Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Русская Православная Церковь. Синодальный период (1700 - 1917 гг.) МАРИЯ (Тучкова Маргарита Михайловна, урожд. Нарышкина; 1780 - 1852), игум., основательница Бородинского во имя Нерукотворного образа Спасителя женского монастыря МАРКЕЛЛ (Родышевский (Радышевский) Николай Романович; † 29 нояб. 1742), еп. Корельский и Ладожский, викарий Новгородской епархии МАРФА (Апарина Марфа Петровна, в схиме Маргарита; ок. 1740-1800), схим., прп. (пам. 1 сент., 18 июня и 28 июля - в Соборе Тамбовских святых), основательница кирсановского в честь Тихвинской иконы Божией Матери женского монастыря МЕЛАНИЯ ЕЛЕЦКАЯ (Пахомова Мелания Памфиловна; в монашестве Миропия (?); 1759-1836) затворница елецкого в честь иконы Божией Матери «Знамение» женского монастыря МЕЛЕТИЙ (Леонтович Михаил Иванович; 1784 - 1784), свт. (пам. 12 февр., 29 (или 28) февр., а также в Соборах С.-Петербургских (3-я Неделя по Пятидесятнице), Сибирских (10 июня) и Белорусских (3-я Неделя по Пятидесятнице) святых), архиепископ Харьковский и Ахтырский МЕЛХИСЕДЕК (Значко-Яворский Михаил Карпович; 1716 или 1720 - 1809), игум. Мотронинского во имя Святой Троицы монастыря МЕФОДИЙ (Смирнов Михаил Алексеевич; 1761-1815), архиеп. Псковский, Лифляндский и Курляндский, духовный писатель, педагог МИТРОФАН (Симашкевич Митрофан Васильевич; 1845-1934), митр. бывш. Донской и Новочеркасский, один из лидеров григорианского раскола МИХАИЛ (Голубович Михаил Алексеевич; 1803-1881), архиеп. Минский и Бобруйский, деятель по воссоединению униатов с правосл. Церковью МИХАИЛ (Грибановский Михаил Михайлович; 1856-1898), еп. Таврический и Симферопольский, правосл. богослов, мыслитель МИХАИЛ (Десницкий Матвей Михайлович; 1761-1821), митр. Новгородский, С.-Петербургский, Эстляндский и Финляндский МИХАИЛ (Лузин Матфей Иванович; 1829(1830?) г. - 1887), еп. Курский и Белгородский, правосл. богослов, библеист. МОИСЕЙ (Богданов-Платонов-Антипов Матвей Михайлович; 1783-1834), архиеп. Карталинский и Кахетинский Грузинского Экзархата РПЦ, экзарх Грузии (12 марта 1832 - 13 июля 1834)

http://pravenc.ru/rubrics/121790_20.html

Найденный чудотворный Малочернетчинский образ Спасителя вернулся на Сумскую землю 28 сентября, 2012. Новостная служба Жители города и паломники из различных регионов Украины и ближнего зарубежья встретили вновь обретенную чудотворную икону на центральной площади Сум пасхальными песнопениями. 28 сентября. ПРАВМИР. Обнаруженный несколько месяцев назад чудотворный Малочернетчинский образ Спасителя «Хлеб Жизни», который считался утраченным почти сто лет назад, в годы Гражданской войны, принесен в Сумскую епархию. 24 сентября в Святогорской лавре прошли торжества по случаю 20-летия восстановления монашеской жизни в древней обители и проводов Малочернетчинского образа в Сумы. По окончании Литургии состоялся крестный ход с Малочернетчинским образом на Лаврскую площадь, где был отслужен молебен, после чего святыня была передана для препровождения  епископу Сумскому и Ахтырскому Евлогию в Сумскую епархию, сообщает Патриархия.ru . Вечером в Свято-Троицком Ахтырском монастыре иноки совершили сугубые моления перед Сумской святыней. 25 сентября Малочернетчинский образ Спасителя прибыл в Сумы. Жители города и паломники из различных регионов Украины и ближнего зарубежья встретили вновь обретенную чудотворную икону на центральной площади Сум пасхальными песнопениями. Несколько тысяч человек смогли посетить в этот день Спасо-Преображенский кафедральный собор, где были совершены праздничные богослужения по пасхальному чину. В конце XIX века эта икона прославилась многочисленными чудесами исцеления в с. Малая Чернетчина Сумского уезда Харьковской губернии. Малочернетчинский образ Спасителя почитался не только православными, но также лютеранами и католиками. Для этой иконы Святейший Синод в 1904 году установил ежегодный крестный ход, на который стекалось множество паломников. Память о чудотворном Малочернетчинском образе сохранилась у верующих Сумской области, несмотря на десятилетия гонений. Во многих храмах Сумщины до сих пор хранятся списки этой иконы. Долгие годы поисков самой святыни оставались безуспешными. В июле 2012 года чудотворная икона, обнаруженная в собрании донецкого коллекционера, была передана им Церкви. С 15 июля икона находилась в Свято-Успенской Святогорской лавре.

