Душа при этом повреждается. Почему ниневитяне «не могли отличить правой руки от левой»? иеромонах Иов (Гумеров) В Священном Писании различие между правой и левой сторонами имеет символическое значение. Во время Суда Сын Человеческий поставит праведников по правую сторону, а грешников – по левую ( Мф.25:31–46 ). Правая рука (десница) знаменует в Библии правоту деяний и силу. Неспособность жителей Ниневии отличить правую руку от левой руки ( Ион. 4:11 ) указывает на их нравственную непросвещенность, так как они были язычниками и не получили Божественного откровения в отличие от представителей избранного народа. Меня весьма смущает утверждение «… да убоится жена мужа своего». Что это значит? священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря Словом убоится переводчик Послания св. ап. Павла к Ефесянам на славянский язык передал греч. phobitai, которое имеет несколько смыслов, в том числе – чтить, уважать, заботиться. Слав. глагол «боятися» также содержит эти значения. Апостол, несомненно, имел ввиду этот смысл. В этом легко убедиться, если прочитать стих полностью: «Так каждый из вас да любит свою жену, как самого себя; а жена да боится своего мужа»(5.33) Мужу заповедано любить жену как самого себя. Такая любовь исключает отношения господства и страха. Мы еще больше утвердимся в таком понимании, если внимательно прочтем всю пятую главу и последние стихи предшествующей: «И не оскорбляйте Святаго Духа Божия, Которым вы запечатлены в день искупления. Всякое раздражение и ярость, и гнев, и крик, и злоречие со всякою злобою да будут удалены от вас; но будьте друг ко другу добры, сострадательны, прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас» (4.30–32). С 23 стиха 5 гл. апостол говорит о том, что христианский брак строится в образ отношений между Христом и Церковью: «Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее» (5.25). Грех ли смотреть телевизор? священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря По слову св. апостола Иоанна Богослова: «весь мир лежит во зле» ( 1Ин. 5:19 ).

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Заклинания или какие-нибудь предметы, которые используют колдуны, ворожеи и прочие, действуют не сами по себе, а лишь как «позывные», как пароль. Реальная же сила исходит всегда от бесов. Падшие духи стараются остаться в тени. Поэтому человек воспринимает некоторые предметы как заколдованные. Однако ни булавки, ни крупа, которую человек обнаружил под ковриком, повредить не могут. Пагуба исходит от демонов, когда человек неисправленной, греховной жизнью лишается охранительной благодати Божией, не защищается молитвой, проявляет неверие или маловерие. Что такое Святой Дух и Божественная благодать? священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря Святой Дух является Божеством, третьим Лицом Пресвятой Троицы. Благодать – исходящая от Бога духовная сила очищающая, освящающая и оживотворяющая душу всякого человека, идущего путем спасения. «Бог же силен обогатить вас всякою благодатью, чтобы вы, всегда и во всем имея всякое довольство, были богаты на всякое доброе дело» ( 2Кор. 9:8 . Святые отцы много писали о великом и таинственном даре благодати. Так преподобный Макарий Великий говорит: «Духовное действие Божией благодати в душе совершается великим долготерпением, премудростью и таинственным смотрением ума, когда и человек с великим терпением подвизается в продолжение времени и целых лет. И дело благодати тогда уже оказывается в нем совершенным, когда свободное произволение его, по многократном испытании, окажется благоугодным Духу, и с течением времени покажет опытность и терпение» (Духовные беседы. Беседа 9.1). Подается она по мере веры и решимости жить по заповедям Божиим. «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» ( Иак. 4:6 ). Что означают слова: «милости хочу, а не жертвы»? священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря «Пойдите, научитесь, что значит: милости хочу, а не жертвы?» ( Мф.9:12–13 ). Господь наш Иисус Христос приводит эти слова из книги пророка Осии: «Ибо Я милости хочу, а не жертвы, и Боговедения более, нежели всесожжений» (6:6). Этим Спаситель напоминает фарисеям, укорявшим Его в том, что Он вкушает вместе с мытарями и фарисеями, истину Священного Писания: дела любви и милосердия выше всех обрядовых жертвоприношений. Что означают слова: «Господи, благослави все мои вхождения и выхождения»?

