Несмотря на достигнутые в 50-60-х гг. XVIII в. успехи, Ираклий II и Соломон I понимали, что противостоять Ирану и Турции, рассчитывая лишь на свои силы, невозможно, поэтому необходимо было искать поддержки у единоверцев, заинтересованных в союзе с Г. В 1752 г. и 1760-1762 гг. из Картли и Кахети в Россию были направлены посольства, не принесшие видимых результатов; последнее посольство возглавил Теймураз II, скончавшийся в России. После его смерти Ираклий II объединил под своей властью Картли и Кахети. В 1768 г. Соломон I направил в Россию для переговоров митр. Кутаисского Максима (Абашидзе) (впосл. католикоса-патриарха Абхазского), начавшаяся русско-тур. война послужила поводом к установлению союзнических отношений между Россией и Г. Ираклий II и Соломон I согласились в случае отправки на Кавказ рус. войск выступить против турок. В 1769 г. в Г. был направлен отряд под командованием рус. ген. Г. К. Г. Тотлебена. В марте 1770 г. Ираклий II с 7-тысячным войском и рус. экспедиционный корпус численностью 1200 чел. начали военные действия. Вскоре Тотлебен увел рус. войска в Картли. 20 апр. того же года у Аспиндзы Ираклий II одержал крупную победу над объединенными силами турок и леков (лезгинских племен). Тем временем Тотлебен неудачно попытался свергнуть царя Ираклия с престола, впосл. у него начались разногласия с Соломоном, поэтому Тотлебен был отозван в С.-Петербург. В мае 1772 г. Екатерина II отдала распоряжение рус. корпусу покинуть пределы Г. В дек. 1771 г. Ираклий II вновь направил в С.-Петербург посольство во главе с католикосом-патриархом Антонием I и своим сыном Леваном с просьбой о вступлении под покровительство России, однако переговоры (1772) не принесли результатов. Турки заняли Н. Гурию и предприняли попытку покорить Имерети, однако в 1774 г. в ущелье р. Чхеримелы Соломон I разбил 4-тысячный отряд ахалцихского паши. В 1774 г. между Россией и Турцией был заключен Кючюк-Кайнарджийский мир, согласно к-рому (п. 23) Россия приняла обязательство не вмешиваться в дела Зап. Грузии, а Турция отказывалась от взимания дани с Имерети и Мегрелии, размещения своих гарнизонов и обязывалась не притеснять христиан. В нояб. того же года Соломон I обратился к Екатерине II с прошением принять Имерети под свое покровительство, но императрица не сочла возможным обострять отношения с Турцией.

http://pravenc.ru/text/168205.html

яз.); Хаханашвили А. Груз. рукописи Британского Музея//Моамбе (Вестник)/Гос. музей Грузии им. С. Н. Джанашиа. 1905. Кн. 8. Отд. 2. С. 2 (на груз. яз.); Мацулевич Л. О росписи ц. в сел. Зарзма//Тр. 2-го Всерос. съезда художников в Петрограде, дек. 1911 - янв. 1912 гг. Пг., 1914. Т. 1. С. 100-101. Таб. I-V; Айналов Д. В. Византийская живопись XIV ст.//Зап. Классич. отд-ния РАО. Пг., 1917. Вып. 9. С. 208-211; Peeters P. Histories monastiques Géorgiennes//AnBoll. 1917-1919. T. 36/37. P. 159-168, 217; Гордеев Д. Отчет о поездке в Ахалцихский у. в 1917 г.: Росписи в Чуле, Сапаре и Зарзме//ИзвКавИАИ. 1923. Т. 1. С. 68-67; он же. Из эпиграфических мат-лов Зарзмы: К объяснению надписи Иване, сына Сулы//Саисторио Моамбе (Ист. бюллетень). Тифлис, 1924. Кн. 2. С. 107-112; Таранущенко С. Предварительный отчет о командировке в Зарзму, Чуле и Сапару//ИзвКавИАИ. 1923. Т. 1. С. 96-98; Какабадзе С.. Об ист. лицах в Зарзмийской росписи//Саисторио Моамбе (Ист. бюллетень). 1924. Вып. 1. С. 239-242 (на груз. яз.); Толмачевская Н. Фрески Древней Грузии. Тифлис, 1931. С. 22-23; Чубинашвили Г. Н. К вопросу о характере груз. чеканного искусства, зародившегося на рубеже X и XI вв.//Ars georgica. Тбилиси, 1948. Т. 2. С. 65-90 (на груз. яз.); он же. Памятники типа Джвари. Тбилиси, 1948. С. 182-184; он же. Груз. чеканное искусство: (Исслед. по истории груз. средневек. искусства). Тбилиси, 1959. Т. 1. С. 29-33, 133-137; Джанашия. Труды. 1952. Т. 2. С. 392; Ингороква П. Георгий Мерчуле. Тбилиси, 1954. С. 324-339 (на груз. яз.); Беридзе В. Архитектура Самцхе, XIII-XVI вв. Тбилиси, 1955. С. 93-112, 128-129, 135-137 (на груз. яз.); он же. Зарзма. Тбилиси, 1960 (на груз. яз.); он же. Мастера древнегруз. искусства. Тбилиси, 1967. С. 107 (на груз. яз.); он же. Архитектурные памятники Самцхе. Тбилиси, 1970 (на груз. яз.); Менабде. Очаги. 1962. Т. 1. С. 489-499 (на груз. яз.); Богверадзе А. К дате жития Серапиона Зарзмели//Мацне. 1964. С. 50-69 (на груз. яз.); Гогуадзе Н. Вопросы текста и языка жития//Филол.

