Таким образом, во всех трех областях киевский православный епископат, придавая значение протекторату России для защиты Православия, в то же время оставался в канонической зависимости от Константинополя. Такое временное управление православными приходами продолжалось недолго. В 1676 г. умер епископ Иосиф. Король еще при его жизни назначил ему помощником епископа Львовского Иосифа (Шумлянского). В 1676 г. король назначил Иосифа (Шумлянского) главой православных, а епископа Антония (Винницкого) переместил на его прежнюю кафедру в Перемышль, где тот вскоре тоже умер (1679). Но епископ Мефодий (Филимонов) по возвращении из Москвы проявил себя как сторонник константинопольской юрисдикции, и решение все той же канонической проблемы было задержано еще на несколько лет. Междоусобицы имели место на Киевской земле в последующие годы, вплоть до 1686 г. В то же время происходило усиление униатского влияния в Польше. В 1676 г. сейм запретил ставропигиальным братствам поддерживать связи с Патриархом Константинопольским и представлять ему для решения дела, касавшиеся вопросов вероучения. Братства должны были подчиниться местным епископам, а в случае отказа исполнить это требование должны были представлять спорные вопросы на обсуждение гражданских судов. Это постановление было нежелательно для православных в том отношении, что сковывало активность мирян, оставляя всю власть епископу. В случае принятия епископом унии братства уже не могли обращаться к патриарху и не имели никакой внешней церковной опоры. В октябре 1679 г. король Ян Собеский пригласил митрополита, епископов, настоятелей монастырей и все духовенство, как православное, так и униатское, а также мирян в Люблин на совещание, где предполагалось разрешить все несогласия и споры между униатами и православными. На самом же деле король «по своему усердию и униатскому желанию хотячи Русь православную, под державою короны польской обретаючуся, на унию преформовати (преобразовать. —Авт.)». Съезд был назначен на 14 (24) января 1680 г. Православные настороженно отнеслись к этому совещанию и дали своим депутатам указание не идти на соглашение с униатами. Православные

http://sedmitza.ru/lib/text/436393/

Суть этой программы сводилась к следующим требованиям: а) уравнять во всех правах униатское духовенство с католическим и подтвердить это уравнение сеймовой конституцией; б) подчинить ему, Шумлянскому, все православное духовенство Речи Посполитой; в) назначать частые сборы и съезды для униатского духовенства, причем сделать обязательным присутствие на них православного духовенства под страхом лишения должностей за неявку; г) преследовать православных духовных лиц, не согласных принять унию, путем административным, а именно: лишать их должностей и применять к ним законы, относящиеся к бунтовщикам; д) стараться обратить в унию возможно большее число дворян; е) позаботиться об уничтожении братств; ж) наконец, называть православных и униатов в официальных актах одним общим именем — «лицами греческой веры». Последнее было сделано с той целью, чтобы общим наименованием замаскировать различие между православными и униатами и мало-помалу, незаметно слить их в одно общее тело. В 1679 г. Шумлянский представил этот проект папскому нунцию, чтобы тот передал королю. К проекту Шумлянский приложил записку о том, какие награды следует дать ему самому и чинам его кружка за содействие распространения унии. Себе лично он потребовал, чтобы в его распоряжение отданы были все имения, принадлежавшие Киевской митрополии, доходы Киево-Печерской Лавры и Львовекой епископии; чтобы Львовская епископия была обогащена новыми дотациями (дарами) и даже чтобы сам папа наградил его денежными средствами (pensja z taski Ojca Swietego). Король Собесский одобрил проект, дал согласие удовлетворить требования Шумлянского относительно наград, за исключением предоставления ему жалованья от папы, и сделал распоряжение о передаче проекта сейму. Сейм утвердил этот проект без всяких изменений. В 1681 г. Шумлянский принял унию, подтвердив свое вступление в унию присягой, но принял ее негласно и, продолжая носить личину православного, требовал от православных подчинения себе как администратору Киевской митрополии. Лицемерие Шумлянского причинило православным неисчислимые беды.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=728...

