Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИМЕРЕТИНСКАЯ ЕПАРХИЯ Имеретинская епархия [груз. ] (19 нояб. 1821 - 17 сент. 1917) Грузинского Экзархата РПЦ . Территория При образовании И. е. в ее состав вошли древние епархии (Кутаисская, Гаенатская (Гелатская), Хонская и Никорцминдская (Рачинская)), подчинявшиеся Абхазскому (Западногрузинскому) Католикосату (Грузинская Православная Церковь (ГПЦ)) и занимавшие территории западногруз. царства Имерети (с вхождением в состав Российской империи - Имеретинская обл.; с 1846 - Рачинский, Шорапанский, Кутаисский уезды Кутаисской губ.). В 1829 г., с присоединением к России Ахалцихского края, территории, до завоевания турками в XVII в. Юж. Грузии находившиеся в юрисдикции Ацкурской и Кумурдойской епархий ГПЦ, вошли в И. е. В составе И. е. находились также территории: Гурии, с 1833 по 1 апр. 1844 г. (затем вошли в возобновленную в 1844 Гурийскую, с 1885 - в Гурийско-Мингрельскую епархию); Абхазии, до 1851 г. (вошли в образованную в 1851 Абхазскую епархию) и с 30 мая 1869 по 12 июля 1885 г. (вошли в образованную в 1885 Сухумскую епархию); некоторые области Мегрелии (Мингрелии) - районы Сенакского и Зугдидского уездов Кутаисской губ., с 16 мая 1874 по 12 июля 1885 г. (вошли в Гурийско-Мингрельскую епархию). История В нач. XIX в. груз. территории постепенно утрачивали независимость. В 1811 г. была упразднена автокефалия Церкви Вост. Грузии - Мцхетского Католикосата, территории к-рого были включены в состав новообразованного (30 июня 1811) Грузинского Экзархата РПЦ. Встал вопрос об отмене автокефалии Церкви на территории Зап. Грузии - Абхазского (Западногрузинского) Католикосата. 30 авг. 1814 г., с образованием Грузино-Имеретинской синодальной конторы , в юрисдикцию РПЦ номинально вошли и епархии на присоединенных к России территориях Зап. Грузии. Экзарх Грузии митр. Варлаам (Эристави; 30 авг. 1814 - 14 мая 1817) должен был провести в Зап. Грузии те же адм. преобразования, к-рые были осуществлены в Вост. Грузии: открыть духовную дикастерию в Кутаисе, уменьшить число епархий и духовенства, произвести опись и секуляризацию церковного имущества, перевести церковных дворян, крестьян и их земельные владения в казенное ведомство и др. Однако из-за массовых выступлений населения и духовенства Имерети власти на данном этапе не смогли этого осуществить (АКавАК. 1874. Т. 6. С. 369). 17 окт. 1814 г. вместо дикастерии в Кутаисе была открыта епархиальная канцелярия Имерети (утверждена имп. Александром I 19 нояб. 1821) ( Вачридзе. 1999. С. 233). Изменения были произведены в составе Грузино-Имеретинской синодальной конторы: из 3 архимандритов Вост. Грузию представляли 2, Западную - 1 (ЦГИАГ. Ф. 489. Оп. 1. Д. 780. Л. 1).

