Помочи – также вспомоществования; 1) согласно феодальному обычаю, отношения между сеньором и вассалом подразумевали ряд обязательств со стороны последнего как держателя феода. Среди них – П.-платежи, вносимые в определенных обычаем случаях: при посвящении в рыцари старшего сына сеньора, когда выходила замуж старшая дочь сеньора, если сеньор попадал в плен – для выкупа; 2) в широком смысле П. – сеньориальный побор, налагаемый на лично зависимых крестьян (талья), а также прямые государственные налоги (королевская талья). Поножи – халкотувы, одна из составных частей вооружения византийского воина. П. из железа предназначались для защиты колена и голени от колющего или режущего оружия. Их коленная часть иногда, по античной традиции, изготовлялась в виде лица или маски. Понт – 1) дословно с греч. «море», обычное для византийцев название Понтийского моря – Черного моря; ср.: Евксинский Понт; 2) наименование обширной приморской области на северо-востоке Малой Азии. Основные городские центры – Амасия, Неокесария, Трапезунд. С запада граничила с Пафлагонией, а с востока – с Арменией. Понтифик – римский священнослужитель. П. объединялись в коллегию из 15 человек, которые занимали центральное место в римском государственном культе, так как осуществляли надзор за другими коллегиями жрецов, давали заключения относительно всех сакральных дел (например, при основании храмов, знамениях), ведали составлением календарей, обрядами, жертвоприношениями, погребальным культом, имели влияние на политику. Во главе коллегии П. стоял Великий П. Порни, порнос – ромейские проститутки, куртизанки, блудницы. Порновоск – дословно с греч. «пастух блудниц», сводник, содержатель публичных женщин, порни. См.: катагога. Портарий – младший офицер в пехоте. Портик (греч. стоя, лат. галерея с колоннами) – галерееобразное помещение, у которого хотя бы одна сторона выполнена в виде колоннады или поддерживается столбами. Благодаря полуоткрытому пространству П. предоставлял защиту от солнца, дождя, снега и одновременно освещался проникающим светом. Он мог иметь продольную или полукруглую форму, состоять из двух, трех, четырех частей, завершая внутренний двор, использовался во внутренних и внешних строениях.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

— Существуют ли отличия теологии от богословия? — Нужно понимать, что богословие — это прямая калька. Теология — греч. θεολογα от греч. θες - «Бог» и греч.λγος — «слово; учение, наука». Учение или наука о Боге. Понятно, что в данном случае Бог не является объектом исследования, который мы препарируем, изучаем всесторонне, проводим какие-то опыты и эксперименты. О предмете теологии мы говорили ранее. А разница между теологией и богословием чисто формальна. Теология — это направление, которое имеет аккредитацию не только церковную, но и государственную, а богословие — только церковную. К примеру, кандидат богословия признаётся только Церковью, кандидат теологии — государством. — Разные ли предметы изучаются в ПСТГУ на факультетах теологии и богословия? — Нет, богословский факультет, а специальность — бакалавр теологии. Сейчас уже многие коллеги говорят о том, что пора бы приравнять богословов к теологам, потому что разница только одна — теологам сложнее защититься. Чтобы стать кандидатом богословия, вам нужно собрать только диссертационный совет вашего вуза. А чтобы стать кандидатом теологии, нужно пригласить много других специалистов, причём не только церковных, но и светских, и показать им, что вы занимались не какой-то профанацией, а наукой, которая имеет свою методологию и историю. Первая защита в нашей стране по теологии прошла несколько лет назад: защищался отец Павел Хондзинский. Причём он уже доктор богословия, а защищался как кандидат теологии. Буря эмоций, шквал критики со стороны естественников. Биологи Юрий и Александр Панчины поставили под сомнение теологию как науку. Им вынуждены были показать, что они заблуждаются насчёт гуманитарных наук, ведь подкоп был не только под теологию, но и под все, что не относится к строгим наукам: «Только в физике соль, остальное всё — ноль». Мы с этим категорически не согласны. Мы показываем, что теология — это наука с древнейшей историей и своими методами, то есть это абсолютно состоявшаяся дисциплина. — Распространено мнение, что теология — не наука. Как можно отстаивать свои позиции, защищая теологию как науку в современном мире?

http://ruskline.ru/opp/2020/09/18/svyawe...

