Тбилиси: В «день борьбы с гомофобией» прошло молитвенное шествие и акция протеста (ВИДЕО) Тбилиси, 19 мая 2015 г.      16-17 мая в связи с прибытием в столицу Грузии чудотворной иконы Ацкурской Богоматери принято решение провести молитвенное шествие, было заявлено на пресс-конференции в Грузинской Патриархии.      Крестный ход начался в соборе Светицховели во Мцхета c торжественного богослужения, затем состоялось праздничное шествие с иконами и хоругвями из Мцхета в Тбилиси. Затем праздничное богослужение состоялось в кафедральном соборе Тбилиси Цминда Самеба, сообщает Благовест-инфо. Гомосексуализму нет места в нашей стране, и так считает 99% населения Грузии Параллельно с этим ряд депутатов парламента от оппозиции, - и в частности, активист возглавляемого Михаилом Саакашвили «Единого национального движения» Чиора Тактакишвили, - заявили по телеканалам, что сожалеют о решении Грузинской Православной Церкви провести масштабное молитвенное шествие именно в международный день борьбы с гомофобией, что фактически оттеснило желающих принять участие в праздновании этого дня от центральных городских артерий. Крестный ход с Ацкурской иконой Божией Матери В те же часы по телеканалам и информационным порталам прозвучало заявление посла США в Грузии Ричарда Норланда, призвавшего отраздновать «день борьбы с гомофобией». По заявлению посла, у каждого человека должно быть право на то, чтобы его потенциал был реализован полностью. «Завтра в 11-й раз отмечается Международный день борьбы с гомофобией и трансфобией. В этот день мы еще раз поддерживаем равенство и достоинство всех людей и подтверждаем, что права человека универсальны. Присоединяемся ко всем, кто трудится в Грузии, чтобы мирно отметить этот день», — сказано в заявлении американского дипломата. Акция " Нет гей-Европе " < Девятнадцать неправительственных организаций и правозащитных групп призвали власти Грузии обеспечить безопасность тех активистов, которые 17 мая собрались отметить «день борьбы с гомофобией» Место проведения и детали запланированного на 17 мая мероприятия были засекречены, и журналистов попросили пройти «аккредитацию».

http://pravoslavie.ru/79406.html

С IX в. жизнь А. е. тесно связана с деятельностью 12 кларджетских мон-рей, основанных и обновленных архим. прп. Григорием Хандзойским , с чьим именем связано возрождение монастырского строительства и подвижничества в Тао-Кларджети. Позже титул архимандрита всех пустыней - анчели () - был присвоен Анчийскому епископу. В груз. источниках анчели занимал 3-е место среди епископов Тао-Кларджети - после Ишханского и Ацкурского архиереев («Распорядок царского двора») и 11-е место среди архиереев Грузии - между Ишханским и Тбетским архиереями («Порядок дарбазоба по случаю коронации царей»). Мцхетский Католикос не рукополагал на Анчийскую кафедру без письменного согласия игуменов всех 12 мон-рей ( Георгий Мерчул. Житие. Гл. 63. С. 136). По свидетельству Георгия Мерчула, Анчийские епископы были известны своими добродетелями: во время голода они насыщали небольшим количеством хлеба толпы алчущих. Анчели довольно активно участвовали в политических событиях страны. В 1028 г., во время правления груз. царя Баграта IV , визант. войска заняли юго-зап. регионы Грузии. Несмотря на то что многие из местной знати Тао и Кларджети приняли сторону Византии, церковные иерархи встали на сторону Баграта IV. Саба, еп. Тбетский, воздвиг крепость на границе своей епархии, собрал верных царю азнауров (вельмож) и организовал сопротивление, одним из активных участников к-рого был еп. Анчийский гимнограф Езра ( . С. 292), известный своим песнопением Воскресению Господню. В XIV-XV вв. светские власти княжества Самцхе-Саатабаго, стремившиеся к политической независимости, склонили на свою сторону мн. местных архиереев. Последние не признавали верховенства Мцхетского престола и хиротонию получали из рук Ацкурского епископа (мацкверели), а сам мацкверели - непосредственно от Антиохийского Патриарха. Однако Мцхетским Католикосам (до полного завоевания этого края Турцией) нередко удавалось сохранить единство Церкви, ставя во главе епархий Самцхе-Саатабаго верных себе людей или добиваясь покаяния от «заблудших». Так, из документа 2-й пол. XV в. известно, что еп. Анчийский Керобин (Абелисдзе) дал Католикосу Давиду IV «клятву верности» в знак покаяния за отклонение от Мцхетского престола ( . Т. 3. С. 218-220).

