Первоначально коллегия разместилась на Виа-ди-Рипетта. В 1578 г. папа Григорий XIII приобрел для нее комплекс зданий на пересечении ул. Виа-деи-Бергамаски (ныне Виа-деи-Гречи) и Виа-Паолина (ныне Виа-дель-Бабуино), где она располагается и в наст. время. В 1583 г. было завершено строительство ц. св. Афанасия (Сан-Атанасио-деи-Гречи), начатое в 1580 г. по проекту Дж. делла Порты. Церковь, расположенная недалеко от коллегии, предназначалась для богослужений по лат. и визант. обрядам. В 1623 г. церковь и здание коллегии были соединены арочным мостиком (Арко-деи-Гречи), построенным над Виа-деи-Бергамаски. Папа Григорий XIII назначил 5 кардиналов-протекторов Греческой коллегии, в число которых вошли Г. Сирлето и возглавивший ее Дж. А. Санторио. Первоначально руководство коллегией осуществляли представители разных монашеских орденов, с 1591 по 1604 г.- иезуиты, но из-за разногласий с кардиналом-протектором Бенедетто Джустиниани они оставили коллегию. До 1609 г. коллегия находилась под управлением конгрегации сомасков , затем была передана доминиканцам . После кончины кард. Б. Джустиниани в 1621 г. влиятельные выпускники коллегии добились от папы Римского Григория XV , чтобы к управлению коллегией вернулись иезуиты. После упразднения ордена иезуитов в 1773 г. Греческая коллегия была подчинена Конгрегации пропаганды веры. Курс на латинизацию визант. обряда, поддерживаемый иезуитами, привел к практически полному переходу на лат. обряд в коллегиальных богослужениях. Стремясь предотвратить чрезмерную латинизацию Греческой коллегии папа Урбан VIII предписал воспитанникам из числа греков приносить клятву в том, что они сохранят приверженность визант. обряду и не перейдут в лат. обряд, а после окончания коллегии отправятся на родину (булла «Universalis Ecclesiae regimini», 1624). Однако богослужения по визант. обряду в Греческой коллегии совершались лишь на Рождество, Пасху и Пятидесятницу, в остальное время воспитанники посещали лат. мессы, где причащались под одним видом. Тем не менее с 1586 г. папа Римский Сикст V ввел обычай привлекать воспитанников Греческой коллегии во время особо торжественных папских богослужений для чтения на греч. языке Апостола и Евангелия, пения Трисвятого и др.

http://pravenc.ru/text/1841750.html

Вернуться 15 Симонопетр – общежительный монастырь, сначала сербский, позднее большей частью греческий. Основан в XIII веке отшельником Симоном при помощи деспота Сербского Иоанна Углеша. Первым Гением монастыря была церковь Рождества Христова, сооруженная на каменной (petra– лат.) скале. Вернуться 16 Митрополит Антоний – Блаженнейший Антоний (Храповицкий, 1863–1936), митрополит Киевский и Галицкий, провел на Афоне лето 1920 г. Вернуться 17   Молча, в одиночестве, без спутников, Выступали мы, один вожатым, другой сзади, Как ходят по дороге братья-минориты.   (Данте. Божественная комедия. Ад. Песнь 23, ст. 1–3. Пер. Б. К. Зайцева.) 18 Греческий монастырь Ксиропотам (греч. – сухоречный) – штатный, основан в V веке греческой царицей Пульхерией в честь сорока мучеников, пострадавших в Севастийском озере. Вскоре монастырь был разрушен арабами и находился в запустении до X века. Возобновлен преп. Павлом Ксиропотамским. В XIII веке монастырь принял унию и был разрушен землетрясением. Вновь возобновлен Андроником Палеологом. После сильного пожара монастырь в третий раз возобновлен турецким султаном Селимом в XVI веке. Вернуться 23 Совет десяти в Венеции – карательный орган Венецианской республики; возник в начале XIV века. Вернуться 24 Карфагенский сенат – контролирующий и судебный орган Карфагена – крупнейшего западноафриканского государства древности. Выбивался из 104 человек из наиболее влиятельных фамилий. Коллегия «ста четырех» была безотчетна, безапелляционна и долгосрочна, что побудило римских писателей сравнить ее с сенатом. Вернуться 26 Андреевский скит (русский, общежительный). Основан в виде кельи вселенским патриархом Афанасием в XVII веке. Соборный храм во имя великомученика Андрея Первозванного заложен в 1867 году. Вернуться 27 Антиб – город-порт с крепостью и маяком в Грасском округе французского департамента Морских Альп. Вернуться 28 Шестопсалмие – шесть избранных псалмов (3, 37, 62, 87, 102, 142), изображающих скорбь отягченной грехами души и надежду на спасение. Читается в начале утрени.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