PLS I. 347. Противоречиво и его отношение к Гераклиану: с одной стороны, он высокомерно подчеркивает отсутствие у него священного сана (Presbyter es aut diaconus?), а с другой – с очевидным интересом ведет с ним спор (см. PLS. I. 345). Гераклиан же, чувствуя смущение своего оппонента, также язвительно подчеркивает, что он является епископом: «Тебе подобает говорить, мне же пристало слушать» (Te oportet dicere; me vero condecet audire) (см. PLS. I. 346). 1150 В этой связи вряд ли можно в полной мере согласиться с Л. В. Барнардом, который утверждает, что в IV в. в жизни Церкви доминировали власть и авторитет епископов, а позднейшее, свойственное для восточно-христианской традиции убеждение, что власть в Церкви распределяется между епископами, клиром и народом, еще не получило распространения (см. Barnard L. W. Op. cit. P. 132). Епископы, безусловно, занимали совершенно особое положение в Церкви, однако их власть основывалась на согласии церковного народа, на что и указывает диспут Герминия с Гераклианом. 1151 В канонах Сердикского собора содержится запрещение епископам посещать комитат (ad comitatum), если они не будут вызваны туда императором (правило 7 (греч.) – 8 (лат.)). В то же время епископам, имеющим связи при дворе (in palatio), дозволяется отправлять через диакона (per diaconum suum) письменные прошения императору (правило 9 (греч. и лат.)). Особая функция ходатаев за своих коллег возлагается собором на епископов, церкви которых находятся в тех областях, которыми лично в этот момент управляет император (in his regionibus morantur in quibus felix et beatus Augustus rempublicam gubernat) (правило 9 (греч. и лат.)). 1152 Согласно «Апостольским правилам», епископа должны рукополагать два или три епископа (пр. 1). 4-е правило Никейского собора предписывает по возможности участвовать в поставлении епископа всем епископам соответствующей области, если же это невозможно, то поставление должны совершить три епископа, остальные же епископы должны письменно выразить свое согласие.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ill...

Нокс в дек. 1556 г. писал: «Здесь находится наиболее совершенная школа Христова (schoole of Chryst), какая только существовала на земле со времен апостолов... Христос проповедуется истинно и в других местах, но нигде еще я не видел, чтобы весь образ жизни и вся религия были так тщательно реформированы, как здесь» (CO. Vol. 16. Col. 333). Наиболее важной женевской инициативой К. в кон. 50-х гг. XVI в. стало основание Академии - ведущего протестант. учебного центра Европы 2-й пол. XVI в. Необходимость повышения уровня религ. образования была заявлена еще в «Церковных установлениях» 1541 г., однако беспокойная обстановка в Женеве не давала К. взяться за осуществление его давнего намерения (ср.: Lewis. 1994. P. 36-37). Лишь в 1558 г. он подобрал место для Академии и объявил сбор пожертвований среди верующих, поскольку город отказался финансировать столь затратное предприятие. Под рук. К. был составлен устав Академии (лат. и франц. текст см.: CO. Vol. 10. Pars 1. Col. 65-90). В соответствии с ним обучение включало 2 стадии: «частную школу» (schola privata) и «публичную школу» (schola publica; это название связано с тем, что лекции преподавателей «публичной школы» были открытыми, их мог посещать любой желающий). «Частная школа» разделялась на семь «классов», или этапов обучения: в начальных классах велось обучение чтению и письму на лат. и франц. языках; далее изучались классические лат. и греч. авторы (в т. ч. Вергилий, Овидий, Цицерон, Тит Ливий, Гомер, Исократ, Демосфен), на материале сочинений которых преподавались лит. стилистика и риторика; в последнем классе изучались основы логики (см.: Ibid. Col. 75-80). Студенты были обязаны регулярно посещать молитвенные собрания и изучать катехизис ( Greef. 2008. P. 36-37). В «публичной школе» студенты должны были прослушать значительное число лекционных курсов религ. и гуманистической направленности: они изучали еврейский язык, параллельно читая и слушая толкования ВЗ; читали под руководством преподавателей на греческом языке НЗ и сочинения философов; знакомились с различными толкованиями библейских книг (CO. Vol. 10. Pars 1. Col. 85-88; ср.: Greef. 2008. P. 37-38). В соответствии с уставом Академии все преподаватели избирались Собранием пасторов и затем утверждались городскими властями Женевы. Подбор первоначального преподавательского состава был сопряжен с серьезными трудностями: одни ученые, на помощь к-рых рассчитывал К., отказывались ехать в новое учебное заведение; другие были согласны приехать, однако их не отпустили власти тех городов, в которых они преподавали. Ситуация изменилась, когда в 1558 г. из-за конфликта с Берном свои места в Лозанне, входившей в юрисдикцию бернской протестант. общины, были вынуждены оставить Вире и Беза. Прибыв в Женеву, Беза стал преподавать греч. язык, в марте 1559 г. он был избран пастором, вскоре К. предложил ему возглавить Академию. Места профессоров заняли лозаннские коллеги Безы: Антуан Рауль Шевалье (евр. язык), Франсуа Беро (греч. язык), Жан Таго (философия).

