4 . А праведницы да возвеселятся. «Когда демоны будут рассеяны и приведены в бездействие, тогда возрадуются народы и прославят спасшего Бога» (Бл. Феод.). С Евр.: «А праведники да возвеселятся, да возрадуются пред Богом и восторжествуют в радости». 5 . Путесотворите возшедшему на запады: 393 Господь имя Ему. С Евр.: «Превозносите шествующего на небесах; имя Ему: Господь, и радуйтесь пред лицом Его». Симмах перевел: «Уравняйте путь ездящему по земле необитаемой». Бл. Феодорит, приведши этот цитат, продолжает: «Необитаемая же пустыня, а пустынею Бож. Писание называет часто язычников ( Ис. 35:1, 51:1 ). Над сею-то пустынею, необитаемою, лишенною света и потому названною западом, взошло Солнце правды. И так, здесь пророческое слово предлагает св. Апостолам с ликованием и песнопением идти к язычникам и уготовать путь Всецарю всяческих». Св. Афанасий: путесотворите и проч. «Уготовьте себя к тому, чтобы ходить путями (Господа) на последок времен Явившегося во плоти живущим на земли; или: возшедшему на запады – значит: снисшедшему до ада». Отцы, разумея под западом языческую тьму, видят здесь шествие Господа, чрез Евангелие, с Своим словом и благодатию к язычникам. 6 . Да смятутся 394 от лица Его. Т.е. полчища демонов, поясняет св. Афанасий. Отца сирых, и судии вдовиц. Т.е. «демоны не стерпят пришествия Господа, зная, что Он – правдивый Судия, отец сирых и судия вдовиц» (Бл. Феод.). Св. Афанасий под сирыми разумеет беззащитных, а под вдовицами – «души, неуневещенные Слову». Бог в месте святем Своем. С Евр.: «Отец сирот и судия вдов, Бог во святом Своем жилище», – т.е. на небе (Св. Афан. и бл. Феод.). 7 . Бог вселяет единомысленныя в дом, изводя окованныя мужеством, такожде преогорчевающыя живущыя во гробех. С Евр.: «Бог одиноких вводит в дом, освобождает узников от оков; а непокорные остаются в знойной пустыне». По LXX буквально можно так понимать: хвалите Бога, ибо Он вселил (или вселяет, соединяет) единоверных Евреев в дом Свой, т.е. в Церковь , извел Своим могуществом окованных узами рабства из Египетского плена, а тех, которые преогорчевали, оставил в гробах, в пустыне, т.е.

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

77. По случаю освящения в г.Таганроге предела во имя св. Афанасия Александрийского «Отныне будете видеть небо отверстым, и Ангелов Божиих, восходящих и нисходящих к Сыну человеческому». ( Ин.1:51 ). Семь тысяч лет было закрыто небо над этим местом, над которым воздвигнут сей благолепный храм – во имя первого слуги Божия Архистратига Михаила и двух святителей Его: Епископа Тихона Задонского и Архиепископа Афанасия Александрийского , предел, который ныне же благодатью Божией и молитвами пастырей освящен. Первый раз от сотворения мира на сем престоле принесена бескровная жертва, первый раз воссияло здесь Солнце правды – Христос Бог наш, от которого отныне станут изливаться на всех верующих и молящихся здесь многоразличные и обильные источники благодати и милости Божией; ибо отныне не только Ангелы, но и сам Дух Святый в каждую Божественную литургию, через отверстые небеса, будет нисходить на Сына человеческого при принесении таинственной жертвы; и претворят хлеб в Его пречистое тело, а вино в Его пресвятую кровь – для вкушения верующих христиан, желающих получить жизнь вечную. «Ядый Мою плоть и пияй Мою кровь имать живот вечный». Хотя телесными очами мы не видим сего величайшего зрелища – отверстых небес, Духа Божия и Ангелов, восходящих и нисходящих, как многие видели это в Вифлееме и на Иордане; но зато очами веры все можем их видеть. Таким образом, отселе будет обитать во храме сем Триединый Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух святый; ибо где Сын Божий, там и Бог Отец, где Богоотец, там и Дух святый. Отселе храм этот не простой дом, но дом Божий, и сия врата Господни; ибо Сам Бог сказал: «вселюсь в них... и буду ходить в них; и буду их Богом, и они будут Моим народом». О какое счастье! Какая радость – жить вместе с Богом! По истине, днесь спасение не только дому сему бысть, но и тому, кто станет посещать этот дом и пребывать в нем на молитве; здесь христианин найдет все необходимое для временной и для вечной жизни. Нужда ли какая семейная, болезнь ли, горе ли какое постигнет, – приходи сюда, все для себя выпросишь; ибо Сам Христос сказал: «все, чего вы ни будете просить в молитве верьте, что получите».

