При богатом кивоте Хахульской иконы привешено на цепи золотое изваяние, в виде кадильной крыши, осыпанное жемчугом и четырьмя огромными лалами, с ликами Спасителя, Божией Матери и ангелов, которые вычеканены на золоте между дорогих камней. Оно висело некогда над большим крестом честного древа, и по преданию вылито из того золота, которое принесли волхвы из Персии, родившемуся в Вифлееме царю, когда увидели звезду его на востоке. Конечно нельзя ничем утвердить достоверность таких предании, но как умилительно встретить их в пустыне и следовать за их постепенностью, по крайней мере от времен Тамары, Давида и Баграта! Подле иконы Хахульской, как бы под сенью священного сокровища обители Гелатской, хранится, в левом углу иконостаса, святыня мощей, уцелевших в эпоху разорения. Это часть черепа победоносца Георгия и великомучеников Димитрия и Феодора Стратилата, и кости Самсона странноприимца, с некоторыми другими уже безыменными. Тут же, под стеклом деревянного кивота, заключена в золотом сердце, осыпанном жемчугом и дорогими камнями, часть сударя Господня, коим было обвито чело его при погребении и который обретен, по словам евангельским, свитым особо во гробе, по воскресении Христовом. Какая святыня! И кому она известна в уединении Гелата? А без сомнения она была принесена царевнами греческими, Еленою или Ириною, когда они вступали в супружество с великими Багратом и Давидом. Если продолжать описание драгоценных икон Гелатских, от левой руки к правой, по стене иконостаса, как обыкновенно читаются письмена хартий, то и здесь опять представится много летописной древности, хотя и не всегда в одинаковом великолепии, ибо ничто не может сравниться, с богатством иконы Хахульской. Подле нее первое место занимает икона Ацкурской Божией матери, которую славный воитель палестинский царь Баграт, перенес из города Ацкура, принадлежавшего Атабекам в Борджомском ущелье. Живопись её не имеет никакого сходства с так называемым греческим письмом; скорее можно назвать оное персидским, по яркости и пестроте красок и по самому облику, ибо совершенно восточная красота блистает в чертах пречистой Девы и божественного Младенца; даже цвет волос её и бровей черный, вместо обыкновенного русого.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Из-за опасности нового нашествия персов А. и. была спрятана в Ацкурской крепости. В 1486 г. персид. правитель Якуб-бек с многочисленным войском вступил в Самцхе, опустошил Ацкури, но взять крепость не смог. Предложив местным жителям мир в обмен на ключи от крепости, он обманул их и истребил все население. Якуб-бек собственноручно снял богатое украшение с А. и. и бросил ее в огонь, к-рый погас, как только языки пламени прикоснулись к образу Пресв. Богородицы. Один из воинов хана, исповедовавший христианство, поместил икону у себя дома. Нек-рое время спустя он услышал голос, исходивший от нее: «Если ты не отвезешь меня на мою родину, тебя постигнет несчастье». Воин отправился в Самцхе и поведал обо всем атабагу (правителю) Кваркваре. Обрадованный известием, что А. и. нашлась, Кваркваре отправил в Персию доверенных лиц, они выкупили икону и вернули в Ацкури (Там же. Т. 1. С. 483-484). В 1545 г. имеретинский царь Баграт III после одной из военных экспедиций поместил А. и. в церковь в с. Цихисджвари, западнее Ацкури. Сын Баграта Георгий II (1565-1585) перевез икону в Имерети, в мон-рь Гелати . Через нек-рое время царь примирился с атабагом Кваркваре и вернул А. и. в Ацкурский храм. Но в кон. 60-х гг. XVI в. Георгий вновь вывез икону в Имерети, и уже вплоть до нач. XX в. она находилась в Гелатском мон-ре, откуда в 1952 г. была передана на хранение в Государственный музей истории искусств Грузии им. Ш. Я. Амиранашвили. А. и. с изображением Божией Матери Одигитрии с Младенцем на левой руке находится в центре чеканного трехчастного киота-складня. Живописные лики выполнены в поздний период поновлений. Общий размер складня 137 ´ 142 см, средника 46 ´ 38,5 см, створ 118 ´ 35 см. В качестве материала для оклада использованы червонное золото, серебро, драгоценные и полудрагоценные камни, жемчуг. Стилистические особенности и надписи на А. и. относятся к разному времени. Иконографический тип Богоматери Одигитрии и тенденция к монументальности в изображении фигур продолжают традицию груз. чеканки XI в. Фон иконы, выполненный в технике низкого рельефа, и коврообразный растительный декор отражают влияние вост. мотивов XVI в. (периода Селевкидского Ирана), что позволяет говорить о возможном происхождении мастера из Вост. Грузии. На нижней полосе обрамления находится надпись (между 1578-1583), в к-рой упоминаются вкладчики иконы имеретинский царь Георгий II, его супруга царица Тамара и сыновья Александр и Мамия.