http://pravenc.ru/text/75558.html

ФЕВРАЛЬ 4 Евагрий Мгвимели (Шиомгвимский, Цихедидский), прп., VI в. 6 Арсений Икалтоели (Икалтойский; Калипосский), прп., переводчик, писатель, философ, поэт, + 1127 7 Соломон II, св., последний царь Имерети, + 1815 10 Иоанн (Чимчимели. Философ), прп., XIII в. 12 Собор Иерусалимских груз. преподобных отцов и жен, подвизавшихся в IV-XVIII вв. В числе их: Прохор Грузин (Георгий Шавтели), прп., XI в. Лука Иерусалимский (Абашидзе), прп., + 1273/77 Николай, Двали. мч., + 1314 14 Иларион Грузин (Картвели; Афонский; Святогорец, Новый) (Канчавели), прп., иеросхимон., афонский старец, + 1864 17 Феодор (Тевдоре) Аджарский (Ачарели), сщмч., замученный османами на Афоне, XVIII-haч.XIX вв. 18 Николай VIII (Багратиони), свт. католикос-патриарх Вост. Грузии (Мцхетский), + 1589/91 19 Лазские первомученики: Максим, Феодот, Евсухий (Исихий), мц. .Асклепиодота, 41 (в святках РПЦ – 305-311) 22 Колайские мученики, 9 братьев (VI в.): Адарнасе, Бакар, Бардзим, Гурам, Дачи, Джуаншер, Парсман, Рамаз, МАРТ 3 Иоанн IV (Окропири), свт., католикос-патриарх всей Грузии, + 1001 Мученики, пострадавшие в Команах в Абхазии: Евтропий, Клеоник и Василиск , + 308 6 Досифей (Церетели), сщмч. ГПЦ, местоблюст. Западногруз. (Абхазского) Католикосата, митр. Кутаисский, + 1821 10 Иоанн Хахулели (Хахульский), Окропири (Златоуст), прп., X–XI вв. 12 Димитрий II Самопожертвователь (Тавдадебули), св. царь-мч. единой Грузии + 1289 16 Амвросий (Хелая), исп., Католикос-Патриарх Грузии, + 1927 ли лезгин прпп. Антоний Месх и Пимен Салос (Блаженный), XIII в. 17 Гавриил Мцире, иером. прп., + 1802 28 Иоанн Манглели (Саакадзе), свт., еп. Манглисский, + 1751 АПРЕЛЬ 1 Евлогий Пророк (Салос, Блаженный), блж., ясновидец и Иоанн Шавтели, прп., XII -XIII вв. 2 Георгий Мацкверели (Шуартклели), свт., еп. Ацкурский, IX-X вв. 10 Квабтахевские мученики, отцы и жены + 1386 г. 14 Димитрий Кипиани, мч., культурный и общественный деятель Грузии, + 1887 15 Сухий вмч. и 16 воинов с ним (т. наз. Месукевийские мученики) († 100/130): Андрей (Андриа), Анастасий, Виктор, Доментиан, Зосима, Иаков, Ивхирион, Иордан, Кондрат, Лукиан, Мимненос, Нерангий, Полиевкт, Фалалей (Талале), Феодорит, Фока. 17 Ефрем Великий (Мацкверели), свт., еп. Ацкурский ГПЦ, IX в. 18 Василий Ратишвили, прп. XIII в. 21 Евфимий (Шервашидзе), сщмч., митр. Гелатский Абхазского Католикосата, +1822 29 Лазские (Папатские, Дудикватские) 300 мчч., пострадавшие в Дудикети и Папати (Турция), XVII – XVIII вв.

