11 . И поклонятся Ему вси царие земстии, вси языцы поработают Ему – «некоторые добровольно в настоящей жизни, а все но воскресении, – замечает бл. Феодорит. – Нет народа, который бы не слышал евангельской проповеди; напротив того, в каждом народе есть приявшие луч Боговедения». Очевидно, что к Соломону нельзя относить слов сего стиха, а потому Отцы единогласно относят к Царю – Христу. 12 . Яко избави нища от сильна. «От крайних и до крайних пределов вселенной поклонятся Ему народы и цари, благодаря за то, что избавил их от преобладания сатаны» (Св. Афан.). «Сильным пророк наименовал диавола, а нищим – естество человеческое, как бывшее тогда без Бога» (Бл. Феод.). С Евр.: «Ибо Он избавит нищего, вопиющего, и угнетенного, у которого нет помощника». 13 . С Евр.: «Будет милосерд к нищему и убогому, и души убогих спасет». 14 . От лихвы и от неправды избавит душы их, и честно имя Его пред ними. С Евр.: «От коварства и насилия избавит души их и драгоценна будет кровь их пред очами Его». «Лихвою назвал любостяжательность, – говорит бл. Феодорит, – т.е. избавит от неправды и любостяжательности». Честно имя Его пред ними – т.е. «у всех будет чествуем и славим» (Св. Афан.). 15 . И жив будет. По св. Афанасию, младенец Иисус при избиении младенцев Иродом «не будет захвачен с ними, останется жив; и дастся Ему от злата Аравийска – ясно означаются дары, принесенные волхвами; и помолятся о Нем выну, – Его именуя в молитвах и прося, чтобы чрез Него Отец сподобил даяния благ» (Св. Афан.). По бл. Феодориту – словами: и дастся Ему от злата – означаются дары, какие принесут Спасителю все и цари и варвары; о Нем – ради Него помолятся все Отцу; но будут песнословить и Сына, как от Него приявшие блага». С Евр.: «И будет жить, и будут давать Ему от золота Аравии, и будут молиться о Нем непрестанно, всякий день благословлять Его». 16 . Будет утверждение на земли на версех гор, превознесется паче Ливана плод Его, и процветут от града яко трава земная. С Евр.: «Будет обилие хлеба на земле, на верху гор; плоды Его будут волноваться, как лес на Ливане, и в городах размножатся люди, как трава на земле». По св. Афанасию, «будет утверждение на земли, т.е. Церкви и вселенной; на версех гор – Апостолов и пророков. Превознесется паче Ливана плод Его. Ливан есть Иерусалим, а плод Его – евангельское слово. Посему говорит, что евангельская проповедь будет выше служения подзаконного. И процветут от града Его яко трава земная. И сим опять означает Церковь . Пс. 86:3 ». По бл. Феодориту, будет утверждение и проч., т.е. «Господь Иисус Христос утвердит и подкрепит уверовавших в Него, соделает их высокими и превознесенными, как бы стоящими на самых вершинах гор; учение Его и истолкователи и проповедники оного будут выше и славнее Ливана. Как уверовавшие в Него принесут таковой плод, так неуверовавшие Иудеи уподобятся траве, которая ныне растет, и вскоре погибнет» (Бл. Феод.).

