В 1752 г. на имеретинский престол взошел 17-летний Соломон I, поставивший целью централизацию страны, уничтожение торговли невольниками и освобождение от тур. ига. Недовольные политикой царя имеретинские феодалы эристав Рачи Ростом и дед царя Леван Абашидзе вступили в сговор с турками. Соломон I заключил союз с мегрельским и гурийским князьями. Он упорядочил налогообложение, отменил нек-рые налоги и заручился поддержкой крестьян. 14 дек. 1757 г. одержал победу в Хресильском сражении, в к-ром погиб находившийся на стороне турок Леван Абашидзе. Поместья князей-сепаратистов были конфискованы. В 1759 г. на Церковном Соборе большинство высших церковных должностей получили сторонники Соломона, что ослабило власть католикоса Виссариона. Присутствовавшие на Соборе князья (за исключением абхазского) и рачинский эристав Ростом отказались от торговли невольниками и подписали «клятву верности» Соломону. В 1760 г. ахалцихский паша потребовал официально восстановить торговлю невольниками, но получил отказ. В ответ турки в 1760-1763 гг. трижды совершали неудачные походы на Имерети. В 1765 г. они заняли Гурию, а одишского кн. Кацию II Дадиани, шурина Соломона, вынудили снабжать их продовольствием и предоставить возможность перезимовать. В 1766 г. 100-тысячное тур. войско, на стороне к-рого были двоюродный брат царя, претендент на престол Теймураз, и Ростом, вторглось в Имерети. Соломон безрезультатно обращался за помощью к России. Турки взяли Кутаиси и объявили царем Теймураза, после ухода основного войска Соломон освободил Имерети. Развернулась партизанская война, тур. гарнизоны оказались запертыми в крепостях. Порта отказалась не только от покорения Имерети, но и от ее вассальной зависимости. По Стамбульскому договору (1767) Турция признала гос-во Имерети под своим покровительством, имеретинский царь должен был ежегодно поставлять ко двору султана 60 девушек, но в том же году Соломон отказался выполнять это условие. Ираклий II дважды тайно посылал войско в помощь Соломону, а закрыв дорогу на Картли, он лишил турок возможности нападения на Имерети из Вост. Грузии. Заключение мира с турками облегчило Соломону I решение внутренних проблем: в 1768 г. в битве при с. Цхрацкаро он взял в плен и казнил Теймураза, в 1769 г. он способствовал избранию католикосом Зап. Грузии своего брата Иосифа, митр. Гелатского. Захватив эристава Ростома с сыновьями, присоединил Рачу к Имерети. Отношения с Россией, заключение Георгиевского трактата

http://pravenc.ru/text/168205.html

В Страстную субботу вечером Чоглоков стал говорить Львову. с которым жил в одной палатке: «Знаешь ли, что я скоро буду у царя сердарем, т. е. воеводою? Твой граф сегодня же будет арестован, а по нем я здесь старший; я с майором Ременниковым и несколькими офицерами уже согласился». Когда Львов пересказал об этом Тотлебену, тот отвечал, что все знает, и в ту же ночь приказал арестовать Ременникова и Чоглокова, причем последний вызвал его на дуэль. Когда на другой день Тотлебен поехал к царю Ираклию поздравить его с праздником и объявил ему об арестах, то царь сказал: «Чоглоков странный человек! Много раз он мне говорил, что имеет от государыни повеление ехать в Армению, и для того просил у меня 3000 грузинцев, утверждая, что он в Армении все сделать может, что захочет». Но скоро сам Ираклий объявил себя против Тотлебена по поводу подполковника Ратиева (грузинского происхождения). Ратиев, который должен был доставить артиллерию в Кавказский корпус, медлил в Моздоке, не слушаясь никаких предписаний Тотлебена. Последний, видя тут злой умысел, послал к нему навстречу арестовать его; но Ратиев арестовал посланных и прошел прямо в Тифлис к царю Ираклию, к которому убежал также и Чоглоков из-под ареста; и когда Тотлебен послал к Ираклию с требованием выдачи Ратиева и Чоглокова, то посланные были задержаны в Тифлисе. После этого Тотлебен узнал, что всех курьеров, едущих к нему, перехватывают и отвозят в