http://pravenc.ru/text/389493.html

Фрагмент декора карниза кафоликона мон-ря Ишхани Фрагмент декора карниза кафоликона мон-ря Ишхани Иногда ишхнели назначались на высокие гос. должности. В одном документе (40-е гг. XIII в.; ЦГИАГ. Ф. 1448. Д. 5003) упоминается бывш. ишхнели, а ныне книжник (секретарь.- Авт.) опочивальни (царя.- Авт.) и казны Антон» (очевидно, архиеп. Антоний (II)) (Корпус груз. исторических документов. 1984. Т. 1. С. 118, 120). Книжник опочивальни занимал пост 1-го заместителя мцигнобартухуцеси (канцлера), книжник казны - 1-го заместителя мечурчлетухуцеси (распорядителя казны), обе должности по рангу стояли следующими после первых лиц государства. В сохранившихся исторических источниках подобный пример совмещения этих должностей неизвестен. То, что бывший ишхнели Антоний (II) занимал одновременно обе должности, свидетельствует о его принадлежности к чиновникам высочайшего уровня. Также это может указывать и на высокое положение ишхнели. Поскольку документ относят к 40-м гг. XIII в., полагают, что Ишханскую кафедру архиеп. Антоний (II) занимал в 30-х гг. XIII в. ( Антелава. 1983. С. 41, 139). В XVI в. по велению и на средства амбы (авва, отец) ишхнели Аверкия (Аберки) пергаменную рукопись песнопений Тбели Абусеридзе (1233 г.; НЦРГ. А 85) пополнил бумагой и обновил писчий Георгий (Описание груз. рукописей: Колл. А. 1973. Т. 1. Ч. 1. С. 282-297). Титул «амба» носили только Алавердские епископы (см. в ст. Алавердская епархия ), т. к. они являлись одновременно и настоятелями мон-ря Алаверди. Видимо, в XVI в. в Ишхани наряду с кафедрой епископа продолжал существовать монастырь - иначе трудно объяснить добавление титула «амба». Маловероятным, но возможным считается предположение, что архиеп. Аверкий до Ишханской возглавлял Алавердскую кафедру. Др. аналогичные случаи в источниках неизвестны. В 1-й пол. XVI в. турки захватили весь Чорохский край, а к 1578 г. закончили завоевания и вост. части княжества Самцхе-Саатабаго; оно было преобразовано в Гурджистанский (Ахалцихский) вилайет (Чилдырский пашалык), к-рым с 1625 г. управлял паша из груз. рода Джакели. Территория И. е. была включена в Хахульский санджак, часть к-рого в сер. XVII в. отошла к Эрзерумскому вилайету. С установлением тур. господства ислам постепенно распространился шире, чем христианство, и церковная жизнь в крае, в т. ч. и в И. е., пришла в упадок.

http://pravenc.ru/text/1237983.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Кафоликон Ошки. X в. [Груз. ; тур. Ök Vank], муж. мон-рь во имя св. Иоанна Предтечи (X-XVI вв.) Ишханской епархии Грузинской Православной Церкви (ГПЦ), с XIII в.- ставропигиальный. Расположен в груз. исторической провинции Имиер-Тао (Юж. Тао) на левом высоком берегу р. Тортомисцкали (тур. Тортум) близ ее впадения в оз. Тортум (образовалось ок. 1791 в результате запружения реки из-за горного обвала) в сел. Чамлыямач (до нач. XX в.- Ошк; иль Эрзурум, Турция). Ныне эти территории окормляет Ахалцихская и Тао-Кларджетская епархия ГПЦ. Название Ошки производят от мегрельского слова (середина; - средний) ( Кипшидзе. 1994. С. 562; Силогава. 2006. С. 113). Помимо кафоликона сохранились принадлежавшие О. руины 2 малых церквей, трапезной (или скриптория), дворца епископа (в 30 м к северу от кафоликона). Основание О. По мнению П. Мурадяна, О. как Ашунк (арм. Arunq ) упомянут во «Всеобщей истории» арм. историка Вардана Великого (XIII в.): в кон. IX в. Тайкский еп. Саак из Ашунка претерпел от груз. властей притеснения за веру и перешел в Армению ( Thomson. 1989. P. 186; Мурадян. 2010. С. 64). Пров. Тао (арм. Тайк), являвшаяся пограничной областью между восточногруз. царством Картли и Арменией, с нач. IV в. подчинялась арм. Аршакидам; после Крещения Армении (318) на этих территориях была образована Тайкская епархия Армянской Апостольской Церкви. В 591 г. Тао вошла в состав Византии, в VIII в. провинцией завладели груз. Багратиони. Утверждение в Тао юрисдикции Мцхетского (Восточногрузинского) Католикосата ГПЦ было ознаменовано строительством больших храмов, в т. ч. кафоликона О. в сер. X в. То, что в груз. летописях сведения об этом отсутствуют, послужило поводом для недостаточно аргументированного предположения о том, что О. и близлежащий мон-рь Хахули были объединены в один монастырский комплекс - Хахули (КГН. 1980. Т. 1. С. 46). О. был воздвигнут как царская обитель таойской ветви груз. Багратиони (Там же. С 55; Силогава. 2006. С. 60). Помимо строительных надписей об этом свидетельствуют поминальные надписи на стелах и фасадах кафоликона, содержавшие точные даты кончины представителей рода Багратиони и определявшие дни для их поминовения (агапы) ( Такаишвили. 1952. С. 64; Силогава. 2006. С. 64-81, 215; Джобадзе. 2007. С. 155-160; 163). Эпиграфика О. противоречит мнению исследователей, считающих, что О. был собственностью рода Чордванели ( Метревели. 1996. С. 23, 29, 35).