Агафангел (Ксирухакис), еп. Кидонийский и Апокоронский. Фотография. Сер. XX в. Агафангел (Ксирухакис), еп. Кидонийский и Апокоронский. Фотография. Сер. XX в. Мн. представители младшего поколения эмигрантов из Канеа постепенно отходили от Православия. Так, сын Алоизия-Амвросия Граденигоса Антоний-Афанасий (1647-1674), окончив коллегиум св. Афанасия, стал священником-униатом и монашествовал в Гроттаферрате. Племянник игум. Филофея (Скуфоса) Франгискос Скуфос (1644-1697) также был униат. священником, преподавал в Венеции в Греческой школе (сочинения: «Техника риторики, философии и богословия», «Слова на Рождество св. Иоанна Предтечи», эпиграммы, письма). Василий Цангаролос (1624 - 2-я пол. XVII в.), племянник игум. Иеремии, по окончании коллегиума св. Афанасия служил каноником в церкви в Чивидале-дель-Фриули, являлся членом конгрегации Св. Девы, с 1650 г. профессор Падуанской академии, опубликовал множество слов, историко-археологических исследований и др. Нек-рые выходцы из Канеа, выросшие в Италии, впосл. занимали церковные должности в К-польском Патриархате и в Дунайских княжествах. Напр., Георгий Майотас, дидаскал в Венеции (с 1692), священник ц. Сан-Джорджо-деи-Гречи (с 1694) и издатель сочинений Николая Сароса и митр. Максима (Маргуния), впоследствии стал иерокириксом Великой ц. и дидаскалом греч. и лат. языка при дворе валашского господаря св. Константина (Брынковяну; 1688-1714). Он написал «Слово на спасительную страсть Богочеловека» (изд. в 1706), переведенное и на румын. язык. Духовенство принимало деятельное участие в освободительном движении 1821-1829 гг. Дидаскал сщмч. Каллиник Верриец , иеродиак. Кидонийской епископии, являлся членом «Дружеского общества» и, будучи близким сотрудником сщмч. Каллиника, еп. Кидонийского, вовлек и его в эту орг-цию. В 1821 г., во время национально-освободительной революции, были брошены в тюрьму и подвергнуты пыткам Кидонийский епископ, его диак. Артемий, иеродиак. Каллиник, игумены мон-рей Гдернетту и Гонья и др. представители духовенства (см. в ст. Критские новомученики ). Еп. Каллиник умер в заключении, а еп. Мелхиседек (Деспотакис) Кисамский и Каллиник Верриец были повешены на платане в Ханье на пл. Спландзия. Мн. мон-ри и церкви епархии подверглись разорению. Инокини монастыря св. Иоанна Предтечи в Коракьесе были обесчещены и зарезаны турками, обитель сожжена. Только Мустафа-паша, к-рого егип. хедив Мухаммад Али назначил правителем Крита, умиротворил Церковь и разрешил восстановление храмов и мон-рей. В 1831 г. к Кидонийской епископии была присоединена Кисамская. В меньшем масштабе гонения на православных повторились во время протестов против тяжелого налогообложения, центром движения был Мурньес (1833).

