Афон (θως). Собор Успения Пресвятой Богородицы в Карее. /// Епархия неизвестна Карта и ближайшие объекты В настоящее время монашеская республика Афон управляется Священным Кинотом, состоящим из представителей двадцати афонских монастырей. Кинот и выбранный из него совет – Священная Эпистасия – составляют Протат – орган верховного управления Афоном. Все афонские монастыри поделены на пять четвёрок, ежегодно поочерёдно сменяющих друг друга в управлении Святой Горой. Первое лицо из четырёх эпистатов – Прот или Протоэпистат – может быть избран только из представителей одного из пяти монастырей, возглавляющих традиционные четвёрки: Великой Лавры, Ватопедского, Иверского, Дионисиата и Хилендара. Карейский протатский храм Успения Пресвятой Богородицы – соборный для всего Афона. Он был построен в X веке императором Никифором Фокой. В XIII собор разрушили униаты (или, по другим данным, каталонцы), на этот раз его воссоздали на пожертвования императора Андроника II. Здесь сохранились фрески XIΙΙ века, автор которых – один из величайших иконописцев в истории Церкви, представитель так называемой македонской школы Эммануил Панселинос. Мраморный иконостас собора – древнейший, из сохранившихся на Афоне. Позднейший иконостас 1611 года – произведение иеромонаха Неофита Рутиса (он считается прототипом афонских резных иконостасов) – в 1955 году был перенесён в здание Священного Кинота и помещён рядом с залом собраний. На Горнем месте в алтаре Протатского храма находится чудотворная икона Богородицы «Достойно Есть» (греч. «Аксион Эстин»), наиболее почитаемый на Афоне образ Божией Матери. Всякий паломник может помолиться перед чудотворной иконой и приложиться к ней, но чтобы это сделать, необходимо попасть в протатский собор, который открывается дважды в день для утреннего и вечернего богослужений; обычно это бывает в 5 утра и в 6 вечера. В пирге Протата находится библиотека, в которой помимо 117 древних рукописей хранится и уникальная историческая реликвия – трагос, т. е. цельная козлиная шкура, на которой записан первоначальный афонский устав, данный святогорским монахам императором Иоанном Цимисхием в 972 году.

