Сия икона с давних времён прославилась чудесами. 15.08. Успение – Пюхтицкая 84 В Эстляндской губернии, в 25 верстах от Балтийской железной дороги, находится высокая гора, подымающаяся тремя уступами, и носящая название Пюхтицы, что по-эстонски означает Святое место. У подошвы этой горы, с западной стороны, бьёт из земли источник прекрасной, целебной воды, и вот в этом именно месте, лет 300 тому назад, обретена святая икона Успения Богоматери. Успение – Пюхтицкая В те далёкие времена, когда немецкое рыцарство угнетало эстонцев и русских, насильно привлекая их к своей лютеранской вере и вместе с тем обращая их в своих рабов, предание говорит, что эстонским пастухам много раз являлась Женщина в лучезарном сиянии, но при их приближении скрывалась. Вскоре после этого те пастухи обрели икону близ источника, на месте бывшего им явления. Пастухи были лютеране и потому отдали икону проходившим мимо рабочим из русских крестьян. Искренно обрадовались православные и приняли святую икону с верою, что Небесная Заступница не оставит их без утешения в напастях. На этой же горе они устроили часовню, поместили в ней обретённую икону и положили ежегодно к 15 августу сходиться на это место и служить молебны с русским священником из Нарвы. В начале нынешнего столетия образовался православный приход в селе Сыренц у истока реки Нарвы, и Пюхтицкая чудотворная икона была перенесена в приходскую церковь , а православные, несмотря на нападения немецких баронов, продолжали своё странствование с крестным ходом на святую гору к 15 августу. Наконец, последовало правительственное постановление, по которому вся Пюхтицкая гора была приобретена в собственность Православной Церкви, а в 1891 году здесь основан Успенский женский монастырь, к общей радости православных. Многочисленные толпы верующих стремятся помолиться пред чудотворною иконою Успения Пресвятой Богородицы в Пюхтице. 15.08. Успение – в Боровенске В Успенском храме погоста Боровенска Калужской губернии находится благодатная икона Успения Божией Матери. Это та самая икона, которую преподобный Ферапонт получил в благословение от своего старца прп. Сергия Радонежского на основание новой обители Боровенской. Свято чтимая икона помещается за правым клиром в особо устроенном старинном киоте в виде церкви с пятью главами и осьмиконечными крестами. В этом киоте помещается икона древнего греческого письма, в форме складней – длины 2 четверти, ширины 11/2 четв. Ныне Боровенский монастырь обращён в приходскую церковь . 15.08. Успение – в Новгороде-Северском

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zemnaja...

Едва они успели устроить монастырь в 1543 году, как на них было сделано нападение белосельской волости разбойниками, которые, выпытывая от преподобномученика Адриана, где скрыты деньги, жгли его горящею лучиною, кололи ножом и на просьбу его отпустить его в Корнилиев монастырь со злыми насмешками сказали: «Мы здесь наденем на тебя шлем и пустим на небо» – и тут же удавили верёвкой св. старца. В начале XVII века начали совершаться на могиле св. старца чудесные исцеления. По приказанию патриарха Филарета мощи его положены в соборной церкви Пресвятой Богородицы. Замечательною святынею Адрианова монастыря славится чудотворная икона Успения Пресвятой Богородицы, принесённая с собою преподобным мучеником Адрианом. 15.08. Успение – в Московском Успенском соборе Успение – в Московском Успенском соборе Святая церковь называет Успением кончину Божией Матери, а праздник Успения называется Взятием на небо Пресвятой Богородицы. Из всех икон Успения самая древняя и свято чтимая в России храмовая икона в главном Киево-Печерском храме. Эта икона была чудесным образом передана Пресвятою Богородицею строителям великой лаврской церкви; пред этою иконою много веков молились страждущие и больные и получали утешение и исцеление. С этой чудотворной иконы во всех храмах находятся точные копии, и некоторые из них прославились чудотворениями. После Киево-Печерской из всех икон Успения Божией Матери замечательна икона, писанная на гробовой доске св. митрополита Алексия, и местная икона Успения, писанная митрополитом Московским Петром ; она поновлена в 1718 году. Вышиною эта икона 2 аршина 5 вершков, шириною 2 аршина 4 вершка; на ней серебряная вызолоченная риза и золотые венцы с бриллиантами на Спасителе и Богоматери. Святитель Пётр написал подобие с древнейшего образца иконы, принесённой из Константинополя в Киев, по особенному усмотрению Провидения. На этой иконе внизу изображено пречистое тело Пресвятой Богородицы, по отшествии души Её, почивающее на одре. Собор апостолов поднимает одр и несёт его к месту погребения; св.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zemnaja...

