5) Причислить к лику святых царя Имерети Соломона I наречь его святой благоверный царь Соломон; создать икону, жизнеописание и кондак; днём поминовения учредить (23 апреля) 6 мая. 6) Причислить к лику святых Католикоса-Патриарха всея Грузии, Святейшего и Блаженнейшего Калистрата (Цинцадзе) и наречь его святой Патриарх Калистрат; создать икону, жизнеописание и кондак; днём поминовения учредить (21 января) 3 февраля. VI. Священный Синод обсудил вопрос планируемых мероприятий по поводу 100-летия восстановления автокефалии Грузинской Православной Церкви; 40-летия со дня интронизации и 85-летия со дня рождения Католикоса-Патриарха Всея Грузии Илии II. Постановили: создать юбилейную комиссию и включить в её состав со стороны Церкви следующих членов: А) Митрополита Чиатурского и Сачхерского Даниэла (Датуашвили) Б) Митрополита Ахалцихского и Тао-Кларджетского Теодора (Чуадзе) В) Митрополита Зугдидского и Цаишского Герасима (Шарашенидзе) Г) Епископа Бодбийского Якова (Якобашвили) VII. Священный Синод заслушал информацию руководителя отдела миссий и евангелизации, митрополита Чиатурского и Сачхерского Даниэла (Датуашвили) по миссионерским мероприятиям, намеченным на юбилейный год. Постановили: составить перечень мероприятий и план их осуществления. VIII. Священный Синод заслушал информацию хорепископа Католикоса-Патриарха, митрополита Ахалцихского и Тао-Кларджетского Теодора (Чуадзе) по поводу проведённой в сентябре с.г. встрече в городе Кьето (Италия). Также была заслушана информация о текстах и проповедях в масс-медиа и социальных сетях, распространяемых в последнее время в адрес Церкви. Священный Синод принял следующее обращение: Как и ранее, в последнее время в средствах масс-медиа опубликована не одна клеветническая статья по церковным вопросам, целенаправленного предназначения. К этому добавились оценки и взаимные обвинения духовных лиц в публичном пространстве, что вызвало в обществе справедливый негативный настрой и огорчение.   На протяжении истории мы имеем не один пример острых дебатов, проводившихся по тем или иным церковным вопросам, хотя эти темы не касались личных взаимоотношений, ограничиваясь догматико-вероисповедальной проблематикой.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

С. 3-58). Церковь в с. Хуло (Аджария, Грузия), выстроенная обществом. Фото: Альбом. 1910. С. Церковь в с. Хуло (Аджария, Грузия), выстроенная обществом. Фото: Альбом. 1910. С. Одним из наиболее ярких проповедников О. в. был еп. Имеретинский свт. Гавриил (Кикодзе). С 14 мая по 4 июня 1868 г. он при помощи переводчиков проповедовал среди абхазов и др. горцев, в результате его миссии приняли крещение 6 тыс. абхазов. Также миссионерскую деятельность в Абхазии вели грузинские священники В. Жордания, Д. Мачавариани, Н. Киртадзе, К. Топуридзе и др. Особое значение имел основанный в 1875 г. близ Сухума рус. монахами афонского Русского великомученика Пантелеимона монастыря с целью активизации миссионерской деятельности в Абхазии Новоафонский во имя апостола Симона Кананита мужской монастырь . В течение 14 лет среди осетин проповедовал еп. Владикавказский Иосиф (Чепиговский), к-рого называли «апостолом Осетии»; еп. Иосиф уделил много внимания переводу Свящ. Писания на осетинский язык. С 1864 по 1893 г. в лоно Православия вернулось 4118 осетин; в 1889-1899 гг.- 93 старообрядца; в 1890-1899 гг.- 116 сектантов; в 1869-1892 гг. было крещено 115 ингилойцев; в 1867 г.- 16 хевсуров; в 1864-1868 гг.- 161 кистин; в 1867-1899 гг.- 3304 ассирийца ( Гаджиев. 2006. С. 217). Большой вклад в миссионерскую деятельность внес инспектор школ О. в. архим. Амвросий (Кавкасидзе; 1849-1896). 1 марта 1890 г. он был избран членом О. в. и проповедовал в мусульманских и полуязыческих поселениях Зап. Грузии (Абхазия, Самурзакано, Сванети, Ахалцихский у., Самцхе-Джавахети, Артвинский и Батумский округа). В 1891 г. др. миссионеру были переданы Артвинский и Батумский округа, в 1892 г. еп. Сухумскому Агафодору (Преображенскому) - Самурзакано и Абхазия, в 1895 г. архим. Леониду (Окропиридзе; впосл. католикос-патриарх всей Грузии) - Ахалцихский у. Важную роль в развитии Православия в Саингило сыграл уроженец края выпускник Тифлисской ДС свящ. Тарасий Иваницкий, к-рый в 1894-1899 гг. проповедовал среди ингилойцев, а также среди населения азербайджанских и лезгинских сел.