В целях окончательного уничтожения православия польское правительство принимало и более радикальные меры: издавало ограничительные распоряжения, подрывавшие православие и способствовавшие распространению унии. Так, православным братствам — главным борцам за православие — запрещено было сноситься с восточными Патриархами по делам веры, и во всех спорных церковных вопросах братства обязаны были обращаться за их разрешением к местным епископам или местным судам. Такое распоряжение лишало братства не только связи с восточными Патриархами, но и их духовной опеки и руководства, которыми братства до сих пор пользовались в борьбе с врагами православия. Другое не менее вредное для православия распоряжение заключалось в том, что православным под страхом смертной казни запрещалось выезжать за границу и приезжать оттуда, и тем устранялась всякая возможность для православных иметь себе иерархов из-за границы (например из России) в случае перехода в унию своих. В то же время против православия предпринимались более решительные замыслы. Польское правительство задумало окончательно истребить православие в Западной Руси. Этого оно предполагало достигнуть уничтожением высшей православной иерархии и поэтому вступило в переговоры с православными епископами, стараясь побудить их к переходу в унию. Подобной мерой польское правительство надеялось лишить православное население духовенства и, таким образом, заставить его поневоле принять унию. Это правительству удалось, хотя, как увидим далее, не во всех православных епархиях. В 70-х гг. XVII в. латино-униатской партии удалось склонить на свою сторону Львовского православного епископа Шумлянского. Измена православию Львовского епископа Иосифа Шумлянского (1643—1708) Иосиф Шумлянский по рождению принадлежал к православной шляхетской семье, но еще в юности перешел в унию и одно время служил в польских войсках. Видя в нем человека, способного оказать услуги унии, латино-униаты выставили его кандидатуру на Львовскую православную епископскую кафедру.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=728...

Однако ситуация в западных епархиях Киевской митрополии, находившихся в пределах Речи Посполитой, оставалась довольно сложной. После того, как ведущий в XVII в. центр церковной жизни Малороссии - Киев, а также основные силы казачества оказались за пределами Польского государства, их влияние на церковную жизнь западных православных епархий значительно ослабло. Сказывалось также и количественное уменьшение православного населения в пределах Речи Посполитой. Отношение к нему со стороны католических властей после казацких войн стало еще более нетерпимым. Все эти обстоятельства привели в последней четверти XVII столетия к тому, что королевская администрация вновь активизировала попытки насадить унию среди подконтрольных ей православных русинов. Первоначально король Ян III Собесский (1674 - 1696 гг.) возлагал большие надежды на возобновление диалога между православными и униатами, однако переговорный процесс так и не принес ожидаемых результатов. Одновременно король использует и другую тактику: на православные епископские кафедры он поставляет священнослужителей, склонных к переходу в католичество, намереваясь через них насадить унию " сверху " . Так, вскоре после своего восшествия на престол Собесский утвердил епископом Львовским давно боровшегося за эту кафедру Иосифа Шумлянского, который уже в 1677 г. тайно принял унию и принес присягу униатскому митрополиту Киприану Жоховскому (возглавлял униатскую Киевскую митрополию в 1674-1693 гг.). На Мстиславскую кафедру король провел другого тайного приверженца униатства - слуцкого архимандрита Феодосия Василевича. Перемышльским епископом в 1679 г. с подачи Шумлянского был назначен готовый к соединению с Римом Иннокентий Винницкий. В 1681 г. Шумлянский и Винницкий подтвердили свою присягу на верность Риму в присутствии папского нунция и униатского митрополита. Однако целое десятилетие ушло у Винницкого на то, чтобы подготовить переход православной Перемышльской епархии в унию и открыто объявить об этом. Определенное затруднение в этом вопросе было вызвано и тем обстоятельством, что к этому времени уже существовала униатская Перемышльская епархия, возглавляемая епископом Иоанном Малаховским, которую предстояло соединить с паствой Иннокентия Винницкого. Проблема в конце концов была решена в 1691 г., когда Собесский настоял на переводе Малаховского на вдовствующую Холмскую униатскую кафедру, и Винницкий встал во главе униатской Перемышльской епархии, вобравшей в себя с этого времени и православные приходы. К 1694 г. епископу Иннокентию удалось сломить сопротивление последних противников унии в своей епархии и утвердить униатство в Перемышльской области.

