Hancock W.K. Smuts: The Sanguine Years, 1870–1919. Cambridge: University Press, 1962. Census of the Cape of Good Hope 1904. Cape Town: Cape Times, 1904; Results of a Census of the Colony of the Cape of Good Hope, taken on the Night of Sunday, the 7th March, 1875. Part I. Cape Town: Saul Solomon and Co., 1877. Census of the Cape of Good Hope 1904. Cape Town: Cape Times, 1904; Census of the Colony of Natal. April 1904. Pietermaritzburg: P. Davis and Sons, 1905; Census of the Orange River Colony, Sunday, the 17th April, 1904. Bloemfontein: Argus Printing and Publishing Company, 1904; Census of the Transvaal Colony and Swaziland Taken on the Night of Sunday the 17th April, 1904. London: Waterlow and Sons Ltd., 1906. Стрельцов А. Д. Африканерский национализм в политической жизни Южно-Африканского Союза первой трети XX в.//Ученые записки Института Африки РАН. 2022. 2 (59). С. 74–87. Для обозначения этого феномена в христианстве существует несколько синонимичных терминов: афрохристианские течения, местные африканские церкви, «черные» церкви, сепаратистские церкви, африканские инициированные церкви и др. См. Mwaura P.N. African Instituted Churches in East Africa//Studies in World Christianity. 2005. Vol. 10. No. 2. P. 160–184. Захаров И. А. Обновленческое движение в Африке: от африканских независимых церквей к неопятидесятническим мегацерквям//Христианство на Ближнем Востоке. 2023. Т. 7. 4. С. 44–61. Historical Overview of Pentecostalism in South Africa, 2006 [Электронный ресурс]. URL: (дата обращения: 12.09.2023). Воронина Н. А. «Миссия апостольской веры ЮАР» и вызовы современности//Азия и Африка сегодня. 2015. 1. C. 66–70. Historical Overview of Pentecostalism in South Africa, 2006 [Электронный ресурс]. URL: (дата обращения: 12.09.2023). Clark M. Contemporary Pentecostal Leadership: The Apostolic Faith Mission of South Africa as Case Study//Cyberjournal for Pentecostal–Charismatic Research. 2007. no. 16 [Электронный ресурс]. URL: http://www.pctii.org/cyberj/cyberj16/clark.html (дата обращения: 11.10.2023).

http://bogoslov.ru/article/6195794

Новые религиозные течения представлены в Н. приверженцами Бахаи религии . Первые бахаиты прибыли в Ниамей из Тираны (Албания) в авг. 1965 г. В 1975 г. в Ниамее была основана Духовная ассамблея Нигера (National Spiritual Assembly of Niger). В 1978 г. правительство объявило бахаитов сектантами и запретило их деятельность на территории страны. В 1992 г. Национальная ассамблея возобновила работу. В 2014 г. насчитывалось ок. 5 тыс. приверженцев бахаизма. Традиционные африканские верования Традиционные африканские верования народов Н. основываются на поклонении предкам и животным, вере в перевоплощение души, культе плодородия. Традиц. африкан. культы сохраняются среди мусульман и принявших христианство местных жителей. Часть народов хауса, канури и чанга привержена культу «Бори», к-рый содержит элементы магии. Его последователи образуют полутайные религиозно-магические союзы, в которых большое влияние имеют жрецы и жрицы. Повседневная жизнь кочевого народа водаабе (люди табу) регулируется мн. строгими правилами (покорность старейшинам племени и старшим родственникам, терпение, дисциплина, самоконтроль и проч.). Члены племени не убивают и не продают животных, они используют скот только для получения молока и как транспортное средство. Сложно определить точное количество приверженцев традиц. африкан. культов, но их количество постоянно снижается. Религиозное законодательство Согласно Конституции 2010 г., Н.- светское гос-во (ст. 8). Провозглашена свобода вероисповедания. Дискриминация по религиозному, расовому, половому, этническому признакам, по социальному положению и политическим убеждениям карается по закону. Президент страны, вступая в должность, приносит присягу на священной книге своей религии (ст. 50). За межрелиг. диалог в стране отвечает Мин-во по делам религий. В гос. школах религ. обучение запрещено. При законодательно закрепленной свободе совести руководство Н., в к-ром сильны авторитарные тенденции, пресекает критику в свой адрес со стороны христ. духовенства. 27 апр. 2014 г. трансляция на гос. телевидении речи католич. еп. Джалвана Лорана Ломпо, позволившего себе критические высказывания о правящей партии страны, была прервана. История