Тифлис, хотят не допускать идущий к нему Томский полк и отрезать сообщение с Моздоком; тут он решился предупредить врагов, выступил из лагеря, ускоренным походом в двое суток пришел к городу Дюшету, занял его, овладел также крепостью Ананурами. От 12 мая Тотлебен писал, что по соединении с Томским полком намерен идти немедленно к Тифлису, чтоб отмстить противникам, возвратить похищенную Ратиевым артиллерию, войско и припасы, подчинить всю Грузию русской власти, лишить Ираклия пожалованной ему перед тем Андреевской ленты и отправить его в Петербург или вогнать в Черное море. А Чоглоков писал из Тифлиса, что Тотлебен возненавидел его за предпочтение, какое было оказано ему со стороны царя Ираклия; по его, Чоглокова, приметам, Тотлебен или с ума сошел, или какую-нибудь измену замышляет, поступая во всем против интересов русского двора: тамошних царей между собою ссорил, с князьями обходился дурно, многих из них бил, других в оковах держал, деревни разорял, безнадежно брал скот и хлеб, вступал в переписку с ахалцихским пашою, назначил для отсылки в Россию 12 лучших русских офицеров, не оставляя никого, кроме немцев и самых негодных по поведению русских.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

Шах-Надир, освободив Грузию от ига Турецкого, поставил властвовать над ней в Гори одного из своих воевод, Ханжал-хана. Наместник испугался влияния сильной аристократии и решился одним ударом уничтожить всех старейшин покоренной земли; он собрал их в Гори под предлогом похода против Осетин с той целью, чтобы умертвить всех в назначенный день. Не утаилось, однако, его коварство от Эристава Ксанского Шамше: прозорливый князь сообщил свои подозрения единокровному Эриставу Арагвскому, убеждая в тайне бежать и тем остановить кровопролитие, потому что Хан не посмеет поразить меньших князей, когда спасутся старшие; но Эристави не хотел послушаться опытного совета. Тогда Ксанский отпросился на день в ближайший свой замок на реке Ксани, у градоначальника Гори, оставив ему в залог людей своих и лошадей, и поднял оружие в горах родного ущелья. Смутился наместник; он думал силой сокрушить непокорного, но принужден был сам отступить с большим уроном: князья Грузии спаслись от угрожавшей им гибели и разошлись по домам. Брат Шамше Иессей, женатый на племяннице Царя Кахетинского Теймураза, хотел удалиться в его пределы, но на пути был изменнически окружен дружиной Эристава Арагвского; сам он едва мог спастись бегством; жена и дети его уведены были пленниками в Ананури. Вспыхнуло негодование в сердце Шамше за сию вторую измену, уже кровную; он решился отмстить. Хан Лезгинский бродил с многочисленной шайкой в окрестностях Ананура; к нему обратился Шамше и с помощью него осадил Ананури. Две недели храбро отражали воины Арагвские Ксанских и Лезгин; уже хотели отступить осаждавшие, но осажденные раздражали их язвительными насмешками и возбудили последний приступ: он был гибельным для Ананура; все его жители пали под острием меча; Эристави, со всем семейством, задохся от дыма в малой церкви. С тех пор опустел замок, и род Арагвский истребился; остался один Ксанский, но и он дорого заплатил за умерщвление единокровных. Надир Шах усилил войска свои в Карталинии; оба брата, Шамше и Иессей, принуждены были бежать к паше Ахалцихскому.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

В 1829-1831 гг. с успехом шла проповедь среди мусульман Ахалцихского пашалыка (Юж. Грузия), благочинным прот. Иосифом Орбелиани было обращено свыше 800 чел. ( Кронек, фон//Там же. Т. 8. С. 245-247; Евгений (Бажанов)//Там же. Т. 9. С. 712). В 1830-1832 гг. И. осуществил опись церковного имущества и доходов Экзархата. Его переписка с Паскевичем позволяет представить имущественное положение Церкви в Грузии на тот момент. Так, в письме от 17 янв. 1830 г. И. пишет, что «достояние Грузинской и Имеретинской Церквей (т. е. в Вост. и в Зап. Грузии.- Авт.)