http://pravenc.ru/text/1320173.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АНДЖОЛИНИ [итал. Angiolini], представители католич. ордена иезуитов , братья-итальянцы, работавшие в России на рубеже XVIII-XIX вв. Приехали из Пьяченцы для проповеднической и научной деятельности (1782), узнав о том, что Екатерина II не собирается обнародовать буллу папы Климента XIV о роспуске Об-ва Иисуса (1773). Джузеппе А. (1747-1814). Член ордена иезуитов с 1762 г., с 1773 г. священник. В Полоцке получил известность как проповедник, преподавал в Полоцкой иезуитской коллегии философию, математику, физику, с 1798 г.- теологию и каноническое право. В 1806-1809 гг. был ректором иезуитской коллегии в С.-Петербурге, после чего вернулся на кафедру теологии в Полоцк. В день открытия Полоцкой академии (см. Академии духовные католич. в России ), 10 июня 1812 г., получил степень д-ра теологии и канонического права и стал профессором Полоцкой академии, затем проректором и зав. канцелярией. Автор кн. «Institutiones philosophicae ad usum studiosorum Academiae Polocensis» (Философские наставления для учащихся Полоцкой Академии. Полоцк, 1819. 2 т.). Гаэтано А. (1748-1816). Член ордена иезуитов с 1765 г. Изучал лит-ру в Пьяченце, философию в Болонье, теологию в Вероне, где и получил сан священника. Изучал также живопись и архитектуру. Преподавал франц. язык, архитектуру и живопись в Полоцке и Витебске. В Витебске по его проекту был построен костел. Работал над историей ордена иезуитов. Занимался активной проповеднической деятельностью, с 1800 г. в С.-Петербурге. В 1803 г. вернулся в Италию, где был назначен генеральным прокуратором ордена, в 1805 г. занял пост провинциала на Сицилии, а затем стал советником конгрегации обрядов. Франческо А. (1750 - 12.02.1788, Полоцк). Член ордена иезуитов с 1765 г. В 18 лет уже владел 10 языками (древнеевр., халд., сир., греч., лат., нем., франц., англ., испан.). Изучал лит-ру в Пьяченце и философию в Болонье, затем переехал с братом Гаэтано в Верону, где изучал теологию и получил сан священника. Перевел на итал. язык труды Иосифа Флавия (опубл. в 1779/80), трагедии Софокла («Эдип», «Электра», «Антигона») и Еврипида (опубл. в 1782). В 1782 г. издал сборник своих стихотворений на итал., греч., лат. и древнеевр. языках. В Полоцке, Могилёве, Витебске и Москве в иезуитских учебных заведениях преподавал философию, Свящ. Писание, математику и языки. Быстро выучив польск. и рус., составил для итальянцев, живущих в России, русско-польско-итал. грамматику, а также перевел на польск. язык произведения Софокла и Фукидида. Начал писать на латыни историю ордена иезуитов в России. Продолжить ее написание он поручил отцу Пьетро Бони, к-рый начал ее издавать. В наст. время трудно определить, какие части были написаны Франческо А., т. к. рукопись не сохранилась. Луиджи А.