http://pravenc.ru/text/2565190.html

В М. есть также приверженцы суфийского течения муридийя, к-рое представляет собой синтез кадирийи и тиджанийи с выраженным этнорелиг. акцентом. Они принимают участие в ежегодном поминовении основателя течения Амаду Бамбы у мавзолея Бамбы в г. Туба (Сенегал). На границе с Нигером проживают неск. тысяч последователей тариката сенусийя. В Бамако есть также приверженцы псевдоисламской секты ахмадийя. С нач. 2000-х гг. малийских имамов начали обучать в Марокко. На севере страны имеют влияние исламистские орг-ции, в т. ч. «Аль-Каида в исламском Магрибе», «Ансар-ад-Дин» (Защитник веры) и др., а также туарегская этносепаратистская орг-ция «Национальное движение за освобождение Азавада». Исламисты М. сотрудничают с джихадистскими группировками - нигерийской «Боко Харам» и сомалийской «Аш-Шабаб». В сент. 2000 г. был создан Высший исламский совет Мали (Haut Conseil Islamique du Mali, HCIM) - религ. ассоциация, выступающая в качестве посредника между различными мусульм. общинами и гос-вом. Совет состоит из 86 членов и 10 почетных председателей. В его структуру входят 5 органов, в т. ч. Национальное исполнительное бюро, состоящее из 45 членов, и Совет старейшин (Comité de sages) в составе 11 чел. Традиционные африканские верования Играют важную роль в духовной жизни народов М. и оказывают большое влияние на малийских мусульман и христиан, к-рые сохраняют нек-рые элементы традиц. религий, прежде всего анимизм. В основе традиц. культов в М. лежат поклонение духам предков и вера в перевоплощение души. Сложная мифологическая система бамбара и догонов включает большой пантеон героев и божеств. Главными божествами у бамбара являются Пемба и его жена Мусо Корони Кундье (см. также ст. Бамбара религия ). Помимо созидательной силы божественной паре приписывают и возможность разрушительного действия: считается, что Пемба лишил людей бессмертия, а Мусо Корони Кундье из ревности привнесла в мир зло, но позже обучила людей земледелию. Большинство бамбара считают, что жизнь человека имеет 2 проявления: «ни» (физическая жизнь, часто отождествляемая с дыханием) и «дья» (духовная жизнь, к которой относятся мыслительная способность, воля и проч.).

