В 70-х гг. XVI в. османы окончательно заняли Самцхе, преобразовав область в Ахалцихские (Чилдырские) владения паши. З. опустел, сокровищница, в т. ч. и чудотворные Зарзмская икона Божией Матери и икона Преображения Господня, была перенесена в Гурию, в мон-рь Шемокмеди . В XVIII в. груз. историк Вахушти Багратиони писал, что «есть монастырь в Зарзма купольный, прекрасный, в прекрасном месте и ныне не действующий» ( Вахушти Багратиони. 1973. С. 665). Однако сохранились сведения о том, что исторически связанные с З. представители отдельных грузинских феодальных родов (Баладзе, Мгалоблишвили и др.) и во время тур. экспансии приезжали в З. ( Такаишвили. 1905. С. 5). В кон. XIX в. вел. кн. Георгий Александрович Романов, лечившийся в Абастумани, заинтересовался монастырем. Начались расчистка и реставрация монастырского комплекса и росписей. Надпись на зап. стене кафоликона гласит, что, согласно завещанию вел. кн. Георгия Александровича ( 28 июня 1899), заботой матери-императрицы Марии Феодоровны и вел. кн. Георгия Михайловича при участии придворного архит. В. Свинина и худож. А. С. Славцева восстановительные работы были завершены в 1905 г. ( Беридзе. 1955. С. 135). Храм был освящен, совершались богослужения. После 1921 г. в З. располагалась туристическая база; в 1938 г. был открыт музей. В 1989 г. Католикос-Патриарх Грузии Илия II (Гудушаури-Шиолашвили) освятил главную церковь З., в 1999 г. был образован мон-рь. Настоятелем назначен игум. Антоний (Мачарашвили), с 2003 г.- иером. Николай (Гецадзе). Подвизаются 7 монахов и послушников. Известные настоятели З.: прп. Серапион Зарзмели (сер.- 3-я четв. IX в.), Георгий (3-я четв. IX в.), Михаил (3-я четв. IX в.), Павел (до и после 886), Василий Зарзмели (посл. четв. IX в.), архиеп. Ацкурский Серапион (Хурцидзе) (сер.- 2-я пол. XVI в.), Гавриил (Хурцидзе) (после 1577), игум. Антоний (Мачарашвили) (1999-2003), иером. Николай (Гецадзе) (с 2003). Н. Гиоргобиани, Н. Т.-М., Р. Лабадзе Архитектурный комплекс З. окончательно сложился к 1-й пол. XIV в. Первоначальная церковь не сохранилась, предполагают, что это могло быть однонефное сооружение ( Марсагишвили. 2007. С. 65). Помимо соборного храма и находящейся к юго-востоку от него 2-ярусной колокольни сохранились небольшие однонефная церковь (в неск. метрах к северо-западу от собора) и часовня (пристроена к собору с востока за юж. пастофорием), а также стены 2 малых базилик к югу от храма. Древнейшим сооружением комплекса является однонефный придел XI-XII вв., пристроенный с севера к колокольне; в его стену вмонтирован камень с надписью 979-1001 гг. из ранее построенного храма ( Беридзе. 1955. С. 136). Примерно в 200 м к востоку от церкви находится купель над источником.

