Создание К. п. при папе Римском Иоанне Павле II отражало его курс на интернационализацию структур Римской курии. В 1986 г. были учреждены Международная философско-богословская семинария (семинария Иоанна Павла II; открыта в 1989), Международная коллегия «Престол Мудрости» (Collegium «Sedes Sapientiae», находится под управлением персональной папской прелатуры «Opus Dei»; 1991), Международная коллегия «Мария - Матерь Церкви» (лат. Collegium «Maria Mater Ecclesiae», 1991), а также ряд др. международных центров по подготовке клириков. В Риме появились новые национальные К. п.: Шведская (1991), Словацкая коллегия святых Кирилла и Мефодия (1997), Корейская (основана в 1990, открыта в 2000), Аргентинская (2002), коллегия св. Ефрема (для подготовки клириков из стран Ближ. Востока, 2003). Э. П. К. Греческая коллегия свт. Афанасия [лат. Pontificium Collegium Graecorum; итал. Pontificio Collegio Greco S. Atanasio] основана папой Григорием XIII для обучения католич. клириков визант. обряда и подготовки католич. миссионеров для работы на правосл. Востоке. В 1575 г. иезуит Джованни Доменико Траяни представил папе Григорию XIII план объединения «восточных схизматиков» с Римской Церковью, указав на необходимость учредить семинарию для молодых греков. Эту идею поддержали кардиналы, возглавлявшие Конгрегацию по делам греков (Congregatio pro reformatione Graecorum): Антонио Карафа , Джакомо Савелли, Гульельмо Сирлето и Джулио Антонио Санторио. Учрежденная в 1573 г. Конгрегация по делам греков имела целью латинизировать духовенство Итало-Албанской католической Церкви и распространить католицизм среди правосл. греков. В нояб. 1576 г. стараниями кард. Дж. А. Санторио был составлен устав коллегии и организован прием первых воспитанников. Папа Григорий XIII буллой «In Apostolicae Sedis specula» от 13 янв. 1577 г. официально учредил Греческую коллегию; среди целей ее создания в булле говорилось о помощи греч. миру в преодолении образовательного и культурного упадка, начавшегося с тур. завоевания Византии. Для обучения в коллегию принимали мальчиков и юношей из Греции и др. мест для глубокого изучения греч. словесности, свободных искусств, теологии и визант. обряда.

http://pravenc.ru/text/1841750.html

[xviii] Прот. П.П. Чуев - обновленческий настоятель Троице-Измайловского, а с 1924 г. - Исаакиевского соборов. [xix] П.Г.Смидович - партийный и государственный деятель СССР, с 1922 г. - член Антирелигиозной комиссии при ЦК ВКП(б) и глава Секретариата о делам культов, с 1929 г. - председатель Постоянной комиссии по вопросам культов при Президиуме ВЦИК. [xx] Иеромонах Макарий (Звездов - Макаров) окончил Петроградский Богословский институт, кандидат богословия. Был председателем студенческой коллегии и членом Совета института от студентов и институтским казначеем. С сентября 1923 - завхоз Богословско-Пастырского училища. [xxi] Архимандрит Нектарий Трезвинский, благочинный монастырей и подворий Петроградской епархии, был хиротонисан во епископа Велижского, викария Полоцко - Витебской епархии, но к месту служения допущен не был. С декабря 1924 г. - епископ Яранский, викарий Вятской епархии. [xxii] Монахиня Дамиана (Соболева Валентина Владимировна) (1872-1927) окончила Женский медицинский институт и работала в нем старшим ассистентом каф. общей химии. Окончила Петроградский Богословский институт; Советом ВБКурсов за сочинение «Сотериология Св. Кирилла Александрийского» ей присвоена степень кандидата богословия; прот. Ф.К.Андреев - один из лидеров т.н. «истинно-православных». [xxiii] Предположительно, речь идет о последнем лейб-медике Евгении Сергеевиче Боткине, сыне знаменитого клинициста лейб-медика Сергея Петровича Боткина, добровольно отправившемся в ссылку с Царской семьей и практически знавшем, что и Семья, и он обречены. Возможно, что Введенский намекал Красницкому, что подобным образом и он будет уничтожен вместе с Патриархом. [xxiv] Кафары (греч. κθαροι - чистка), или катары (греч. katharos чистый) - общее название сект, в XI-XII столетиях распространившихся в Южной и Западной Европе, главным образом в северной Италии и на юге Франции (где они назывались альбигойцами), которые считали свое учение самым чистым христианством. [xxv] Игуменья Афанасия (Громеко) - настоятельница Радочницкого женского монастыря Холмской епархии, который во время отступления Русской Армии был эвакуирован в Петроград. Деревянное монастырское подворье с храмом Рождества Божией Матери, находившееся на станции Удельная в пригороде Петрограда, в 1913 г. было освящено архиеп. Холмским Евлогием, который писал об игуменье: «умнейшая, образованнейшая монахиня» (Евлогий (Георгиевский), митр. Путь моей жизни. М., 1994. С.107). Игуменья Афанасия с 1920 г. участвовала в заседаниях религиозно-философского общества и Братства Св. Софии, открытого о инициативе прот.Николая Чукова при Петроградском Богословском институте (См. тексты http://www.bogoslov.ru/text/747541.html , http://www.bogoslov.ru/text/953836.html , и http://www.bogoslov.ru/text/4350772.html ).

