Под нами была разостлана как бы громадная географическая карта с рельефными очертаниями гор и холмов, перерезанных цветущими долинами, по которым змейками вьются многочисленные водные источники. Сначала наш взгляд был устремлен на север, на поднимавшиеся гигантские отроги горы Большого Ермона, три вершины которого, почти одинаковой высоты, находятся на 2808 метров над уровнем моря. Арабы называют его «Джебель-эш-шейх», т. е. седой горой, так как вершины ее покрыты снегом круглый год. Смотря по тому же направлению вниз, мы остановились взором своим на виднеющейся отсюда части Генисаретского озера, с которым связано так много трогательных сцен из земной жизни Господа. Обозревая пространство между Фавором и Тивериадой, мы невольно останавливаем свой взор на пленительном холме Карн-Каттин, расположенном на 808 метров над уровнем моря; этот холм в 1187 г. был, центром горячей битвы, положившей конец латинскому царству. В селении, находящемся позади этого холма, евреи показывают могилу Иофора, тестя Моисея. Налево, видна деревня Лубие, где французский генерал Джуно, в апреле 1799 г., одержал победу над Мамелюками; затем – селение Саджара, близ которого евреи недавно купили землю и основали там свои колонии. Направо, расположено селение Кафрсайт, населенное алжирцами, которые в 1847 г. оставили свое отечество и владеют здесь несколькими участками земли. Смотря по тому же направлению, мы различаем строения селения Кафркамма, обитаемого черкесами, которые в 1878 г., во избежание подданства русским, предпочли оставить свое отечество. Почти у подошвы Фавора расположен Сук-эль-хан, караван-сарай для купцов, около источника, весьма обильного водой; омывая подножие Фавора, он впадает в Иордан. С Фавора можно наблюдать за течением реки Иордана, которая на всем протяжении своем от озера Тивериадского до Мертвого моря, течет, извиваясь тысячами излучин. Оглянувшись назад, мы увидели во всей шири своей Эздрелонскую равнину, перерезываемую двумя почти параллельными цепями гор – Малым Ермоном и горами Гелвуйскими. Малый Ермон называется малым в отличие от Большого Эрмона, вечно покрытого снегом и дающего начало Иордану; находится против Фавора, к югу от него. Об этих горах Псалмопевец поет: «Фавор и Эрмон о имени Твоем возрадуются». На вершине его, высоко в облаках, белеет неизбежная мечеть мусульманского шейха. У подножия его виднеются уже упомянутые нами когда-то города, а теперь беднейшие селения: Сонам, Нанн, Аэндор, и др., находящиеся на развалинах библейских городов, дорогих нам по своим священным воспоминаниям. Смотря с горы Фавор на окружающие его местности, мы мысленно как бы перечитываем страницы священной Библии, где не раз говорится о различных событиях, совершавшихся в окидываемых нашими взорами окрестностях Фавора.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

606 Известны места жительства идумеев или эдомлян (на юге Палестины), моавитян на востоке Мертвого моря) и аммонитян (на восток и юго-восток от колен Рувимова, Гадова и полуколена Манассиина). Измаильтяне жили в каменистой Аравии, агаряне также в Аравии (несколько восточнее); Гевалом мог быть какой-либо идумейский округ; Ассур – ассирийское, тогда конечно не очень распространенное государство. Под сынами Лотовыми можно разуметь только моавитян и аммонитян, главных виновников войны. 607 При необычайном содействии помощи Божией в период судей побеждены были хананеи при Иавине (царе) и Сисаре (полководце) и позднее мадианитяне (цари их были Зевей или Зива и Салман, полководцы назывались Орив и Зив), первые – Бараком, вторые – Гедеоном. Победа над мадианитянами, как более блестящая, названа сначала (ст.10), в ближайшем же изложении (ст.11) раннейшая по времени поставляется на первом месте, ср. Суд.4:5,7,8 . Аэндор (в книге Судей не назван) лежал вблизи Фавора, следовательно, недалеко от места победы Барака. Святилище Божие может означать не только храм, как жилище Божие, но и страну, как обиталище народа Божия; Палестина, в сравнении с языческими странами, была страна священная, святилище. 608 Яко коло, в евр. «как пыль в вихре» ­­ колесом от ветра воздымаемая пыль; ср. Ис.17:13 . Другие разумеют быстро движущееся колесо, – образ беспокойства, непрочности врагов. – Когда Бог идет на суд, то Он приближается в буре. 610 Некоторые толковники признают этот псалом молитвою ушедшего с Давидом и единомысленного с ним потомка Корея, молитвою за Давида (ст.10), а не от имени Давида. 611 Возлюбленна; возлюбленное ео ipso и достойно любви, вожделенно. Селения – множ. число или потому, что скиния состояла собственно из двух отделений, или же здесь поэтическое изображение, как и в Пс.42:3, 45:5, 131:5 ; равным образом и дворы; даже во времена существования храма, как первого, так и второго, израильтянин имел только один двор, назначенный для него, в котором он молился. Сердце и плоть и проч. Душа и тело, несмотря на страстное желание, проникнуты радостным чувством, когда псалмопевец духом переносится ко скинии, вблизи обитающего там Бога (о Бозе – επ θεν). Псалмопевец называет Бога живым, так как Он в богослужении явил Себя источником жизни, подавая Свою возбуждающую, оживляющую и преобразующую благодать.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Orda/ru...