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

13 . Север и море Ты создал еси: Фавор и Ермон о имени Твоем возрадуетася. Вместо слова: море в Еврейском и у Феодотиона: юг. «Сим означает, – говорит св. Афан., – четыре страны вселенной; севером – страну полунощную, морем – западную, (потому что Писание морем именует запад); горою Ермон – страну полуденную, и горою Фавор – восток». «Не просто же пророк упомянул, – говорит бл. Феод., – о двух странах – севере и юге, но поскольку к югу от Иерусалима обитают Египтяне, а к северу – Ассирияне, сокрушив же дерзость Египтян, даровал им (Евреям) свободу: то не трудно Тебе, говорит пророк, сокрушить и Ассириян, как сокрушил Египтян. Словами же: Фавор и Ермон – означил пророк всю землю обетования, потому что это горы земли обетованной. Вместо: возрадуетася – Акила перевел; «восхвалят», а Симмах: «благословят»; разумел же пророк, что соделывают это не горы, но люди обитающие на горах или при оных» (Бл. Феод.). 14 . С Евр.: «Крепка мышца Твоя, сильна рука Твоя, высока десница Твоя»! 15 . Правда и судьба 509 уготования престола Твоего. С Евр.: «Правосудие и правота основание престола Твоего; милость и истина предходят пред лицем Твоим». «Умоляя, Бога рассудить их и Вавилонян, просят (т.е. пленники Вавилонские) произнесть правдивый приговор на последних, а им ниспослать милость и доказать истинность обетования. А потому и сказали, что престол, с которого судит, украшен правдою и судом, и что милость и истина предшествуют Богу; потому что обетование дано прежде за много родов» (Бл. Феод.). 16 . Блажени людие ведущии воскликновение. С Евр.: «Блажен народ, знающий трубный зов! Они ходят во свете лица Твоего, Господи». «Воскликновение, – говорит бл. Феод., – есть кличь одержавших победу. Пророческое слово предвозвещает, что народ по всей земле и на море будет возносить Богу таинственное воскликновение и воспевать победную песнь». Св. Афанасий разумеет победную песнь по причине победы Спасителя над сопротивными силами. Господи, во свете лица Твоего пойдут, ст. 17: и о имени Твоем возрадуются весь день, и правдою Твоею вознесутся. Св. Афанасий разумеет св. Апостолов, которые действовали во свете Христа Спасителя. Можно разуметь и о всех верующих, идущих в горнее отечество во свете Божием, радующихся о имени Иисусове и превознесенных Его правдою или оправданием.

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

14 . Боже, во святем путь Твой. С Евр.: «Боже! свят путь Твой». Т.е. все пути или дела Твои святы. «Под словом: святый, – говорит св. Афанасий, – разумеет или освященный лик Апостолов, чрез которых совершил необычайные Бож. знамения, или то, что не может никто прийти к Отцу, как только чрез Христа, Который по истине свят как Бог». 15 . С Евр.: «Ты Бог, творящий чудеса; Ты явил могущество Свое среди народов». 16 . Избавил еси мышцею Твоею люди Твоя – т.е. «освободил от рабства Египетского народ Твой» (Бл. Феод.). Св. Афан. – избавил Христом. 17 . Видеша Тя воды, Боже, видеша Тя воды, и убояшася, т.е. убоялись и вострепетали воды Чермного моря, – «явился на море, и разделилось море» (Бл. Феод.); св. Афанасий: «воды убоялись, когда Спаситель запретил морю и оно умолкло». 18 . Глас даша облацы: ибо стрелы Твоя преходят. Глас – гром, стрелы – молнии. См. Пс. 17:15, 143:6 ; Авв. 3:11 . По св. Афан. – под облаками разумеются св. Апостолы, под стрелами – действия св. Духа. С Евр.: «Облака изливали воды, тучи издавали гром, и стрелы Твои летали». 19 . Глас грома Твоего в колеси. С Евр.: «Глас грома Твоего в круге небесном; молнии освещали вселенную; земля содрогалась и тряслась». Т.е. ударами грома связал Ты колеса колесниц Египетских ( Исх. 14:24–25 ), поясняет Бл. Феод.; под молниями разумеет здесь свет чудотворений, который, подобно молнии, протек всю вселенную, когда все народы исполнились страха, о котором говорила и Раав соглядатаям ( Нав. 2:9–10 ). Св. Афан. разумеет Евангельскую проповедь. 20 . И следы Твоя не познаются. Т.е. на Чермном море. «Ты, невидимо предводительствуя народом, не показал нам и следа Твоего шествия» (Бл. Феод.). По св. Афан. – морем здесь называется мир, многими водами – различные в нем поколения людей. Поскольку же Господь невидимо шествовал с св. Апостолами, то следы или пути Божии были невидимы, не познались неверующими. С Евр.: «Путь Твой в море, и стезя Твоя в водах великих, и следы Твои неведомы». 21 . С Евр.: «Как стадо, вел Ты народ Твой рукою Моисея и Аарона».