http://pravoslavie.ru/41585.html

Нельзя не признать, что церковная политика в данном случае и для патриарха Дорофея, и для светского правителя Мзечабуки служила только средством для решения более приземленных задач. Но и текст грамоты, и другие источники содержат сведения об их благочестии. В частности, в грамоте упоминается об Ацкурской иконе Божией Матери 699 и ее чудесах именно со слов Мзечабуки (см.: АТ: 24–25; ГТ: 23–27). Упование самцхийского правителя на Пресвятую Богородицу засвидетельствовано и в его собственной грамоте 700 . Известно также о его заботе об Иерусалимском монастыре Святого Креста 701 . Кроме того, закончив политическую карьеру, он принял монашество. История Ацкурской иконы настолько впечатлила патриарха Дорофея, что он выразил желание прибыть в Грузию и поклониться ей (см.: АТ: 39–44; ГТ: 24–26) и даже готовность остаться в Саатабаго и «не возвращаться в эти страны сирийские и не видеть их совершенно» (АТ: 43). Возможно, эти слова патриарх написал, подразумевая перспективу своего ухода на покой. Но скорее всего они призваны выразить лишь душевный порыв антиохийского первоиерарха, а также служат дипломатическим целям. Антиохийский патриарх также оказывал поддержку грузинскому Иерусалимскому монастырю Святого Креста (см.: АТ: 44–55). В грамоте он сетует на малолюдство обители: «...игумен и монахи умерли, преставились, уповая на милость Божию, и в монастыре осталось три человека, не более» (АТ: 45) – и рассказывает о совершенном разбойниками нападении на монастырь, его разграблении и об убийстве монаха-привратника (см.: АТ: 46) 702 . Сильная необходимость вынудила насельников просить патриарха Дорофея обратиться за помощью к Мзечабуки, поскольку им была известна его забота о монастыре Креста (см.: АТ: 47–48). Патриарха Дорофея просили также уладить вопрос об исчезновении 50 динаров, предназначенных для монастыря. Он откликнулся, специально отправив за ними человека на о. Кипр 703 , где находились деньги, и они были доставлены в Дамаск (см.: АТ: 51–53). После чего патриарх Дорофей пригласил кого-нибудь из монахов приехать и забрать пожертвование, предназначенное для монастыря (см.: АТ: 53–54).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В последней четверти XVIII века совершилось событие, имевшее влияние как на Успенский скит, так и на судьбу всего христианского населения Крыма; выход из Крыма греков (1777 г.) для Успенской Скалы был опасным временем: тогда она лишилась всего, что в ней было и что при ней жило, и сама была оставлена на произвол всех и каждого. Но благодать Господа и покров Пречистой Его Матери, избравшей скалу местом явления Своей иконы, не оставляли её Своим благословением. Не только христиане, но и самые ханы были покровителями сего святого места. Из древнего предания известно, что крымский хан Ачи-Гирей, отправляясь на войну против своих супостатов, просил помощи от Пресвятой Богородицы, обещая «знаменитое приношение и честь образу Ея воздати», а когда возвращался победителем, то, избрав двух лучших коней, продал их и, «накупивши воску и свеч соделавши, поставляше тамо чрез целый год, еже и наследники его, крымские ханы, многажды творяху». И после переселения греков из Крыма татары не оказали ненависти против «святого места Марии», и сам их хан заботился пригласить к себе в Бахчисарай греческого священника Спиранди, прибывшего из Анатолии. Хан милостиво обошёлся с ним, обещал ему своё покровительство и велел ему служить в Успенской Скале. Так рассказывал о том сын того священника, тогда 10-летний отрок, недавно умерший восьмидесятилетний старец, Бахчисарайский протоиерей Спиранди. Когда Крым был присоединён к России, и греки опять стали селиться в Бахчисарае, Успенская Скала сделалась для них приходским храмом; но в 1789 г. для них был устроен особенный храм в Бахчисарае во имя святителя Николая, а в 1800 году окончили соборную церковь , и тогда Успенской Скале предстояло новое запустение: она была обращена в кладбищенскую церковь и почти полвека оставалась никем не обитаемою, кроме наёмного сторожа. Но невидимое присутствие чудодейственной Силы стало являть знамение Своего милосердия над болящими и поддерживало в народе благоговейное усердие к Панагии Всесвятой в Скале Успенской: со всех сторон стремились к Ней с верою и молитвою. В 1818 г. Александр Благословенный посетил храм пещерный и спросил у протоиерея Спиранди, где место явления иконы. Старец вывел его из храма на балкон и указал на стену с изображением на ней иконы, список с явленной. Император велел подать лестницу и свечу. С зажжённою свечою он взошёл по лестнице, приложился к иконе с благоговением и прилепил пред нею к каменной стене свечу. Надписи на стенах балкона пред церковью свидетельствуют, что в числе посетителей своих Скала в разных годах имела утешение видеть самих венценосцев своих и многих членов августейшего дома.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zemnaja...

