Братчики стремились сделать свою школу учебным заведением высшего типа (академией), с преподаванием философии и богословия, о чем говорится в документах 1586 г. В 1658 г. казакам удалось получить от короля привилей на открытие 2 правосл. академий: в Киеве и в др. городе. Это вызвало панику среди иезуитов, которые имели все основания считать, что 2-я академия будет открыта во Львове на базе братского «гимнасиона», и, чтобы не допустить этого, они добились провозглашения в 1661 г. Львовской коллегии иезуитов академией. Поскольку 2 высших учебных заведения в одном городе не могли существовать, правосл. «гимнасион» не стал академией. Обучение в школе Л. У. б. было 3-ступенчатым. На начальном этапе обучали чтению и письму по букварю, Часослову и Псалтири. 2-й уровень обучения состоял в «учити читати и на памяти многих речей ся учити», 3-й уровень предполагал «учити, читаючи, выкладати, розсуждати и розумети» (Там же. Л. 4). В средних и высших классах преподавали грамматику, поэтику, риторику, историю, диалектику, логику, арифметику, геометрию, географию, музыку, церковный устав, Свящ. Писание и Предание, учение о добродетелях (нравственное богословие), учение о праздниках (литургику). Учеников высшего уровня называли спудеями (студентами). Они не только получали знания, но и были одновременно репетиторами («педагогами»). В школе преподавали церковнославянский, греческий, латинский и польский языки. Первостепенное значение имело изучение церковнослав. языка, одновременно с к-рым изучали греч. язык. В уставе школы было отмечено, что ученики в школе не должны использовать разговорный язык, но им следует говорить по-славянски и по-гречески: «абы дети един другого пытал по-грецку, абы ему отповедал по-словенску, и ты жи не мают из собою мовити простою мовою, едно словенскою и грецкою» (Там же. Л. 8 об.). Преподавание греч. языка делало школу Л. У. б. важным культурно-образовательным центром для всех правосл. земель. Большие надежды на школу Л. У. б. возлагали вост. патриархи. В 1587 г.

http://pravenc.ru/text/2561012.html

После рукоположения во диакона и пресвитера (1927) Л. прошел в 1928-1929 гг. монашеские испытания в аббатстве Паре-ле-Моньяль и 2 февр. 1931 г. принес окончательные обеты для вступления в орден иезуитов. С 1929 г. преподавал основное богословие в католическом ун-те Лиона. Главной идеей открытой лекции «Апологетика и богословие» (Apologétique et Théologie), прочитанной Л. при вступлении в должность, было требование к вероучению и богословской мысли избегать замыкания в себе, преодолевая противопоставление разума вере. В 1930 г. Л. было поручено создать кафедру и курс по богословию и истории религии, а в 1935 г.- спецкурс по буддизму . В 1934 г. получил звание профессора догматики, в 1938 г. - основного богословия, в 1939 г. - истории религий. В эти годы Л. читал также разовые лекции и краткие курсы в иезуитской богословской школе Фурвьер, рядом с которой проживал и главой которой его позже по недоразумению называли (см.: Lubac H., de. Mémoire sur l " occasion de mes écrits. P., 2006. Р. 68-69). Многолетние изыскания Л. в области буддизма и вост. мистицизма, изучение источников на санскрите ( Balthasar, Chantraine. 1983. Р. 18) нашли отражение в работах «Аспекты буддизма» ( Lubac H., de. Aspects du bouddhisme. P., 1951. T. 1: Christ et Bouddha; 1955. T. 2: Amida) и «Встреча буддизма и Запада» ( Idem. La Rencontre du bouddhisme et de l " Occident. P., 1952). Л. выступает как исследователь-компаративист, его интересуют возможные точки пересечения христианства и буддийской религиозности. В кн. «Встреча буддизма и Запада» излагается история знакомства христ. Запада с буддизмом начиная с XIV в. Общий вывод исследований критичен: религ. устремленность буддизма лишена объекта, он не оставляет места Живому Богу и потому является одной из разновидностей атеизма (La Rencontre. 1952. Р. 278-279); спасение же понимается как «освобождение от некоего состояния ума, спасенной личности нет» (Aspects du bouddhisme. 1951. T. 1. Р. 141). В 30-х гг. XX в. под влиянием старшего коллеги и друга Фонтуанона Л. начал изучать греч. патристику, навсегда сохранив к ней интерес. В годы до и после второй мировой войны Л. опубликовал неск. книг, в частности «Католичество: Социальные аспекты догмата» (Catholicisme: Les aspects sociaux du dogme. P., 1938 (рус. пер.: Католичество: Социальные аспекты догмата. М.; Милан, 1992)). В ней он опирается на греч. и лат. патристическое наследие. Для целого поколения католич. богословов книга сыграла роль программного текста, задавшего ряд важных направлений развития богословской мысли, обосновавшего поворот Церкви к личности и общине.