http://pravenc.ru/text/115144.html

Директория — правительство республиканской Франции в 1793–1799 годах, состоявшее из пяти директоров. Диссидент (лат. несогласный) — представитель религиозного меньшинства, отвергающего догматы официальной церкви. Вопрос о гражданских правах диссидентов-некатоликов очень остро стоял в XVII–XVIII веках в Польше. Россия традиционно выступала на стороне православного населения ее восточных воеводств. Длань (др. — рус.) — ладонь, рука. Доимочные приказы (канцелярии) — губернские учреждения, существовавшие в России в XVIII веке и занимавшиеся сбором недоимок. Дол — безлесая долина или равнина. Дом коллегий — здание 12 коллегий на Васильевском острове в Санкт-Петербурге. В настоящее время в нем расположен учебный корпус Санкт-Петербургского университета. Доростол — название болгарского города Силистра до конца XIV beka. Драгуны — воины-кавалеристы, которые вели бой как в конном, так и в пешем строю. Драма (греч. действие) — серьезное, но не героическое литературное произведение, написанное в форме диалога и предназначенное для постановки на сцене. Древляне — одно из больших славянских племен, населявшее правый берег Днепра в Полесье. Древляне казнили (убили) киевского князя Игоря во время сбора им непомерно большой дани. Вдова Игоря княгиня Ольга жестоко покарала древлян: истребила всю знать этого племени и уничтожила их города, в том числе и главный город Древлянской земли Искоростень. Дронтгейм (фиорд) — залив и поселение норманнов в средневековой Норвегии. Дружина — княжеские воины (дружинники) и телохранители; конное княжеское войско. В состав дружины входили бояре — советники князя, а также подчинявшиеся им гридни, отроки и детские. Слово «дружина» происходит от славянского «друже» («друг»), первоначальное значение которого — «спутник», «товарищ по военному походу». Дубрава — дубовый лес. Думные дворяне — в XV–XVII веках чин членов Боярской думы, третий после бояр и окольничих. Они управляли приказами, выполняли придворные и военные обязанности. Дьяк (греч. служитель) — в древней Руси писец княжеской канцелярии. В Московском государстве дьяк был важным должностным лицом в приказах — центральных органах управления страной. Дьяками также называли секретарей — служащих, ведающих делопроизводством.

http://azbyka.ru/fiction/istoriya-rossii...

С 12 г. до Р. Х. в формуле клятвы гений Августа упоминался сразу вслед за Юпитером и перед пенатами. В кварталах Рима и в городах Италии при Августе были организованы компитальные коллегии, отправлявшие культ ларов и гения императора. Этим культом ведали ежегодно сменявшиеся фламины, выбиравшиеся из числа самых влиятельных декурионов и др. представителей провинциальных элит. Широкое распространение получили и сакральные коллегии севиров-августалов, где видную роль играли вольноотпущенники. В 14 г. по Р. Х. Август умер и был обожествлен. На геммах и рельефах Августа изображали в виде его офиц. покровителя Аполлона ( Suet. Aug. 70. 1; 94. 4), в позе Юпитера со скипетром и с сидящим у его ног орлом, а также в обществе Ромы и Венеры. Сакрализация распространялась на всех членов имп. дома. Так, дочь Августа Юлия Старшая изображалась в виде Дианы , жена императора, Ливия,- в виде божеств Благочестия (Pietas), Мира (Pax), Правосудия (Iustitia) или богини Цереры . Имп. Тиберий (14-37) утвердил порядок деификации Августа и последовательно распространял и поддерживал его культ. Известно, что Тиберию было посвящено 11 храмов в М. Азии, однако неясно, были ли они воздвигнуты ему при жизни или посмертно. Долгое время считалось, что Тиберий и Клавдий негативно относились к собственному божественному почитанию, но в последние годы это мнение оспаривается исследователями. При имп. Веспасиане (69-79) И. к. стал всеобщим и обязательным. В городах и сельской местности создавались коллегии имп. ларов. Богатые плебеи и вольноотпущенники вступали в коллегии севиров-августалов и тратили значительные средства на постройку храмов, организацию праздников, игр, пиршеств. В провинциях к отправлению культа привлекалась местная знать. Участие в И. к. было свидетельством лояльности и благонадежности, уклонение - преступным святотатством (в соответствии с законом «об оскорблении величия»). Греч. оратор Элий Аристид утверждал, что ни один из подданных императора «не является столь дерзким, чтобы не дрогнуть при имени государя: он встает, он благоговейно его славит и возносит одновременно две молитвы: одну - к богам о его благополучии, а другую - к нему о своем собственном» (Or.

