В нем, с 89 по 110-ю стран., заключаются предлагаемые нами Соборы, на 21 листе (собственно, полулисте). В заключение, считаем нужным сказать еще несколько слов, почему мы, как теперь, так и при издании прочих подобных памятников (см. Прения Данила, Митрополита Московского, с Максимом Греком , с Старцем Васьяном, Послания Паисия, Старца Ферапонтова монастыря), ничего не говорим, и не будем говорить, в своих Предисловиях к ним о внутреннем содержании, значении и отношении рассказываемых ими событий к таким же у других народов. Мы думаем, что, прежде всего, надобно издать, если не все, то как можно побольше памятников о каком бы то ни было происшествии, и тогда уже, на этих многих данных, опирать тот или другой взгляд свой о представляемом ими; в противном случае, при всяком новом памятнике, придется переделывать, пополнять, изменять и т. д. высказанное однажды суждение наше, а нередко и вовсе отказываться от него, если хотим быть справедливы и дорожить не столько своим воззрением на предмет, сколько самым предметом. Тогда только можно будет произнести суждение свое каждому, кто примет труд вдуматься в думы наших предков; до тех же пор, кажется, рано еще судить вкривь и вкось. Не то, пожалуй, «поспешишь, по Русской пословице, да насмешишь». О. Бодяиский.Москва.Ноября 28-го,1847. Московские соборы на еретиков XVl-ro века I. Сказание вкратце о соборе на Матвея на Башкнна на еретика, и о епископе Касьяне Резанском 1554 года. В лето 7062, в царство Православного и Христолюбивого и Боговенчанного Царя и Государя и Великого Князя, Ивана Василевича, всея Руси Самодержца, был повелением его Собор в Царствующем граде Москве на безбожного еретика и отступника Православной Веры, Матвея Башкина, и на иных, так же мудрствующих, и о иных многих церковных вещах. Бывши же тогда на Соборе, Пресвященный Макарей, Митрополит Царствующего града Москвы и всея Руси, Никандр Архиепископ Ростовский и Ярославский, Епископы: Афанасий Суждульский и Торуский, Касьян Рязанский и Муромский, Акакий Тверской и Кашипский, Феодосйй Коломенский и Каширский, Сава Сарский и Подонский, и честные Архимандриты и Преподобные Игумены, и священные Протопопы, и весь священный Собор Русской Митрополии, был на том Соборе чюдо сицево.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В пособии мы рассказали о 50 супружеских парах: Святые мученики Эспер и Зоя Атталийские, их сыновья Кириак и Феодул, II в. Святые Георгий исповедник и его супруга Ирина Константинопольские, IX в. Святые преподобные король Стефан и королева Ангелина Бранковичи, правители Сербские, и их сыновья Максим и Иоанн, XV в. Святые праведные Иоанн и Мария Устюжские, XIII в. Святые благоверные князья Димитрий и Мария Заозерские, Вологодские, и их сын преподобный Иоасаф Каменский, Спасокубенский, XIV-XV в. Святые благоверные князья Константин, Ирина и чада их Михаил и Феодор, Муромские чудотворцы, XI в. Святые благоверные князья Георгий (Глеб) и Агафия Владимирские и их сын князь-мученик Владимир, XII-XIII в. Святые благоверные князья Довмонт (Тимофей) и его супруга Мария (Марфа) Псковские, XIII в. Святые апостол Андроник и его супруга и помощница Иуния, I в. Святые великомученик Евстафий Плакида, жена его, мученица Феопистия и чада их, мученики Агапий и Феопист, XI-XII в. Святые правоверный царь Иустиниан и царица Феодора, VI в. Святые священномученик протоиерей Владимир и его супруга, мученица Евфросиния Джуринские, XX в. Святые мученики Сирийские Терентий и Неонила и чада их: Сарвил, Фот, Нит, Феодул, Иеракс, Вил и Евникия, III в. Святые преподобные Андроник и Афанасия, V в. Святые мученики Хрисанф и Дария, Клавдий и Илария, III в. Святые благоверные князья Владимир и Агриппина, Ржевские чудотворцы, XII-XIII в. Святые благоверный великий князь Ярослав Мудрый, его супруга Ирина и их сын благоверный князь Владимир Новгородский, X-XI в. Святые святитель Григорий Назианзен -старший и его супруга, праведная Нонна, родители святителя Григория Богослова , III-IV в. Святые преподобные Завулон и Сосанна, родители святой равноапостольной Нины, III в. Святые великомученик благоверный Лазарь и благоверная Милица, князья Сербские, XIV-XV в. Святые праотцы Адам и Ева Святые преподобные Ксенофонт и Мария, их сыновья Иоанн и Аркадий, V в. Святые ветхозаветный патриарх Иаков (Израиль) и его жены Рахиль и Лия, ок. 1750–1650 гг. до Р. Х.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/svj...