http://pravenc.ru/text/2578095.html

Митрополит Волоколамский Иларион прибыл в Грузию для участия в торжествах по случаю 1000-летия собора Светицховели 14 октября 2010 г. 14:04 13 октября 2010 года председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла прибыл в Грузию для участия в торжествах по случаю 1000-летия собора Светицховели в Мцхете. В поездке митрополита Илариона сопровождают наместник Троице-Сергиевой лавры архиепископ Сергиево-Посадский Феогност , заместитель председателя ОВЦС протоиерей Николай Балашов, сотрудники Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата Л.М. Севастьянов, Д.И. Петровский, иеродиакон Иоанн (Копейкин), клирики и миряне Русской Православной Церкви. Вместе с председателем ОВЦС также прибыл митрополит Галльский Эммануил ( Константинопольский Патриархат ). В аэропорту Тбилиси митрополита Илариона и его спутников встречали митрополиты Грузинской Православной Церкви : Некресский Сергий, Зугдидский и Цаишский Герасим, Боржомский и Бакурианский Серафим, Ахалцихский и Тао-Кларджетский Феодор, сотрудник Грузинской Патриархии протоиерей Георгий Харазашвили, а также клирик Русской Православной Церкви архимандрит Роман (Лукин), пастырски окормляющий русскоязычных верующих в Грузии. В этот же день Святейший и Блаженнейший Католикос-Патриарх всей Грузии Илия II принял в Патриархии делегацию Русской Православной Церкви и прибывших в канун торжеств митрополитов Пергамского Иоанна и Галльского Эммануила (Константинопольский Патриархат). На встрече присутствовали митрополиты Некресский Сергий, Ахалцихский и Тао-Кларджетский Феодор, Боржомский и Бакурианский Серафим и другие иерархи Грузинской Православной Церкви. Святейший Патриарх Илия приветствовал представителей Вселенского Престола, а затем обратился к митрополиту Илариону. Его Святейшество отметил, что председатель ОВЦС всегда является его желанным гостем. «Я помню Вас еще совсем юным, когда Вы приезжали в Грузию помолиться вместе со мной», — сказал Святейший Католикос-Патриарх. Его Святейшество также подчеркнул, что считает себя учеником преподобного Сергия, в обители которого он получал духовное образование и воспитание. Митрополит Иларион поблагодарил Его Святейшество за теплые слова и передал приветствие от Святейшего Патриарха Кирилла. «Святейший Патриарх Кирилл просил передать пожелания здоровья, долголетия Вам, Ваше Святейшество и Блаженство, и благоденствия Грузинской Православной Церкви, возглавляемой Вами, — сказал владыка. — Я всегда хотел приехать к Вам». Митрополит Иларион выразил радость о том, что сможет вновь сослужить Святейшему Патриарху Илии в соборе Светицховели, где 30 лет назад юношей прислуживал свещеносцем во время богослужения, возглавляемого Его Святейшеством. Служба коммуникации ОВЦС /Патриархия.ru Календарь ← 11 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/1298076.ht...