http://pravenc.ru/text/182627.html

В 1850 г. 15 августа по высочайшему повелению совершено было, при многочисленном стечении народа, открытие скита Успенского. Вверху, у подножия Скалы, в пещерах и ущельях устроено до 16 келий для помещения братии пустынного жития. Во время Севастопольской войны здесь учреждено кладбище, где погребены убитые за веру и отечество генералы и другие замечательные лица. Место явления иконы прославилось чудотворениями. 15.08. Вифлеемская 90 Сия св. икона находится в Тифлисе, в Кашоэтском соборе 15.08. Гаенатская Гаенатская Принадлежала сия икона царице Тамаре и находится в Гаенатском соборе. 16.08. Феодоровская-Костромская Сия чудотворная икона первоначально находилась в Городце; но по разрушении сего города татарами явилась в 1239 году 16 августа на сосне за городом великому князю Василию Георгиевичу и перенесена им в Кострому. Ныне находится в Костромском Успенском соборе, богато украшенная дарами царя Михаила Феодоровича и великой старицы Марфы Ивановны. Сведения о сей иконе описаны 14 марта. 17.08. Свенская В 1288 году принесена сия чудотворная икона из Успенской церкви Киево-Печерской Лавры к ослепшему князю черниговскому Роману Михайловичу. Получив от неё прозрение, в благодарность за чудесное исцеление князь Роман устроил мужской Свенский монастырь на том месте, где получил исцеление, в пяти верстах от г. Брянска Орловской губ. В память явления этой иконы на реке Свене установлен праздник 3 мая. Заступлением Божией Матери ради Её Свенской иконы город Брянск неоднократно был спасён от нашествия врагов. В 1812 году, когда многоязычные полчища стремились к Брянску, жители города и окрестностей его сделали крестный ход с иконою Богоматери вокруг города и вскоре были утешены известием, что неприятельское войско, шедшее на Брянск, возвратилось назад. В благодарность за столь чудесное избавление жители устроили в 1815 году на сию чудотворную икону новую золотую ризу. В память сего избавления установили ежегодно крестный ход с сею иконою вокруг города 17 августа. В описании 3 мая (Свенская) находятся подробные сведения. 17.08. Арматийская

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zemnaja...

В 1446 году великий князь Василий Васильевич, будучи захвачен в Сергиевой Лавре войсками Димитрия Шемяки и князем Иоанном Можайским, заперся в храме Св. Троицы. Услышав, что его ищут, он отпёр южные двери, взял эту икону и встретил князя Иоанна в дверях церковных, говоря: «Брат! Мы целовали Животворящий Крест и сию икону, чтобы нам не мыслить зла друг на друга». Князь Иоанн дал обещание не делать ему зла. Тогда великий князь поставил икону на прежнее место. Царь Алексей Михайлович брал сию икону в польский поход в 1657 году и по возвращении в 1659 году исповедал свою благодарность, приказав написать на самом образе, что по молитвам Пресвятой Богородицы и заступлению святых чудотворцев Сергия и Никона Бог даровал ему победу над королём польским и предал в его руки Вильну и другие города польские, литовские и немецкие. В 1703 году сей образ был послан в стан русский к графу Шереметеву и находился во всех походах войны с Карлом XII, королём шведским. В 1812 году митрополитом Платоном послан был образ сей императору Александру I и вручён был московскому ополчению. По изгнании врагов из России образ возвращён на место. В честь явления Божией Матери преподобному Сергию устроен храм в 1732 г. в Сергиевой Лавре. В память сего чудесного и радостного для обители явления совершается каждую субботу молебное пение пред сею иконою на том самом месте, где оно было. Празднество иконе установлено 24 августа. 26.08. Владимирская Празднество чудотворному Владимирскому образу Пресвятой Богородицы установлено на день 26 августа повелением великого князя Василия Димитриевича по благословению Московского патриарха Киприана в память избавления Москвы от Тамерлана в 1393 году помощью и заступлением Богоматери. В этот день бывает в Москве крестный ход с иконою Владимирскою из Успенского собора в Сретенский монастырь. Икона эта, по верованию наших предков, написана св. евангелистом Лукою на доске того стола, на котором трапезовал Господь Иисус Христос с Пречистою Матерью и Иосифом праведным. Подробные сведения находятся в описании Владимирской иконы 21 мая.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zemnaja...