http://pravenc.ru/text/1684323.html

Временем наивысшего развития О. а. стал период 1587 г.- нач. 20-х гг. XVII в. Основным его содержанием была борьба против попыток заключения унии православной и католич. Церквей и против Брестской унии 1596 г. После Г. Смотрицкого ректором школы являлся некий Максим (упом. в 1592) (возможно, слуга кн. Острожского Мартин Грабкович, посланный в 1595 к Льву Сапеге с целью добиться созыва Собора для заключения унии с Римом). В 1594-1595 и 1596 гг. ректором был Кирилл Лукарис (см. Кирилл I Лукарис ), преподававший в О. а. греч. язык (вторично Кирилл Лукарис находился в Остроге в 1600-1601). В Острожской школе преподавали львовские братчики Юрий Рогатинец и Гаврило Дорофеевич, вероятно, также буд. митрополит Киевский Иов (Борецкий) , к-рый в нач. XVII в. был связан с типографией в Дермани. В Острог были приглашены книжники, учившиеся в европ. и вост. высших учебных заведениях: Киприан Острожский, получивший образование в Венеции и Падуе, ученик Мелетия I (Пигаса) Исаакий (Борискович), учившийся в рим. Греческой коллегии Эммануил Ахиллеос. Накануне Брестского Собора 1596 г. в Острог приехал для «отправовання наук освобожденных» сщмч. Никифор (Парасхес-Кантакузин) , написавший здесь несохранившиеся публицистические произведения. Острог посещали митр. Пелагонийский Иеремия, еп. Стагонский Авраамий Гацид, архимандрит, впосл. Иерусалимский патриарх, Феофан IV . Охридский архиеп. Афанасий привез в Острог регалии визант. императоров. С О. а. сотрудничали польск. деятели. Среди них - астроном, математик, д-р медицины, выпускник Краковской академии и Падуанского ун-та католик Ян Лятош (1539-1608), к-рый за критику григорианской календарной реформы вынужден был оставить преподавание в Кракове. Последние 10 лет жизни он провел в Остроге, составляя сочинения, направленные против григорианского календаря (публиковал в Вильно). Предполагают, что в деятельности О. а. мог участвовать латиноязычный поэт, выпускник Краковской академии Симон Пекалид. Авторитет О. а. усилился благодаря деятельности полемиста-протестанта (член общества чешских братьев ) польск. шляхтича Мартина Броневского , которого кн. Острожский пригласил в Острог для полемики с униатами и католиками. Сочинение Броневского, писавшего под псевдонимом Христофор Филалет, «Αποκρισις» (Апокрисис) вышло в Остроге в 1598-1599 гг. Протестант Мотовило составил ответ на трактат П. Скарги «O jednoci Kociola Boego pod jednym pasterzem i o greckim od tej jednoci odstpieniu» (О единстве Церкви Божией под одним пастырем и об отступлении греков от этого единства). Ответ не сохранился, упоминается в 2 письмах кн. Курбского кн. Острожскому).

http://pravenc.ru/text/2581675.html

50 Иосафат Кунцевич (1580–1623), униатский архиепископ Полоцкий (1618). Получив образование в иезуитском коллегиуме, перешел из православия в униатство и стал проповедовать необходимость единства Западной и Восточной Церкви под началом Римского Папы. Был настоятелем ряда униатских монастырей. Жестокими мерами насаждал церковную унию в Белоруссии, что вызвало всеобщую ненависть к нему. Убит горожанами Витебска. В 1641 г. декретом папы Урбана VIII провозглашен блаженным, а в 1867 г. папой Пием IX причислен к католическим святым. 52 «Приидите, вернии, Животворящему Древу поклонимся...» – начало первой стихиры из цикла стихир, поемых на Крестопоклонной неделе и в праздник Воздвижения на 1-м часе, на который переносится елеопомазание. Ранее, в конце утрени, совершается вынос Креста и поклонение ему, а во время елеопомазания верующие прикладываются к Кресту. 53 Желудков Сергей Алексеевич (1909–1984), священник. В 1928–1929 гг. вольнослушатель обновленческой Московской духовной академии. В 1946 г. рукоположен во иерея. В 1952–1954 гг. обучался в Ленинградской духовной семинарии. Служил в г. Пскове, по настоянию властей в 1960 г. уволен за штат. Впоследствии был активным участником правозащитного движения. Автор многих популярных в самиздате сочинений по апологетике и церковной реформе. 63 Большой Евхологий (греч.). Евхологий (или Евхологион) – богослужебная книга, принятая в греческих поместных Церквах и представляющая собой соединение Служебника и Требника. 75 См.: Мансветов И. Д. Церковный устав (Типик), его образование и судьба в греческой и русской церкви. М., 1885. 78 «И обычай и долг требуют от нас чтити всякий воскресный день, и праздновати оный: понеже в сей день Господь наш Иисус Христос проявил нам воскресение из мертвых. Почему и первым нарицается день сей в священном писании, яко составляющий для нас начало жизни, и осмым, яко пришедший по субботе иудейской. Но когда случилось в сей день быти посту пред святым богоявлением: то благоучредим оный разсудительно применяясь к обоим случаям. Употребив несколько фиников, мы не поступим по обычаю ересей, не почитающих дня воскресения Господа нашего Иисуса Христа, и купно воздадим должное постному дню, ожидая вечерняго собрания, которое в сей день, по изволению Божию, совершается. И так в сей день да собираемся в час девятый» (Никодим (Милаш), еп. Правила Святых Отцов Православной Церкви с толкованиями. М., 1996).