http://pravenc.ru/text/182627.html

Р. Лабадзе Ист.: Джанашвили М. Груз. лит-ра. Тбилиси, 1909. Т. 2. С. 1-46 (на груз. яз.); Кекелидзе К., ред. Раннефеодальная груз. литература. Тбилиси, 1935. С. 147-184 (на груз. яз.); он же. Агиогр. лит. 1956. Т. 1. С. 63-101; он же. Этюды. 1973. Т. 12. С. 139-163 (на груз. яз.); он же. Др.-груз. лит. 1980. Т. 1. С. 146-152 (на груз. яз.); Джикия С. Пространный реестр Гурджистанского вилайета. Тбилиси, 1941. Т. 2 (на груз. яз.); Житие и подвижничество Богоносного блаженного отца нашего Серапиона//ПДГАЛ. 1963. Т. 1: V-X вв. С. 319-347 (на груз. яз.); Вахушти Багратиони. Описание царства Грузинского//КЦ. 1973. Т. 4. С. 665 (на груз. яз.); Вачнадзе Н. Житие Серапиона Зарзмели как ист. источник. Тбилиси, 1975 (на груз. яз.); КГН. 1980. Т. 1. С. 278-282; Чхартишвили М. Мученичество и страдания св. Евстафия Мцхетского: Житие и деяния св. Серапиона Зарзмского: Источниковедч. исслед. Тбилиси, 1994. С. 54-83 (на груз. яз.). Лит.: Brosset M. Zarzma, église du XI siecle// Idem. Rapports sûr un voyage archéologique dans la Géorgie et dans l " Arménie. St.-Pb., 1851. Vol. 3. P. 132-135; Загурский Л. Поездка в Ахалцихский у. в 1872 г.//Изв. Кавказского отд-ния РГО. 1873. Кн. 8. 2. С. 54; Бакрадзе Д. З. Кавказ в древних памятниках христианства//ЗОЛКА. 1875. Вып. 1. С. 70-71; он же. Археол. путешествие по Гурии и Адчаре. СПб., 1878. С. 119-137; Кондаков Н. Опись памятников древности в нек-рых храмах и мон-рях Грузии. СПб., 1890. С. 117; он же. Иконография Богоматери. 1915. Т. 2. С. 83-84. Рис. 18; Уварова П. С. Христ. памятники//МАК. 1894. Кн. 4. С. 48-60; она же. Кавказ: Путевые заметки. М., 1891. Ч. 2. С. 174-189; Худадов В. Зарзмийский мон-рь//Иверия. 1902. 146 (на груз. яз.); Такаишвили Е. Археол. экскурсии, разыскания и заметки. Тбилиси, 1905. Вып. 1. С. 5-59; он же. Зарзмийский мон-рь, его реставрация и фрески//СМОМПК. 1905. Вып. 35. С. 18-19 (на груз. яз.); он же. Примечания о Зарзмийской церкви и ее древности//Моамбе (Вестник)/Тифлисский ун-т. Тифлис, 1919. Вып. 1. С. 105-124 (на груз.