Делегация Русской Православной Церкви приняла участие в крупном межрелигиозном форуме в Баку 23 декабря 2017 г. 16:12 21 декабря 2017 года в столице Азербайджана состоялся международный форум «2017 Год исламской солидарности: Межрелигиозный и межкультурный диалог». Организатором мероприятия выступило Управление мусульман Кавказа при поддержке государственных властей Азербайджана. Конференция завершила объявленный Азербайджаном Год исламской солидарности, в рамках которого в разных странах мира прошли представительные международные форумы. В частности, мероприятия проходили в Санкт-Петербурге, Ташкенте, Мадриде и других городах. В форуме в Баку приняли участие представители религиозных общин, государственные и общественные деятели, дипломаты и ученые из десятков стран мира. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла делегацию Московского Патриархата на форуме возглавил митрополит Новгородский и Старорусский Лев . Участниками конференции со стороны Церкви стали также митрополит Запорожский и Мелитопольский Лука , архиепископ Бакинский и Азербайджанский Александр , епископ Бобруйский и Быховский Серафим , заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Украинской Православной Церкви протоиерей Николай Данилевич, секретарь Бакинского епархиального управления протоиерей Мефодий Эфендиев, сотрудник Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата И.Д. Кашицын и другие. Поместные Православные Церкви также представляли митрополит Галльский Эммануил ( Константинопольский Патриархат ), митрополит Ахалцихский и Тао-Кларджетский Феодор ( Грузинская Православная Церковь ). В форуме приняли участие Святейший Патриарх Антиохии и всего Востока Мар Игнатий Ефрем II (Сиро-Яковитская Церковь), Патриарх Маронитской Церкви Бешара Бутрос ар-Раи и другие. Конференцию посетили представители иудейских и буддистских организаций. Торжественное открытие форума прошло в Центре имени Гейдара Алиева в Баку. Участников приветствовал Президент Азербайджанской Республики Ильхам Алиев. Митрополит Новгородский и Старорусский Лев огласил приветствие Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Митрополит Галльский Эммануил приветствовал участников от лица Святейшего Патриарха Константинопольского Варфоломея. Послание Святейшего и Блаженнейшего Католикоса-Патриарха всея Грузии Илии II огласил митрополит Ахалцихский и Тао-Кларджетский Феодор.

http://patriarchia.ru/db/text/5088108.ht...

Митрополит Волоколамский Иларион встретился с Предстоятелем Грузинской Православной Церкви 5 июня 2018 г. 10:31 4 июня 2018 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион посетил Грузию. В Патриаршей резиденции в Тбилиси митрополита Илариона принял Святейший и Блаженнейший Католикос-Патриарх всея Грузии Илия II . Во встрече приняли участие иерархи Грузинской Православной Церкви: Патриарший местоблюститель митрополит Сенакский и Чхороцкуйский Шио, митрополит Ахалцихский и Тао-Кларджетский Феодор и епископ Никорцминдский Вахтанг. Присутствовали настоятель Сионского кафедрального собора и ректор Тбилисской духовной академии протопресвитер Георгий Звиададзе, помощник Святейшего и Блаженнейшего Католикоса-Патриарха всея Грузии архимандрит Давид (Чинчараули), клирик московского храма великомученика Георгия Победоносца в Малых Грузинах протоиерей Кахабер Гоготишвили, помощник Патриаршего местоблюстителя протоиерей Андрей Джагмаидзе, а также секретарь Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата по межправославным отношениям протоиерей Игорь Якимчук и референт председателя ОВЦС А.А. Ершов, сопровождавшие митрополита Илариона в поездке. На встрече присутствовал протоиерей Владимир Александров, направленный в Тбилиси согласно постановлению Священного Синода Русской Православной Церкви от 14 мая 2018 года для пастырского служения среди русскоязычных верующих; владыка Иларион официально представил его Предстоятелю Грузинской Православной Церкви. В теплой продолжительной беседе обсуждались вопросы развития взаимодействия двух братских Поместных Православных Церквей, а также проблематика межправославных отношений. В ходе пребывания в Тбилиси митрополит Волоколамский Иларион посетил мужской монастырь святого пророка Давида и Сионский кафедральный собор Успения Пресвятой Богородицы, где поклонился святыням Грузинской Православной Церкви. В тот же день председатель ОВЦС возвратился в Москву. В аэропорту митрополита Илариона провожали митрополит Ахалцихский и Тао-Кларджетский Феодор, епископ Никорцминдский Вахтанг, протоиерей Кахабер Гоготишвили и протоиерей Владимир Александров. Служба коммуникации ОВЦС /Патриархия.ru Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/5214454.ht...

