Во 1-х представления о Боге. По Евангелию, говорят, Бог есть прежде всего жизнь, свет и любовь; по Апокалипсису же Он – Существо всемогущее, сильное, грозное, Он – Бог Вседержитель. Совершенно согласны, что Бог по Евангелию главным образом есть любовь, свет, Отец верующих, тогда как в Апокалипсисе Он представляется как всемогущая и вседержавная Сила, что вполне обусловливается самым содержанием того и другого произведения; но верно также и то, что как Евангелию не чуждо апокалиптическое представление Бога, так Апокалипсису – евангельское. Так, если по Евангелию Бог есть жизнь и источник всякой жизни, то такое же понятие о Боге неоднократно повторяется и в Апокалипсисе, в котором Бог называется «Богом живым» ( Откр. 7:2 ), «живущим во веки веков», Который и верующим дает вечную жизнь – «царство во веки веков» ( Откр. 22:5 ). Если далее в Евангелии и 1 послании Бог называется светом, а имеющие общение с Богом – ходящими во свете, то точно такие же представления не чужды и Апокалипсису, в котором они, соответственно внешнему характеру Апокалипсиса, изображены в наглядных образах и сравнениях; так напр. Бог уподобляется драгоценным блестящим камням ( Откр. 4:3 и сл.), трон Его белый ( Откр. 20:11 ); великий город, святой Иерусалим, под образом которого изображаются все верующие и оправданные, не нуждается ни в солнце, ни в луне для освещения своего, «ибо слава Божия осветила их и светильник их Агнец; спасенные народы будут ходить во свете Его» ( Откр. 21:23, 24 ) и «не будут иметь нужды ни в светильнике, ни в свете солнечном, ибо Господь Бог освещает их» ( Откр.22:5 ). Что касается наконец евангельского названия Бога любовью, Отцом, то, если обращать внимание на количество мест в Евангелии и в Апокалипсисе, в которых Богу усвояется такое название, то действительно в Евангелии это название встречается чаще, чем в Апокалипсисе, в котором наоборот преобладает изображение гнева и ярости Божьей. Но подобное явление совершенно понятно и, как мы выше заметили, объясняется предметом того и другого из рассматриваемых нами произведений: предмет Евангелия – спасение, предмет Апокалипсиса – суд. Поэтому евангелист изображает Бога преимущественно со стороны Его бесконечной любви, а апокалиптик – со стороны Его бесконечной правды. Но обращая внимание не на количество, а на самую сущности названий Бога любовью и Отцом с одной стороны и карающим и грозным Судьёй с другой,– мы должны сказать, что эти названия и в Евангелии и в Апокалипсисе занимают одинаковое место и имеют равное значение. Как в Евангелии Бог называется любовью, Отцом верующих, когда именно идет речь о спасении верующих, так точно и в Апокалипсисе, когда изображается самое состояние спасения, Бог представляется любвеобильным Отцом спасенных, бесконечно благим Богом, «обитающими со своим народом», у которого Он «отрет всякую слезу с очей» и «который не будет знать ни вопля, ни плача, ни болезни и будет царствовать во веки веков». ( Откр. 21:3, 4, 7; 22:5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/sv-apos...

В целом ряде мест в Евангелиях говорится о Царстве Небесном или Царстве Божьем как об учении Христовом. Например, «Он же сказал им: поэтому всякий книжник, наученный Царству Небесному, подобен хозяину, который выносит из сокровищницы своей новое и старое» ( Мф.13:52 ). То есть в этой цитате говорится о том, что книжник, как ученый человек «наученный Царству Небесному» (то есть учению Христову), выносит из своей сокровищницы и новозаветные знания, обозначенные в этой цитате словом «новое». И выносит ветхозаветные знания, обозначенные в этой цитате словом «старое». Потому что в Библии ясно сказано о том, что с приходом Иисуса Христа на смену Ветхого Завета приходит Новый Завет . «Закон и пророки до Иоанна; с сего времени Царствие Божие благовествуется, и всякий усилием входит в него» ( Лк.16:16 ). У Марка также конкретно указывается на то, что под Царством Божьим имеется в виду именно учение Христово. «Пришел Иисус в Галилею, проповедуя Евангелие Царствия Божия» (Мк.1:14). Евангелие – это благая весть, то есть рассказ о земной жизни и учении Иисуса Христа. Евангелие Царства Божьего это и есть учение Мессии, то есть Новый Завет , который и выражает новые религиозные законы. А через эти новозаветные заповеди и законы и выражается религиозное христианское учение Царства Божьего. О том, что именно через Новый Завет, то есть через Евангелия, выражается учение Царства Божьего, ясно написано в Библии. «Исполнилось время и приблизилось Царствие Божие: покайтесь и веруйте в Евангелие» ( Мк.1:15 ). То есть в этой цитате понятно говорится о том, что с приближением Царства Божьего нужно покаяться и уже нужно веровать именно в Евангелие, которое пришло на смену ветхозаветному учению. О том, что под Царством Божьим подразумевается учение Христово, и что Сам Спаситель должен его распространять, ясно указано в Библии. «Но Он сказал им: и другим городам благовествовать Я должен Царствие Божие, ибо на то Я послан» ( Лк.4:43 ). Из этой цитаты становится понятно, что под Царством Божьим подразумевается учение Христово, которое Спаситель и должен распространять.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/o-zhiz...