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

«Зане лукавнующии потребятся, терпящии же Господа, тии наследят землю» (36: 9). Зане лукавнующии потребятся – ибо делающие зло истребятся. Кого еще кроме людей сатана мог обольщать во вселенной? священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря В Библии под «вселенной» понимается та часть земной суши, которая населена людьми: « при звуке труб и рога торжествуйте пред Царем Господом. Да шумит море и что наполняет его, вселенная и живущие в ней» ( Пс.97:6–7 ); «Приступите, народы, слушайте и внимайте, племена! да слышит земля и все, что наполняет ее, вселенная и все рождающееся в ней!» ( Ис. 34:1 ; «И один из них, по имени Агав, встав, предвозвестил Духом, что по всей вселенной будет великий голод, который и был при кесаре Клавдии» ( Деян. 11:28 . По учению Священного Писания и святых отцов, сатана и демоны обитают на земле, в преисподней и в поднебесном прострастве: « В преисподнюю низвержена гордыня твоя со всем шумом твоим; под тобою подстилается червь, и черви – покров твой. Как упал ты с неба, денница, сын зари! разбился о землю» ( Ис.14:11–12 ). Предположение о жизни на других планетах относится к области научной фантастики, а не науки. В книге Бытия повествуется о создании не только земли, но и всего тварного мира и ничего не говорится о жизни вне земли. Кто внимательно читал Библию, мог сделать однозначный вывод об уникальности человека. Если все, что происходит от Бога, благо, тогда откуда же зло? священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря Бог не сотворил зла. Оно возникло от злоупотребления свободой, которую Творец дал Своим творениям – ангелам и человеку. Сначала от воли Бога по гордости отпала часть ангелов. Они превратились в демонов. Их поврежденная природа стала постоянным источником зла. Потом не устоял в добре и человек. Открыто нарушив данную ему заповедь, он воспротивился воле Творца. Лишившись благодатной связи с носителем Жизни, человек потерял свое первозданное совершенство. Природа его повредилась. Зародился грех и проник в мир. Горькими плодами его стали болезнь, страдания и смерть. Человек уже не вполне свободен ( Рим.7:15–21 ), а раб греха. Чтобы спасти людей совершилось Боговоплощение. Своей крестной смертью и Воскресением Иисус Христос духовно и нравственно победил зло, которое уже не имеет над человеком полной власти. Но реально зло остается, пока сохраняется нынешний мир. От каждого требуется борьба с грехом (прежде всего в себе). С помощью благодати Божьей эта борьба каждому может принести победу. Окончательно зло будет побеждено в конце времен Иисусом Христом. « Ему надлежит царствовать, доколе низложит всех врагов под ноги Свои. Последний же враг истребится – смерть» ( 1Кор.15:25–26 ). У нас и евреев-иудаистов один небесный Отец?

