расширенный поиск подписаться на rss-kahaл мобильная версия купить Православную энциклопедию Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Как приобрести тома " Православной энциклопедии " 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла По запросу «Александра Лепёшкина » найдены статьи: АЛЕКСАНДРА нмч. - см. Афанасия (Лепёшкина) АФАНАСИЯ (Александра Васильевна Лепёшкина; 1885 - 1931), прмц., игум. Зосимовой пуст. (пам. в Соборе новомучеников и исповедников Российских) Электронная версия разработана при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям © 1998 - 2023 Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия».

http://pravenc.ru/text/Александра ...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла История Русской Православной Церкви по периодам АФАНАСИЙ (Егоров Алексей Егорович; 1884-1937), игумен, прмч. (пам. 7 авг. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) АФАНАСИЙ (Филиппович; ок. 1595-1648), игум. Брестского мон-ря, прмч. (пам. 5 сент., 20 июля, в Соборе Белорусских святых и в Соборе Волынских святых) АФАНАСИЙ (Волховский; 1741-1801), еп. Могилевский и Полоцкий, свт., чудотворец (пам. 18 янв., 27 сент. и в Соборе Полтавских святых) АФАНАСИЙ (Телятев [Телятьев, Телятинский] Александр Иванович; 1772-1847), архиеп. Донской и Новочеркасский АФАНАСИЙ ВЫСОЦКИЙ Младший (Амос; † 1395), игум., прп. (пам. 12 сент., в среду Пасхальной седмицы, в Соборе Московских святых, в Соборе Радонежских святых и в Соборе Ростово-Ярославских святых) АФАНАСИЙ ВЫСОЦКИЙ Старший († после 1401), игум., прп., (пам. 12 сент., в Соборе Московских святых и в Собре Радонежских святых) АФАНАСИЙ ЗАТВОРНИК (2-я пол. XII в.), прп. Киево-Печерский, в Ближних пещерах почивающий (пам. 2 дек., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Ближних пещер, в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и всех святых, в Малой России просиявших) АФАНАСИЯ (Александра Васильевна Лепёшкина; 1885 - 1931), прмц., игум. Зосимовой пуст. (пам. в Соборе новомучеников и исповедников Российских) АФФОНИЙ († 1652), митр. Новгородский и Великолуцкий, свт. (пам. 10 февр., 6 апр.в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых)