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Bandak...

9 . Закон Твой посреде чрева 270 моего. «Выражение: посреде чрева моего взято, – говорит бл. Феод., – с человека к кому-либо благорасположенного, который любимого им как бы желает вмещать внутри себя». – Т.е. я так сильно люблю закон Твой, что он находится в моем сердце, как величайшее сокровище. С Евр.: «Я желаю исполнить волю Твою, Боже мой, и закон Твой у меня в сердце. 10 . 11. Благовестих правду в церкви велицей. Свят. Афанасий сии и следующие слова относит к Спасителю; под правдою разумеет проповеданную Господом правду, которая выше закона и сени (т.е. оправдание верою), под истиною – евангельскую проповедь, под спасением – путь к Богом дарованному спасению, к благодати, приемлемой верою, под сонмом (ст. 11) – Церковь из Израильтян и язычников. Т.е. Я благовестил Твою правду в церкви вселенской; сего проповедания, как Ты ведаешь, Я не возбраню устнам моим, т.е. всегда буду проповедовать; не скрыл Я от людей Твоей правды 271 , возвестил Я об истине Твоей и спасении людей; милости и верности Твоих обетований не скрыл от великой Церкви верующих. Бл. Феодорит относит к Давиду, который «дает обещание в вселенской Церкви проповедовать (т.е. чрез псалмы свои) правду Божию, истинность пророчества, досточудное спасение и безмерное милосердие». Слова: от сонма многа Симмах перевел: «во множестве», а Акила и Феодотион – «в Церкви великой». С Евр. ст. 10 и 11: «Я возвещал правду Твою в собрании великом; я не возбранял устам моим: «Ты, Господи, знаешь. Правды Твоей не скрывал в сердце моем, возвещал верность Твою и спасение Твое, не утаивал милости Твоей и истины Твоей пред собранием великим». 12 . Ты же, Господи, не удали щедрот Твоих от Мене и проч. По мнению бл. Феодорита, это говорит Церковь верующих, всегда имеющая нужду в милости Божией, «по причине всякого рода людских и демонских восстаний на нее». То же св. Афанасий. С Евр.: «Не удерживай, Господи, щедрот Твоих от меня; милость Твоя и истина Твоя да охраняют меня непрестанно». 18 . Яко одержаша мя злая и проч. Слова сии Св. Афанасий относит к бедствиям, постигшим Иудеев после того, как они не уверовали во Христа: бл. Феод. – к Церкви Божией, которая, «подвергшись треволнениям, воздвигнутым нечестивыми, не высокомудрствует, как подвизающаяся, но приписывает с нею совершающееся грехам и проступкам, и умоляет Спасителя даровать ей помощь, тем более, что в ней есть живущие беспечно и возлюбившие жизнь нерадивую». С Евр.: «Ибо окружили меня беды неисчислимые; постигли меня беззакония мои, так что видеть не могу; их более, нежели волос на голове моей; сердце мое оставило меня».