http://pravmir.ru/najdennyj-chudotvornyj...

Слово Патриарха Московского и всея Руси Алексия II на открытии выставки «Цвет Неувядаемый» в Музее храма Христа Спасителя 17 2007 р. 13:25 В музее храма Христа Спасителя Святейший Патриарх Алексий открыл выставку «Цвет Неувядаемый» , на которой представлены иконы Пресвятой Богородицы XVII—XX веков. Его Святейшество обратился к собравшимся с Первосвятительским словом. Собратья-архипастыри, всечестные отцы, уважаемые дамы и господа, дорогие братья и сестры! В радостные дни рождественских святок сердечно приветствую всех вас, собравшихся в Музее Храма Христа Спасителя на открытие выставки «Неувядаемый Цвет», посвященной образу Пресвятой Богородицы. На протяжении веков наши благочестивые предки называли Русь «Домом Пресвятой Богородицы». В этой вере выражалась надежда народа на материнскую любовь и предстательство Божьей Матери за весь род христианский. Видимым знамением Ее благодатного Покрова над землей Русской являются многочисленные иконы, храмы и монастыри, на протяжении веков являемые и созидаемые для духовного утверждения людей в вере и благочестии. Среди особо почитаемых образов Богородицы: Владимирская, Казанская, Тихвинская, Смоленская, Ахтырская. Они духовно осеняют и оберегают Церковь и народ нашей страны в центре и на окраинах, на севере и юге, на западе и востоке. Вся история России — это история действия Всеблагого Промысла Божия, покаяния и духовного восхождения народа земли Русской. Эта история убедительно отражена в самых разнообразных названиях Богородичных икон: Благодатное Небо, Живоносный Источник, В скорбех и печалях Утешение, Взыскание погибших, Всех скорбящих Радость, Милующая, Нечаянная Радость, Спорительница хлебов. Все эти наименования свидетельствуют об особой любви православного народа к своей Путеводительнице и Заступнице, о том, что и в радости, и в печали, в напастях, скорбях и болезнях, «обремененному грехи многими» православному человеку есть к Кому обратиться за помощью и утешением. Нелегким был и остается до сих пор исторический и духовный путь нашего Отечества. Но сама Царица Небесная вместе с нами незримо идет по нему, помогая сверять наши мысли и деяния с вечными евангельскими истинами, оставленными нам в руководство Ее возлюбленным Сыном, Господом нашим Иисусом Христом, пришествия в мир Которого мы торжественно отмечаем в эти дни.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1204327...