http://pravenc.ru/rubrics/121724_16.html

Три мужа стояли невдалеке от шатра, перед которым сидел патриарх во время зноя дневного. Само стояние их означало ожидание гостеприимства – по обычаю востока. До сих пор путник останавливается молча или произнося только приветствие во имя Аллаха перед входом в жилище, и не он должен просить гостеприимства, а хозяин должен просить его войти под кров его. Авраам, движимый добротою сердца своего, делает более: он бежит от входа в шатёр, не дожидаясь, чтобы путники подошли к шатру, и кланяется до земли – не потому, что узнал Господа, а для того, чтобы выразить им своё уважение и молить путников осчастливить его принятием его гостеприимства. Быт. 18:3 и сказал: Владыка! Владыка! По-еврейски: Адонаи! Почётный титул, а не обращение к Богу. Авраам обращается к одному, имевшему вид первенствующего. если я обрел благоволение пред очами Твоими, не пройди мимо раба Твоего; Быт. 18:4 и принесут немного воды, и омоют ноги ваши; и отдохните под сим деревом, В древности путники носили только сандалии; омовение ног после пути было первым актом гостеприимства; в первом послании к Тимофею ( 1Тим. 5:10 ) Апостол Павел говорит об омовении ног странникам. Но, по всей вероятности, этот обычай сохранялся лишь в Сирии, ибо при императорах мы не встречаем его в Риме. Быт. 18:5 а я принесу хлеба, и вы подкрепите сердца ваши; Сердце употреблено в смысле жизни, другими словами: подкрепите силы ваши. потом пойдите [в путь свой]; так как вы идете мимо раба вашего. Они сказали: сделай так, как говоришь. Быт. 18:6 И поспешил Авраам в шатер к Сарре и сказал [ей]: поскорее замеси три саты лучшей муки и сделай пресные хлебы. Три саты (сеа – читает Англ. Библия) составляли одну ефа – около тридцати фунтов нашего веса. По этому случаю м. Филарет приводит мнение Fleury (Moeurs des Juifs), что, по всей вероятности, люди были сильнее и крепче и больше ели, чем ныне. По поводу пресных хлебов заметим, что это были, по всей вероятности, известные во всей Малой Азии и Персии пресные лепёшки, которые пекутся в несколько минут в больших глиняных горшках, установленных над очагом. И теперь с приездом почётного гостя немедленно разводится огонь, который в четверть часа раскаляет докрасна огромный глиняный горшок. Замешанное и раскатанное в лепёшки тесто налепляют внутри горшка на раскалённые бока его, и в течение нескольких минут лепёшки готовы. На этом же огне жарится шашлык или варится кусок мяса.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Анализ же древних переводов слова мы не отказываемся дать впоследствии, если наша библейская справка почему-либо не удовлетворит г. Розанова , Слово встречается в Библии 27 раз – и именно в следующих местах и следующих грамматических формах: а) В формах вида каль: I) Исх.20:14 : „Не прелюбодействуй ( )“. 2–5) Лев.20:10 : „И тот, кто будет прелюбодействовать с женой замужней; кто будет прелюбодействовать с женою ближнего своего ( - - ): должны быть преданы смерти прелюбодей и прелюбодейка ( )“. б) Втор.5:17 . „Не прелюбодействуй“ (то же, что в Исх.20:4 ). 7) Ос.4:2 : „Проклятия и обман, убийство, грабёж и прелюбодеяние () крайне распространились, и кровопролитие следует за кровопролитием“. 8) Иер.23:14 : „И в пророках Иерусалимских Я вижу ужасное: совершая прелюбодеяния (), ходят во лжи и поддерживают руки нечестивых, чтобы никто из них не обращался от своего нечестия“. 9) Иез.16:38 : „И накажу тебя наказанием жён прелюбодейных () и проливающих кровь, и предам тебя кровопролитию, лютости и ревности“. 10) Иез.23:45 : „Мужи правдивые осудят их судом прелюбодеиц ( ) и судом тех, которые проливают кровь, так как они сущие прелюбодейки (), и кровь на руках у них“. 11) Иов.24:15 : „И око прелюбодея ( ) ждёт сумерков, говоря; пусть не увидит меня ничей глаз, и покрывало на лицо полагает“. 12) Притч.6:32 : „Кто прелюбодействует с женой ( ), тот лишён ума, делает её губительницей своей души, подвергается побоям и бесчестию, и срам его неизгладим“ 13) Иер.5:7 : „Сыновья твои оставили Меня и клянутся теми, которые не боги; Я взял клятву с них, а они прелюбодействуют () и толпой ходят в дом блудницы“. —767— 14) Иер.3:9 : „И произошло то, что явным блудодейством она осквернила землю и прелюбодействовала () с камнем и деревом“. б) В формах вида пиель: 15) Иер.23:10 : „Земля наполнена прелюбодеяниями ()“... 16) Ос.3:1 : „И сказал мне Господь ещё, поди и полюби женщину, любимую мужем, но прелюбодействующую (), подобно тому, как любит Господь сынов Израилевых, а они обращаются к другим богам и любят виноградные лепёшки их“.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Эта борьба продолжается в людях уже две тысячи лет после Христа. Что же говорит искуситель Иисусу? «Если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами» (Мф 4:3). Плоские белые камни иудейской пустыни, действительно, напоминают лепёшки. А каждый иудей знает: когда придёт Мессия, Он должен устроить пир и всех пригласить на него. Мы все — участники этого пира, ибо этот пир — таинство Евхаристии, литургия… Но апостолы этого ещё не знают. Не знают этого и живущие в полуголодной Палестине современники Иисуса, которые ждут Мессию и, помня о мессианском пире, надеются, что Он решит все их экономические проблемы, даст им хлеба. Вот самое простое решение всех вопросов — накорми голодных, и они пойдут за Тобой. Ты всё можешь. Дай им хлеба, и все они станут адептами Твоей веры, религии, которую Ты им предлагаешь. Но Иисус отвергает этот простой и, казалось бы, такой эффективный путь и отвечает сатане словами из Ветхого Завета: «Он же сказал, ему в ответ: написано: " не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих " » (Мф 4:4). Иисус отвергает сатану и зовёт нас отвергнуть его. Второе искушение. Сатана говорит Иисусу: «Если Ты Сын Божий, бросься вниз, ибо написано: " Ангелам Своим заповедает о Тебе, и на руках понесут Тебя, да не преткнёшься о камень ногою Твоею " » (Мф 4:6) — тут искуситель повторяет слова из 90-го псалма, стихи 11-й и 12-й. Христос отвечает ему: «…написано также: " не искушай Господа Бога твоего " ». Итак: Ты стоишь на крыше храма, бросься вниз и приземлись невредимым — и все пойдут за Тобой. Это искушение — одно из самых трудных, свидетельством тому история Церкви. Ибо сенсация всегда поражала и привлекала человека. Так было, например, с останками святых. В Священном Писании нигде не сказано, что святой после смерти должен оставаться нетленным. Этого не утверждал ни один церковный писатель вплоть до XVII в. Однако позднее начинают акцентировать внимание на этой теме, и под воздействием примера Киево-Печерской лавры, где тела усопших монахов, как известно, действительно остаются нетленными, к концу XIX в. почти все российские монастыри оказываются заполнены раками с останками святых — и очень часто это была рака с куклой из папье-маше. Простые люди благоговейно поклонялись этим гробам. Но вот грянула революция. Большевики начали вскрывать гробницы святых; обычно это делалось прилюдно и руками священнослужителей. В результате сами настоятели монастырей с ужасом были вынуждены признать, что в раках покоились куклы.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=677...