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

Афанасий был в безопасности среди суровой пустыни; его охраняла любовь и преданность отшельников. Обширные египетские пустыни, горы и бесплодные равнины, окрестности самой Александрии были в эту пору заселены множеством иноков и отшельников; все они горячо были преданы Афанасию и готовы были даже до смерти стоять за твердого защитника истины, слава которого гремела и в пустыне. Воины тщетно обыскивали монастыри и отшельнические кельи; все иноки были настороже: лишь появлялась опасность, Афанасий был немедленно извещаем о ней и препровождаем далее в пустыню. Таким образом он мог в продолжение целых шести лет укрываться от преследователей. Великий епископ любил пустынную жизнь с ее лишениями и трудами; подвигами самоотречения удивлял самых суровых отшельников и внушал им глубокое уважение. Между тем в Александрии было получено от императора повеление отдать все церкви арианам; выносили из них утварь, святой алтарь, завесу, престол епископский и пред вратами храма сжигали все как нечистое. Православные, лишенные церквей, собирались по ночам на кладбищах для Богослужения, как во время гонений от язычников; но и тут нападали на них с военной силой и потом предавали пыткам и казни, кого только могли захватить. Между тем Афанасий не переставал следить за делами Церкви, о которых через друзей получал известия, и на все возникавшие вопросы отзывался из пустыни. Верующие принимали с радостью каждое его слово, как победоносное оружие против лжеучений. Таким образом он в глубине пустыни жил и трудился на пользу Церкви, и истина, вопреки мерам насилия, распространялась и укреплялась. XI. Храмы и богослужение Ветхозаветный закон воспрещал иудеям совершать свое богослужение иначе, как в храме Иерусалимском. Но слово Спасителя возвестило людям, что поклонение Богу возможно на всяком месте: Наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу... Но настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине... ( Ин. 4: 21, 23 ). Ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них ( Мф. 18:20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pob...

Будем верить, молиться и надеяться вместе с псалмопевцем: «Господь утверждение мое, и прибежище мое, и Избавитель мой, Бог мой, Помощник мой, и уповаю на Него, Защититель мой, и рог спасения моего, и Заступник мой» ( Пс. 17:3 ). Как можно объяснить расхождения в описании евангельских событий? священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря Святитель Иоанн Златоуст говорит, что сначала хулили оба, а потом один (Толкование на святаго Матфея Евангелиста. Беседа LXXXVII. 2). Это объяснение вполне согласует оба повествования ( Мф. 27:44 и 39–43). Спаситель находился на Кресте около шести часов. За это время хуливший разбойник мог прозреть и покаяться. Библия говорит, что имена спасенных уже записаны в Книге Жизни, какой же тогда получается выбор, если Бог уже все решил за нас? священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря В некоторых священных библейских текстах упоминается книга жизни. Приведем эти места: «враги мои все пред Тобою да изгладятся они из книги живых и с праведниками да не напишутся» ( Пс. 68:20–29 ); «прошу и тебя, искренний сотрудник, помогай им, подвизавшимся в благовествовании вместе со мною и с Климентом и с прочими сотрудниками моими, которых имена – в книге жизни» ( Флп. 4:3 ); «И не войдет в него ничто нечистое и никто преданный мерзости и лжи, а только те, которые написаны у Агнца в книге жизни» ( Отк. 21:27 ). К этим цитатам, наверно, надо присоединить слова из молитвы Моисея: «прости им грех их, а если нет, то изгладь и меня из книги Твоей, в которую Ты вписал» ( Исх. 32:32 ). Как видим, ни в одном месте не говорится, что в эту книгу записаны имена спасенных. По существующему толкованию, словами «книга жизни» символичеки. названа запись на небе добрых дел, которыми человек оправдается на Суде и получит вечную жизнь. Христианскому учению совершенно чужда идея предопределения. « Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» ( Ин. 3:16 . Имя Бога – Элохим, или Иегова (Яхве)? священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря Слово Иегова появилось в результате допущенной неточности при попытке прочесть непроизносимое у евреем имя Божие.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

