155 Ab доб.: «И вот вся земля была покрыта 150 дней, а вода стояла на 15 локтей, выше любой самой высокой горы». 156 Указанное число отражает основную ветвь ветхозаветной хронологии, которую принимали Феофил Антиохийский , Ипполит Римский , Евсевий, Анниан и др.; оно принято в хрониках Никифора, Георгия Синкелла и Георгия Монаха. Другая ветвь ( Юлий Африкан , «Пасхальная хроника») принимает от Адама до потопа 2262 года, и именно это число фигурирует ниже в хронологии Симеона и даже указано expressis verbis (гл. 36.9). Налицо типичный пример хронологической несуразицы, свойственной компилятивным хроникам. 158 Существует два варианта послепотопной генеалогии: в одном Сала является сыном Арфаксада, в другом – его внуком, сыном Каинана. Послепотопный Каинан присутствует в большинстве списков Септуагинты и новозаветном родословии Иисуса Христа ( Лк. 3:37 ), а также в Книге Юбилеев, которая именно ему, а не Сале, приписывает открытие астрологических знаний (Jub. 8). 162 «В начале... 3000» опущено в Ab (где о рождении Рагава говорится ниже, см. гл. 32). Однако издатель напрасно берет этот текст в скобки с указанием: om. Ab recte. Ведь следующий далее текст непосредственно связан с числом 3000 (дата смерти Фалека у Юлия Африкана : Georg. Sync. P. 97) – серединой 6 тысяч лет, отпущенных мировой истории. Отметим, что ко времени составления хроники Симеона предполагавшийся в качестве даты конца света 6000 г. давно миновал (эсхатон был передвинут к 7000 г.). 165 В античности Эфиопией назывался обширный регион, включавший земли в районе Африканского Рога и верхнего течения Нила. 168 § 2 в Ab : «Потомки каждого сына Ноя оказались при строительстве башни; они и разделились на народы: от Сима – 25, от Хама – 32 и от Иафета – 15. Между ними распределились языки, и стали они племенами, то есть народами: евреи, сирийцы, халдеи, мидяне, персы, арабы, два народа мадимеев, два – адивдинов, таины, алмосины, сираки, маги, каспии, албанцы, два – индийцев, два – эфиопов, египтяне, ливийцы, хеттеи, хананеи, ферезеи, евеи, гергесеи, аморреи, иеввусеи, идумеи, самаритяне, финикийцы, сирийцы, киликийцы, гаваонитов – два, армяне, вираны, ивиры, скифы, колхи, снаы, исавры, дикаонийцы, писидийцы, галатов – два, пафлагоняне, фригийцы, греки, саны, македоняне, фракийцы, мисийцы, весы, дардары, сарматы, германцы, паннонцы, норикцы, далматы, гепиды, лигуры, кельты, римлян – два, китиев – два, аквитанцы, бритты, испанцев – два, мавры, макуаки, гетилы, афры, мазики, маранты, они же авары, – всего 72 народа. Произошло же от них 145 племен: от 25 народов Сима – 48 племен, от 32 народов Хама – 40 племен и от 15 народов Иафета – 57 племен».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

