В Великий четверг и пятницу часы поём просто, присовокупляя тропари св. страстей. §15.Поклоны кладутся до Великой субботы и прекращаются в этот день после трисвятого по утреннем славословии. Поклоны кладутся в Великую седмицу до четверга. §18.О лицах, наблюдающих за порядком. Иначе изложено. §19.О целовании братии после павечерницы. §21.О поучениях к братии на павечернице. §22.Об исповеди монахов. Запрещение стоять в церкви с жезлами и делать коленопреклонения на скамейках. §26.О чтении книг из монастырской библиотеки, о выдаче книг для чтения в праздники. В изложении дисциплинарной части замечается ещё более разностей. Разности эти состоят в самом содержании и количестве правил. Правила на счёт стола в афонском изложении вообще много строже, особенно в посты Св. Апостолов и Рождественский. §31 О Благовещении изложен в обоих уставах с местными оттенками. Студ.: сходимся в дом пренепорочной Богородицы (Успенский собор?). Афанас. просто: сходимся в церковь , затем с литией идём к Св. Николаю, а если есть время, то и к Предтече. Таких церквей не было в Студийском монастыре. §33. Статья о соразмерности в студийском уставе изложена короче, а в афанасиевом очень подробно и с местным оттенком; например: «если кто не имеет душевного покоя в нашей лавре» и т.д. Упоминается в числе рабочих монастырских корабельники. В изложении дисциплинарной части замечается ещё более разностей. Разности эти состоят в самом содержании и количестве правил. Правила на счёт стола в афонском изложении вообще много строже, особенно в посты Св. Апостолов и Рождественский.   § 31 О Благовещении изложен в обоих уставах с местными оттенками.   Студ.: сходимся в дом пренепорочной Богородицы (Успенский собор?). Афанас. просто: сходимся в церковь , затем с литией идём к Св. Николаю, а если есть время, то и к Предтече. Таких церквей не было в Студийском монастыре.   § 33. Статья о соразмерности в студийском уставе изложена короче, а в афанасиевом очень подробно и с местным оттенком;   например: «если кто не имеет душевного покоя в нашей лавре» и т.д. Упоминается в числе рабочих монастырских корабельники.  

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Mansvetov...

Боже! Я в сердце ношу те хвалебные молитвы, которые я в свое время излию пред Тобою. Пс.56:2. На сень крилу Твоею надеюся, Дóндеже прейдет беззаконие. Буквально: доколе не окончится беззаконное преследование Саула. Пока не изъяты будут из среды сатана и с ним лукавые силы, доколе не кончатся времена беззакония, то есть доколе не просветится мир чрез апостолов верою во Иисуса Христа. Сему соответствуют стихи 5,11, 12; так в лице Давида вопиет Господу Церковь Ветхозаветных. Ст.9. Востани слава моя, слава вместо славословие. Пс.59:7 . И юдоль жилищ размерю. Населю пустыню, то есть пустынную страну Израильскую; следовательно, обещает возвратить из плена. Ст.9. Ефрем крепость главы моея – укрепление власти моей; ему особенно приписывается сила. Ст.10. Моав коноб (сосуд) упования моего. По Афан., моавитяне, народ прежде безбожный, возложат надежду на Бога. Ст.11. На Идумею простру сапог мой. По Афанас., пройду по Идумее, или: Идумея покорится мне – говорит об обращении язычников. Пс.60:8. Пребудет в век пред Богом, милость и истину его кто взыщет. Афанас. соединяет так: кто взыщет милости и истины Божией, тот вечно пребудет пред Богом, то есть в блаженстве. Пс.61:5. Цену мою совещаша отринути, текоша в жажди. В буквальном смысле: желали уронить мое достоинство и делали сие с таким усилием, с каким томимый жаждою стремится к воде; архиереи отринули, не хотели принять сребренников от Иуды, за которые он продал им Господа. Когда Он сказал: жажду, тогда приблизились к Нему с оцтом; усты своими благословляху, говорили Учителю, вемы, яко истинен еси, и пути истины учиши, а замышляли предать Его. Ст.13. Единою глагола Бог, двоя сия слышах, зане держава Божия: и Твоя Господи милость. Афан.: Бог объявил слово о суде; а я слышал двоя сия: первое – что гневом воздаст тем, которые по множеству грехов требуют гнева; второе – что уделит милость тем, которые сделали достойное милости. По Феодор., единою, то есть произнес неизменяемое определение. Пс.64:10. Яко тако есть уготование. С тою целью Ты и дал земле плодотворность, что Ты питаешь. Феодор. Пс.65:17. И вознесох под языком моим.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Ternovs...