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

   Преп. Феофан начертанный исповедник †843 г.     σστημα (от συνστημι вместе ставить) — соб. составленное из частей, соединение, стройное целое, союз, корпорация, коллегия (о государстве, сенате, аккорде).    στημι — ставить, учреждать, устраивать; аор I сосл.     καταστφω — увенчивать, покрывать.     καταπαυσις — прекращение, отдохновение — у LXX и в Н.З.; дат. п. орудия (­причины).    соотв. «Церковь», имеется в виду Пс. 131:8, что служит и первым припевом для стиховных стихир, где и см. объяснение.     φαπλω (π на † πλους простой) — распростирать над чем-л.; др. поэт, слово, в прозе поздн.     χωρω — давать место, уходить, идти, вмещать; прич. наст. общ. з. с отрицанием μ.    греч. «благословенным (украшается и благословением)».     στολζω (от στολς платье) — снаряжать, вооружать, одевать; поэт. поздн.     χοροστατω — быть управляющим в хоре (Филон I в., пс. Афанасий V в. и поздн.).     περιδες (περ около, со всех сторон † δος страх, откуда δεδω боюсь) — весьма робкий.     νατενζω — смотреть пристально, у LXX и поздн. редко.     πιλανθανομαι — забывать. В виду высокой чести и смерти.     συγγενς — родной.     οκειτης — родство, дружба.     λφωτος — весь в свете; у Германа VIII в. и поздн.    Во всем чистота.    В псалме, написанном по поводу, должно быть, перенесения ковчега завета в храм при освящении последнего, слова эти составляют прошение ко Господу, чтобы Он, вместе и под видом Своей величайшей святыни — ковчега завета, поднявшись (ср. Числ. 10:35) с места временного пребывания своего (напр. Кириафиарима, IIc 131:6; ср. 1 Цар. 6:21, 7, где ковчег стоял лет 20, забытый во времена Саула 1 Цар. 13:3), избрал местом своего постоянного пребывания, «покоя», Сион. Если ковчег завета прообразовал собою Пресв. Богородицу, то слова эти, особенно образом выражения, очень подходят к преставлению Богоматери на небо по Ее воскресении, следовавшем за воскресением Спасителя.    Пс. 44:15,16.    В греч. артикль, не переданный в слав.; следовало бы «Яже от Семене Давидова».

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КОНСТАНТИН (Малинков Костадин) (14.05.1843 или 1847, Калофер - 4.12.1912, Враца), митр. Врачанский Болгарской Православной Церкви (БПЦ). Образование получил в греч. уч-ще в К-поле, в 1863-1869 гг.- в греч. папской коллегии св. Афанасия в Риме. После возвращения на родину пострижен в монашество и рукоположен во иерея, в 1873 г. возведен в сан архимандрита. В 1874 г. назначен управляющим Врачанской епархии , но из-за недовольства паствы жил в г. Плевен. 11 нояб. 1884 г. хиротонисан во епископа, возглавил Врачанскую кафедру. Был сторонником митр. Тырновского Климента (Друмева) , за русофильские взгляды в правление С. Н. Стамболова (1887-1894) подвергся преследованиям. В 1905-1908 гг. председатель Синода БПЦ. На личные средства приобрел участок и построил здание училища во Враце (позже носило его имя, в 2014 преобразовано в молодежный центр) и основал фонд (действовал до 1952) для ежегодной оплаты учебы 2 студентов (уроженцев Врацы и Калофера, при условии что они станут священниками) в ДС в Софии. Погребен в притворе собора свт. Николая Чудотворца во Враце. Лит.: Цацов Б. Архиереите на БПЦ. София, 2003. С. 176-177. Рубрики: Ключевые слова: АНДРЕЙ (Петков), митр. Нью-Йоркский Болгарской Православной Церкви - см. Американо-Австралийская епархия Болгарской Православной Церкви (1893-1978) БОРИС (Георгиев Константин; 1875 - 1938), митр. Охридский Болгарского Экзархата Болгарской Православной Церкви БОРИС (Разумов Вангел Симов; 1888 - 1948), митр. Неврокопский Болгарского Экзархата Болгарской Православной Церкви