http://pravenc.ru/text/389513.html

Культ М. одним из первых среди культов италийских богов попал под влияние греческой культуры. М. был отождествлен с греч. богом Гермесом. Образ М. приобрел новые характеристики: он стал хранителем путешественников, богом музыки, астрологии, мер и весов, покровителем искусств и ремесел. В «Энеиде» Вергилия М.- проводник душ в мире мертвых ( Vergil. Aen. I 741). В этом качестве М. выступал посредником между 2 мирами, между богами и людьми. Присущие М. хитрость и ловкость сделали его божеством плутовства, обмана (во мн. мифологических системах бог плутовства связан одновременно и с миром живых, и с миром мертвых, напр. образ германо-сканд. бога Локи) и даже воровства. Большинство мифов о М.- переосмысление греч. представлений о Гермесе, но существуют и мифы, имеющие исключительно рим. происхождение. Один из них связан с основанием Рима и известен в пересказе Вергилия в «Энеиде»: М. был тем, кто напомнил Энею, что Юпитер приказал ему найти город (Рим) в Италии и что перед этим он должен прервать свои отношения с Дидоной, царицей Карфагена. Второй миф содержится в «Фастах» Овидия. Нимфа Лара, зная о тайной страсти Юпитера к др. нимфе, Ютурне, рассказала об этом Ютурне и Юноне. Рассерженный Юпитер вырвал у Лары язык и повелел М. сопроводить ее в подземный мир. Во время путешествия в мир мертвых М. силой овладел Ларой, которая позже родила мальчиков-близнецов - Ларов, которые затем почитались римлянами как божества, покровительствующие дому, семье, общине, путешественникам. В зап. провинциях Римской империи М. был необычайно популярен и воспринимался как бог всех ремесел; его отождествляли с кельтским богом Лугом, к-рый нередко выступал также как главный бог племен или общин. Как бог границ, рубежей и проводник в мир мертвых М. отождествлялся с этрусским богом Турмсом. С М. римляне отождествляли англо-саксон. бога Водена (эквивалент германо-скандинавского Одина). М. имел те же атрибуты, к-рые традиционно приписываются Гермесу, - крылатые сандалии (таларии, лат. talaria), остроконечную шляпу (петас, лат. petasos), магический крылатый золотой жезл с 2 обвивающими его змеями (кадуцей, лат. caduceus). Кадуцей, к-рый М., как правило, держал в левой руке, символизировал его роль вестника богов, а также успешно проведенную торговую сделку; позднее кадуцей стал имп. символом мира и процветания. Как бог торговли М. часто изображался с кошелем с деньгами. Коллегии почитателей М. в имперское время видоизменились, превратившись в коллегии императоров культа . Во время правления имп. Августа и имп. Веспасиана М. изображался на рим. монетах. Сохранились изображения императоров Калигулы, Нерона и Коммода в образе М.