Мф.24:12 . и, по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь; «По причине умножения беззакония» и пр.: это умножение беззакония (вследствие сказанного в ст. Мф.24:10,11 ) даже и в недрах самого христианства будет причиной того, что братолюбие во многих охладеет, так как вообще безнравственность ведет за собой ослабление истинной христианской любви. Мф.24:13 . претерпевший же до конца спасется. «До конца»: слово это понимать можно или – до конца предрекаемых бедствий, т.е. до разрушения Иерусалима, и смысл всего выражения будет такой: сохранивший веру, несмотря на все искушения бедствий, до скончания оных бедствий, будет спасен, будет безопасен по миновании оных и получит вечное спасение; или – до конца своей жизни, и за то удостоится вечного спасения в Царстве Небесном. Мф.24:14 . И проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда придет конец. «Евангелие царствия»: благовествование о наступлении царства Мессии, или об открытии церкви Христовой. – «По всей вселенной»: не в Римской только империи, в каковом смысле слово вселенная употребляется иногда в Евангелии ( Лк.2:1 ), но вообще по всей земле. – «Во свидетельство всем народам»: проповедь евангельская, предложенная всем народам (язычникам), должна быть для них свидетельством о том, что средостение, бывшее между ними и народом иудейским избранным, разрушено. Доселе иудеи одни пользовались благами откровения, к ним только посылаемы были чрезвычайные проповедники божественных истин, они только были народом избранным; теперь же Бог посылает проповедников Евангелия и спасения всем народам, и это есть для них свидетельство о том, что и они призываются к спасению. Слову «свидетельство» дают здесь и другое значение: «когда Евангелие всюду было проповедано, а некоторые не уверовали и проповедь не везде была принята, то Христос говорит – «во свидетельство» будет неуверовавшим, т.е. в обличение, в осуждение. Во свидетельство, ибо уверовавшие будут свидетельствовать против неуверовавших, и осудят их» (Злат., ср. Феофил.). – «И тогда придет конец»: конец «не мира, а Иерусалима. А что Христос о сем конце говорил и что Евангелие было проповедано прежде взятая Иерусалима, послушай, что говорит Павел: «по всей земле прошел голос их и до пределов вселенной слова их» ( Рим.10:18 ), и еще: «благовествование, которое возвещено всей твари поднебесной» ( Кол.1:23 ). Тебе известно, как он скоро перешел из Иерусалима в Испанию. Если же один обошел столь великую часть вселенной, то размысли, сколько сделали и другие» (Злат.).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Но каким образом почти на средине этой части евангелист пропустил трех царей, именно Охозию, сына Иорама, Иоаса, сына Охозии и Амасию, сына Иоаса? Амасия родил, по словам четвертой книги Царств, Азарию, которого вторая книга Паралипоменон назвала Озиею, потому что он имел два имени. Итак, каким образом Матфей говорит, что Иорам родил Озию? Очевидно, что Иорам родил Озию как потомка своего, а не как сына. Никто до сих пор не указал причины, почему евангелист пропустил, как сказано, трех царей; объяснение же наших современников весьма неясно, так как никто из предшественников не разрешил этого. Мф.1:12–16 .  По преселении же Вавилонстем, Иехония роди Салафииля... Иаков же роди Иосифа, мужа Мариина, из Неяже родися Иисус, глаголемый Христос. По переселении же в Вавилон, Иехония родил Салафииля; Салафииль родил Зоровавеля; Зоровавель родил Авиуда; Авиуд родил Елиакима; Елиаким родил Азора; Азор родил Садока; Садок родил Ахима; Ахим родил Елиуда; Елиуд родил Елеазара; Елеазар родил Матфана; Матфан родил Иакова; Иаков родил Иосифа, мужа Марии, от Которой родился Иисус, называемый Христос. Дойдя до Иосифа, евангелист не остановился на этом слове, но прибавил – «мужа Мариина», показывая, что ради Нее он и составил родословную Иосифа. Так как не было обычая составлять родословную женщин, то евангелист постарался – и сохранить обычай, и показать другим способом, что Христос происходит из рода Давида и Авраама. Он составил родословную обручника Богоматери и таким образом доказал то, что ему нужно было. Если доказано, что Иосиф был из рода Давида и Авраама, то очевидно, что и Богоматерь происходит оттуда, потому что можно было брать жену только из того же колена, того же рода, и племени... Мужем Ее евангелист называет Иосифа, как жениха, и далее называет Марию женою его, как невесту, потому что был обычай употреблять такие названия даже до брака. Мф.1:17 .  Всех же родов... четыренадесяте. Итак, всех родов от Авраама до Давида четырнадцать родов; ...и от переселения в Вавилон до Христа четырнадцать родов.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