http://pravenc.ru/text/182627.html

—177— Следовательно, можно ли сказать, что „почти все обращенные в католицизм были городские жители“ и тем более, что большинство жителей городов в Грузии издревле составляли армяне?! Вникая в свидетельства средневековых путешественников 813 вплоть до XVII в., сообщающих краткие или подробные сведения о Грузии, нигде не найдете базиса для подкрепления мысли г. Сарухана о преобладании в городах армян над грузинами в численном отношении. Напротив, полное молчание или мимоходом брошенные об них слова свидетельствуют, что армяне составляли редкие единицы в составе всего населения 814 Грузии. Г. Сарухан ссылается на Пл. Иосселиани, утверждающего, что „в XVII ст. в ахалцихском районе жило около 50 000 душ —178— армян и евреев“. Принять на веру эту цифру, ничем необоснованную, едва ли кто-либо решится, притом трудно установить, в какой пропорции следует ее разделить между армянами и евреями 815 . Несколько слов еще о типе и языке населения Артвина. Мы говорили в первой статье, что тип так называемых армяно-католиков Артвина – грузинский, а армяно-григориан – армянский, при чем первые не отрицают, что предки их грузино-католики. Г. Сарухан утверждает, что нет ни одного армянина-католика, признающего своими предками грузина, да притом еще католика. С целью устранить всякое сомнение г. Сарухана, назову один лишь, но красноречивый пример – лицо духовного звания: артвинский священник Яков Багратиони не отрицает, что предки его грузинского происхождения. Что же касается до обильного присутствия грузинских слов в речи армяно-католиков Артвина, то я назову здесь статью Л. Исарлова, в которой дано несколько весьма характерных примеров; помимо них я собрал не мало фраз, которыми не желал бы испещрять свою заметку, и без них вышедшую из предназначенных для нее пределов. Наконец, разница в типе армян не только Артвина, но любой местности Грузии, в сравнении с армянами Шуши или Нухи настолько очевидна, что г. Сарухан тщетно попытается отстоять их тождественность в антропологическом отношении. Участие грузинской крови в трансформации армянского типа отмечено в исследовании проф. Д.Н. Анучина по антропологии армян 816 . Заметим вообще, что грузины странным образом очутились не только среди армян-католиков, но даже армяно-григориан, как, напр., фамилии чисто-грузинского происхождения Шаншиевых, Ломидзе, Гвелесиани и др. Объясняется этот „переход“ грузин в