http://pravenc.ru/text/2581783.html

яз.); Baumgarmner В. Studien zur historischen Geographie von Tao-Klareti: Diss. W., 1996. S. 357-371; Чагунава Р. Одна из двух датированных фресковых надписей Ишханского храма//Мравалтави (Многоглав). 1999. Вып. 18. С. 344-350 (на груз. яз.); Гивиашвили И., Коплатадзе И. Великая пятерка Тао: Ишхани//Тао-Кларджети. Тбилиси, 2004. С. 129-137 (на груз. яз.); Гаприндашвили К. Тао-Кларджети// Она же. Об истоках груз. духовности. Тбилиси, 2005. С. 73-150 (на груз. яз.); Ишхани//Духовная сокровищница Грузии. Тбилиси, 2005. Т. 1. С. 164-166 (на груз., англ. языках); Силогава В. Ишханская епархия// Силогава В., Шенгелия К. Тао-Кларджети. Тбилиси, 2006. С. 115-132; Вирсаладзе Т. Грузинские купольные схемы зрелого средневековья// Она же. Грузинская средневек. монументальная живопись: Избр. труды. Тбилиси, 2007. С. 225-261; Bogisch M. The Appropriation of Imperial Splendour: Ecclesiastical Architecture and Monumental Sculpture in Medieval Tao-Klarjeti around 1000 AD. Copenhagen, 2009; Ишхани: Альбом/Сост., фот.: Т. Двали; текст: Н. Андгуладзе. Тбилиси, 2010 (на груз. и англ. языках). Э. П. Ц. Рубрики: Ключевые слова: ИКОРТА муж. мон-рь (XVI-XVII вв. - 1811) Никозской епархии Мцхетского (Восточногрузинского) Католикосата (Грузинская Православная Церковь (ГПЦ)) ГЕЛАТИ мон-рь (Кутаисская и Гаенатская епархия Грузинской Православной Церкви), крупный религ. и культурный центр Грузии ДЖВАРИ [Мцхетский Джвари; ц. Креста], в честь Воздвижения Креста Господня муж. мон-рь Мцхетско-Тбилисской епархии Грузинской Православной Церкви ДЖРУЧИ вмч. Георгия муж. мон-рь (XI в.) Чиатурско-Сачхерской епархии Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) ДЖУМАТИ муж. мон-рь во имя архангелов Михаила и Гавриила (XIV-XV вв.) Шемокмедской епархии Грузинской Православной Церкви ЗАРЗМА в честь Успения Пресв. Богородицы муж. мон-рь Ахалцихской, Тао-Кларджетской и Лазской епархии Грузинской Православной Церкви ИТРИА жен. мон-рь в честь Успения Пресв. Богородицы Руисско-Урбнисской епархии Грузинской Православной Церкви

http://pravenc.ru/text/1237981.html

3. В связи с прошением Преосвященного епископа Сердобского и Спасского Митрофана назначить на должность наместника Сканова Пещерного мужского монастыря преподобных Антония и Феодосия Печерских села Сканово Наровчатского района Пензенской области иеромонаха Серафима (Попова).   ЖУРНАЛ 70 СЛУШАЛИ: Сообщение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла о епархиях и приходах за рубежом. ПОСТАНОВИЛИ: Аргентинско-Южноамериканская епархия Священника Дионисия Казанцева, в связи с окончанием срока командировки, освободить от должности клирика Аргентинско-Южноамериканской епархии и направить в распоряжение Патриарха Московского и всея Руси. Корсунская епархия Священника Валерия Байдака, заштатного клирика Черниговской епархии, направить в распоряжение епископа Корсунского Нестора. Протоиерея Максима Приходько, заштатного клирика Самарской епархии, направить в распоряжение епископа Корсунского Нестора. Благочиние приходов Московского Патриархата в Швеции 1. Принять новообразованный приход в честь Успения Пресвятой Богородицы в г. Евле в юрисдикцию Русской Православной Церкви, включив его в состав благочиния приходов Московского Патриархата в Швеции. 2. Пастырское окормление новообразованного прихода в г. Евле поручить священнику Павлу Макаренко, настоятелю Казанского прихода в г. Вестеросе.   ЖУРНАЛ 71 СЛУШАЛИ: Доклад Преосвященного митрополита Волоколамского Илариона, председателя Отдела внешних церковных связей, о поступившем обращении иерарха Грузинской Православной Церкви Преосвященного митрополита Тао-Кларджетского и Ахалцихского Феодора. Справка: Митрополит Казанский и Татарстанский Феофан в рапорте на имя Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла просит удовлетворить прошение заштатного клирика Казанской епархии игумена Силуана (Хохиашвили) о вступлении в клир Грузинской Православной Церкви. Преосвященный митрополит Тао-Кларджетский и Ахалцихский Феодор в письме Преосвященному митрополиту Казанскому и Татарстанскому Феофану сообщил о готовности принять в юрисдикцию Грузинской Православной Церкви упомянутого клирика.

http://patriarchia.ru/db/text/4971905.ht...