Перешедши на другую сторону реки и приблизившись к огненному столпу, епископ увидел образ Божией Матери с Предвечным Младенцем на руках. Образ стоял на такой высоте, что человеку нельзя было достать его руками. Долго молился он пред образом со слезами и коленопреклонениями и потом пошёл в обратный путь и забыл свой жезл на том месте, где молился. Тем же путём по Волге он вернулся в свою палатку, нашёл всех спящими и никому не объявил о своём видении и о хождении за Волгу. На другой день, по окончании утрени, когда епископу надо было садиться в лодку, слуги его стали искать епископский жезл и нигде не могли найти. Тут епископ уразумел, что Бог хочет сделать известным виденное им чудо, но от слез ничего не мог произнести, а только указал перстом на то место, где забыл свой жезл. Тихим голосом он пересказал о своём видении за Волгою и послал туда слуг за своим жезлом. Когда слуги его переехали реку, то увидели в лесу икону Пресвятой Богородицы, но не на воздухе, а на земле между деревьями, а подле иконы епископский жезл. Благоговейно помолились они пред святою иконою и, взяв жезл, возвратились и рассказали епископу, что видели. Тогда он сам со всеми бывшими при нем людьми переправился через Волгу и, увидев икону, узнал, что это та самая, которую он видел ночью на воздухе при свете огненного столпа. Он возрадовался духом, пал пред иконою и долго со слезами молился, а также и все бывшие с ним. После молитвы епископ взял топор и своими руками стал рубить лес, приготовлять деревья и очищать место для построения церкви; спутники его разделяли труды святителя, и тут же немедленно заложена была церковь . В то же время жители Ярославля, узнав о чудесном событии, устремились многочисленными толпами к тому месту и, поклонившись новоявленной иконе, усердно содействовали сооружению церкви, так что она окончена была к полудню. Епископ освятил её вечером того же дня во имя Введения Богородицы и установил праздник явления Её иконы в 8-й день августа. Епископ при церкви учредил монастырь и тогда же назначил для него игумена.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zemnaja...

Блаженнаго Лаврентия, Христа ради юродиваго, Калужскаго (1515). 11. Святаго мученика архидиакона Евпла (304). Преподобномучеников Феодора и Василия Печерских, в Ближних пещерах (1098). Преподобнаго Феодора, князя Острожскаго, Печерскаго, в Дальних пещерах (ок. 1438). Мученицы Сосанны девы и с нею Гаия, папы Римскаго, Гавиния пресвитера, Клавдия, Максима, Препедигны, Александра и Куфия (295–296). Святителя Нифонта, патриарха Константинопольскаго (1466). 12. Святых мучеников Фотия и Аникиты и многих с ними (305–306). Священномученика Александра, епископа Команскаго (III). Мучеников Памфила и Капитона. 13. Отдание праздника Преображения Господня. Преподобнаго Максима исповедника (перенесение мощей, 662). Блаженнаго Максима, Христа ради юродиваго, Московскаго (обретение мощей, ок. 1547). Святителя Тихона, епископа Воронежскаго, Задонскаго чудотворца (1783). Мучеников Ипполита, Иринея, Авундия и мученицы Конкордии в Риме (258). Икон Божия Матери Минския (1500) и именуемыя «Страстная» (1641). 14. Предпразднство Успения Пресвятыя Богородицы. Пророка Михея (из 12-ти пророков, VIII в. до Р. X.). Преподобнаго Феодосия Печерскаго (перенесение мощей, 1091). Преподобнаго Аркадия Новоторжскаго (XI). Священномученика Маркелла, епископа Апамейскаго (ок. 389). Икон Божия Матери, именуемыя «Беседная» (1383) и Нарвския (1555). 15. Успение Пресвятые Владычице Нашея Богородицы и Приснодевы Марии. Величание: Величаем Тя, Пренепорочная Мати Христа Бога нашего, и всеславное славим успение Твое. Припевы на 9-й песни канона: Величай, душе моя, от земли на небо честное преставление Божия Матере. Ангели успение Пречистыя видевше, удивишася, како Дева восходит от земли на небо. Иконы Софии, Премудрости Божия (Новгородския). Чтимыя иконы Успения Божия Матери: Киево-Печерская (1073), Бахчисарайская, Овиновская (1425), Псково-Печерская (1472), Семигородная (XV) и Пюхтицкая (XVI). Икон Божия Матери: Моздокския (XIII), Ацкурския (I), Цилканския (IV), Влахернския (груз.), Владимирския-Ростовския (XII), Гаенатския (XIII), Чухломския (XIV), Сурдегския (1530), Тупичевския (XVII).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