http://pravenc.ru/text/77236.html

Кафедральный собор во имя Пресв. Богородицы был возведен на рубеже X-XI вв. и представлял собой крестово-купольное сооружение с 3 апсидами, выступающими на востоке. В кон. XIII в., после сильного землетрясения 1283 г., собор был основательно поновлен, но до наст. времени сохранились нек-рые части разрушенных стен с орнаментом. Главной святыней А. е. была чудотворная Ацкурская икона Божией Матери , к-рая осталась невредимой под обвалившимся во время землетрясения куполом собора. Южнее собора на отвесной скале находятся руины крепости, в к-рых можно выделить разные строительные слои, древнейший из них относится к X-XI вв. ( . , . С. 273). В 1828 г. крепость была взята рус. войсками под командованием ген. И. Ф. Паскевича, что окончательно освободило этот край от турок. Ист.: Хроники. Т. 2. С. 317-318; Георгий Мерчул. Житие св. Григория Хандзтийского//ТРАГФ. Т. 7. С. 123; : / . . , 1953. Т. 1. 100-101, 114, 258, 366-375; : (Q) /. . , 1958; : /. . , 1959. Т. 1; КЦ. Т. 1. С. 300; Т. 2. С. 276-277; Т. 4. С. 147, 201, 228, 230, 662; Василий Зарзмели. Житие Серапиона Зарзмели//Древнегрузинская литература: V-XVIII вв. Тбилиси, 1967. С. 69-106; ПГП. T. 2. С. 47-48; T. 3. С. 181-186, 240-244, 1149-1150; /. . , 1968. С. 97, 161; . . , 1973; Матиане Картлиса/Пер., введ. и примеч. М. Д. Лордкипанидзе. Тбилиси, 1976; V-XII ./ . , 1979. Т. 1. С. 50; Летопись Картли/Пер., введ. и примеч. Г. В. Цулая. Тбилиси, 1982. С. 69; КГИД. Т. 1. С. 114-117; 190-191; Грузинские эпиграфические памятники Самцхе-Джавахетского ист. музея/Ред. В. И. Силогава. Ахалцихе, 2000. Лит.: . //ИВ. 1880. Т. 1. С. 1-120; . // . , 1930. Вып. 10. С. 313-345; . : XIII-XVI . , 1955; : . , 1957. Т. 4. С. 326-357; . . , 1962. Т. 1. Вып. 2. С. 479-480, 483-485; . //. , 1979. Т. 1; . , . . , 1980. С. 55; . : . , 1994. С. 5-131; . , . //: . , 1997. Т. 1. С. 273; . V -// . , 1999. Вып. 1. С. 14-43; . 1917-1952 . , 2001. С. 23-24.