В этом же храме есть придельчик в честь основателя сего храма благоверного князя Константина и чад его Михаила и Феодора (в котором в настоящее время служения нет). В другой (левой части храма) зимняя церковь – придел в честь Иоанна Богослова и всех русских святых. Препод[обный] Иулиан исцелял больных детей (если они долго не ходили) и от малярии. В настоящее время память о нем почти исчезла – только в 1-м и 2-х поминаниях написано его имя. Доступа к гробнице нет, это помещение в распоряжении какого-то учреждения и помещается книжный склад. Наименование Милостивого к нему не относится, а только к святой праведной Иулиании, память которой помимо 2 января еще совершалась 16 октября накануне св[ятого] прав[едного] Лазаря, но почему – я не знаю. В музее я не бываю, а как-то случайно была и видела большую гробницу св[ятых] чуд[отворцев] Петра и Февронии, но меня охватил какой-то ужас, и я даже не могла подойти. Говорят, и мощи св[ятой] прав[едной] Иулиании Лазаревской там же. Еще предполагались к открытию мощи св. Василия 1-го 93 – который схоронен под престолом Богословского придела. Видела я еще икону препод[обного] Илии Муромского (Печерского чудотворца) – изображен в схиме. В конце июля этого года мне пришлось быть в селе Спас-Железино – в 10 верстах от ст[анции] Селивано. Там я видела в иконостасе прекрасный образ Муромской Б[ожией] М[атери], – но за короткое время и при своей бездеятельности и малодушии не могла найти фотографа. Это храм кладбищенский – и мне было отрадно побывать в нем, тем более что причастный пропели – стихиру в честь Боголюбивой Б[ожией] М[атери] – «Небесный Царю, человеколюбче Господи». После отпуста там поют, когда прикладываются ко кресту: «Душе моя, душе моя, восстани, что спиши?» 94 Если Богу угодно, я думаю в следующем году побывать туда. Недалеко от этого храма в лесу есть большой камень, о котором предание говорит, что здесь был Илия Муромец и остался отпечаток его сапога на этом камне, но я сама до этого камня не доходила. Посылаемая Вам икона св[ятых] князей муромских и пр[аведной] Иулиании найдена Архиепископом Николаем 95 в заброшенном виде, так что ликов не было совершенно, и после промывания со спиртом она прояснилась.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Дай Бог нашему поколению сынов России и увидеть, и внять, и пойти за ним, ибо в наше смутное время фигура Столыпина выглядит еще рельефнее, масштабнее и притягательнее, чем 90 лет назад. Петр Аркадьевич Столыпин происходил из старинного дворянского рода, существовавшего уже в XVI столетии. Родоначальником Столыпина был Григорий Столыпин, по официальным документам сын его Афанасий Григорьевич и внук Сильверст Афанасьевич были муромскими городовыми дворянами. Отцом Петра Аркадьевича был Аркадий Дмитриевич Столыпин - севастопольский герой, генерал - адъютант и обер - камергер, женатый на княгине Наталье Михайловне Горчаковой.Впечатления детства питают человека и формируют его личность до самого смертного одра. Петр Аркадьевич Столыпин родился 17 апреля (н. стиль) 1862 года. Свое детство провел в деревне, в живописном имении Середниково под Москво й, где среди природы и простых людей проходило его воспитание. Обратим внимание на весьма важные обстоятельства его рождения и детства. В жилах Петра Аркадьевича текла кровь старинного дворянского рода с великокняжеской кровью Рюриковичей. Детство Петра Аркадьевича прошло среди прекрасной среднерусской подмосковной природы и рядом с простыми крестьянами. Отсюда у него природное чувство долга, чести, достоинства, патриотизма, любви к Отечеству, и чувство сострадания к простому народу. Эти врожденные и приобретенные в детстве качества были неизменны на всем его жизненном пути: и во время учебы в Санкт - Петербургском университете, и на службах в Министерстве Внутренних дел, и в Департаменте Земледелия и сельской промышленности, и на посту Ковненского губернского предводителя дворянства, и на должности Гродненского, а позже и Саратовского губернатора, вплоть до Министра внутренних дел и Председателя Совета Министров. Именно эти вышеуказанные естественные качества Петра Аркадьевича Столыпина, а с годами зрелости, отшлифованные до поражающей его современников исключительности, и способствовали продвижению его по службе, а никак не происхождение, или светские связи.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2002/0...

