5 . Не убоишися от страха нощного, от стрелы летящия во дни. С Евр.: «Не убоишься ужасов в ночи, стрелы, летящей днем». – «Избегаешь и ночью угрожающих козней, и днем совершаемых вражеских нападений» (Бл. Феод.). «Стрелою, – говорит св. Афан., – наименовал теперь какую-то нечистую силу». Халд. перев.: «от стрелы ангела смерти, летящей днем» 531 . 6 . От вещи 532 во тме преходящия, от сряща 533 и беса 534 полуденного. С Евр.: «Язвы, ходящей в мраке, заразы, опустошающей в полдень». Т.е. живущий под защитою Всевышнего не убоится какого-нибудь ночного несчастного дела, бедственного случая и беса полуденного. «Бесом полуденным, – говорит св. Афанасий, – пророк называет духа уныния». – «Выражение: бес полуденный, – поясняет бл. Феод., – пророк употребил согласно с принятым у многих мнением; потому что и злокозненному человеку естественно устремляться на кого-либо по принятии им пищи и по насыщении, как на готовую добычу. Т.е. охраняемый Богом отженет от себя страх, не будет приходит в боязнь среди полудня, но избежит демонских наветов, пользуясь помощию свыше» (Бл. Феод.). 7 . Падет от страны твоея тысяща, и тма одесную тебе, к тебе же не приближится. С Евр.: «Падут подле тебя тысяча и десять тысяч одесную тебя; но к тебе не приблизится». «Пророк говорит, что если с правой и левой стороны у тебя выйдет бесчисленное множество (врагов), тебе не будет никакого вреда» (Бл. Феод.). Св. Афанасий разумеет «множество лукавых сил, устремляющихся к сокрушению добродетели». 8 . Обаче очима твоима смотриши, и воздаяние грешников узриши. Т.е. при помощи Божией, не только не потерпишь никакого вреда от нападающих нечестивцев, но напротив, только будешь смотреть своими глазами, и видеть воздаяние им от Господа. То же в Еврейском. 9 . Яко Ты, Господи, упование мое, Вышнего положил еси прибежище Твое. По мнению бл. Феод., здесь в составе речи не достает слова: сказал: Ты, Господи, упование мое. Потому так печется о тебе Господь, что ты сказал: Ты, Господи, мое упование, т.е. потому, что сам решился отдать всего себя в волю Божию и на Него Единого возложил упование свое, таким образом ты Всевышнего соделал единственным прибежищем. По мнению св. Афанасия – здесь «дух человека Божия и Дух пророческий, ответствуя друг другу, показывают, сколько пользы в уповании на Бога». С Евр.: «Ибо Ты сказал: Господь упование мое; Всевышнего ты избрал прибежищем своим» 535 .

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

5 . Яко сотворил еси суд мой и прю мою. Показывается причина, почему побеждены враги Давида, – потому что Сам Бог, как Царь всеправосудный, рассудил, защитил и обнаружил пред всеми невинность Давида. С Евр.: «Ибо Ты производил мой суд и мою тяжбу; Ты воссел на престоле, Судия праведный». 6 . Запретил еси языком, и погибе нечестивый. «Приведенные слова, – говорит бл. Феод., – имеют следующий смысл: чрез священных Апостолов и бывших после них проповедников истины преподал Ты язычникам Божественные догматы . И поскольку язычники приняли их и освободились от заблуждения: то погибе нечестивый (т.е. диавол), не имея у себя обольщенных и поклоняющихся ему». «Имя его потребил еси в век». «Пророк говорит о мысленном змие или диаволе. Поскольку запрещение, – объясняет св. Афанасий, – значит и исправление: то можно сказать, что по исправлении язычников Апостолами, погибе нечестивый, когда угасло и прекратилось на жертвеннике его курение тука. Ибо после того, как запретил языком, и они обратились к Господу, тогда действовавший в них (когда были сынами противления) диавол погиб с идольскими храмами, которые, подобно городам, вмещали в себе множество привязанных к злочестию, и до того погибли, что не осталось и следов их» (Св. Афан.). С Евр.: «Ты вознегодовал на народы, погубил нечестивого, имя их изгладил на веки и веки». 7 . Врагу оскудеша оружия в конец, и грады разрушил еси. С Евр.: «У врага совсем не стало оружия, и города Ты разрушил, погибла память их с ними». Св. Златоуст разумеет вообще врага, но другие под врагом разумеют диавола. «Оружиями диавола, – говорит св. Афанасий, – Давид называет сопротивные силы, которые придавали ему крепость; грады – суть сопротивные силы, которые, подобно твердым, огражденным стенами городам содержали под властию своею уловленных их прелестию. Погибе память его с шумом. Разумеет или конечную погибель, или чрезмерность бедствий, или очевидность погибели». «Враг (т.е. диавол) лишился, – говорит бл. Феод., – собственных своих оружий, не имея у себя служителей нечестия».