«И созвал Моисей всех старейшин (сынов) Израилевых и сказал им: выберите и возьмите себе агнцев по семействам вашим и заколите пасху; и возьмите пучок иссопа, и обмочите в кровь, которая в сосуде, и помажьте перекладину и оба косяка кровью, которая в сосуде» ( Исх. 12, 21–22 ). В книге Левит передается установление Божие, согласно которому человека, исцелившегося от проказы, священник должен окропить кровью жертвенной птицы кропилом из кедрового дерева, иссопа и червленой нити ( Лев.14:5–7 ). Псалмопевец, впавший в тяжкий грех, нуждается в очищении, подобно прокаженному. Святитель Афанасий Великий и блаженный Феодорит видят в стихе 9 также таинственное указание на крестную Жертву Спасителя и ее последствия для людей. Святитель Афанасий Великий говорит об этом так: «Поскольку воскропление крови служило охранением, чтобы живущие в доме не потерпели чего от погубляющего, то Давид справедливо, делая таинственное напоминание о ой крови, говорит: окропиши мя иссопом, прикровенно разумея будущее очищение всех кровью истинного агнца Христа, вожделевая сподобиться сего очищения, которое одно может очистить совершенно и соделать белее снега». 251 Стих 10: «Слуху моему даси радость и веселие, возрадуются кости смиренныя». Толкуя эти слова, блаженный Феодорит говорит: «Слуху моему даси радость и веселие, возрадуются кости смиренныя», то есть сего веселья исполни слух мой, обетовав совершенное очищение, чтобы радость объяла у меня все телесные члены и кости, смиренные ныне злостраданием, снова процвели и восприяли свою крепость». 252 Святитель Афанасий Великий помимо такого же буквального толкования, дает и иное, видя в словах пророка указание на будущее всеобщее воскресение: «Когда же возрадуются согнившие кости наши? Не по воскресении ли, когда, как говорит другой пророк, кости наши яко трава прозябнут ( Ис. 66, 14 )?» 253 Стих 11: «Отврати лице Твое от грех моих, и вся беззакония моя очисти». «Воззри, говорит пророк, не на совершенные мною беззакония, но на меня оплакивающего оные».

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/konspek...

Календарь Материалы 16 июня 2004 г. [Документы истории] Сергей Лабанов Сама Россия, как отмечает Хомяков, имеет перед Западом много исконных преимуществ. На её начальной истории «не лежит пятно завоевания», не лежит «крови вражды», «и деды не завещали внукам преданий ненависти мщения». Русская же церковь тоже «никогда не утрачивала чистоты своей жизни внутренней и не проповедовала детям своим уроков не правосудия и насилия». [Вопросы священнику/Нравственность] священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря Многих смущает богатое убранство храмов, шикарные облачения священнослужителей, шикарные дома и машины священников. Что можно ответить таким людям? Спаси Господи. [Вопросы священнику/Информационные] священник Афанасий Гумеров Я читала, что любимый апостол Господа нашего Иоанн мирно почил. Но написано: «Петр же, обратившись, видит идущего за ним ученика, которого любил Иисус и который на вечери, приклонившись к груди Его, сказал: Господи! кто предаст Тебя? Его увидев, Петр говорит Иисусу: Господи! а он что? Иисус говорит ему: если Я хочу, чтобы он пребыл, пока приду, что тебе до того? ты иди за Мною. И пронеслось это слово между братиями, что ученик тот не умрет. Но Иисус не сказал ему, что не умрет, но: если Я хочу, чтобы он пребыл, пока приду, что тебе до того? - Сей ученик и свидетельствует о сем, и написал сие; и знаем, что истинно свидетельство его. Многое и другое сотворил Иисус; но, если бы писать о том подробно, то, думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг. Аминь» (Ин.21:20-25). Значит ли это, что святой Иоанн Богослов жив по ныне и ожидает второго пришествия Господа Иисуса Христа Сына Божьего? И где написано мирной кончине апостола? [Вопросы священнику/Богословие] священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря Пожалуйста, ответьте, отличается ли учение о всеобщем воскресении ветхозаветное и новозаветное, Христово. В иудейском учении тоже, возможно, подходы были к этому, некоторые (саддукеи, кажется) вовсе не верили в воскресение и т.д. И что пишут об этом святые отцы? [Поместные Православные Церкви/Китайская/История/Исторический экскурс] Второй раз в XX веке Российская Духовная Миссия в Китае подверглась уничижительному варварскому нашествию - только теперь не языческих орд восставших иноплеменников-ихэтуаней, а соотечественников, ведомых на разрушение старого мира главным «оттеплителем» страны Советов того периода Никитой Хрущевым. Новости 16 июня 2004 г.