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Тамаре, к которой осетины этого ущелья питают благоговение и чрезвычайное уважение, и 9) для 10 церквей ведомства бывшей Осетинской духовной комиссии приобрести большие напрестольные Евангелия, плащаницы и разную утварь, шитые по бархату золотом или серебром 106 . Все эти меры своевременно были приведены в исполнение. Обращаясь затем к результатам религиозно-просветительной деятельности Общества, мы видим, что первый же год этой деятельности был плодотворен, так как весь участок Бечу, в Сванетии, в количестве 471 души, обратился в православие, при чем, между обращенными была вся бечинская аристократия, состоявшая в ближайшем родстве с наиболее известными карачаевскими фамилиями. Точно также успешно Общество продолжало трудиться и в дальнейшее время, когда в силу Государя Императора повеления, состоявшегося 29 января 1865 года, оно получило в своем уставе видоизменения и дополнения, что вызывалось обстоятельствами времени и разными соображениями. Вследствие этих изменений делами Общества должен был заведовать Совет под председательством Наместника Кавказского, из вице-председателя экзарха Грузии и шести почетных и действительных, членов по назначению от председателя. По смыслу этого уставу, члены Общества делились на четыре разряда, со взносом в пользу его ежегодной определенной платы в следующем виде: по 1 разряду – 500 р., по 2-му – 250 р., по 3-му – 100 р. и 4-му – 20 руб.; впрочем, впоследствии ежегодная плата в размере 20 р. была заменена единовременным взносом в 50 руб. С изменением устава, деятельность Общества заметно поднялась и расширилась. Так мы видим, что уже к 1884 году на попечении и содержании Общества восстановления православного христианства на Кавказе было 137 приходов, из коих в Абхазии 20, Самурзакани – 17, Сванетии – 14, южной и северной Осетии – 54, Тушетии и Пшавии – 19, Закатальском округе у ингилойцев – 4, в Ахалцихском уезде – 5 и Эриванской губернии – 4, причем содержание благочинных в иных местностях доходило до 1200 рублей в год, священников до 600 и причетников до 120 рублей. К тому же, в 1884 году Обществом вновь построена было 32 церкви и возобновлено 24. Помимо этого для абхазцев и сванетцев, которые употребляли грузинскую письменность, составлены были новые азбуки, а для осетин преосвященным Иосифом, бывшим епископом Владикавказским, переведены на их родной язык молитвы и многие богослужебные книги.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В преддверии Вербного воскресенья в Грузии предотвратят массовую срезку самшита 7 апреля, 2014. Новостная служба В преддверии приближающегося церковного праздника Вербного воскресенья, во время которого безжалостно истребляется уникальный колхидский самшит. 7 апреля. ПРАВМИР. В случае незаконной срезки самшита в Грузии будут задействованы санкции. В связи с угрожающими масштабами срезки колхидского самшита министр окружающей среды и охраны природных ресурсов Грузии Хатуна Гоголадзе и митрополит Ахалцихский и Тао-Кларджетский, хорепископ Патриарха Грузинского Теодор (Чуадзе) провели совместный брифинг, — сообщает Блеговест-Инфо . Министр охраны окружающей среды в Грузии уведомляет, что размер штрафных санкций при незаконной срезке самшита составляет от 200 до 500 лари, в случае существенного ущерба в размере превышающем 1 000 лари, будет возбуждено уголовное дело, — цитирует министра ИА «Пирвели» . По словам министра Хатуны Гогаладзе, в преддверии приближающегося церковного праздника Вербного воскресенья, во время которого безжалостно истребляется уникальный колхидский самшит, который реально стоит перед опасностью полного исчезновения. В связи с этим Министерство по охране окружающей среды ужесточает меры по контролю за самшитовыми насаждениями. Самшит можно будет срезать в специально предназначенных для разведения самшита частных владениях. Со своей стороны митрополит Теодор, заранее поздравив население Грузии с праздником Вербного воскресенья, отметил, что для выражения любви к ближнему достаточно 1-2 веточек самшита. Он также заявил, что желательно приобретать ветки самшита, которые выращены в специальных питомниках. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 12 апреля, 2020 24 июня, 2019 9 апреля, 2023 8 апреля, 2023 2 апреля, 2023

http://pravmir.ru/v-preddverii-verbnogo-...