3732 Предлагаемые читателям автобиографические записки печатаются по собственноручному оригиналу у Митрополита Леонтия, писанному, как значится на обложке рукописи, в 1887 году. Ред. 3733 Когда я был лет 8-ми, ловил однажды с моста удочкой рыбу. Кто-то из мальчиков толкнул меня, и я упал в довольно глубокую реку Калитву, и пошёл ко дну. К счастью сапоги у меня просторные, вода набравшаяся в голенище сама сняла их с ног, и я вскрикнул. Тотчас подхватили меня на лодку и спасли. 3734 Ведь не даром говорят, что этот великий позитивист имел два кабинета в одном, родились его труды о „происхождении видов“ и проч., а в другом... он молился. – Да и надпись в вестибюле „иллюстраций биологических законов“ (филетический музей в Иене основанный Геккелем, одним из крупных последователей Дарвина для выяснения его теории) – характерна: „кто обладает наукой и искусством, тот обладает также и религией, а у кого нет ни того, ни другого, пусть имеет религию“. 3735 Затем и физико-химиков и наконец у биологов – см. статью И. Лукашевича „Соврем. состояние дарвинизма кризис” (в „Русск. Мысли” за 1913 г. кн. VIII, с. 31–54.) 3736 Как будто наука имеет только один какой-то непререкаемый метод, основу, догму. Ведь она-то и д. б. наиболее эволюционна. 3737 Считавшихся способными на человеческую, сознательную творческую мысль, т. к. не в звуковой стороне современное языкознание полагает сущность вопроса (на это очень способны напр. и птицы), а в духовной. 3741 В более-менее доступном изложении с этим вопросом можно познакомиться хотя по книге Waldstein „Подсознательное „я“ и его отношение к здоровью и воспитанию: “ Москва. 1913 г. 3742 Цитаты всюду (кроме тех, где добавлена перед цифрой фамилия) из разнообразных авторов привожу по Погодину. 3743 Хотя смешивать в одну кучу явления дефективной психики и психики „типов возрастания“ (см. ст. Флоренского) отнюдь не следует. 3744 Кстати, проф. Погодин пользуется 2-м изд. этой книги, тогда как в 1912 г. уже она вышла в свет 3-м изданием. 3745 Ярко вскрывает всю муть этого течения Редько в статье „У подножия Африканского идола. – Символизм, акмеизм, эгофутуризм“ (в „Рус. Бог.“ за н. г., кн. VI, с. 317–332). Современное искусство выдвинуло культ случайности. „Идеалом отношения к миру оказался дикарь, миросозерцание которого наиболее случайно“ (с. 324). Отсюда культ чисто чувственной любви и пресловутый „половой вопрос“. Слово „альтруизм“ – мёртвое слово; а когда слышат слова: этика, мораль, – только укоризненно качают головой по поводу „ветхих слов“ (с. 331), „В душах образовался какой-то провал, очевидно зияющий. Вместо радостного приближения к тайне мира... настал какой-то душевный, хаос“ (ib).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Вначале Дик решил плыть только по ночам, чтобы не попасться на глаза туземцам. Но если ехать только двенадцать часов из двадцати четырех, продолжительность путешествия возрастет вдвое. Тогда Дику пришла на ум счастливая мысль: замаскировать пирогу навесом из травы. Этот навес опирался на длинные шесты, выступавшие впереди носа и позади кормы. Трава, свисая до самой воды, скрывала даже кормовое весло. Замаскированная пирога казалась обыкновенным плавучим островком. Она могла плыть и днем, не привлекая ничьего внимания. Навес над пирогой обманывал даже птиц — красноклювых чаек, «архингов» с черным оперением, белых и серых зимородков, — они садились на него, чтобы поклевать зернышек. Зеленый навес не только маскировал пирогу, но и защищал пассажиров от палящего солнца. Такое плавание не было очень утомительным, но оно все же было опасным. Путь до океана предстоял долгий, и на всем. его протяжении нужно было добывать пропитание для пяти человек. Надо было охотиться на берегах реки, так как одна рыбная ловля не могла прокормить беглецов. А между тем Дик Сэнд располагал только одним ружьем, которое унес с собой во время бегства Геркулес, и очень небольшим запасом зарядов; каждый патрон был на счету. Но Дик не хотел тратить зря ни одного выстрела. Быть может, укрываясь в лодке под навесом и высунув дуло ружья, удастся стрелять более метко, как охотнику, притаившемуся в засаде. Пирога плыла по течению со скоростью не менее двух миль в час. Дик Сэнд полагал, что за сутки она пройдет около пятидесяти миль. Но быстрое течение требовало от рулевого неустанной бдительности, чтобы огибать препятствия: подводные камни, мели и стволы деревьев. К тому же такая стремительность течения наводила на мысль, что впереди могли оказаться пороги и водопады, весьма часто встречающиеся на африканских реках. Дик Сэнд, которому радость свидания вернула силы, принял на себя командование и занял место на носу пироги. Сквозь щели в травяном навесе он следил за фарватером реки и успевал давать указания Геркулесу, управлявшему кормовым веслом.

http://azbyka.ru/fiction/pjatnadcatiletn...