В Абастумани (Грузия) сгорела летняя резиденция российской императорской фамилии (дополненная версия) 13 марта 2008 г. 15:14 В курортном поселке Абастумани Адигенского района (Южная Грузия) днем 12 марта возник пожар в женском монастыре святого великомученика и целителя Пантелеимона. Для борьбы с огнем были мобилизованы десять пожарных расчетов из Адигенского и соседнего Ахалцихского районов; помощь в борьбе с огнем оказали местные жители. В результате пожара практически полностью выгорело трехэтажное деревянное здание, в котором были расположены кельи, а также кухня, столовая и рабочие комнаты. В конце XIX — начале XX веков это здание являлось одной из летних резиденций императорской фамилии Романовых. Однако большую часть уникальной мебели и почти все иконы, находившиеся в сгоревшем здании, удалось спасти. Об этом корр. ИТАР-ТАСС сообщили 13 марта в администрации Адигенского района. Мебель и иконы из бывшей резиденции Романовых вынесли во время пожара служители монастыря, местные жители и сотрудники пожарной службы. Пожарным удалось локализовать огонь и предотвратить его распространение на другие здания монастырского комплекса. Не пострадала монастырская церковь; жертв и пострадавших нет. Как сообщили журналистам представители администрации Адигенского района, насельницы монастыря (их около 50 человек) временно размещены в одном из санаториев Абастумани. Причины возникновения пожара пока неизвестны. Первоначальные данные о том, что огонь возник из-за дровяной печи, опровергли насельницы обители. По их словам, с утра среды ни в одной из келий огонь в печи не разводили. В качестве одной из версий называлась и неисправность старой электропроводки. Как сообщили в Министерстве культуры и охраны памятников Грузии, сгоревшее деревянное здание, построенное без единого гвоздя, будет восстановлено властями совместно с Грузинской Церковью . «В прошлом году были сделаны фото и видеосъемки монастырского комплекса, являвшегося памятником культуры, поэтому восстановление монастыря не будет проблемой, хотя окончательное решение о том, в каком формате и виде будет восстановлено здание, мы примем после консультаций с Грузинской Православной Церковью», — сказал представитель министерства. «Мы составили предварительные планы по восстановлению исторического здания. Определенную помощь готовы нам оказать бизнесмены», — сообщил журналистам министр культуры Николоз Вачеишвили. Николай II построил резиденцию в Абастумани для больного туберкулезом брата, великого князя Георгия Александровича. Здесь он и умер в 1899 году. В советское время в этом здании находился правительственный дом отдыха. В 1990-х годах комплекс был передан Грузинской Православной Церкви. По материалам агентств ИТАР-ТАСС, «Интерфакс», «Новости-Грузия». Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/378011.htm...

Состоялась встреча Предстоятелей Русской и Грузинской Православных Церквей 2 марта 2007 г. 16:28 В Патриаршей резиденции в Свято-Данилова монастыря состоялась встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II с Католикосом-Патриархом всея Грузии Илией II и представителями делегации Грузинской Православной Церкви . Святейший Патриарх Алексий в своем приветственном обращении к гостям напомнил об основных исторических этапах взаимоотношений Русской и Грузинской Православных Церквей, рассказал о современных проблемах, с которыми сталкивается Русская Церковь. Святейший Патриарх Алексий отметил, что в российско-грузинских взаимоотношениях важно хранить верность принципам дружбы и сотрудничества, о которых шла речь во время встречи Предстоятелей Русской и Грузинских Православных Церквей на саммите религиозных лидеров летом 2006 года. Католикос-Патриарх Илия поблагодарил Предстоятеля Русской Церкви за приглашение посетить Россию (напомним, что визит приурочен к презентации XIII тома «Православной энциклопедии», в котором опубликованы статьи о Грузии и Грузинской Православной Церкви) и отметил, что работа над «Православной энциклопедией», которая ведется совместно представителями церковной и светской науки, показывает пример успешного взаимодействия Церкви и общества. Во время встречи Католикос-Патриарх Илия вновь пригласил Святейшего Патриарха Алексия посетить Грузию. Предстоятель Русской Церкви с благодарностью принял приглашение и выразил намерение посетить Грузию. В состав официальной делегации Грузинской Церкви вошли участие митрополит Ахалцихский, Таокларджетский и Лазский Феодор (Чуладзе); архиепископ Зугдидский и Цаишский Герасим (Шарашенидзе), председатель иностранного отдела Грузинской Патриархии; президент Национальной Академии наук Грузии Тамаз Гамкрелидзе; академик Национальной Академии наук Грузии Роин Метревели; архимандрит Давид (Чинчараули); протоиерей Георгий Звиададзе, проректор Тбилисской духовной академии и семинарии; архидиакон Деметре (Давиташвили); руководитель телестудии «Иверия» Георгий Андриадзе; Эрекле Жордания, координатор представительства ЦНЦ «Православная энциклопедия» в Грузии, сообщает сайт  Седмица.ru .

http://patriarchia.ru/db/text/206258.htm...