3. В связи с прошением Преосвященного епископа Сердобского и Спасского Митрофана назначить на должность наместника Сканова Пещерного мужского монастыря преподобных Антония и Феодосия Печерских села Сканово Наровчатского района Пензенской области иеромонаха Серафима (Попова). ЖУРНАЛ 70 СЛУШАЛИ: Сообщение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла о епархиях и приходах за рубежом. ПОСТАНОВИЛИ: Аргентинско-Южноамериканская епархия Священника Дионисия Казанцева, в связи с окончанием срока командировки, освободить от должности клирика Аргентинско-Южноамериканской епархии и направить в распоряжение Патриарха Московского и всея Руси. Корсунская епархия Священника Валерия Байдака, заштатного клирика Черниговской епархии, направить в распоряжение епископа Корсунского Нестора. Протоиерея Максима Приходько, заштатного клирика Самарской епархии, направить в распоряжение епископа Корсунского Нестора. Благочиние приходов Московского Патриархата в Швеции 1. Принять новообразованный приход в честь Успения Пресвятой Богородицы в г. Евле в юрисдикцию Русской Православной Церкви, включив его в состав благочиния приходов Московского Патриархата в Швеции. 2. Пастырское окормление новообразованного прихода в г. Евле поручить священнику Павлу Макаренко, настоятелю Казанского прихода в г. Вестеросе. ЖУРНАЛ 71 СЛУШАЛИ: Доклад Преосвященного митрополита Волоколамского Илариона, председателя Отдела внешних церковных связей, о поступившем обращении иерарха Грузинской Православной Церкви Преосвященного митрополита Тао-Кларжетского и Ахалцихского Феодора. Справка: Митрополит Казанский и Татарстанский Феофан в рапорте на имя Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла просит удовлетворить прошение заштатного клирика Казанской епархии игумена Силуана (Хохишвили) о вступлении в клир Грузинской Православной Церкви. Преосвященный митрополит Тао-Кларжетский и Ахалцихский Феодор в письме Преосвященному митрополиту Казанскому и Татарстанскому Феофану сообщил о готовности принять в юрисдикцию Грузинской Православной Церкви упомянутого клирика.

http://pravmir.ru/416372-2/

1970. Т. 3. С. 196-197, 238-240, 251-252). Резной крест в медальоне. Рельеф фасада храма Кумурдо Резной крест в медальоне. Рельеф фасада храма Кумурдо Из последних кумурдоели известны свт. Зосим Кумурдойский и еп. Серапион. Свт. Зосим был воспитанником Кетеон, дочери последнего царя единой Грузии Георгия VIII. Он ездил в Иерусалим устанавливать агапы (поминания) для Кетеон (в монашестве Кристина) и ее детей Иоатама и Гулкан. Вместе с Бееной Чолокашвили отстаивал права грузин на Голгофу и пожертвовал 400 флоринов, чтобы «защитить» ее от притязаний «франгов» (католиков) ( Метревели. 1962. С. 81, 122, 123). До пострига переписал сборник молитв и гомилий (НЦРГ. A 1737). Свт. Зосим осуществил реставрационные работы в Кумурдо, сведения о чем сохранились в строительной надписи у зап. входа церкви ( Силогава. 1994. С. 76, 87, 112; Табл. XXIX). Имя еп. Серапиона упоминается в приписках иерусалимских рукописей и в агапах иерусалимского Крестового мон-ря , он восстановил «трапезу» мон-ря и ц. во имя Иоанна Богослова ( Метревели. 1962. С. 81, 124). В документах XV-XVI вв. кумурдоели названы архиепископами. Во 2-й пол. XVI в. турки завоевали Самцхе-Саатабаго. Большая часть бывш. княжества была преобразована в Гюрджистанский вилайет Ахалцихского пашалыка Османской империи. С распространением ислама и усилением социального гнета часть Джавахети пришла в запустение, сократилась паства. Точная дата упразднения К. е. неизвестна. Очевидно, она прекратила существование не раньше, чем Ишханская епархия (2-я пол. XVII в.), и не позже 40-х гг. XVIII в., когда, согласно сведениям Вахушти Багратиони, последние кафедры Самцхе-Саатабаго были упразднены, а оставшихся священнослужителей перевели в епархии Картли. Однако, согласно эпиграфическим данным, некоторые груз. священники, несмотря на притеснения со стороны мусульман, продолжали служить в селах Мурджахети, Баралети и др. В 1829 г. по Адрианопольскому мирному договору Самцхе-Джавахети отошла Российской империи и вошла в состав Тифлисской губернии.