http://sobory.ru/article/?object=15908

Большой скит святой Анны (Афон) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… История [ править править код ] Скит Святой Анны приписан Великой Лавре , находится в труднодоступной местности между Новым Скитом и Карулей , где по широкому склону афонского хребта до самого моря спускаются террасами многочисленные каливы и келии, утопающие в зелени оливковых, лимонных и апельсиновых рощ. Здесь возделывают злаковые культуры с крепкими темными зернами, которые на Святой Горе называют «слезы Панагии». Используются они для изготовления четок. Скит этот почитается первостепенным на Афоне в аскетическом отношении. Монашеская жизнь в этих местах началась с XII-XIII вв. Первый устав братства был утвержден вселенским патриархом Дионисием III в 1689 г. До XVII века скит назывался «Вулевтир», затем взял название Святой Анны от одноименного собора, основанного для хранения в нем нетленной стопы Св. Анны, перенесенной монахами из Азии в 1686 г. Соборный храм находится на высоте 300 метров, в то время как самая высокая калива находится на высоте 450 метров над уровнем моря. На расстоянии получаса ходьбы от Большого Скита Св. Анны монахи основали Малый Скит , где, словно ласточкины гнезда на крутой скале, выстроены кельи с плоскими крышами. Скиту принадлежит также калива Картсонеев с величественным храмом Святого Георгия. Он был построен по плану известного Павла Милона, который посвятил большую часть своей жизни храмостроительству на Святой Горе. Братство было основано иеромонахом Гавриилом (1876-1956 гг.). В каливе Святого Элевферия, также принадлежащей скиту, в XIV в. подвизались преподобные Нифон Афонский и Геронтий . По молитве преподобного Геронтия высоко в горах появился святой источник. После того, как монахи стали использовать воду для стирки одежды и поливки сада, преподобному было видение, в котором Богородица указала, что вода в источнике была дана им для других целей. Источник иссяк, но по молитвам преподобного пробился вновь, дальше и выше прежнего, чтобы монахи научились пользоваться малым, как им велела Богородица. Этот новый источник считается святым и в нем всегда ровно столько воды, сколько нужно общине. Святые [ править править код ] Святыни [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Большой_скит_с...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Историческая литургика ГАНКЕНШТЕЙНА КОДЕКС богослужебный сборник сложного состава, древнерус. рукопись галицко-волынского происхождения раннего XIII в. ГАРДАМОТКУМАЙ в древнейшем Иадгари (списки VII-VIII вв.) особая, наиболее ранняя разновидность воскресных тропарей ГЕОРГИЯ МТАЦМИНДЕЛИ ТИПИКОН богослужебный устав, составленный на груз. языке ок. 1042 г. деканом (впосл. игуменом) афонского Иверского мон-ря прп. Георгием Святогорцем (Мтацминдели) († ок. 1065) ГОСПОДСКИЕ ПРАЗДНИКИ дни церковного календаря, посвященные воспоминаниям и прославлению событий из земной жизни Иисуса Христа ГРИГОРИЙ СИНАИТ (1275-1346 (?)), прп. (пам. 8 авг., греч. 6 апр.), один из важнейших деятелей исихастского возрождения XIV в., духовно-аскетический писатель ГРШКОВИЧА АПОСТОЛ (XII в.), отрывки глаголического кодекса Деяний и Посланий апостольских, памятник истории церковнослав. языка и слав. книгописания Балканского п-ова «ДА ИСПРАВИТСЯ МОЛИТВА МОЯ» «Да исправится молитва моя», 2-й стих Пс 140 [LXX], используемый в христ. богослужении как самостоятельное песнопение ДЕЙСТВА ЛИТУРГИЧЕСКИЕ особые богослужебные чины, в визант. и древнерус. традиции совершавшиеся в дополнение к обычному кругу служб в нек-рые дни года церковного ДИАТАКСИС в широком смысле слова - некий документ уставного характера; в узком - подробное описание порядка совершения того или иного богослужебного чина (в первую очередь Божественной литургии) «ДИДАХЕ» раннехристианский памятник, содержащий уникальные сведения о церковной жизни, богословии и нравственном учении апостольской эпохи ЕВАНГЕЛИЕ УСПЕНСКОГО СОБОРА МОСКОВСКОГО КРЕМЛЯ одна из самых известных рус. рукописей времени вел. кн. Московского Василия Димитриевича (1389-1425) ЕВАНГЕЛИЕ ХИТРОВО лицевая рукопись времени прп. Андрея Рублёва, получившая название по имени последнего владельца Б. М. Хитрово; памятник древнерус. книжного искусства ЕВЕРГЕТИДСКИЙ ТИПИКОН визант. литургический и церковно-правовой памятник 2-й пол. XI в., регламентировавший особенности устройства и богослужебные порядки располагавшегося возле стен К-поля Евергетидского мон-ря

http://pravenc.ru/rubrics/122744_3.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КАЛЛИНИК ИСИХАСТ [греч. Καλλνικος Ησυχαστς] (в миру Константинос Фиасприс; 1853, Афины - 7.08.1930, Афон, Греция), мон., афонский старец. Провел детство в одном из афинских предместий, окончил среднюю школу, любил богослужение и чтение книг духовного содержания. В 1875 г. он покинул родительский дом и тайно отплыл из Пирея на Афон. Константинос был принят в келлию прп. Герасима Нового в Катунакиях, где его наставником стал старец Даниил. Устав в келлии был очень суровым: монахи не мылись, не употребляли в пищу молока, сыра и яиц, а масло разрешалось только в воскресные и праздничные дни, вместо хлеба ели сухари. В этой местности была нехватка воды, на скалах невозможно было выращивать овощи и фрукты. Днем монахи трудились, а ночь проводили в молитвах. От старца Константинос научился резьбе по дереву. Даниил научил его созерцанию и сердечно-умной молитве, постриг в монахи с именем Каллиник. После смерти наставника К. И. поставил своей целью сохранить духовную традицию старца Даниила - посты, бдения, молчальничество, богомыслие. Некоторые афонские монахи считают, что К. И. был даже более строг, чем старец Даниил. Напр., он никогда не пил кофе. Особо строго К. И. постился во время Великого поста. Однажды он не принимал пищи и воды 12 дней. К. И. любил читать Свящ. Писание и святоотеческие творения, особенно «Добротолюбие», произведения прп. Исихия Иерусалимского, святителей Исаака Сирина и Григория Паламы. Он решил выучить рус. язык и овладел им настолько хорошо, что мог и говорить, и писать. Из-за смирения он отказывался принимать священнический сан и велел ученикам сжечь письма и поздравления от высокопоставленных особ, в т. ч. от имп. Николая II . Первыми духовными чадами К. И. стали мон. Неофит и иером. Даниил Катунакийский . Многие из приходивших к К. И. учеников (в т. ч. Герасим (Менайас) и Герасим Микраяннанит ) не могли вести столь аскетическую жизнь. К. И. говорил очень мало, послушания раздавал строго и точно. Ежедневно он беседовал с учениками по 2 часа на духовные темы. За наставлениями к нему приходило много посетителей; в числе регулярно просивших духовных советов были и рус. подвижники - Парфений (бывш. генерал царской армии) и Феодосий (в прошлом ректор одного из ун-тов в России).