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

14 . Положил еси нас поношение соседом нашым. «Соседями, живущими окрест, пророк называет Филистимлян, Идумеев, Моавитян, Аммонитян и другие сопредельные народы, от которых Иудеи терпели нападения, и для которых они служили предметом посмеяния» (Бл. Феод.). Подражнение – насмешка, презрение. «Воздается им все то, что делали они Христу», замечает св. Афанасий. С Евр.: «Отдал нас на поношение соседям нашим, на посмеяние и поругание живущим вокруг нас». 15 . Положил еси нас в притчу во языцех – соделал нас притчею во языцех, т.е. предметом толков и осмеяний у язычников. Св. Златоуст разумеет соседних Аравитян. Подоб. Иер. 24:9 . Покиванию главы в людех. Кивание главы есть выражение недоумения, изумления, осмеяния, т.е. смотря на нас, народы с недоумением кивают главами своими, и издеваются над нами; одни дивятся чрезмерности наших бедствий, а другим это приятно (Бл. Феод.). 16 . Весь день срам мой предо мною есть, – т.е. «стыд наш соделался продолжительным и даже непрестанным» (Св. Афан.). С Евр.: «Всякий день посрамление мое предо мною, и стыд покрывает лице мое». 17 . С Евр.: «От голоса поносителя и клеветника, от взоров врага и мстителя». 18 . И не неправдовахом в завете Твоем. Симмах: «не изменили закону Твоему» (у Злат.); «не забыли Твоих повелений, не осмелились нарушать закона Твоего» (Бл. Феод.). С Евр.: «Все это пришло на нас; но мы не забыли Тебя, и не нарушили завета Твоего». 19 . И не отступи вспять сердце наше, т.е. сердце наше не уклонилось, не отступило от закона Твоего среди несчастий, по-прежнему продолжало любить Твои заповеди. И уклонил 285 еси стези нашя от пути Твоего. «Чтобы объяснить мысль, заключающуюся в сих словах, по переводу LXX, – говорит бл. Феодорит, – примем такое разумение: ввергнул Ты нас во многие всякого рода скорби, которых достаточно было, чтобы совратить нас с пути Твоего». Яснее св. Златоуст: «Ты удалил нас от храма Твоего и попустил быть в стране чужой, что препятствовало совершению Богослужения». Св. Афанасий относит ко временам христианским. «Уклонил еси стези нашя и пр. Говорят это (Евреи); потому что за нечестие противу Христа воспрещено им совершать законную жертву». С Еврейского: «Не отступило назад сердце наше, и стопы наши не уклонились от пути Твоего».

