Через некоторое время Саул опять преследовал Давида в пустыне Зиф. В одну ночь Саул спал в шатре своем, а воины его вокруг его. Давид с Авессою, своим племянником, вошел в стан Саула. Авесса сказал Давиду: «Позволь мне одним ударом пригвоздить его к земле». Но Давид сказал ему: «Не убивай помазанника Господня; ты только возьми копье, которое у изголовья его, и сосуд с водою». И, взяв копье и сосуд, они удалились на противолежащую гору. Отсюда Давид громко стал упрекать Авенира, военачальника Саула, за то, что он худо охраняет царя. Саул, услышав голос Давида, стал раскаиваться в своих гонениях на него, призывал его к себе, называл сыном своим. Но Давид не мог поверить ему, возвратил царское копье и удалился к царю гефскому Анхусу. Анхус дал Давиду город Секелаг. Отсюда Давид совершал походы на амаликитян и других врагов своего народа, а говорил Анхусу, что нападал на евреев. Собравшись воевать с израильтянами, Анхус взял с собой и Давида. Но князья филистимские, опасаясь Давида, убедили Анхуса отпустить Давида домой. Возвратившись в Секелаг, Давид нашел его разграбленным амаликитянами, нагнал их, поразил и послал из доставшейся добычи подарки старейшинам Иудиным, друзьям своим ( 1Цар. 18–30 ). Поражение израильтян филистимлянами и смерть Саула. Казнь цареубийцы Когда Давид, избегая преследования Саула, жил в земле Филистимской, филистимляне вторглись в землю Израильскую и стали станом недалеко от гор Гелвуйских. Собрал и Саул народ израильский и стал станом на горе Гелвуе. Увидев войско филистимское, Саул испугался, вопросил Господа, что ему сделать, но Господь не отвечал ему. Тогда он, переодевшись, отправился ночью к одной волшебнице в Аэндор и попросил ее вывести ему Самуила. И увидела волшебница Самуила и громко воскликнула 365 . Самуил спросил Саула: «Для чего ты потревожил меня, чтобы я вышел?» Саул отвечал: «Тяжело мне очень: филистимляне воюют со мною, а Бог отступил от меня и ничего не отвечал мне ни через пророков, ни во сне, потому я вызвал тебя, чтобы ты научил меня, что мне делать». Самуил сказал: «Господь сделает то, что говорил через меня: отнимет у тебя царство и отдаст его Давиду за то, что ты не послушался Господа, не погубил Амалика. Завтра ты и сыновья твои будете со мною, а стан израильский Господь предаст в руки филистимлян». Выслушав это, Саул от страха упал на землю, потом, подкрепив себя пищею, возвратился в свой стан.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/svjashe...

81:5. Основания земли. Согласно вавилонским космогоническим представлениям, Земля покоится на основании, которое называется apsu. Оно представляет собой первозданное водное пространство, которое управляется одним из главных богов, Энки (Эа). В эпосе «Энума элиш» одно из имен Мардука, «Агилима», определяет этого бога как создателя земли над водным пространством и устроителя небесной сферы. См. также коммент. к Иов. 38:4–6 и статью «Общие сведения» в коммент. к Псалтири. 81:6. Боги и сыны Всевышнего. См. коммент. к Пс.81:1 . 82:7–9. Члены союза. Первые семь из перечисленных народов жили к востоку и югу от Иудеи. Наибольшие затруднения вызывает идентификация названия «Гевал», которое обычно обозначает Библ, расположенный на крайнем севере средиземноморского побережья. Очевидно, в данном контексте следует предпочесть другой вариант локализации – вблизи Петры. Филистимляне и жители Тира были традиционными врагами иудеев на западе и на севере, соответственно. Упоминание Ассура (Ассирии) как могущественного члена этого альянса указывает на ситуацию, которая могла иметь место между серединой IX и концом VIII в. до н. э. Иудея испытала на себе главную волну ассирийского нашествия во времена Саргона и его сына Сеннахирима. Ассирийские надписи свидетельствует, что накануне осады Иерусалима цари Тира, Библа, Азота (Филистия), Аммона, Моава и Эдома уже были покорены Сеннахиримом, и потому их можно рассматривать как членов этого сговора. Однако, вместо того чтобы пытаться восстановить историческую подоплеку данного псалма, можно просто рассматривать этот союз как перечень традиционных врагов Израиля. 