… состоит из крестьян и разного недвижимого имения». В Вост. Грузии это ок. 15 тыс. церковных крепостных крестьян муж. пола; подать составляла ок. 30 тыс. р. серебром в год; среди недвижимого имущества числились сады, дома, лавки, красильни, мельницы, пахотные и сенокосные земли, рыбные ловли, минеральная баня в Тифлисе и др., годовой доход с чего составлял 17-20 тыс. р. серебром. В Зап. Грузии было 7 тыс. церковных крепостных крестьян (доход до 11 тыс. р. серебром в год); недвижимое имущество приносило годовой доход в размере 1 тыс. р. серебром. И. отметил, что «церковные крестьяне и имения» в Гурии и Мегрелии находились в ведении местных епархиальных архиереев, а не Грузино-Имеретинской синодальной конторы. Собранные И. сведения оказались неполными. Он писал, что невозможно определить точное число церковных земель, поскольку «генерального со стороны Российского правительства размежевания в Грузии и Имерети земель и лесов казенных, церковных и помещичьих доселе еще не было», а в имеющихся документах «мера их» не указана; точное число крестьян также установить было невозможно, поскольку «при учинении камеральных церковных описаний многие не вошли в оныя или за отлучками их… по своим надобностям за границу, или по жительству их в помещичьих селениях и скрытию принадлежности к Церкви» ( Иона (Василевский)//Там же. Т. 7. С. 247-248). И. стремился вникать во все дела, много ездил, не щадил своих сил. За 10 лет служения в Грузии он ни разу не пропустил ни одной службы.

http://pravenc.ru/text/578300.html

В настоящее время в Церкви насчитывается 27 епархий: Мцхетская и Тбилисская (правящий архиерей — Католикос-Патриарх всея Грузии, кафедра в соборе Светицховели (Мцхета) и Сионском соборе (Тбилиси)), Алавердская (кафедра — Алаверди), Ахалцихская (кафедра в Ахалцихе и Сапара), Батумская и Схалтская (кафедра в Батуми и Схалта), Бодбийская (кафедра — Бодби), Болнисская и Дманисская (кафедра в Болниси и Дманиси), Боржомская и Ахал-калакская (кафедра — Боржоми), Ванская и Багдатская (кафедра — Багдати), Зугдидская и Цаишская (кафедра в Зугдити и Цаиши), Манглисская и Цалкская (кафедра — Манглиси и Цалка), Маргветская (кафедра — Зестафони), Некресская (кафедра — Некреси и Кварели), Никорцминдская (кафедра — Никорцмин-да), Никозская и Цхинвальская (кафедра — Никози и Цхинвали), Руставская (кафедра — Рустави), Сагареджойская и Гурджаанская (кафедра — Сагереджо и Гурджаани), Самтависская и Горийская (кафедра — в Самтависи и Гори), Урбнисская и Руисская (кафедра — Урбниси, Руиси и Хашури), Потийская (кафедра — Поти), Кутаисская и Гаэнатская (кафедра — Кутаиси и Гелати), Шемокмедская (кафедра — Шемокмеди и Озургети), Цагерская и Сванетская (кафедра — Цагери и Местиа), Цхумская и Абхазская (кафедра — Сухуми и в Новом Афоне), Цилканская (кафедра — Цилкани), Чиатурская (кафедра — Чиатура), Чкондидская (кафедра — Мартвили), Хонская (кафедра — Хони). В 2001 г. парламент Грузии внес изменения и дополнения в Конституцию страны, согласно которым отношения между государством и Церковью будут теперь определяться Конституционным соглашением. Глава 9-я Конституции Грузии выглядит следующим образом: «1. Государство объявляет полную свободу вероисповедания, вместе с тем признает особую роль Грузинской Апостольской Автокефальной Православной Церкви в истории Грузии и независимость ее от государства. 2. Взаимоотношения грузинского государства и Грузинской Апостольской Автокефальной Православной Церкви определяются конституционным соглашением. Конституционное соглашение должно полностью соответствовать общепризнанным принципам международного права, в частности, в сфере основных прав и свобод человека». Над разработкой конституционного соглашения совместно работали парламентарии и представители Патриархии. Соглашение подписывается президентом Грузии и Католикосом-Патриархом, а затем ратифицируется 2/3 голосов депутатов парламента и Св. Синодом.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2275...