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

6 . Возлюбил еси вся глаголы потопныя 331 , язык льстив. Потопныя, т.е. губительные. «Глаголами потопными и языком льстивым называется, – говорит бл. Феод., – такой язык, который ложью может погубить совершенно. Образ же речи взят с тех, которые погружают в воду, и погружаемых ими принуждают оставаться во глубине вод. Так поступал Доик». Св. Афанасий под глаголами потопными разумеет также слова губительныя. «Лживыя Доиковы слова, – говорит он, – называются глаголами потопными, ибо Доик словами своими весь город священнический как бы погрузил в глубину». – С Евр.: «Ты любишь всякия гибельныя речи, язык коварный»! 7 . Сего ради Бог разрушит тя до конца: восторгнет (вырвет) тя, и преселит тя от селения твоего, и корень твой от земли живых. С Евр.: «За то Бог сокрушит тебя вконец, изринет тебя и исторгнет тебя из жилища (твоего) и корень твой из земли живых». Предсказывается погибель Доика. Т.е. «Бог вскоре низложит тебя, предаст конечной погибели, исключит из списка живых и, с корнем исторгнув, осудит на смерть» (Бл. Феод.). Выражение: преселит от селения твоего значит – переселить из дома, из страны живых, в могилу. Свящ. Писание не показывает, какая участь постигла Доика и род его. Но Еврейск. учители 332 свидетельствуют, что Доик погиб на горе Гелвуйской вместе с Саулом, умертвив сам себя, а род его, его дети были избиты. Дом Доика был истреблен совершенно. Так сбылось пророчество Давида. Св. Афанасий прилагает слова текста к правителям Иудейским и Иуде предателю, погибшим «за распятие Господа». 8, 9 . Узрят праведнии, и убоятся, и о нем воссмеются. Т.е. праведные или благочестивые люди, увидев плачевный конец Доика и ему подобных, объяты будут страхом, исполнятся особенного благоговения, увидев праведный суд Божий; и о нем воссмеются, и рекут – «в радости и восхищении посмеются безуспешности лукавства и такому прибытку настоящего благоденствия» (бл. Феод.); и рекут (с Евр.): «Вот человек, который не в Боге полагал крепость свою, а надеялся на множество богатства своего, укреплялся в злодействе своем». Слова: возможе суетою, по св. Афан., значат: «укрепился в том, чтобы наполнить суетное сердце свое, и не перестал нечествовать».