82:10. Мадиам, Сисара, Иавин. Речь идет о двух сражениях в период судей, когда Бог вмешался в битву на стороне Израиля. О поражении мадианитян от руки Гедеона см. в коммент. к Суд. 6–8 . О победе Деворы и Варака над царем Иавином и его военачальником Сисарой см. в коммент. к Суд. 4 . 82:11. Аэндор. Аэндор не упоминается в рассказе об этих сражениях в Книге Судей, но он был расположен вблизи этих мест. Восточный, меридиональный участок Изреельской долины имеет на всем ее протяжении ширину около 10 миль. Северный ее край упирается в гору Фавор, а южный – в гору Гелвуй. Десятимильное пространство между этими двумя горами разбито на два прохода менее высокой горой Море. Аэндор расположен посреди северного прохода, между горой Море, где происходила битва с мадианитянами, и горой Фавор, где Девора и Варак проводили смотр своим войскам.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

28:3. Изгнал их. Решение Саула изгнать из своего царства волшебников и гадателей, вероятно, было воспринято с одобрением. Волшебники выступали в роли заклинателей, которые вызывали духов, способных предсказывать будущее. Ореол таинственности, которым окружали себя эти люди, внушал страх и давал пищу для предрассудков. За тысячу лет до описываемых событий царь Лагаша Гудеа также изгнал гадателей из своей страны, хотя этот шаг не имел отношения к монотеизму. В данном случае приказ Саула, изданный во время оплакивания Самуила, показывает, что царь не располагал средствами (будь то законными или незаконными) проникновения в божественные замыслы. 28:4. Расположение филистимлян и израильтян. Восточный край Изреельской долины протянулся с севера на юг примерно на 10 миль. Северную оконечность долины замыкает гора Фавор, а южную – гора Гелвуй. Пространство между этими горами разделяется на два прохода менее высокой горой Море. Сонам, где расположился стан филистимлян, находится к юго-западу от горы Море, напротив долины Harod (южного прохода из долины Изреель к Беф-Сану). Станы филистимлян и израильтян отстояли друг от друга примерно на 5 миль. Аэндор находится в средней части северного прохода (между горами Море и Фавор), в 6–7 милях к северу от стана израильтян. Вероятно, Саул шел с восточной стороны горы Море, чтобы не попасться на глаза филистимлянам. Следует отметить, что формально Аэндор (Khirbet Safsafeh) находился в уделе Манассиином, за пределами территории, подчиненной Саулу ( Нав. 17:11 ). Судя по тому, что место битвы отодвинуто на такое значительное расстояние к северу от Филистии, можно предположить, что филистимляне пытались отрезать от царства Саула регион Галилеи. Однако горный рельеф этой местности давал преимущество Саулу и его легковооруженному войску. 28:6. Методы получения информации. Беспокойство Саула по поводу предстоящей битвы с превосходящими силами филистимлян вполне оправдано. Прежде всего, чтобы узнать, принесет ли ему победу божественный воитель, Саул использует обычные способы обращения к Богу: сон в святилище или возле священного предмета с целью получения вещего сна (см. коммент. к 3:3); урим и туммим (см. коммент. к Исх. 28:30 ) и откровения пророков (о пророчествовании самого Саула см.: 1Цар. 10:10,11 ). Ни один из этих методов не принес результата, из чего стало ясно, что Бог оставил Саула.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