В конце 2001 года на русском языке вышла первая книга серии — “Новый Завет II. Евангелие от Марка”. Евангелие от Марка искони было в Церкви общепризнанным и пользовалось большим авторитетом. По широко распространенному раннему преданию Евангелие от Марка было написано под сильным влиянием проповеди апостола Петра. Папий, епископ Иерапольский, муж апостольский и ученик апостола Иоанна, называл евангелиста Марка истолкователем апостола Петра. Однако проводя подборку святоотеческих комментариев на Евангелие от Марка, редакторы столкнулись с затруднением, представляющим для истории экзегезы настоящую проблему. Дело в том, что, в отличие от Евангелия от Матфея, Луки и Иоанна, на это Евангелие не осталось ни одного полного подробного комментария (кроме кратких работ блаженного Иеронима и Досточтимого Беды). При подготовке данного тома эта проблема была решена путем скрупулезного поиска и тщательной подборки отдельных замечаний и упоминаний о Евангелии от Марка, рассеянных в разных проповедях, письма и трактатах, а также обращением к толкованиям на параллельные места из других Евангелий. Комментарии в серии построены по следующему принципу. Текст Священного Писания разбит на смысловые отрывки (пе­рикопы). После каждого отрывка дается краткий обзор святоотеческих комментариев — основная мысль и имя автора. Далее приводится полный текст каждого комментария со ссылкой на наименование книги и на выходные данные ее издания. Приведем образец толкования 4 . МК 12:41–44 (жертва вдовы) И сел Иисус против сокровищницы и смотрел, как народ кладет деньги в сокровищницу. Многие богатые клали много. Придя же, одна бедная вдова положила две лепты, что составляет кодрант. Подозвав учеников Своих, Иисус сказал им: истинно говорю вам, что эта бедная вдова положила больше всех, клавших в сокровищницу, ибо все клали от избытка своего, а она от скудости своей положила все, что имела, все пропитание свое. Обзор: Дар вдовы ценен не весом и не стоимостью, но желанием, с которым она его принесла (Иероним Стридонский, Иоанн Златоуст, Цезарий Арльский, Беда Достопочтенный 5 ). Поэтому он заслуживает сравнения с персонажами и метафорами Царства, приводимыми в Писании (Августин Иппонский, Иероним Стридонский), и является примером для бедных, равно как для богатых (Иоанн Златоуст, Цезарий Арльский), тем более что материальные блага есть свойство только здешнего мира (Павлин Нольский). Верующий же по определению богаче всех остальных (Иероним Стридонский), даже если он беден (Гегемон), однако в делах духовных важно двигаться постепенно: без переусердствования и постановки непосильных целей, что и будет принято, подобно дару вдовы (Евагрий Понтийский).

http://pravmir.ru/novoe-izdanie-ekzegeti...