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

И далее Архиепископ переходит к доказательствам, цитируя Святых Отцов. И начинает он со святого Афанасия Великого : «Когда (Спаситель) говорит: Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты ( Мф.26:39 ): и дух бодр, плоть же немощна ( Мф.26:41 ), – тогда показывает две воли: человеческую, свойственную плоти, и Божескую, свойственную Богу; человеческая, по немощи плоти, отрекается от страдания, а Божеская Его воля готова на него. И как Петр, услышав о страдании, убоялся и сказал: будь милостив к Себе, Господи! да не будет этого с Тобою! Господь же, укоряя его, говорит: отойди от Меня, сатана! ты мне соблазн! потому что думаешь не о том, что Божье, но что человеческое ( Мф.16:22–23 ); так разумеется и здесь. В подобии человеческом быв, Он отрекается от страдания как человек; но как Бог , непричастный страданию по Божеской сущности, с готовностью приял страдание и смерть» («О явлении во плоти Бога Слова и против ариан», Т. 3, п. 21, с. 273. Сергиев Посад, 1903). За этими словами архиепископ Феофан приводит место иное из святого Афанасия Александрийского , Великого. Затем следуют: святой Григорий Нисский , святой Иоанн Златоуст (две цитаты), святой Кирилл Александрийский (три цитаты), святой Ефрем Сирин («Об Искуплении», с. 10–16). И наконец, Архиепископ приводит выписку из «Точного изложения православной веры» святого Иоанна Дамаскина «как классическое, в котором со всею наглядностью и ясностью решается вопрос о существовании и взаимоотношении двух воль во Христе» (там же, с. 16). Вот что пишет святой Иоанн Дамаскин : «Пред спасительным Своим страданием Он (Спаситель) говорит: Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия» ( Мф.26:39 ); но, очевидно, Он должен пить чашу как человек, а не как Бог . Посему, как человек, хочет, чтобы миновала Его чаша. Это были слова естественной боязни. Впрочем не Моя воля, но Твоя да будет ( Лк.22:42 ); не Моя, поколику Я имею иную от Твоей сущность, но Твоя, то есть Моя и Твоя, поколику Я Тебе единосущен.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Bystrov...

" И на торжищах слышатся восклицания из псалмов " , говорит св. Афанасий. Но главное утешение, обретаемое в книге Псалмов, по словам Иоанна Златоуста, состоит в том, что она, среди изображений многоразличных духовных состояний человека, дарует еще ясные пророческие указания о Спасителе. Поэтому в своем Синопсисе Иоанн Златоуст поставляет книгу Псалмов не между учительными, а между пророческими книгами Ветхого Завета. Равным образом и в одном из предисловий первопечатной славянской Библии времени царя Алексия Михайловича книга Псалтирь показана в числе пророческих книг, и притом на первом между ними месте. " Почти в каждом псалме возвещается о пришествии Спасителя, и о том, что Он придет как истинный Бог. Так, в 49 псалме говорится: Бог Яве приидет; в 117 псалме: благословен грядый во имя Господне, Бог Господь, и явися нам " . О том, что Спаситель есть Отчее Слово, в 106-м псалме говорится: посла Слово Свое и исцели я; и в 109-м псалме: из чрева прежде денницы родих Тя. В 44-м псалме говорится о Христе: престол Твой, Боже, в веке века, жезл правости, жезл царствия Твоего: возлюбил еси правду и возненавидел еси беззаконие: сего ради помаза Тя, Боже, Бог Твой елеем радости паче причастник Твоих. И о рождении от Девы книга Псалмов не умолчала, но дает знать сие в 44-м псалме, говоря: Слыши, Дщи, и виждь, и приклони ухо Твое и забуди люди Твоя и дом отца Твоего, и возжелает царь доброты Твоея, зане той есть Бог Твой. Книга Псалмов изображает Господа и страждущим по плоти, говоря во 2-м псалме: предсташа царие земстии и князи собрашася вкупе на Господа и на Христа Его; и в 21-м псалме: ископаша руце Мои и нозе Мои: разделиша ризы Моя сеье и о одежди Моей меташа жребий. Книга Псалмов возвещает и восхождение Господне на небо в 23-м псалме: возмите врата князи ваша и возмитися врата вечная, и внидет Царь славы; и сидение одесную отца в 109 псалме: рече Господь Господеви Моему: седи одесную Мене " (Афанасий. Посл. Об истолков. псалмов). " Вообще все псалмы надлежит воспевать не в ветхости буквы, но в обновлении духа.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1119...