И абне исторгнух от скважни руку мою, и чюяшеся на ней, яко маслом маститом или яко миром благовонным помазана, и струп на ней не обретеся от дне того и доныне» 6 . При подходе к Казани царь приходит к отцу своему духовному – протопопу Андрею, и тот благословляет его Крестом, говоря: «Дерзай, слуго Божий, ибо Той победит врагы, яко Человеколюбец, человеколюбив бо Владыка наш Христос!» «Крестом его отражает, и царь же крестом благословляется, а на враги ополчается» 7 . Накануне взятия города «был государь наедине с отцом своим духовным Андреем протопопом... и слышит звоны многие и ближним своим говорит: «Звоны де слышно, как Симонова монастыря звон " " 8 . Утром царь молился в походном храме во время Божественной литургии, которую, очевидно, совершал его духовник. При чтении диаконом евангельских слов: «И будет едино стадо и един Пастырь» 9 раздался мощный взрыв, в крепостной стене образовался пролом, и начался последний штурм Казани. По окончании литургии царь «прииде ко образу чюдотворца Сергиа и приложнея к нему и любезно целова образ и рече: «Угодниче Христов, помогай, помогай нам молитвами твоими!»... и благословляет его отец его духовный изрядный Андрей протопоп животворящим крестом». После взятия Казани царь воссылает благодарственную молитву Всемилостивому Спасу и Богоматери, упоминая при этом и святых, прославленных незадолго перед этим на Соборах 1547 и 1549 годов: «О Всемилостивая Владычице Богородице, Ты с всеми святыми да и с нашими заступники вовыми чюдотворцы Рускыми умолила еси Господа нашего Иисуса Христа с безначалным Отцем и Животворящим Духом, да услыша Господь молитву Твою и дал нам победителная на сопостаты и покорил врагы наша под ногы наша» 10 . Летописи сообщают о молебнах, которые служил царский духовник под Казанью, с прошением о ниспослании русскому воинству победы, а затем о возношении им хвалы Господу за покорение града. Все это характеризует его как большого молитвенника 11 . При въезде в покоренный град впереди царя был «з животворящим крестом Андрей протопоп». Ему же пришлось освящать новопокоренный град и первые храмы в нем – Преображенский и Благовещенский с приделами в честь благоверных князей Бориса и Глеба и благоверных Петра и Февронии Муромских 12 . Завершился Казанский поход торжественной встречей в Москве царя-победителя населением стольного града во главе с митрополитом Макарием.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

