Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АФРИКАНСКИЕ ХРИСТИАНСКИЕ ТЕЧЕНИЯ [Др. названия: Африканские независимые церкви, афрохрист. течения, местные африкан. церкви, «черные» церкви], общее название церквей и сект, к-рые объединяют, как правило, людей только черной расы и сочетают в своей доктрине положения христианства и традиц. африкан. верования. Значительная часть этих сект и церквей имеет ярко выраженные нац. черты и не выходит за рамки этноса, внутри к-рого они зародились. Первая секта, принадлежащая А. х. т., была основана бывш. методистским проповедником Ниемией Тиле в 1884 г. в Капской колонии (территория совр. ЮАР) и получила название Национальная церковь тембе (по названию народа). Наиболее активный период развития А. х. т. пришелся на 1-ю пол. ХХ в. Кимбангизм , крупнейшая из сект и церквей этой группы, входит во Всемирный Совет Церквей. К А. х. т. относятся неск. тыс. догматически разнородных церквей и сект, объединенных идеей «черного христианства», противопоставляемого пришедшему вместе с колониализмом «белому христианству». Они провозглашают богоизбранность черной расы и обвиняют белых в искажении христианства. Все пророки и Иисус Христос объявляются чернокожими; дьявол же и бесы, наоборот, нередко рисуются белокожими. Догматика имеет ярко выраженные пневматологические тенденции, т. е. Св. Дух нередко почитается выше др. лиц Св. Троицы. В основном эти секты и церкви являются производными от различных направлений протестантизма. Желание протестантов европеизировать свою паству при отсутствии жесткой церковной дисциплины породило многочисленные расколы в этих течениях. Условно А. х. т. можно разделить на 5 основных групп: адаптированно-христ., мессианские, языческо-христ., ветхозаветные и эфиоп. («черные» церкви), причем нек-рые можно отнести к неск. группам сразу. Адаптированно-христ. секты представлены в основном ответвлениями различных протестант. конфессий и католицизма, так или иначе приспособленных к местным условиям: Легион Марии (Вост.

http://pravenc.ru/text/77134.html

Действуют другие независимые протестант. церкви: Международная евангелическая церковь (Église Évangélique International, EEI), Христианская евангелическая ассамблея Нигера (Christian Evangelical Assembly of Niger, ACEN). Существуют также общины баптистов . Первые баптист. миссионеры прибыли в Н. в 1927 г. В 1929 г. в Н. открылась Африканская христианская миссия (African Christian Mission), известная впосл. как Евангелическая баптистская миссия (Evangelical Baptist Mission). Усилиями миссии был создан Союз Евангельских баптистских церквей (Union des Églises Évangéliques Baptistes), в наст. время объединяющий ок. 700 чел. в церковных орг-циях. В 60-х гг. XX в. выходцы из Нигерии и Бенина основали в Н. 2 африканские харизматические христ. орг-ции - «Херувим и Серафим» (Chérubin et Séraphin) и Небесную христианскую церковь (Église du Christianisme Céleste). В нач. XXI в. каждая насчитывала ок. 1 тыс. приверженцев. В последние десятилетия в Н. появились новые протестант. миссии: Ассамблеи Бога , Международная миссия братства (Fellowship International Mission), ранее известная как Братство независимых миссий (Fellowship of Independent Missions), «Горизонты» (Horizons), «Голгофские служения» (Calvary Ministries), «Открытые двери» (Open Doors), Миссия пустыни Сахара (Sahara Desert Mission) и др. В нач. 10-х гг. XXI в. протестанты составляли ок. 70% всех христиан страны (ок. 80 тыс. чел.). В 1998 г. был создан Союз евангельских миссий и церквей Нигера (Alliance des Missions et Églises Évangéliques du Niger), объединивший 16 протестант. орг-ций для координации их действий. Союз призван защищать интересы большинства протестантов Н. перед властями страны и др. религ. орг-циями и способствовать межденоминационному и межконфессиональному диалогу. Ислам 95% мусульман Н. являются суннитами, 5% - шиитами. Ислам исповедуют более 90% хауса. Значительное влияние имеют тарикаты тиджанийя (на юге), кадирийя (в центре), хамаллийя (в нек-рых районах). В 1956 г. была создана община ахмадийя. С нач. 90-х гг. XX в. в стране развивается течение ваххабизма . Коран переведен на нек-рые местные языки. Новые религиозные течения

