Не удалось извлечь искомое из базы (((

Глава 20. Иоанн Цимисхий. Внешние войны. Первый Афонский устав Хотя новое царствование началось без всяких внутренних потрясений, тем не менее Иоанну Цимисхию на первых же порах предстояло считаться с немалыми затруднениями. Ближайшие его приверженцы, участвовавшие в перевороте, в ту же ночь известили население Константинополя, разослав по улицам глашатаев, о вступлении его на царство вместе с сыновьями Романа II, Василием и Константином. В высших классах, можно догадываться, были приготовлены к восшествию на престол Цимисхия, так как в заговоре одно из главных мест занимала сама царица Феофано, а евнух Василий, самое влиятельное при дворе лицо, уже в ночь произведенного Цимисхием переворота приветствовал новое царствование и тем оказал большую услугу преемнику убитого императора. Ранним утром 11 числа декабря Иоанн Цимисхий объявил себя в Большом дворце византийским царем и поручил ведение текущих дел паракимомену Василию, человеку большого административного опыта, искушенному в интриге. Чтобы обеспечить себе спокойствие и сделать безопасными родственников и приверженцев прежнего царя, был принят ряд энергичных мер. Запрещены были сходки с целью обсуждения политических дел 480 ; под страхом уголовной ответственности предупреждалась возможность уличных беспорядков и грабежей. Но главное, предстояло предупредить возможность каких-либо действий со стороны брата убитого царя, куропалата Льва и его сыновей. Лев был послан в заточение на остров Лесбос, сыновья его, Никифор и Варда, также подверглись изгнанию. Кроме того, большинство прежних административных чинов было сменено, и на освободившиеся места поставлены приверженцы Цимисхия. Но так как не было предпринято никаких насильственных актов, то можно догадываться, что новый царь имел для себя прочную опору и не простирал далее необходимого меры предосторожности. Некоторые затруднения ожидали Цимисхия с церковным венчанием. Патриарх Полиевкт, примиряясь с совершившимся фактом, требовал, однако, чтобы до венчания на царство, которое должно было иметь место в церкви св.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

Исторические связи Карпатской Руси со Святой Горой Афон Русский Свято-Пантелеимонов монастырь на Святой Горе Афон. Фото: www.afon.orthodoxy.ru История взаимоотношений Карпатской Руси и Святой Горы Афон насчитывает уже тысячу лет, и берет начало в эпоху Крещения Руси. В то время Святая Гора переживала период расцвета (в Х веке на Афоне насчитывалось до 180 обителей) и являлась главным училищем подвижничества для всего православного мира. Весьма рано начались паломничества русских людей на Святую Гору. Одним из таких путешественников был уроженец города Любеч Антипа, принявший постриг в афонском монастыре Эсфигмен с именем Антоний. Спустя некоторое время он вернулся на Русь и основал Киево-Печерский монастырь, устроенный им по образу афонских монастырей. Эта обитель, как и ее святой основатель, впоследствии стала знаменитой на весь православный мир. В числе ее монахов было немало выходцев из угрорусских земель. Из них наиболее известен преподобный Моисей Угрин. Как повествует житие преподобного Моисея, монашеский постриг он принял, находясь в польском плену от одного из афонских иеромонахов, которые временами посещали новопросвещенные славянские земли для утверждения в них благочестия (Макарий (Булгаков), митр. История Русской Церкви. М. 1995. К.2. Т.1. С.113.). Ввиду того, что Закарпатье являлось естественным коридором между русскими землями и находившимися под сильным духовным воздействием Афона славянскими государствами на Балканах, через него на Русь распространялось влияние Святой Горы. В качестве примера этого феномена можно назвать распространение на Руси в XV веке устава Лавры преп. Саввы Освященного, известного как Иерусалимский церковный устав. Этот устав, которым наша Церковь пользуется и поныне, впервые был переведен на славянский язык на Афоне в конце XII века святителем Саввой Сербским. Став Архиепископом, святой Савва ввел его в употребление в Сербской Церкви, затем Иерусалимский Типикон был принят в Болгарии и, чуть позже - на Руси. С введением в 1646 году Ужгородской унии, связь Карпатской Руси с Афоном практически прервалась, хотя память о Святой Горе, как и святая православная вера, сокровенно жила в сердцах карпатских русин вплоть до начала ХХ века, когда началось активное возрождение Православия в Закарпатье.

http://pravoslavie.ru/5204.html

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Не удалось извлечь искомое из базы (((

