82 Ст. 1. Песнь – см. примеч. к пс. 29:1; ...Асафа – см. примеч. к пс. 72. Ст. 7. Селения Идумейские располагались к югу от Мертвого моря; ...Измаильтяне – потомки Измаила, сына Авраама от служанки Агари (см.: Быт. 16 ), кочевое племя; ...Моав (моавитяне) – племя, жившее к востоку от Мертвого моря; к востоку от моавитян жило пастушеское племя Агарян. Ст. 8. Гевал – земля к югу от Мертвого моря, заселенная идумеями; ...Аммон (аммонитяне) – народ, живший к востоку от р. Иордан; ...Амалик (амаликитяне) – многочисленное и сильное кочевое племя на юге Палестины. Тир – крупный торговый город Финикии. Ст. 9. ...Ассур – ассирийцы, народ, населявший территорию современного Ирака. Потомки Лота (племянника Авраама) – моавитяне и аммонитяне. Пророческое слово дает разуметь, что моавитяне и аммонитяне (потомки Лота) преимущественно восставали против народа Божия и собирали другие народы: идумеев, амаликитян, ассирийцев (блж. Феодорит Киррский). Ст. 10. Мадиам – кочевой народ, часто воевавший с древними евреями. Сисара – военачальник ханаанского царя Иавина: у подножия горы Фавор, при потоке Киссове, над Сисарой одержал победу еврейский воин Варак (см.: Суд 4 ). После гибели Сисары древними евреями был уничтожен и царь Иавин (см.: Суд. 4:24 ). Ст. 11. Аендор – селение к югу от горы Фавор. Ст. 12. Зив, Орив, Зевей и Салман – мадиамские царьки, убитые древними евреями (см.: Суд. 7–8 ).   Псалом 83 Ст. 1. В конец – см. примеч. к пс. 4:1; ...о точилах –см. примеч. к пс. 8:1; ...сынов Креевых – см. примеч. к пс. 41, 1. Ст. 2. ...обители Твои – святые церкви, к которым стремится всякая боголюбивая душа. Ст. 3. ...душа... сердце... плоть – т. е. весь человек как совокупное единство духовного, чувственного и телесного; ...дворы Господни – двор храма, где собирались паломники, прибывшие на праздник из разных мест. Ст. 4. Речь идет о птицах, которые вьют себе гнезда в храме; в древности они считались священными. Псалмопевец имеет в виду прибежище, защиту, которую дает храм. Ст. 5. ...живущие в доме Твоем – регулярно посещающие храм.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Карфа или Каттаф ( Нав.19:15; 21:34 ), город, отданный левитам, потомкам Мерариным. Дофаим или Дофан , близ горы Фавора. В этом городе находился пророк Елисей, когда царь Сирийский хотел схватить его ( 4Цар.6:13–18 ). В Дофаимской долине братья продали Иосифа ( Быт.37 ); здесь же был убит Олоферн ( Иудиф.3:9 ). Аендор или Ендор , на юге Фавора; в этом городе жила волшебница, которую Саул просил вызвать тень Самуила ( 1Цар.28:7 ). Этот город был отдан западному полуколену Манассиину ( Нав.17:11 ). Назарет , небольшой городок близ потока Кисона и горы Фавора. В нем жили св. Иосиф и Пресвятая Дева Мария: «В шестой же месяц (ж) послан был Ангел Гавриил от Бога в город Галилейский, называемый Назарет, к деве, обрученной мужу, именем Иосифу» ( Лк.1:26–27 ); в нем, поэтому, протекло детство и отрочество Иисуса Христа, почему Он и был назван Назореем ( Мф.2:23 ). Во время своего служения Иисус Христос проповедовал и в Назарете, но жители его не воспользовались учением Господа и однажды, когда Он применил к Себе слова пророка Исаии ( Лк.4:18 ), она исполнились ярости, выгнали Его вон из города, и повели на вершину горы, чтобы свергнуть оттуда Его; но Иисус Христос прошел посреди их и скрылся ( Лк.4:28–30 ). Теперь на месте Назарета бедное селение. Сепфорис , город, не упоминаемый в Св. Писании; но время земной жизни Иисуса Христа он был главным городом Галилеи. Ирод Антипа укрепил его. Агриппа Младший избрал его для своего местопребывания. Существует предание, по которому Сепфорис есть отечественный город родителей Богоматери, Иоакима и Анны. Ныне на месте Сепфориса находится бедная деревня. Геф-Хефер ( Нав.19:13 ) или Гафхефер ( 4Цар.14:25 ), город близ Назарета, родина пророка Ионы. Завулон , город, служивший границей коленам Асирову и Завулонову ( Нав.19:27 ). Местность его не определена. Иокнеам , город у подошвы Кармила; царь его был побежден Иисусом Навином ( Нав.12:22 ). Иокнеам был отдан левитам, потомкам Мерариным ( Нав.21:34 ). Думают, что на месте этого города ныне стоит Каифа (древн. Сикаминос, Порфиреон).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