http://pravenc.ru/text/2561722.html

Чтобы избавиться от зуда, я влез на колодец и подставил свои ноги под желоб, а феллаху приказал черпать воду и лить ее в желоб. Что за приятность освежиться холодною водою в день удушливый! Чувствует отраду, блаженство самое тело и выражает оное сладостным трепетом. Я приехал в Азот для того, чтобы обозреть его оком археолога. Но до древностей ли тогда, когда сам походишь на развалину! Я предпочел сон археологическим поискам и под дымом заснул часа полтора. «Пора ехать в Ремли», – говорил мне о. Григорий, будя меня за руку, – «скоро ударит два часа пополудни». – «Велите вьючить мула и седлать коней, – отвечал я, поедем». Сели все на коней и потащились, молча повеся головы, ибо жар, чувствовалось, увеличился; мы ехали, как будто между разложенных огней по обеим сторонам дороги и под паром, которым обдавало нас сверху. Воздух не имел ни малейшего течения и наполнился сухими парами, так что они, как тонкий туман, покрывали все: и поднебие, и горы, и долы. В теле мы чувствовали необыкновенное расслабление, как будто все части его не имеют взаимной связи и существуют порознь. Все это происходило от палящего зноя африканского, который, по свойству теплоты, разрежал воздух и струился по всем направлениям. Проводники наши, два индейца, один белый, другой черный, замолчали, как рыбы; между тем как все утро напевали свои монотонный песни, сухие, как песок. Много деревень попадалось по дороге и виднелось в отдалении; но от усталости душевной и телесной я не мог обращать внимания на них и даже забыл их имена. Крайне не доволен я своею поездкою от Аскалона до Ремли; приехал я за несколько тысяч верст, чтобы видеть древний филистимский город Азот, был подле него, видел какое-то большое разрушенное здание, похожее на хан, и, сказать правду, не видал Азота, потому что в голове нет ясной идеи о нем, о строениях, о местоположении. Как это ни горько, но что-ж делать? С бунтовщицею- природою не сладишь; зажарясь и запарясь в ее огромной и душной печи, не сможешь держать ни пера, ни листа бумаги; да и мысль слабеет в этом пару.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 В этой статье неполная разметка Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Вид реки Иордан при впадении в Мертвое море, Чернецов Н.Г., 1854 г. Иордан (евр. yarden, араб. Эль-Урдун, Эш-Шериа), река на Ближнем Востоке, протекающая большей частью в современной Иордании , вдоль всей библейской Палестины и разделяющая ее на две половины. Длина реки 252 км. Профиль р. Иордан, Т. Даули География Принято географическое разделение Иордана на верхний - от сев. истоков до Тивериадского озера и нижний - от Тивериадского озера до Мёртвого моря . Река протекает по Сирийско-Африканскому рифту, и потому перепад высот в северной и южной части течения Иордана очень велик. Главные истоки, реки Эль-Хасбани (Снир), Дан и Банияс, берут начало у подножия горы Хермон на высоте ок. 520 м над уровнем моря. На высоте ок. 80 м над уровнем моря реки, слившись, образуют единое течение Иордана. На расстоянии 14 км к югу, на высоте ок. 78 м над уровнем моря, Иордан впадает в болотистое озеро Хула. На 25 км южнее, на высоте ок. 200 м ниже уровня моря, Иордан впадает в Тивериадское озеро. Иордан вытекает из Тивериадского озера с южной стороны и течет на юг к Мёртвому морю (ок. 410 м ниже уровня моря). На последнем, нижнем отрезке увеличивается меандрирование реки. В нижнем течении Иордан подпитывается еще несколькими притоками: с востока - реками Ярмук и Эз-Зарка (Иавок), стекающими с горы Галаад, с запада - реками Харод и Тавор, спускающимися с горы Гилбоа (Гелвуй). Стремительное течение и резкое падение на верхнем отрезке, извилистость и незначительная глубина на нижнем делают реку несудоходной. Прибрежная полоса И. покрыта обильной растительностью, контрастирующей с пустынными окрестностями. Берега реки заросли иорданским тамариском, ивами, акацией, олеандром и содомскими яблонями. В древности в полосе растительности, тянущейся вдоль реки («краса Иордана» ( Зах. 11, 3 ) ), водилось много диких зверей: львов ( Иер. 49, 19 ; Иер. 50, 44 ; Зах. 11, 3 ), леопардов, диких кабанов. До сих пор встречаются газели, лисы, шакалы и гиены. Берега Иордана также служат местом стоянок для перелетных птиц. Река богата рыбой.

http://drevo-info.ru/articles/20584.html

После Октябрьской революции он получил от советского руководства назначение начальником Гидрографической экспедиции Западносибирского района Северного Ледовитого океана. Борис Андреевич, будучи идейным противником «красных», установил контакты с представителями антибольшевистского подполья в разных регионах России и координировал с ними свои действия. В августе 1918 года он находился в Архангельске и, после свержения там большевиков, вместе со всеми имевшимися у него ресурсами добровольно перешёл в подчинение новой власти Северной области. Служа на флоте антибольшевистского Севера, Б.А. Вилькицкий занимался гидрографическими исследованиями Западной Арктики и налаживанием радиосвязи между северными регионами и Сибирью. В 1919 году Борис Андреевич принял активное участие в организации и проведении первой Карской товарообменной экспедиции, целью которой было обеспечение военного сотрудничества и торгово-экономических связей Белой Сибири со странами Европы. Во время Русского Исхода на Севере в феврале 1920 года, Б.А. Вилькицкий был одним из командующих эвакуацией Белых войск по морю в Норвегию. Ледокол «Козьма Минин», на котором он находился, в ходе артиллерийской дуэли успешно отбил атаку «красного» ледокола «Канада». Из Норвегии Борис Андреевич планировал перебраться на Юг России для продолжения борьбы с большевиками, но не успел этого сделать до падения Белого Крыма. В 1920–1923 годах Борис Андреевич проживал в Британии и Франции, а затем, по приглашению советских структур, приехал в СССР . Он подготовил и успешно провёл две Карские товарообменные экспедиции в 1923 и 1924 годах, но за это время полностью разуверился в возможности перерождения советской власти. Вернувшись в Европу, Б.А.Вилькицкий первоначально проживал во Франции, в 1928–1931 годах возглавлял в Бельгийском Конго гидрографическую бригаду, занимавшуюся изучением нижнего течения реки Конго. Подорвав здоровье в африканских тропиках, Борис Андреевич обосновался в Брюсселе, где до конца жизни работал на скромных конторских должностях и давал уроки русского языка, так и не приняв иностранного гражданства.