http://pravenc.ru/text/2565190.html

В обрядности пятидесятников широко распространены экстатические методы, которые достаточно часто заимствуются из неевропейских традиционных культур. Среди них центральное место занимает практика введения в транс, которая по своему характеру, символизму и способу достижения ближе всего к западноафриканским традициям , проникшим в Америку в ходе работорговли. Необходимо отметить, что последнее оказало существенное влияние на обрядность поздних протестантских течений, особенно в методизме и баптизме, из которых впоследствии развилось пятидесятничество, сумевшее инкорпорировать элементы традиционных африканских культур. Вместе с тем пятидесятничеству свойственна высокая адаптивность к локальным культурам, а также активное взаимодействие с другими христианскими течениями в рамках обновленческого движения («Ревайвела»), в котором оно занимает центральное место. Известный итальянский антрополог Пино Скиррипа трактует процесс распространения пятидесятничества в мире не столько как простое «примыкание» к этому течению, сколько как заимствование присущих ему культовых практик, прежде всего в отношениях с божественным началом, мейнстримными протестантскими и католическими церквями при сохранении их религиозной идентичности . Важной характеристикой современного пятидесятничества является широкое распространение идей фидеизма, который провозглашает главенство веры над разумом. Это порождает иррациональное поведение среди верующих и их невосприимчивость к точкам зрения, конфликтующим с их убеждениями. Многие пятидесятники твердо верят, что могут изменить мир и улучшить свое материальное положение исключительно с помощью веры. Популяризация этой идеи стала возможна в том числе благодаря «проповеди процветания», которая, как считается, позволяет достичь финансового и материального благополучия в этом мире. Особенно широкое распространение эти убеждения получили в африканских странах, вступивших на путь экономических реформ в конце ХХ — начале XXI вв. Указанные особенности составляют доктринальную основу пятидесятничества и в той или иной степени распространены среди всех деноминаций этого течения. Тем не менее их лидеры могут акцентировать различные аспекты проявления Святого Духа и культовые практики, что определяет порой существенные различия между пятидесятническими церквями.

http://bogoslov.ru/article/6195484

Сейчас надмировыми силами искусственно формируется и широко рекламируется некий вызов всему христианству в мире. И перед угрозой этого вызова все течения, именующие себя «христианскими», должны объединиться. Стимулируется активное сближение православных с католиками и протестантами. И еще больше надуманных поводов получает Всемирный совет церквей. Объединение православных со всеми западно-христианскими, а, точнее, псевдохристианскими течениями, требуется, чтобы собрать всех под папу римского, что станет сокрушительным ударом по Православию и России. В русле экуменизма и «межконфессионального единства» ведут активную работу пятидесятнические СМИ. В частности, питерское радио «Теос». Туда с 1990-х годов приглашают выступать представителей всех объединений, называющих себя христианскими. В прошлом году один из ведущих этого радио Олег Шевкун, деятель с выраженной антироссийской позицией и американской подготовкой (заканчивал баптистскую семинарию в Далласе), брал интервью у посла африканского государства Руанда в России Жанны Дэ Арк Мужавамарии. Посол – протестантка. Она активно общается в России с представителями баптистских церквей. И вряд ли стоит удивляться, что в мае этого года в Руанду ездила делегация Национального антинаркотического союза во главе с Лушниковым. Делились опытом борьбы с наркоманией, выразили намерения заключить договор о сотрудничестве… До этого посол Руанды в России, которая неплохо знает русский язык и училась в московском Университете дружбы народов, посещала зимний лагерь Национального антинаркотического союза. Сейчас наблюдается тенденция к поглощению баптизма пятидесятниками. И, может быть, баптисты также готовы заимствовать у пятидесятников опыт борьбы с наркоманией. И под прикрытием этого общего дела, совместно с другими нетрадиционными религиозными направлениями и даже сектами в духе «Нью Эйдж», распространять американскую демократию и интересы сил мирового порядка по планете. Исследователи отмечают, что там, где заводится «вирус пятидесятничества», вся община становится пятидесятнической. Если православные приходы относительно устойчивы к этому «вирусу», то в отношении баптистов картина выглядит иначе.

http://ruskline.ru/news_rl/2019/06/01/zm...