1-я глава типикона «Чин малыя вечерни» (малая вечерня и сопутствующие ей службы в воскресенье). Содержание и разделение 1-й главы Типикона Типикон начинается изложением воскресной службы, так как она образовалась ранее будничной и послужила основой и образцом для последней. Такое начало для Типикона тем естественнее, что в большинстве церквей служба в будни совершается сравнительно редко. Такое начало для Типикона, как и заглавие его, выбрано тоже не без исторического колебания. Древнейшие памятники церковного устава IX-X в.: ποτπωσις, приписываемый св. Феодору Студиту , Διατπωσις с именем св. Афанасия Афонского и Канонарь Синайской библиотеки – начинаются с пасхальной службы. Устав Великой Константинопольской церкви IX в. и др. – с месяцеслова. Уставы Студийского типа – с недель, подготовительных к Четыредесятнице. Впервые уставы иерусалимского типа стали начинать Типикон с вечерней службы, что объясняется тем значением, которое они придали празднованию воскресного дня. Изложение воскресной службы в Типиконе начинается с вечера субботы ввиду того, что церковный день у нас, христиан, как и у евреев, начинается с вечера 1841 , так как течение времени, по учению Св. Писания, началось с вечера. Празднование же воскресения тем естественнее начинать с вечера, что и самое воскресение Христово произошло в «вечер субботний» 1842 , т. е. в субботнюю ночь. Естественно, что эту ночь, начиная с вечера, церковный устав назначает проводить в молитвах. Ряд таких молитв, или воскресных служб, открывается девятым часом и малой вечерней. 1-я гл. Типикона и излагает чин этих двух служб, присоединяя к ним еще чин вечерней трапезы. Этим трем частям, на которые естественно распадается 1-я гл. Типикона, при рассмотрении ее мы предпошлем замечание о благовесте и об обычном начале церковных служб, так как то и другое упоминаются в Типиконе здесь впервые. Благовест Смысл благовеста Благовесту в Типиконе вообще уделяется много внимания, и справедливо. Он не только оповещает о времени службы, но и подготовляет христиан к ней: общепризнано то благодатное действие, которое он оказывает на душу. Для отсутствующих же на богослужении он некоторым образом и заменяет последнее. Он, собственно, есть уже самое богослужение, совершаемое звуками музыки. Ветхозаветное богослужение состояло преимущественно из музыки, и вот, как бы в воспоминание об этом, в знак неразрывной связи его с этим богослужением, более духовное и возвышенное богослужение новозаветное в колокольном звоне имеет свою священную музыку, из всех родов которой оно выбрало, таким образом, наиболее простой, строгий и безискусственный. История благовеста

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

Богослужение в воскресные дни Богослужение в воскресные дни в изменяемой части своей совершается по октоиху и триоди; но для песнопений октоиха не указывается гласа, на какой их петь; потому что гласы определяются предшествующими Великому посту неделями и потому каждый год подвержены изменению. Песнопения же и молитвословия минеи (если не случится особого праздника с полиелеем или бдением) оставляются и восполняются песнопениями и молитвословиями из триоди в память особых священных событий и лиц, представляющих в жизни своей высокие примеры поста и молитвы. А именно: а) Воскресенье 1-й недели поста называется неделею православия по случаю совершаемого в сей день торжества православия, установленного в Греции в IX веке, в память победы православной веры и церкви над всеми ересями, возмущавшими церковь Христову, п особенно в память восстановления при Имп. Ирине (797–802) почитания св. икон после продолжительного на них гонения со стороны иконоборцев. В кафедральных храмах при архиерейском служении совершается особый обряд, называемый чином православия. Обряд сей состоит в пении благодарного молебна пред возлежащими на аналое среди храма иконами Спасителя и Божией Матери. В конце молебна, после молитвы об укреплении верных в православной вере и очищении православной церкви от ересей и расколов, возглашается: Кто Бог велий 3-жды, читается весь символ веры и произносится 12 анафематствований, т.-е. отлучений от церкви лжеучителей и на каждое сонм священно-служителей отвечает трижды: анафема! После отлучений возглашается вечная память всем защитникам православия и многолетие защитнику и покровителю православной церкви Государю Императору, Государынь Императрице, Наследнику Цесаревичу и всему Царствующему Дому. Оканчивается чин православия пением: «Тебе Бога хвалим» и целованием икон. б) В воскресенье 2-й недели прославляются подвиги св. Григория Паламы , сперва инока Афонской горы, а потом Архиепископа Фессалонитского (XIV века), «иже, поется в службе ему, православия догматы насадил и веры семя умножил добре».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Svir...