     Однажды ночью три человека проникли в пещеру горы, на которой была расположена деревня Аэндор 307 . В пещере жила волшебница. Один из трех посетителей просил волшебницу вызвать мертвого, которого он назовет. Она противилась. Она напомнила вопросителю, что Саул выгнал из своей земли всех вызывающих мертвецов и волшебников; теперь она боялась, что ей расставляют сеть, чтобы умертвить ее. Неизвестный настаивал, обещая ей сохранить ее жизнь. «Кого мне вызвать для тебя?» – спросила она, готовая заняться своими заклинаниями. – «Вызови мне Самуила» 308 , – ответил собеседник. Волшебница внезапно испустила страшный крик. Она не могла заставить пророка выйти из гроба, а между тем видела появление его тени. Она угадала, что лишь присутствие посетителя чудесным образом привлекло призрак, и сказала собеседнику: «Для чего ты обманул меня? Ты – Саул» 309 .      В самом деле это был царь. Вступая в битву с филистимлянами, он напрасно спрашивал истолкователей Господа, каков будет исход войны. Оставленный Духом Божиим, он упал до того, что решился искать помощи у того тайного искусства 310 , которое он сам же преследовал. Пророк появился, прикрытый своею мантией. Он укорил Саула за то, что тот нарушил его последний покой, и известил его, что наутро царь и его дети, все вместе, будут в преисподней, и Израиль будет побежден. Приготовляясь к ворожбе волшебницы, Саул ничего не ел ни эту ночь, ни предшествовавший день. Мрачное предвестие Самуила его поразило. Он упал. Волшебница подошла к царю. Она напоминала, что, повинуясь ему, она рисковала своею жизнью; в свою очередь и она умоляет его уступить ее просьбе. Она просила его подкрепиться какой-нибудь пищей. Саул отказался; но, побежденный настояниями этой женщины, он поднялся и, сидя на постели, ждал, когда хозяйка принесет ему пищи. Волшебница имела тучного теленка; она поспешила его заколоть; приготовила хлебы из пресного теста, и изготовленный ужин предложила царю и его двум спутникам. Пред великодушием и благородством волшебницы, которая оказала помощь своему гонителю, еще резче выставляется падение Саула. Подкрепивши себя пищей, царь и его слуги оставили пещеру волшебницы еще до наступления дня.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Kus...

Она первая стала настойчиво проповедовать Израилю, что наступило время свергнуть постыдное иго Иавина, царя Асорского, которое уже 20 лет тяготело над нами. Она убедила израильтянина Варака принять начальство над войском и предсказала ему полную победу. Чтобы поддержать малодушного начальника, боявшегося вступить в сражение с неприятелем, она сама отправилась с ним на поле битвы. Неприятель был побежден, свобода возвращена Израилю. Эта же великая женщина, в память избавления от врагов, сложила благодарственную песнь, полную глубокого сильного чувства. В какие чудные поэтические образы облечены те мысли, восторженные настроения, какими была переполнена душа её в это время 143 ! Здесь грозная Саулова гора и селение Сасу-Един, на месте которого прежде находился известный Аэндор 144 . Он был свидетелем славного поражения Иавина, царя Асорского, во дни Деворы и Варака 145 . Сюда к волшебнице, в глухую полночь, тайно от народа, переодетый приходил Саул. Потеряв надежду на помощь Бога, он просил волшебницу вызвать тень Самуила. Тень старца Самуила явилась и предрекла ему погибель вместе с сыновьями 146 . И предсказание исполнилось в точности. Там гора Гелвуй. При этой горе было сражение Израильтян с Филистимлянами. Израильтяне разбиты, а их царь Саул, раненый, пал на свой меч, чтобы не видеть позора поражения. Погибли в этом сражении и дети его 147 . Вот город Эздрилон, на месте которого прежде находился Изреель. И опять, сколько преданий связано с этим местом! Здесь был некогда дворец Ахава, Израильского царя. Недалеко от него находился виноградник Навуфея, который хотел приобрести Ахав. Благодаря козням Иезавели, жены Ахава, Навуфей, не желавший продать дорогого наследия отцов своих, был обвинен в непочтении к царю и за это побит камнями; а виноградник сделался достоянием царя 148 . В этом же городе пророк Илия, которому не страшны были цари, возвестил грозный суд Божий на Ахава и весь дом его. „На том месте, говорил пророк, где псы лизали кровь Навуфея, псы будут лизать и твою кровь“.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/sv-apo...