С. Снессорева Август 1.08. Предвозвестительница На Афоне, в Костамонитской обители, находится чудотворная икона Пресвятой Богородицы, называемая Предвозвестительницей. Однажды накануне праздника Происхождения Животворящего Креста экклесиарх этой обители Агафон, в схиме Захария, был в глубокой печали о скудости обители во всем. В этой скорби он молился пред иконою Богоматери. Изнемогши от труда и скорби, он уснул на молитве и в тонком сне услышал от иконы голос, повелевавший не сокрушаться о скудости обители, потому что в ней всё есть в изобилии. Агафон воспрянул от сна и в ужасе объявил о своём видении настоятелю Илариону и братии; все пошли осмотреть и увидели всего много и в изобилии. Все прославили Матерь Божию и всю ночь провели в молитвенном бдении. С того времени неугасимая лампада горит пред св. иконою. 1.08. Силуанская 78 Силуанская Празднество сей чудотворной иконе установлено царём греческим Мануилом по благословению Константинопольского патриарха Луки в воспоминание победы, дарованной ему помощью Божией Матери над сарацинами в 1158 году. 8.08. Толгская 79 Толгская В 1314 году, во время управления Российскою Церковью св. митрополитом Петром, последовало явление этой чудотворной иконы. Епископ Ростовский и Ярославский Прохор, а в схиме Трифон, обозревая свою паству, посетил монастырь Кирилла Белоезерского, а оттуда поехал водою вниз по реке Шексне в Волгу к Ярославлю. За семь вёрст от города он остановился на правом, населённом, берегу Волги и, взошедши на гору, велел раскинуть там над берегом палатку для ночлега против того места, где впадает в Волгу на другой её стороне река Толга и где был в те времена дремучий лес. Когда все уже спали, епископ проснулся в полночь и с удивлением увидел яркий свет, озарявший окрестные места. Он вышел из своей палатки и увидел огненный, необычайно светлый столп на противоположной стороне Волги и мост, проведённый от берега к этому столпу через Волгу. Усердно помолившись Богу, епископ взошёл на видимый им мост; но то была сгущённая сверхъестественною силою вода, по которой он шёл, как по дереву.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zemnaja...

Грузинская/История/Исторический экскурс HTML-koд для вставки на сайт или в блог: Александр Чхартишвили История Грузинской Православной Церкви По преданию, Грузия (Иверия) – апостольский жребий Божьей Матери. После Вознесения апостолы собрались в Сионской Горнице и бросали жребий, в какую страну идти каждому из них. Пресвятая Дева Мария пожелала принять участие в апостольской проповеди. Ей выпал жребий идти в Иверию, однако Господь велел Ей остаться в Иерусалиме. На север отправился св. ап. Андрей Первозванный, который взял с собой нерукотворный образ Богородицы. Иверская икона Божией Матери - покровительница Грузии. Афон. Иверская икона Божией Матери - покровительница Грузии. Афон. По преданию, Грузия (Иверия) – апостольский жребий Божьей Матери. После Вознесения апостолы собрались в Сионской Горнице и бросали жребий, в какую страну идти каждому из них. Пресвятая Дева Мария пожелала принять участие в апостольской проповеди. Ей выпал жребий идти в Иверию, однако Господь велел Ей остаться в Иерусалиме. На север отправился св. ап. Андрей Первозванный, который взял с собой нерукотворный образ Богородицы. Св. Андрей обошел с проповедью Евангелия многие города и селения Грузии. В г. Ацкури,близ современного г. Ахалцихе, по молитве апостола воскрес умерший незадолго до его прихода сын вдовы, и это чудо подвигло жителей города принять Святое Крещение. Ап. Андрей поставил новопросвещенным епископа, иереев и диаконов, а перед отбытием в путь оставил в городе икону Богородицы (празднование в честь Ацкурской иконы Пресвятой Богородицы совершается 15/28 августа). Кроме св. ап. Андрея в Грузии проповедовали св. апостолы Симон Кананит и Матфий. Древнейшие источники сообщают и о проповеди в Восточной Грузии св. апп. Варфоломея и Фаддея. Первые века христианство в Грузии подвергалось гонениям. К началу второго века относят мученическую кончину св. Сухия и его дружины (память 15/28 апреля). Однако уже в 326 г. христианство стало в Иверии государственной религией благодаря проповеди св. равноап. Нины (память 14/27 января и 19 мая/1 июня – в Грузинской Церкви эти дни относят к числу великих праздников). Исполняя волю Пресвятой Богородицы, св. Нина из Иерусалима пришла в Грузию и окончательно утвердила в ней веру Христову.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