Отсюда Стенли предпринял исследование берегов Луалабы и прошел до самого ее устья. В его экспедицию входили сто сорок носильщиков, нанятых в Ньянгве, и девятнадцать лодок. С первых же шагов отряд Стенли должен был сражаться с людоедами из Угусу. Лодки пришлось тащить на руках, чтобы обойти непроходимые пороги реки. У экватора, в том месте, где Луалаба изгибается к се-веро-северо-востоку, пятьдесят четыре лодки, в которых было несколько сот туземцев, напали на маленькую флотилию Стенли; ему удалось обратить их в бегство. Затем отважный исследователь поднялся до второго градуса северной широты и установил, что Луалаба не что иное, как верховье Заира, или Конго, и, следуя по ее течению, можно выйти к берегу океана. Этот путь Стенли и выбрал. Дорогой ему почти каждый день приходилось отбивать нападения прибрежных племен. 3 июня 1877 года во время перехода через пороги Массаса погиб один из его спутников Фрэнсис Покок. 18 июня лодка Стенли, подхваченная потоком, понеслась прямо к водопаду Мбело, и только каким-то чудом он спасся от смерти. Наконец 6 августа Генри Стенли прибыл в селение Ни-Санда, находившееся в четырех днях пути от берега океана. Через два дня он был в Банца-Мбуко. Здесь его ждали припасы, посланные навстречу экспедиции двумя торговцами из Эмбомы; в этом маленьком прибрежном городке Стенли, наконец, разрешил себе отдохнуть. Трудности и лишения перехода через весь африканский материк, отнявшего у Стенли два года и десять месяцев жизни, преждевременно состарили этого еще молодого человека (ему было тридцать пять лет). Зато течение реки Луалабы было исследовано им до Атлантического океана. Было установлено, что наряду с Нилом, главной северной артерией Африки, и Замбези, главной восточной ее артерией, на западе африканского континента течет третья в мире по величине река, длиною в две тысячи девятьсот миль. Река эта, носящая в разных частях своего течения названия — Луалаба, Заир и Конго, — соединяет область Больших озер с Атлантическим океаном. Экспедиции Стенли и Камерона прошли вдоль северной и южной границ Анголы. Сама же область в 1873 году, то есть в то время, когда «Пилигрим» потерпел крушение, была еще почти не исследована. Об Анголе знали только то, что она представляет собой главный невольничий рынок на западе Африки и что центрами работорговля в ней являются Бихе, Касонго и Казонде.

http://azbyka.ru/fiction/pjatnadcatiletn...

Валента на Медиоланском соборе. Вторая книга была создана предположительно в 359 г. в Константинополе, 69 и содержала материалы о папе Либерии и его послания, свидетельствующие о его так называемом падении 70 , а также документы Ариминского собора 359 г. и послание легатов Селевкийского собора к их западным коллегам. 71 В состав третьей книги, созданной в последние годы жизни святителя, входили послание антиомийского собора, созванного в Лютеции в 360 г., 72 послания Евсевия Верцелльского Григорию Эльвирскому, 73 и папы Либерия к кафолическим епископам Италии, 74 а также документы, связанные с конфликтом Герминия Сирмийского с Урсакием и Валентом в 366 г. 75 Последний блок материалов имеет особое значение в рамках настоящего исследования, поскольку позволяет представить церковно-политическую ситуацию в Иллирике после Ариминского собора. Следует также отметить, что, по предположению И. М. Дюваля, 76 в состав «Книги против Урсакия и Валента», возможно, входил и текст анафем, произнесенных Валентом Мурсийским во время второй сессии Ариминского собора. Этот важный для понимания доктринальной позиции иллирийских омиев фрагмент соборных актов цитирует блаж. Иероним Стридонский в своем составленном, на рубеже 70-х и 80-х гг. IV в., «Споре люциферианина и православного». 77 Важные свидетельства по истории церковно-политической борьбы и доктринальной полемики в 50-е гг. IV в. присутствуют в сочинении «Книга против ариан» другого галльского епископа – сторонника никейской веры Фебадия Агенского. Указанное сочинение было направлено против второй сирмийской формулы 357 г. и создано почти сразу после ее провозглашения. 78 Аргументация Фебадия во многом навеяна трактатом Тертуллиана «Против Праксея», 79 впрочем, как справедливо отмечает Р. П. К. Хэнсон, ему удалось не без успеха использовать сочинение африканского богослова, направленное против монархианства, против совершенно иного (а в каком-то смысле и прямо противоположного) доктринального течения, т.е. «арианства». 80 Основной удар в сочинении направлен против иллирийских епископов Урсакия и Валента и испанского епископа Потамия, которые выступают в труде Фебадия в роли основных врагов кафолической веры.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ill...