Во-вторых, Mayb. верно подмечены и факты действительных аналогий между некоторыми формами языч. мантики и библ. профетизма. Таковы, напр. факты тавматургического характера – чудеса Моисея и Аарона со змеями, прозябание жезла Аарона, медный змий в пустыне, или пример некромантии – Саул у Аэндорской волшебницы и пр. Но этим фактам дано неправильное освещение. «Строго Духовному характеру монотеизма В. З. говорит Kohler – в специальной монографии Der Prophetismus der Hebräer und die —226— Mantik der Griechen – нисколько не противоречит, что Иегова для сообщения своей воли людям обращался и к некоторым внешним знамениям», в частности – к таким, которые употреблялись и в языческой мантике. Здесь – снисхождение к человеческой слабости, разговор с людьми на более понятном для них языке. Всемогуществу Божию нет границ и Тот, кто заставлял пророчески говорить Валаамову ослицу, мог пророчествовать и путем других естественных и общечеловеческих символов. А в примере Аэндор. волшебницы можно видеть доказательство того, что Бог и темные силы зла иногда подвигает на служение своим высшим, нравственным целям. Наконец, некоторая и даже довольно значительная, доля правды у Мауваит’а заключается и в том, что он оттенил естественную сторону в процессе исторического развития библейского профетизма. В служении древнееврейских пророков, как и в каждом религиозном акте, необходимо различать две стороны: сверхъестественную – откровенную и естественную – натуральную. Служение ветхозаветных пророков, будучи по своему происхождению и существу явлением сверхъестественным, имело, однако и свою естественную, человеческую сторону, которая стояла в зависимости не только от условий времени и места, но еще более от степени культурно-умственного развития, как самого пророка, так и тех, к кому он обращался со своим пророческим словам. Вот, в этой-то стороне дела Мауваит’у и удалось уловить некоторые, подлинно-исторические штрихи развития библейского профетизма. Лицам, сколько-нибудь знакомым с библейской историей Евреев, нет надобности доказывать, что первоначально как вся религия древних Евреев, так разумеется, и профетизм, были гораздо пластичнее и грубее, стояли ближе к натуралистическим формам и чаще делали из них различные символические заимствования. Вот почему в начальной истории библейского профетизма мы так мало видим возвышенных мессианских пророчеств, но за то так много пророческих предсказаний на религиозно-общественные и даже политические темы. Но по мере того, как шло развитие религиозного и умственного состояния Еврейского народа, возвышалось, утончалось и одухотворялось и

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Проводник между обвалившихся камней, как сквозь ущелье, провел нас к источнику с восточной стороны. Вдруг представился взорам большой, широкий, высокий и довольно далеко в гору простирающийся грот или каменный навес; под ним-то вода вытекает из-под задних стен, и там образует озерко чистой воды; уже из этого озерка по искусственному небольшому, руслу вытекает вода из грота и мелкою струею стекает с горы в деревню, и не знаю, где теряется. Я пил воду: она вкусна и прохладна. Этот источник арабы называют именем деревни. Дик этот грот, из-под которого выходит вода. Судя по изрытым соседним скалам, к коим пристроена деревня, и судя по каменным обвалам, надобно полагать, что в древние времена этот источник был обильнее, и, может быть, в дождливые годы бурно стремился вниз и прорывал скалы. Не здесь ли, подле грота, жила эндорская волшебница? По крайней мере, в этой деревне было место её жительства. Сохранилось название деревни; и близость её к горам Гелвуйским, на которых пал Саул, говорит в защиту мнения, что нынешний Эндор есть