http://pravenc.ru/text/2057006.html

Вам же и прочим, находящимся в Фиатире, которые не держат сего учения и которые не знают так называемых глубин сатанинских, сказываю, что не наложу на вас иного бремени; только то, что имеете, держите, пока приду. Кто побеждает и соблюдает дела Мои до конца, тому дам власть над язычниками, и будет пасти их жезлом железным; как сосуды глиняные, они сокрушатся, как и Я получил власть от Отца Моего; и дам ему звезду утреннюю. Имеющий ухо (слышат) да слышит, что Дух говорит церквам. Иисус Христос опять обращается к Церкви на языке, предполагающем суверенный суд. Глаза, как пылающий огонь и испытывающие мысли и сердца, ноги, как раскаленный металл – это библейские образы нерушимой силы, выражающие безусловную, т.е. неполитическую власть над миром. Этот образ принадлежит ап. Иоанну в особенности из-за преобладания у него темы мессианской войны. Такая власть обозначается ношением жезла, или скипетра, образ которого ассоциировался также и с пастырем, оберегающим свое стадо. Власть эта изначально исходит от Отца, а не от какого-нибудь тирана, и назначение ее – в защите и спасении стада и в уничтожении врагов. Другая награда, т.е. утренняя звезда, – это намек на яркую планету Венеру, бывшую древним символом блистательного правления и победы над противниками. Позже этот символ дан как атрибут Самого Иисуса, так что здесь утренняя звезда ассоциируется с причастностью той власти, которая Ему принадлежит по исключительному праву. Хотя фиатирцы и обладают главными христианскими добродетелями любви, веры, надежды и стойко проявляют их в деле служения, у общины, тем не менее, есть существенный изъян. Достоверно известно, что город был крупным торговым и промышленным центром. В ходе археологических исследований выявилось, что в Фиатире было много ремесленных гильдий, своего рода кооперативов, в которые объединялись для защиты своих коммерческих и бытовых интересов представители определенных ремесел – сукновальщики, кожевники, бронзовых дел мастера, прядильщики, красильщики, горшечники, пекари и работорговцы. Найденные в городе монеты отображают эту особенность: с одной стороны изображалось какое-то божество, с другой – мастерская или цех местных ремесленников. Коллегии (гильдии) объединяли лиц одной профессии – только такие союзы в рамках какой-либо официальной религии допускались римской властью и для производства и для сбыта продукции. В надписях гильдии называются «священными или священнейшими» (греч. Ιερς, ιερτατος), явно указывая на религиозный характер этих профессиональных объединений. В этом, по-видимому, и заключались опасность Фиатирской церкви. Отказаться примкнуть к такой гильдии означало пожертвовать всяким уважением в деловых кругах, стать кустарём-одиночкой и даже не иметь рынка сбыта своего товара (место на рынке могла получить только гильдия) (Fatih Cimok. A Guide to the seven Churches. – Istanbul. – Turkey, 2009. – P. 72).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/sem-tse...