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

14 . Яко ближнему, яко брату нашему, тако угождах. Под ближним и братом бл. Феод. разумеет Саула, коему Давид старался угождать, а св. Афанасий – народ Иудейский. Т.е. «как брату или другу старался я оказывать им благодеяния, желая уврачевать. Потому и плакал о них». С Евр.: «Я поступал, как бы это был друг мои, брат мой; я ходил скорбный, с поникшею головою, как бы оплакивающий мать». 15 . И на мя возвеселишася и собрашася, т.е. вместо благодарности за мои благодеяния, за мои к ним дружеские отношения, они собрались на меня, издеваются надо мною, радуются моим несчастиям; собрашася на мя раны, и не познах 237 – «наносили мне раны, а я не знал, и не находил никакой в себе вины» (св. Афанасий); «нападали внезапно, покушаясь захватить, когда я и не знал об опасности» (Бл. Феод.). Разделишася и не умилишася 238 , «т.е. обманувшись в надежде, и будучи рассеяны, не раскаялись в том, что умыслили худого, но опять обратились к тому же» (Бл. Феод.). По св. Афанасию, разделишася – слушавшие проповедь о Христе – одни были на стороне Иудеев, а другие – св. Апостолов ( Деян. 14:4 ); и когда происходило сие, – не умилились они, не уразумели – против кого это делается. С Евр.: «А когда я претыкался, они радовались и собирались, собирались ругатели против меня, не знаю за что, поносили, и не переставали». 16 . Искусиша мя – испытали меня гонениями и оскорблениями, подражниша 239 мя подражнением, – оскорбляли меня насмешками, злобным смехом, поскрежеташа на мя зубы своими. «Т.е. испытали все способы, говорит пророк, намереваясь насытить ярость свою: иногда покушались уловить меня обманчивыми словами, а иногда скрежетали, рыкая по-львиному» (Бл. Феод.). С Евр.: «С лицемерными насмешками скрежетали на меня зубами своими». 17 . Господи, когда узриши? «Вопрошает не в виде жалобы, – говорит бл. Феод., – но желая помощи, т.е. «когда явишься и защитишь обиженного?» Устрой душу мою от злодейства их – «соделай, чтобы душа моя преодолела все их ухищрения». От лев единородную 240 мою. Львами называются здесь враги Давида за их зверскую и свирепую злобу; единородную – одинокую. Т.е. спаси меня, Господи, от злодейства моих врагов, спаси от этих свирепых львов одинокую, среди других, лишенную всякой человеческой помощи, мою душу (Бл. Феод.). «Львами, – говорит св. Афан., – называет или лукавые сопротивные силы, которые едва не рыкали на Христа, или, может быть, самих вождей Иудейских. Душу же свою называет единородною, употребив слово: единородный, вместо возлюбленный, потому что единородное чадо бывает всегда в большей любви». С Евр.: «Господи, долго ли будешь смотреть (на это)? Отведи душу мою от злодейств их, от львов – одинокую мою».

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

15 . Яко благоволиша 568 раби Твои камение его, и персть его ущедрят. С Евр.: «Ибо рабы Твои возлюбили и камни его (Сиона), и о прахе его жалеют». Рабам Твоим даже камни Сиона приятны и о самом прахе его они жалеют. «Весьма вожделенен для нас Сион, даже соделавшийся крайне опустевшим, достолюбезны рассыпанные камни его, даже воспоминание о развалинах, составившихся по разрушении, возбуждает в нас жалость» (Бл. Феод.). Св. Афанасий разумеет под камением уверовавших в Христа ( Зах. 9:16 ), под рабами – св. Апостолов, под перстию – людей перстных, земных, еще неверующих; но и они достойны милости, ибо останок их блюдется до последнего дня и они в последние дни «спасутся чрез пророка Илию» (Св. Афан.). 16 . И убоятся языцы имене Господня, и вси царие земстии славы Твоея, т.е. убоятся и уверуют, смотря на возвращение Евреев из плена и построение Иерусалима, а еще более смотря на чудеса Христовы. «Здесь пророческое слово, – говорит бл. Феод., – предвозвещает перемену во всех народах и царях; и это частию видим совершившимся, а частию надеемся, что совершится». Св. Афанасий также видит здесь призвание и обращение язычников. 19 . Да напишется сие в род ин. Т.е. что напишется? «Или молитва , заключающаяся в псалме, – говорит св. Афан., – или пророчественное обетование о язычниках, как бы начертанное на столпе, передается Иудеям в хранение для нового Израиля, для этого рода Христова». И людие зиждемии восхвалят Господа. «Людьми зиждемыми пророк называет, – говорит бл. Феод., – народ собранный из язычников. 2Кор. 5:17 ; Пс. 21:30–31 ». В буквальном смысле можно разуметь и Еврейский народ, о возвращении которого из плена здесь говорится, и который вновь устроился по возвращении. С Евр.: «Напишется о сем для рода последующего, и поколение грядущее восхвалит Господа». 20 . Яко приниче с высоты святыя Своея. «Представляет нам, – говорит св. Афан., – причину призвания язычников. Это есть явление Спасителя нашего Христа». С Евр.: «Ибо Он приникнул с святой высоты Своей, с небес призрел Господь на землю».

