После смерти Афанасия Шумлянского, львовский епископ Иосиф Шумлянский, как администратор митрополии (хотя в Киеве уже был митрополит), взял Луцкую епархию в свое управление и все имущество ее вывез во Львов. 981 Между тем православное духовенство и дворяне Луцкой епархии избрали в епископы светское лицо – знатного и заслуженного в короне, волынского шляхтича, православного и ученого человека, Дмитрия Жабокрицкого . Новоизбранный епископ был родом из Луцка, происходил от отца православного, матери католички, обучался в Кракове; пред избранием в 1695 году в епископы, занимал должность писаря земского луцкого. Польский король Ян Собиесский старался привлечь его к унии, но Жабокрицкий остался непреклонен и даже отказывался от епископства, чтобы только не отступить от благочестия. Опат римский, Виповский, бывший, вероятно, секретарем при короле, убеждал Собиесского не выдавать Жабокрицкому грамоты, указывая на то, что Шумлянский обещает внести в Луцке унию и произвести там элекцию униатского епископа. Но король, отозвавшись о Шумлянском, что он «шалвер, на все стороны поступает неправдой», выдал Жабокрицкому универсал на луцкую епархию. Жабокрицкий занес королевский универсал в луцкие градские книги, а возный воеводства волынского ввел его в управление и во владение епископскими имениями. В это, кажется, время он принял монашеский сан и наименован Дионисием . Между тем Шумлянский, видя, что луцкая кафедра, вместе со всей епархией, ускользает из его рук, отправил к Жабокрицкому львовского игумена Ступницкого, поручив ему выставить на вид луцкому номинату, будто бы, ненравильность в его избрании, состоящую в том, что оно произошло без его ведома и участия, что, конечно, должно огорчать и беспокоить его, как администратора митрополии. Но, поручив своему посланцу заметить это Жабокрицкому, хитрый Шумлянский не настаивал на неправильности избрания, тем более, что оно уже утверждено королем, а намекал только, что нареченному, принимая духовный сан, следовало бы по крайней мере сказать чрез кого-либо: прости и благослови, так как он, администратор, не со вчерашнего дня пастырь в церкви Христовой, и предшественник номината им же, Шумлянским, был рукоположен на луцкую кафедру.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

В 60-х - нач. 70-х гг. XVII в. еп. Гедеон мог опираться на поддержку православной волынской шляхты, умевшей проводить свои решения на сеймиках, но позднее эта поддержка стала ослабевать. Если в 1676 г. сеймик в Луцке принял решение выделить 300 злотых Луцкому братству на ремонт церкви, то в дальнейшем подобные решения не встречаются. В отличие от других частей Киевской митрополии церковные учреждения Волыни и Луцкое братство не поддерживали контактов с Россией (в силу своих тесных связей с волынской шляхтой). Лояльным к Речи Посполитой иерархом был и еп. Гедеон. Положение изменилось, когда правительство кор. Яна III Собеского стало форсировать планы осуществления «новой унии» (1678-1681). В кон. 1678 г. еп. Гедеон вместе с Киевским митр. Антонием (Винницким) направил в Москву Иннокентия (Монастырского) с просьбой о помощи и защите. В нач. 1681 г. еп. Гедеон обратился к настоятелю Киево-Печерского мон-ря Иннокентию (Гизелю) с просьбой предоставить ему приют. Это показывает, как епископ оценивал положение дел в своей епархии. К этому времени в решениях сеймиков (напр., в инструкции черниговской шляхты 1683 г.) появились резкие выпады против еп. Гедеона, которому одному уния «sancta romana nie podoba si» (не нравилась). Правда, еп. Гедеона поддерживали Луцкое братство и часть волынской шляхты, но такой поддержки было недостаточно, поэтому осенью 1684 г. архиерей уехал в Россию. После смерти 12 июля 1694 г. еп. Афанасия администратором Луцкой кафедры вновь стал Львовский еп. Иосиф. В кон. июля он захватил кафедральный собор ап. Иоанна Богослова вместе с кафедральным монастырем и назначил своим наместником Иоиля Холодовского. Большинство волынской шляхты отказалось признавать Шумлянского, опасаясь перехода в унию. Они возлагали надежду на защитника православных на Волыни, зажиточного шляхтича Д. Жабокрицкого (см. Дионисий (Жабокрицкий) ), который с 1677 г. возглавлял Луцкое Крестовоздвиженское братство. Жабокрицкий занимал ряд важных светских должностей (киевского подвоеводы, старосты кременецкого, луцкого земского писаря), неоднократно избирался послом на сейм.