После переселения царя Вахтанга VI Законодателя в Россию, турки, воспользовавшись отсутствием царя и неимением правителя, который мог бы защитить царство, описали всю Карталинию и наложили подать в следующем размере: на каждого жителя дракан () – 1 р. 50 к., на барана – 10 коп., на корову – 20 коп., на буйвола и лошадь – по 30 коп. и с произведений земли и фруктов – 1/5 часть урожая 80 . В таком же точно размере наложили дань турки на Карталинскую провинцию Самцхе-Саатабаго и сверх того в пользу Ахалцихского паши с каждого христианина взимали 50 коп. по положению турецкому ( ) 81 . Дань часто зависела от личного произвола Шаха и Султана, не заглушаемого в них ни чувством человеколюбия, ни сострадательности. Так персидский шах Надир, довольный грузинами в начале своего правления за их храбрые подвиги в Индии, под конец стал их стеснять разными непосильными и тяжелыми для них налогами. Так известно, что он потребовал от грузин по 300 девиц, юношей и вдовиц, 500 дымов ( – дворов) крестьян для поселения их в Персии и 20.000 харваров пшеницы 82 . Исключение было сделано лишь в отношении духовенства, которое было освобождено от всякой повинности 83 ; впрочем мусульмане-фанатики не всегда строго придерживались этого правила 84 . Так Али-Амир, по свидетельству грузинской летописи, лишил своих доходов Мцхетские церкви 85 . Следя за событиями Грузии, преимущественно за дворцовыми интригами и управляя страстями ее властителей, Шахи не упускали ни одного случая, чтобы доходные статьи грузинского царства сосредоточить в своих руках. Вмешательство в какой-нибудь придворный брак, желание иметь в своем гареме какую-нибудь принцессу царской крови, ссора между родственниками, обида, нанесенная царем князю, дворянину, доставляли шахской казне значительное количество золота, а в гарем – толпу прекрасных невольниц, получаемых, как подарок, от грузинских царей и государственных сановников. Но всего тягостнее было для грузинского народа отбывание военной повинности, состоявшей в том, что десятый из способных носить оружие должен был принимать участие в военных действиях монголов в Индии, Кандагаре, Египте, Аламуте, Иконии, Багдаде, Ширване и друг.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Новости Опубликованы решения Священного Синода Грузинской Церкви от 12 февраля 2016 года 15.02.2016 10:57 Тбилиси, 15 февраля, Благовест-инфо. ИА «Интерпрессньюс» приводит текст распространенного 13 февраля постановления заседания Священного Синода Грузинской Православной Церкви от 12 февраля 2016 года (перевод «Благовест-инфо»). «С приветственным словом к собранию обратился Католикос-Патриарх всея Грузии Илия II. Он вкратце осветил события состоявшейся 22-27 января 2016 года в Шамбези (Швейцария) подготовительной встречи глав Православных Церквей, после чего слово было предоставлено членам грузинской церковной делегации, выступившим с сообщениями о шести документах, выносимых на обсуждение Святого и Великого собора Православной Церкви, который пройдет в июне на греческом острове Крит. Руководитель отдела внешних церковных связей Патриархии Грузии митрополит Зугдидский и Цаишский Герасим (Шарашенидзе) напомнил членам Священного Синода о позиции Грузинской Церкви, зафиксированной Католикосом-Патриархом всея Грузии на встрече в Шамбези. Также он ознакомил собрание с мнениями, прозвучавшими на встрече в Шамбези по поводу двух документов: «Автономия и способ ее провозглашения» и «Православная диаспора». Митрополит Горийский и Атенский Андриа (Гвазава) говорил по двум документам: «Отношения Православной Церкви с остальным христианским миром» и «Важность поста и его соблюдение сегодня». Отмечалось, что замечания Грузинской Церкви по первому документу были частично учтены. Митрополит Ахалцихский и Тао-Кларджетсский Теодор (Чуадзе) информировал присутствующих также по двум документам: «Таинство брака и препятствия к нему» и «Регламент организации и работы Святого и Великого собора Православной Церкви». Было заявлено, что в представленном виде документ «Таинство брака и препятствия к нему» содержит определённые изъяны. В частности, нуждается в доработке 10 параграф I части, а решениям канонического права не соответствует V параграф II части (XIV закона IV Вселенского собора); 72 закон Трулльского собора; 31 Лаодикийский закон; 16 Руис-Урбнисский закон, в связи с чем грузинская делегация не подписала этот документ.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Оглядываясь на прожитые годы, могу сказать: в церковном служении самым важным для меня было хранить и отстаивать это единство, заповеданную святыми отцами веру и заботиться о благоустроении церковной жизни». В декабре 2017 г. для участия в приуроченных к 100-летию восстановления Патриаршества в Русской Православной Церкви торжествах прибыли официальные делегации Поместных Православных Церквей: Александрийской во главе с Блаженнейшим Папой и Патриархом Александрийским и всей Африки Феодором; Антиохийской во главе с Блаженнейшим Патриархом Антиохийским и всего Востока Иоанном; Иерусалимской во главе с Блаженнейшим Патриархом Святого Града Иерусалима и всей Палестины Феофилом; Грузинской во главе с митрополитом Ахалцихским и Тао Кларжетским Феодором; Сербской во главе со Святейшим Патриархом Сербским Иринеем; Румынской во главе с Блаженнейшим Патриархом Румынским Даниилом; Болгарской во главе с митрополитом Ловчанским Гавриилом; Кипрской во главе с Блаженнейшим Архиепископом Новой Юстинианы и всего Кипра Хризостомом; Албанской во главе с Блаженнейшим Архиепископом Тиранским и всей Албании Анастасием; Польской во главе с Блаженнейшим Митрополитом Варшавским и всей Польши Саввой; Чешских земель и Словакии во главе с Блаженнейшим Митрополитом Чешских земель и Словакии Ростиславом; Православной Церкви в Америке во главе с Блаженнейшим Митрополитом всей Америки и Канады Тихоном. Состоялась встреча Президента Российской Федерации В.В. Путина со Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом и Предстоятелями и главами делегаций Поместных Православных Церквей. Предстоятели и представители Поместных Православных Церквей присутствовали на торжественном заключительном заседании Освященного Архиерейского Собора, обратившись к его участникам со словами приветствий. Было оглашено также приветственное послание Святейшего Патриарха Константинопольского Варфоломея. Обращаясь в ответном слове к Предстоятелям и главам делегаций Церквей-Сестер, принимавшим участие в торжественном заседании Архиерейского Собора Русской Православной Церкви, Святейший Патриарх Кирилл отметил: «Мы молимся, чтобы Господь сохранил все наши Церкви в единстве, чтобы, несмотря на внешние, порой очень сложные, противоречивые обстоятельства, вся Полнота Церкви сохраняла осознание необходимости блюсти как зеницу ока церковное единство. В единстве наша сила, через единство мы проявляем солидарность со всеми, кто страждет, в едином Теле Церкви Христовой». Patriarchia.ru - официальный сайт Московской патриархии © «Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси» © Сделано в ТО Парсуна