Заканчивая сим краткий очерк деятельности Общества восстановления православного христианства на Кавказе, считаем нужным сказать, что в 1901 году на попечении и содержании Общества состояло всех приходов 89, из них в Грузинской епархии: а) по Тифлисскому благочинию 7, по пшаво-хевсурскому – 10, по ингилойскому – 4, в городе Тифлисе 3, в Нухинском уезде – 1, по кобийскому благочинию – 7, по ахалцихскому – 4; в Сухумской епархии: а) по абхазскому благочинию 20 приходов, б) по самурзаканскому благочинию 18; в Имеретинской епархии: по сванетскому благочинию 15. На содержание этих причтов в 1900 году израсходовано 41423 р., кроме того постройка православных церквей и ремонт причтов и школьных помещений, покупка ризницы, икон и других принадлежностей для церквей, выписка богослужебных книг для последних, содержание миссионеров и т.д. потребовали расходов за тоже время 31 тысячу рублей 113 . Что касается учебной части, то на иждивении Общества в том же 1900 году состояло всего школа (приходских) 58, из них мужских 51 и женских 7, по районам они распределялись следующим образом в Абхазии состояло 9 школ, в Сванетии – 7, Ахалцихском уезде 4, в северной Осетии (владикавказской епархии) 18, южной Осетии – 6, в Закатальском округе – 3, в Тионетском уезде – 8, Душетском – 2, в Тифлисе – 1. На содержание их израсходовано 26960 рублей. Кроме этих школ, в заведывании и содержании Общества находились Александровская миссионерская духовная семинария с расходом в 11125 р. Владикавказское осетинское женское училище, ежегодно требующее от Общества по 5740 р. расхода. В эту сумму входят также 1680 р., отпускаемые на содержание 24-х стипендиаток Общества. В 1900 году на счет Общества, воспитывались в Казанской духовной академии 2 стипендиата, в Санкт-Петербургской – 1, в Тифлисской духовной семинарии – 2 полу стипендиата и 1 полный пансионер, в Кутаисской семинарии 1, в Тифлисском духовном училище 2 полных пансионера, в Кутаисском училище 4 стипендиата, в Тифлисском епархиальном женском училище 8 пансионерок; помимо этого в двухклассной школе при Бодбийском женском св. Нины монастыре воспитывалось и содержалось несколько стипендиаток из ингилоек, принявших православие. Вообще же учебное дело в 1900 году потребовало от Общества расхода в 46545 руб 114 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Диван обещал не оказывать впредь содействия лезгинам и черкесам. Ахалцихскому паше запрещено было поощрять разбои кубанских татар и делать набеги на владения грузинского царя Ираклия, данника императрицы. Повеления эти в самом деле были отданы, но худо исполнялись; паша ахалцихский, некогда христианин, врсставал уже не раз и усмирился с условием, чтобы его пашалык сделали наследственным в его роде. Поэтому на повиновение его нельзя было надеяться, и сменить его было нелегко. Спор о взысканиях, которые следовали с французских судов, прибывших в петербургский порт, все еще продолжался по упрямству графа Воронцова. Г-н Галисоньер, командир нашей эскадры, вел себя в этом деле с отличным благоразумием и твердостью, так что заслужил одобрение человека, предубежденного против нас, – англичанина Грейга 143 , адмирала русского флота. Наконец мы согласились на сделку, по которой положена была легкая пошлина на товары, привезенные нашими судами. Что же касается до нашего фрегата, то решено было, что он будет принят в русских портах на одинаковых правах с английским фрегатом, привезшим в Россию лорда Каткарта, английского посла при русском дворе. Несмотря на этот уговор, кронштадтские таможенные чиновники затеяли спор с нашими моряками. Даль, заведовавший таможенными делами, человек грубый, хотел непременно освидетельствовать наши габары. Узнав об этом, я решился пожаловаться прямо государыне, помимо медлительного и пристрастного графа Воронцова. Она тотчас же объявила мне, что чрезвычайно недовольна поведением Даля и немедленно прикажет ему удовлетворить всем нашим требованиям. Таким образом, все препятствия были устранены, и эскадра наша отправилась обратно во Францию. Эта скорая и удачная развязка послужила мне доказательством того значения, которым я пользовался, и немало способствовала к облегчению сношений моих с министрами. Чрез несколько дней после того императрица позволила мне отобедать с нею у Потемкина и потом поехать с нею же на Охтинский пороховой завод и в Пеллу – новый загородный дворец, воздвигаемый для нее.