http://pravenc.ru/text/2561022.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ОСТРОЖСКАЯ АКАДЕМИЯ Правосл. научный и образовательный центр в г. Остроге (ныне Ровненской обл., Украина). Включал школу (коллегиум, 3-язычный лицей), госпиталь и типографию, в которой помимо других изданий была подготовлена и напечатана Острожская Библия (1581); центр существовал в период ок. 1576-1636 гг. О. а. создана киевским воеводой, маршалком Волынской земли кн. Константином Константиновичем Острожским, покровителем православных в Речи Посполитой, с целью сохранения правосл. Церкви в католич. гос-ве, противостояния полонизации и латинизации православных. 70-80-е годы XVI в. были временем активной борьбы кн. Острожского за утверждение позиций православной Церкви. Наиболее значительные инициативы были связаны с Острогом, ставшим в сер. 70-х гг. XVI в. собственностью магната (королевский привилей на наследственное владение Острогом князь получил в нояб. 1576). Ко времени создания О. а. в Речи Посполитой существовали центры правосл. просвещения. Прежде всего это кружок кн. А. М. Курбского в Миляновичах (ныне Турийского р-на Волынской обл., Украина), где делали переводы с греч. языка трудов визант. авторов, были составлены антикатолич. сочинения. Связи кружка кн. Курбского с кн. Острожским были тесными. В наст. время нет сомнения в том, что «Маргарит», изданный в Острожской типографии в 1595 г., был переведен с греч. языка в Миляновичах. Очевидно, что и опыт переводов с латыни был заимствован в Остроге из Миляновичей. По мнению К. Ю. Ерусалимского, в планы кн. Курбского входило создание правосл. академии, но реализован этот проект был не в Миляновичах, а в Остроге ( Ерусалимский К. Православная академия на Волыни XVI в.: Нереализованный проект кн. Андрея Курбского//Острозька давнина: Наук. зб. Ocmpir, 2014. Вип. 3. С. 113-147). Др. центром было владение гетмана Г. А. Ходкевича Заблудово. Там имелась типография, куда гетман пригласил Ивана Фёдорова и Петра Тимофеева Мстиславца (1568-1570), и была создана одна из первых православных академий ( Лабынцев Ю. А., Щавинская Л. Л. Православная Академия Ходкевичей и ее издания. Мн., 1996). Крупнейшим центром правосл. книгопечатания и обучения был Вильно, где впервые после Ф. Скорины было начато кириллическое (православное) книгоиздание. В 1568-1572 гг. в Вильно за счет братьев Зарецких был опубликован на церковнослав. языке Часовник с послесловием на простой мове, в дальнейшем развернули деятельность типографии братьев Мамоничей и В. М. Гарабурды. Важным центром православного просвещения являлся Львов, где книгопечатание в 70-х гг. XVI в. начал Иван Фёдоров, оно продолжилось в 90-х гг. XVI в. благодаря Львовскому Успенскому братству . Можно предположить, что между Вильно, Львовом и Острогом существовали контакты.