http://patriarch.patriarchia.ru/vizity-p...

Данный сайт — один из лучших, если не самый представительный в этой сфере в Рунете, и отсылка к нему за неимением других источников достоинств работы Тамары Владимировны не умалила бы. Скорее это делают логические связки типа: «Я специально остановилась на перечислении близких родственников отца Е. Г. Пчелиной, чтобы читателям понятно было, что ее близкие родственники хорошо знали грузинский и армянский языки», вытекание интереса Евгении Георгиевны к древней архитектуре края из того, что в городах Грузии жило много армян, объяснение многогранности натуры тем, что отец занимался межевыми вопросами Елизаветпольского округа, а дед служил в Ахалцихском госпитале с. 8]. Источники информации о служебном продвижении Г. С. Бенедиктовича идентифицируются гадательно, как нередко образно-библейски выражалась в записях его ученая атеистка-дочь. О должности старшего землемера — помзава межевыми работами, только не «в том числе Елизаветопольского» [там же], а 2-го Елизаветопольского, сообщали и участники форума «ВГД» и «Кавказский календарь» за 1906 г., который они честно упомянули второй отд., стб. 198]. И там, и там указан его чин: коллежский советник (КСв), VI класс табели о рангах, полковник в военной иерархии. Стать «уже к 1910 году титулярным советником» с. 8] он не мог по двум причинам: явно будучи успешен в карьере, этот средний ранг (IX класс, с 1884 г. в армии капитан) он прошел еще до рождения наследницы, а в 1908 г., к сожалению, умер. До открытия доступа к фонду Пчелиной не имелось возможности получить сведения о дате его кончины из документов последнего л. 46], однако таковые присутствуют, например, в кадровом деле Евгении Георгиевны в архиве Эрмитажа л. 1]. Взаимодействие с любым архивом для внешнего пользователя — задача не из легких, но служебный путь Георгия Семеновича в межевых учреждениях Закавказского края отражен в замечательном дореволюционном издании — «Кавказском календаре», ныне представленным в мировой сети даже с распознанным текстом. Регулярно публиковавшиеся сведения о Г. С. Бенедиктовиче отсутствуют в выпуске за 1910 г., подготовленном годом раньше стб. 41, 42, 900].

http://bogoslov.ru/article/6176976

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010