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

—857— Ибо что говорит Писание? поверил Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность. Воздаяние делающему вменяется не по милости, но по долгу. А неделающему, но верующему в Того, Кто оправдывает нечестивого, вера его вменяется в праведность. Так и Давид называет блаженным человека, которому Бог вменяет праведность независимо от дел: «блаженны, чьи беззакония прощены, и чьи грехи покрыты. Блажен человек, которому Господь не вменит греха» ( Рим.4:2–8 ). Мы верим, что в приведенных словах ап. Иаков раскрывает одну сторону истины, а ап. Павел – другую, но если пользоваться методом г. Мельникова, то очень легко развить теорию, что апостолы имели противоречивые взгляды на то, чем достигается спасение. По методу г. Мельникова легко находить противоречия и в Евангелии. Как относится г. Мельников к святоотеческим воззрениям? Надеюсь, что они не внушают ему чувства безнадежности по отношению к вере, которую они исповедовали. Но находить у них разногласие очень легко. Обратимся к вопросу о творении. Св. Афанасий Александрийский в споре против ариан трактовавших, что Христос есть только «рожденный прежде всякой твари» ( Кол.1:15 ), писал: «никакое создание не старше другого, все виды были созданы зараз и тем же повелением» (Orat. II contr. arian. n° 60 Migne). Св. Афанасий признавал, что мир был создан мгновенно. Он следовал в этом воззрении александрийским учителям – Клименту (Strom. VI, 16. Migne) и Оригену (De principiis I, IV, 16. Migne). Отцы церкви обыкновенно толковали, что мир создан в шесть дней. Св. Василий В. дал нам свой поучительный шестоднев. Можно пойти далее и указать, что у одного того же мыслителя высказывались в разных сочинениях трудно согласимые суждения. Так у св. Григория Нисского в одних его произведениях говорится о вечных мучениях, а в других о возможности апокатастасиса – восстановления и спасения всех небесных, земных и преисподних (сравн. Флп.2:10 ). Нужно ли смущаться всем этим? Чтобы ответить на этот вопрос, я обращусь к области далеко отстоящей от богословия. Г. Мельников без сомнения, как и все

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

8 . Бездна бездну призывает во гласе хлябий 280 Твоих. С Евр.: «Бездна бездну призывает голосом водопадов Твоих». Так как в Св. Писании под множеством вод иногда разумеются многие и великие бедствия ( Пс. 31:6 ; Ис. 8:8, 19:13, 28:2 . Дан. 11:0 и др.), то под бездною здесь можно разуметь множество бедствий; т.е. бездна несчастий вызывает или влечет за собою другую бездну зол, когда по Твоему повелению, Господи, открываются небесные хляби бедствий, как открываются иногда хляби или источники водные ( Быт. 7:11 ). Вся высоты Твоя и волны Твоя на мне преидоша. С Евр.: «Все воды Твои и волны Твои прошли надо мною». Симмах перевел весь этот стих так: «Бездна встретилась с бездною от шума потоков Твоих. Бури Твои и волны Твои прошли надо мною». Высоты и пр. т.е. сильные несчастия, как бури, разразились надо мною, как волны моря, покрыли меня. Св. Афанасий под бездною и гласом хлябий разумеет падение града, чудесно поразившего иноплеменников при Самуиле ( 1Цар. 7:9–10 ) 281 , под высотами и волнами – высокие волны Чермного моря во время перехода чрез него Евреев из Египта. Бл. Феодорит разумеет многочисленные бедствия от неприятелей в обетованной земле. «Бездною, – говорит он, – пророк называет воинские ряды, и чрезмерное их множество уподобляет неизмеримым водам, а сделанное ими – древнему потопу, опустошившему целую вселенную. Поскольку воинство уподобил бездне, то удержал то же иносказание, и нападения воинства назвал волнами и бурями». 9 . В день заповесть Господь милость Свою. Заповесть – предложил, или проявил. С Евр.: «Днем явит Господь милость Свою, и ночью песнь Ему у меня, молитва к Богу жизни моей». Т.е. проявил ли, оказал ли Господь днем какую-нибудь милость, уже ночью есть у меня благодарственная песнь Ему, есть и молитва Богу жизни моей. «Зная ниспосылаемую всегда Богом милость и ночью размышляя о сем сам с собою, пою и песнословлю так Промышляющего о нас. Но приношу Ему и прошения, умоляя о том, чтобы и мне не быть лишену сего человеколюбия» (Бл. Феод.). Св. Афанасий под милостию разумеет здесь чудесное избиение 185 тысяч Ассириан ночью ( 4Цар. 19:35 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