http://pravenc.ru/text/2110930.html

1, т. 6, стр. 764–765). Село Козин стало местечком около 1568 года. В селе Малой-Мильче некогда существовал православный Рождество-Богородичный монастырь. Этот монастырь основан раньше 1602 года, ибо в архиве Почаевской Лавры есть дело от 1602 года о переуступке помещиком Яковом Шкодою Мильчанскому монастырю имения Дорошнок. В 1622 году помещики Еловицкие дали этому монастырю фундуш, утверждённый епископом Луцким Афанасием Пузиною и митрополитом Киевским Петром Могилою 13 января 1639 года (Н. Петрова – «Краткие сведения о монастырях Волын. епархии, в настоящее время не существующих» (Волын. Епарх. Ведом. за 1867 г. 6, стр. 97). Об этом монастыре упоминается в акте от 18 апреля 1701 года в инструкции, дайной дворянами Волынского воеводства депутатам, отправляемым на сейм; в ней, между прочим, замечено; «manastyry ritus graeci: Poczajowski, Zahorowski, Biaostocki, w Milczu pod Dubnem, wanie na gruntach szlacheckich ziemskich s ufundowane» (Архив, ч. 3, т. 2, стр. 397). Затем о нём упоминается в акте от 16 июня 1710 года – в акте избрания Кирилла Шумлянского во епископа Луцкого и Острожского православным духовенством и дворянами Волынского воеводства; под этим актом подписался – между прочим: «Kiry ukowski, monasteru Milczewskiego» (Архив, ч. 4, т. 1, стр. 361). Впоследствии этот монастырь был обращён в униатский и отдан базилианам; но, когда именно совершилось это обращение – точно неизвестно. В царствование императора Николая I базилианский монастырь в Мильче был упразднён. Этот монастырь был деревянный, двухэтажный. Здания монастырские, по ветхости, разобраны и ныне не существуют. От них осталась только монастырская церковь , ныне приходская. Вблизи церкви некогда находилась часовня, где помещалась чудотворная икона Преп. Онуфрия, перенесённая впоследствии в приходскую Рождество-Богородичную церковь ; ныне часовня эта не существует. В этом селе некогда существовал став. Об этом ставе упоминается в акте от 1607 года 1 января в арендном листе пани Александры с Чорторыйска Еловицкой Дубенским евреям Мошку Ицковичу и Айзику Юсковичу на имение Микитичи – с крестьянами, мельницами, ставами и корчмами, причём Еловицкая говорит, между прочим: «кгды припадут спусты ставные часов своих, в арендах ставных назначоных, ставов моих: Понитовского, Туриковского и третего, што над Туриковским, четвертого Ператинского, пятого – над ним, шестого Милецкого и Каменицкого, за чим млыны ваковат мусят, теды того вакованя арендаре собе в шкоду поличат не мают, и нагорожат того не повинна» (Архив, т. 6 ч. 1, стр. 344). Этот став существовал до 30-х годов нынешнего столетия и в настоящее время не существует. Ныне же существует в этом селе другой став – в другом месте.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Teodor...