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2015/0...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание МАВРОКОРДАТЫ [Греч. Μαυροκορδτοι], род греков-фанариотов, занимавших высокие должности в К-польской Патриархии, при дворе султана и в Дунайских княжествах. М. возвысились благодаря браку хиосского торговца шелковыми тканями Николая Маврокордата (1599-1649) с Роксандрой (Локсандрой) Скарлату (1605-1684), дочерью влиятельного фанариота Скарлата Беглици. Хотя по муж. линии М. возводили свой род к легендарному мавру Отелло, а по матери к римскому полководцу Фабию Максиму Кунктатору, семья приобрела могущество благодаря богатству и положению Роксандры. Наиболее известные представители рода М.- сын и внук Николая Маврокордата, Александр и Николай, игравшие важную роль в балканской политике и оставившие богатое лит. и культурное наследие. Александр Маврокордат Александр Маврокордат. Копия гравюры XVIII в. (Румынская академия, Бухарест) Александр Маврокордат. Копия гравюры XVIII в. (Румынская академия, Бухарест) (7 нояб. 1641 (по др. данным, 1639 или 1642), К-поль - 23 дек. 1709, там же), сын Н. Маврокордата и Р. Скарлату; рано потерял отца. В 1657 г. мать отправила его для получения образования в Греческую коллегию св. Афанасия в Риме. Затем он изучал филологию и богословие в Римском ун-те и медицину в Падуанском ун-те. В Болонском ун-те получил звание д-ра философии и медицины, защитив диссертацию, посвященную циркуляции крови через легкие (Pneumaticum instrumentum circulandi sanguinis: Sive de motu et usu pulmonum dissertatio philosophico-medica authore Alexandro Maurocordato Constantinopolitano ); была опубликована в Болонье в 1664 г., переиздана во Франкфурте в 1665 г. и в Лейпциге в 1682 г., переведена на тур. язык. Образование, полученное А. М. в Италии, расширило его мировоззрение и сблизило с зап. миром. Возвратившись в К-поль, он возглавил Патриаршую Академию (1665-1671 или 1672), продолжая медицинскую практику. Под влиянием своего предшественника Иоанна Кариофилла он преподавал неоаристотелевскую философию и греч. филологию, составил собственный комментарий на комментарий Феофила Коридаллевса (Толкование на «О возникновении и уничтожении» Аристотеля). В этот период А. М. получил чин вел. ритора Великой церкви и стал секретарем вел. драгомана Высокой Порты Панайота Никусиоса. С 1673 по 1709 (с перерывом в 1683-1684) г. А. М. занимал должность вел. драгомана. На этом посту он сделал много полезного для своих соотечественников, в т. ч. добился смягчения правил, запрещавших строительство новых церквей. В сотрудничестве с Иерусалимским патриархом Досифеем II Нотарой он договорился о передаче в собственность греков мн. мест на Св. земле, захваченных католиками, А. М. обязал иерусалимских греков оказывать помощь паломникам всех христианских конфессий.