9 . Вси языцы, елики сотворил еси, приидут, и поклонятся пред Тобою Господи, и прославят имя Твое. «Истину сего пророчества, – говорит бл. Феод., – показало время, последовавшее по вочеловечении Бога и Спасителя нашего». 10 . С Евр.: «Ибо Ты велик, и творишь чудеса; Ты, Боже, един Ты». 11 . Да возвеселится сердце мое боятися имене Твоего. С Евр.: «Наставь меня, Господи, на путь Твой, и буду ходить в истине Твоей, утверди сердце мое в страхе имени Твоего». Т.е. да возвеселится сердце мое, но так, чтобы вместе оно боялось Тебя, дай радость благочестивую, богобоязненную. «Кто приобрел благоговение к Богу, – говорит св. Афанасий, – тот любит житие, согласное с законом, а таковая жизнь есть матерь веселия. А потому пророк справедливо предполагал, что сердце его возвеселено будет страхом». То же и бл. Феод. 12 . С Евр.: «Буду восхвалять Тебя, Господи, Боже мой, всем сердцем моим, и славить имя Твое вечно». 13 . Избавил еси душу мою от ада преисподнейшего. С Евр.: «Ибо велика милость Твоя ко мне; Ты избавил душу мою от ада преисподнего», т.е. избавил от смертных опасностей. Подоб. Пс. 29:4, 77:4, 93:17 . «Сим изобразил пророк, – говорит бл. Феод., – великость опасностей, ибо и Бож. Давид многократно подвергался таковым опасностям, когда преследовал его войною Саул, и когда гоним был Авессаломом; да и нападение Ассириян угрожало очевидною погибелью; посему-то таковые опасности наименовал крайнею смертию и адом преисподнейшим». 14 . Боже, законопреступницы восташа на мя, и сонм державных 503 взыскаша душу мою. С Евр.: «Боже! гордые восстали на меня, и скопище мятежников ищет души моей; не представляют они Тебя пред собою». Т.е. враги Давидовы искали смерти его, а Ассирияне искали смерти Езекии. Св. Афанасий под законопреступными разумеет полчище демонов, восставших на Давида. Не предложиша Тебе пред собою – «не привели себе на мысль Твоего промысла» (Бл. Феод.). 15 . С Евр.: «Но Ты, Господи, Боже щедрый, и благосердый, долготерпеливый и многомилостивый и истинный». 16 . Даждь державу Твою отроку Твоему, т.е. дай рабу Твоему силу противустоять притеснителям. С Евр.: «Призри на меня и помилуй меня; даруй крепость Твою рабу Твоему, и спаси сына рабы Твоей.

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

9 . Неси мене затворил в руках вражиих. Т.е. хотя я и был окружен врагами, находился в их сетях, но Ты, Господи, не только не оставил меня в руках врагов, не предал меня им, но еще поставил на пространне нозе мои, т.е. соделал свободным от стеснений, – «освободил от скорби, дал мне покой и простор» (Св. Афан.). Можно разуметь здесь избавление Давида от опасностей во время гонений. В следующих стихах Давид говорит о настоящих новых бедствиях. 10 . Смятеся яростию 206 око мое, душа моя и утроба моя. «Как оком называет, – говорит св. Афанасий, – ум в душе, так утробою – память в душе, в которую, как в утробу, влагаем разумную пищу. С раздражением и великим гневом отвратил я око свое от народа Иудейского». «Утробою, – говорит бл. Феодорит, – пророк назвал здесь таибницу помыслов; потому что в смятение приведены были помыслы, а не утроба». С Евр.: «Помилуй меня, Господи, ибо тесно мне: иссохло от горести око мое, душа моя и утроба моя». 11 . Яко исчезе в болезни живот мой, и лета моя в воздыханиих. «Всю жизнь мою, говорит пророк, расточил я в болезнях и слезах». Изнеможе нищетою крепость моя, и кости моя смятошася. Бл. Феодорит и св. Афанасий видят здесь намек на голод во время гонений, от которого страдали сильно Давид и сопутники его в пустыне, после бегства из Иерусалима ( 2Цар. 17:28–29 ). С Евр.: «Ибо истощилась в печали жизнь моя и лета мои в стенаниях; ослабела от грехов моих сила моя, и кости мои иссохли». 12 . С Евр.: «От всех врагов моих я сделался поношением даже у соседей моих и страшилищем для знакомых моих; видящие меня на улице бегут от меня». 13 . Забвен бых яко мертв от сердца, бых яко сосуд погублен. Т.е. сердца людей забыли меня, как забывают мертвого, самая память о мне истребилась из сердец их; для них я был то же, что сосуд погублен – т.е. как негодный разбитый сосуд, о котором не думают, не обращают на него внимания. С Евр.: «Я забыт в сердцах как мертвый, я как сосуд разбитый». «Все отреклись от меня, говорит пророк, как от погибшего сосуда, как от мертвеца, вселившегося во гроб» (Бл. Феод.).