В том же веке царем Александром (1639-1661) был возведен в нартексе храма киворий, на южной стене которого изображены две фигуры с надписями: «Царь царей Александр» и «Дочь царя Кахети царица Нестан-Дареджан». Две надгробные плиты над киворием без надписей служат, несомненно, могилами этой четы — в надписи иконы, дарованной Гелати Александром и Нестан-Дареджан, говорится: «...в храме твоем и усыпальнице нашей...». Они же упомянуты и в большой, сильно поврежденной надписи, помещенной над северо-западным подкупольным устоем с юга. Работы по осуществлению росписей проводились в то же время и в притворе главного храма, о чем свидетельствует надпись, помещенная над дверьми в храм: «Я, епископ Ацкурский и ныне архиерей, епископ Генатский Антоний, расписал сей притвор в попечение о душе своей, во славу царя царей Георгия, Аминь». Антоний занимал кафедру с 1565 года, после его смерти — очевидно, его преемником, на большой входной арке была сделана надпись: «О, дщерь Сиона, семя Иоакима, благоухание райское, святая Богородица, помилуй душу Антония, архиерея, епископа Генатского». Над восточными дверьми была раскрыта надпись с изображением коронования царя. В северо-западном отделении северной пристройки похоронен энергичный деятель конца XVII века епископ Гелатский Гедеон (Лордкипанидзе), на каменной плите могилы которого девятнадцатистрочная надпись: «Господи, помилуй епископа Генатского Лорткипанидзе Гедеона. Кто соблаговолит произнести прощение ему, да отпустится и вам Господом. Уже деду моему государь пожаловал могилу у входа; там погребены он и также мать моя. Ныне это покой мой навеки, здесь вселюсь, ибо я возжелал его. Кто раскроет его для погребения человеческого, в воздеяния да спросится с него во второе пришествие. Хроникон 369», то есть 1682 год. В 1730 году у северо-западного подкупольного устоя было построено каменное сидение, на карнизе которого была высечена надпись: «Помяни, Господи, строителя сего престола сына царя Александра, митрополита Генатского Иосифа, хроникон 417». На западной стене престола рядом с небольшой фигурой высечена сильно поврежденная надпись, упоминающая епископа Ацкурского.