http://pravenc.ru/text/2581675.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДЮШЕН [франц. Duchesne] Луи Мари Оливье (13.09.1843, Сен-Серван-сюр-Мер, ныне в черте Сен-Мало, Франция - 21.04.1922, Рим), аббат, историк Церкви, литургист и археолог. Д. род. в семье моряка и был младшим из 6 детей. Осиротел в раннем возрасте. Начальное образование получил в семинарии в Сен-Меэн-ле-Гран и в коллеже Сен-Шарль в Сен-Бриё. Затем поступил в семинарию в Сен-Бриё. В 1863 г. Д. был принят на правах вольнослушателя в Римский коллегиум, где изучал 2 года догматическое и нравственное богословие, но в большей степени его внимание привлекали христ. древности Рима. В 1866-1871 гг. преподавал в Сен-Шарле. В 1867 г. рукоположен во пресвитера. В 1871-1872 гг. Д. слушал лекции по философии и греч. древностям в Высшей практической школе (École Pratique des Hautes Études) при Парижском ун-те. В июле 1872 г. получил степень лиценциата словесности. В Париже Д. познакомился с А. Луази, впосл. ученым-новозаветником и сторонником модернизма в католич. Церкви. В июле 1873 г. Д. по поручению Высшей практической школы отправился в Ватиканскую б-ку для изучения рукописей, в конце того же года был приглашен во Французскую школу в Риме (École française de Rome), где до 1876 г. преподавал греч. палеографию и занимался под рук. одного из основателей церковной археологии - Дж. Б. Де Росси , с к-рым на протяжении последующей жизни его связывали дружба и научная деятельность (их переписка изд. в 1995). Д. принимал активное участие в археологических экспедициях в М. Азию (откуда привез более 200 надписей), в Эпир, в Фессалию, на Афон, на о-в Патмос и в Фессалонику. В 1877 г. Д. защитил докт. диссертацию о Liber Ponmificalis , средневек. сборнике житий Римских пап, получив ученую степень д-ра словесности. В 1878 г. занял кафедру церковной истории в Католическом ин-те в Париже, но в 1883 г. ввиду критических взглядов на раннюю историю Церкви во Франции вынужден был оставить ее. До 1895 г. преподавал в ряде высших учебных заведений в Париже.

http://pravenc.ru/text/180839.html

Начиная с Нового Царства, возможно не без влияния учения об Атоне , еще более акцентируются черты А. как божества, объемлющего собой весь мир и наполняющего его «дыханием жизни»: «Твой облик [букв.- внешний вид, цвет кожи] - свет; Твоя плоть - дыхание для каждого носа, вдыхают ее - дабы жить [т. е. плоть А. есть Дух]» (Гимн из Карнакского храма А., XII в. до Р. Х.); «Ты еси небо, Ты еси земля, Ты - воды, Ты - ветер между ними» (Гимн из храма А. в Эль-Харге VI-V вв. до Р. Х.). Именно эти черты А. как пантократора и великого непознаваемого жизнедателя были восприняты греч. стоической и платонической традицией, в к-рой понятие τ πνεμα рассматривается как важнейшее качество А. и приобретает гл. обр. значение «дух», «дыхание жизни» (ср. с греч. πνεμα ζως - Быт 6. 17; Откр 11. 11; πνεμα ζωοποιον - 1Кор 15. 45). В нек-рых случаях это понятие в отношении А. истолковывалось как «ветер» и проводилась аналогия между Зевсом и А.: «Египтяне дают имя Зевса ветру, которому враждебны сушь и зной» (Plut. De Is. et Os. 36). Имя А. составило основу многих теофорных имен, в т. ч. и раннехрист.,- Аммон, Аммун, Аммоний, Аммонафа и др. Лит.: Gardiner A. Hymns to Amon from a Leiden Papyrus//ZÄSA. 1905. Bd. 42. S. 12-42; Франк-Каменецкий И. Г. Памятники египетской религии в фиванский период//Культурно-исторические памятники Древнего Востока. М., 1917-1918. Вып. 5/6. Ч. 1-2; он же. Религия Амона и Ветхий Завет//Сб. тр. профессоров и преподавателей Гос. Иркутского ун-та. Отд. 1: Науки гуманитарные. Иркутск, 1921. Вып.1. С. 114-140; он же. Религиозный синкретизм в Египте в Фиванский период//Зап. Коллегии востоковедов при Азиатском музее АН СССР. Л., 1928. Т. 3. Вып.1. С. 1-62; Sethe K. Amun und die Acht Urgötter von Hermopolis//Abhandl. d. Preussischen Akad. d. Wiss., Philos.-Hist. Klasse. B., 1929. Bd. 4; Allen J. P. The roles of Amon: An Exercise in Egyptian Theological Syncretism//Serapis. Chicago, 1969. Vol. 1. P. 1-10; Schenkel W. Amun-Re - Eine Sondierung zu Struktur und Genese altägyptischer synkretistischer Götter//Stud. z. altägyptischen Kultur. Hamburg, 1974. Bd. 1. S. 275-285; Assmann J. Re und Amun: Die Krise des polytheistischen Weltbilds im Ägypten der 18.-20. Dynastie. Freiburg; Gött., 1983; Павлова О. И. Амон Фиванский: Ранняя история культа. М., 1984; она же. Зевс и Амон в античной традиции//Восток. М., 1997. 6. С. 26-32.