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Новости Религиозные организации Грузии призывают участников «карикатурного» конфликта к сдержанности 13.02.2006 11:00 Тбилиси, 13 февраля, Благовест-инфо. 10 февраля в патриархии Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) состоялось заседание Координационного центра религиозных организаций, которое провёл Католикос-Патриарх всея Грузии Илия II. Было распространено специальное заявление в связи с событиями, развернувшимися в мусульманском мире после публикации в ряде европейских периодических изданий карикатур на пророка Мухаммеда. Эти карикатуры были перепечатаны и одной из грузинских газет, как было заявлено её руководством, «с целью защиты принципов свободы слова», что вызвало возмущение азербайджанского населения Грузии, организовавшего акцию протеста в местах своего компактного проживания. В заявлении, подписанном архиепископом Ахалцихским, Тао-Кларджетским и Лазским Феодором(Чуадзе), полномочным представителем Управления мусульман Кавказа в Грузии Ахунди Али Алиевым, главой Грузинской епархии Армянской Апостольской Церкви епископом Вазгеном Мирзаханяном, исполняющим обязанности главного раввина Грузии Аби Мелеком Александром Розенблатом, Апостольским администратором Римской Католической Церкви Грузии епископом Джузеппе Пазотто, епископом-президентом Евангелическо-баптистской церкви в Грузии Малзазом Сонгулашвили, главой Евангелическо-лютеранской церкви в Грузии епископом Андреасом Штоком говорится, что для современного цивилизованного мира неприемлемы такие формы взаимоотношений. «Свобода вероисповедания и свобода прессы – составные части демократии. Невозможно класть на разные чаши весов эти две ценности и игнорировать одну в пользу другой. Отдельные непродуманные действия представителей медиа нельзя отождествлять с позицией государства, но и государство в такой ситуации должно чётко зафиксировать свою позицию»,-- говорится в заявлении. Прозвучала в документе и рекомендация в адрес журналистов не нарушать границы профессиональной этики и человеческой морали, апеллируя к понятию свободы прессы. В заявлении содержится также призыв в адрес верующих мусульман обращаться к «мирным путям и формам своего справедливого протеста». Ваш Отзыв Поля, отмеченные звездочкой, должны быть обязательно заполнены. Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов отдельных материалов. © 2005–2019 «Благовест-инфо» Адрес электронной почты редакции: info@blagovest-info.ru Телефон редакции: +7 499 264 97 72 12+ Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций: серия Эл ФС 77-76510 от 09 августа 2019. Учредитель: ИП Вербицкий И.М. Главный редактор: Власов Дмитрий Владимирович Сетевое издание «БЛАГОВЕСТ-ИНФО» loading

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Хотя этим трактатом с турецкой стороны и обезопасена была Грузия, но беспрестанные волнения в Персии, от различных ханов заводившиеся, и частые набеги от многих окружающих Грузию орд, угрожали паки опасностью этой несчастной земле; а еще более обещали опасностей впредь права потомков царя Вахтанга, оставившего в 1724 году Карталинский престол. По сему царь Ираклий в 178З году отправил посольство к Российской императрице Екатерине II, с прошением покровительства Грузии, предавая себя со всем народом Карталинским и Кахетинским и со всеми своими наследниками навсегда в верховную власть Российской