Пересекая эту обширнейшую долину, – одну из самых исторических местностей в Палестине, – мы невольно вспоминаем происходившие здесь постоянно битвы, для которых эта открытая равнина была весьма удобна. Тут, когда-то Девора с Вараком одержала победу над Сисарой, здесь Гедеон восторжествовал над Мадианитянами, здесь Иудифь убила Олоферна, который расположился станом в этой же широкой долине. Но вот показались Назаретские горы, а за ними виднеются белые постройки Назарета, высоко поднятого на своем горнем пьедестале. Радостно затрепетали наши сердца. Но, как видение, он быстро исчез, скрывшись за высокими хребтами холмов. Целый час ехали мы по этой однообразной и ровной дороге, не встречая по пути ни одного селения; перешли мы через какой-то ручей, еще не пересохший, но достаточно обмелевший, так что нашим ослам легко было перейти его в брод. Досадно только было то, что водяные брызги, поднявшиеся от этого перехода, испачкали грязью наши белые шерстяные плащи. Можно представить себе, какое приятное впечатление производит эта равнина ранней весной, когда она сплошь бывает покрыта зелеными всходами злачных растений, высокой травой, и усеяна бесчисленными полевыми цветами причудливой формы и необыкновенной яркости. От нечего делать, мы любовались на Марко, который грациозно гарцевал на своем белом коне, подзадоривая к этому и нас. Мы старались обогнать друг друга, подгоняя своих уставших ослов, которые, развесив свои длинные уши, быстро скакали вперед. Окидывая взором окрестности, оглядываясь по сторонам, мы видим вдали много селений, часто упоминаемых в Библии. Направо от дороги, у подножия Малого Ермона, лежит деревня Наин, где Христос воскресил сына одной городской вдовы: далее, на восток от неё, виднеется селение Эндур, библейский Аэндор, куда некогда приходил Саул к жившей там волшебнице. Напротив этих деревень возвышается величественная гора Фавор, где, по преданию, произошло Преображение Господне. Склоны этой горы покрыты рощами зеленых деревьев, что придает ей очаровательный вид. Бывавшим на Кавказе, она напомнит гору Машук, у подножия которой расположен город Пятигорск.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

Евангелие постоянно говорит о громадных толпах народа, которые ходили за Спасителем в Галилее 92 . Особенно было густо население по берегам Геннисаретского озера. Здесь некогда находилось несколько самых цветущих городов. Недалеко от того места, где Иордан вытекает из озера, на западном его берегу, находился город Тарихея. В нем было более 30000 жителей 93 . Еще немного севернее, в 30 стадиях, часа на два пути от Тарихеи, находился другой город Тивериада, расположенный в прекрасной местности, вблизи замечательных целебных источников, которые существуют и теперь 94 . Это был один из самых больших городов Галилеи 95 . Еще и до настоящего времени это один из населенных её городов: в нем насчитывается от 2 до 3 тысяч человек 96 . О нем не раз упоминается в Евангелии 97 . Еще немного севернее Тивериады, на расстоянии одного часа пути, находился третий городок Магдала или Далмануфа. Из этого города происходила Мария Магдалина. Это был богатый, известный город; он находился в 20 минутах пути от моря 98 . Недалеко от Магдалы – еще новый цветущий город Капернаум. Он находился на северо-западном берегу Геннисаретского озера. Здесь жили многие богатые сборщики пошлин, сотник, начальник военного гарнизона и множество граждан; в Капернауме была также большая синагога. В Евангелии Капернаум представляется городом вознесшимся до неба: ясное свидетельство о его богатстве и красоте 99 . Недалеко от Капернаума, на северо-западном же берегу Геннисаретского озера, находился довольно значительный город Вифсаида 100 . Из городов, более или менее удаленных от озера, особенно замечателен Сепфорис, самый главный город всей Галилеи; в нем было от 30 до 40 тысяч жителей 101 . По всем направлениям от Сепфориса тянулись известные города: Назарет, Кана, Наин, Аэндор, Ездрилон, Иотапата, Гискала, Хорадин, Гавара, Кедес и многие другие. Даже некоторые села были так многолюдны и укреплены, что напоминали собою города. Многочисленные развалины, которые путешественник встречает и теперь в Галилее, достаточно ясно свидетельствуют о прошедшем цветущем состоянии этой прекрасной страны 102 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/sv-apo...