http://pravoslavie.ru/archive/040616

Календарь Материалы 17 октября 2003 г. [Сретенский монастырь/Издательство Сретенского монастыря] Книга имеет целью воссоздать для наших современников, людей конца XX века, один из малоизвестных уголков старой России — семейную жизнь последних Романовых, а точнее — воспитание детей в царских семьях. Со страниц книги на читателя глядят живые детские лица — маленького Николая II, его брата Георгия и, наконец, царских детей следующего поколения, будущих страстотерпцев, дочерей и сына Николая II. [Вопросы священнику/Богословие] священник Афанасий Гумеров Батюшка, меня интересует такой вопрос: Иисус до предательства и после говорил ученикам явно - Иуде " ты предашь меня " , притом это было до того как он стал думать о том; Петру, что " прежде нежели петух пропоет дважды, трижды отречешься от Меня " . Создается такое впечатление, что так должно было случится ( " так сказано в писании " ), и Он им просто говорил что делать, так сказать сценарий, и у них не было выбора. Он знал что будет и этого не могло не произойти. Иисус должен был пострадать, чтобы спасти нас. В этом свете поступок Иуды, предательство с последующим неизбежным проклятием, выглядит как вынужденная жертва. Иуда не мог не сделать этого, иначе ничего бы не было... одно дело свобода выбора людей " по жизни " , а другое в этом конкретном случае. [Вопросы священнику/Богословие] священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря В книге Иова говориться о том, что к Богу пришли " сыны Божии " и среди них сатана. Кто такие сыны Божии, почему сатана оказался в их числе и почему он беседует с Богом довольно фамильярно? Может быть, все это надо воспринимать как притчу, как поучительную басню, не отражающую реальных отношений между Богом и диаволом? [Вопросы священнику/Информационные] священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря В книге пророка Иеремии (Иеремия31:36) утверждается: " Если сии уставы перестанут действовать предо Мною, говорит Господь, то и племя Израилево перестанет быть народом предо Мною навсегда. Так говорит Господь: если небо может быть измерено вверху, и основания земли исследованы внизу, то и Я отвергну все племя Израилево за все то, что они делали " . Означает ли и это, что ореол богоизбранности над еврейским народом вечен?О каких уставах идёт речь?