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

163 - 164). " Замечательно, что евреи, народ монотеизма, не имеют в своем языке слова для обозначения богини " (Трубецкой С. Н. Мнимое язычество или ложное христианство?//Собрание сочинений кн. С. Н. Трубецкого. Т. 1. Публицистические статьи 1896 - 1905 гг. - М„ 1907, с. 164). св. Афанасий Великий. Житие преподобного отца нашего Антония. 22//св. Афанасий Великий. Творения. Т. 3. Троице-Сергиева Лавра, 1903, с. 236. Часть 2 Все послания Павла единогласно говорят о Кресте как о победе Христа над некими " космическими властями " , " князем власти воздушной " (Ефес. 2, 2; церковно-славянский перевод). Против них сразился Христос - " отняв силы у начальств и властей, властно подверг их позору, восторжествовав над ними Собою " (Кол. 2, 15) [ 1 ].Теперь же, после воплощения Бога в поднебесном мире, человек может вступить в общение с бытием Наднебесным: " Как безмерно величие могущества Его в нас, верующих по действию державной силы Его, которою Он воздействовал во Христе, воскресив Его из мертвых и посадив Его одесную Себя на небесах, превыше всякого начальства, и власти, и силы, и господства, и всякого имени, именуемого не только в сем веке, но и в будущем, и все покорил под ноги Его, и поставил Его выше всего, главою Церкви, которая есть Тело Его " (Ефес. 1, 19 - 23).По пояснению преп. Максима Исповедника, Крест упразднил " враждебные силы, наполняющие среднее место между небом и землей " [ 2 ]. Более того, выбор именно крестной казни, то есть такой, которая происходит не на земле, а в воздухе, в домостроительном Промысле оказывается связан с необходимостью освятить " воздушное пространство " - то есть то пространство, которое и отделяет людей от Того, Кто " превыше небес " . Голгофский Крест - это тоннель, пробитый сквозь толщу демонических сил, которые норовят представить себя человеку как последнюю религиозную реальность. Так во всяком случае, об этом свидетельствует св. Иоанн Златоуст: " Почему же закапается Он на высоте помоста, а не под кровом? Чтобы очистить воздушное естество " [ 3 ].И вот после Пятидесятницы первомученик Стефан видит небеса отверстые, через которые зрим " Иисус, стоящий одесную Бога " (Деян.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1036...