На иконе золотая риза и она вставлена, подобно Хахульской, в другое позлащенное поле, на коем изображены эмалью успение, три святителя, апостолы и двенадцать праздников по сторонам. Внизу надпись, что царь царей Георгий и супруга его Тамарь, с сыном Александром, пожертвовали на икону золотую ризу. Это должен быть второй Георгий, по списку Имеретинских царей, брат Ростома и сын Константина, который царствовал в начале XVII века. Соломон великий, по словам той же надписи, устроил второй позлащенный оклад; а в задней доске иконы вставлено много святых мощей, весьма древних по неизвестных. Третья икона, собственно Гелатской Божией матери с Младенцем, сидящим на её коленах, и архангелами по сторонам, подобна Влахернской; она не писана, но вычеканена из позлащенного серебра, и гораздо древнее Ацкурской. Цари Баграт и Елена, но не великие предки возобновителя, а те, которые царствовали в XVI веке, устроили для нее большой серебреный кивот со складнями, на котором изваяны страсти Господни и некоторые из двенадцати праздников. На задней доске также много частиц неизвестных мощей. По другую сторону царских врат, не замечательных потому что они новые, поставлена большая икона Спасителя, в серебряном окладе, без надписи, но вероятно греческая и времен Давида возобновителя, ибо в Евангелии, которое держит Господь, начертано по-гречески: «Аз есмь свет миру». Рядом с нею еще большая икона Спасова, в позлащенном окладе, с правильно благословляющею рукою и греческою надписью: «Царь славы», она украшена в XIII веке, усердием царя Давида Нарина, сына Русудани, дочери великой Тамары. Возле, уже вне иконостаса, прислонена к нему весьма большая и драгоценная икона Божией Матери стоящей, с младенцем на руках, в золотом и отчасти серебряном поле, которого листы отпадают от ветхости. На венце Богоматери весьма крупные гранаты, жемчуги и бирюза. Царь Баграт великий, основатель собора Кутаиского, стоит на коленях пред Богоматерью, ибо он устроил сию икону и это верный портрет царя, замечательной красоты.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Этот образ Божией Матери особенно прославился в 1831 году. В это время неожиданно стала свирепствовать холера, наведшая ужас на все население Фальковицы. Народ обратился за помощью к Богу. Собравшись в церковь, он просил священника совершить вокруг местечка Фальковицы крестный ход с чудотворной иконой Богоматери. Тотчас после крестного хода обнаружилось заступничество Царицы Небесной: смертность прекратилась в этом месте, и слава о чудотворной иконе Богоматери быстро распространилась не только в ближайших селениях, но и в отдаленных краях. Кроме 15-го августа, празднование Фальковичской иконе Божией Матери совершается еще 22-го числа того же месяца. Хахульская икона В 6 верстах от Кутаиса, бывшего некогда столицей Колхиды, находится Гелатский монастырь, основанный в честь Успения Богоматери в VIII веке св. царем Давидом. Хахульская икона составляет замечательнейшую святыню этого древнейшего монастыря. Предание говорит, что этот образ Богоматери был написан евангелистом Лукой. Он совершенно сходен с иконой, находящейся в Петербурге, в Зимнем дворце. Богоматерь изображена без Предвечного Младенца и в молитвенном положении. Лик Ее темного колорита. Икона украшена золотой ризой с драгоценными камнями. Многие украшения были пожертвованы известной грузинской царицей Тамарой. Одно из преданий рассказывает, что Тамара однажды собиралась к литургии в Гелатский монастырь. В это время ей доложили, что какая-то неизвестная нищая просит у ее терема милостыни. Царица приказала ей подождать. Когда же она через некоторое время вышла из терема, чтобы подать милостыню, нищей уже не было, и нигде ее не могли отыскать. Тамара встревожилась. Подумав, что в лице нищей она отказала Самому Господу, она сняла с себя то, что было причиной замедления — царскую повязку, и возложила ее на образ Богоматери. В этом же Гелатском монастыре находятся еще две чтимые иконы — Гелатская и Ацкурская. Первая из них, подобно Влахернской, не писана красками, а вычеканена из позолоченного серебра. Принесена она сюда в монастырь царем Багратом и царицей Еленой, в конце X века, в дорогом серебряном киоте очень искусной работы. Гелатская икона Богоматери раньше находилась в г. Пицунде в Абхазии, почему и называется иногда Пицундской. Что же касается второй — Ацкурской иконы Богоматери, то она принесена из г. Ацкура тем же царем Багратом. Предание говорит, что этот образ был принесен в Грузию св. апостолом Андреем.