В написанных евангелистом Лукой Деяниях святых апостолов содержится упоминание о ранее составленном им же Евангелии: «Первую книгу написал я к тебе, Феофил, о всем, что Иисус делал и чему учил от начала до того дня, в который Он вознесся» (Деян. 1: 1–2). Деяния составлены были, очевидно, сразу после Евангелия и, вероятно, до разрушения Иерусалима в 70 году. Достоверных сведений о месте написания этой книги нет. Блаженный Иероним считал, что Деяния были составлены в Риме. Последнее упоминание о Луке в новозаветных писаниях содержится во 2-м, вероятно предсмертном, послании апостола Павла к Тимофею, написанном в Риме, где апостол тогда находился в узах: «Постарайся придти ко мне скоро. Ибо Димас оставил меня, возлюбив нынешний век, и пошел в Фессалонику, Крискент в Галатию, Тит в Далматию; один Лука со мною» (2 Тим. 4: 9–10). По преданию, евангелист Лука после казни своего учителя проповедовал в Элладе, Ливии и Египте и претерпел мученическую смерть в городе Фивы на 85 году жизни в правление Домициана. И временем своего написания, и содержанием Евангелие от Иоанна резко отличается от синоптических. Оно составлено возлюбленным учеником Христа и младшим братом Иакова Зеведеева в пору его маститой старости, когда все другие из 12-ти отошли ко Господу. О принадлежности четвертого Евангелия Иоанну Богослову писали святые Игнатий Антиохийский, Иустин Философ и Ириней Лионский, а также Климент Александрийский. По словам Евсевия Кесарийского, «Евангелие от Иоанна охватывает первоначальную деятельность Христа». Святоотеческий взгляд на характер отличий этого Евангелия от синоптических суммирует Евфимий Зигабен в своих толкованиях: «Когда Иоанн получил от некоторых верующих Евангелия других евангелистов и увидел, что все они говорили по преимуществу о вочеловечении Спасителя и пропускали учение о Его Божестве, то он одобрил и позволил эти Евангелия и засвидетельствовал их истину и достоверность. Затем, по внушению Самого Иисуса Христа, он приступил к своему Евангелию; в нем он рассказывает нечто из того, что уже было рассказано другими, чтобы не подумали, что его Евангелие не имеет связи с Евангелиями других, но особенное внимание он обращает на то, что пропущено ими, и больше всего на богословское учение о Спасителе». С изложения этого учения и начинается Евангелие от Иоанна: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога: все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть. В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков. И свет во тьме светит, и тьма не объяла его» (Ин. 1: 1–5). Некоторые экзегеты считают, что этот евангельский пролог был одним из первых христианских гимнов. Евангелие составлено Иоанном Богословом в 90-е годы, когда он жил в Ефесе. Написанное последним, оно получило особенно широкое распространение, и отрывок из него сохранился в древнейшем из новозаветных манускриптов, датируемом приблизительно 120 годом и содержащем как раз начало Евангелия.

http://pravoslavie.ru/34570.html

Вот смотрите – пред вами образ Владимирской Иконы Божией Матери. Когда-то этот образ был совсем темным, и ничего нельзя было на нем рассмотреть. На руках у покойной матушки игуменьи Руфины образ чудесно просветлел и засиял. Этим поразительным чудом Господь приводит нас к тому, чтобы мы вспомнили о том, что и в нас – образ Божий, и мы должны стремиться к тому, чтобы подобие Божие сияло бы в нас, и чтобы человек уподоблялся бы не «скотам несмысленным» , а Господу Богу своему. Который создал его по Своему образу и подобию, и ждет, что он не станет на путь неверности Богу и отступления от Него, и это подобие не утеряет, а будет идти путем доброй христианской жизни и угождения Богу. Этим путем шли угодники Божии, которых мы именуем как сказано выше, преподобными, за то, что они обновили и раскрыли в себе подобие Божие и достигли высшего духовного совершенства, какое достижимо для человека в его земной временной жизни. Аминь. Евангелие на Богородичные праздники Сегодня в день праздника в честь Божией Матери, слышали мы с вами то Евангелие, которое почти всегда, за исключением праздника Благовещения Божией Матери, читается за литургией во все богородичные праздники – Евангелие, хорошо нам знакомое, о том, как Господь наш Иисус Христос посетил благочестивое семейство Марфы и Марии, как Он там беседовал и как на это отозвались те, кто слушали Его божественное слово. Мы знаем, что Евангелие это оканчивается словами: «Бысть егда глаголаше сия (когда Он говорил это) одна женщина из народа воскликнула: блаженно чрево, носившее Тя, и сосца, яже еси ссал» ( Лк.11:27 ), т.е. блаженна Та, Которая сподобилась быть Материю Твоею. И знаете вы ответ Спасителя: «Емже убо (тем более) блаженнее слышащие слово Божие и хранящие его». Отсюда может появиться, если не недоумение, то, во всяком случае, некоторое удивление: Что же получается? Когда ублажают пренепорочную Матерь Господа, то Сам Он утверждает, что тот, кто слушает слово Божие и хранит его, тем более блажен... Здесь вспоминается еще один случай, о котором говорит Евангелие. Когда Господь был окружен народом, а Ему сказали, что Матерь Его и братья Его хотят Его видеть, Господь ответил: «Кто Матерь Моя и братья Мои?» ( Мф. 12:48 ). И показав рукой на окружавших Его, говорит: " Кто творит волю Отца Моего, тот Мне и брат и сестра и Матерь» ( Мф. 12:50 ), т.е. поставил духовное родство выше кровного. Вот и тут можно, казалось бы, понять, что, действительно, те, которые Его слово понимают и исполняют, ближе Ему, чем Матерь Его и братья по плоти.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Voznes...