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

   Апостольское благовестие гласит: Духом Святым мы обитаем в Боге и Бог в нас (1Ин.4:13). «Да, по данной нам благодати Духа мы обитаем в Боге и Бог в нас. И так как Дух, обитающий в нас, есть Божий, то и мы, имея в себе Духа, справедливо считаемся пребывающими в Боге, а (тем самым и] Бог пребывает в нас... Однако без Духа Святого мы чужды Богу и далеки от Него. Через общение же с Духом Святым мы сочетаваемся с Божеством. Поэтому быть нам во Отце есть не наше, но сущего и обитающего в нас Духа Святого, доколе храним Его в себе исповеданием веры... А отпадают от Духа Святаго по причине пороков». «Неправо (κακως — «худо», «неверно») мудрствующие о Духе Святом не рассуждают правильно (καλως — «здраво», «как подобает») и о Сыне. А если бы они правильно (ορθως — «православно», «истинно») рассуждали о Слове, то здраво (υγιως) рассуждали бы и о Духе, Иже от Отца исходит, и собствен Сыну, и от Сына подается ученикам и всем в Него верующим. Заблуждаясь в учении о Духе Святом, еретики не имеют здравой веры и в Отца. Ибо противящиеся Духу Святому... отрицают и Сына (Деян.7:51), а всякий, отвергающий Сына, не имеет и Отца (1Ин.2:23)».    В Богочеловеческом домостроительстве спасения всё, в конце концов, сводится к подвигу отроичения, ибо всё совершается от Отца через Сына в Духе Святом. Вот основная мысль, богомысль святого Афанасия Великого: «Духом Святым Отец через Сына всё приводит к совершенству и обновлению». «Апостольская вера гласит: Пресвятая Троица нераздельна и [есть] едина Сама с Собой. Если именуется Отец, Ему сосуществуют Его Слово (=Сын) и в Сыне Дух. И если именуется Сын, то в Сыне — Отец, и Дух не вне Слова. Ибо одна благодать восполняется от Отца через Сына в Духе Святом. И едино Божество: Один Бог, Который над всеми, и через всех, и во всех (Еф.4:6)».    Без сомнения, по апостольскому благовестию святого Афанасия Великого, вся Богочеловеческая жизнь членов Церкви есть не что иное, как триединый подвиг: облечения во Христа, обожения, отроичения, — через святые таинства и святые добродетели, всегда преисполненные Пресвятой Троицей, присно ведомые и руководствуемые Отцом через Сына в Духе Святом.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3464...