Дерзкое предложение было принято, икону сняли со стены и бросили в огонь под котлы, в которых варилось пиво. Но пламень устыдился беззаконного дела и в одно мгновение из-под котла отпрянул прямо кверху. Под котлом огня не осталось – огонь показался на кровле дома и зажёг её. Это было в день недельный; воздух был чист и тих; но в эту минуту внезапно сделалась буря, и пожар охватил почти весь город. Пользуясь смятением, русские сделали приступ к городу; находившееся близ города немецкое войско по какому-то странному ослеплению не хотело дать помощи своим осаждённым, и Нарва скоро была взята русскими. Иконы Божией Матери и Николая Чудотворца найдены в пепле нимало не повредившимися от огня. По взятии Нарвы царь Иоанн Васильевич повелел немедленно отправить туда архимандрита Юрьевского и протоиерея Софийского, чтобы соорудить церковь в замке, а другую в городе в честь чудотворной иконы Пресвятой Богородицы. В том же 1558 году архиепископ Новгородский прислал в Москву чудотворные иконы Богоматери и Николая Чудотворца. Царь и митрополит встретили иконы у Пятницы Ржевской и отнесли в Успенский собор, где пели пред ними молебен. 15.08. София – Премудрость Божия – Новгородская София-Премудрость Божия-Новгородская Новгородская икона Софии – Премудрости Божией – храмовая в соборе. Посредине этой иконы изображён Вседержитель в виде крылатого ангела огненного вида, в царском венце, на верху которого крест, в царском далматике с орарём, сидящий на золотом престоле, поддерживаемом семью столпами. В правой руке у него скипетр с крестом наверху, в левой – свиток. По сторонам стоят. Божия Матерь в червлёной одежде, держащая при персях круглую икону благословляющего Богомладенца, и Иоанн Предтеча, покрытый власяницею и держащий в левой руке свиток, на котором написано: «Се агнец Божий» и проч. Над главою крылатого ангела представлен Спаситель в червлёном хитоне, с голубою хламидою, благословляющий обеими руками; от главы Спасителя, по обе стороны, простирается зелёная полоса наподобие радуги, а над нею звёздное небо, на котором, над самою главою Спасителя, стоит четвероножный золотой престол, с раскрытою на нем книгою; с обеих сторон припадают к нему по три ангела.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zemnaja...

Большая Писаровка находится при реке Ворскле в 88 верстах от г. Харькова и в 37 верстах от г. Богодухова. После Полтавской битвы Пётр I подарил земли нынешней Писаровки знаменитому фельдмаршалу Голицыну. Каменный храм Успения Божией Матери в Писаровке был отстроен и освящён в 1819 году. В этом храме особенно замечательна икона Богоматери Михайловская. О первом её прославлении известно следующее. При прежней Михайловской церкви, заменённой каменной Успенскою церковью, была богадельня-пристанище странников и бесприютных людей. В этой богадельне заболел один странник и пролежал около года. Кто бывал в богадельне, привык считать этого странника недвижимым и безнадёжным. Но раз видят – неизлечимо больной сам идёт и несёт в храм икону. На вопросы изумлённых он говорил: «В одну ночь, когда я лежал на одре, слышал я голос, который приказывал мне вынесть из избы в церковь икону Божией Матери и обещал здоровье за труд послушания. Я приподнялся, но после опять лёг. Утром опять я слышал тот же голос и ощущал особенно благотворное действие его на больное тело; я вскочил с постели, дошёл кое-как до стола и пришёл в раздумье: что со мною делается? Взор мой остановился на иконе Божией Матери; подумав, я взял икону, обтёр с неё пыль, поставил на столе и положил несколько земных поклонов, потом отнёс её в церковь ». С того времени много совершается от сей иконы чудесных знамений милосердия Царицы Небесной к болящим и немощным. 24.08. Петровская 93 Петровская Чудотворная Петровская икона находится в Московском Успенском соборе и названа Петровскою, потому что в 1307 году написана св. митрополитом Московским Петром , когда он был ещё игуменом на Волыни, и при жизни его прославилась чудотворениями. Когда митрополит Максим проходил из Владимира русскую землю, пришёл к нему Пётр с братией принять благословение и принёс ему в дар написанную им икону Пресвятой Богородицы. Святитель Максим с радостью принял святую икону, украсил её золотом и драгоценными камнями и до конца жизни хранил её в своей келье, днём и ночью вознося пред нею молитвы ко Пресвятой Богородице о соблюдении вверенной ему православной России. По кончине святителя Максима некто игумен Геронтий решился хитростью захватить сан святителя и, взяв с собою святительскую утварь, жезл и Петровскую икону, отправился в Царьград с единомышленными ему церковными сановниками. Вся земля русская услышала о том с неудовольствием, и князь галицкий Юрий умолял блаженного игумена Петра поспешить в Царьград, чтобы помешать обману. Пётр послушно предпринял дальний путь; плавание его было благополучно, и при попутном ветре он достиг пристани цареградской. Патриарх Афанасий, украшавший тогда вселенскую кафедру своими добродетелями, принял Петра с радостью и по внушению Духа Святого посвятил его митрополитом всей России.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zemnaja...