23. Адитаим (Adithaim), в колене Иудином зовется же и некое селеньице Адия (Adia) возле Газы, и другое Адита (Aditha), около Диосполя,: приблизительно обращенное к В. 24. Адолам (A­ δολμ), колена Иудина, теперь большое село к В. от Елевферополя, приблизительно на 10 милиариев. 24. Адолам (Adollam), в колене Иудином; и теперь этим именем зовется маленькое селение к В. от Елевферополя, на десятом от него милиарии. 25. . . . . . . колена Иудина, теперь пустынное селение, местность которого зовется Маледомни ( Μαληδομνε), по пути от Элии в Иерихон, где есть крепость. 25. Адоммим (Adommim), некогда селеньице, ныне развалины в жребии колена Иудина, каковая местность доныне зовется Маледомим (Maledomim), и по-гречески называется νβασις πρρων, по-латыни же может быть названа: ascensus rufforum sive rubentium (восхождение рыжих или красных), по причине крови, которая там часто проливается разбойниками; это есть предел колен Иудина и Вениаминова, по пути от Элии в Иерихон, где, ради помощи путникам, расположена крепость с войсками; об этом жестоком и кровавом месте упоминает и Господь в притче о шедшем из Иерусалима в Иерихон. 26. Адрамелех (A­ δραμελχ), идол Ассириян, также как и Анимелех (A­ νημελχ); они были также и богами Самарян. 26. Адрамелех (Adramelech), идол Ассириян, которому покланялись и Самаряне. 27. Эл (Aelus), в пустыне, где расположились станом сыны Израилевы. 28. Аендор (A­ ενδρ), что в Иезреели ( εσραιλ), где расположились станом сыны Израилевы к битве ныне есть большое селение Аендор, близ горы Фавора, на Ю., приблизительно на 4 милиария. 28. Аендор (Aendor), в Иезраеле, где расположились станом сыны Израилевы, готовясь к битве; есть и ныне большое селение Аендор, возле горы Фавора, к Ю., на четвертом милиарии. 29. Аениоф (A­ ενιθ), у Иеремии; Аквила: узилища. 29. Аениот (Aenioth) у Иеремии, что Аквила переводит: узилища или лавки. 30. Аермон (A­ ερμν), гора Аморреев, которую Финикияне прозывают Саниор ( Σανιρ), а Аморрей прозвал ее Санер ( Σανρ); говорят, что и по ныне гора зовется Аермоном и почитается как священная язычниками, насупротив Панеады и Ливана; она была и пределом власти сынов Израилевых, по ту сторону Иордана и к В., до горы Аермона от водотечи Арнона.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

До какой глубины нравственного падения должен был он пасть, чтобы прибегнуть, наконец, к мысли воспользоваться советом ада, когда само небо отказало ему в этом совете! В страшном отчаянии, царь приказал своим приближенным, чтобы они нашли ему какую-нибудь волшебницу. Такая волшебница жила в Аендоре, города, лежавшем у подошвы северного склона малого Ермона, верстах в трех от Сунема, где стояли филистимляне. Женщина эта обладала странным волшебством, ближе всего напоминающим способность чревовещания. Иудейское предание называет ее матерью Авенира, чем, быть может, объясняется и то, что она была пощажена в то время, когда подвергались истреблению волшебницы; но для такого предположения не имеется достаточных оснований. Аендор был одною из тех местностей, откуда полуколено Манассиино не в состоянии было изгнать всех его прежних хананейских жителей, и в нем еще жило смешанное население, состоявшее из значительной части хананеев, которые держались своих прежних суеверий и которым в этом отношении подражали и их израильские сограждане. Поэтому там именно и можно было найти волшебников и волшебниц, приверженцев черной магии всякого рода. И. Флавий передает ходячее в его время мнение касательно этих волшебниц: «чревовещательницы этого рода, говорит он, вызывают души умерших и своими чарами предсказывают будущее тем, которые вопрошают у них» 58 . Решившись узнать о предстоящей ему судьбе таким незаконным образом, Саул принял все предосторожности для того, чтобы посещение его осталось втайне; поэтому, взяв с собою только двух доверенных спутников, которыми, по преданию, были Авенир и Амесса, и переодевшись в простую одежду, он, с наступлением ночи, отправился в это опасное путешествие. Аендор находился от Гелвуи верстах в десяти, и так как филистимляне стояли лагерем как раз между этими двумя местами, то царю приходилось отправиться в окружный путь, обойти восточный отрог малого Ермона и пользоваться всеми неровностями почвы, чтобы не быть замеченным со стороны сторожевых воинов неприятеля.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