http://sedmitza.ru/lib/text/440302/

Как передает древнее предание, она относится ко времени принятия грузинами христианства, т. е. современна св. равноапостольной Нине и настолько ветха, что золотая окладка ее с разноцветною эмалью уже вся износилась. Самая живопись иконы показывает, что икона эта написана в весьма раннюю пору, когда церковная живопись была еще, можно сказать, в самом зародыше. (Груз. Свв. – Сабинина ч. 3). Ацкурские иконы Богоматери Эта икона находится в Гаенатском кафедральном соборе, близ г. Кутаиса, на правой стороне иконостаса. История этой иконы весьма замечательна и достойна внимания. Когда, по вознесении Господа, апостолы бросали жребий, кому из них идти в какую страну для проповеди Евангелия, – Преблагословенная Богоматерь сказала апостолам: «не хочу и Я оставаться без части, желаю приять вместе с вами жребий, чтобы имела страну, которую изволит дать мне Сам Бог». Апостолы бросили жребий, и Пресвятой деве досталось в удел Иверия. Владычица с радостью приняла удел свой и собралась уже идти туда для проповедования Евангелия, как пред самым выступлением Ее явился Ей Господь Иисус Христос и сказал: «о Матерь Моя, не отвергу жребия Твоего и не оставлю народа Твоего без участия в небесном благе, – пошли вместо Себя первозванного апостола Андрея в Твой удел и пошли с ним образ Твой, который изобразится приложением к Твоему лицу приготовленной на то доски; этот образ будет заменять Тебя и послужит хранителем людей Твоих во веки». Матерь Божия призвала к Себе ап. Андрея и сказала ему: «чадо Мое, Андрее! когда намеревалась Я идти в Свой удел для просвещения его учением Сына Моего и Бога, то в это самое время явился Мне Сам благий Сын Мой и велел Мне, чтобы Я вместо Себя отправила туда с Моим образом тебя; Я буду Хранительницею жизни обитателей той страны». Апостол Андрей ответил на это: «воля благого Сына Твоего и Твоя да будет во веки». Тогда Матерь Божия потребовала доску, умывши лице Свое, приложила ее. Отсюда эта икона перенесена была в Гаенатский собор палестинским воителем царем Иверским, Багратом Великим (Там же ч. 1). Гаенатская икона Божией Матери, бывшая у св. княгини Тамары, находится в Гаенатском соборе близ Кутаиса. Вифлеемская икона Божией Матери находится в Кашоэтском соборе в городе Тифлисе (Месяц. Вост. А. Сергия т. 2 стр. 214). 16-е число Пренесение нерукотворенного образа Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Хрста от Едеса в Царь-град. Св. муч. Диомида врача. Пр. Херимона. Память человеколюбия Божия, егда возврати со студом безбожные агаряне при Льве Исавре.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Около 1500 года при разграблении Киева татарами икона, по снятии с неё дорогих украшений, брошена была татарином в Днепр. Спустя несколько времени икона явилась в Пинске на р. Свислочи, где жители нашли её, увидав необычайное сияние от неё. Она была поставлена в церкви замка 13 августа 1500 г. и находилась там 116 лет. Оттуда в 1616 году перенесена в минскую церковь Святого Духа, где и поныне сияет, являя над многими из верных чудеса благодати Божией. В 1635 году митрополит Рутский приказал перенести сию икону из православной соборной церкви в Вознесенский монастырь, обращённый из православного в унию. Но теперь икона по-прежнему находится в минском православном соборе. Она помещается с левой стороны иконостаса. Вышина её 2 аршина, а ширина 1 аршин 51/2 вершков; писана яичными красками на деревянной доске. В 1852 г. усердием православных св. икона покрыта серебряною ризою. Над ликами Богоматери и Предвечного Младенца, держащего державу, находятся серебряные вызолоченные венцы – короны с бриллиантами; внизу на ризе вычеканена надпись, изображающая историю иконы. 14.08. Явление Пресвятой Богородицы пономарю Георгию Явление Пресвятой Богородицы пономарю Георгию В 1383 году вскоре после чудесного явления Тихвинской иконы Божией Матери благоговейный пономарь Георгий послан был оповестить по окрестным селениям день освящения церкви в память явления иконы и заповедать пост. На обратном пути за три поприща от Тихвина Георгий вдруг увидел Матерь Божию, неизреченным светом сияющую и сидящую на клади сосновой, и в руке Её червлёный жезл, а перед Нею стоящего святителя Николая Чудотворца. Пресвятая Богородица повелела Георгию сказать священнослужителям, чтоб над новоустроенным в честь Неё храмом поставить крест деревянный, а не железный. Георгий исполнил данное ему повеление. Словам его не дали веры и стали ставить приготовленный уже железный крест. Внезапно поднялась буря и снесла с церкви мастера с железным крестом в руке, не причинив ему никакого вреда. На месте сего явления построен храм во имя святителя Николая, а из основой клади – бревна – сделан крест и поставлен над тем храмом.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zemnaja...