И тут же таинственный образ: из дома Аминадава в Кириаф-Иариме, где в тяжелые времена после филистимлянских войн находился ковчег Завета, святой ковчег поставляется на колесницу и в окружении знатных народа, в предводительстве ликующего царя Давида, торжественно с пением и ликованием переносится во святой Иерусалим, славный Сион. Туда, непостижимо для себя самой, повлеклась душа благочестивой и любящей Суламифи. Ковчег входит в Иерусалим. Ликует царь Давид. Это – таинственный брак. Это – сочетание Бога с человеками. Глава 7 Друзья Жениха восклицают: 6:12 Обратися, обратися, Суламитино, обратися, обратися, и узрим в тебе. 7:1 Что увидите у Суламитины? приходящая яко лики полков? 7:1 Оглянись, оглянись, Суламита! оглянись, оглянись, – и мы посмотрим на тебя. Что вам смотреть на Суламиту, как на хоровод Манаимский? Колесница Аминадава с знатными из народа увлекает за собой Суламиту-Невесту. Вот-вот и она исчезнет из виду. Оглянись, оглянись, Суламита! оглянись, оглянись, – и мы посмотрим на тебя . Позволь еще раз увидеть прекрасный образ твой. И далее (ст. 2–10) предстает перед изумленным взором в третий раз чудный образ Суламиты-Невесты (4:1–5; 6:4–7 – первые два раза), чудный образ Церкви Христовой, чудный образ святой, любящей Христа и возлюбленной Им души. Св. Афанасий Великий видит здесь изумление, постигшее Иерусалим, то есть верных Богу от иудеев, когда они увидели обращение в веру множества от всех народов языческих. Так сообщение апостолов Павла и Варнавы, вернувшихся из своего первого апостольского путешествия, об обращении язычников производило радость великую во всех братьях ( Деян. 14:27; 15:3 ). Св. Афанасий пишет: «Иерусалим, увидев призывание язычников, бывшее в необрезании веры, с удивлением говорит: Что увидите у Суламитины? приходящая яко лики полков? Ибо приходили не от одного, но от всякого народа, и оставив свои ополчения, сокрушив мечи и любя единственно мир». Полки (воинства) стали ликами (ликующие хоры), то есть жестокие нравы язычников преложились на мирные (ибо само имя Суламита означает «мирная») и духовные (лики славящих единого истинного Бога).

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

иеромонах Иов (Гумеров) В день церковной памяти святого Господь дает ему сугубую благодать молиться за тех, кто находится под его небесным покровительством. Поэтому в день именин надо быть в храме, чтобы приобщиться этой благодати. Необходимо приготовиться к исповеди и святому Причастию. После принятия Святых Христовых Тайн нужно хранить себя от всякой суеты, чтобы не утратить праздничную радость. Вечером можно пригласить близких на трапезу. В этот день надо с особым теплым чувством благодарить за все Господа, Матерь Божию, своего небесного покровителя и Ангела-хранителя. Где сейчас находится Ковчег завета израильтян? священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря Ковчег завета был утрачен в 586 году до Р.Х., когда войска вавилонского царя Навуходоносора сожгли Иерусалимский храм. Пророчество об этом было сделано Иеремией: «И будет, когда вы размножитесь и сделаетесь многоплодными на земле, в те дни, говорит Господь, не будут говорить более: «ковчег завета Господня»; он и на ум не придет, и не вспомнят о нем, и не будут приходить к нему, и его уже не будет» (3:16). В храме, построенном под руководством Зоровавеля (освящен в 515 г. до Р. Х.), в Святое Святых ковчега завета не было. Отсутствие главной святыни народа сильно печалило евреев. Возрожденный храм и внешне был лишен былой красоты и великолепия. Современник строительства второго храма пророк Аггей дал израильтянам великое утешение: «Слава сего последнего храма будет больше, нежели прежнего, говорит Господь Саваоф; и на месте сем Я дам мир, говорит Господь Саваоф» (2:9). Через пять с половиной веков в нем проповедовал Спаситель мира. Долгое время среди евреев было поверье, что ковчег завета пророк Иеремия спрятал в пещере перед нашествие халдеев. Это убеждение нашло отражение в неканоническом тексте – 2-й Маккавейской (2:4–7). Где та грань, за которой заканчивается понятие «праведность», и начинается понятие «святость»? священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря В Ветхом Завете словами «святость» (евр. кодеш) и «праведность» (евр. цэдэк) выражается духовное явление одного порядка: связь с Богом, исполнение заповедей, нравственная чистота в противоположность греховности. Пророк Моисей говорит Израилю: «в сем будет наша праведность, если мы будем стараться исполнять все сии заповеди пред лицем Господа, Бога нашего, как Он заповедал нам» ( Втор. 6:25 ). В апостольский век святыми называли всех христиан. Это указывало на их духовную выделенность (кодеш – отделенный) светом Христовым из окружающей тьмы неведения истины. Слово «праведный» в священных новозаветных текстах применяется к тем, кто богоугодной жизнью стяжал высокие добродетели: «тогда праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца их. Кто имеет уши слышать, да слышит!» ( Мф. 13:43 ; «Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе» ( Рим. 14:17 .