5 Ацквер один из древнейших городов Грузии при реке Куре, знаменитый в цветущие времена христианства огромною и великолепною церковью во имя Божией Матери, чудотворная икона коея известна до ныне под именем Ацкурской; имел Митрополита; Турки, завоевав его, вместе с окрестными странами, обратили всех в магометанство, и не изгладив в продолжении 309 лет языка Грузинского, истребили там все христианское. В 1828 обратно присоединен к Грузии по последнему с Турками миру в Адрианополе. 6 Цхуми или Цхомиси, близ берегов Черного моря, древнейшей город Иверии, опустошенный завоевателем Грузии Мурваном Глухим около 731 по Р. X. Ныне село и находится в руках Турок. 7 Кроме отечественных писателей упоминали об этом и другие в жизнеописаниях Апостолов. Cod. Apocryph. Novi Testam. a Ioh. Alb. Fabricio. Hamburgi. anno 1703 стр. 629. Beda retractat. in Auctor. cap. 1. Simonem Zelotem et Iudam Jacobi referunt historiae, in quibus Apostolorum passiones continentur, et a plu- rimis deputantur Apocripha, praedicasse in Perside, ibique a templorum Pontificibus, in civitate S u a n i r i occisos, gloriosum subisse martyrum. Quibus adstipulatur et liber Martyrologi; qui B. Hieronymi nomine ac praefatione attitulatur quamvis idem Hieronymus illius libri non auctor, sed interpres, Eusebius autem auctor extitisse narretur. Confer martyrologium sub Hieronymi nomine a Florentinio editum et illustaratum pag. 100 et 938, ubi pro Suanir lego excusam S u a n i s, замечает Фабриций. Древние вовсе не упоминают о городе или стране Сванире Персидской, Напротив Плиний относит народ Сванов к обитателям древней Колхиды кн. VI гл. 9. С ним согласно писали и под Сванетцами разумели жителей и ныне называемой Сванетской страны, лежащей на севере от Имеретии Птоломей V. 9. Страбон lib 1I, и Менандр Протектор, Византийский писатель pag. 116, 120, 123, 126 и пр., у которого описывается местоположение сего народа словами Персидского Царя Хосроя, в обладании им спорившего с Греческими Императорами. Они жили, по его. описанию в горах Кавказских; нравы же их описываются следующим образом: incolae κλπες τε κα λαφυραγωγοι κα χαλεπν ργων κα ανοσιον ργατα