в)  Почему же не предоставлено живым по произволу вызывать и видеть души умерших? Потому что это не нужно и было бы даже вредно. Душа евангельского богача из ада просила Авраама, чтобы на землю, где он оставил пять братьев по плоти, послан был Лазарь предупредить их, да не и тии приидут на место сие мучения. Но Авраам ответил: имут Моисея и пророки, да послушают их (Лк. 16, 29). Если же не было надобности иудеям принимать уроки от умерших, то еще менее это нужно для нас: ибо у нас, кроме закона Моисеева и пророческих книг, есть Евангелие, само слово Христово, и учение апостольское. О чем спрашивать умерших, если б это и было доступно? Разве о своем будущем? Но каждому предсказана его судьба: «Живи добродетельно, и тебе будет хорошо». Даже теперь, при безуспешности предведения, люди жадны до новостей; но если б можно было узнать будущее, кто стал бы заниматься настоящим? Не те ли только предприятия были бы нам любезны, о которых получена была бы приятная весть из другого мира, и исход которых, по предсказанию духовызывателей, должен быть выгоден для нас? Не впадет ли, напротив, в тупой ужас и отчаяние тот, кому вызванная тень предсказала бы бедствие? Такая пытливость служит прямым оскорблением Промысла Божия, который один управляет нашими делами и судьбами, утешая смертных счастьем и вразумляя несчастьями. Отступник от веры в Провидение, предаваясь суеверию, скоро может дойти до погибели. Саул, царь израильский, сначала сам преследовал духовызывателей и гадальщиц, но, отступив от Бога, сделался суеверен. Пред сражениями с филистимлянами, когда разгневанный Господь не дал ему никакого ответа, как давал прежде, Саул переодетый пошел в Аендор к волшебнице и просил ее вызвать тень Самуила. Тень явилась; но что возвестила Саулу? – «За то, что ты не послушал Иеговы, предаст Иегова Израиля вместе с тобою в руки филистимлян: завтра ты и сыны твои будете со мною» (1 Цар., гл. 28). На другой день Саул и три сына его погибли действительно в горах Гелвуйских. III. Сберегая нас от несчастных последствий, закон Божий издревле запрещал вызывание умерших и всякого рода гадания. Моисей говорит народу избранному: «Не должен находиться у тебя обаятель, призывающий духов, волшебник и вопрошающий мертвых: ибо мерзок пред Богом всяк делающий сие» (Втор. 18, 11). (Извлечено в сокращении из слова Сергия, митрополита Московского и Коломенского).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