http://pravenc.ru/text/1320063.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Мон-рь прп. Дионисия Олимпийского [греч. Ιερ Μον Οσου ιονυσου το ν Ολμπ], муж., действующий, принадлежит Китрской и Катеринской митрополии Элладской Православной Церкви. Расположен на сев.-вост. отроге горного массива Олимп, в 15 км от Литохоро, на высоте 818 м над уровнем моря. Д. О. м. основан прп. Дионисием Олимпийским в нач. 30-х гг. XVI в., вероятно на месте ранее существовавшего визант. мон-ря (найдена надпись с датой 1438 г.). Первоначально преподобный поселился в пещере прав. Лазаря. По преданию, когда медведь съел лошадь, на к-рой Дионисий Олимпийский возил материалы для строительства мон-ря, преподобный приказал зверю выполнять эту работу, а когда постройка была завершена, медведь по молитве святого превратился в камень. Помимо собора Св. Троицы в окрестностях мон-ря им были построены парекклисионы св. Иоанна Предтечи (кладбищенский храм), Рождества Христова, Вознесения Господня, Преображения Господня, прор. Илии, Голгофа, Палеомонастиро (с ц. Воздвижения Креста Господня и башней епископа Платамонского). В 1575 г., по сообщению Феодосия Зигомалы, число братии Д. О. м. достигло 200 чел. Монастырский комплекс Д. О. м., сооруженный наподобие крепости, включает кафоликон афонского типа во имя Св. Троицы с парекклисионом во имя прп. Никанора Завордского, башню Софрония, еп. Китрского (с парекклисионами во имя св. Таксиархов (Чиноначальников) и св. Архангелов), находящуюся справа от главного входа в мон-рь, резиденцию игумена, трапезную, колокольню, водяную мельницу и кельи. Башня, расположенная слева от входа, была разрушена в 1818 г. Мон-рь являлся важным культурным центром: здесь действовал скрипторий (в наст. время собрание рукописей и б-ка утрачены) и иконописная мастерская (художники из этого мон-ря расписали мн. храмы в Сев. Эпире). Во время тур. господства в Д. О. м. также действовала тайная школа. Сохранилась грамота рус. государей Иоанна V и Петра I, разрешающая представителям монастыря сбор пожертвований в России при условии принесения для поклонения честной главы преподобного (1692), сигиллий К-польского патриарха Кирилла V, возводящий Д. О. м. в ранг ставропигиального мон-ря (1753), устав 1855 г., кодики 1850, 1900 гг. и др.