Лотоса у нас поблизости, в лесу, нет, но есть его родственницы – белые и жёлтые кувшинки. Ищите их в небольших озёрах. Сучковатой палкой подцепите длинное пятнистое корневище кувшинки. Его нужно очистить и, разделив на мелкие кусочки, высушить на солнце или в печи, а затем размельчить. В кофемолке, ступке или между камнями. Чтобы удалить дубильные вещества, придающие горький, вяжущий вкус, муку нужно залить водой. Через несколько часов воду слить, а муку рассыпать тонким слоем на ткани или плотной бумаге и просушить. Мука готова. Попробуйте испечь лепёшки древним способом. Выройте небольшую узкую яму, дно и стенки которой надо выложить плоской галькой. Разведите в яме костер. Когда камни сильно разогреются, золу и уголья разгребите к краям. Замесите с водой кувшинковую муку. Из полученного теста сделайте круглый хлеб. Чтобы у лесного хлеба был приятный вкус, обсыпьте хлебцы семенами тмина, который растёт на влажных лугах и выгонах. В его семенах содержится эфирное масло, придающее продуктам неповторимый аромат и вкус. Подготовленные хлебцы заверните в листья кувшинки или лопуха и опустите в свою печь на горячие камни. Закрыв яму куском дёрна, разведите сверху костёр. Через час посмотрите, готово ли... Если лучинка, которой вы его проткнёте, останется сухой, хлеб готов. Если вы не смогли сделать земляную печь, испеките хлебные лепёшки на нагретых в костре камнях. Еще удобнее скатать из теста колбаску и обвить ею гладкую палку. Жарьте как шашлык, поворачивая вертел. Запивать подводный хлеб лучше всего отваром из листьев смородины. Эти кусты растут у воды. Индийский хлеб Чилим, или водяной opex (Trapa natans), встречается на Волге, на Украине, в Белорусии, конечно, у нас на Алтае и, пока ещё, в экономически процветающем Казахстане. В Китае и Индии его культивируют. Под твёрдой скорлупой чилима – крупное белое ядро, вкусное и весьма питательное. Его можно есть сырым, отваренным в солёной воде, запечённым в золе. Индусы размалывают ядра чилима или кладут их на ночь в воду, а наутро разминают в тесто. Хлеб из чилима по вкусу похож на пшеничный 102 . Чай

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/fenomen...