Жаль, что г. Дурново не провел своей исторической последовательности до конца: тогда бы надо Кавказскую митрополию на Руси и Осетинскую митрополию на Кавказе, а также и Таврическую и Херсоно-Одесскую епархии с Кишиневской отчислить в Константинопольский патриархат; в восточной Грузии восстановить Албанскую митрополию, бывшую там в III в.; Карсскую область с ее 80 греческими приходами передать ближайшему малоазийскому епархиальному греческому архиерею, а из армян, принявших православие в Эриванской губернии, как наследников великой армянской православной Церкви IV–V вв., надо бы, конечно, составлять автокефальную армянскую церковь , во главе с особым католикосом, уже третьим в Закавказье. В Эриванской же губернии проживают и православные сиро-халдеи; эти, по исторической реставрации, должны бы отойти к патриарху Антиохийскому, ибо, без сомнения, сиро-халдеи до отпадения от православной Церкви в несторианство подчинялись Антиохии. Вот на каком абсурде должна быть основана современная церковная жизнь, если устраивать ее согласно историческим ссылкам и справкам. Повторяем, кроме голых исторических справок, ни в петициях, ни в газетных статьях не сказано было ничего для выяснения вопроса. Домогательства автокефальности грузинской Церкви до сих пор остаются без серьезных объяснений и без прочных оснований. Впрочем, и в петициях, и в газетных статьях слышны жалобы на низкий уровень религиозности среди грузин, и в этом всецело винят русское церковное управление: забывают, что за 100 и 200 лет до русского церковного управления, т. е. именно при автокефалии церковной в Грузии, религиозное состояние Грузии рисовалось прямо в ужасающих красках и православным патриархом Макарием, бывшим в Грузии в XVII в., и католическими исследователями Грузии того же времени, что можно видеть в записках известного Шардена, и в письмах самих грузинских церквей к русским государям и, наконец, в наглядном факте отпадения в мусульманство в XVI– XVII вв. целых сотен тысяч грузин в Аджарии, в Ахалцихском уезде и Закатальском округе. Между тем, чтобы осудить русское церковное управление и свалить на него вину низкого религиозно-нравственного состояния грузин, газетные статьи рассказывали ужасы и небылицы; утверждали, например, что в Гурии грузин перед смертью не может поисповедываться, потому что по-русски он не понимает, а священник, по требованию церковной власти, обязан с ним разговаривать только по-русски. Это в западной-то Грузии и в Гурийско-Мингрельской епархии, где едва одна десятая часть священников учились в семинарии, а две третьи священников совсем не умеют говорить по-русски даже ломаным языком...

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vostorgo...