тот самый Аэндор, в котором волшебница показывала Саулу тень Самуила. Не удивительно, что она избрала это место для своего ремесла: оно так дико. Воображаю, что эта волшебница была также черна, как и нынешние жители деревни. Она была, вероятно, не еврейка, потому что евреям закон строго запрещал колдовство под смертной казнью. Какая еврейка могла избрать ремесло, угрожающее ей смертью? И волшебница скрывала свое ремесло. Я думаю, что она была ханаанка или египтянка, и что подле источника священного у неё был оракул, с которым тайно советовались суеверные евреи. Надобно полагать, что искусство её было не мало; вероятно, она употребляла те же средства, какими пользовался, напр. Калиостро, при мнимом вызывании душ людей умерших. Строгое приложение закона Моисеева к подобным фиглярам истребило всякое волшебство во Израиле; по той же причине св. писатели не описали нам и фокуса аэндорской колдуньи. Что такое колдовство, и именно вызывание душ умерших? – Есть ли оно одурачение человека суеверного или действительное средство к общению душ? Я думаю, что не душа человека умершего вызывается, а душа живого сообщается на мгновение с духовным миром, и свойственным ей взглядом узнает того, кого ей надобно.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Разделы портала «Азбука веры» Сюжет На картине изображен эпизод из Ветхого завета. Царь Саул хотел узнать об исходе войны с филистимлянами. Но Господь молчал, и тогда царь наказал слугам найти ведьму. Сделать это было крайне затруднительно, потому что сам Саул после смерти Самуила изгнал всех гадателей из своей страны. Однако в селении Аэндор нашлась одна женщина, к которой и направился Саул под покровом ночи, переодетый в простые одежды, дабы не быть узнанным. Он просит ее  вызвать дух пророка. Именно от Самуила хочет слышать ответы на свои вопросы Саул. Перед незримым образом явившегося духа Саул спрашивает о решении, которое нужно принять для победы в войне с филистимлянами. Дух предсказывает ему скорую погибель. Охваченный ужасом, Саул теряет самообладание: еще при жизни Самуил предсказал Саулу его погибель и сыновей его, и вот вызванный дух теперь повторяет Саулу его слова. Описание Сюжет о Сауле содержит одну из любимых тем художников — тему рока, судьбы. Ночь, пещера, грозная тень пророка, темный силуэт волшебницы — все это создает мистическую атмосферу. В центре композиции – Весталка и поверженный Саул, закрывающий свое лицо от страшного образа Призрака. Потрясение Саула и страх его спутников отражают торжество высших сил и беспомощность человека. Выразителен контраст между живой, динамичной, эмоциональной группой царя и монолитными, непреклонными фигурами духа и волшебницы. Цветовая гамма усиливает напряжение и тревожное предчувствие беды. Цветовые контрасты ткани выделяют фигуры на общем темном фоне. Художник следует манере и технике, считавшейся в Академии художеств образцом, ее отличают господство классической схемы, построенной на геометрии правильных фигур, четкости разграничения планов и совершенстве рисунка. История На протяжении пяти лет художник выставлял свои картины на конкурс и в 1857 году ему улыбнулась удача – за работу «Аэндорская волшебница вызывает тень пророка Самуила» он взял Большую и Малую золотые медали. Тридцатилетний художник отправился на стажировку в Европу, а спустя шесть лет вернулся в Петербург и стал академиком исторической и портретной живописи. Рекомендуемая литература Тематическая подборка Прочее Популярное Сейчас в разделе 40  чел. Всего просмотров 1 млн. Всего записей 1118 ©2024 Азбука искусства к содержанию Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки: Текст: Выравнивание: Сбросить настройки

http://azbyka.ru/art/aendorskaya-volsheb...