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

иеромонах Иов (Гумеров) Когда Господь наш Иисус Христос пришел на Иордан креститься, св. Иоанн Предтеча Ему сказал: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне? ( Мф. 3:14 . Исследователи видят в этих словах не только выражение великого смирения, но и желание принять новозаветное крещение. Спаситель ответил: оставь теперь ( Мф. 3:15 . Здесь ясно видится предсказание: придет время, и Предтеча Господень сподобится крещения. Свят. Иоанн Златоуст , блаж. Иероним и др. святые отцы считают, что это исполнилось через святое мученичество, которого сподобился великий Пророк ( Мф.14:3–12 ; Мк.6:24–30 ). Крещение кровью Церковь признает таким же действительным, как и крещение водное. Что означает высказывание «Царство, разделившееся само в себе, опустеет»? иеромонах Иов (Гумеров) В ответ на клевету фарисеев Спаситель наш приводит пример из реальной жизни. «Поистине, не столько гибельны внешние войны, – пишет святитель Иоанн Златоуст , – сколько внутренние; то же бывает в обществах, то же и во всех делах. …Что на земле сильнее царства? Нет ничего; но и оно погибает от возмущений. Если же кто признает, что и царство, разделившись, при всем своем величии, сокрушается, то что скажет он о городе и доме? Будет ли что мало или велико, если оно восстает само против себя, то погибает… Аще бо, – говорит Спаситель, – сатана сатану изгонит (Он не сказал – бесов, показывая, что между ними находится великое согласие), на ся разделился есть. Если же он разделился, то лишился силы и погиб; а если погиб, то как может изгнать другого? Видишь ли, как смешно их обвинение, как оно безрассудно, какое в нем противоречие!» (Толкование на святого Матфея Евангелиста. Беседа XLI.1). Что означают слова в одном из псалмов: «…и убоятся страха там, где нет страха…»? иеромонах Иов (Гумеров) Это часть стиха псалма 52: «Там убоятся они страха, где нет страха, ибо рассыплет Бог кости ополчающихся против тебя. Ты постыдишь их, потому что Бог отверг их» ( Пс. 52:6 . Псалом 52 сходен с псалмом 13. В нем тоже имеется часть этого стиха. Святитель Афанасий Великий так изъясняет стих: «Тамо убояшася страха, идеже не бе страх»: «Закон Моисеев подвергал наказанию, а страх Христов непорочен, ибо учит нас бояться, как сыновья боятся отца. С того времени, то есть со времени пришествия Христова, убоятся страха, где нет страха, но не потому, что угрожает закон, а из благоговения, какое прилично паче свободным» ( Афанасий Великий , святитель. Толкование на псалмы). Почему раскол 17 века словно замалчивается? Как относится к Библии Острожского издания?