Спустя век после исчезновения вновь обретенный чудотворный Малочернетчинский образ Спасителя вернулся на Сумскую землю 28 сентября 2012 г. 09:48 Обнаруженный несколько месяцев назад чудотворный Малочернетчинский образ Спасителя «Хлеб Жизни», который считался утраченным почти сто лет назад, в годы Гражданской войны, принесен в Сумскую епархию . В конце XIX века эта икона прославилась многочисленными чудесами исцеления в с. Малая Чернетчина Сумского уезда Харьковской губернии. Малочернетчинский образ Спасителя почитался не только православными, но также лютеранами и католиками. Для этой иконы Святейший Синод в 1904 году установил ежегодный крестный ход, на который стекалось множество паломников. Память о чудотворном Малочернетчинском образе сохранилась у верующих Сумской области, несмотря на десятилетия гонений. Во многих храмах Сумщины до сих пор хранятся списки этой иконы. Долгие годы поисков самой святыни оставались безуспешными. В июле 2012 года чудотворная икона, обнаруженная в собрании донецкого коллекционера, была передана им Церкви. С 15 июля икона находилась в Свято-Успенской Святогорской лавре . 24 сентября в Святогорской лавре прошли торжества по случаю 20-летия восстановления монашеской жизни в древней обители и проводов Малочернетчинского образа в Сумы. Во время Божественной литургии, которая состоялась в этот день в Успенском соборе Лавры, в центре храма была установлена вновь обретенная святыня. По окончании Литургии состоялся крестный ход с Малочернетчинским образом на Лаврскую площадь, где был отслужен молебен, после чего святыня была передана епископу Сумскому и Ахтырскому Евлогию для препровождения в Сумскую епархию. Вечером 24 сентября чудотворная икона была принесена в Свято-Троицкий Ахтырский монастырь, где ее встречали игумен обители архимандрит Симеон (Гагатик) с братией. В монастырском храме иноки совершили сугубые моления перед Сумской святыней. 25 сентября Малочернетчинский образ Спасителя прибыл в Сумы. Жители города и паломники из различных регионов Украины и ближнего зарубежья встретили вновь обретенную чудотворную икону на центральной площади Сум пасхальными песнопениями.

http://patriarchia.ru/db/text/2495431.ht...

Старый Покров. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Карта и ближайшие объекты Село Старый Покров, ранее известное как Покровский погост, является одним из старейших населенных пунктов на территории современного Орехово-Зуевского района. Окладные книги патриаршей Сенежской волости начала XVII в. упоминают в этой местности деревянную церковь святителя Николая Чудотворца на погосте. В начале XVIII в. здесь была построена первая деревянная церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы. В 1741г. она сгорела. Новый деревянный храм, построенный вскоре после пожара, стоял в селе до 1796 г., когда был перенесен на «пустошь Пашневу». Вместо него появилось новое деревянное здание. Строительство ныне существующего пятиглавого каменного храма с колокольней началось в 1845 г. В 1851 г. состоялось освящение северного придела храма в честь Ахтырской иконы Божией Матери. Южный придел был освящен во имя святителя Николая Чудотворца. Главный престол храма освятили в честь Покрова Пресвятой Богородицы в 1862 г. В советское время храм не закрывался, но в 1937-1947 гг. богослужения в нем не проводились. Источник: О.Пэнэжко «Православная Гуслица и Сенежская волость. Храмы Орехово-Зуевского района», Владимир, 2002 Когда впервые построена церковь на месте нынешнего Покровского погоста, сведений не сохранилось, однако из патриарших окладных книг мы узнаем, что в начале XVII в. в Сенежской волости на погосте существовала церковь святителя Николая (с северной стороны храма до 1930-х гг. находилась Никольская часовня, возможно, она была на месте бывшего храма). В начале XVIII в. построена церковь Покрова Богородицы. В 1741 г. церковь сгорела и вместо нее была построена новая, в честь того же праздника. В 1845 г. началось строительство ныне существующего каменного пятиглавого храма с колокольней. Храм имеет три престола: главный – Покрова Божией Матери, и два теплых придела – Ахтырской Божией Матери и святителя Николая. Из книги «Список церквей и приходов Владимирской епархии» узнаем, что в храме из святых икон особо чтима прихожанами Ахтырская икона Божией Матери; икона эта в приходе и в окрестных селениях почитается явленною и чудотворною. В нескольких метрах от храма находится святой источник в честь Ахтырской иконы Божией Матери, на котором и в наши дни происходят исцеления.