http://pravenc.ru/text/114552.html

Возросший благодаря гуманистам интерес к классическому Л. я. сохранялся у эрудитов кон. XVI-XVII в.: Ю. Ц. Скалигера, Р. Этьена, М. А. Мюре, А. Этьена, Ю. Липсия, И. де Казобона, Ф. Бэкона , К. де Сомеза, Г. И. Фосса, Я. А. Коменского и др. Формирование в эпоху Реформации особого типа школ с углубленным изучением лат. и греч. языков связано с деятельностью Филиппа Меланхтона ; эти школы станут основой сформировавшегося в XVIII в. классического гимназического образования, к-рое получило распространение во мн. странах Европы. С реформационной школой конкурировали иезуитские коллегии. Наличие коллегий ордена иезуитов в Вост. Европе способствовало активному изучению Л. я. в Малороссии; важной была также роль православных Харьковской и Киево-Могилянской коллегий (позднее Киево-Могилянская академия ). В XVIII в. ряд выходцев из юго-зап. областей стали преподавателями Славяно-греко-латинской академии , где ориентация на изучение Л. я. была связана с деятельностью игум. Палладия (Роговского) и митр. Стефана (Яворского) . После проведенной Петром I церковной реформы архиеп. Феофан (Прокопович) разработал правила для духовных уч-щ семинарского типа, к-рые в соответствии с «Духовным регламентом» были созданы во мн. городах России. Хотя латынь и др. древние языки должны были изучаться во всех 8 классах, фактически преподавался только Л. я., остававшийся языком обучения в духовных академиях и семинариях вплоть до 40-х гг. XIX в. Представители европ. науки кон. XVI - 1-й пол. XIX в. (П. Гассенди, Р. Декарт , И. Кеплер, Х. Гюйгенс, Г. В. Лейбниц , И. Ньютон, Д. Бернулли, Л. Эйлер, М. В. Ломоносов , Л. Гальвани, К. Ф. Гаусс) писали труды на латыни. Л. я. стал основой биноминальной номенклатуры биологических видов, созданной К. Линнеем; лат. и греч. корни служат универсальным источником для образования научных терминов. Однако уже с кон. XVII-XVIII в. Л. я. начинает терять свое значение. В 1687 г. Х. Томазиус впервые начал читать университетские лекции по праву на нем. языке. Последним международным договором на Л.