http://sedmitza.ru/lib/text/436341/

Как известно, в 1686 г. на митрополичью кафедру был возведен выехавший в Россию Луцкий епископ Гедеон (Четвертинский), тогда же Киевская митрополия была подчинена верховной власти Московского Патриарха. Одновременно был заключен договор о “вечном мире” между Россией и Речью Посполитой, текст которого Величко внес в свою “Летопись”. 9-я статья этого соглашения предусматривала, что король “к унее принуждения чинить не велит”, а православные в Речи Посполитой будут по традиции принимать “благословение и рукоположение от Киевского митрополита, и то никому из них в милости его королевского величества вредити не имеет” 31 . Однако вскоре выяснилось, что эти установления не имеют никакого отношения к реальному положению дел, и фигура Шумлянского снова привлекла внимание хрониста. В “Летописи” помещено послание митрополита Гедеона “воеводе русскому” Станиславу Яблоновскому, одному из самых влиятельных польских сенаторов. В этом послании митрополит требовал, чтобы Шумлянский, в соответствии с условиями договора, подчинился власти митрополита, передал ему владения митрополичьей кафедры, признал власть митрополита над монастырями и братствами, которые исторически ему подчинялись. В послании отмечалось, что Шумлянский хочет посадить на Луцкую кафедру своего ставленника, не считаясь с митрополитом 32 . Копия такого документа должна была находиться в митрополичьем архиве и включение такого текста в “Летопись” следует рассматривать как свидетельство существования связей между Величко и клиром митрополичьей кафедры. Однако контакт этот был еще достаточно ограниченным. В “Летописи” не получили никакого отражения ни неоднократные обращения митрополита Гедеона с просьбой о помощи к русским властям, ни сношения митрополита с монастырями на территории Белоруссии, ни происки Шумлянского, который пытался настроить против Киевского митрополита Патриарха Иоакима. На Рождество 1690 г. началась служба Величко в гетманской канцелярии 33 . Он получил доступ к большому количеству документов, которые внес в повествование о событиях 1690-х гг.

http://sedmitza.ru/lib/text/4261400/

Церкви в Речи Посполитой и на Украине, о чем свидетельствует его дипломатическая переписка. Из донесений нунциев И. было известно о намерении тур. султана Мехмета IV создать для гетмана Ю. Хмельницкого на территории Украины «княжество Малая Сарматия» (или «Роксоляния»), к-рое находилось бы в вассальной зависимости от Османской империи. Политика И., как и его предшественников на Папском престоле, была направлена на подчинение Риму правосл. населения через тайно принявших унию епископов. Важным шагом в этом направлении были решения польск. сейма 1676 г.: православным запрещались к.-л. контакты с К-польским патриархом, ставропигийные братства должны были подчиняться епархиальным архиереям. В дек. 1676 г. И. направил в нунциатуру в Варшаве 24 послания, адресованные польск. кор. Яну III Собескому и наиболее влиятельным лицам Речи Посполитой: примасу, епископам, сенаторам и членам Посольской избы, требуя от короля аннулировать все привилеи, выданные властью православным. Но власти Речи Посполитой избрали иной способ действий, стараясь возводить на правосл. кафедры людей готовых (тайно) принять унию. 7 марта 1677 г. в Варшаве в присутствии униатского митр. Киприана Жоховского и польск. кор. Яна III Собеского правосл. еп. Львовский Иосиф (Шумлянский) тайно произнес исповедание католич. веры и сообщил папе о намерении сохранять свое присоединение к унии в тайне. В послании от 11 сент. 1677 г. И., плохо ориентировавшегося в ситуации, к-рая заставляла епископов временно скрывать свой переход в унию, выразил одобрение по поводу действий еп. Иосифа и призвал того публично объявить о переходе в унию (открытое присоединение к унии Иосифа (Шумлянского) и Львовской епархии состоялось в 1700). Кроме того, Шумлянский был нужен кор. Яну III Собескому как правосл. иерарх для переговоров с казаками. Вдохновляемый И. кор. Ян III Собеский активно способствовал передаче правосл. епископских кафедр в Речи Посполитой сторонникам унии. Так, при содействии Иосифа (Шумлянского) на правосл. Перемышльскую кафедру был поставлен Иннокентий (Винницкий), к-рый в окт.