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Из вышеприведенных текстов Священного Писания видно, что в некоторых случаях о едином Боге сказано во множественном числе. Вторая группа свидетельств указывает конкретно на троичность Лиц. В книге Бытия (18:1–3) есть повествование о том, как Бог явился Аврааму у дубравы Мамре в виде трех странников, которым Авраам, по словам блаженного Августина , поклонился как Единому. Впрочем, некоторые святые отцы, такие как святой мученик Иустин Философ , святитель Иларий Пиктавийский , блаженный Феодорит и святитель Иоанн Златоуст , полагали, что возле Мамврийского дуба Аврааму явилась только Вторая Ипостась Пресвятой Троицы – Сын Божий, в сопровождении двух ангелов. Другие же отцы, такие как святитель Афанасий Великий , святитель Василий Великий , блаженный Августин , полагали, что Авраам удостоился видения всей Пресвятой Троицы. К свидетельствам этой же группы святители Афанасий Великий , Василий Великий и некоторые другие отцы относят и троекратное воззвание к Богу Серафимов, которое описано в книге святого пророка Исаии: «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф!» ( Ис. 6:3 ). При этом пророк слышал голос Господа, Который вопрошал: «Кого Мне послать? И кто пойдет для Нас?» ( Ис. 6:8 ). Ссылаясь на этот отрывок, святой апостол и евангелист Иоанн Богослов поясняет, что в тот момент пророк Исаия видел славу Сына Божия и говорил о Нём (см. Ин. 12:41 ), а святой апостол Павел указывает, что пророк слышал глас Святого Духа, посылавшего его к израильтянам (см. Деян. 28:25–26 ). Таким образом, исходя из восприятия ветхозаветного текста новозаветными авторами, можно говорить о том, что в книге пророка Исаии идет речь о воспевании Серафимами всей Пресвятой Троицы. Третью группу составляют свидетельства о конкретных Лицах Святой Троицы. Так, об Отце и Сыне отдельно говорится в книге Псалмов: «Господь сказал Мне: Ты Сын Мой; Я ныне родил Тебя» ( Пс. 2:7 ). В другом месте сказано: «Сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня... из чрева прежде денницы... рождение Твое» ( Пс. 109:1, 3 ). Отдельно о Третьем Лице Святой Троицы говорится в книге пророка Исаии: «И ныне послал Меня Господь Бог и Дух Его» ( Ис. 48:16 ); «Почиет на Нём (т. е. на Мессии – прим. авт.) Дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия» ( Ис. 11:2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dog...

К миру призывают и ученики Христовы: «уклоняйся от зла и делай добро; ищи мира и стремись к нему» ( 1Пет. 3:11 ); «будьте в мире со всеми людьми» ( Рим. 12:18 ); «как написано: как прекрасны ноги благовествующих мир, благовествующих благое!» ( Рим. 10:15 ). Как же понимать приведенные в письме слова Иисуса Христа? Ответ мы находим в Евангелии от Иоанна: «Мир оставляю вам, мир Мой даю вам; не так, как мир дает, Я даю вам» ( Ин. 14:27 ). Не может быть подлинного мира в семье или в любом другом сообществе, если люди не примирились с Богом через Иисуса Христа: «Бог во Христе примирил с Собою мир, не вменяя людям преступлений их, и дал нам слово примирения» ( 2Кор. 5:19 ). Мир, который дает мip (в славянском языке было два слова), не ведет ко спасению, потому что не устраняет грех, мирится с ним. Приход в мир Спасителя и благовестие Царства Небесного предельно ясно обозначили границу добра и зла. В этом смысле Господь и говорит о разделении, которое Он принес. История христианства с древних времен дает нам много таких примеров. В приведенном в вопросе стихе говорится о мече. Это – меч духовный: «Ибо слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные.» ( Евр. 4:12 ). Грешно ли искать «лучшей жизни»? священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря Голос совести вам правильно подсказывает, что надо довольствоваться тем, что имеете. Желание улучшить жизненные условия не является греховным, когда человек испытывает нужду. Хроническая необеспеченность отвлекает силы и время, влияет на настроение. Но если основные потребности удовлетворяются, то лучше не искать большего. Нужно дорожить внутренней свободой и не впрягать себя в повозку мирских попечений. «Великое приобретение – быть благочестивым и довольным. Ибо мы ничего не принесли в мир; явно, что ничего не можем и вынести [из него]. Имея пропитание и одежду, будем довольны тем» ( 1Тим.6:6–8 ). Можно ли жить в интимной близости сразу после Таинства брака или надо подождать 8 дней до чтения молитвы на разрешения венцов? священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря В древности после совершения таинства молодые супруги выходили из храма в венцах, которые были не металлическими, а сплетались, как правило, из миртовых или масличных листьев.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010