Многие святые до обращения ко Христу тоже были плевелами, о чем пишет Блаженный Феофилакт, а потом стали «пшеницей Христовой». Блаженный Феофилакт пишет: «Так, мы сказали, что здесь идет речь о ересях, которым попускается быть до скончания века. Иначе, если мы станем убивать и истреблять еретиков, возникнут возмущения и войны, а при возмущениях может быть и то, что многие и из верных погибнут. Но и Павел, и разбойник, прежде нежели уверовали, были плевелами, и однако же ради того, что после они имели сделаться чистою пшеницею Христу, не были истреблены в то время и впоследствии принесли Богу плод, а плевелы (то есть свои собственные заблуждения – О.С.) пожгли огнем Святого Духа. Поэтому не должно убивать еретиков, а должно удаляться от них и не вступать с ними в разговор, кроме тех случаев, когда это нужно для того, чтобы обратить их и опять сделать пшеницею» . И о самом евангелисте Матфее, Евангелие которого мы изучаем, Блаженный Феофилакт записал: «Если бы Матфей исторгнут был из сей жизни, когда был в числе плевел, сорняков (то есть до своего обращения ко Христу – О.С .), то вместе с ним погибла бы имевшая впоследствии прозябнуть от него и пшеница слова его» , – то есть это Евангелие, которое мы сейчас изучаем, Евангелие от Матфея. Иными словами, и пшеница может обратиться в плевелы, и плевелы могут стать пшеницей. Изменение в каждом из нас возможно как в лучшую, так и в худшую сторону, почему мы и не должны гордиться нашим теперешним состоянием, если оно доброе, но бояться, как бы и этого не потерять, ибо многие хорошо начинали, да плохо кончали. Сказано: «Но имею против тебя то, что ты оставил первую любовь твою. Итак вспомни, откуда ты ниспал, и покайся, и твори прежние дела; а если не так, скоро приду к тебе, и сдвину светильник твой с места его, если не покаешься» ( Откр.2:4–5 ). В Синайском Патерике сказано: «Когда мы шли в Вифаиду, один святой отец рассказал нам о старце Антипе Великом, который, сделав маленькую келию, жил в ней за городом шестьдесят лет. Было у него тогда десять учеников, а один из них очень ленивый. Много раз старец выговаривал ему, и поучал его, и умолял: «Брат, позаботься о своей душе. Ведь умрешь, и на мучения идти!» Брат же всегда ослушивался старца, не принимая сказанного им. Случилось же в каком-то году умереть брату. Много печалился о нем старец, зная, что в великой беспечности и лености ушел тот из мира сего. И начал старец молиться и просить: ″Господи, Иисусе Христе, Истинный Боже наш! Дай мне увидеть душу брата!″ И вот, взглянув в воображении, как будто в забытьи будучи, и увидел реку огненную, и много в ней пламени, а посередине – брат, погруженный по шею. Тогда сказал ему старец: ″Не этой ли муки ради молил я тебя позаботиться о душе своей, чадо? ″ Отвечал брат, сказав старцу: ″Слава Богу, отче, что, по крайней мере, голова моя в покое находится. Так, по молитвам твоим, на голове епископа стою″».