В экстазе и в восхищении, некоторые из паломниковъ бросаются в волнующееся море зелени, нежатся на мягких дивных коврах природы, греясь на солнце, рвутъ громадные букеты цветов, плетут венки и украшают ими свои разгоряченные головы. От избытка чувствъ восторженное пение не прекращается почти всю дорогу до Назарета, сменяя одно знакомое песнопение другим. Так, незаметно для себя, все ближе и ближе паломники подходят к цели своих стремлений, любуясь Гелвуйскими горами, на которых царь Саул, вследствие неудачной битвы с филистимлянами, некогда пал на меч свой и пронзил себя (1 Парал. 10:4), и малым Ермоном и Фавором, минуя Зерен, древний Изреель, место жительства нечестивого Царя Ахава с женою Иезавелыо (3 Царств. 18:45–46; 4 Царств. 9:10, 30–37), деревушку Наин, где Иисус Христос воскресил сына вдовицы ( Лук. 7:11–16 ), Аэндор, где некогда жила волшебница, вызвавшая, по желанию Саула, мертвую тень пророка Самуила (1 Царств. 28:7–26) и др. достопамятные места. Назаретские торговцы с хлебом, сластями и фруктами и ученики школ Палестинского Общества, распущенные по домам пред праздником, заслышав о приближении каравана, спешат за город на встречу его, чтобы завести знакомство с русскими паломниками 41 или выпросить у них лакомый «бактишь». Сделав еще несколько усилий над собою и с напряжением, можно сказать, последних сил, ослабевших от длинного пути, паломники по крутой живописной извилистой тропинке взбираются на утесистую возвышенность, и пред их взором открывается восхитительная панорама чистенького городка Назарета 42 , разбросанного в поэтическом безпорядке в котловине по склонам горы Си- меона в несколько ярусов и утопающего в яркой зелени фруктовых садов и виноградников 43 . Очарованные восхитительным зрелищем паломники, забыв усталость и трудности пути, в восторге падают на колена и со слезами на глазах возносят горячую молитву Господу и Пречистой Деве Марииг, что они сподобились узреть Их земное мирное жилище. Головщики, лица духовные, находящиеся в караване, быстро собирают около себя певцов, и мирные окрестности Назарета сотнями голосов их оглашаются воодушевленным пением тропаря праздника: «Днесь спасения нашего главизна».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Сверкающая белая полоса побережья и дымящиеся печи стеклянных заводов Финикии, серые, закоптелые здания Тира, стоявшие в поразительном контрасте с белыми стенами иудейских домов, бойкая торговля, как водой, так и сушей, напоминали всякому галилеянину, что иудейский мир заканчивался с его холмами и от этой чужой страны, галилеянин мог видеть перед собой великолепную картину, какую представляло разнообразие его собственной страны. Перед его глазами раскидывалась роскошная панорама, в которой города усеивали собой долины и холмы. С окружающих назаретских холмов можно было видеть Гискалу, Сепфорис, Сафед, этот «город, стоящий наверху горы», Кану Галилейскую и Риммон. К югу за равниной Ездрилонской, на отдаленной оконечности ее лежала равнина Мегиддонская, где некогда пал в битве благочестивый царь Иосия 245 . Дальше виднелись извивы потока Киссона, воспроизводившие в воспоминании другую великую историческую битву, когда полчища Сисары, поражаемые доблестным Вараком и Деворой, массами погибали от внезапного наводнения 246 . В восточной части равнины высился на ее склонах прелестный Изреель, некогда столица нечестивого Ахава, где у Навуфея был виноградник и где псы лизали кровь высокомерной и неисправимой язычницы Иезавели. Ютясь около холмов Гелвуйских, вздымавшихся на 1800 футов над уровнем моря, на полпути между Изреелем и Фавором, лежала деревня Сунем, в которой некогда пророк Елисей пользовался гостеприимством доброй вдовы сунемской, и которая была родиной Ависаги, красивейшей из дев в царстве Давидовом. И тут же рядом, по другую сторону холмов, лежали город Наин, где суждено было впоследствии одному юноше опять восстать к жизни со своего смертного одра, и Аэндор, где Саул видел вызванную из гроба тень Самуила. Близ этого же холма, с его южной стороны, журчал из скалистой впадины источник Харод, где Гедеон подвергал испытанию собравшихся под его знамя воинов для борьбы с хищными мадианитянами 247 . С южной стороны долины, в которую струился этот источник, вздымались горы Гелвуйские, где пал в отчаянной битве Саул со своими тремя сыновьями 248 .