Основные черты пятидесятничества Пятидесятничество отличается эклектичностью и внутренним разнообразием, объединяя в себе десятки тысяч церквей по всему миру. Несмотря на внутреннее разнообразие и отсутствие единой доктрины, практически все пятидесятнические церкви сходятся в убеждениях относительно исключительного значении Святого Духа; учения о «рождении свыше»; учения о «дарах Духа»; учения об исцелении; учения о тысячелетнем царстве Христа. Другими сущностными особенностями пятидесятничества являются высокие эсхатологические ожидания, вера в богодухновенность Библии и вовлеченность последователей в социально-ориентированную, миссионерскую, а также прозелитическую деятельность. Не ставя своей задачей дать полную характеристику данного религиозного течения, ограничимся кратким описанием наиболее важных черт, которые позволили пятидесятничеству превратиться из небольшого движения в одну из крупнейших и быстрорастущих христианских общин в Африке и мире. Среди них ключевое значение имеет мистический характер религиозного опыта последователей, обычно трактуемый как «дары Духа», который неофиты могут обрести после «рождения свыше» — духовного преобразования и перехода в пятидесятничество. Среди таких даров большое значение придается «дару языков», считающемуся признаком сверхъестественной силы, которая позволяет овладеть сакральным языком общения с Богом. Этот «дар» проявляется в глоссолалии (молитвах на иных «языках», семантически не имеющих смысла, но напоминающих осмысленную речь, на которых говорят в состоянии транса; или иностранных для аудитории языках) и ксеноглоссии (речь на незнакомом говорящему, но существующем языке). Такие практики получили распространение после Пробуждения на Азуса-стрит (Лос-Анджелес, США) в 1906 г. , хотя были известны и раньше. Также для пятидесятничества важен «дар исцеления», который позволяет излечить страждущих исключительно силой веры. По мнению последователей этой религии, физическое здоровье определяется духовным состоянием человека, поэтому многие пятидесятники отвергают подходы современной доказательной медицины, предпочитая им «позитивное мышление», различные религиозные ритуалы, в том числе введение пациента в транс, обряды экзорцизма и т. п. Особенно большой популярностью такие практики пользуются у населения развивающихся стран Африки, не имеющих доступа к здравоохранению. Здесь регулярно проводятся службы с массовыми исцелениями, которые собирают целые стадионы. Благодаря этому пятидесятнические церкви смогли найти миллионы последователей по всей Африке и в других регионах мира .

http://bogoslov.ru/article/6195484

Статья Современное пятидесятничество проникло практически во все регионы мира, благодаря чему оно стало действительно глобальной религией, а его влияние распространилось и на другие христианские течения. С учетом харизматов и неохаризматов общая численность глобальной общины пятидесятников в 2020 г. оценивалась в 709,8 млн человек, что составляло около четверти христианского населения мира . Если говорить только о классических пятидесятниках, то к 2015 г. их насчитывалось 204,1 млн человек, хотя всего столетие назад эта цифра едва превышала несколько десятков тысяч последователей по всему миру . Вместе со стремительным ростом общины пятидесятников влияние этой конфессии на массовую культуру, политику и экономику усиливалось, а ее идеи в разных формах стали проникать в жизнь представителей иных вероисповеданий, в том числе мусульман. Особенно заметно это становится в Африке, где общая численность обновленцев в 2015 г. оценивалась в более чем 200 млн человек , т. е. почти 40% всего христианского населения континента. В фокусе настоящей статьи находятся особенности пространственной экспансии пятидесятничества в Африке — регионе, имеющем важное значение не только для этой конфессии, но и для глобального христианства в целом. Увеличение размеров общины и расширение географии ее распространения рассматривается в контексте роста мобилизационного потенциала обновленческого движения, чьи идеи приобретают все большую популярность в странах континента. Важность рассматриваемой проблематики обусловлена не только сдвигами внутри конфессионального пространства Африки, но и растущей вовлеченностью пятидесятнических лидеров и организаций в общественно-политическую жизнь, образование и социальные проекты. Исследование опирается на анализ конфессиональной статистики на уровне стран Африки за период с 1900 по 2015 г. , а также контент-анализ официальных сайтов крупнейших пятидесятнических церквей, Всемирного совета церквей, Всемирного содружества пятидесятников и др. Важное значение для исследования представляют вторичные источники, позволяющие сформировать представление об историко-генетическом развитии пятидесятничества в Африке.