http://pravenc.ru/text/77234.html

Собор 70 учеников Господа. Син. 2. (4 янв. В Акад. неверно Марелла и 70 учеников его). – в раму серебряну пр. Сергия радонежского в лето 7093 (15-). Синод. 5. 534. Мил. 201. (мн. 5 июля и 25 сент.). 15 Успение пресв. Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. Св. 7– г. и все. М.Р. И- и все. М. 11 и 12 в. Один канон Ессмы, другой Иоанна. Стих. Германа и других Кондак Космы. Служба. (Иерон. втор. 18 янв. Конт. и Абисс. втор. 16 янв.). III. Овиновской – иконы Божией Матери в Паисиеве монастыре Костромской епархии со времен князя Василия Василиевича (1425–1462). Семигордной иконы Богоматери. В ту- монастыре могилевской епархии Празднуют и в день Сошествия св. Духа. Владимирской ростовские икона Богоматери. – в XII в. пр. Алипием печерским. Дебол. Крымской иконы Богоматери. На складе в горе – на и доднесь водою из – -гие по- У- 390. Псково-печерской иконы Божией Матери. Явилась 1472 г., вновь прославилась в 1523 году. (Сн. 7 октября). Чухломской в костром епархии, явилась в XIV в. Сн. 20 июля. Влахернской иконы Божией Матери в кв- монастыре в средней Карта-. Цилканской иконы Божией Матери в цилканском храме в Карталинии. Современна св. Нине. Ацкурской иконы Божией Матери. Принесена св. ап. Андреем первозванным – -натском соборе близ К- Гаенатской иконы Божией Матери, бывшей у св. княгине Тамары , также в Гаенатском соборе близ Кутаиса. Вифлеемской иконы Божией Матери в К- соборе в г. Тифлисе. IV. В чей же день – и Софии – Премудрости Божией. Белоз. 516 51, т. е. в Новгороде По Добо- в сей день – ей и в Москве, Вологде, То- и других местах. V. Муч. Урсикия . Вас. (14 МГр.). Муч. Лукия . Тур. (14 МГр.). Поражение – МГр. (16 августа). Пр. Левкия – С- и м- и сн. (7 апр.) Далматской иконы Богоматери. Слава пр. Бог . (15 февр. явлении). 16 I. Премежением – образа Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христ- Е- в Царьград в 944 г. при Константине Б-. ЧГр X-XI в. – – Петр. 43 Акад. Екл. М- 2 Греч. с- – 1–62 – – и др. М. 11 и 12 в. Служба. У нас канон – – II. В Гр. М. 450 XII – Евстафия, вероятно, со- –

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Еще одна святыня храма великомученика Георгия в Грузинах – копия чудотворного нерукотворного образа Божьей Матери Ацкурской, которую по преданию привез в Грузию святой апостол Андрей. А было это так. В I веке после вознесения Господа на небеса апостолы кинули жребий, кому в какую страну идти на проповедь. И Матери Божьей выпал жребий – Иверия, страна Грузинская, она должна была проповедовать в нашей стране. Но явился Господь и повелел, чтобы Матерь Божья отправила в Грузию для проповеди апостола Андрея, а сама оставалась бы в Иерусалиме. Еще Господь сказал Ей, чтобы Она взяла доску, приложила к Своему пречистому лику, и Ее образ отразится на доске. И так случилось. Икона чудесным образом стала чудотворной, нерукотворной в руках Божьей Матери. Ацкурская икона Божьей Матери С этой иконой апостол Андрей в 35-37 годах I века приходит в Иверию, в Грузию, проповедует Христа. На том месте, где поставил икону на землю, забил источник, хлынула вода. Это произошло в деревне Дидачара в Аджарии. В этом месте апостол оставил чудотворную икону, но в его руках был список. Он перешел через Аджарские горы, пошел в другие селения и города Грузии, в местечке Ацкури он оставил второй список чудотворной иконы, потому и называется эта икона Ацкурская. Сегодня она находится в Тбилиси, к сожалению, не в церкви, а в музее, но грузинский народ старается делать копии с этой иконы, ставить в храмах, служить перед Ацкурской иконой молебны. Несколько лет назад мы в Грузии сделали еще один список чудотворного образа, привезли в Москву, в храм мученика Георгия. Грузины знают, что об этом образе Господь говорил Божьей Матери: «Эта икона будет вместо Тебя хранительницей этой страны до скончания века». Наш апостол Андрей В храме святого великомученика Георгия в Грузинах почитается и образ апостолов Андрея и Симона Кананита. Оба они проповедовали в Грузии в I веке. Я хочу напомнить, что у Божьей Матери есть четыре удела во всем мире. Первый удел – Иверия, страна Грузинская, второй удел – святая гора Афон, третий удел – город Киев, где находится Киево-Печерская Лавра с великими угодниками, нетленно почивающими там, и четвертый удел – Дивеево преподобного Серафима Саровского.