И еще один аргумент — это возраст захоронения, датирующийся XI или XII веком. С учетом всех этих параметров мы вполне можем считать, что эти мощи действительно принадлежат Илье Муромцу». Профессор Михайличенко вспоминает, что сам процесс исследования произвел на него тогда неизгладимое впечатление: «Это был уникальный научный материал, никому не приходилось работать с подобным. Кроме того, всегда считалось, что эти мощи — фальсификация, но оказалось, что былины были основаны на реальных событиях». Другой важной особенностью исследований он называет слаженную работу коллектива ученых: «Мы приходили в лавру два раза в неделю. Работалось очень легко и с воодушевлением, можно даже сказать с удовольствием», — вспоминает он. — Думаю, что лаврские монахи сказали бы, что Печерские святые помогают вам в этом исследовании своими молитвами, — замечаю я Борису Михайловичу. — Может быть, — отвечает он. Что правда, а что ложь? Но даже если научно доказано, что данные останки из лавры принадлежат древнему русскому воину, откуда мы знаем, что это именно былинный Илья Муромец? И даже если это он, то, может, Церковь просто использовала популярность этого народного героя, чтобы увеличить собственный авторитет? С точки зрения науки главным аргументом прежде всего являются исторические упоминания о том, что в Печерском монастыре хранятся мощи Ильи Муромца. Первые такие свидетельства относятся к рубежу XVI–XVII веков. Так, в изданной в 1638 году книге инока Афанасия Кальнофойского «Тератургима» среди святых Печерской обители упоминается «святой монах Илья, которого напрасно люд простой Чоботком зовет». А в путевом дневнике немецкого дипломата Эриха Лясоты, который в 1594 году посещал Киев, встречаем два других интересных замечания. Одно — о Софийском соборе: «С внешней стороны церкви была гробница Ильи Моровлина. Он был знатный герой, или, как говорят, богатырь. Рассказывают о нем много басен. Гробница эта ныне разрушена». Другое — о мощах в подземельях Печерского монастыря: «Есть также один великан или богатырь, называемый Чоботка. Говорят, что на него напало однажды много неприятелей в то время, когда он надевал сапог. И так как второпях он не мог схватить никакого другого оружия, то начал защищаться другим сапогом, которого еще не надел, и им одолел всех, от чего и получил такое прозвище». Интересно, что «настоящего великана» видел в той же пещере десятью годами ранее Лясоты купец Мартин Груневег… Причину, по которой, в отличие от Лясоты, инок Афанасий отрицает тождество Ильи и Чоботка, историки видят либо в путанице у самого Лясоты, либо в возможном перенесении мощей богатыря из Софийского собора в Печерский монастырь. Мощи святого Илии Муромского, хранимые в Ближних пещерах Киево-Печерской Лавры. Фото иеродиакона Василия (Новикова)

http://foma.ru/prepodobnyij-iliya-muroms...

ИАКОВ Соловецкий, Костромской († после 1607), прп. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, 9 авг.- в Соборе Соловецких святых) ИАННУАРИЙ [Аннурий, Анурий, Аниурий] (не позднее 1-й пол. XVI в.), прп. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, 9 авг.- в Соборе Соловецких святых), Соловецкий, пустынник ИРИНАРХ († 1628), прп. (пам. 17 июля, 9 авг.- в Соборе Соловецких святых, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых), Соловецкий АДРИАН СОЛОВЕЦКИЙ (ок. † 1632), прп., пустынник (пам. в Соборе Новгородских святых и 9 авг.- в Соборе Соловецких святых) АНТОНИЙ ЛЕОХНОВСКИЙ (2-я пол. XVIb. - ок. 1613.), основатель Антониева Леохновского мон-ря, прп. (пам. 17 окт., в Соборе Новгородских святых, в Соборе Тверских святых и во 2-ю пятницу после 29 июня - перенесения мощей) АНТОНИЙ РИМЛЯНИН († 1147), основатель и первый настоятель Антония Римлянина в честь Рождества Пресвятой Богородицы монастыря в Новгороде, прп. (пам.17 янв., 3 авг. и в Соборе Новгородских святых) АНТОНИЙ СИЙСКИЙ (1478-1556), игум., осн. Антониева Сийского мон-ря, прп. (пам. 7 дек., в Соборе Карельских святых и в Соборе Новгородских святых) АРСЕНИЙ КОНЕВСКИЙ (Коневецкий; кон. XIVb. – 1447), прп.(пам. 12 июня, в Соборе Афонских преподобных, в Соборе Новгородских святых, в Соборе Карельских святых, в святых Санкт-Петербургской митрополии, и в Соборе преподобных отец Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря) АРСЕНИЙ НОВГОРОДСКИЙ (Амвросий; нач. XVI в.-1572?), прп. (пам. 12 июля и в неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых и в Соборе Тверских святых) АФАНАСИЙ МУРОМСКИЙ (2-я пол. XV - XVII в.?), игум., прп. (пам. 8 марта, 21 мая - в Соборе Карельских святых, в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) ВАРЛААМ ВАЖСКИЙ ([Пинежский или Шенкурский] Василий Степанович; † 1462), основатель Варлаамиева Важского во имя ап. Иоанна Богослова муж. мон-ря, прп. (пам. 19 июня, в субботу между 31 окт. и 6 нояб.- в Соборе Карельских святых, в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых)