http://pravenc.ru/text/2463178.html

Однако после заключения Поляновского мира (1634) между Россией и Польшей утрачивалась почва для проектов сближения России с Османской империей и зап. протестант. гос-вами. Тем не менее К. Л. отдавал предпочтение защите рус. интересов, предупреждая русских о враждебных намерениях османов, руководствуясь, как и его предшественники на Патриаршем троне в XVI в., чаянием, что сильная Россия, единственная правосл. держава, рано или поздно освободит православные народы Балкан от османского ига. Все это вызывало подозрения и слежку со стороны тур. властей. После взятия Азова в марте 1637 г. отношения между Османской империей и Россией испортились, а в марте 1638 г. посланец К. Л. Иван Петров тайно информировал рус. царя о планах османского похода на Азов. В наст. время исследованием греческих документов московских архивов, связанных с взаимоотношениями К. Л. и России, занимается Б. Л. Фонкич. Сочинения Полемические 1. «Краткий диалог [против иезуитов]» (Διλογος βραχς). Изд.: Παπαδπουλος-Κεραμες. Ανλεκτα. Τ. 1. Σ. 220-230 (по ркп. Hieros. Patr. 91. Fol. 445-472), составлен ок. 1616 г.; направлен против прозелитской политики иезуитов в отношении бесплатного образования в Галате (Пере). Имея в нач. XVII в. довольно сильное влияние в К-поле, иезуиты открыли в Галате свою коллегию, основали б-ку и привлекли на свою сторону многих из простого греч. народа, в т. ч. с помощью священников, сочувствовавших унии. При недостатке др. учебных заведений в К-поле они принимали к себе молодых людей, которые впосл. занимали высшие места в иерархии. 2. «Против иудеев» (Κατ Ιουδαων), краткий трактат составлен ок. 1616 г. в Египте; содержится в рукописи Hieros. Patr. 91. Fol. 5-368; 381. Fol. 1-253r ( Παπαδπουλος-Κεραμες. Ανλεκτα. Τ. 1. Σ. 166-167, 512); издан в 1627 г. в К-поле Никодимом Метаксасом ( Legrand. Bibl. hell. XVIIe. T. 2. P. 166). Трактат обращен к киприоту Георгию Паргасу, написан на народном греч. языке, имеет форму вопросоответов. Сочинение посвящено божеству Христа; является типичным примером антииудейской полемики.

http://pravenc.ru/text/1840363.html

В Московской Руси вопрос об отношении к «еллинской мудрости» и связанному с ней «внешнему учению» стал вновь актуальным во 2-й пол. XVII в. в связи с расколом старообрядчества . Старообрядцы (наиболее последовательно Аввакум ), противопоставляя себя сторонникам церковной реформы, ориентировавшимся на греч. культуру, провозглашали «неуков» единственно достойными христианами, чья простота «мудрейши суть еллинских мудрецов». Впрочем, нек-рые старообрядцы-книжники ( Герасим (Фирсов) ) все же считали образование важным, поскольку оно дает способность «к рассуждению лучшаго и злаго». Противники старообрядчества - резко полемизировавшие друг с другом «грекофилы» ( Евфимий Чудовский , братья Лихуды ) и «латинствующие» ( Сильвестр (Медведев) , выходцы из белорусско-укр. земель в Москве),- расходясь во взглядах на роль лат. языка, были едины в положительной оценке преподавания «свободных искусств». Под влиянием юго-западнорус. и греч. духовенства во 2-й пол. XVII в. в Московской Руси происходил процесс становления системы школьного образования. Он завершился созданием в 80-х гг. XVII в. московской Славяно-греко-латинской академии (с учебной программой, близкой к программе Киево-Могилянского коллегиума). Параллельно, под влиянием польск. культуры и творчества барочных поэтов (в первую очередь Симеона Полоцкого ), А. становится одним из элементов рус. придворной культуры, хотя и играет в ней меньшую роль, чем при секуляризированном имп. дворе XVIII в. Лит.: Петров Н. И. О словесных науках и литературных занятиях в Киевской академии от начала ее до преобразования в 1819 г.//ТКДА. 1868. Кн. 3. С. 465-525; Голубев С. Т. Киевская Духовная Академия в кон. XVII и нач. XVIII ст. К., 1901; Каптерев Н. Ф. О греко-латинских школах в Москве в XVII в. до открытия Славяно-греко-латинской академии//ПрТСО. 1889. Ч. 4. С. 588-679; Карнеев А. Материалы и заметки по литературной истории Физиолога. СПб., 1890; Семенов В. Мудрость Менандра по русским спискам. СПб., 1892; Истрин В. М. Александрия русских хронографов: Исслед.