http://pravmir.ru/pokayanie-tridtsat-let...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Свт. Ефрем Великий, еп. Ацкурский. Икона. XXI в. [Мацкверели, Мацхверский, Ацкурский; груз. ] († 895), свт. Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) (пам. груз. 17 апр.), еп. Ацкурский (ок. 855-895), ученик прп. Григория Хандзтийского (Ханцтели), церковный и политический деятель. Сведения о нем содержатся в Житии прп. Григория Хандзтийского (Hieros. Patr. 2, XI в.- Георгий Мерчул. 1914; ПДГАЛ. 1963. Т. 1. С. 248-319), написанном Георгием Мерчуле в 951 г. Е. В. происходил из картлийской дворянской семьи. «Отрока Ефрема, достойного юношу... обрел» на пути из Кларджети в Абхазию прп. Григорий, когда искал покинувших мон-рь Хандзта (Ханцта) своих учеников, преподобных Феодора и Христофора . Мальчик попросил взять его на воспитание в мон-рь, и на обратном пути прп. Григорий забрал его с собой, а преподобные Феодор и Христофор привели в мон-рь Арсения (впосл. католикос Картли Арсений I Великий ), сына Мириана, правителя Самцхе. Братия была недовольна, поскольку пребывание юношей в монастыре было запрещено уставом, на что прп. Григорий ответил: «Христос Бог устами святого ангела поведал мне все касательно их; как Ефрем Сирин и Арсений Римлянин... эти достойные отроки будут беспорочно воспитываться в Ханцте до часа их возвеличения». Он благословил преподобных Феодора и Христофора взять юношей в кельи, где они «вскормили их во благе Божьею благодатью», пока те не «возмужали и созрели умом и летами». Позже, когда преподобные Феодор и Христофор получили разрешение прп. Григория на строительство отдельных обителей, прп. Феодор взял Е. В. к себе в монастырь Недзви в Боржомском ущелье и постриг его в монахи. Прп. Григорий оставил Арсения в Хандзте, а прп. Христофору в монастырь Квирикецминда «другого брата, равного, дал». Став епископом Ацкурским, Е. В. содействовал вступлению Арсения на Патриарший престол, куда стремился возвести сына его отец в присутствии неск. епископов и при участии самцхийского народа. Поскольку Арсений был слишком молод для принятия сана, нек-рые епископы, в т. ч. и поначалу Е. В., отвергли его кандидатуру. Тогда Гуарам Мампал, правитель Самцхе и сын блгв. царя Ашота I Великого , «велел собраться епископам и отцам пустынникам» в Джавахети, чтобы разрешить проблемы, возникшие в связи с избранием нового католикоса. Вмешательство прп. Григория, убедившего Е. В. поручиться за ставленника, решило исход дела в пользу Арсения. Е. В. помог молодому католикосу восстановить церковный мир, усмирив «быстро смуту, которая надолго могла затянуться, так как она была между католикосом и епископами, особенно же властителем Гуарамом».

http://pravenc.ru/text/182149.html

У ученых нет единого мнения о периоде деятельности М. П. Первая группа ученых (Джавахишвили и др.) считает, что время деятельности М. П.- IX в.; 2-я группа (Джанашвили и др.) утверждала, что он жил в VI-VII вв., т. к. был учеником «великого Шио чудотворца, который действовал в Картли» ( Василий Зарзмели. 1963. С. 322; Кекелидзе. Этюды. 1974. Т. 13. С. 142) и к-рого отождествили с прп. Шио Мгвимским , одним из 12 сир. отцов, под предводительством прп. Иоанна Зедазнийского пришедших в Грузию в VI в. К тому же периоду ученые относили и деятельность прп. Серапиона Зарзмского . Джавахишвили указал на то, что, если различать этих 2 Михаилов, следует воспринимать как 2 разных лиц и архиеп. Ацкурского Георгия Мацкверели , фигурирующего в обоих Житиях, «что совершенно лишено основания» ( Джавахишвили. 1977. С. 140). Кекелидзе, изучив этот вопрос, писал о М. П. в сочинении о прп. Василии Зарзмском (Груз. лит-ра. 1935. С. 100-121). По его хронологии прп. Серапион «начал монастырскую деятельность в Парехи близ 850-х годов, Зарзму построил в 861-868 годах, а скончался не ранее 900 года» (Там же. С. 116). Житие прп. Серапиона как исторический источник исследовала Вачнадзе. Она определила период деятельности М. П. также IX в., осуществив лингвистический анализ памятника (морфология, синтаксис, лексика, в т. ч. поздняя социальная терминология и топонимика, напр., (родина), (народ), (страна, край), (страна)) и указав на некоторые исторические аспекты текста: сравнительно позднее распространение праздника Преображения Господня (IX в.), усиление власти в Самцхе Ацкурского архиерея и др. ( Вачнадзе. 1975. С. 190-195). Также аргументом может служить икона Преображения Господня из мон-ря Зарзма , датированная 886 г. ( Сакварелидзе. 2007. С. 123-126), которой, по преданию, М. П. благословил прп. Серапиона на основание новой обители. По мнению Кекелидзе, имя Шио как учителя М. П.- поздняя вставка или ошибка переписчика, поскольку эта часть Жития прп. Серапиона повреждена (Груз. лит-ра. 1935. С. 115; Кекелидзе. Др.-груз. лит. 1980. Т. 1. С. 146-152). Гаприндашвили считал, что, даже если принять отождествление Шио из Жития прп. Серапиона с прп. Шио Мгвимским, можно трактовать эту часть текста как указание на духовную преемственность, поскольку оба святых: прп. Шио и М. П.- подвизались в пещере ( Гаприндашвили. 2005. С. 42-47).