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

Чрез полтора часа езды показался и евангельский городок Наин, а за ним и библейский Аэндор, известный тем, что израильский царь Саул, в минуты страшной туги и отчаяния, переодевшись, отправился к жившей в нем знаменитой волшебнице, с просьбою вывести ему умершего пророка Самуила, чтобы он научил его, как ему поступить с врагами-филистимлянами, воюющими с ним. Нас более занял Наин, так как мы проезжали невдалеке от него. Наин – во времена Спасителя, значительный и многолюдный городок, окруженный каменными стенами – в настоящее время грязная, жалкая деревушка, не более как с 20-ю невзрачными и неприветливыми приземистыми лачужками, расстоянием от Тивериады около 30 верст, от Фавора около 12-ти, расположен на северо-западном склоне горы Ермона, или по-арабски – Джебель-эль Дюги. Наин – значит красивый. Это лестное значенье своего имени, оставшееся за ним и доселе, – он оправдывал в свое время своим положением близ цветущего Аэндора, гнездясь и теперь довольно живописно на отлогостях красивой горы, в виду Фавора и гор Завулоновых. Наин, как передает нам Евангелие, удостоился посещенья Самого Господа. В светлый период ученья Его по Галилее, когда Он, как Небесный Посланник, по долгу Своей земной миссии, проходил с благовестием грады и веси сей области Иродовой и направил однажды Свои пречистые стопы на скалистый восход, который вел прямо к Наинским воротам, здесь попалась Ему на встречу печальная процессия, – вынос из городских стен умершего юноши для погребенья. Ничем не сдерживаемый вопль родных и близких несомого мертвеца раздавался более и более и громче, чем обыкновенный плач, тем более, что юноша был единственным сыном матери- вдовы. Это обстоятельство сильнее всего трогало сердце еврея и было тягостнее для его слуха, чем для нашего; отчасти потому, что умереть бездетным считалось позором, а с другой стороны оттого, что на лишенье потомства во многих случаях глядели, как на прямое наказанье за грехи. Зрелище страшной печали сильно поразило любящее, кроткое сердце Иисуса.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Саул возобновил преследования. В результате Давид с отрядом в 600 человек вынужден был вовсе покинуть пределы израильских поселений и уйти к филистимлянам и там поселиться и служить им, так что во время последней, решающей битвы между филистимлянами и Саулом Давиду чуть даже не пришлось выступить в этом сражении на стороне филистимлян, от чего всё-таки Гос­подь его избавил ( 1Цар. 29 ). 13.6. Гибель Саула Конец Саула был трагичным. С Самуилом до самой смерти последнего Саул больше не встречался. Господь никаким образом не отвечал больше на вопрошания Саула, так что тот в конце концов отправляется в Аэндор к волшебнице, против которых он в лучшие годы своего царствования издавал неоднократно строгие распоряжения и в соответствии с Законом Божиим изгонял из пределов страны. И вот он сам, переодевшись, приходит к волшебнице и просит ее вызвать ему из царства мертвых Самуила. В этот момент Саулу является Самуил и говорит ему, что он отвержен Богом и царство будет отдано другому. «И предаст Господь Израиля вместе с тобою в руки Филистимлян: завтра ты и сыны твои будете со мною, и стан Израильский предаст Господь в руки Филистимлян» ( 1Цар. 28:19 ). Кто же предстал перед Саулом? Есть два мнения. Одного придерживались блаженный Феодорит и святитель Амвросий Медиоланский , что по особому действию Божию сам Самуил в том облике, который он имел при жизни, предстал перед Саулом для того, чтобы его обличить, предстал не благодаря волхвованию этой женщины, а для того, чтобы произнести над Саулом последний суд. Согласно другой точке зрения, высказываемой свт. Василием Великим , «чревовещательница через демонов возвестила Саулу будущее поражение. Ибо демоны были принявшие на себя лице Самуила; они, услышав об осуждении Саула, передали приговор, произнесенный Богом как свой собственный. Так и демоны нередко людям, легко впадающим в обман, возвещали, что уже осуществлено и объявлено в Божием определении. Так чрево...» 160 . Как бы то ни было, волю Божию о себе Саул узнал. После этого на горе Гелвуй произошло сражение филистимлян с израильтянами, в котором пали сыновья Саула и сам Саул, чтобы не попасть в плен, бросился на меч и покончил с собой ( 1Цар. 31 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/svjashe...