http://pravenc.ru/text/115830.html

Карависиана – Корабельная (от греч. каравиа – «судно»). Ранняя морская фема на юге Малой Азии и части островов Эгейского и Ионического морей, поделенная на две части (между 710–732 гг.). См.: Кивириоты., Кефалиния. Каравит – дословно с греч. «корабельщик»; важный член экипажа корабля, ответственный за груз, судовой писец и бухгалтер. Караяннопулос (Karayannopulos) Яннос – известный греческий византинист второй – третьей четверти ХХ в. Особенно углубленно занимался проблемами византийской налоговой системы и финансов. Вместе с немецким византинистом Гюнтером Вайсом (Weiss) в 1982 г. издал в Вейсбадене фундаментальный справочник по византийским письменным источникам 324–1453 гг., который остается наиболее востребованным среди византинистов. Кардинал – высший после Папы церковный чин в Католической Церкви. К., главные советники и помощники Папы, составляют высший слой папской администрации – Римской курии. К. с VI в. назначаются Папой, который на особом собрании – консистории – объявляет имена новых К. Поначалу они были из числа епископов семи ближайших к Риму городов и должны были помогать Папе в светских делах. К. считаются князьями Церкви. С X в. коллегия К. приобрела внутреннюю структуру, предусматривающую разделение санов на К.-епископов, К.-священников (пресвитеров) и К.-диаконов (последние часто являлись епископами, стоявшими во главе диоцезов). В 1059 г. Папа Николай II ввел процедуру выборов нового Папы, согласно которой глава католиков выбирается К.-епископами (позже в коллегию были включены К.-пресвитеры и К.-диаконы). Внешние отличия кардинальского сана – красная шапочка, красная (фиолетовая во время поста и траура) шапка с двумя шелковыми шнурами с кистями на концах, кольцо, крытый красной или фиолетовой материей зонтик, трон и герб. Кария – провинция (эпархия) на крайнем юго-западе Малой Азии. См.: Книд. Карл Великий (771–814 гг.) – выдающийся государственный деятель, с 771 г единовластный правитель, король франков. В 773 г. занял Павию, столицу лангобардов в Италии, и стал королем франков и лангобардов. В течение следующей четверти века К. В. создал государственное образование, равных которому не было со времен императорского Рима, причем осуществил это при поддержке Римских пап. В 802 г. начал переговоры с византийской императрицей Ириной (797–802 гг.) о заключении брака, что могло бы объединить территории Востока и Запада под одной короной, но в результате дворцового переворота Ирина была свергнута своими придворными во главе логофетом геникона Никифором Геником и отправлена в ссылку на эгейский остров Лесбос, где спустя год умерла. Византийская империя была спасена от унижения, но отныне в мире стало существовать две христианские империи, а не одна. См.: Каролингская империя.