http://ruskline.ru/politnews/2021/03/05/...

Крещение Господне. Миниатюра из Киевской Псалтири. 1379 г. (РНБ. F. 6. Л. 36 об.) Крещение Господне. Миниатюра из Киевской Псалтири. 1379 г. (РНБ. F. 6. Л. 36 об.) Л. Кёлер , принимая во внимание гл. обр. древнеперсид. данные, высказал предположение, что речь идет о слове иран. происхождения, состоящем из элементов yar (древнеперсид. yar - год) и don/ dan (древнеперсид. danav - река) со значением «река, текущая весь год» ( K ö hler. 1939). Ряд авторов отмечают фонетическое сходство названий рек Средиземноморского бассейна и Европы: Ιαρδνος на Крите ( Homer. Od. III 292) и в Элиде ( Idem. Iliad. VII 135), Eridanus (р. По), Rhodanus (р. Рона), Οαρδνες в Сарматии ( Ptolem. Geogr. V 9. 28). Из этого делались различные выводы. Так, считалось, что семит. слово со значением «река» благодаря финикийцам распространилось по Средиземноморью. Р. Харрис, а также Ф. Гоммель полагали, что эти названия восходят к индоевроп. слову, представленному в персид. и арм. языках, ward - роза ( Becking. 1999). Эту линию интерпретации продолжает и В. фон Зоден, который приходит к выводу, что это «древний средиземноморский термин», однако считает, что он возник до появления как индоевропейцев, так и семитов в Леванте (см.: Görg. 1990. P. 323). Ряд этимологий, как древних, так и новых, исходит из того, что в слове   присутствует наименование колена или местности Дан , где берет начало один из истоков И. Так, блж. Иероним Стридонский, исходя из греч. написания Ιορδνες, считал, что это наименование образовано сложением названий 2 истоков - Йор и Дан ( Thompson. 1992). См. также мнение раввина Хийи бар Аббы, приведенное в Вавилонском Талмуде (Берахот. 55а). Из авторов Нового времени, напр., Р. Олден приводит истолкование   как «вода (река) Дана», исходя из хурритского iar - вода ( Alden. 1975). А. К. Лявданский География региона Принято географическое разделение И. на верхний - от сев. истоков до Тивериадского оз. (см. Галилейское море ) и нижний - от Тивериадского оз. до Мёртвого м. Площадь бассейна И. составляет ок. 18 тыс. кв. км. Средний уклон ок. 1,85 м/км. Река протекает по Сирийско-Африканскому рифту, и потому перепад высот в сев. и юж. части течения И. очень велик. Главные истоки, реки Эль-Хасбани (Снир), Дан и Банияс, берут начало у подножия горы Хермон на высоте ок. 520 м над уровнем моря. На высоте ок. 80 м над уровнем моря реки, слившись, образуют единое течение И. На расстоянии 14 км к югу, на высоте ок. 78 м над уровнем моря, И. впадает в болотистое оз. Хула. На 25 км южнее, на высоте ок. 200 м ниже уровня моря, И. впадает в Тивериадское оз. На этом участке уклон реки составляет 17,6 м/км. И. вытекает из Тивериадского оз. с юж. стороны и течет на юг к Мёртвому м. (ок. 410 м ниже уровня моря). На последнем, нижнем отрезке увеличивается меандрирование реки. В нижнем течении И. подпитывается еще неск. притоками: с востока - реками Ярмук и Эз-Зарка (Иавок), стекающими с горы Галаад, с запада - реками Харод и Тавор, спускающимися с горы Гилбоа ( Гелвуй ).