http://pravenc.ru/text/2561160.html

В кон. 20-х гг. перешел в католицизм, преподавал рус. язык и ряд слав. языков в Восточном папском ин-те и в папской коллегии Russicum в Риме. 6 июля 1930 г. управляющий рус. католич. приходами визант. обряда титулярный еп. Олимпский Петр Бучис рукоположил А. М. во пресвитера в рим. ц. св. Климента. По поручению съезда рус. католич. духовенства визант. обряда в Риме (27-30 окт. 1930) А. М. составил список обрядово-канонических вопросов для папской комиссии по делам России «Pro Russia» . С одобрения съезда им было подготовлено к изданию соч. «Католичество и Свящ. Предание Востока» (П., 1933-1934), в к-ром В. оспаривал тезис об обязательной принадлежности русских к Православию и пытался доказать истинность вероучения Римско-католической Церкви на основании исследования Свящ. Предания Православной Церкви. В 30-х гг. работал в папской комиссии «Pro Russia» и был удостоен сана протоиерея. Отпевание состоялось 21 окт. 1934 г. в ц. св. Антония. Погребен в крипте греч. коллегии св. Афанасия на рим. кладбище Кампо-Верано (могила не сохр.). Соч.: Война, печать и общество: (Оптимизм или логика). СПб., 1905; Армия и правовой порядок. СПб., 1906; [Волгин А. М. ] Об армии. СПб., 1907; Историческая правда и украинофильская пропаганда. Турин, 1920; Имя Руси в домонг. пору. Прага, 1929; В чем главная опасность? Малоросс или украинец? Ужгород, 1929; Граница между Россией и Японией одна - океан: Секретная зап. 1897 г.//Источник. 1995. 5. С. 4-16. Лит.: Посвящения в Русско-католической церкви//Благовест. П., 1930. 2/3. С. 129-132; I funerali del Principe Wolkonsky//L " Osservatore Romano. 1934. 22-23 ott.; Ди Пиетра И. Прот. А. Волконский: (Некролог)//К соединению. 1934. 11-12. С. 15-17; Пажить Божия//Истина и жизнь. 1993. 6. С. 55-61; Пономарев В. П. , Фомин М. М. А. М. Волконский: Рус. офицер и католич. священник//Покров: Альм. рос. католиков. 1999. 2. С. 25-38; Mozgolowie M. i R. Biay mundur i czarna sutanna: A. M. ksi Wokoski//Zawsze Wierni. 2001. 39. S. 77-80. Арх.: РГБ. Ф. 56 (архив кн. Волконских); РГВИА. Ф. 409. Оп. 2. Д. 5445. П/С 266-886; ЦНЦ ПЭ. Ф. ОВЦС. Оп. «Ватикан-Москва». Д. 4; Оп. «Мат-лы по истории Рус. католич. Церкви». Д. 2, 3.