http://pravenc.ru/text/2563014.html

Эпидемия — широкое распространение какой-либо инфекционной болезни. Эполеты — наплечные знаки парадной генеральской и офицерской формы. Эполеты были введены в русской армии в 1807 году и просуществовали до 1914 года. Эрцгерцог, эрцгерцогиня — титул принца, принцессы австрийского императорского дома в 1453–1918 годах. Эскадра — соединение кораблей военно-морского флота, предназначенное для действий в определенном районе Мирового океана или внутреннего моря. Эскадрон — подразделение кавалерийского полка, состоящее из 2–4 взводов. Эскорт (фр.) — военный конвой, охрана, сопровождение. Эстляндия — историческое название северной части Эстонии. В состав Российской империи Эстляндия вошла при Петре I в годы Северной войны (1700–1721). Этикет (фр.) — установленный порядок поведения. Этимология (греч. истинное значение слова) — раздел языкознания, изучающий происхождение слов. Эшафот — деревянный помост, воздвигаемый в публичном месте для совершения смертной казни и других видов наказания. Югосская земля — историческое название в XII-XVII веках Северного Урала и побережья Северного Ледовитого океана, от пролива Югорский Шар до устья реки Таз. Эти земли населяют народы ханты и манси. Юнкер — воспитанник военного училища. Юнта — собрание из 150 знатнейших испанцев. Юрта — переносной шатер у кочевых народов Азии. Юрта состоит из решетчатых стенок, жердей, образующих купол, и войлочного покрытия. Юстиц-коллегия — центральное государственное учреждение в Российской империи в XVIII веке. Юстиц-коллегия была образована в Москве 9 мая 1718 года из объединившихся судебных приказов, в 1722 году она была переведена в Петербург. Эта коллегия осуществляла контроль за системой судопроизводства и была упразднена в 1786 году. Ютландия — полуостров на севере Европы, между Северным и Балтийским морями, территория современных Дании и Германии. Юфть — сорт прочной толстой кожи. Ябеда — должностное лицо в суде; обманщик; тяжба, основанная на лжи и подкупе. Язва — болезнь, рана. Моровая язва — чума.

http://azbyka.ru/fiction/istoriya-rossii...

Лев X, папа Римский. Гравюра из кн.: Platina B. Historia. 1626. P. 347 (РГБ) (11.12.1475, Флоренция - 1.12.1521, Рим; до избрания папой - Джованни ди Лоренцо Медичи), папа Римский (с 11 марта 1513). Четвертый ребенок из 9 детей (2-й сын после Пьетро Медичи) фактического правителя Флорентийской республики Лоренцо Медичи (Великолепного) и его супруги Клариче Орсини. Получил образование в духе гуманизма ; его учителем был поэт-неоплатоник гуманист Анджело Полициано, греч. языку его учил Деметрий Халкокондил. Ренессансная образованность, основанная на античных греч. и рим. образцах, наложила отпечаток на интересы Дж. Медичи: он увлекался лат. поэзией, был неплохим импровизатором. Как 2-му сыну в знатной семье ему была предназначена церковная карьера. 1 июня 1483 г., в возрасте 7 лет, он принял тонзуру и стал клириком; год спустя папа Римский Сикст IV (1471-1484) сделал его апостольским протонотарием. В качестве бенефициев Дж. Медичи получил несколько аббатств во Франции, аббатство Моримондо в Миланском герц-стве (на условиях комменды ); в 1487 г.- аббатство Монте-Кассино в Неаполитанском королевстве. Сближение Лоренцо Великолепного с папой Римским Иннокентием VIII (1484-1492) привело к тому, что после заключения в 1487 г. брака дочери Лоренцо Маддалены с незаконным сыном папы Франческетто Чибо Дж. Медичи был назначен кардиналом-диаконом рим. ц. Санта-Мария-ин-Домника (9 марта 1489). Поскольку ему еще не исполнилось 16 лет, назначение было совершено только через 3 года; кардинальское одеяние и перстень Дж. Медичи вручили 9 марта 1492 г. Изучал богословие и каноническое право в Пизанском ун-те. Получив степень д-ра права, в марте 1492 г. Дж. Медичи в качестве полноправного члена коллегии кардиналов переселился в Рим. Лоренцо Великолепный написал ему по этому поводу письмо с напутствиями: он советовал сыну быть скромным и не поддаваться влиянию Рима, «гнезда всех пороков» (sentina di tutti i mali); предостерегал его от обвинений в лицемерии (впосл. Л. не удалось этого избежать); просил заботиться о семье и родном городе и об их верности католич. Церкви; рекомендовал собирать не драгоценности, а предметы старины и книги.

http://pravenc.ru/text/2463269.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010