http://pravenc.ru/text/578378.html

Маркес в романе «Любовь во время чумы» пишет о беспросветности и разложении мира, в котором не слышно детских голосов, повсюду трупы погибших от болезней и нескончаемых бессмысленных войн. Не стоит ли и нам вспомнить о 8 миллионах умерших в годы «великой перестройки», не говоря уж о тысячах погибших в последних войнах? Не живём ли мы под чумным флагом, зловещим символом ухода в никуда? Быть может, это знак наступающих времён, а трижды обманутые вождением за нос россияне всё ещё простодушно верят, что завтра будут жить в самой лучшей из обещанных «демократами» цивилизаций, где каждый (по философии самодовольного вольтеровского болтуна Панглоса) будет «возделывать свой лучший из возможных садов»? Не чужой ли он, этот сад, будет? Не сомневаюсь нисколько. Сейчас мы кое-как живём за счёт созданного старшими поколениями, проедая хлеб наших внуков и правнуков в конце концов. И тут я слышу возражения приспособившегося и не очень глупого мещанина, моего знакомого: «Не согласен, жизнь - это наслаждение! А в нелёгкой жизни спасает не политика - спасают удовольствия, развлечения и забавы. Надо выжить! К чёрту мучить самих себя! Они - мельница, мы - зерно. Перемелется - мука будет!» Некий самозваный африканский пророк сказал, что молчание Бога - главный признак божественного существования. Я, грешный и смертный, не могу молчать потому, что не чувствую подземные толчки социальных перемен. Жизнь - река Вселенной, но во времени мы плывём против течения, в обратном направлении, не понимая, что внушаем себе миф - поймать призрак не существующего на земле рая. Иначе говоря, мы все идём по тонкой плёнке хрупкого льда, под которым чёрная непроглядная глубина. В.К. Я понимаю так: вы роман свой написали с целью раскрыть глаза людям на самих себя, на положение, в котором они находятся. По-моему, вы хотели таким образом как следует встряхнуть их, дабы вывести из состояния некоей оцепенелости. Но... многим показалось, что их лишают всякой надежды. А без надежды плохо, без неё жить нельзя! Пусть она даже иллюзорная - всё-таки как-то в трудной жизни поддерживает. Вспомните, когда под гиканье, улюлюканье одних и равнодушное молчание других уничтожали социализм в нашей стране, а по существу - саму страну, чем утешали людей и чем они утешались, обнадёживая себя: фермер нас накормит, Запад нам поможет. Был создан восхитительный, соблазнительный, гипнотизирующий образ прекрасного Запада. Дескать, там, «за бугром», всё только хорошо и замечательно - вот заживём, как они, как в Америке...