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Ист.: Муравьев А. Н. Сношения России с Востоком по делам церковным. СПб., 1858. Ч. 1; 1860. Ч. 2; Ипполит (Вишенский), иером. Пелгримация или путешественник... в Святой град Иерусалим. М., 1877; Сказание о Св. Афонской Горе игумена рус. Пантелеймонова мон-ря Иоакима и иных святогорских старцев/Сообщ. архим. Леонид (Кавелин). СПб., 1882. (ПДП; Т. 30); Αλξανδρος Λαυριτης (Λαζαρδης), μον. Ανκδοτα σιγλλια//Εκκλησιαστικ Αλθεια. 1892/1893. T. 12; Meyer Ph. Die Haupturkunden für die Geschichte der Athosklöster. Lpz., 1894; Три древних сказания о Св. горе Афонской и краткое описание Св. Горы, составленное в первое посещение оной Василием Барским (1725-1726). М., 18952; Афонский патерик. М., 1897, 2002р. Ч. 1. С. 25, 52, 168-179, 259-260; Ч. 2. С. 83, 152, 167-168, 212-218, 242, 397, 458, 461-465; Regel W. Χρυσβουλα κα γρμματα τς ν Αγ ρδβλθυοτεΟρει Ιερς κα Σεβασμας Μεγστης Μονς το Βατοπεδου. СПб., 1898; Actes de Chilandar/Publ. par L. Petit et B. Korablev//ВВ. 1911. Т. 17. Прил. I-III; Λμπρος Σ. Τ Πτρια το Αγου ρδβλθυοτεΟρους//Νος Ελληνομννων. 1912. T. 9. Σ. 209-244; Γοδας Μ. Βυζαντιακ γγραφα τς ν ρδβλθυοτεΑθ Ιερς Μονς το Βατοπεδου//ΕΕΒΣ. 1926. T. 3; 1927. T. 4; Laskaris M. Actes serbes de Vatopédi//Bsl. 1935/1936. T. 6; Αλξανδρος Λαυριτης (Λαζαρδης), μον. ρδβλθυοτεΕγγραφα το Αγου ρδβλθυοτεΟρους τς Μεγλης Ελληνικς Επαναστσεως, 1821-1832. Αθναι, 1966. Τ. 1; Actes de Kutlumus/Ed. P. Lemerle. P., 1945, 19882. (ArAth; 2); Actes de Xéropotamou/Ed. J. Bompaire. P., 1964. (ArAth; 3); Синицына Н. В. Послание Максима Грека Василию III об устройстве афонских мон-рей (1518-1519 гг.)//ВВ. 1965. Т. 26. С. 128-136; Actes de Lavra. Pt. 1: Des origines à 1204/Ed. P. Lemerle, A. Guillou, N. Svoronos, D. Papachryssanthou. P., 1970. (ArAth; 5); Actes d " Esphigménou/Ed. J. Lefort. Р., 1973. (ArAth; 6); Actes du Prôtaton/Ed. D. Papachryssanthou. P., 1975. (ArAth; 7); Actes de Kastamonitou/Ed. N. Oikonomidès. P., 1978. (ArAth; 9); Actes de Saint-Pantéléèmôn/Ed. P. Lemerle, G. Dagron, S. irkovi. Р., 1982. (ArAth; 12); Actes de Docheiariou/Ed. N. Oikonomidès. P., 1984. (ArAth; 13); Κομνηνς Ι. Προσκυνητριον το Αγου ρδβλθυοτεΟρους το ρδβλθυοτεΑθωνος. Καρυς, 19842; Actes d " Iviron. T. 1: Des origines au milieu du XIe siècle/Ed. J. Lefort, N. Oikonomidès, D. Papachryssanthou, avec la collab. d " H. Métrévéli. P., 1985. T. 2: Du milieu du XIe siècle à 1204. P., 1990 (ArAth; 14, 16); Actes de Xénophon/Ed. D. Papachryssanthou. P., 1986. (ArAth; 15); Actes du Pantocrator/Ed. V. Kravari. P., 1991. (ArAth; 17); Бантыш-Каменский Н. Н. Реестры греч. делам моск. архива коллегии иностр. дел. М., 2001; Actes de Vatopédi/Ed. J. Bompaire, J. Lefort, V. Kravari, Ch. Giros. P., 2001. T. 1. (ArAth; 21); Россия и греч. мир в XVI в. М., 2004. Т. 1.

http://pravenc.ru/text/149927.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010