http://pravenc.ru/text/2462249.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Поместные Церкви (по алфавиту названий) ЗАХАРИЯ (Джорджадзе), католикос-патриарх Вост. Грузии (Мцхетский) (1623-1632 (?)), еп. Некресский (до 1623) ЗАХАРИЯ (Квариани), католикос-патриарх Зап. Грузии (Абхазский; Пицундский) (1658 (?) - 1660), митр. Гелатский (1639-1660) ЗАХАРИЯ АНЧЕЛИ (IX в.), еп. Анчийский, чудотворец, современник прп. Григория Хандзтийского (Ханцтели), свт. Грузинской Православной Церкви (пам. груз. 5 окт.) ЗЕДА-ВАРДЗИА в честь Успения Пресв. Богородицы жен. мон-рь (1-я пол. XI в., возобновлен в 1997) Ахалцихско-Тао-Кларджетско-Лазской епархии Грузинской Православной Церкви ЗЕДАЗЕНИ во имя прп. Иоанна Зедазнийского муж. мон-рь (сер. VI в.) Мцхетско-Тбилисской епархии Грузинской Православной Церкви ЗЕМО-ТЕКЛАТИ в честь Рождества Пресв. Богородицы жен. мон-рь в г. Сенаки (Грузия) - см. Сенакско-Чхороцкуская епархия Грузинской Православной Церкви ЗЕРБИЦА в честь Успения Пресв. Богородицы жен. мон-рь Монемвасийской и Спартанской митрополии Элладской Православной Церкви ЗИНОВИЙ (Мажуга Захария Иоакимович, в схиме Серафим; 1896 - 1985), митр. Тетрицкаройский (с 1960) Грузинской Православной Церкви ЗИСИС Феодор (род. 20.01.1941), протопр., проф. богословского фак-та Фессалоникского ун-та им. Аристотеля, писатель и публицист ЗНОСКО Алексей Константинович (1912 - 1994), митрофорный прот. Польской Автокефальной Православной Церкви, гимнограф, церковный писатель, д-р богословия ЗОГРАФ болг. муж. общежительный мон-рь во имя вмч. Георгия Победоносца, находится в юго-зап. части п-ова Афон ЗОСИМ КУМУРДОЙСКИЙ свт. (пам. груз. 1 мая) Грузинской Православной Церкви, архиеп. Кумурдойский (приблизительно в 1519-1528) ЗОЧИШТЕ муж. мон-рь во имя мучеников Космы и Дамиана Рашско-Призренской епархии Сербской Православной Церкви ЗРЗЕ муж. мон-рь в честь Преображения Господня Преспанско-Пелагонийской епархии Македонской Православной Церкви ИАКОВ († 1769), еп. г. Каристос (на юж. берегу о-ва Эвбея, Греция), этномартир (дословно «пострадавший за нацию») ИАКОВ (Костючук; 1966), архиеп. Белостокский и Гданьский Польской Автокефальной Православной Церкви (ПАПЦ)