http://sobory.ru/article/?object=10680

0  p уб. Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Том LXVII — Магазин 1 шт 1500.00  p уб. 2 шт 3000.00  p уб. 3 шт 4500.00  p уб. В 67 томе завершается публикация статей на букву «С» и начинается публикацию статей на букву " Т " . Открывает настоящее издание статья о Суздальском в честь Покрова Пресвятой Богородицы женском монастыре и завершает том статья о текстологии библейской.  Содержание тома отличается разнообразием. В нем активно представлена странноведческая тема, в частности том содержит статьи о Таджикистане, Таиланде, Танзании, Сьерра-Леоне и Суринаме. 67-й том содержит многочисленные материалы о православных епархиях, в также о регионах России, в частности о Сумской и Ахтырской епархии, Сучавской и Рэдэуцкой архиепископии Румынской Православной Церкви, Сызранском викариатстве, Сызранской и Шигонской епархии, Сурожской епархии, Сыктывкарской и Коми-Зырянской епархии,  Таганрогском викариатстве, Таллинской епархии и Таллинском викариатстве, Тамбовской и Рассказовской епархии (к этой статье примыкает материал о Тамбовской области),  Тарусском викариатстве,  Тверской и Кашинской епархии, Тверской области, Татарстане, Ташкентской и Узбекистанской епархии.  Тема ислама достаточно широко представлена в томе,  так в обширной статье о суфизме рассказывается о концепции аскетического ухода от мира, истоках суфизма, стоянках и состояниях суфийского пути, " вкушении божественных истин и снятии завес " ,  суфийской философии и метафизике.  Том также содержит статьи о сунне и суннитах, основателе джариритского мазхаба Абу Джафаре Табари. Представлены в 67-м томе также статьи об индуизме (Сурья, сутры, тапас, Тара) и буддизме (сутта-питака).  Статьи " Талмуд " , " Танах " и " таргумы " развивают тему иудаизма.  Возвращаясь к православной аскезе, следует отметить многочисленные статьи о монастырях, в частности Суздальском Покровском монастыре, где упокоились многие подвижники и между прочим две жены Ивана Грозного, а также представители рода Горбатых, Пожарских, Скопиных-Шуйских, Шуйских, Басмановых, Нагих, Сабуровых, древнем монастыре Сумела, по преданию основанном при Феодосии Великом, Суморине Преображенском монастыре в городе Тотьма, основанном по челобитной солеваров,  " утвержденной " Иваном Грозным.  В 67-й том также вошли статьи о Супрасльском Благовещенском монастыре Польской автокефальной Православной Церкви, основанном магнатом Александром Ходкевичем после освобождения из татарского плена, Сургутском в честь иконы Божией Матери " Умиление " женском монастыре,  Сурском во имя апостола Иоанна Богослова женском монастыре, монастыре Сучевица, сыгравшем важную роль в истории Молдовы, Сямском в честь Рождества Пресвятой Богородицы мужском монастыре и Сяндемском в честь Успения Пресвятой Богородицы женском монастыре. 