— Дворец мой за зелёными горными лугами, за густыми дремучими лесами, на серебряной поляне. Пусть только спросит твой сын, где живёт Вороний царь. — С этими словами птица схватила лохматых волов вместе с плугом и улетела. Печальный вернулся домой бедный человек. — Куда это твои волы делись? — спрашивает жена. Рассказал ей человек, что с ним приключилось. Заплакала она: — Что теперь с нами будет? Как же хлеб уродится, если ты поле не вспахал, зерно не посеял? — Не плачьте, мама, — сказал старший сын. — Вот я пойду сейчас к Вороньему царю, пусть он заплатит за волов. А не вернусь — лишняя краюшка хлеба останется. Ещё больше расплакалась бедная женщина: — Не ходи никуда, сынок! Ещё съест тебя эта страшная птица. А кусок хлеба в доме и для тебя найдётся. Но сын не стал её слушать. Испекла ему мать лепёшку, положила в котомку луковицу, попрощалась перед дальней дорогой. И пошёл старший сын искать те луга зелёные да леса дремучие, где на серебряной поляне стоит дворец Вороньего царя. Прошёл он один горный луг, прошёл другой и очутился в густом лесу. Захотелось ему есть. Уселся старший сын под кустом, достал из котомки лепёшку и луковицу. Только откусил первый кусок, видит — перед ним старая хромая ворона скачет, подпрыгивает на одной ноге. — Желаю счастья! — говорит ворона. — И тебе того же! — отвечает старший сын. Подскочила ворона поближе и просит: — Не дашь ли мне кусочек лепёшки? Я очень голодна. — Найди себе сама, — отвечает старший сын. — Я тоже голоден, а идти ещё долго. Ничего не могу тебе дать! — Куда же ты идёшь? — спрашивает ворона. — Ищу серебряную поляну, где стоит дворец Вороньего царя. — Я тоже туда спешу, да только ни крылья, ни ноги мне уже не служат. Возьми меня на плечо, а я тебе за это дорогу укажу. — Как я тебя понесу, когда сам еле ноги тащу, — ответил старший сын. Хромая ворона подпрыгнула, взмахнула крыльями, поднялась и полетела. — Ишь, какая хитрая! На моих плечах хотела проехаться! — рассердился старший сын. Положил в котомку остатки лепёшки и отправился дальше искать серебряную поляну и дворец Вороньего царя.

http://azbyka.ru/fiction/golubaya-pticza...

А если и об опресноке спросим их, то, пожалуй, скажут, что даже не знают, существует ли опреснок. Потому что кроме Евреев и разделявших их учение кто ж когда употреблял опресноки, так что знал их и мог говорить о них? Следовательно, к Евреям ли одним было слово (проповеди), то и в таком случае ни Евангелистам, ни Павлу не было вовсе необходимости, сказав " хлеб " , прибавлять ещё и " квасный " , если не сделаем тебе уступки, что хлеб, как род, разделяется на виды квасный и бесквасный, хотя показано, что, напротив, он как вид противополагается виду бесквасному. Или ко всем народам (было слово), как Сам Господь заповедал им по воскресении, сказав: " идите, научите все народы " (Мф.28:19), а эти не имели никакого понятия об опресноках, а одно и то же и о хлебе, общее, конечно указанное, то какая была нужда в прибавке " квасный " ? Иногда, правда, и повторяет говорящий, и это самое мы подтвердим из книг Моисеевых и других наших священных и божественных Писаний. Когда писатель намеревался сказать об общеизвестном хлебе, то называл его просто и безразлично хлебом, согласно с общим понятием о нём, нисколько не требующим прибавки " квасный " , а где имел целью сказать об опресноке, то нигде, оказывается, не называл его просто хлебом (ο), а только опресноком всюду. Иногда же и хлебом опресночным, то есть, желая отличить от другого вида теста тесто, совсем не соответствующее тесту хлеба, но несколько подходящее, употребил в общем смысле название хлеба, подобно как и изображение человека мы называем нарисованным человеком в отличие от картин с другими изображениями. Ибо где Моисей написал: " хлебы опресночные " (Исх.29:2; Лев.2:4), там тотчас приносятся и лепёшки пресные и мука пшеничная. Ясно, что наименовал хлебы опресночные, вид, сделанный наподобие хлеба, не больше в отличие от квасных, как и лепёшек, и муки. Потому что лепёшки и по очертанию не имеют ничего общего с хлебом, а пшеничная мука и совсем непохожа. И не следует приходить в недоумение, что в книге Исход законодатель, говоря о священстве Аарона и сынов его, и их же опять освящая в книге Левит, там опресноки назвал хлебами опресночными, а тут хлебами пресными.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/573/...