http://pravenc.ru/text/2563758.html

Крестив их, А. П. пошел в Аджарию, явил там многие чудеса (в частности, при помощи иконы Богородицы он извел источник целебной воды) и заложил ц. во имя Пресв. Богоматери, где оставил нерукотворную копию с Ее образа, приложив его к обычной доске. Переходя перевал на пути к Самцхе (Юж. Грузия), апостол водрузил там железный крест («Ркинис джвари»). В с. Заден-Гора А. П. сокрушил языческих идолов. Особые чудеса апостола связаны с с. Ацкури, религ. и адм. центром древнего Самцхе (см. также Ацкурская епархия ), где А. П. воскресил из мертвых сына вдовы местного правителя Самдзивари, после чего сама вдова и весь самцхийский народ обратились в христианство. Видя, что местные жрецы пришли в ярость и стали склонять народ отказаться от новой веры, А. П. предложил им оставить икону в местном храме Аполлона и Артемиды на ночь. Наутро статуи языческих богов оказались разбитыми, а икона излучала сияние. По просьбе самцхийцев А. П. оставил икону в маленькой часовне с. Ацкури (откуда пошло название иконы - Ацкурская ; средневек. груз. историк Джуаншер повествует о посещении ее в VII в. визант. имп. Ираклием , поклонившимся широко известной в то время чудотворной святыне и заложившим во имя ее храм). Затем апостол продолжил свою проповедь в Тао, Кларджети, Мегрелии, Абазгии и Сванети, после чего направился на север проповедовать христианство осетинам и джикам (греч. аланы и зихи); дойдя до г. Фостафор в Осетии, он совершил много чудес и крестил осетин. Джики встретили А. П. враждебно и пытались умертвить, и апостол, еще раз навестив Абазгию и Мегрелию, направился в Скифию. Проповедническая деятельность А. П. на территории Грузии считалась Грузинской Церковью неопровержимым фактом. На основании этого груз. богословы преподобные Георгий Святогорец и Ефрем Мцире (2-я пол. XI в.) неоднократно защищали автокефальные права Грузинской Церкви в спорах с Антиохийским Патриархатом . Вопросам истории обращения грузин прп. Ефрем Мцире посвятил специальный труд, в к-ром выдвинул положение о 2 этапах просвещения Грузии - трудами апостола А.