После возвращения города в ведение Польши и заключения польск. королем 26 янв. 1699 г. Карловицкого мира с Османской империей Сейм 1699 г. запретил селиться в Каменце православным и евреям. Должности в городских учреждениях имели право занимать только мещане-униаты. Сразу же после освобождения Каменца от турок указом правосл. еп. Львовско-Галицкого и Каменецкого Иосифа (Шумлянского) , тайно перешедшего в унию, принимавшие город комиссары опечатали все правосл. храмы, оставив только Иоанно-Предтеченскую ц. 2 монахам-униатам, к-рые прибыли в Каменец по распоряжению униат. еп. Иннокентия Винницкого. С тех пор Троицкий и др. каменецкие храмы пребывали в ведении Львовских униатских епископов и управлялись официалами, а позже - василианами каменецкого Троицкого мон-ря. С 1700 г. все каменецкие церкви стали униатскими ( Сецинский. 1895. С. 119-120; Петрушевич. 1874). Не позднее дек. 1700 г. кафедральный наместник Каменец-Подольский свящ. Стефан Краковецкий вместе с Каменец-Подольским Троицким братством перешел в унию. Т. о., уже в 1699-1700 гг. монастырской общины при Каменец-Подольской кафедре не было. Троицкий храм оставался приходским, при нем существовало лишь правосл. Троицкое братство, впосл. отпавшее в унию. Троицкая ц. принадлежала белому униат. духовенству до 1722-1724 гг., когда управляющий Львовской униат. епархией еп. Афанасий Шептицкий перевел свящ. Стефана Краковецкого в городскую Петропавловскую ц., а при кафедральном Троицком соборе основал мон-рь василиан под рук. мон. Машкевича. Образование униат. мон-ря вызвало конфликт между василианами и правосл. Троицким братством, под патронатом к-рого находилась Воскресенская ц., в то время разрушенная. Братчики приготовили бревна для постройки нового храма. Василиане собирались забрать и эту церковь вместе с землей. Суд признал право на Воскресенскую ц. за василианами, и в 1730 г. они построили деревянный храм, описанный в 1758 г.: «Структуры приличной, вроде костела, с одним куполом посередине и с бабинцем, пристроенным в 1751» ( Сецинский. 1895. С. 136). Конфликт между братчиками и василианами, продолжавшийся неск. лет, повлек за собой множество недостойных поступков с обеих сторон, перерос в столкновения верующих, была разрушена усадьба Воскресенской ц. Василиане разогнали Троицкое братство, признав его ненужным при униат. храме, и создали свое во имя св. Онуфрия.

http://pravenc.ru/text/1470093.html

К началу XVII столетия оставался только один православный епископ на Волыни, именно Кирилл Шумлянский, посвященный в 1711 г. на луцкую епархию. Но вскоре, несмотря на ходатайство о нем Государя Императора Петра I, разного рода несправедливости и гонения, которые он должен был терпеть от униатов, заставили его удалиться из своей паствы; польский король (1711 г. 17 октября) «во все воеводство волынское издал универсалы, дабы его (Кирилла) за епископа луцкого никто не признавал и ни в чем бы послушания к нему не имел. А хотя многие духовные и мирские воеводства волынского обыватели на избрание его во епископа подписались; но все сии подписи, по силе королевскаго универсала, теперь уничтожаются». Император Петр I требовал у короля возвращения Кириллу епархии со всеми правами, принадлежащими епископу, но напрасно. В том же году луцкий епископ принужден был уехать в Киев 398 . После Кирилла Шумлянского уже не видим пра вославных епископов на Волыни: униаты успели завладеть здесь всем. Львовский епископ Иосиф с братом своим Афанасием, епископом луцким, отбирали антиминсы киевские и святое миро и раздавали свое, запрещали православным в молитвах поми нать киевского митрополита. Иосиф старался даже сделаться особым митрополитом галицким и под чинить себе все епархии, находившиеся в польских владениях 399 . По смерти митрополита Иоасафа Кроковского (1718 г.), когда киевская иерархия