16 . И непщевах 447 разумети: сие труд есть предо мною. С Евр.: «И думал я, как бы уразуметь это; но это трудно было в глазах моих». Т.е. когда я задумал понять судьбы Божии в распределении участи людей на земле, когда стал размышлять о сем, тогда оказалось это делом трудным для меня. «Предположив, что знаю столь глубокие суды Божии, встретил для себя трудности потому что суды Божии глубоки и неизследимы» (Св. Афан.). 17 . Дондеже вниду в святило 448 Божие, и разумею в последняя их. С Евр.: «Доколе не вошел я во святилище Божие и не уразумел конца их». Под вхождением во святило Божие св. Афанасий разумеет время будущего суда Божия. Т.е. тогда уразумею, почему благочестивые страждут, а нечестивые благоденствуют, когда настанет время суда Божия; тогда Господь воздаст каждому по делам его (Св. Афан.). Бл. Феодорит разумеет самый храм: «Но оставив другие помыслы, рассудил я, что в наказание за прегрешения Бог предал меня на труды и бедствия (т.е. в Вавилон. плену). Впрочем, я возвращусь, узрю освященный храм Его, увижу злый конец их» (т.е. Вавилонян). 18 . Обаче за льщения 449 их положил еси им злая, низложил еси я, внегда разгордешася. С Евр.: «Так! на скользких путях поставил Ты их, и низвергаешь их в пропасти». Т.е. за коварство нечестивых Ты определил им жестокия наказания, низлагаешь их; когда они гордятся, «возвышение их обратится для них в падение» (Св. Афан.). 19 . Како Быша в запустение? Внезапу исчезоша, погибоша за беззаконие свое, яко соние востающего. С Евр.: «Как нечаянно пришли они в раззорение, изчезли, погибли от ужасов! Ст. 20: как сновидение по пробуждении». Св. Афанасий разумеет вообще нечестивых, «для которых настоящее богатство их вменится как бы в пустые и всякой тени тончайшие призраки сновидцев»; а бл. Феодорит относит к Вавилонянам, «которые кичились и тщеславились, как обладатели целой вселенной, но внезапно утратили владычество и впали в крайнее рабство». 20 . Господи, во граде Твоем образ их уничижиши. С Евр.: «Так Ты, Господи, пробудив их, уничтожишь мечты их». «Град Господень, – говорит св. Афан., – есть вышний Иерусалим; образ их – образ Иерусалима земного. Смысл же речи таков: поскольку носят они (нечестивые) на себе образ Иерусалима земного, а не небесного, то и будут уничижены за сие». «Владычество Вавилонян пророк уподобляет образу сохраняющемуся малое время. Уничижиши, т.е. накажешь за злочестие в Твоем граде» (Бл. Феод.).

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

17 . С Евр.: «Я же воззову к Богу, и Господь спасет меня». 18 . С Евр.: «Вечером и утром и в полдень буду умолять и вопиять, и Он услышит голос мой». 19 . Избавит миром душу мою от приближающихся мне: яко во мнозе бяху со мною. С Евр.: «Избавит в мире душу мою от восстающих на меня; ибо их много у меня». Т.е. дарует мир душе моей, избавив от тревог, какие делали мне во множестве приближающиеся, или враждующие противу меня враги мои. «Слова: во мнозе бяху со мною означают, – говорит бл. Феод., – что враги многочисленны». Бл. Иерон. и Симм. перевели: «многие были против меня»; св. Афанасий: «против меня многие собрались, намереваясь похитить у меня душу мою». 20 . Несть бо им изменения, яко не убояшася Бога. «Симмах, – говорит бл. Феод., – перевел сие так: «ибо не пременятся, и не убоятся Бога». Т.е. враги мои не каются, не исправляются, злодействуют по-прежнему, не имея страха Божия. 21 . Простре руку свою на воздаяние: оскверниша завет Его. С Евр.: «Простерли руки свои на тех, которые с ними в мире, нарушили союз свой». «Три толковника (т.е. Симм., Акила и Феодот.), – говорит бл. Феод., – перевели так: «Простер руку свою на тех, которые с ним были в мире». Слова: простре, руку свою на воздаяние, по бл. Феодор., значат: Иуда простер руку на злое воздаяние Спасителю, воздал Ему злом за добро, «не принес ничего доброго, но все было (у него) исполнено лукавства. Оскверниша завет – нарушили завет, повелевающий любить ближнего. Св. Афанасий объясняет иначе: «Бог простирал руку Свою (т.е. Иудеям), подательницу благ, чтобы и они стали причастниками благословения; а они не только не приняли, но даже осквернили завет, т.е. евангельский». 22 . Разделишася от гнева лица его, и приближишася сердца их 341 . С Евр.: «Уста их мягче масла, а в сердце их вражда». Симмах: «Паче коровьего масла уста их, но враждебно сердце каждого из них». Разделишася и проч. Можно понимать так: т.е. враги Спасителя разделились или рассеялись от гнева лица Божия (или просто от гнева Божия). «Поскольку зло поступили с Благодетелем, то рассеял их по всем ветрам» (Св. Афан.). Наказал же Господь за то, что сердца их лицемерно приближались к Нему, коварно, – или: «поработившись гневу, одно говорили, а другое замышляли» (бл. Феод.); что умякнуша словеса их паче елеа, и та суть стрелы, т.е. за то, что слова их были мягче елея, нежны, ласкательны; но эти мягкия слова были как стрелы для сердца. «Хотя Иуда произносил слова умягченные и мирные, однако же они исполнены были злобы» (Св. Афан.). С Евр.: «Слова их нежнее елея, но они суть обнаженные мечи».