http://pravenc.ru/text/115300.html

Икона, именуемая Крымской Она чудесным образом изобразилась и ознаменовала себя многими исцелениями больных. Цикланская икона Сия икона находится в Цикланском монастыре, в Карталинии. Явление её относится к временам Нины, просветительницы Грузии. Ацкурская икона Сохраняется в предании, что икона сия принесена св. апостолом Андреем Первозванным. Она находится в Гаэнатском соборе, близ Кутаиса. Вифлеемская икона Она находится в соборе в Тифлисе. Гаэнатская икона Она находится в Гаэнатском соборе, близ Кутаиса. По преданию, сия икона принадлежала царице Тамаре. В Борисоглебской пустыни Московской епархии находится чудотворная икона Успения Пресвятой Богородицы . Сюда она привезена одной монахиней из Курска. В 1864 года по молитве пред ней получил исцеление от тяжкой болезни московский купец Пыхов. Икона «Подательница ума» Этот образ Богоматери носит ещё и другое наименование – «Прибавление ума». Он находится в Спасо-Преображенском храме города Рыбинска Ярославской губернии. Богоматерь изображена на нём в рост и с Предвечным Младенцем на руках. В этом изображении вылилась в соответствующие внешние формы глубокая религиозная вера православных христиан в Пресвятую Деву как Ходатаицу пред Богом и Её Сыном о даровании людям благ вещественных и духовных, между которыми просвещение ума и сердца светом Божественной истины занимает первенствующее место. Поэтому, родители тех детей, которые не оказывают особых успехов в усвоении начальных оснований веры и грамотности, нередко обращаются с молитвой к Богоматери и Её Младенцу Иисусу как источнику высшей и неземной мудрости и разума, и просят о «прибавлении ума» их скудоумным от рождения детям и о даровании помощи в усвоении ими книжного учения, преподаваемого в школе. Молитва пред иконой, именуемой «Подательница ума (Прибавление ума)» О Пресвятая Дево! Ты – Невеста Бога Отца и Матерь Божественнаго Его Сына Иисуса Христа! Ты – Царица Ангелов и спасение людей, обличительница грешников и наказательница богоотступников. Помилуй и нас, тяжко согрешивших и не исполнивших заповедей Божиих, нарушивших обеты крещения и обеты монашества и многие другие, которые обещали исполнять. Когда Дух Святый отступил от царя Саула, тогда боязнь и уныние напали на него, и тьма отчаяния и безрадостное состояние души мучили его. Теперь и мы за грехи наши все лишились благодати Духа Святаго. Ум осуетился суетой помышлений, забвение о Боге омрачило души наша, и теперь теснят сердце всякаго рода печали, скорби, болезни, ненависть, зло, вражда, мстительность, злорадство, и прочие грехи.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/s...

Так основалась сначала малая, со временем великая обитель, существующая доныне под именем Толгской (от речки Толги). Со дня явления Толгской иконы Богоматери стали совершаться благодатною силою великие чудотворения. 8.08. Толгская – в селе Спасском Благодатная икона Толгская в Спасском Преображенском соборе есть верный список с Толгской иконы, явившейся на р. Толге в 1314 году и найденной близ Ярославля епископом Ярославским Трифоном. О происхождении Спасской Толгской иконы сохранилось два предания. Одно удостоверяет, что некий ярославский купец недалеко от Спасского, который тогда не был ещё городом, был окружён разбойниками. Купец обратился за помощью к Царице Небесной – и вдруг разбойники разбежались, испуганные звоном дорожного колокольчика, но проезжих никого не оказалось, и купец уверовал, что его спасла Царица Небесная. В знак благодарности купец сделал точный список с чудотворной Толгской иконы и пожертвовал его в Спасскую церковь для прославления имени Пресвятой Богородицы. Другое же предание указывает, что эта икона сама избрала Спасский Преображенский храм против желания Её владельца, который вёз её в свой дом и остановился только переночевать в селе Спасском. Утром икона была найдена в церкви. Купец заявил, что эта икона его, и, получив её обратно, собрался уже в путь; но икона опять скрылась и оказалась в Спасской церкви. Тут он понял, что Царице Небесной угодно, чтобы Её икона оставалась в Спасской церкви, и хотя скорбно было ему расстаться с иконою, но он оставил её в церкви. Спасская Толгская икона с давних времён известна и прославилась чудотворениями. Город Спасск никогда не забывает благодеяний Царицы Небесной во время пожаров в 1828 и 1839 годах: огонь не коснулся тех домов, которые с усердною молитвою были обойдены с Толгскою иконою! Кроме того, много было чудесных исцелений от иконы, бывших прибегавшим к ней с молитвою веры. 13.08. Страстная Страстная В селе Палицах Нижегородской губернии жила крестьянка Екатерина, с самого вступления своего в замужество одержимая беснованием.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zemnaja...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009