не имела своего пастыря около четырех лет, униатский митрополит Лев Кишка успел во всех русских провинциях, остававшихся под властию польских королей, собором, созванным в Замостье в 1720 г., открыто утвердить унию, уничтожить навсегда все православные епископства, занять униатским духовенством все православные монастыри в Польше – и все это успел уполномочить сеймовою конституциею 400 . Луцкий униатский епископ Стефан Рупиевский ревностно содействовал успешнейшему исполнению соборных определений своего владыки. «Жалобою своею весь город исполняют священники греческого закона, – писал к нему (Рупиевскому) папский нунций, архипископ Сантини, – и плачутся как об изгнании своем из епархий, так и о лишении имения своего по твоему, пречестнейший владыко, повелению», – и убеждал Рупиевского быть справедливее к православным, которые имеют защитника «в пресветлейшем царе» (русском).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Кроме типографий указанных, известны еще типография епископа Арсения Желиборского в Львове при Юрьевском монастыре, типография Войтеха Мелчевского, существовавшая во Львове с 1684–1692 г., типография епископа Иосифа Шумлянского в Львове 1688–1690 [г.], типография, учрежденная тем же епископом Шумлянским в Львове при Юрьевском базилианском монастыре и существовавшая с 1700 до 1707 года, типография Ивана Филипповича в Львове, основанная и закрытая в 1657 году и, наконец, типография Иосифа Пиллера в Львове с 1817–1818 [г.], но все эти типографии, отчасти потому, что они служили униатским целям, а более потому, что они существовали кратковременно и едва успели издать по одной или по две книги, и притом гражданские, а не богослужебные, не могут останавливать на себе наше внимание. Переходим к обзору исторической судьбы типографий, имевших громадное значение для богослужения в нашей Церкви, так как некоторые из богослужебных книг, напечатанных в этих типографиях, легли в основание богослужебных книг нашей Церкви. Важнейшей из этих типографий можно считать Стрятинскую типографию. Стрятин – это местечко бывшего Бережанского округа, впоследствии перешедшее в собственность графа Красинского. В этом местечке была основана типография тогдашним его владельцем Феодором Юрьевичем Балабаном вместе с дядей его епископом Гедеоном. Из этой типографии вышли две знаменитые книги: Служебник в 1604 [году], который потом лег в основание Служебника, исправленного патр. Никоном, и Требник 1606 года, который носит такое заглавие: «Молитвенник или Требник из греческаго языка на словенский переведенный, в друкарне пана Феодора Юрьевича Балабана Стратынское, выданной року 1606 в Стратыне». На обороте заглавного листа изображен герб рода Балабанов. Еще до выхода в свет Требника скончался Феодор Балабан (24 мая 1606 г.), и его превосходная типография, после девятилетнего бездействия, перешла в Киево-Печерскую лавру, где и образовала знаменитую впоследствии братскую типографию, о которой будем говорить ниже.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Львовские епископы: Мы выше видели, как львовский епископ Иосиф Шумлянский отрекся от православной веры и изложил свое исповедание пред папским нунцием в Варшаве. Преемником Иосифа Шумлянского († 1708 г.) был Варлаам Шептицкий , из архимандритов униовского монастыря (которым он управлял 40 лет), с 1710 г. по избранию шляхты, духовенства и братства, под председательством митрополита Георгия Винницкого. Умер 4-го апреля 1715 г. Ему преемствовал Антоний Шептицкий, принявший при посвящении имя Афанасия, племянник предыдущего. Родился в 1685 году в Воскренице, Перемышльской епархии, от отца униата, матери католички; обучался до реторики; в 1715 году 21-го сентября избран в епископы из униовских архимандритов, быв пресвитером только шесть месяцев. При вступлении его в управление епархией, в ней считалось 48 благочиний, церквей значительно более 1,000, 3 больших монастыря и до 40 малых; женских 15; 1 братство большое львовское и множество малых по городам; для русского юношества семинария у львовских осатинов, и в ней только 4 русских, воспитанника; в Львове до 1,000 униатских домов, но об них замечено, что они бедны сравнительно с польскими. 