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

21 Который как Истинный Бог стал Истинным Человеком и, оставаясь Вечным Богом и становясь однажды и навеки Совершенным Человеком, остаётся Богочеловеком на все веки и на всю вечность. 22 Благодаря явлению Христа во времени и пространстве мир и человек обрели в Нём основание, причину и смысл своего существования, свою вечную жизнь, блаженное спасение, благодатное обожение и обогочеловечивание. 26 Особенно для нас, людей – творений, созданных во времени, но предназначенных для вечности, Иисус Христос стал центром и содержанием нашего существования, жизни и вечности ( Евр. 1:1–12, 13:8 ). И хотя Он явился в последние дни, при Понтийстем Пилате, Он в Своём Воплощении стал центром истории, праистории и метаистории. 27 Ибо Он как Сын Божий и вечная Божественная Ипостась (Личность), Один из Святой Троицы, взяв на Себя всего человека в Своей Богоначальной Ипостаси и соединив его вечно с Собой, стал Началом и Концом ( ρχ κα τλος ­ началом и целью) всех о нас путей Божиих и дел Божиих ( Откр. 21:6 ; Притч. 8:22–25 ). Он, Единородный, стал Перворождённым всей твари и Первенцем новой твари Божией, как вслед за апостолом Павлом учит святой Афанасий Великий . 28 И если сказал когда-то премудрый Соломон, что нет ничего нового под солнцем, это было действительностью только до прихода Христа Спасителя, Который Своим вочеловечиванием становится «из всего нового Новейшее и Единственно Новое под солнцем», как справедливо отвечает Соломону святой Иоанн Дамаскин . 29 Новый Завет потому и действительно Новый, ибо Бог явился во плоти как человек. 30 И когда святой апостол Павел говорит: Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его ( 1Кор. 2:9 ), говорит это прежде всего по отношению к Спасителю Христу, Который как вечная Премудрость Божия тайна, сокровенная, которую предназначил Бог прежде веков к славе нашей, родился как Человек и распялся в последние дни как Господь славы – нас ради и нашего ради спасения ( 1Кор. 2:6–8 ). 31 Будучи от вечности Богом Великим и Блаженным, единственным Сильным Владыкой и Спасителем, Царём царствующих и Господом господствующих ( 1Тим. 6:15 ; ср. Тит. 2:11 –14 ), пришёл на землю благоволением Отца и содействием Духа Святого, чтобы спасти грешников, из которых я первый ( 1Тим. 1:15 ). Как предвечный Сын Единородный Отца предвечного, «Столь велик и столь высок Он» ( τοσοτος κα τηλικοτος), как говорит святой Иоанн Златоуст , 32 сошёл к нам и «воплотился и вочеловечился, не по Своей потребности», но чтобы спасти нас, «чтобы сынов человеческих сделать сынами Божиими». 33 В этом для апостола Павла заключается всё Евангелие и весь (всецелый) Новый Завет Божий и наш христианский, ибо и тот и другой воплощаются и осуществляются во Христе Богочеловеке и Спасителе мира и всего человечества.

http://azbyka.ru/otechnik/afanasij-evtic...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010