Вечно живая традиция Доклад, прочитанный во время Недели православной книги в Варне, 2010 г. Источник: Npabocлabue.Bg Афонский монастырь Ксиропотам. Фото: А.Поспелов/Православие.Ru К концу периода 1960-1974 гг., когда существенно улучшились способы передвижения из Салоник на Афон, многие из нахлынувших паломников стали свидетелями толков об одном “странном” монашеском братстве, обитающем на северном берегу Святой Горы. Это была бывшая русская келлия Св. Артемия, населяемая в то время греческим монашеским сообществом – братством отца Ефрема (“папа-Ефрема“ из Катунакии). Те, которые решались посетить “странных” братьев, слышали еще на дороге, приближаясь к скиту, слова молитвы “Господи Иисусе Христе, помилуй мя”. Ею молились громко и непрерывно монахи, работавшие в саду этой большой святогорской келлии. Они были весьма неразговорчивы и только отвечавший за посетителей монах угощал их традиционным рахат-лукумом, рюмкой ракии и стаканом воды. Он же и давал им нужную информацию о братстве, но только после того, как их принимали на ночлег. Устав этого братства не предусматривал вечерню. У братий была общая послеобеденная трапеза (ужин), после чего часто повечерие, а на другой день акафист Пресвятой Богородице и Литургия. Братья требовали от малого числа избранных посетителей хранить полную тишину и не вести разговоров ни с кем кроме старца отца Ефрема. Остальные молитвы суточного круга монахов совершались ими по кельям, а в летние вечера – в саду под деревьями. Гостю, которому случалось выглянуть ночью из окна во двор, видел среди теней под лунным светом монахов с большими четками из 300 узлов, делающих поклоны, молящихся стоя, сидя или медленно шагая, чтобы побороть сон и суметь совершить полностью свое молитвенное правило. Таким же образом совершали они и утренний молитвенный чин (около двенадцати раз по 300 узлов, что составляет 3600 молитв), после чего шли в храм для акафиста и св. Литургии. Таков был устав, которому следовали все приемники старца Иосифа Исихаста или Спилиота. На Святой Горе в то время были три такие братства: отца Ефрема в Катунакии, пока был еще жив его нареченный старец Никифор, его же в келлии Св. Артемия, и отца Харалампия в Неа Скити, а потом и в большой русской келлии “Буразери” близ Кареи.

http://pravoslavie.ru/42698.html

иерей Андрей Кретов Аннотация. В статье рассматривается вопрос отношения святителя к чину монашеского пострига. В своих трудах Феофан Затворник изъясняет природу иночества, монашества и схимничества, отвечает на вопрос: монашество таинство или нет? Определяет значение монашеских обетов. Содержание Три чина Чин или таинство? Значение обетов Заключение     Святитель Феофан обладает особым авторитетом в отношении значения монашеского пострига. Он перевел основной корпус монашеской литературы на русский язык: Добротолюбие, Невидимая брань, Древние иноческие уставы, Митерикон. В своих трудах и письмах он не освящает вопросы формирования чина пострига, однако выражает в наставлениях важное мнение о сути монашеского пострига. Мы будем рассматривать три современных чина: принятие иночества или одеяние рясы и камилавки, пострижение в малую схиму или монашеский постриг и пострижение в великую схиму. Эти чины в практике Церкви были не всегда. Вопросу формированию чинов принятия в монашество посвящено достаточное количество литературы, поэтому останавливаться на нем подробно не будем. Стоит сказать лишь, что Михаил Арранц в своем исследовании константинопольской и русской традиций описывает 13 чинов пострига, формирует их в 5 групп, устанавливает между ними зависимости, выстраивает генеалогию современной традиции. Т. е. история формирования чина пострига достаточно сложна и неоднозначна. И в современной практике Поместных Церквей есть различия. Афонское монашество зачастую не имеет чина малого пострига. В русской традиции великий образ, схима – явление редкое. В переводе «Древние иноческие уставы» святителя Феофана находятся первые в истории христианской письменности свидетельства о принятии монашествующих в обитель. Это описание в уставе монастыря Пахомия Великого . Устав этот сохранился в трудах блаженного Иеронима , а также у Кассиана Римлянина. В русском издании эти тексты перерабатываются. Феофан Затворник предлагает разложить устав преподобного Пахомия, сохраненный в переводе святого блаженного Иеронима , на группы по содержанию, и дополнить свидетельствами текста преподобного Кассиана Римлянина, житий основателей Тавеннисиотской обители, текстов поучений из отечников. По мысли преосвященного владыки, изложение в порядке всех известных текстов поможет сложить представление об уставе обители.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010