http://sobory.ru/article/?object=05395

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Святые отцы и учители Церкви. Церковные писатели ЕКАТЕРИНА СИЕНСКАЯ (1347 - 1380), католич. визионерка и мистик, учитель Римско-католической Церкви, св. католич. Церкви (пам. 30 апр.; в Сиене - 29 апр.) ЕПИФАНИЙ КИПРСКИЙ (ок. 315 - 403), еп. г. Констанции, отец и учитель Церкви, богослов-полемист, ересеолог, свт. (пам. 12 мая) ЕРМА [употребляются и менее точные варианты передачи имени как Ерм или Герм], автор «Пастыря», памятника раннехрист. письменности (приблизительно сер. II в.), традиционно причисляемого к лит-ре мужей апостольских ЕФРЕМ МЦИРЕ (Малый), игум. Кастанского мон-ря на Чёрной Горе, груз. церковный писатель, богослов, прп. Грузинской Православной Церкви (пам. груз. 18 янв.) ЕФРЕМ СИРИН (ок. 306-373), богослов, поэт, самый известный из сирийских отцов Церкви, прп. (пам. 28 янв.; католич.- 9 июня; Сиро-яковитской Церкви - суббота 5-й седмицы поста, 28 янв., 19 февр.; в Маронитской - 27 янв.; в Церкви Востока - пятница 5-й седмицы по Богоявлении (пам. сир. Учителей)) ИННОКЕНТИЙ еп. г. Марония (Фракия) (1-я пол. VI в.), церковный писатель, участник теопасхитских споров в Византийской империи ИОАНН митр. Клавдиополя (ныне Болу, Турция) (рубеж XI и XII вв.), автор антилат. полемического соч. «Слово об опресноках» ИОАНН (Вишенский (Вышенский); сер. XVI в. (?)), мон., подвизавшийся на Афоне, правосл. полемист, один из наиболее значительных западнорус. писателей ИОАНН ЗЛАТОУСТ. Часть II (сер. IV в. - 407), еп. К-польский (398 - 404), отец и учитель Церкви, свт. (пам. 27 янв., 14 сент., 13 нояб.; 30 янв.- в Соборе Трех святителей; пам. зап. 27 янв.) ИОАННИКИЙ (Иоанн; 1930-2007), архим., проповедник, духовный писатель и поэт, издатель (Румынская Православная Церковь) ИОАНН КАССИАН РИМЛЯНИН (IV-V вв.), прп. (пам. 29 февр.), аскетический писатель, богослов, один из основателей зап. монашества ИОАНН МТБЕВАРИ [Мацкверели], еп. Тбетский, затем Ацкурский (не позже 995) , гимнограф, церковный писатель, переводчик

http://pravenc.ru/rubrics/121222_3.html

Русскую Православную Церковь неоднократно посещал и ныне здравствующий Святейший и Блаженнейший Католикос-Патриарх Илия II. О братском отношении Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II к Грузинской Церкви свидетельствует выступление Его Святейшества по поводу особого указа Грузинского Католикоса, опубликованного в газете «Комсомольская правда» (январь 1991 г.). Из текста «Комсомольской правды» следует, что Грузинский Католикос-Патриарх Илия издал чрезвычайный приказ: «Убийцу каждого грузина... объявить врагом грузинского народа». Святейший Патриарх Алексий II в своем обращении в редакцию той же газеты заявляет, что, по разъяснению представителей Грузинской Церкви, текст гласит иначе: «Каждый грузин, совершивший убийство, объявляется врагом К грузинской теме Святейший Патриарх Алексий II обращается еще раз—с особым словом к верующим Грузии. Монастыри Грузинской Православной Церкви 1. Джихетский (в Гурии), женский, инокини грузинские 2. Олгинский (возле г. Мцхета), женский, инокини русские 3. Самтавройсский (г. Мцхет), женский, инокини грузинские 4. Теклатский (около г. Цхакая), женский, инокини грузинские 5. Чиатурский (около г. Чиатура), женский, инокини грузинские 6. Шушанский (около г. Цхакая), женский, инокини грузинские и другие. Епархии Грузинской Православной Церкви 1. Агарак-Цалкская. Кафедра — Цалка 2. Алавердская, Кафедра — Телави 3. Аргветская. Кафедра — Аргвети 4. Ацкурская. Кафедра — Ацкури 5. Батумо-Шемокмедская. Кафедра — Батуми 6. Бодбийская. Кафедра — Бодбэ 7. Кутаисско-Гаенатская. Кафедра — Кутаиси 8. Манглисская. Кафедра — Манглиси 9. Мцхетско-Тбилисская. Кафедра — Тбилиси 10. Никорцминдская. Кафедра — Никорцминда 11. Сухумо-Абхазская. Кафедра — Сухуми 12. Урбнисская. Кафедра — Урбниси 13. Цагерская. Кафедра — Цагери 14. Цилканская. Кафедра — Цилкан 15. Чкондидская. Кафедра — Поти Предстоятели Грузинской Православной Церкви Архиепископы Иоанн. . 335-363 Иаков 363-375 Иов 375-390 Элья 390-400 Свимон I 400-410 Мосэ 410-425 Иоанэ 425-429

http://sedmitza.ru/lib/text/441201/

   001    002    003    004    005    006    007   008     009