1179 «Он последний был избран духовенством, шляхтой и братством под председательством митрополита Льва Кишки. После поляки лишили руский народ и этого права (Зубрицк. Лет. Львовск. братства под 1715 годом). Шептицкий после Замойского собора возобновил прежние споры с Львовским братством, требуя от него покорности и подчиненности по всем делам его управления. Пререкания эти приняли, наконец, вид судебных процессов и причинили много неприятностей той и другой стороне. Епископ и братство судились у нунция, судились и в Риме. Надо удивляться, как мало русские епископы понимали интересы своей церкви. Сделавшись в 1729 г. митрополитом, Шептицкий приступил к исправлению, т. е. порче богослужебных книг, наполняя их латинскими службами и молитвами, завел свою типографию в Униове, а прежде употребляемые книги называл еретическими и запрещал братству продавать. Шептицкий скончался 11-го ноября 1746 г. Кульчинский, писавший свою летопись еще при жизни его, называет его красой своей фамилии и восхваляет его пастырскую ревность. 1180

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

В 1672 г. османская армия под предводительством султана вступила на Правобережную Украину, в ее составе были казачьи полки во главе с гетманом Дорошенко. В окт. 1672 г. был подписан польско-османский Бучачский мир, по к-рому Подолия стала адм. округом в составе Османской империи. Планам Дорошенко и митр. Иосифа был нанесен сокрушительный удар: территория гетманства не была расширена за счет тур. завоеваний, решение о походе османской армии на Киев (на чем настаивал митр. Иосиф) не было принято, на занятой турками укр. территории началось распространение ислама. Зависимость гетманства от Османской империи укреплялась: в нач. 1673 г. в Чигирин прибыли османские послы, которые привели гетмана и старшину к присяге на верность султану, «а приводил-де их ко кресту Иосиф митрополит Тукальской». Митр. Гедеон (Святополк-Четвертинский). Портрет. XVII в. (НКПИКЗ) Митр. Гедеон (Святополк-Четвертинский). Портрет. XVII в. (НКПИКЗ) После смерти митр. Иосифа (Нелюбовича-Тукальского) в 1675 г. и ликвидации Правобережного гетманства на Правобережье стали складываться благоприятные условия для распространения унии. 10 мая 1675 г. кор. Ян III Собеский , видя «клир без пастыря», назначил администратором Киевской митрополии Львовского еп. Иосифа (Шумлянского). В 1677 г. Иосиф тайно принял унию и стал вести политику на разрыв связей с вост. частью митрополии. Правосл. клирики подчинялись власти наместников Иосифа (Шумлянского) из числа его сторонников, у священников отбирались миро и антиминсы, полученные из Киева. Возможности Иосифа (Шумлянского) были ограниченны, т. к. по миру в Журавно 1676 г. юж. часть К. е. оказалась под властью Османской империи. В 1681 г. на территории принадлежавшей османам Подолии К-польский патриарх учредил митрополию, ему непосредственно подчиненную, во главе с Панкратием, «митрополитом Каменецким, и Подольским, и всей Малой Руси, экзархом константинопольским». В сев., белорусско-литов., части ситуация была другой. Здесь в марте 1678 г. умер Феодосий (Василевич), наместник митр. Иосифа (Нелюбовича-Тукальского) в Великом княжестве Литовском и «белорусский» епископ. Ссылаясь на то, что находившиеся здесь имения Киево-Печерского мон-ря остались «без опеки», Ян Собеский полностью передал их 30 июня 1678 г. под упр. Иосифа (Шумлянского) «до возвращения Киева от Москвы» (АрхЮЗР. Ч. 1. Т. 10. 267).