Далее следуют дольмены бассейна Средиземного моря, в Морее, Тоскане, Корсике, области Лионского залива и Гренады, Туниса и Алжира; мегалиты берегов Атлантического океана, Португалии, Испании. Франции, Англии; мегалиты бассейна Северного и Балтийского морей, датские, немецкие, скандинавские. Больше всего грубых памятников находим на французской территории. Начиная от двух северных полуостровов Франции, Бретани и Нормандии, где наиболее густы группы мегалитов, линия мегалитических памятников перерезает вкось всю Францию, до Лионского залива. Преобладающим типом мегалитов здесь является дольменный. Напротив, в Англии, где грубых памятников много по западному берегу Англии, восточному – Ирландии, северной части Шотландии и на островах Оркадских, преобладает менгирный тип с расположением камней кругами. В Германии наиболее мегалитов по обоим берегам нижнего течения Эльбы, в Ольденбурге и Мекленбурге; чем выше идти по Эльбе, тем мегалитов меньше, хотя они еще долго встречаются по течению этой реки. Вообще к Европе, по-видимому, приложимо правило: чем дальше на запад, тем грубых памятников больше. То же нужно сказать и об Африке: берега Африканского Триполи имеют уже довольно мегалитов; но западнее лежащий Алжир по своим мегалитам должен быть поставлен гораздо выше. Во всяком случае, распространение мегалитов, очевидно, идет морскими путями: чем дальше в глубину Европы, тем все меньше мегалитических памятников. Равным образом и в Азии главные территории мегалитов можно считать береговыми, как-то: палестинскую, аравийскую, индийскую, японскую. Особенно же распространение дольменного типа мегалитических памятников идет в глубину материков всегда от береговых пунктов. Описанные «свидетельства» в виде камней, как мелких, так и крупных и даже очень крупных, поставленные древним человеком для засвидетельствования тех или иных (каких именно – это в настоящее время, по самому существу каменного свидетельства, не может быть со всею точностью извлечено из этих свидетельств) идей и верований, обнимает под собою, как свой подчиненный вид, другая волна древних свидетельств, может быть еще более важных, но, вместе с тем, еще более таинственных, состоящая в известного рода метках или значках, полагаемых на камне, большею частью в виде круглых ямок или чашечек, выточенных или выдолбленных в камне, нескольких дюймов в диаметре.