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

3 . Об этих исполнившихся событиях говорит великий евангелист Иоанн, сын громов ( Мк.3:17 ): [Col. 508] «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог . Оно было в начале у Бога. Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть» ( Ин.1:1–3 ). Если же через Него все произошло, то Он – вне тварей, и ясно, что Он в Отце всегда. Новые же жалкие иудеи – ариоманиты 9 , ни право читающие, ни точно исследующие, имея слепыми мысленные очи, считают тварью Творца и Создателя всяческих 10 . Выслушайте выражение великого Евангелия: «В начале». О христоборный арианин! Если бы было сказано «в начале сотворен», то ты имел бы право сказать: «вот, мол, евангелист сказал: «в начале сотворен». Если же он сказал: в начале было, то исследуй точно и найдешь истину, и затем спроси всякого евангелиста говоря ему: «О, евангелист, скажи нам истину о начале и об истинном Боге Слове, ибо христоборные ариане считают тварью Творца всяческих». И скажет тебе великий евангелист: «Прочти о сотворении мира в книге Бытия, где говорится так: «В начале сотворил Бог небо и землю» ( Быт.1:1 ). Допустим, несуществовашие придут в бытие в будущем. Бог Слово был у Отца и через Него все было сотворено. Посему хорошо говорит Евангелист: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог» ( Ин.1:1 ). И вот – трижды «было» и никоим образом не упомянуто «не было». И великий Архангел Гавриил, сказавший Непорочной и Неискусомужной Богородице: «Дух Святой найдет на Тебя и сила Всевышнего осенит Тебя» ( Лк.1:35 ), не сказал: «Дух Святой будет на Тебе сотворен» или «Сила будет сотворена на Тебе», но «Дух Святой найдет на Тебя и сила Всевышнего осенит Тебя». Это и блаженный апостол прояснил, говоря, что Христос «Божия сила и Божия Премудрость» ( 1Кор.1:24 ). Но ариоманит скажет на это: «Как же, мол, говорит Приточник, Господь сотворил Меня началом путей Своих на дела Свои» ( Притчи.8:22 )?» О, нечестивый, разве ты не слышал Архангела, говорящего Деве: «И рождаемое от Него Святым наречется» ( Лк.1:35 )? Смотри, ведь он сказал о деле Вочеловечения. Поскольку же обветшало шестидневное творение из-за преступления отца рода нашего, Адама, и род наш впал в смерть, то благоволил Бог [Col. 509] послать к нам Своего Сына, Бога Слово, и воспринять Ему от Неискусомужной Девы Храм – человека. И говорит блаженный апостол Павел: «И благоволил Бог послать Сына Своего, Который родился от Жены» ( Гал.4:4 ). Итак, видишь про Рожденного от Жены, что это сказано о Вочеловечении?

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Velik...

Все родословие евангелист разделил на три части, и естественно, потому что было три формы правления. От Авраама до Давида, после Моисея и Иисуса Навина, евреи управлялись судьями; от Давида до переселения Вавилонского – царями; от переселения Вавилонского до Христа – первосвященниками. С пришествием же Христа, истинного Судьи, Царя и Первосвященника, прекратились указанные роды правления. Следует также обратить внимание на то, почему евангелист, поставив в третьей части двенадцать родов, называет их четырнадцатью. Очевидно потому, что он поставил в число родов и время переселения и Самого Христа, как говорит великий Златоуст. Мф.1:18 .  Иисус Христово рождество сице бе: Рождество Иисуса Христа было так:... Так, как он намерен сказать, или как изложено ниже. Мф.1:18 .  Обрученней бо бывши Матери Его Марии Иосифови, прежде даже не снитися има, обретеся имущи во чреве от Духа Свята. ...по обручении Матери Его Марии с Иосифом, прежде нежели сочетались они, оказалось, что Она имеет во чреве от Духа Святаго. Прежде чем они сочетались браком. Евангелист не сказал: «прежде чем Она пришла в его дом», потому что Она уже была там. У многих было в обычае иметь при себе невест ради безопасности. «Обретеся» – вместо: «стало очевидно», что Она имеет во чреве, но евангелист сказал – «обретеся», т.е. «оказалось», что... по причине неожиданности. А чтобы кто-либо не смущался словами евангелиста: «обретеся имущи во чреве», слыша одно только это, он продолжил речь, присоединив: «от Духа Свята». И почему Мария не оказалась имущею во чреве прежде обручения? Чтобы Она не была умерщвлена, как заподозренная в растлении. Кого Она могла убедить, что не имела общения с мужем? Посему Она оказалась непраздною после обручения и тогда, когда уже была в доме мужа, чтобы могли подумать, что Она зачала от него. Таким образом Она избегала опасности и в нужде имела помощника и покровителя, особенно во время бегства в Египет. Но ты не спрашивай, каким образом Дева зачала, и не старайся исследовать, как образовался зародыш; этого не объяснил ни евангелист, ни прежде него Ангел, возвестивший Деве зачатие. Не знали этого и они, потому что это непостижимо для всех и известно одной только блаженной Троице. Знай только то, что Сын воплотился благоволением Отца и содействием Святого Духа.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010