Большая часть территории колена И. лежала на плоскогорье, к-рое включало плодородные земли, расположенные в вост. части долины Изреель. Границы колена простирались от горы Фавор и Галилейского м. на севере до горы Гелвуй и Ефремовой горы на юге, вдоль р. Иордан на востоке до р. Киссон на западе. На севере колено И. граничило с коленом Неффалима и Завулона, на юге - с коленом Манассии. Согласно Втор 33. 18-19, колено И. вместе с коленом Завулоновым имело общее святилище, вероятно на горе Фавор (др. вариант: гора Кармил - см.: Christensen D. L. Deuteronomy 21. 10 - 34. 12. Nashville, 2002. P. 853. (WBC; 68)). Территория колена И. включала 16 городов, среди них - Изреель, Сонам и Вефсамис, Иармуф, Аэндор (Нав 17. 11; 19. 17-23; 21. 28-29). На этой территории находилось большое количество ханаанских городов-государств, к-рые колено И., как и др. колена, не могло сразу вытеснить с исконной территории и было вынуждено вступить с ними в контакт (ср.: Суд 1. 28, 33). Источники позднего бронзового века показывают, что в XIV в. вост. часть долины Изреель была занята ханаанскими правителями, использующими рабский труд в ведении хозяйства (EA. 365), на основании этого А. Альт (а вслед за ним и др. библеисты) предположил, что часть колена И. могла попасть в рабство к местным могущественным князьям ( Alt A. Kleine Schriften z. Geschichte d. Volkes Israel. Münch., 19633. Bd. 3. S. 169-174; см. также: Noth M. The History of Israel. L., 19602. P. 78-79). Возможно, что слова об И. из пророчества Иакова «и преклонил плечи свои для ношения бремени и стал работать в уплату дани» (Быт 49. 15) могут содержать горький упрек за то, что он попал в подчинение к местным влиятельным ханаанским кланам и стал рабом на этой плодородной земле. В любом случае библейские источники, к-рые включают в т. ч. и свидетельства первенства колена Завулонова, говорят о том, что в ранний период истории, после заселения Св. земли, колено И. пережило тяжелый социальный и экономический кризис, из которого оно смогло выйти позднее, уже после эпохи Судей ( Gottwald. 1979. P. 216, 542).

http://pravenc.ru/text/675019.html

молчать. Действительно, немота овладела от этого необъятно широкого вида, над этой бездной, полной синего воздуха... – Вот это белеющее вдали направо пятнышко – все, что теперь называется Наином, – заговорил монах. Это древний Наин, в котором Христос воскресил мертвого. Ближе, на склонах гор – Аэндор, где Саул вызывал тень Самуила, и она предсказала ему смерть. Монах перечислял мне и рассказывал о всем, что представлялось моим глазам с этой высоты. Делал он это без всякой просьбы с моей стороны, с простою и душевной внимательностью религиозного человека, понимающего состояние души паломника перед этой картиной. Ведь с этой высоты, на этих громадных расстояниях ничто не изменилось в наружном виде местности с древнейших времен, и И. Христос, вероятно, не иной видел ее с Фавора. Мы пошли обратно, разговаривая о монастыре. Прощаясь, я положил в руку монаха два франка. Он как будто с некоторым изумлением, впрочем, приятным, почувствовал их в своей руке и поблагодарил. Фавор возвышается на 1,993 фут. над уровнем моря и на 1,300 фут. над Ездрелонской долиной, начинающейся у его подножия. Нужно было время, чтобы спуститься с этой высоты. Самая гора теперь необитаема, кроме, конечно, двух монастырей, в которых в обоих вместе едва ли наберется десять обитателей. Еще недавно заросли кустарников, которыми она покрыта, служили убежищем кабанам, шакалам и прочим диким животным, но теперь в них держатся только куропатки. Теперь я направлялся прямо к югу. От Фавора до Иерусалима считается сто верст напрямик. В действительности же, благодаря излучинам пути – расстояние едва ли не вдвое больше. В этом пространстве находится южная часть Галилеи и Самария. Южную Галилею составляет Ездрелонская долина, собственно по-еврейски – Израильская долина. Она лежит треугольником между хребтом Кармила, Иорданом и предгорьями Самарии. Я ехал по ней осенью, после сильных жаров. Земля вся была исчерчена глубокими и широкими трещинами, и я мог видеть диковинную толщину великолепного чернозема, настланного по ней природой.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002   003     004    005