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

Какому целомудрию, какой чистоте или правде и мужеству может научить звездочетская наука, которая ниспровергает все божественные законы, противопоставляя божественному законоположению силу и закон звезд,—и то, что зависит от произволения и самовластия—добродетели и пороки—приписывает переменам звездного течения. Отсюда что иное выходит, как не то, что преблагий Бог есть виновник и творец зла? Ведь звезды суть его творения. Если это так, то каким образом вышесказанные добродетели могут состояться течением звезд, когда все люди находятся в зависимости от силы звезд, и все доброе и злое бывает принудительно, а не по произволению? И если бы я знал, что ты не обременишься множеством высказываемого мною, то все сказал бы тебе подробно относительно восхваления боговдохновенной премудрости, похваляемой Соломоном,—объяснил бы, что она не имеет ничего общего со лжеименною мудростью, которую вы напрасно хвалите, которую не только поборники Христовой Церкви, на которых вы нападаете, правильно осуждают, но и самый первейший внешний философ Платон далеко отгоняет (ее) от общего законоположения философского гражданства, как и сами хорошо знаете, хотя добровольно гнушаетесь истиною. Вы говорите, что никто из царствовавших в древности и из прославившихся военными доблестями ничего достохвального не совершил без звездозрительного предуведения и ответа. На этом основании вы определяете, что наука эта необходима, так как она сохраняет и укрепляет в человеческом обществе то, что для него всего честнее, есть то царство. Но в этом оказывается лжецом тот, кто тебе это подсказал, кто бы он ни был. Я даже миную лакедемонян и персов и деяния Александра, как не подтверждающие его доказательств, а предложу деяния пользующегося у них почетом Сципиона Африканского, как наиболее ему известного, о котором пишется в „Деяниях Сципиона " . Когда Анивак карфагенянин, которого они по римски называют Аннибалом, покорил Италию, одержал над римлянами знаменитую победу при Каннах, и дела римлян пришли в великое стеснение, то где написано о нем (Сципион), что он, воодушевившись астрологическим предсказанием, пришел в Африку с небольшим войском, оставив Аннибала где-то близ Рима, и там, ратуя храбро против ратников, не остановился, пока не разорил отечество Аннибала—Карфаген, а жителей взял в плен.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=747...

Следует также отметить, что Аквилейский собор может рассматриваться не только как момент решающего столкновения между свт. Амвросием и иллирийскими омиями, но и как один из эпизодов внутри иллирийского омийско-никейского противостояния, поскольку наряду с италийскими, галльскими и африканскими епископами в Аквилею прибыли и иллирийские никейцы во главе с епископом Анемием Сирмийским. 1001 Как и другие сторонники свт. Амвросия, иллирийские епископы определенно выступили против двух своих коллег, что указывает на остроту и бескомпромиссность церковно-политической борьбы в Балкано-Дунайском регионе. Епископ Анемий даже пытался представить себя в роли выразителя мнения иллирийского епископата, напомнив о столичном характере своей кафедры (к вопросу об исторических основаниях подобного рода притязаний мы еще вернемся в следующей главе). 1002 Следует также подчеркнуть, что Аквилейский собор был, вероятно, последним церковным собранием, в котором принимали участие представители иллирийского омийства. И сам этот факт, какое бы соотношение сил между омиями и никейцами ни установилось к тому моменту в Балкано-Дунайском регионе, указывает на маргинализацию омийского течения и превращение его в одну из многих еретических сект, которая более уже не могла претендовать на то, чтобы навязать свою доктрину вселенской Церкви. Участие свт. Амвросия в «иллирийских делах» не ограничивалось его борьбой с «арианами». На рубеже 80-х и 90-х гг. IV в. в Иллирике, а точнее в Дакии, появилась новая ересь, носившая мариологический и, вероятно, христологический характер. Речь идет о доктрине епископа Боноса, занимавшего кафедру Сердики или Наисса. 1003 Ж. Цейллер, следуя Марию Меркатору и Геннадию Массилийскому, 1004 интерпретирует эту ересь как развитие фотинианской доктрины, впрочем подчеркивая, что в поздних источниках между боносианами и фотинианами 1005 проводится различие, что отразилось и на практике приема бывших адептов этих ересей в Кафолическую Церковь . 1006 Однако следует подчеркнуть, что утверждение о приверженности Боноса какой-либо форме адопцианства отсутствует в основном источнике, созданном еще при жизни ересиарха, – Epistola de causa Bonosi.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ill...