http://pravenc.ru/text/155156.html

Полон надежды, что этот публикуемый ныне труд подвигнет многих на Евангельский Путь Покаяния, который всегда приводит к согласию, единодушию и взаимодействию. Архимандрит ИННОКЕНТИЙ (Просвирнин) 8.04.1990 г. КОММЕНТАРИИ ПУБЛИКАТОРА. ПОСЛЕСЛОВИЕ 1. Симонопетр — общежительный монастырь, сначала сербский, позднее большей частью греческий. Основан в XIII веке, отшельником Симоном при помощи деспота Сербского Иоанна Углеша. Первым Гением монастыря была церковь Рождества Христова сооруженная на каменной ( petra —  лат .) скале. 2. Блаженнейший Антоний (Храповицкий, 1863–1936), митрополит Киевский и Галицкий, провел на Афоне лето 1920 г. 3. Молча, в одиночестве, без спутников, Выступали мы, один вожатым, другой сзади, Как ходят по дороге братья-минориты. Данте. Божественная комедия. Ад. Песнь 23, ст. 1–3.  Пер. Б. К. Зайцева . 4. Греческий монастырь Ксиропотам ( греч . — сухоречный) — штатный, основан в V веке греческой царицей Пульхерией в честь сорока мучеников, пострадавших в Севастийском озере. Вскоре монастырь был разрушен арабами и находился в запустении до X века. Возобновлен преп. Павлом Ксиропотамским. В XIII веке монастырь принял унию и был разрушен землетрясением. Вновь возобновлен Андроником Палеологом. После сильного пожара монастырь в третий раз возобновлен турецким султаном Селимом в XVI веке. 5. Хризовул — грамота (греч.). 6. Хризовул царя Василия II (около 1000 года) даровал Афон исключительно отшельникам. 7. Сардар (перс.)  — влиятельный сановник; здесь: стражник. 8. Раки (ракия) — фруктовая водка ( серб., болг .). 9. Совет десяти в Венеции — карательный орган Венецианской республики; возник в начале XIV века. 10. Карфагенский сенат — контролирующий и судебный орган Карфагена — крупнейшего западноафриканского государства древности. Выбивался из 104 человек из наиболее влиятельных фамилий. Коллегия «ста четырех» была безотчетна, безапелляционна и долгосрочна, что побудило римских писателей сравнить ее с сенатом. 11. Имеется в виду Данте. 12. Андреевский скит (русский, общежительный). Основан в виде кельи вселенским патриархом Афанасием в XVII веке. Соборный храм во имя в. Андрея Первозванного заложен в 1867 году.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Полон надежды, что этот публикуемый ныне труд подвигнет многих на Евангельский Путь Покаяния, который всегда приводит к согласию, единодушию и взаимодействию. Архимандрит Иннокентий (Просвирнин) xProductBrowser(“defaultProductId=212451911”); Примечания Симонопетр – общежительный монастырь, сначала сербский, позднее большей частью греческий. Основан в XIII веке, отшельником Симоном при помощи деспота Сербского Иоанна Углеша. Первым Гением монастыря была церковь Рождества Христова сооруженная на каменной (petra- лат.) скале. Блаженнейший Антоний (Храповицкий , 1863–1936), митрополит Киевский и Галицкий, провел на Афоне лето 1920 г. Молча, в одиночестве, без спутников, Выступали мы, один вожатым, другой сзади, Как ходят по дороге братья-минориты. Данте. Божественная комедия. Ад. Песнь 23, ст. 1–3. Пер. Б. К. Зайцева. Греческий монастырь Ксиропотам (греч. – сухоречный) – штатный, основан в V веке греческой царицей Пульхерией в честь сорока мучеников, пострадавших в Севастийском озере. Вскоре монастырь был разрушен арабами и находился в запустении до X века. Возобновлен преп. Павлом Ксиро-потамским. В XIII веке монастырь принял унию и был разрушен землетрясением. Вновь возобновлен Андроником Палеологом. После сильного пожара монастырь в третий раз возобновлен турецким султаном Селимом в XVI beke. Хризовул – грамота (греч.). Хризовул царя Василия II (около 1000 года) даровал Афон исключительно отшельникам. Сардар (перс.) — влиятельный сановник; здесь: стражник. Раки (ракия) – фруктовая водка (серб., болг.). Совет десяти в Венеции – карательный орган Венецианской республики; возник в начале XIV beka. Карфагенский сенат – контролирующий и судебный орган Карфагена – крупнейшего западноафриканского государства древности. Выбивался из 104 человек из наиболее влиятельных фамилий. Коллегия “ста четырех” была безотчетна, безапелляционна и долгосрочна, что побудило римских писателей сравнить ее с сенатом. Имеется в виду Данте. Андреевский скит (русский, общежительный). Основан в виде кельи вселенским патриархом Афанасием в XVII веке. Соборный храм во имя в. Андрея Первозванного заложен в 1867 году.

http://azbyka.ru/fiction/afon/

По благословению папы К. написал учебник «Метод церковного греко-славянского пения» (1881), к-рый стал 1-м практическим пособием для овладения элементарными навыками пения, принятой у русинов киевской нотацией и сложившимся к тому времени в униат. Церкви певч. репертуаром. Поскольку уровень певч. образования в коллегии св. Афанасия был невысок (напр., проект сохранения греч. пения, предложенный Дж. Б. Дони еще в XVII в., так и не был осуществлен, а изучение певч. репертуара происходило большей частью по слуху), появление учебника К. было актуальным. В 1-й главе «Метода...» К. дал исторический обзор церковного пения в России, основанный на трудах прот. Димитрия Разумовского , и привел гипотезу возникновения и обособления «греко-славянской» ветви церковного пения. Далее К. изложил общие правила постановки голоса и необходимые сведения для церковного певчего по элементарной теории музыки (нотная грамота, интервалика, характерный, по мнению К., для «греко-славянского» пения 13-ступенный диатонический звукоряд (от G до e1; К. делит его на тетрахорды наподобие греч. малой системы), лады и т. д.). К. дал довольно спорную, не соответствующую ныне принятой классификацию песнопений униатского репертуара. Он разделил все песнопения на 6 неоднородных классов: стихирарные (самогласны, подобны, болгарские и догматики), тропарные, седальны, степенны, ирмологические и прокимны (для всенощной и литургии отдельно). Каждому классу дана подробная характеристика. Особо обсуждаются пение с исоном , тоны псалмодии и погласицы для чтений. К учебнику приложен «Энхиридион» - сборник песнопений, составленный по печатному львовскому Ирмологиону 1816 г., с добавлением неск. простых композиций К. и неск. «аранжировок» - монодийных песнопений, сопровождаемых исоном, удвоенным в кварту, квинту и октаву. В приложенных таблицах представлены факсимиле, иллюстрирующие упомянутые в 1-й главе типы нотаций. В 1884 г. А. Д. Ряжский опубликовал критический разбор книги К. Прот. Иоанн Вознесенский перевел «Метод» на русский язык и издал в 1899 г. у П. И. Юргенсона в качестве 4-го выпуска своего труда «Церковное пение православной Юго-Западной Руси по нотно-линейным Ирмологам XVII и XVIII вв.». Учебник К. имеет значение преимущественно как документ своего времени, тем не менее изложенная в нем методика, теоретические положения и муз. материал использованы в курсе церковного пения, составленном Э. Соколом (1955) для греко-католич. семинарии святых Кирилла и Мефодия (Питтсбург, США).