http://ruskline.ru/opp/2019/mart/12/vyra...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЛИГА ИСЛАМСКОГО МИРА [Др. название - Всемирная исламская лига; араб. Рабита аль-алям аль-исламий; англ. Muslim World League], международная ислам. неправительственная религиозно-политическая орг-ция. С 1979 г. имеет консультативный статус при ООН, член ЮНИСЕФ. В 1962 г. в Мекке по инициативе наследного принца Саудовской Аравии Фейсал ибн Абдул Азиза состоялась Всеобщая исламская конференция, на к-рой присутствовали духовные авторитеты из 22 стран, представлявшие различные направления ( мазхабы ) и течения в исламе. Итогом конференции стало создание Л. и. м., ведущие позиции в орг-ции заняла Саудовская Аравия. Штаб-квартира Л. и. м. расположена в Мекке. В соответствии с уставом целями Л. и. м. являются пропаганда вероучения ислама, борьба с враждебными исламу идейными течениями, работа с молодежью, строительство мечетей и мусульм. учебных заведений, помощь в организации паломничества к религиозным святыням. Своими главными задачами Л. и. м. считает расширение контактов между ислам. орг-циями, выработку общих теологических обоснований по важнейшим политическим вопросам, борьбу в защиту прав мусульманских меньшинств в различных странах мира. Высшим органом Л. и. м. является Генеральная исламская конференция (собирается в Мекке не чаще одного раза в 5 лет), к-рая рассматривает глобальные проблемы мусульм. мира и принимает по ним решения, имеющие рекомендательный характер. В конференции участвуют ок. 500 видных религ. деятелей из большинства мусульм. стран. В перерывах между конференциями текущей работой руководят Консультативный совет (53 чел. из 29 стран) и Генеральный секретариат. Должность генерального секретаря постоянно закреплена за представителем Саудовской Аравии (в наст. время - Абдаллах ибн Абд аль-Мухсин ат-Турки). В состав Л. и. м. входят: Высший комитет по координации работ исламских организаций мира; Специальная комиссия по опровержению инсинуаций против ислама; Высший всемирный совет мечетей; Высший комитет по исламским делам; Совет по исламской философии. Представительства Л. и. м. находятся как на территории Саудовской Аравии (Эр-Рияд, Джидда, Медина), так и в США, Великобритании, Франции, ФРГ, Канаде, Италии, Испании, Дании, Бразилии, ЮАР, Сенегале, Габоне, Мавритании, Нигерии, Танзании, Буркина-Фасо, Сомали, Судане, Уганде, Пакистане, Йемене, Иордании, Малайзии, Индонезии, на Коморских и Мальдивских о-вах, в Тринидаде и Тобаго. Для координации их деятельности были созданы ислам. советы: европейский (1973, штаб-квартира в Лондоне), африканский (1976, штаб-квартира в Дакаре), для Сев. и Юж. Америки и Карибского бассейна (1970, штаб-квартира в Нью-Йорке), азиатский (1978, штаб-квартира в Карачи).

http://pravenc.ru/text/2110475.html

Почему так произошло, понять несложно: в советское время вся бытовая культура подверглась весьма суровому редактированию, в ходе которого везде, где было возможно, русское заменили на советское, а где было совсем уж никак, оставили тот самый стандартный туристический пакет, который мои соотечественники проглатывают год за годом, принимая за русскую народную культуру. За годы пережевывания этого скудного культурного набора отвращение к нему, похоже, въелось подавляющему большинству уже в подсознание. Как показали практические наблюдения, даже поняв, что то, что они привыкли считать русским народным, – как минимум, неполная картина, устремиться к корням люди не рвутся. Предпочитая придумывать пятьсот аргументов в пользу того, что: а) традиционная русская культура умерла и воскрешению уже не подлежит; б) а если и подлежит, то вреда в этом больше, чем пользы, поэтому давайте ее добьем и закопаем, чтоб не мучилась; в) даже если пользы очень много, все равно ничего не получится, потому что это очень сложно, требует особого подхода и невероятных усилий; г) а если даже и не требует, то все равно не получится и никому не нужно. Почему? Потому что! Реакции эти насколько вполне понятны, настолько и пугающи. Потому что реагируют так отнюдь не только записные русофобы, низкопоклонники перед Западом и кто-там-еще-так-может-реагировать: это среднестатистическая реакция среднестатистического жителя России. Среднестатистический житель России не в состоянии себе представить, что у него может быть нормальная национальная культура. Это нечто из области научной фантастики, он в этом свято убежден. В итоге соотечественник с превеликим удовольствием надевает на себя перуанские вязаные шапочки и арабские гигантские штаны с мотней у колен, не находя в этих нарядах ничего нелепого и стыдного. А вот сарафан или косоворотка вызывают у него чувство внутреннего смущения. Хотя, если вдуматься, русские фольклорные и этнические мотивы давно могли бы занять достойное место в мировой культуре и моде. Сейчас что этнический, что кантри-стиль, как его разновидность, – вполне себе массовые течения в моде и культуре. И столь же устойчивые, как ар-деко или хай-тек. Мне кажется, привнесение в этнику изрядного количества русского вкупе с марокканским, африканским или американским было бы только к лучшему.

http://pravmir.ru/nacionalnaya-fofudejna...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010