http://pravenc.ru/text/168360.html

Относительно образа Муромской Б[ожией] М[атери] – я никак не могу найти фотографа, но мне сказал один церковный ревнитель, что настоящий образ, который был дан в благословение св[ятому] князю Константину, имеется в г. Рязани с того времени, как он чудесно был переправлен святителем Василием, чуд[отворцем] Рязанским и Муромским. В 1918 году муромские жители испросили разрешение у рязанских дать им на время этот святой образ, и Матерь Божия здесь пребывала тогда месяца 3. Образ был встречен 3/16 июля. А сегодня здесь вспоминается 10/23 сентября избавление города от холеры, помощью Богоматери через Свой образ – Иверский (год не знаю). На этом кончаю. Прошу прощения и бл[агословения]. Гр[ешная] Н[адежда] Б[едина]. 10/23 сентября 56 г. Д. 17. Л. 79–79 об. Подлинник. Автограф. 2. 3 октября 1956 г. В[аше] П[реосвященство]! Милостивейший Архипастырь! Приношу глубокую благодарность за поздравление с днем Ангела. Простите за неаккуратные ответы. Вместо ответов на Ваши вопросы о Муромских святых мне дали адрес того человека, которому все это известно по историческим документам (летописям). Он же вел переговоры с патриаршим местоблюстителем, м[итрополитом] С[ергием], но сам м[итрополит] С[ергий] здесь не был никогда; а насчет акафистов муромск[им] чуд[отворцам] тоже неверно. Есть и служат по существовавшим ранее, изданным в прежнее время. Во все воскресенья после Пасхи служат Акафист новый с припевом: «Хр[истос] В[оскресе] из мертвых, см[ертию] см[ерть]» до конца, его приписывают М[итрополиту] Сергию. На этом кончаю. Прошу прощ[ения] и благ[ословения]. Поклон и привет родной моей м. Маргарите и Шурочке. Чувствую сильную головную боль, думаю, от угара. Поздравляю с днем п[реподобного] Сергия, желаю радостей духовных Вам и близким к Вам. Гр[ешная] Н[адежда] Б[едина]. 20 сентября/3 октября 56 г. Среда Д. 17. Л. 112–113. Подлинник. Автограф. 3. 27 октября 1956 г. Преподобный Иулиан (схимонах) Гробница его находится под Благовещенским храмом в том месте, где помещается левый клирос в летнем храме (в честь Благовещения Б[ожией] М[атери]).