1Цар 28:3–25 и 31; 1Пар.10 Между тем Филистимляне собрали многочисленное войско и расположили свой стан в северных пределах Палестины, в колене Иссахаровом, неподалеку от гор Гелвуйских. Самые горы занял Саул своими войсками. Увидевши перед собою стан филистимский, он почувствовал страх: сердце его теснили самые печальные предчувствия. Ему хотелось приподнять завесу будущего; он ждал откровения от Бога, но Господь не дал ему ответа ни в сновидениях, ни устами первосвященника, ни через пророков. Саул обратился к суеверию; и сказал слугам своим: «сыщите мне женщину, которая находится в сообщении с духом прорицателыным; я бы сходил к ней и спросил ее». Из этого видно, что Саул потерял всю надежду на Бога, и дошел до крайнего пренебрежения заповедей Его: в начале своего царствования, он, будучи ревностным исполнителем закона, истреблял всех гадателей и волхвов, а теперь ищет их помощи. Слуги сказали Саулу, что «есть волшебница в Аендоре». Саул переоделся, и, взявши с собой двух слуг, ночью пришел к волшебнице в Аендор, и стал просить ее: «пожалуйста, дай мне ответ чрез своего прорицательного духа, и выведи ко мне, кого я назову». Женщина отвечала ему, «ты, конечно, знаешь, что сделал Саул, – как он истребил всех чревовещателей и волхвов; для чего же ты ловишь меня, чтобы подвести меня под смертный приговор?» Саул поклялся ей именем Господа, что ей не будет никакой беды. Тогда женщина спросила: «кого же тебе вывести?» Саул назвал Самуила. Неизвестно, в чем состояло волхвование этой женщины; только она поражена была необычайным явлением, и громко вскричала: «ах! ты обманул меня; ведь ты – Саул!» Царь сказал ей: «не бойся, а скажи, что ты увидала?» Женщина отвечала: «я увидала – какой-то Бог выходит из земли». Саул опять спросил: «каков он на вид?» Женщина отвечала: «выходит старец, одетый в длинное одеяние». Саул признал, что это Самуил; – пал лицем на землю и поклонился. Волшебница вышла. Явившийся спросил Саула: «зачем ты потревожил меня, и заставил меня выйти?» Саул отвечал: «тоска давит меня, потому что Филистимляне идут войною на меня, а Бог удалился от меня и ничего не скажет мне ни чрез пророков, ни во сне: вот почему я вызвал тебя, чтобы ты вразумил меня, что мне делать?» Явившийся сказал: «если уже Господь оставил тебя и сделался врагом тебе; то зачем ты вопрошаешь меня? Господь исполняет над тобою то, что сказал чрез меня: исторгает царство из рук твоих и отдает его ближнему твоему, Давиду, за то, что ты не послушал повеления Господа, и не выполнил гневного определения Его над Амаликом.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Bogoslo...

Мы выехали из Кабатии в половине двенадцатого часа. С первой высоты нам опять открылись горы Галилейские. Горы первого плана нагие и одеты желтоватым цветом. Вскоре мы въехали в тесное ущелье. Тут я заметил на прилежащей высоте развалины башни, а внизу колодезь. Выехав из ущелья, мы увидели значительное местечко Дженин. Мы достигли этого места с лишком через час езды от Кабатии. Над Дженином помавают несколько прекрасных пальм и великолепные кусты кактуса растут везде в большом изобилии. В Дженине до двух тысяч жителей; на базаре много движения, тут есть мечеть, два хана, несколько кофейных домов и развалины готического зодчества. Здесь граница Самарии и Галилеи. Дженин, как ключ дефилея, имеет небольшой гарнизон, это Джинеа, о которой говорит Иосиф Флавий как о пограничном селении, где произошла большая распря между галилейцами и самарянами 133 . Полагают, что в этом месте Спаситель исцелил десять прокаженных мужей, из которых, воздавший хвалу Богу за исцеление, был самаритянин. В Евангелии от Луки именно сказано, что Иисус проходил тогда между Самариею и Галилеею. Отсюда развертывается обширная долина Эздрилонская (Иф 1:8), или Иезраельская ( Суд 6:33 ; 1Цар 29:1 ). С запада горы Самарийские резко прерваны морем, а впереди из цепи Галилейских гор выдается вперед грозная гора Саулова: Эндор, с чернеющимися на ее вершине развалинами. Сколько кровавых воспоминаний тяготеют на долине Эздрилонской! Здесь происходили битвы Гедеона с амалекитами и мадианитами; Саула с филистимлянами; Ахава с царем Сирийским Бенгададом; Иосии с Нехао, царем Египетским; Олоферна с Израилем и столько других позднейших битв! Через час расстояния от Дженина видна налево, на холме, деревня Геламе. Мы приблизились к одинокой горе Сауловой: с южной стороны она раздваивается и обнаруживает как бы кратер, на котором основано селенье Саед-Един 134 ; так называют арабы гору Саулову и селенье, которое заступило то место, где был Аендор или Эндор Библии, где обитала жена волшебница. К ней смущенный Саул, некогда враг волхвований, но совратившийся с пути благочестия, пришел втайне, в глубокую ночь, переодетый, – на совещание, прося ее вызвать тень Самуилову.

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Norov/p...