http://pravenc.ru/text/178490.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПАРАЕККЛИСИАРХ [Греч. παρεκκλησιρχης], помощник экклисиарха , по поручению игумена отвечавшего в визант. мон-рях за благоустройство храма и организацию богослужения. К XI в. экклисиарх обычно руководил целым штатом подчиненных и был 2-м лицом в монастыре после настоятеля (значимость должности экклисиарха подчеркивает то, что это было одно из немногих монастырских служений, для к-рого существует обряд поставления (προχερισις) - Дмитриевский. Описание. Т. 2. С. 667, 867, 1053). Должность П. впервые упоминается в источниках, связанных с т. н. евергетидским монашеским движением, для к-рого было характерно стремление к упорядочиванию всех сторон монастырской жизни. В частности, термин встречается в 1-м Житии прп. Лазаря Галисийского, составленном мон. Григорием после 1057 г. (Vita S. Lazari auctore Gregorio Monacho. 82, 209//ActaSS. Nov. T. 3. P. 534, 572). Считающийся ныне утерянным устав основанной прп. Лазарем обители Воскресения Христова на Галисийской горе около Эфеса (если он вообще существовал как письменный текст) лег в основу Евергетидского Типикона ( Пентковский А. М. Ктиторские Типиконы и богослужебные Синаксари евергетидской группы//БТ. 2003. Сб. 38. С. 321-355). В 1-й пол. XII в. должность П. прочно входит в Типиконы евергетидской группы (напр.: Gautier P. Le Typikon du Christ Sauveur Pantocrator//REB. 1974. T. 32. P. 61; в жен. мон-рях - «параекклисиархисса»: Gautier P. Le Typikon de la Théotokos Kécharitôménè//REB. 1985. T. 43. P. 67) и распространяется в афонских обителях (напр., П. упом. в грамоте в числе свидетелей, поставивших подписи: Actes de Lavra/Ed. P. Lemerle. P., 1970. Vol. 1. P. 324. N 63 (1154 г.)). Круг полномочий П. не был четко регламентирован: ему поручалось приносить из ризницы утварь, богослужебные книги, покровцы и проч., следить за возжжением свечей, наличием елея в лампадах, подавать кадило священнослужителям, приносить воду и т. д. ( Мансветов. 1885; Соколов. 1894). Напр., согласно Мессинскому Типикону , П. должен был ударять в било ( Arranz. Typicon. P. 197, 204; раньше, согласно студийскому Ипотипосису , это было обязанностью самого экклисиарха - PG. 99. Col. 1709).

http://pravenc.ru/text/2578965.html

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Ноябрь 15.11 Преподобнаго Паисия Величковскаго Тропарь, глас 2: Странен быв на земли,/Небеснаго Отечества достигл еси,/преподобне отче Паисие,/добротолюбия подвижниче,/верных научил еси ум к Богу возводити/и сердцем к Нему взывати:/Господи Иисусе Христе, Сыне Божий,//помилуй мя, грешнаго. Кондак, глас 8: Избранный иноческаго жития ревнителю,/яко пчела многотрудная,/писаньми отеческими души наша снабдил еси,/коегождо наставляя на путь спасения./Сего ради зовем ти:/радуйся, Паисие премудре,//старчества духовнаго в стране нашей возродителю. Преподобный Паисий Величковский Преподобный Паисий Величковский в миру Петр Иванович Величковский, родился 21 февраля 1722 года. Его прадед, дед, отец и старший брат были протопопами (протоиереями) города Полтавы. В возрасте четырех лет он лишился отца. Воспитывала его мать – Ирина (в монашестве Иулиания). С 12 лет Петр Величковский обучался в Киево-Могилянской духовной академии. В17 лет, оставив академию, он ушел в Любечский монастырь, основанный преподобным Антонием Печерским. Затем Петр отправился в молдаво-влахийские монастыри, где учился молитве и монашескому послушанию и где принял рясофор с именем Парфений. Стремясь найти старцев, опытных в святоотеческих писаниях, инок Парфений пришел на Святую Гору Афон. Здесь, в возрасте двадцати восьми лет, он был пострижен в монашество с именем Паисий. К нему стали приходить ученики. Не считая себя достойным учить других, святой Паисий принимал братию с условием иметь вместо наставника учение святых отцов Церкви. Так возникла среди Паисиева братства традиция книжности, собирания святоотеческих писаний, что было необычным для афонских монастырей того времени. Тридцати шести лет отец Паисий был рукоположен в священный сан. После семнадцатилетнего пребывания на Афоне старец Паисий возвратился в Молдавию и поселился с братией сначала в пустующей Драгомирнской обители, а затем в уединенном горном Секульском монастыре. Братия умножилась, и преподобному Паисию пришлось переселить свою общину в богатейший Нямецкий монастырь, где он так же, как в Драгомирне и Секуле, ввел общежительный устав, требующий от братии полного нестяжания и отсечения своей воли. Авва Паисий учил братию покаянию, молитве Иисусовой («Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго»), иноки ежедневно исповедовали помыслы духовнику, трудились над переписыванием святоотеческих книг. Нямецкая обитель под руководством старца Паисия стала самым большим монастырем Православной Церкви, вмещая тысячу насельников. Преподобный Паисий был удостоен сана архимандрита.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010