   Удивился царь и весь синклит его; Афанасий волхв также пришел в недоумение. Через некоторое время, царь сказал мученику:    – До каких пор, Георгий, будешь ты удивлять нас деяниями твоими, доколе не поведаешь нам истины, какими волшебными кознями ты дошел до презрения причиняемых тебе мук и остаешься невредимым от смертоносного пития? скажи всё поистине нам, желающим тебя выслушать с кротостью.    Отвечал блаженный Георгий:    – Не думай, о царь, что я не обращаю внимания на муки, благодаря человеческому умышлению. Нет, я спасаюсь призыванием Христа и Его силою. Уповая на Него, по таинственному Его научению мы ни во что считаем муки.    И сказал Диоклетиан:    – В чем же состоит таинственное научение Христа Твоего?    Георгий отвечал:    – Он ведает, что ваша злоба ничего не достигнет, и научил Своих слуг не бояться убивающих тело, так как они не могут убить души. Ибо сказал Он: «но и волос с головы вашей не пропадет» (Лук. 21:18), «будут брать змей; и если что смертоносное выпьют, не повредит им» (Мрк.16:18). «верующий в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит» (Иоан. 14:12). Услышь, о царь, сие неложное Его обещание нам, о котором я вкратце говорю тебе.    – Какие же это дела Его, о которых ты говоришь? – спросил Диоклетиан.    Отвечал святой:    – Слепых просвещать, очищать прокаженных, подавать хождение – хромым, слух – глухим, духов нечистых изгонять, воскрешать мёртвых – вот сии и подобные сим дела Христовы.    Обратившись к Афанасию волхву, царь спросил его:    – Что ты скажешь на это?    – Удивляюсь, – отвечал Афанасий, – как он надругается над твоей кротостью, говоря ложь в надежде избежать державной руки твоей. Мы, наслаждающиеся ежедневно многими благодеяниями бессмертных богов наших, еще никогда не видали, что бы они воскресили мёртвого. Сей же, уповая на человека мертвого и веруя в распятого Бога, без стыда говорит, что Он совершил великие дела. Так как Георгий перед всеми нами исповедал, что Бог его – совершитель таковых чудес и что верующие в Него приняли от Него неложное обещание, что и они будут творить такие дела, какие и Он сотворил, то пусть Георгий воскресит мертвеца пред тобою, о царь, и пред всеми нами. Тогда и мы покоримся его Богу, как всемогущему. Вот отсюда издали видна могила, в которой недавно положен мертвец, которого я знал при жизни. Если Георгий воскресит его, то воистину победит нас.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

  2.5 как учит Православная Церковь о тлении и смерти   Иначе, чем проф. Осипов, учит Церковь о тлении и смерти. " Бог создал человека для нетления " и во образ собственной Своей вечности: " но завистью диавола вошла в мip смерть " (Прем. 2:23-24) " пишет св. Афанасий Великий в " Слове о воплощении Бога Слова и о пришествии Его к нам во плоти " . " Бог сотворил человека, и возжелал, чтобы пребывал он в нетлении. Но... преступление заповеди возвратило человеков в естественное состояние, чтобы, как сотворены были из ничего, так и в самом бытии, со временем, по всей справедливости потерпели тление. Ибо, если, некогда по природе быв ничто, призваны в бытие явлением и человеколюбием Слова, то следовало, чтобы в людях... истощилось и продолжающееся навсегда бытие. А это и значит, разрешившись оставаться в смерти и тлении. Ибо человек, как сотворенный из ничего, по природе смертен, но по причине подобия Сущему, если бы сохранил его устремлением к Нему ума своего, мог замедлять в себе естественное тление и пребыл бы нетленным " Введя человеков в рай Свой, Творец " дал им закон, чтобы если сохранят благодать и пребудут " добры " , то, кроме обетования им бессмертия на небесах, и жизнь их в раю была беспечальна, безболезненна и беззаботна, а если впадут в преступление и, переменившись, сделаются худы, наперед знали о себе, что в смерти претерпят естественное тление и не будут жить более в раю, но умирая уже вне его, останутся в смерти и тлении. На это же указывает и Божественное Писание, говоря от Лица Божия: " От всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь " (Быт. 2:16-17). " Смертью же умрешь " , что иное значит, как не только необходимость умереть, но и оставаться в тлении смерти? " Итак, мы видим, что св. Афанасий Великий, в полном согласии с Писанием и церковным Преданием, учит о двух смертях. Одно тление было по естеству, и таким (тленным, и в этом значении смертным) человек стал не после грехопадения, как учит проф. Осипов, а был таким - то есть ничем - даже до сотворения.

http://moral.ru/Osipov.htm

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010