http://pravenc.ru/text/468793.html

Вместе с тем посланцу поручено было заявить Жабокрицкому, что он, не получив еще духовного и епископского сана, завладел всеми имениями кафедры и притесняет людей, которые приставлены были Шумлянским к епископским имениям. Номинат луцкий отвечал, «что он писал к Шумлянскому, но не получил ответа, и самое письмо его передано в неприязненные руки; а также и в письмах, ко двору писанных, оно было несправедливо перетолковано». «Его милость, отец епископ львовский, питает ко мне сильное негодование более по своему высокомерному честолюбию, нежели по какому-либо виду справедливости, потому только что я избран не им; а более всего, кажется, за то, что я его о том не просил и не домогался; да мне этого и делать не следовало... А как я без благословения и ходатайства его по Божию изволению избран, то, и принимая духовный сан, не нуждался в прощении и благословении его милости, придерживаясь, как истинный русский, древней русской пословицы: я тобе не молюся, ты мене не помилуй». Объяснив, затем, об имениях луцкой кафедры, что он владеет ими по праву, он отдавал на совесть Шумлянского вознаградить шляхтичей, которым он произвольно раздал эти имения и которые теперь должны были лишиться их. В заключение он поручал делегату Шумлянского передать его милости, что личных оскорблений он помнить не будет и предает их вечному забвению, но никогда не дозволит его милости руководить собой подобно другим, которые могли это сносить. Московское правительство грамотой к киевскому митрополиту Варлааму Ясинскому поручило ему посвятить Жабокрицкого в епископы и выражало надежду, что номинат луцкий, как человек ученый и к благочестию желательный, может и белорусскую епископию обновить, выгнав оттуда Киприана Жоховского, и перемышльского Иннокентия Винницкого выгнать с епископства. Вместе с тем, оно советовало митрополиту сговориться с Жабокрицким о способах, как те три епархии – белорусскую, перемышльскую и луцкую обновить. Но в Киеве взглянули на это дело иначе и нашли препятствие к посвящению его в том, что он был женат на вдове, хотя уже и развелся с ней.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

Преемником Захарии по Переяславской кафедре был назначен епископ луцкий – Кирилл Шумлянский, после того как униаты завладели его епископией и имуществом. Посвященный в 1711 году в сан епископа луцкого и острожского, Шумлянский именовал себя «коадъютором прототронной митрополии Киевской». Заведывая православными церквами и духовенством в Заднепровской Украине, отданной Польше после несчастного Прутского похода по трактатам с Турцией 1711 и 1713 гг., он не имел постоянного местопребывания, жил то в местечке Полонном, то в Микуличах, потом в Радомысле. После назначения на Переяславскую кафедру, в качестве коадъютора Киевского митрополита, с октября 1715 г., Кирилл Шумлянский переселился в Переяславль. 876 По занятии Переяславской кафедры, он поддерживал свои прежние связи с некоторыми православными церквами и монастырями Польской правобережной Украины, продолжая именоваться «епископом луцким и острожским и надлежащих в короне польской» мест. Такой титул и отношения Шумлянского к православию на Правобережной Украине послужили к тому, что преемники Кирилла по Переяславской кафедре поддерживали сношения с православным населением Заднепровской Украины и имели попечение о его церковных нуждах. 877 В ведение Кирилла Шумлянского, епископа переяславского, под послушанием Киевского митрополита, были переданы на левой стороне р. Днепра церкви Переяславского полка, а на правой – церкви Корсунского и Богуславского полков, т. е. Каневского, Черкасского и Звенигородского уездов нынешней Киевской губернии. 878 Управление церквами и монастырями за Днепром, в Богуславском и Корсунском казачьих полках, оказывалось делом нелегким. Кирилл Шумлянский не мог лично обозревать тамошнюю православную паству вне России, к тому же польское правительство всеми мерами старалось затруднять сношения православного духовенства своих областей с архипастырями русской православной церкви. 879 В своей Переяславской епархии он обратил особенное внимание на необходимость устроения новых церквей, в виду недостатка в них в Переяславском полку. Он указывал Св. Синоду на дальность расстояния многих прихожан от своих церквей, на наличность душ в приходах из 200 до 500 дворов, при этом многие церкви, по свидетельству преемника Кирилла епископа Иоакима, находились в «немалом запустении» и «крайнем разорении». 880