http://pravenc.ru/text/1681341.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КАЛЛИНИК (Деликанис) [греч. Καλλνικος] († 11.01.1934), митр. Кесарии Каппадокийской, историк и церковный писатель. Род. в семье свящ. Михаила Деликаниса в г. Митилини на о-ве Лесбос, по одним сведениям, ок. 1852 г. ( Ιωακεμ (Μαρτινιανς). 1934. Σ. 21), по другим - ок. 1855 г. (Θνατος μητροπολτου Καισαρεας Καλλινκου. 1934. Σ. 45). Получил начальное образование в Митилини, затем поступил в военно-медицинское училище, которое вскоре оставил. В 1877 г. перешел в католичество и продолжил образование в коллегии св. Афанасия в Риме, где получил диплом доктора богословия и был рукоположен во иерея униат. титулярным епископом Филиппийским и Драмским. Служил священником греч. обряда в Латеранском соборе в Риме. В 1884 г. возвратился в лоно Православия и был признан священником без реординации. В 1885 г. К. отправился на Афон и провел там более года, работая в монастырских б-ках. В 1886 г. он был назначен преподавателем Патриаршей семинарии в квартале Балат. Одновременно К. давал уроки в греко-франц. лицее Хадзихристоса и в уч-ще Басмадзиду в Пере. После закрытия Патриаршей семинарии К. стал настоятелем ц. свт. Николая Чудотворца в Галате, а затем иерокириксом (священнопроповедником) ц. Введения Пресв. Богородицы в Пере. В 1893 г. он был назначен инспектором церковных школ К-поля и пригородов, а в 1901 г.- архивариусом К-польской Патриархии и главным редактором газеты К-польской Православной Церкви «Экклисиастики Алифия» (Церковная правда). В 1902 г. возведен в сан архимандрита. К. систематизировал и исследовал архивные документы османского периода. Его труд, не потерявший значения до наст. времени,- 3-томное издание «Официальные церковные документы, сохранившиеся в кодиках Патриаршего архивохранилища». Автор многочисленных статей (гл. обр. в журналах «Экклисиастики Алифия» и «Ортодоксия») и исследований, посвященных как истории древней Церкви (в т. ч. Вселенским I и III Соборам), так и актуальным проблемам К-польского Патриархата (напр., взаимоотношениям с Болгарским Экзархатом и Антиохийским Патриархатом), а также вопросам канонического права.