Римляне отождествляли с Меркурием национального бога галлов Тевтата. В 216 г. в начале войны с Ганнибалом, по велению Сивиллиных книг, «совершены необычные жертвоприношения: галла и его соплеменницу, грека и гречанку живыми закопали в землю на Коровьем Рынке...» (Ливий 22, 57–6). Римская религия человеческих жертвоприношений не знала, для Ливия они были «необычны». 123  Римский историк Саллюстий, рассказывая о заговоре Катилины, пишет, что он обнес всех сотоварищей своих чашей, в которой вино было смешано с кровью, и только потом раскрыл им цель заговора –  завладеть Римом и взять власть в свои руки. 128  Фронтон – уроженец африканского города Цирты, знаменитый оратор и писатель II в. по P. X., учитель императора Марка Аврелия. Речь его, где он нападал на христиан, не сохранилась; неизвестно, где и по какому поводу она была произнесена. 129  У афинян разрешали брак с сестрой единокровной (от одного отца). Самая знаменитая из таких трагедий «Эдип – царь» Софокла, герой которой, царь Эдип, женился, того не ведая, на родной матери. 132  Христиане собирались для общей молитвы и совершения таинств или в частных домах, или в скромных часовнях, выстроенных на кладбищах, которые были молитвенным местом по преимуществу. 134  Иосиф Флавий (I в. по Р.Х.) – еврейский историк. Его работы: «Иудейская война» (описание войны с римлянами и взятия Иерусалима) и «Иудейские древности» (история евреев от сотворения мира до второй половины I в. по Р.Х.). Антоний Юлиан – латинский историк. 135  Мысль эта была высказана Аристовулом, евреем из Александрии; апологеты ее подхватили, Тертуллиан в том числе. Судя по гл. 20, Минуций был убежден в независимости греческих философов, так как поддержка ими христианства имела смысл только при такой самостоятельности. 137  Стигс – главная река Аида, семь раз обтекающая вокруг него. В нем течет не вода, а пылающая смола. Вергилий называет Стигс тоже «болотом» по причине еле заметного течения его смолы. Клятва Стигсом страшная и торжественная. 138  Муций Сцевола, по легенде, проник в лагерь этрусков, осадивших Рим, чтобы убить их царя Порсенну. По ошибке он убил не его, а его слугу. Царь велел сжечь его живым; Муций, чтобы показать свое равнодушие к смерти и пытке, положил правую руку в огонь, пылавший в алтаре. Пораженный Порсенна отпустил его.

http://azbyka.ru/otechnik/Minutsij_Felik...

Священник Владимир Бойков – Отец Владимир, расскажите, как Вы вместе с отцом Христофором оказались в Москве? – Это мой четвертый приезд в Москву за последние три года. Каждый раз, приезжая в Россию, я стараюсь привезти с собой какого-нибудь новичка, который не имеет возможности приехать самостоятельно: либо не имеет финансовых возможностей, либо не владеет русским языком. Отец Христофор – это крёстный отец моего сына. Около 10 лет назад я служил на приходе Русской Православной Церкви Заграницей в Чикаго, а отец Христофор и тогда и сейчас – в пригороде Сент-Луиса, штат Миссури, в шести часах езды от Чикаго. Тогда я был секретарём архиепископа Чикагского Алипия. Отец Христофор нуждался в помощи по литургике. Он был еще не очень опытным священником из новообращённых. Вам будет интересно узнать о его жизненном пути. Вам известен жизненный путь людей из советской системы, которые нашли веру, живя здесь, а он – человек, который нашёл веру в совсем других условиях. Он прошёл несколько стадий в своей жизни, всё ближе и ближе подходя к православию через протестантские течения христианства. Первые свои годы он жил в Африке с отцом, который был лютеранским миссионером. И пришёл к православию только тогда, когда уже был женат и имел троих детей. Они все крестились в один день и в одной купели. Сейчас у него уже пятеро детей. Он немного понимает русский язык, потому что сейчас на приходе у о. Христофора появляется всё больше и больше новоприезжих русских. У него англоязычный приход, но теперь он чаще использует на богослужении церковно-славянский язык. И общаться с русскими прихожанами было бы лучше на русском языке. Впрочем, сам отец Христофор мог бы рассказать о себе поподробнее. – Я очень хорошо помню африканский период своей жизни, свои детские годы. Мой отец был лютеранским миссионером в Африке на протяжении 15 лет. Я прожил там шесть лет, после чего уехал в Англию и учился пять лет в школе. Все это время мои родители были в Нигерии. Когда мне исполнилось 17 лет, наша семья вернулась в США. Однажды в 20 лет я зашёл в лютеранскую церковь – она показалась мне совсем пустой. Я тогда не знал, кем я стану.

http://pravoslavie.ru/4553.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010