Арматийская Празднество сей чудотворной иконе установлено в память избавления от иконоборства. Она находится в Арматийской обители при Чёрном море; название своё получила от Арматия, воинского магистра, племянника тирана Василиска и современника императора Зинона (474–491). 19.08. Донская 91 Донская Донская икона принесена донскими казаками, прибывшими на помощь к великому князю Димитрию Иоанновичу Донскому. Она была утверждена на древке, как хоругвь, и во все продолжение войны оставалась при русском войске. В день славной Куликовской битвы, бывшей в 1380 году между реками Доном и Непрядвою, икону носили среди православных воинов для ободрения и помощи им против рати татарской, литовской и рязанской. Когда неприятели были поражены, казаки принесли икону в дар великому князю Димитрию, который перенёс её в Москву и поставил её сначала в Успенском соборе, а по сооружении Благовещенского собора перенёс её туда. В память победы, одержанной заступлением Пресвятой Богородицы на берегах Дона, икона названа Донскою. В 1591 году крымский царевич Нурадын с братом своим Мурат-Гиреем и с многочисленными полчищами вторглись в пределы России и подступили к Москве. Царь Феодор Иоаннович не надеялся отразить своими силами внезапное нашествие и обратился с молитвою о помощи к Небесной Заступнице. Он приказал с иконою Донской Богоматери и другими иконами совершить крестный ход вокруг города и потом поставить Донскую икону в походной своей церкви среди воинских рядов. Целую ночь царь усердно молился и просил Пресвятую Богородицу послать помощь на одоление врагов. Он получил извещение, что силою Христа и предстательства Его Матери он одержит победу над врагами. При наступлении дня татары с ожесточением устремились на русских и целые сутки бились с ними, но вдруг, устрашённые невидимою силою, обратились в бегство, оставив на поле сражения множество убитых, раненых и весь свой стан. В том же 1591 году был основан Донской монастырь на том месте, где среди воинов во время битвы стояла Донская икона. В монастырской церкви была поставлена чудотворная икона, и установлен 19 августа ежегодный праздник в честь иконы Божией Матери («бывшаго ради милосердия от святыя Ея иконы») с крестным ходом из Успенского собора в Донской монастырь. Царь Алексей Михайлович утвердил установление этого крестного хода в благодарность за победу над татарами, опустошавшими курские пределы. В 1686 году 7 мая Донская икона отпущена была в полк В. В. Голицына и по возвращении, сентября 10-го дня 1687 г., встречена была государями Иоанном и Петром и царевною Софьею. 22.08. Грузинская 92