Бет-Шеарим - памятник евр. искусства позднеантичной эпохи. В стилевом отношении - смесь эллинистических (сцены из языческих мифов) и вост. элементов (религ. символы иудаизма), встречаются изображения животных и даже людей. Среди надписей, выполненных на гробницах (всего ок. 280), доминируют греч. (80%), есть евр. (16%), арам. и др. Однако, кроме Бет-Шеарима, в мало эллинизованной Нижней Г. греч. надписи и фигуративное искусство практически отсутствуют, почти нет мозаик рим. типа, саркофагов и гробниц с резьбой. В визант. эпоху наступил новый расцвет Г., во многом объяснимый тем значением, к-рое приобрела эта часть Св. земли с момента христианизации Палестины. В это время возникла традиция почитать и посещать св. места, связанные со служением Христа. История визант. Г.- во многом история оформления и развития почитания ее св. мест, связанных с ВЗ и евангельскими повествованиями. Среди первых - Аэндор, Дан, Мегиддо, Скифополь, ко вторым относятся Назарет, Капернаум, Кана, гора Фавор. В Капернауме, напр., сложилась традиция почитания одного из древнейших св. мест христианства - «дома апостола Петра» позднеэллинистического или раннерим. времени, расположенного недалеко от знаменитой синагоги. Сохранились десятки граффити, к-рые позволяют говорить о почитании дома в нач. IV в. и даже неск. ранее. До IV в. он пережил ряд реставраций, в V в. его заменила октагональная церковь. В Назарете почитали места, связанные с жизнью св. Иосифа Обручника, Благовещением Деве Марии, паломники могли посетить синагогу, в к-рой, по преданию, бывал ребенком Иисус. Остается мало исследованной Вифсаида/Юлиада (Эт-Тель (Эль-Арадж), где ныне хранится рыбацкий челн эпохи Иисуса Христа - см. ст. Галилейское море ), недалеко от Табги в позднейшее время было отмечено храмами предполагаемое место произнесения Иисусом Нагорной проповеди. Среди названных в Евангелиях городов Г., отвергших проповедь Христа,- Хоразин (Хирбет-Керазе, северо-восточнее Капернаума). Широкие археологические работы ведутся там уже столетие, но памятников эпохи Христа не было открыто, представлены только материалы кон. III - нач. IV в., включая известную синагогу.

http://pravenc.ru/text/161531.html

Все паломники здесь отдавали митрополиту деньги, принесенные с родины на поминовение, и сами в свою очередь записывали имена своих родственников с внесением приличной посильной жертвы в пользу митрополии, а потом, взяв в митрополии крест и иконы, с своими уже священниками отправлялись крестным ходом на греческую «большую гору свержения», где построена церковь 74 русскою благотворительницею М.М. Киселевою, и дальше за город. Ныне, когда все паломники, даже в количестве до 2000 человек, находят себе достаточный приют в подворье Императорского Православного Палестинского Общества, уже миновала необходимость в помещении для них в митрополии, и сборным пунктом паломнического каравана для обозрения города Назарета перестала служить церковь митрополии, конечно, к большому огорчению митрополита и его свиты, лишившихся некоторой части своих доходов. Посещение митрополита и его домового храма ныне предоставляется произволению желающих паломников, и заведующий подворьем охотно дает туда в их распоряжение проводника и переводчика, но уже никому из паломников не ставит его в обязательство, вопреки горячей о том просьбе митрополита. Необходимые для хода крест, евангелие и иконы доставляются ныне из митрополии прямо на русское подворье, и крестный ход отсюда отправляется уже на так называемую греческую «большую гору свержения» за город, имея во главе русского священника или иеромонаха. Руководство паломниками в это время принимает на себя кто, либо из служащих в русской школьной инспекции Императорского Православного Палестинского Общества. Паломники с церковными песнопениями идут за крестным ходом, в сопровождении кава- сов для порядка. С вершины горы открывается красивый вид на окрестности Назарета, полные библейских воспоминаний: отсюда хорошо от подошвы до вершины видны пресловутый, вечно зеленый Фавор, Кармил с местом жертвоприношения пророка Божия Илии Фесвитянина, гора Малый Ермон, города: Наин, Аэндор и Фуле и вся Ездрилонская долина. На вершине горы, но без захода в имеющуюся здесь церковь , построенную М.М.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

   001    002    003   004     005