http://pravenc.ru/text/1684527.html

1081 М. Коялович. Литовск. церковн. Уния II, стр. 229–235. Шумлянского только с 1700 года считают явным униатом (Опис. Киев.-Соф. Собора, стр. 196). До этого времени некоторые называют его православным. Но проф. Коялович 20 лет православия Шумлянского считает лишними (Лит. Ц. Ун., II, 422). Действительно, из подлинных актов видно, что об униатстве Шумлянского известно было Москве еще в 1685 г. (Арх. Юго-Зап. Р. ч. I, т. V, XII. 1082 Архив. Юго-Зап. России ч. I. т. V, LIV. – Документы, относящиеся к истории подчинения Киевской митрополии, изданные проф. С. А. Терновским . Они извлечены из так называемой Иконы или Сборника официальных документов, относящихся к патриаршеству Иоакима и Адриана. 1090 Архив. Юго-Зап. Рос. V, VI (Письмо Гедеона от 24 ноября), VII (Письмо патриарха от 11 декабря). 1091 Соловьев. Ист. Рос. III, XIV, стр. 996–997. Самойлович, являясь защитником и покровителем православия от притеснений латинян и униатов, в интересах греческой веры и личной власти желал расширить свою границу по Днестр и Случ, удержать р. Сожь и ввести Запорожье в исключительное владение великих государей. Он потихоньку внушал московскому правительству в удобный момент отыскивать искони русские области по ту сторону Днепра: Подолию, Волынь, Подгорье, Подляшье и всю Красную Русь (там же, стр. 906). Дело о политических границах велось одновременно с делом о назначении митрополита. Вопрос о границах был отложен. 1095 Архив. Юго-Зап. Рос. V, XII, стр. 55. Помимо указанного, протестующее духовенство опасалось, что г) подсудностью патриарху будет положен конец бесконтрольной деятельности киевского митрополита; – в Москву станут подавать на него аппеляции, даже из за пустяков, как это делалось в Великороссии; д) митрополиту прибавится обязанность по вызову ездить в Москву на чреду; е) под новой властью могут уничтожить киевскую типографию, потому что в Великороссии не велено иметь типографии в каждой митрополии; за киевским митрополитом не останется титула всея России, так пишется только патриарх, наконец, и) митрополит мог лишиться Белого клобука и многих других исконных почестей.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Сами рассудите, ваша королевская милость, что страшное дело мы начали и будем его сколько можно доканчивать, на божию милость надеемся и на вашу королевскую милость, потому что мы уже совсем тайно прибрались, только ожидаем от вашей королевской милости совету, и затем кланяемся вашей королевской милости». По рассмотрении писем Чаадаев имел другой разговор с Окрасою. «Ты объявил, – говорил он посланнику, – что король прислал письма и печати по братской дружбе к царскому величеству; но в этой братской дружбе есть сомнение немалое. Король изволил прислать Соломонковы письма самые последние, которые он составил под Варшавою в третий раз; писаны они коротко, безо всякого объявления о деле, только упомянуто о первых и вторых письмах, которые он же, Соломонка, подал королю и Шумлянскому, написавши в них пространно о приеме гетмана Ивана Степановича под оборону королевскую; этим первым письмам при дворе королевском поверили и послали к гетману Доморацкого. С этих первых писем гетман коронный Яблоновский по королевскому указу прислал гетману Мазепе списки, которые с поданными тобою подлинными письмами ни в чем не сходны». Тут Чаадаев показал Окрасе письмо Яблоновского к Мазепе и списки с прежних Соломоновых писем: все это Мазепа переслал в Москву. «Доложи королевскому величеству, – продолжал Чаадаев, – что если он хочет правдивым сердцем с царским величеством по-братски поступить, то изволил бы прислать и первые, и вторые Соломонковы письма подлинные». «Первые и вторые письма Соломонко действительно королю подавал, – отвечал Окраса, – только им король ни в чем тогда не поверил, поэтому их бросили без внимания, они затерялись, и перед моим отъездом отыскать их никак не могли, сыскали только последние листы, которые я и привез. Посылки к гетману Мазепе с призывом в польское подданство никакой не бывало от короля; пусть великие государи Соломонка на границе велят принять, а Доморацкого с письмом Шумлянского отдадут королю». «Теперь Доморацкого отдать великие государи не приказали, – говорил Чаадаев, – потому что доведется ему с Соломонком дать очную ставку, а как дело кончится, то и Доморацкий будет отпущен. Ты говоришь, что король и первым письмам не поверил и не посылал к Мазепе; но по чьему приказанию посылал Шумлянский?» Окрасе показали подлинное письмо Шумлянского к Мазепе, прочли и расспросные речи Доморацкого, в которых тот показал, что послан был Шумлянским к Мазепе по приказанию королевскому. Окраса вздумал оправдывать Шумлянского, говорил, что в его письме нет ничего, кроме призыва на войну против бусурман. «Но о каком это иге говорит Шумлянский, которое надобно свергнуть? – спросил Чаадаев. – На украинских жителях татарского или турецкого ига нет!» Окраса замолчал.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010