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zemnaja...

Грузинская Чудотворная сия икона находится в Красногорском монастыре Архангельской епархии. Точный снимок с этой иконы находится в Москве, в церкви Святой Троицы, что близ Варваринских ворот. Об иконе Грузинской Богоматери известно следующее. Когда персидский шах Аббас в 1622 году пленил землю грузинскую, то персы захватили там много священных вещей и в числе их ризу Господню и чудотворную икону Грузинской Богоматери. Ризу Господню шах Аббас поднёс в дар патриарху Филарету, а икону Грузинской Богоматери купил у персов бывший в Персии по торговым делам приказчик ярославского купца Григория Лыткина – Стефан Лазарев. В это время Лыткин в Ярославле получил во сне откровение от Бога о драгоценности, приобретённой Стефаном, и приказание отправить её в Красногорский мужской монастырь Архангельской епархии. По возвращении Стефана на родину Лыткин с радостью встретил святую икону и с честью проводил её в Двинские пределы, в обитель Черногорскую, построенную на горе, покрытой дремучими лесами, отчего с древних времён она называется Чёрною горою. Впоследствии монастырь переименован Красногорским. Вместе с иконою Григорий принёс значительные пожертвования на украшения святыни. В дремучих лесах св. икона прославилась многими чудотворениями. В 1654 году, когда в Москве свирепствовала моровая язва, привезена была туда и Грузинская икона, с которой тогда же снят был точный список и поставлен в храме св. великомученика Никиты, что в Глиницах. Народ толпами устремился с молитвою к чудотворной иконе. Истинная вера оправдывалась прекращением смертоносной язвы. В 1658 году, по указу царя и благословению патриарха Никона , установлено чудотворной Грузинской иконе празднество 22 августа. В грамоте 1698 года говорится: «Чрез образ Грузинский Пресвятая Богородица и прежде и ныне творит многие чудеса и исцеления приходящим с верою». 22.08. Грузинская-Раифская Грузинская-Раифская На северо-западе от Казани в 30 верстах, а от г. Свияжска к северу в 18 находится Раифская-Богородицкая общежительная пустынь. Основание сей пустыни относится к половине XVII столетия. Чудотворная икона Грузинской Божией Матери, верный список Красногорской, хранится в Раифском соборном храме во имя Грузинской Богоматери. Пустынь называется Раифскою от церкви преподобных отцов, в Синае и Раифе избиенных. Крестный ход из пустыни в Свияжск с Чудотворною иконою продолжается и доныне. 23.08. Михайловская – в Большой Писаровке

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zemnaja...