http://bogoslov.ru/article/6195484

Религия. Ислам суннитского направления - религия 52% (янв. 2003) населения Б.-Ф.; традиц. афро-исламский синкретизм пользуется в стране значительной поддержкой. Католики составляют ок. 13,5% населения (2003). Первые католич. миссионеры - представители монашеской конгрегации Белых отцов - прибыли в страну в 1900 г., за 2 года ими были основаны 2 миссионерские станции, учрежден апостольский викариат Уагадугу. В 90-х гг. XX в. в Б.-Ф. существовали 1 митрополия, 10 епархий и 115 приходов католич. Церкви. Протестантские церкви, деноминации и секты - 2%, представлены пятидесятниками (Ассамблеи Бога) , баптистами (Союз баптистских церквей Буркина-Фасо (60 орг-ций), входящий в Баптистский всемирный альянс ), меннонитами (5 орг-ций), адвентистами седьмого дня. В стране действуют также общины бахаитов и свидетелей Иеговы (21 орг-ция). Традиционные африканские культы исповедуют свыше 30% населения. Местные политеистические религии (наряду с культом священных царей) играют важную роль в жизни страны и лежат в основе традиционализма. Среди африканцев, принявших ислам или христианство, многие (порой даже священники) продолжают выполнять традиционные обряды и ритуалы. Существуют также группы некрещеных африканцев, причисляющих себя к католикам или «неопределенным христианам». Законодательство по вопросам религии. Конституция 1991 г. запрещает дискриминацию на основании религ. принадлежности (гл. 1, ст. 1), провозглашена свобода вероисповедания (ст. 7). Лит.: Авдюнина Л. А. Современная Верхняя Вольта. М.,1976; Буркина-Фасо//Африка: Энциклопедический справочник. М., 1986. Т. 1. С. 373-379; Традиционные и синкретические религии Африки. М., 1986; Буркина-Фасо//КатЭ. Т. 1. Стб. 790-794. М. И. Шевчук Рубрики: Ключевые слова: АФРИКАНСКИЕ ХРИСТИАНСКИЕ ТЕЧЕНИЯ общее название церквей и сект, которые объединяют людей черной расы и сочетают в своей доктрине положения христианства и традиционные африканские верования ЕВАНГЕЛИЧЕСКИЕ ЦЕРКВИ ЗАПАДНОЙ АФРИКИ межденоминационное религиозное объединение, являющееся одной из самых крупных неправительственных орг-ций Нигерии

http://pravenc.ru/text/153663.html

Е. ц. З. А. основала 8 колледжей по изучению Библии и 15 богословских ин-тов. Медицинский департамент курирует работу 4 больниц, 110 поликлиник, аптечной сети и школы по подготовке медперсонала. Церкви проводят миссионерскую и образовательную работу на радио и в печати, занимаются оказанием помощи сельским жителям и социальным службам в городах, решают проблемы преодоления племенной розни, проводя работу среди населения. Более 1,5 тыс. миссионеров, являющихся представителями Евангелического миссионерского общества, миссионерского отд-ния Е. ц. З. А. служат в Нигерии и др. странах, в последнее десятилетие - в странах Ближ. Востока, Европы, особого успеха они достигли в США в кругах темнокожего населения. Высшим органом Е. ц. З. А. является Генеральный совет, собирающийся раз в год, в его ведении находятся все вопросы развития церкви, ее устава и политики. На местах управление осуществляют Региональные советы, к-рые собираются 2 раза в год. На территории всей Нигерии, и особенно в ее центральной части, растет количество членов церкви. За последние неск. лет численность нек-рых общин выросла на 400%, включая церкви, расположенные в северной, традиционно ислам. части страны. В 2007 г. более 6 тыс. общин объединяют свыше 5 млн верующих. Лит.: Neill S. A History of Christian Missions. Hammondsworth, 1964; Fuller H. W. Run While the Sun Is Hot. Cedar Grove, 1967; Sanderson L. The Sudan Interior Mission and the Condominium Sudan, 1937-1955//J. of Religion in Africa. 1976. Vol. 8. Fasc. 1. P. 13-40; Adeyemi E. A. From Seven to Seven Thousand: The Story of the Birth and Growth of SIM/ECWA Church in Ilorin. Ilorin, 1995; Corwin G. R. Bingham, Rowland Victory//Evangelical Dictionary of World Missions/Ed. A. S. Moreau. Grand Rapids (Mich.), 2000; Rennie I. S. Bingham, Rowland V.//Biographical Dictionary of Evangelicals. Leicester (GB), 2003; Cooper B. M. Evangelical Christians in the Muslim Sahel. Bloomington (Ind.), 2006. Э. Небольсин Рубрики: Ключевые слова: АФРИКАНСКИЕ ХРИСТИАНСКИЕ ТЕЧЕНИЯ общее название церквей и сект, которые объединяют людей черной расы и сочетают в своей доктрине положения христианства и традиционные африканские верования