http://pravenc.ru/shop/2708134/

Амвросий, епископ Черниговский и Нежинский (Дубневин) Родился в конце XVII века в селе Подгурье на Украине. Окончил Киевскую духовную академию и оставлен в ней преподавателем младших классов. С 1727 по 1731 год – префект академии. С 1731 по 1737 год – ректор и профессор богословия и игумен Киевского Братского Богоявленского монастыря. С 1733 года – архимандрит Киевского Михайловского Златоверхого монастыря. С 1739 года – настоятель Троице-Сергиевой лавры. 8 сентября 1742 года хиротонисан во епископа Черниговского. Скончался 23 февраля 1750 года. Погребен в Черниговском кафедральном соборе. Епископ Амвросий – один из лучших наставников и ректоров Киевской духовной академии. Он первый ввел трактат о десятисловии и евангельском законе, тогда как до него никто не касался нравственного богословия. По воле императора Nempa II принимал участие в дополнении Литовского статута (сборника западно-русских законов и привилегий, который был действующим законодательством по 2 сентября 1840 года – прим. ред.) на основе Магдебургского права. В 1746 году производил обследование чудес от Ахтырской иконы Божией Матери. Литература: Аскоченский В. Киев с древнейшим его училищем – Академией. – Киев, 1856, ч. 2. – С. 50. Евгений (Болховитинов) , митрополит. Описание Киево-Софийского собора и Киевской иерархии. – Киев. 1825. – С. 299. Историко-статистическое описание Черниговской епархии. [ Филарет (Гумилевский) ]. – Чернигов, 1873. – С. 85–87, 95, 96, 98. Филарет (Гумилевский) , архиепископ. Обзор русской духовной литературы. – 3-е изд. – СПб., 1884. – С. 322, 323. Маркевич. Записки. – ч. 2. – С. 181. Амвросий (Орнатский) , архиепископ. История Российской иерархии: в 6 ч. – М., 1807–1815, ч. 1. – С. 154; ч. 2. – С. 181. Геннади Г. Справочный словарь о русских писателях и ученых, умерших в XVIII и XIX столетиях, и список русских книг с 1725 по 1825г. – Берлин, 1876. – С. 21. Соловьев С. М. История России с древнейших времен: в 6 кн. – 3-е изд. – СПб., 1911, кн. 5. – С. 625. Историческое описание Свято-Троицкия Сергиевы лавры, составленное по рукописным и печатным источникам профессором Московской духовной академии А. В. Горским в 1841 году, с приложениями архимандрита Леонида: в 2 ч. – М., 1890, ч. 1. – С. 160

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

В праздник Сретения Господня схиархимандрит Илий (Ноздрин) совершил молебен на месте строительства Сретенского храма в п. Гать в Орловской епархии 18 февраля 2013 г. 20:32 В двунадесятый праздник Сретения Господня архиепископ Орловский и Ливенский Антоний совершил Божественную литургию в кафедральном соборе г. Орла в честь Ахтырской иконы Божией Матери. Его Высокопреосвященству сослужил духовник Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла схиархимандрит Илий (Ноздрин) , сообщает пресс-служба Орловско-Ливенской епархии . На богослужении присутствовали заместитель губернатора и председателя правительства Орловской области И.Ю. Гармаш, представители районной законодательной и исполнительной властей, члены православных организаций г. Орла. По окончании праздничной Божественной литургии участники богослужения направились в поселок Гать Орловского района, где в сентябре 2012 года был заложен храм Сретения Господня. Здесь схиархимандрит Илий (Ноздрин) в сослужении духовенства епархии совершил торжественный молебен. На время совершения молебна в п. Гать из кафедрального собора г. Орла был доставлен закладной крест, установленный здесь 23 сентября 2012 г., в день закладки Сретенского храма, а после подвергшийся поруганию и хранящийся в настоящее время в кафедральном соборе Орловско-Ливенской епархии. Архиепископ Антоний отметил: «Храм, который строится — Сретенский. Поэтому мы совершим сегодня молебен. К сожалению, ряд лиц, живущих в п. Гать, негативно восприняли решение о сооружении храма. Был совершен акт вандализма — надругались над установленным крестом. Спилили его и сбросили в реку. Но Бог поругаем, не бывает. Этот крест находится теперь в Ахтырском соборе и будет возвращен на место после строительства на Гати храма. Так благословил схиархимандрит Илий». Схиархимандрит Илий (Алексей Афанасьевич Ноздрин) — насельник и духовник Свято-Введенской Оптиной пустыни, духовник Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Родился в многодетной крестьянской семье в 1932 году в с. Становой Колодезь Орловского района Орловской области. Его отец скончался в госпитале после боевого ранения в 1942 году, мать вырастила четверых детей одна.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/2...