Октагон (греч. «состоящий из восьми частей») – название восьмигранной центрической постройки. Распространенный тип храма в позднеэллинистическую и раннехристианскую эпохи. Омофор (от греч. «носить через плечо») – священническое облачение в виде длинной широкой белой ленты с изображениями крестов, носимое на плечах. Омофор является отличительной принадлежностью архиерея, его надевают поверх ризы так, чтобы один конец свешивался спереди, а другой сзади. Омофор символизирует заблудшую овцу, которую Добрый пастырь Иисус Христос возложил на плечи и принес в дом ( Лк.14:4–7 ), что означает спасение рода человеческого. Ортодоксия (греч.) – православие. Термин встречается у христианских писателей II в. для противопоставления правильной веры всей Церкви разномыслию еретиков. Палладий или Палладион (греч.) – от эпитета статуй греческой богини Афины, которые считались великими святынями и обладание которыми рассматривалось как залог общественного благосостояния. Позднее слово стало употребляться для обозначения вообще всякой святыни, перед которой благоговеют как перед приносящей славу и могущество. Паруса – конструкция треугольных очертаний вогнутой формы, посредством которой осуществляется переход от прямоугольного основания к купольному покрытию здания. В православном храме четыре паруса поддерживают барабан купола и передают давление на четыре колонны или пилона. Периптер (греч.) – основной тип древнегреческого храма периодов архаики и классики (VI–IV вв. до н. э.); в плане имел прямоугольник и был со всех сторон обрамлен колоннами. Порфира (греч.) – морская улитка, из которой вырабатывался пурпур – одна из наиболее ценимых красных красок, имеющая багряно-фиолетовый оттенок и известная с древнейших времен. Порфирой называли также ткани, окрашенные этой краской. В данном контексте (с. 68) – пурпурная пряжа, из которой Мария пряла нить для завесы иерусалимского храма. Претория (лат.) – судебная коллегия, куда был отведен Иисус после взятия под стражу. Празелень – в иконописи название зеленой краски.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/osnovy-i...

Климентию (Климу), и на регулярные (раз в 4 года) приезды в Москву (Там же. Д. 13. Л. 1-8: челобитные; Л. 9-12: жалованная грамота мая 1669 г.; Д. 26. 1669 г.). Подлинник грамоты в наст. время хранится на Афоне ( Αλεξανδροπολου. 2000. Σ. 114-115), список грамоты с печатью И. м. и греч. подписями кафигум. Неофита и скевофилакса Феоклита - в РГАДА (Ф. 52. Оп. 4. 56; издание греч. перевода жалованной грамоты: Γεδεν. 1906. Σ. 81-84). Подлинник грамоты видели на Афоне в XVIII-XIX вв. рус. паломники Григорович-Барский и В. П. Орлов-Давыдов ( Григорович-Барский. 1887. Ч. 3. С. 153; Орлов-Давыдов В. П. Путевые записки, веденные во время пребывания на Ионических островах, в Греции, Малой Азии и Турции в 1835 г. СПб., 1840. Ч. 2. С. 214). Но в 1686 г. ивириты утверждали, что имеют лишь список грамоты, поскольку «та государева жаловальная подлинная грамота ныне на Москве в том Никольском монастыре для береженья», так что, возможно, она была увезена ими позднее (РГАДА. Ф. 52. Оп. 1. 1686 г. Д. 9. Л. 6). После пожалования ивиритам подворья в Москве в 1652 г. представители мон-ря начали регулярно приезжать в Россию для смены братии Никольской обители. Наиболее полный список документов (РГАДА. Ф. 52), относящихся к приездам ивиритов в Россию и пребыванию греч. братии в Никольском мон-ре до 1720 г., опубликован Александропулу ( Αλεξανδροπολου. 2000. Σ. 146-154; см. также опись: Бантыш-Каменский Н. Н. Реестры греч. делам Моск. Архива Коллегии иностр. дел: РГАДА. Ф. 52. Оп. 1. М., 2001); документы более позднего времени были переданы в Архив внешней политики Российской империи (Ф. 52). От этих приездов в архиве Посольского приказа сохранилось неск. подлинных грамот-посланий от братии И. м. (на греч. и церковнослав. языках) и их переводов. В 1668 г. в Россию с грамотой от братии приехал иером. Иоанникий (РГАДА. Ф. 52. Оп. 2. 1 мая 1668 г. 625; Оп. 1. 1669 г. Д. 4. Л. 1). В 1670 г. архим. Исаакий и архидиак. Анания с представителями др. мон-рей привезли в Москву послание от насельников Афона царю и Московскому патриарху Иоасафу (Там же.

http://pravenc.ru/text/293365.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010