http://pravenc.ru/text/186821.html

Учредительная ассамблея В. к. ц. состоялась в 1963 г. под девизом: «Свобода и единство во Христе» (Freedom and Unity in Christ), до наст. времени собиралось еще 7 ассамблей: в 1969 г. в Абиджане (Кот-д " Ивуар) - «Идя вместе со Христом в сегодняшней Африке» (Working with Christ in Africa Today); в 1974 г. в Лусаке (Замбия) - «Живущие больше не для себя, а для Христа» (Living No Longer for Ourselves but for Christ); в 1981 г. в Найроби (Кения) - «Следуя за Светом Иисуса Христа» (Following the Light of Jesus Christ); в 1987 г. в Ломе (Того) - «Вы будете моими свидетелями» (You shall be My Witnesses); в 1992 г. в Хараре (Зимбабве) - «Преизобильная жизнь в Иисусе Христе» (Abundant Life in Jesus Christ); в 1997 г. в Аддис-Абебе (Эфиопия) - «Обеспокоенные, но неразрушенные» (Troubled but not destroyed); в нояб. 2003 г. в Яунде (Камерун) - «Приди, восстанови нас» (Come, Let us Rebuild). Последняя ассамблея много внимания уделила проблеме борьбы со СПИДом, к-рый приобрел в Африке характер пандемии. В мае 2003 г. генеральным секретарем В. к. ц. стал епископ Методистской церкви в Юж. Африке Хамилтон Мувуме (Мвуме) Дандала, президентом был избран пресвитерианский пастор из Камеруна Ниансако-Ни-Нку. Штаб-квартира В. к. ц. находится в Найроби (Кения), офиц. представительство для франкоговорящих африканцев располагается в Ломе (Того). На нояб. 2004 г. во В. к. ц. состоит 168 национальных церквей с общим числом верующих ок. 120 млн чел., 41 ассоциированный член из 39 стран, включая национальные советы церквей. В. к. ц. как ассоциированный член Всемирного Совета Церквей получает от него финансовую и информационную помощь. Лит.: The Church in Changing Africa: Rep. of AACC. N. Y., 1958; Umic E. S. Visions of Authenticity: The Assemblies of the All Africa Conf. of Churches, 1963-1992. Nairobi, 1997. Е. C. Сперанская Рубрики: Ключевые слова: АФРИКАНСКИЕ ХРИСТИАНСКИЕ ТЕЧЕНИЯ общее название церквей и сект, которые объединяют людей черной расы и сочетают в своей доктрине положения христианства и традиционные африканские верования

http://pravenc.ru/text/155460.html

Африка) и Дини-я-Мария (побережье Гвинейского зал.) - католические; Избранные евангелического возрождения (Уганда), Номья-луо (Кения), Церковь Бога (Бурунди), Нигерийская ассоциация Церквей Аладура (Нигерия) - англиканские; Центральноафриканская Церковь (ЦАР), Лютеранская Церковь бапеди (ЮАР) - лютеранские; Объединенная Методистская Церковь (Нигерия), Африканская Методистская Епископальная Церковь (Свазиленд), Церковь Эледжи (торговцев рыбой) и Объединенная туземная африканская Церковь (Бенин) - методистские; Протестантская баптистская Церковь киву (Демократическая Республика Конго), Баптистский комитет (ЦАР), Баптистская Церковь Библии Мадагаскара - баптистские; Ассамблея Бога (Буркина-Фасо) и Миссия ассамблей Бога (Того) - ответвление от секты пятидесятников; Церковь сторожевой башни (см. Китавала ) (Замбия и Демократическая Республика Конго) - разновидность секты «Свидетели Иеговы». Особое место занимают сионские Церкви (см. Сионские Церкви Африки ), восходящие к амер. движению сионистов и насчитывающие до 15 млн последователей преимущественно в Зап., Центр. и Вост. Африке. В мессианских сектах основатели движения, а нередко и их преемники наделяются сверхъестественными качествами или обожествляются. К таким сектам относятся кимбангизм и его разновидности (мацуаизм, мпандизм, мвунгизм, секты Тонза и «богоданных»), харризм, секты «херувимов и серафимов» и «второго Ильи-пророка», лумпа , Африканская апостольская Церковь Дж. Маранке. Из-за крайнего радикализма доктрин члены этих сект неоднократно инициировали столкновения на межрелиг. почве, в общей сложности унесшие жизни неск. десятков тыс. чел. Мессианские секты распространены в основном в Зап. и Центр. Африке и объединяют ок. 10 млн чел. Эфиоп. секты («черные» церкви) появились в нач. XX в. гл. обр. в Вост. Африке и в странах Карибского бассейна. Они проповедуют богоизбранность эфиопов, возводя их родословную к древним иудеям (см. Родословия евреев ). Мн. эфиоп. секты являются монархическими. Часть их заимствовала вероучение и обрядность у монофизитской Эфиопской Православной Церкви и имеет нек-рое подобие иерархии, др., как, напр., движение растафари , создали собственную доктринальную систему.

http://pravenc.ru/text/77134.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010