http://pravoslavie.ru/archive/031017

Календарь Материалы 21 марта 2005 г. [Встреча с Православием/Православная библиотека] Картофельные фрикадельки, Копытка белорусская, Отварная фасоль по-монастырски, Картофельное пюре с луком, Отварной картофель, Картофель по-архиерейски, Деруны, Картофель печеный, фаршированный жареным луком. [Интернет-журнал/Общество] Александр Богатырев Правозащитники, так много говорящие об угрозе реставрации в России большевизма, сами de facto его реставрировали. Эта выставка, конечно, не взрыв храма Христа Спасителя, но, судя по тому, как выводят шумиху вокруг Самодурова на международный уровень - это серьезный сигнал к подготовке взрывных работ. [Встреча с Православием/Православная библиотека] Салаты без растительного масла — салаты с растительным маслом — первые блюда — вторые блюда — рыбные блюда — сладкие блюда и напитки. [Вопросы священнику/Богословие] священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря Вопрос такой: в Евангелие от Матфея, Марка и Иоанна в описании казни Иисуса Христа говорится о разбойниках распятых вместе с ним в тот день: " Также и разбойники, распятые с Ним, поносили Его " (Мф.27:44). И только в Евангелие от Луки говорится: «Один из повешенных злодеев злословил Его и говорил: если Ты Христос, спаси Себя и нас. Другой же, напротив, унимал его и говорил: или ты не боишься Бога, когда и сам осужден на то же? И мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли, а Он ничего худого не сделал. И сказал Иисусу: помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое! И сказал ему Иисус: истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю» (Лк. 23:39-41). Как Вы прокомментируете " недосказанность " такого факта в Евангелиях от Матфея, Марка и Иоанна? Ведь приход разбойника к Вере во Христа на кресте и прощение ему грехов - не мог быть не замеченным его учениками. [Вопросы священнику/Богословие] священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря Почему в Символе веры нет слова " умерша " по отношению к Господу Иисусу Христу? [Вопросы священнику/Богослужение и обряды] священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря По Часослову в конце 9-го часа говорится о " еже пети междочасие " , что это за чинопоследование? Заранее благодарю за ответ. Новости 21 марта 2005 г.

http://pravoslavie.ru/archive/050321.htm

Когда даёшь обет Богу, то не медли исполнить его… Лучше тебе не обещать, нежели обещать и не исполнить! Как точно эти слова относятся к крещению! Крещаемые в наше время, как правило, и не думают, что они что-то обещают. Все хотят быть крещёнными, но ничего не собираются исполнять из того, что не задумываясь обещали. Бог не благоволит к глупым; что обещал, исполни! Потому Бог гневается на слово крещаемых и разрушает дело рук их. Слово о власти Философ, всю жизнь восседавший на царском престоле, а теперь нищим скитающийся среди народа, видит связующую цепь власти от притеснения бедных до венценосного царя. Еккл. 5:7 Если ты увидишь в какой области притеснение бедному и нарушение суда и правды, то не удивляйся этому: потому что над высоким наблюдает высший, а над ними ещё высший; Еккл. 5:8 превосходство же страны в целом есть царь, заботящийся о стране. Всё идёт по цепочке: бедный – высокий – высший – ещё высший – царь. если царь, заботящийся о стране , то и бедный не притеснён, и в суде правда. Если же бедному притеснение и на суде правда нарушается, то каковы власти и каков царь?! Раши в словах Екклесиаста находит не только сочувствие бедным и притеснённым, но и долготерпение Божие над неправедными правителями. «Не удивляйся воле Вездесущего, ведь Он обычно проявляет долготерпение. Ибо Вышний над Вышними хранит – ждёт, пока не переполнится мера» 5, 7]. Св. Григорий Чудотворец причину печального состояния в обществе находит в отсутствии страха Божия: «Страх же Божий спасителен для людей, но он редко обнаруживается» 5]. Ещё св. Григорий отмечает, что должно признавать имеющуюся соподчинённость в иерархии. «Должно же далее отвращаться от того, чтобы не казаться большими тех, которые обладают большею властью» [там же]. Св. Афанасий Великий не раз вынужден был бежать с Александрийской кафедры ввиду гонений от ариан. Ариане порицали его при этом за трусость. Св. Афанасий оправдывал это своё уклонение от руки гонителей ради торжества правой веры. «Посему не порицания достойно и не бесполезно бегство святых. Если бы не уклонялись они от гонителей, то как бы Господь воссиял от семени Давидова?.. И Екклесиаст, зная злоумышления на благочестивых и говоря: Аще обиду нищего и расхищение суда и правды увидеши в стране, не дивися о вещи: яко высокий над высоким надзиратель, и высоции над ними… – имел отцом своим Давида, который опытно знал тяжесть гонений» Защитительное слово 12, в котором св. Афанасий оправдывает бегство своё, п. 21].

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010