императрицы и преемников Всероссийского престола. Договор об этом подписан был в том же 178З году июля 24 в Георгиевской крепости чрез уполномоченных к тому с Российской стороны генерал-поручика Павла Сергеевича Потемкина, а со стороны царя Ираклия чрез генерала от левой руки князь Ивана Константиновича Багратиона и генерал-адъютанта князя Гарсевана Чавчавадзева. Оттоманская Порта, завидуя этому приобретению России, тотчас начала подущать посредством Ахалцихского паши лезгинцев к разорению Грузии. Однако ж в воспоследовавшую вскоре за тем войну России с Турцией, корпус войск Российских оберегал Грузию. При заключении же мирного трактата с Портою в 1791 году включена была в оной статья и о неприкосновенности Карталинского и Кахетинского царства со стороны Турок и о воздержании горских орд от нападения на оную. Но взятые с одной стороны предосторожности никогда не обезопасивали Грузию. Около 1794 года случившаяся в Персии революция произвела новые разорения в Грузии. Ага Магомет, хан Евнух, завладевший Персидским престолом, прежде всего поднял оружие на соседних себе грузин. Он в 1795 году пошел с армией на царя Ираклия, разбил его войско, завладел столичным городом Тифлисом и разорил оный. Однако ж дорого стоила ему эта победа. Ибо Российский двор, вступясь за царя Ираклия, послал в Грузию свои войска под предводительством графа Валериана Зубова. Россияне почти без труда взяли в 1796 году Дербент, Шамаху, Баку, Ганджь и стояли лагерем в Мугиме. Кончина Российской императрицы Екатерины II прекратила дальнейшие завоевания. Этот поход Российских войск в Грузию считается третий от начала Российского покровительства над нею.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

В ходе начавшейся вскоре русско-тур. войны (1828-1829) рус. армия на Кавказском фронте овладела городами Карс, Ахалкалак, Ахалцих, Ардаган, Баязет, Алашкерт и Эрзерум, однако по результатам Адрианопольского договора 1829 г. Россия должна была вывести свои войска из занятых районов, а отвоеванные города (за исключением Ахалциха и Ахалкалака) были возвращены Турции. Присоединенная к России Вост. А. была сильно разорена и покинута большинством населения: из 169 тыс. жителей армяне составляли чуть больше трети. В связи с этим по требованию России в Туркманчайский и Адрианопольский договоры были включены статьи, разрешающие переселение армян из-за границы в пределы Российской империи, гл. обр. в Вост. А. и Закавказье в целом. Из персид. провинций Хой, Урмия, Салмаст, Марага и Маку прибыло 40 тыс. армян. С кон. 1829 и в течение 1830 г. происходило массовое переселение зап. армян из Карсского, Эрзерумского и Баязетского пашалыков (90 тыс. чел.). Переселению этих армян содействовал эрзурумский архиеп. Карапет Багратуни, к-рый сопровождал переселенцев до Ахалциха и помогал их обустройству. Помимо Ахалцихского уезда мн. зап. армяне расселились тогда и в Ахалкалакском у. Грузии, а также в ряде районов Вост. А. Впервые в многовековой истории А., знавшей лишь массовый исход своего населения, была осуществлена широкомасштабная репатриация. Всего за этот период в Закавказье, в основном в районы Вост. А., переселилось свыше 140 тыс. армян, преимущественно крестьян и ремесленников. К сер. XIX в. в Вост. А. армяне составляли почти 60% при общей численности населения 240 тыс. чел. Присоединение Вост. А. к России избавило значительную часть арм. народа от угрозы ассимиляции и физического уничтожения и открыло возможность мирного развития. В дальнейшем, во время русско-тур. войн 1853-1856 и 1877-1878 гг., в пределы России из Турции переселилось большое число армян; кроме того, к России был присоединен Карс. В этих войнах прославились рус. военачальники арм. происхождения В. О. Бебутов, М. Т. Лорис-Меликов, А. А. Тергукасов, И. Д. Лазарев, Б. М. Шелковников (Метаксагорцян).

http://pravenc.ru/text/76104.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010