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Поэтому в 2015 году Международный фонд славянской письменности и культуры при поддержке православных христиан и просто хороших людей выступил с инициативой написания иконы святого воина, что и было осуществлено. В сентябре 2015 года был готов эскиз иконы. В ноябре 2015 года работа иконописца над образом была успешно окончена, а Муромское духовенство благословило освятить икону святого воина. На созданной иконе святой богатырь Илия Муромец изображен в воинском облачении (кольчуге и богатырском шлеме), с крестом на груди, мечом и щитом в руках. 26 декабря 2015 года представители Общественного Международного фонда славянской письменности и культуры привезли икону в Муром. Чин освящения был осуществлен в этот же день в храме Спасо-Преображенского мужского монастыря, где находится саркофаг с частичкой мощей Преподобного воина Илии. Икона была доставлена в Москву и подарена Заиконоспасскому монастрыю. К сожалению, в 2016 году настоятель Заиконоспасского Мужского Монастыря Архимандрит Петр (Афанасьев) уже был болен и отошел ко Господу 11.04.2016 года. Поэтому дальнейшая деятельность, связанная с молитвенным служением пред иконой Преподобному Илии Муромцу были приостановлены. В январе 2017 года Отец Даниил, при содействии Отца Гермогена, благословил чтение Акафиста Преподобному Илие Муромцу по средам с периодичностью 1 раз в две недели. 12 января 2017 года был совершен первый молебен. И вот теперь в монастыре было совершено освящение киота иконы. Молитвенное дело продолжается и в 2022 году ему будет уже 5 лет!» Фото: slavfond.ru Фото сделано в Заиконоспасском мужском монастыре 22 декабря 2021 года. Чин освящения изготовленного киота иконы преподобного Илии Муромца Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Оставьте комментарий Закрыть Закрыть Сообщение для редакции Закрыть Закрыть В мае пенсионеры не получат свои выплаты: УЖАС В России умер мужчина весом 400 килограмм: спасали через окно На Кубани семья жестоко издевалась над детьми: что они делали

http://ruskline.ru/news_rl/2021/12/24/o_...

Святитель Мина, епископ Полоцкий. Июнь, 20 1116 Святитель Амфилохий, епископ Владимиро-Волынский. Октябрь, 10 1122 Преподобные священномученик Кукша и Пимен Постник, Печерские. Август, 27 между 1114 и 1123 Святитель Феоктист, епископ Черниговский. Август, 5 1123 Преподобные Марк Гробокопатель, Иоанн и Феофил Плачливый, иноки Печерского монастыря. Декабрь, 29 до 1125 Благоверный князь Константин и чада его Михаил и Феодор, Муромские чудотворцы. Май, 21 1129 Благоверный Великий князь Киевский Мстислав I, Во Святом Крещении Феодор, Владимирович. Апрель, 15 1132 Благоверный князь Всеволод, во святом крещении Гавриил, Псковский. Февраль, 11 1138 Преподобный Никола Святоша, князь Черниговский, Печерский чудотворец. Октябрь, 14 1143 Блаженный Игорь, Великий Князь Черниговский и Киевский. Июнь, 5 1147 Преподобный Антоний Римлянин, Новгородский чудотворец. Август, 3 1147 Преподобный Онисифор Печерский, прозорливый. Ноябрь, 9 1148 Преподобный Мартин Туровский. Июнь, 27 1150 Святитель Нифонт, епископ Новгородский. Апрель, 8 1156 Преподобный Авраамий Мирожский. Сентябрь, 24 1158 Блаженный Константин, митрополит Киевский. Июнь, 5 1159 Преподобный Еразм Печерский. Февраль, 24 ок.1160 Преподобный Иоанн Многострадальный, Киево-Печерский. Июль, 18 ок.1160 Святитель Аркадий, епископ Новгородский. Сентябрь, 18 1168 Благоверный великий князь Ростислав (во святом крещении Михаил) Киевский и Смоленский. Март, 14 1168 Преподобный Арефа Печерский. Октябрь, 24 1170 Святой благоверный Глеб, князь Владимирский. Июнь, 20 1173 Преподобная Евфросиния, игуменья Полоцкая. Май, 23 1173 Благоверный Великий князь Андрей Боголюбский. Июль, 4 1174 Преподобный Афанасий, Затворник Печерский. Декабрь, 2 1176 Преподобный Герасим Вологодский. Март, 4 1178 Благоверный князь Мстислав, во святом крещении Георгий, Храбрый, Новгородский и Смоленский. Июнь, 14 1180 Святитель Кирилл, Епископ Туровский. Апрель, 28 1183 Преподобный Поликарп, Архимандрит Печерский. Июль, 24 1184 Преподобный Никита, Столпник Переяславльский. Май, 24 1186

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=117...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010