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Многие из них, не подозревая измены, следовали его распоряжениям и, сами того не замечая, мало-помалу приближались к унии. Незаметно совершалась замена многих православных духовных лиц другими, расположенными к унии, в руках униатов сосредоточились большие земельные владения. Плохо приходилось тем православным, которые отказывались от повиновения Шумлянскому. Он наезжал на их приходы и жестоко расправлялся с их священниками. Часто Шумлянский, узнав стороной, что в таком-то селе священник отличается преданностью православию, сейчас же посылал туда своих наместников, которые выгоняли священника из села, забирали в церкви антиминс, св. миро, сосуды и все это привозили Шумлянскому. Шумлянский, получив эти вещи, начинал обыкновенно кощунствовать над ними: плевать, ругаться; затем посылал в это село другого священника, давал другой антиминс, другую утварь, за что брал особую денежную плату. В очень короткое время Шумлянский со своими друзьями успел отстранить от должности более 200 православных священников и заменить их своими униатскими ставленниками. Подготовив таким образом почву, Шумлянский и его единомышленники в 1700 г. открыто заявили себя униатами и стали тянуть к унии свою паству. Особенное внимание обратил Шумлянский на Львовское православное братство. Он действовал на него то ласками, то гонениями и добился того, что оно приняло унию. Этот грустный факт совершился в 1708 г. Таким образом, погибла древняя опора западно-русского православия, принесшая ему столько добра и претерпевшая из-за веры столько гонений и мук от ла-тино-униатов. Оставалось еще в значительной силе новейшее православное братство Луцкое, но и оно к этому времени ослабело и еще только раз заявило о своем существовании. Луцкий епископ Дионисий Жабокрицкий принял в 1702 г. унию. Луцкое братство пожаловалось Петру I, и Жабокрицкий был заточен в России. На место его был поставлен Кирилл Шумлянский, который долго сопротивлялся униатам, но наконец в 1711 г. вынужден был бежать в Киев, где получил в управление Переяславльскую епархию, а за ним исчезло бесследно и Луцкое братство.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=728...

Желая сохранить за собой власть, ускользавшую из рук, и в то же время не желая подчиняться московскому патриарху, он начал возбуждать духовенство и шляхту к отторжению от власти московского патриарха и к принятию унии. Пособником его явился перемышльский епископ Иннокентий Винницкий, бывший одного с ними образа мыслей и еще в 1681 г. давший тайно обязательство принять унию. В 1692 году бывший при польском дворе посланник, дьяк Борис Михайлов, доносил в посольский приказ, что «по подлинному его осведомлению, перемышльский епископ Винницкий принял самовольно унию». После того киевский митрополит (Варлаам Ясинский) доносил, что «Винницкий, учинясь униатом, всем православным священникам чинит насилие и принуждает с собой в унию». В то же время посланник сообщал, со слов благочестивых людей греко-российского исповедания, львовских жителей, что «епископ львовский Шумлянский призывал к себе из тех благочестивых людей первых мещан и говорил, что будто король польский универсал свой выдать хочет, чтоб ему, Шумлянскому, со всей его епископией быть в униатстве, также как учинил перемышльский епископ Винницей, и они де ему о том как советуют, а он Шумлянский противиться королю не ведает как; и тем всех львовских жителей привел в великую печаль». «После того призвав к себе благочестивого шляхтича Юрья Попару, 559 говорил, что прислан королевский указ, дабы он к унии сам приступил и шляхту и мещан к тому склонял, чтоб быть в унии всем». Посланник заявил об этом протест польскому министерству: но оно отвечало, что «Виннцкий и с ним шляхта многая приступили к римскому костелу добровольно сами, познав в той вере самую истину, и тому их доброму намерению королевское величество и Речь Посполитая воспретить не могут и права Польше не позволяют». В 1693 г. посланник имел конференцию с польскими министрами о чинимых в Польше и Литве грекороссийского исповедания людям обидах и обращении в унию. Сенаторы отвечали: «вера-де как ваша, так и наша, одна, и кто есть отщепенцы от главы, о том им с ним, посланником, спороватца не надлежит; только кто истину познает и к добру главнейшему пристанет, и тех отогнать от Бога не можно; а неволи-де от короля и ни от кого в государствах их нет, и говорить и вступатца в такие дела и договорам в нарушение вменять не пристойно; да и зело удивительно, что де вы у себя вздумаете и намерите, то бы так и было; а король и они сенаторы в государствах Российских по своей воле ничего не желают и говорить по своему изволу стыдятся и не смеют.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010