Например, для фокачча с оливками нужно приготовить дрожжевое тесто, сформировать из него лепёшки, смазать сверху оливковым маслом. На поверхности теста сделать углубления, в которые положить кусочки оливок. Выпекать 20-25 минут до золотистой корочки. Мелкие наполнители можно вмешать прямо в тесто и тогда уже формировать лепёшки. Рулет с картошкой и грибами Приготовить дрожжевое тесто по основному рецепту, добавив в него две столовые ложки подсолнечных или льняных семечек. Картошку сварить, приготовить пюре на картофельном отваре. Грибы обжарить с луком и смешать с картофельным пюре. Посолить, поперчить, приправить мускатным орехом и кориандром. Начинку охладить. Тесто раскатать в прямоугольный пласт, выложить на него начинку, распределить, свернуть рулет и переложить на противень. Смазать маслом и выпекать 25-30 минут. Можно приготовить рулет без выпекания. Для этого понадобится тонкий лаваш, фарш из бобовых и любые нарезанные овощи. Для фарша сварить до полной готовности фасоль или чечевицу (фасоль предварительно замочить на несколько часов), измельчить вместе с чесноком и специями, добавить немного лимонного сока и растительного масла. Можно использовать в качестве фарша хумус – пасту из нута, крупного турецкого гороха. Хумус готовится так: нут замачивается на ночь в большом количестве воды, отваривается до мягкого состояния, затем измельчается в блендере вместе с кунжутом, чесноком, лимонным соком, растительным маслом. Приправить хумус можно по вкусу – чёрным молотым перцем, паприкой, мускатным орехом, кориандром, а развести до нужной консистенции отваром нута. Лаваш намазать фасолевым фаршем или хумусом, уложить сверху нарезанные тонкими дольками овощи (огурцы, болгарский перец, морковь), плотно скрутить рулетом, завернуть в пищевую плёнку и положить на полчаса в холодильник. Надеюсь, теперь у наших читателей не возникнет вопросов «что бы такого съесть на работе или в поездке», – приведённые рецепты – это, как всегда, основа для собственной фантазии, открывающая широкий простор для экспериментов.

http://pravoslavie.ru/52501.html

Весной 1846 г. по приглашению мон. Фомаиды в Каширу из богадельни г. Алексина прибыли 2 ее давние «сомолитвенницы» - послушницы Дария Васильева и Анастасия Дмитриева. В 1848 г., когда в общине проживало ок. 50 насельниц, скончался главный благотворитель Руднев, и сестричество стало испытывать финансовые трудности. По свидетельству мон. Леониды (Ждановой), «скудость чувствовалась во всем», мон. Фомаида «возмалодушествовала» и даже намеревалась оставить общину, но духовник, старец Виссарион, убедил ее остаться в Кашире: «...от Бога не уйдешь. Он строго накажет за твое нетерпение, знаешь ли? Здесь, где вы живете, место святое, здесь будет большая обитель». Мон. Фомаида старалась изыскать источники к содержанию обшины: в 1848-1849 гг. предоставила 3 банковских билета на сумму 11 238 р. 78 к., прося обратить их в пользу обители, приняла вклады, в т. ч. 10 дес. пахотной земли от жены титулярного советника Е. Попадичевой и 36 дес. от коллежского асессора И. Раевского. В 1852 г. от московских и каширских жителей мон. Фомаиде было предоставлено 3643 р. 78 к., а в 1857 г. от московского почетного гражданина Н. В. Лепёшкина - 571 р. 42 к., от коммерции советника С. Л. Лепёшкина 10 тыс. р., от Е. К. Кузовлевой 1 тыс. р. В 1858 г. каширский купец И. Ф. Попов пожертвовал 591/2 дес. леса в Киреевской пустоши, надворная советница М. К. Бабаева передала «огородное место» в г. Туле на Миллионной ул. В итоге сестры располагали 16 500 р. 98 к. и ок. 100 дес. пахотной и лесной земли. Среди прихожан храма числился 191 представитель «купцов, мещан и цеховых», 5 представителей «военного» и 38 представителей «гражданского ведомства». Вскоре по приглашению Алексия (Ржаницына) , еп. Тульского и Белёвского, в богадельню из Рязани была переведена опытная в хозяйственных трудах рясофорная мон. Олимпиада (Макарова Дарья Николаевна; † 1862), ставшая ближайшей помощницей мон. Фомаиды. К 1860 г., когда в богадельне насчитывалось ок. 70 насельниц, еп. Алексий неск. раз обращался в Синод с ходатайством о преобразовании ее в общину на правах общежительного мон-ря, «находя для этого и средства достаточными». Новый Тульский и Белёвский еп. Никандр (Покровский) выдал богадельне «сборную книгу» и благословил одну из сестер, Е. А. Вольфингер (урожд. Новикова), отправиться в С.-Петербург для сбора средств «в пользу устрояемой общины» (Там же. С. 44-45). Благодаря пожертвованиям членов царской семьи (имп. Марии Александровны, вел. княгинь Елены Павловны и Александры Иосифовны) и придворных особ капитал богадельни пополнился 689 р. 72 к. Вел. кн. Константин Николаевич выделил на облачение сестрам 700 аршин черного сукна. К нач. 60-х гг. XIX в. капитал богадельни составил ок. 26 тыс. р.

http://pravenc.ru/text/1683975.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010