http://pravenc.ru/text/1320039.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ПАИСИЙ ЛИГАРИД [Греч. Πασιος Λιγαρδης] (ок. 1610, Хиос - 24.08.1678, Киев), митр. Газы Палестинской (1652-1671), греч. дидаскал, церковный писатель, полемист. Мирское имя - Пандалеон. С 1623 г. находился в Риме, где получил образование в Коллегии свт. Афанасия. Окончив курс в 1636 г., получил степень доктора богословия. На защите выступил с публичной речью в присутствии кардиналов, знатных особ и учащихся. В 1639 г. был рукоположен во священника униат. Киевским митр. Рафаилом Корсаком . Во время пребывания в Риме участвовал в издании книг Петра Аркудия и Неофита Родина, миссионеров в Польше и Греции. В 1641 г. П. Л. был отправлен как миссионер от Конгрегации пропаганды веры в К-поль (Стамбул), но в 1644 г. покинул его после интронизации К-польского патриарха Парфения II , боровшегося против католич. влияния в Вост. Церквах. С разрешения Конгрегации П. Л. переехал в Яссы, где занимался преподаванием и готовил к изданию Кормчую на румынском языке (опубл. в 1652). В 1650 г. в Тырговиште во время прений о вере он коротко высказался о сложении перстов для крестного знамения. Иерусалимский патриарх Паисий , находившийся там по дороге из Москвы, предложил Арсению (Суханову) продолжить дискуссию с П. Л., но он отказался. 16 нояб. 1651 г. в Иерусалиме в присутствии Арсения (Суханова) П. Л. принял монашеский постриг от патр. Паисия, был наречен именем патриарха и был отдан под начало Арсению (Суханову). Однако духовное наставничество Арсения не состоялось, т. к. в апр. 1652 г. Арсений отправлялся в Россию, и их пути разошлись. 14 сент. 1652 г. патриарх Паисий хиротонисал П. Л. во митрополита Газы, но в своей епархии П. Л. не появился. По свидетельству Павла Алеппского, записанному со слов самого П. Л. в 1656 г., П. Л. «приезжал из Иерусалима в Алеппо… проповедовал в церкви Алеппо… ездил во все франкские страны и долгое время пробыл в великом граде Риме…» ( Павел Алеппский. Путешествие. 2005. С. 568).

http://pravenc.ru/text/2578683.html

В 1841 г. Д. был утвержден в должности члена Комитета по изданию творений св. отцов в рус. переводе, коллеги называли его «высокопочтеннейшим отцом всех книг, нами издаваемых» (Там же. С. 467). Под его редакцией вышли в свет 42 тома творений святителей Григория Богослова, Василия Великого, Ефрема Сирина, Афанасия Александрийского, Кирилла Иерусалимского, Макария Египетского, Нила Синайского, Исаака Сирина, Григория Нисского, Епифания Кипрского, св. Иоанна Лествичника, сщмч. Исидора Пелусиота, блж. Феодорита. Для уточнения перевода Д. обращался к греч. рукописям и различным спискам древних слав. переводов, хранившихся в Синодальной б-ке, старался передать особенности стиля произведений и терминологию св. отцов. Переводам Д. доверял митр. Филарет (Дроздов). Д. также принял участие в переводе Библии на рус. язык (той части НЗ, над которой работала корпорация МДА). Арх.: РГБ ОР. Ф. 233. К. 56. Ед. хр. 20. Л. 26; Ф. 559. К. 9. Ед. хр. 13, 14; ЦГИАМ. Ф. 229. Оп. 2. Д. 1048. Л. 7 об.- 11; Оп. 4. Д. 5061. Л. 58-61, 74; Д. 5268. Л. 16 об. Соч.: Св. Лев, папа Римский. М., 1849; Слова покойного прот. П. С. Делицына, проф. МДА. М., 1864. Пер.: Иоанн Златоуст, свт. Толкование на Послание св. ап. Павла к Римлянам: Пер. с греч. М., 1839; он же. Толкование на Послание св. ап. Павла к Галатам. М., 1842; он же. Толкование на Послание св. ап. Павла к Коринфянам. М., 1843; Иоанн Дамаскин, прп. Точное изложение правосл. веры. М., 1844. Лит.: Смирнов С. К. , прот. История Московской Славяно-греко-латинской академии. М., 1855; он же. Проф. МДА прот. П. С. Делицын//ПрТСО. 1863. Ч. 22. С. 684-695; он же. История МДА до ее преобразования (1814-1870). М., 1879; Голубинский Д. Ф. Восп. о математических занятиях проф. прот. П. С. Делицына//Там же. С. 696-713; Филарет (Гумилевский). Обзор. 18843. С. 497; Глаголев С. С. Прот. П. С. Делицын//Памяти почивших наставников. Серг. П., 1914. С. 1-12; У Троицы в Академии (1814-1914): Юбил. сб. Серг. П., 1914. С. Х, 1, 4-5, 8-9, 65, 72, 73-75, 84, 86, 112, 118-119, 135, 197, 363, 365, 366, 442, 467, 468, 473, 525, 606, 713; Лисица А. Ю. Математика в МДА//XXXVI Всерос. науч. конф. по проблемам математики... и методики преподавания естественнонауч. дисциплин, 22-26 мая 2000 г.: Тез. докл. хим. и пед. секции. М., 2000. С. 77.

http://pravenc.ru/text/171640.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010