http://pravenc.ru/rubrics/121368_25.html

615-620 620-621 ЗАПЕВ 1. Певч. исполнение начала песнопения священником или руководителем хора. 2. В нек-рых слав. источниках под З. подразумевается стих псалма, к-рый припевается к последующей стихире 621-622 622-628 ЗАПОВЕДИ БЛАЖЕНСТВА лит. форма, характерная для лит-ры Древнего мира, представляющая собой разновидность благословения; узком смысле - общее наименование 8 речений Господних в Нагорной проповеди 628-629 629-630 ЗАПОРОЖСКАЯ И МЕЛИТОПОЛЬСКАЯ ЕПАРХИЯ УПЦ. Учреждена 27 июля 1992 г. на территории Запорожской обл. Украины, отделена от Днепропетровской епархии 630-631 ЗАПОРОЖСКАЯ СЕЧЬ военно-политическое формирование, существовавшее в XVI-XVIII вв., располагалось в низовьях Днепра, за порогами; крепость, военный и адм. центр запорожского казачества 631-635 635-636 ЗАПЬЯНЦЕВ Александр Михеевич (1849 - 1916), руководитель старообрядческого беспоповского согласия самокрестов, наставник общины в с. Толба, полемист 636-637 638-640 ЗАРА ЯКОБ (1600-1693), эфиоп. мыслитель; считается основоположником философско-религ. свободомыслия на Африканском Роге 640-641 ЗАРЕМБА одно из названий помет в древнерус. музыкально-теоретических трактатах XVII в.- см. Пометы ЗАРЗМА в честь Успения Пресв. Богородицы муж. мон-рь Ахалцихской, Тао-Кларджетской и Лазской епархии Грузинской Православной Церкви 641-647 648-649 ЗАРИН Дмитрий Иванович (1862? - 1925), учитель пения, хоровой дирижер, автор методических пособий по церковному и светскому пению, общественный деятель 649-650 ЗАРИН Сергей Михайлович (1875 - 1935), проф. СПбДА, богослов, библеист, один из лидеров и идеологов обновленчества 650-657 ЗАРНДЖА с. в горной местности (Армения), в к-ром находится храм 30-40-х гг. VII в., памятник арм. средневек. зодчества 657-658 ЗАРУДНЫЙ Иван Петрович (1660? - 1727), один из руководителей строительного дела в 1-й четв. XVIII в., крупный чиновник 658-660 ЗАРУЦКИЙ Афанасий Алексеевич (2-я пол. 60-х гг. XVII в. - до 1723), прот., проповедник, автор панегириков 660-661 ЗАСУРСКИЕ ПРЕПОДОБНЫЕ (2-я пол. XIV - нач. XV в. (?)), 3 неизвестных по именам монаха, прославившиеся праведной жизнью

http://pravenc.ru/vol/xix.html

XIX в.) епархии. В 1739 г. ущелье Садгери, долгое время считавшееся «ничьим», на которое претендовала Руисская епархия, а также принадлежавший Мцхетскому католикосу Гуджарети отошли Урбнисской епархии. После упразднения кафедр в Тбетской и Ишханской епархиях в Ахалцихском пашалыке паству на этих территориях стали номинально окормлять картлийские архиереи - Дманисский и Урбнисский, с временным изменением титулатуры - Тбетско-Дманисский и Урбнисско-Ишханский. В XVIII в. были упразднены епархиальные центры в Ахтале (возможно, в 10-20-х гг. XVIII в.; существовал проект перенесения кафедры из Ахталы в Атени, однако он не был приведен в исполнение), Цалке (30-40-е гг. XVIII в.), Болнисском и Дманисском Сиони (50-60-е гг. XVIII в.), Манглиси (кон. 60-х гг. XVIII в.). К 1780 г. была восстановлена Манглисская кафедра, позже - Ахтальская. Сохранились сведения об Ахтальских архиереях: Софроме, который был пленен во время нашествия Омар-хана Аварского (1785) и выкуплен из плена жителями Ахалцихе; Гедеоне († 1792); Игнатии, оставившем кафедру в 1796 г.; Иоанне († 1798). В 1802 г. по просьбе мастеров-греков во епископа Ахталы был рукоположен грек протосинкелл Иоаким († 1827), настоятель мон-ря Вардзиа в Имерети. К 1770 г. в неск. раз сократилась православная паства в Шида-Картли: в Руисской епархии - с 84 селений (по неполным данным за 1715) до 46; в Цилканской - с 55 (1669) до 46; в Урбнисской - с 30 (1712) до 20; в Самтависской - с 70 (XV в.) до 17. В кон. XVIII в. в Тбилисской епархии насчитывалось 18 селений, в Никозской - 8. Лучше обстояли дела в Самтаврской епархии, где было 60 селений. В XVII-XVIII вв. паства Санаинской и Ахпатской арм. епархий пополнялась за счет грузин-монофизитов, перекрещенных крестьян, пожертвованных царями арм. мон-рям, или крепостных груз. тавадов-григориан. В «армянскую веру» переходили и те грузины, которые присоединялись к купеческим и ремесленным гильдиям, где господствующее положение занимали армяне-монофизиты. Этот процесс охватывал Тбилиси и Квемо-Картли, где, по сведению царевича Вахушти, «население придерживается веры армянской, и лишь малая часть - грузинской; а нравами и обычаями все они грузины» (КЦ.

http://pravenc.ru/text/1681187.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010