В феврале 1749 г. прихожане Вознесенской церкви купцы Иван Демидов, Глумовы, Жидков, Пахом Русинов и др. просили Феофилакта, епископа Воронежского, построить каменную церковь в то же наименование и на том же месте (Архивы Консистории о Вознесенской церкви 4); медленно шло приготовление материалов (извести, кирпича и т. п.) для постройки церкви, так что и в 1754 г. едва приготовили бут для этого храма. В 1754 г. полковник Семен Иванович Лосев заявил членам духовной консистории, что он, по просьбе купцов Глумовых, уступает под строение церкви свое место, где был его дом, сгоревший в 1746 г., близ архиерейского дома. 18 апреля 1754 г. члены консистории архимандрит Сампсон и кафедральный протоиерей Димитрий освятили место для постройки каменной Вознесенской церкви, которая была отстроена в 1757 г., и преосвящ. Феофилакт изъявил свое желание «персонально» освятить вновь построенную Вознесенскую церковь. В 1768 г. начата постройкою каменная трапезная с приделом Ахтырской иконы Божией Матери; другой придел в честь св. Варвары устроен не ранее 1785 г., но возможно, придел существовал и ранее. Вознесенская церковь, построенная в 1757 г. была мала, тесна, темна и к «священнослужению неудобна», а к тому и построена была «не у места», вследствие чего преосвящ. Тихон III в 1785 г. вошел в соглашение с Воронежским и Харьковским генерал-губернатором Василием Алексеевичем Чертковым о перенесении ее на удобнейшее место, и, согласно плану, апробированному Ее Величеством, на что (т.е. перестройку и переноску на новое место) согласились граждане и даже обещали к тому свое содействие. Резолюцией преосвященного было определено: книгу записную на приход и расход подлежащим порядком устроить; когда генерал-губернатором Чертковым будет назначено место для постановления церкви, тогда теперешнюю разобрать тому, кого назначит генерал-губернатор; утварь церковную и все принадлежности в ней описать десятоначальнику и сохранить. В документах последующего времени видно, что Вознесенская церковь осталась на прежнем месте и том же состоянии, вследствие чего епархиальное начальство в виду оказавшихся больших трещин в стенах сделало распоряжение о прекращении богослужения в Вознесенской церкви и об ее запечатании.

http://sobory.ru/article/?object=35376

Духовенство храмов г. Сумы, несколько тысяч верующих с иконами и хоругвами, с пением пасхального тропаря вышли из Спасо-Преображенского кафедрального собора и прибыли к поклонному кресту. В Сумах состоялось мирное молитвенное шествие и молебен у поклонного креста 27 февраля. ПРАВМИР. Накануне, 26 февраля 2014 года по благословению архиепископа Сумского и Ахтырского Евлогия в ответ на многочисленные просьбы православных состоялось мирное молитвенное шествие и молебен у поклонного креста на месте разрушенного Никольского храма (ныне — площадь Независимости) г. Сумы, — сообщает Официальный портал Сумской епархии УПЦ . Духовенство храмов г. Сумы, несколько тысяч верующих с иконами и хоругвами, с пением пасхального тропаря вышли из Спасо-Преображенского кафедрального собора и прибыли к поклонному кресту. Духовенство несло Малочернетчинский чудотворный образ Христа Спасителя, именуемый «Хлеб Жизни», а также иконы Пресвятой Богородицы «Знамение» и Святителя Николая Чудотворца, которые были установлены на аналоях у поклонного креста. Архиепископ Сумский и Ахтырский Евлогий в сослужении городского духовенства, а также священников, прибывших из некоторых церковных округов епархии, возглавил особое молебное пение об умножении любви и искоренении ненависти и всякой злобы. Участники молебна коленопреклоненно помолились о мире в Украине. Также было совершено заупокойное поминовение всех погибших в ходе трагических событий в Киеве. После завершения молебна Его Высокопреосвященство обратился к нескольким тысячам собравшихся людей со словами архипастырского назидания. Архиепископ Евлогий отметил особую тяжесть греха ненависти и разделения, поразившего украинское общество. Также Архиепископ призвал к покаянию, примирению враждующих, к общественному согласию и благословенному миру и попросил верующих твердо стоять в православной вере, самоотверженно защищать свои храмы от любых посягательств. В своем обращении к пребывающим в расколе Архиепископ Евлогий заявил, что православные верующие не отвергают их, но их любящие сердца и души ждут благословенного единства во Христе как плод духовных усилий.

http://pravmir.ru/v-sumax-sostoyalos-mol...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010