Однажды Иларион, проходя мимо церкви, услышал голос: «Я прославлю тебя по всей земле». Иларион затрепетал и, пройдя в преддверие, никого там из людей не нашёл; стояла только одна икона Владимирской Божией Матери; со слезами пал он пред нею и исповедал своё недостоинство. Блаженный Иларион начал в своей обители воздвигать каменную церковь . Заботы о постройке сильно тревожили его, как и многие неприятности между рабочими. Однажды, совершая с братией правило в церкви, он сильно скорбел пред Богом, что постройка отвлекает его от духовного дела и начал уже раскаиваться, что вздумал строить каменную церковь . В молитве простёр он руки к образу Божией Матери и со слезами взывал к Ней: «О Прещедрая Дево Марие, Богоизбранная Отроковице! Моли о мне грешном к Сыну Твоему и Богу нашему! Не оставь меня, как Сама обещалась Ты не оставлять меня в нуждах и всегда присутствовать со мною! Избавь меня от сих безмерных хлопот!» По окончании правила Иларион остался один в церкви и, севши, стал размышлять о церкви и задремал. Во сне ему явилась Божия Матерь и сказала: «Перенеси образ мой, называемый Владимирским, из тёплой церкви и поставь его в новосозидаемой каменной, и Я буду тебе там Помощницею». Блаженный Иларион проснулся и приказал звонить в большой колокол; тотчас собрались иноки и, облачившись в ризы, со свечами и кадилами отправились на паперть тёплой церкви и, помолившись пред иконою Божией Матери Владимирской, торжественно перенесли ееё в церковь. По совершении всенощного бдения, Литургии и молебна, блаженный строитель поведал братии о чудесном видении, и тогда с крестным ходом и пением молитв чудотворная икона была изнесена из церкви и поставлена среди лесов в новосозидаемый храм. С тех пор построение шло успешно, и величественный собор был окончен в том же году. Преподобный Иларион хотел сделать эту икону местного и во имя её освятить храм, но ему явилось видение, по которому он уразумел, что храм должен быть освящён в честь Успения Божией Матери. Сам царь Феодор Алексеевич присутствовал при освящении сего храма и, питая глубокое уважение к блаженному Илариону как к своему лучшему другу, возвёл его в сан митрополита Суздальского.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zemnaja...

Икона Ацкурской Божией Матери перенесена из г. Ацкура царём Багратом, украшена драгоценными камнями и, по преданию, принесена в Грузию апостолом Андреем. 15.08. Сурдегская В Ковенской губернии, Вилькомирского уезда, в 30 верстах от города Поневежа, находится Свято-Духовской мужской монастырь, именуемый Сурдегским, от местечка Сурдеги, где он учреждён. Окружённый лесами среди бедных деревень, этот монастырь является одним из древнейших памятников православия в Литве. Он пережил все смуты и гонения в продолжение нескольких веков, не поддавшись никаким проискам враждебных латинян. Первые исторические сведения о Сурдегском монастыре начинаются с 1510 года, когда православный помещик Богдан Шиш-Ставецкий построил приходскую церковь в Сурдегах. Двадцать лет спустя, в 1530 году, вблизи обветшавшей уже церкви явилась чудотворная икона Пресвятой Богородицы над источником. Местный помещик Алексей Владыка построил над источником церковь во имя Святой Троицы, а в 1550 г. тут был устроен монастырь сурдегскою помещицею Анною Шишанкой-Ставецкой, которая обеспечила его существование большими угодьями. Сурдегский монастырь оставался православным, несмотря на все гонения и попытки врагов завладеть и этою русскою святынею. Не раз враждебные латиняне захватывали монастырские имения, разгоняли монахов и даже дерзнули похитить чудотворную икону из Сурдег и увезти её в Бернардинский монастырь. Есть предание, что, лишь только внесли икону в костёл, лик Царицы Небесной стал невидим для народа, а у похитителей свернулись челюсти. Испугались бернардинские монахи и немедленно с крестным ходом возвратили чудотворную икону в Сурдегский монастырь. Во время процессии один из неверующих с досады на неудачу стал произносить богохульные слова против чудотворной иконы, но тут впал в такое бешенство, что его, как зверя, должны были держать на цепи; в это же время слепая нищая приблизилась к иконе и с благоговейною верою и молитвою преклонилась пред святынею и получила зрение. С тех пор почитание чудотворной иконы и значение монастыря увеличились не только между православными, но и среди инородцев, старообрядцев и католиков. На Литве, в Курляндии и Белоруссии Сурдегская икона Божией Матери привлекает со всех сторон множество богомольцев, и особенно к 15 августа, когда совершается празднество в честь святыни монастыря.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zemnaja...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009