Особое внимание ОВПХК уделяло просвещению в Самурзакани (Сухумский окр.), Сванети (Лечхумский у.), Самачабло (Горийский у.), Туш-Пшав-Хевсурети (Тионетский у.). Стратегия Г. Э. основывалась на возможности распространения христианства в нехрист. зоны Сев. Кавказа из соседних, новообращенных регионов: из Самурзакани в Абхазию (Сухумский окр.), из Сванети в Балкарию и Карачай (Кубанская обл.), из Самачабло на Сев. Кавказ (Терская обл., совр. Сев. Осетия), из Тушети в Чечню (Дагестанская обл.) и т. д. (ЦГИАГ. Ф. 493. Ед. хр. 2. Л. 2-3). К 10-м гг. XX в. усилиями ОВПХК было основано 137 рус. приходов, среди них 20 - в Сухумском окр., 17 - в Зугдидском у., 14 - в Лечхумском у., 54 - в Горийском у. и Терской обл., 19 - в Тионетском у., 4 - в Закатальском окр., 5 - в Ахалцихском у., 4 - в Эриванской губ. В тот же период общее число построенных церквей и мон-рей составило 32, восстановленных - 24 (АКавАК. Т. 8. С. 172, 200). Усилению национального движения на Кавказе Мон-рь Ишхани. VII–IX вв. Фотография. Кон. XIX — нач. ХХ в. Мон-рь Ишхани. VII–IX вв. Фотография. Кон. XIX — нач. ХХ в. способствовали церковные и политические события, происходившие на рубеже XIX и XX вв. в центральных районах Российской империи. Принципиальное значение для Церкви имел Манифест о веротерпимости от 26 февр. 1903 г., где была провозглашена воля императора укрепить принципы веротерпимости и, улучшая имущественное положение первенствующей и господствующей правосл. Церкви, а также расширяя участие священнослужителей в духовной и общественной жизни их паствы, позволить всем подданным инославных и иноверных исповеданий свободно отправлять богослужения по их обрядам. Бюджет Святейшего Синода постоянно увеличивался, была смягчена цензура и расширена компетенция духовного суда (1905), в целях противодействия миссионерским усилиям иных христ. конфессий в правосл. приходах усилили проповедническую деятельность среди прихожан. 17 апр. 1905 г. вышел Манифест об укреплении основ веротерпимости, к-рый обсуждался на Особой конференции Комитета министров. Председатель Комитета министров и Особой конференции С. Ю. Витте распорядился, чтобы группой специалистов был подготовлен доклад «О современном положении православной Церкви», к-рый и был представлен Комитету министров и затем в Синод. Жесткой критике был подвергнут бюрократизм синодального управления под рук. обер-прокурора К. П. Победоносцева , а также обсуждалась необходимость восстановления соборного начала в РПЦ и избрания Патриарха. Святейший Синод без участия обер-прокурора и при председательстве С.-Петербургского митр. Антония (Вадковского) после 3 заседаний (15, 18 и 22 марта) представил имп. Николаю II доклад о необходимости проведения церковной реформы, созыва Поместного Собора и избрания Патриарха.

http://pravenc.ru/text/168201.html

К 90-м гг. XIX в. уже во всех церквах и мон-рях Сухумского окр. служили и подвизались рус. священники и монахи. Решением Синода от 30 сент. 1898 г. богослужение в Абхазии было переведено с груз. на церковнослав. язык, а постановлением от 17 марта того же года во всех учебных заведениях Сухумского окр. и Зугдидского у. преподавание также было переведено на рус. язык (ЦГИАГ. Ф. 13. Оп. 1. Ед. хр. 69. Л. 4). Против этих действий выступили представители груз. общественности Сухумского окр., потребовавшие возвращения в богослужебную практику груз. языка, увольнения из учебных заведений лиц пророссийской ориентации и назначения преподавателей-грузин. Кутаисский ген.-губернатор Ф. К. Гершельман применил к ним репрессии. В 1900 г. в тайном докладе на имя главноуправляющего Кавказом он отмечал, что для борьбы со смутой необходимо «вырвать школу и Церковь из рук грузинского духовенства, дабы богослужения проводились на славянском языке. Эти меры спасут местное население от грузинского влияния» (ЦГИАГ. Ф. 13. Оп. 1. Ед. хр. 69. Л. 1-13). Однако предложение генерал-губернатора вовсе прекратить назначение в Сухумский окр. преподавателей и духовных лиц груз. происхождения поддержано не было. Присоединение к России и просвещение юго-восточных и юго-западных областей Грузии По Адрианопольскому мирному договору с Турцией 1829 г. в состав Российской империи вошли территории груз. исторической обл. Самцхе-Саатабаго (Ахалкалакский и Ахалцихский уезды), где в результате османского господства значительная часть населения исповедовала ислам. Религ. пестроту обусловило и этническое многообразие: в ходе русско-тур. войны большая часть грузино-мусульм. населения переселилась из Ахалцихского пашалыка в Турцию, а из Турции было переселено на эти земли до 30 тыс. немусульман (в основном армяне-католики). На положение повлияло увеличение числа сектантов, высланных из внутренних губерний России, в результате чего за год изменилась демографическая ситуация в районе: до 1828 г. груз. часть составляла свыше 90% населения, в 1830 г.

http://pravenc.ru/text/168201.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010