(1) Евсевия: Сотвори, вместо: сотворишь, чем пророчествует о том, что имеет случиться с вышеозначенными народами. Пс.82:11 .  Потребишася (они истреблены) во Аендоре, Быша яко гной земный. И Аендор был местом брани с Сисарою. Некоторые впрочем Аендором назвали прежде упомянутый поток Киссонов, как такое место, которое имело два названия. Сии, говорит, два вышесказанные, быв убиты, обратились в навоз для земли; ибо, оставаясь непогребенными, они сгнили и рассыпались. Пс.82:12 .  Положи князи их, яко Орива и Зива и Зевеа и Салмана, вся князи их Князьями Давид называет здесь первых и правителей вышесказанных завидовавших возобновлению Иерусалима народов; из них Орив и Зив. были начальники Мадианитян, которых умертвил прежде упомянутый Гедеон; Зевей и Салман были цари их, которых также умертвил тот же Гедеон. Далее присовокупляет те же слова: всех князей их, выражая сим проклятие, чтоб не остался ни один из князей вышеозначенных народов, но чтобы все вместе погибли, как Орив и Зив и прочие, где в лице князей проклинает и всех находившихся в числе вышесказанных народов под властью их. Пс.82:13 .  Иже реша: да наследим себе святилище Божие Ассур, Моавитяне и Аммонитяне, завидовавшие возобновлению Иерусалима, сказали: возьмем в наследство, т. е., завладеем святилищем, иначе храмом Божиим, в котором Бог освящает народ, не из чести и уважения, но из желания похитить священные сосуды, редкости и находившиеся в нем драгоценные пожертвования. Пс.82:14 .  Боже мой, положи я, яко коло, яко трость пред лицем ветра Они говорят так, но, Ты, Господи мой, разрушь советы их и приведи их в такое положение, чтоб они никогда не поднимались, но всегда вращались от непрестанных переворотов, как вращается колесо и не стоит, по выражению Дидима, и как тростина, т. е. стебель пшеницы, или солома рассыпается от великого ветра, по выражению Афанасия(1). (1) Слова Исихия: Просит, чтобы нигде не устояли, но чтобы бытие их везде уничтожилось, рассыпавшись силою производящего ветер. Феодорита: Повели, говорит, чтоб они находились во всегдашних бедствиях, и окружи их непрестанными злостраданиями; рассыпь их на подобие тростника, разбрасываемого ветром.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

– О чем спрашивать умерших, если б это и было доступно? Разве о своем будущем? – Но каждому предсказана его судьба: «Живи добродетельно, и тебе будет хорошо». Даже теперь, при безуспешности предвидения, люди жадны до новостей; но если б можно было узнать будущее, кто стал бы заниматься настоящим? Не те ли только предприятия были бы нам любезны, о которых получена была бы приятная весть из другого мира, и исход которых, по предсказанию духовызывателей, должен быть выгоден для нас? Не впадет ли, напротив, в тупой ужас и отчаяние тот, кому вызванная тень предсказала бы бедствие? – Такая пытливость служит прямым оскорблением Промыслу Божию, который один управляет нашими делами и судьбами, утешая смертных счастьем и вразумляя несчастиями. Когда дитя навязчиво спрашивает отца, что у них завтра будет в доме, и когда отец отказом в ответе ограничивает пустое любопытство ребенка: не смешон ли был бы этот ребенок, если б с тем же легкомысленным вопросом обратился к человеку постороннему, который гостем зашел в их дом? Но мы не дети, и не должны забывать, что чем увлекаемся, тем иногда и наказываемся. Отступник от веры в Провидение, предаваясь суеверию, скоро может дойти до погибели. Саул, царь израильский, сначала сам преследовал духовызывателей и гадальщиц, но, отступив от Бога, сделался суеверен. Пред сражением с филистимлянами, когда разгневанный Господь не дал ему никакого ответа, как давал прежде, Саул переодетый пошел в Аендор к волшебнице и просил ее вызвать тень Самуила. Тень явилась; но что возвестила Саулу? – «За то, что ты не послушал Иеговы, предаст Иегова Израиля вместе с тобою в руки филистимлян: завтра, ты и сыны твои будете со мною» (1 Цар. гл. 28). На другой день Саул и три сына его погибли действительно на горах Гелвуйских. Сберегая нас от несчастных последствий, закон Божий издревле запрещал вызывание умерших и всякого рода гадание. Моисей говорит народу избранному: «Не должен находиться у тебя обаятель, призывающий духов, волшебник и вопрошающий мертвых: ибо мерзок пред Богом всяк делающий сие» ( Втор. 18:11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Lyapide...

  001     002    003    004    005