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Вологды, на берегу реки Тошни, и поэтому называется также Тошенскою. Празднуется этой иконе 13 августа, а также в неделю Всех святых. Матерь Божия Семистрельная изображена на иконе в величину менее натуральной, без Предвечного Младенца, одна, пронзённая семью стрелами: четыре с левой стороны и три с правой. О первом прославлении этой иконы сохранилось следующее сказание: некоему крестьянину Кадниковского уезда, много лет страдавшему общим расслаблением и болезненною хромотой, был сон, что если он посетит Иоанно-Богословский храм и найдёт на колокольне икону Божией Матери, то, помолившись пред нею, получит исцеление. Два раза он приходил и, передавая свой сон, просил впустить его на колокольню; но ему не верили и отказывались исполнить его просьбу. Наконец в третий раз помилосердовали о нем и впустили его на колокольню. Здесь он тотчас нашёл святую икону, виденную им во сне: она заменяла место доски, по которой проходили на повороте лестницы. Найденную им икону омыли от сора и птичьего налёта, покрывавших её. Больной крестьянин просил отслужить пред нею молебен и получил исцеление. Много прошло после этого времени, об этой иконе опять не было известий, до 1830 года, когда в Вологде свирепствовала холера. Жители в страхе прибегали к помощи Царицы Небесной и, подняв святые Её иконы, Семистрельную и Семиградскую, обнесли их кругом города в торжественном крестном ходе. Видимо ослабели заболевания, и скоро холера совершенно прекратилась. С того времени икона прославилась многими чудесными исцелениями больных. Живопись на сей иконе весьма древняя, по преданию – около 500 лет, как то подтверждают многие знатоки живописи. Написана она на холсте, наклеенном на доске; живопись прекрасно сохранилась. В Вологде, в приходской церкви преп. Димитрия Прилуцкого, что на Наволоке, находится список с этой иконы, также прославившийся чудесами. 13.08. Минская 80 Минская Сия чудотворная икона поставлена была в X веке великим князем Владимиром в церкви Десятинной и находилась там более 500 лет.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zemnaja...

Православные цари благоговейно чтили праздники и крестные ходы, установленные в честь Владимирской иконы Пресвятой Богородицы. Цари Иоанн Васильевич и Алексей Михайлович усердно посещали крестные ходы в честь Богородицы. Царь Михаил Феодорович во дни сих праздников всегда слушал Божественную службу в церкви Рождества Богородицы на сенях. При общественных бедствиях святители с молитвою обращались к Владимирской иконе Божией Матери, Сама Богоматерь, по словам летописи, соблюдала не только свой образ, но и всю Церковь , и весь мир, покрывая и защищая его. Никто же, притекая к Тебе, посрамлен от Тебе исходит, Пречистая Богородице Дево; но просит благодати и приемлет дарование полезному прошению. Молитва веры – духовная сила – привлекает чудеса. В продолжение 242 лет Владимирская икона находилась во Владимире, и слава этого города возрастала и распространялась. 26.08. Владимирская-Флорищевская Среди дремучих вековых лесов, в Гороховецком уезде Владимирской губернии, укрывается Флорищева пустынь. Первым основателем этой пустыни в 1655 году был подвижник благочестия Иларион, впоследствии, в 1681 году, прославленный митрополит Суздальский. При первом начале своей подвижнической жизни он удалился в пустыню на Флорищеву гору, где и основал Флорищевскую пустынь. В подвигах иночества он испытывал тяжкую с плотскими страстями борьбу и однажды в изнеможении от борьбы он пал пред Владимирскою иконою Божией Матери и со слезами умолял Её о помощи – и Пресвятая Владычица поспешила к нему на помощь: благодатною силою Она осенила его и умиротворила дух его. Однажды блаженный Иларион с иеродиаконом совершали вечернее пение, в церковь вошли разбойники, убили иеродиакона, а Илариона связали, как он был в ризе, и хотели жечь на огне, чтобы выпытать, где монастырские сокровища: они не хотели верить, что в обители нет золота. В этих мучениях Иларион обратил свой взор к чудотворной иконе и сказал: «О Пречистая Дево Марие, Мати Господа нашего Иисуса Христа! Если они повредят меня огнём, у меня недостанет уже сил выну прославлять Сына Твоего и Тебя». Вдруг разбойники испугались и в страхе бросились бежать: им послышались крики людей, спешивших схватить их.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zemnaja...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009