Подобным образом и св. Кирилл иерусалимский , высказывающий, что они долгом своим поставляет поучать истинам веры на основании свящ. Писания, внушает, чтобы поучаемые им приобрели сведение о книгах ветхого и нового завета от Церкви и не знакомились с писаниями, не признанными в ней, чтобы приобрели и блюли только ту веру, которая преподается Церковию, и не принимали никакого другого исповедания, кроме преподаваемого ею, чтобы отвращались от учений чуждых, не принадлежащих Церкви, и чтобы прославляли Церковь на правое учение. Св. Афанас. вел. Слов. на язычников: твор. ч. 1, стр. 5. 13. Москва, 1851 г. Св. Кирил. иерус. 4, 5, 11 и 12 оглас. слово: твор. стр. 69. 70. 80. 81. 163. 169. Москва, 1855 г. 244 Св. Афанас. вел. К Серапиону посл. 1: твор. ч. 3, стр. 1–2. 25–26. 27. 28. 29–30. 31. Москва, 1853 г. 246 Тертуллиан , обличая почитавших тело Спасителя призраком, чтобы отвергнуть воплощение Его, и потому слова Его: кто есть мати моя и кто суть братия моя ( Мф. 12:48 )? объяснявших так: Ему возвестили о матери и братьях, которых Он не имел, собственно для того, чтобы искусить Его, пишет: «Свящ. Писание о том не говорит, хотя не упускает предуведомлять нас всякий раз, как скоро кто хотел искушать Его. И се законник некий воста, искушая Его ( Лк. 10:25 ). Также и в другом месте: и приступиша к Нему фарисее, искушающе Его ( Мф. 19:3 ). Кто бы воспрепятствовал Писанию возвестить и здесь, что хотят искусить Его? Я не принимаю того, что ты от себя прибавляешь или убавляешь в Писании». В другом месте, опровергая лжеучение Гермогена о бытии совечной Богу материи словами бытописателя: в начале сотвори Бог небо и землю ( Быт. 1:1 ), Тертуллиан рассуждает: «Я удивляюсь полноте свящ. Писания: оно не открывает вместе и Создателя и творение Его... Но чтобы все было сотворено из первобытной материи, о том нигде я не читал. Долг Гермогена показать нам, где о том написано. Если это нигде не написано; то да страшится он ужасного изречения: горе тебе, имеющего постигнуть всех тех, кто дерзает приложить или отнять что-либо из слов свящ.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Nov...

5 Правосл. Испов. кафол. и Ап. Церкви восточн. ч. 1, отв. на вопр. 20; Васил. вел. о Св. Духе гл. 16, в Тв. св. Отц. VII, 289–290; Григор. богосл. слов. на Пятидесятн., там же V Ι, 16; Кирилл. иерус. оглас. поуч. XVII, п. 2, стр. 373; Иоанн. Дамаск. Точн. Изл. пр. веры кн. II, гл. 3, стр. 56. 6 «Надлежало быть одному из двух, говорит св. Прокл константинопольский , – или всем, вследствие приговора, подвергнуться смерти, потому что все согрешили; или принести, взамен, такую цену, за которую всякое осуждение было бы отменено. Но человек не мог спасти себя: потому что он-то и подлежал долгу за грех. Не мог спасти рода человеческого и Ангел: потому что был недостаточен к такой цене ( πρει γρ τοιοτου λτρου). Итак надлежало, чтобы безгрешный Бог умер за согрешивших: это только оставалось врачевство от зла» (In laud. S. Virg. Orat. 1). 7 «Какая тварь могла быть воссоединена с Творцом чрез тварь же? Или какая помощь могла быть оказана подобным от подобных, которые сами нуждаются в той же помощи? И след. как Слово, если бы оно было творение, могло бы разрешить приговор Божий и отпустить грех, когда это принадлежит собственно Богу, по слову Пророка: кто Бог, якоже ты, отъемляй беззакония и оставляяй нечестия ( Мих. 7, 18 )?… Как же могло случиться, чтобы твари освободили нас от грехов?» (Св. Афанас. вел. contr. Arian. orat. 11, n. 67). См. также далее примеч. 34 и самый текст, к которому оно относится. 8 «Никакая часть творения не могла послужить спасению творения, когда и сама нуждалась в спасении» (св. Афанас. contr. Arian. Orat. 11, n. 69). «После того, как чрез преступление люди подверглись порче природы и лишились благодати, чему другому надлежало быть, или кто потребен был для восстановления их, как не Бог-Слово, создавший в начале все из ничего?» (De incarnat. Verbi Dei n. 7). 12 «Сын Божий благоволит стать и именоваться и сыном человеческим, не изменяя того, чем был (ибо Он человеколюбив), чтобы невместимому соделаться вместимым… Для сего соединяется несоединяемое: не только Бог с рождением во времени, ум с плотию, довременное с временем, неочертимое с мерою, но и рождение с девством, бесчестие с тем, что выше всякой чести, бесстрастное с страданием, бессмертное с тленным» (слов. на св. светы явл. Господь., в Тв. св. Отц. III, 263).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

17 . В 1397г. церковь св. Богоявления (каменная?), – 1 Псковская. 18 . В 1398г. Покровская в Домантовой стене. 19 . В 1415г. Соф ий ская в Домантовой стене. 20 . В 1415г. Софии, Веры, Надежды и Любви. 21 . В 1415г. Василия Великого на Горке у Петровских ворот. 22 . В 1438г. Преображения у Старого костра. 23 . В 1438г. св. Афанас ия в Домантовой стене. 24 . В 1446г. Богословская на подворье Снетогорского монастыря. 25 . В 1446г. Похвалы Богородицы с Полонища на Романовой горке. 26 . В 1483г. св. Афанас ия. 27 . В 1493г. св. Георгия великомученика с Болота. 28 . В 1494г. св. Георгия со Взвоза. 29 . В 1495г. Варлаама Хутынского. 30 . В 1508г. Алексеевская за Домантовой стеной. Перестроена в 1518 году. 31 . В 1527г. Варлаама Хутынского на площади. 32 . В 1534г. Дмитр ие вская с поля. 33 . В 1537г. Одигитриевская на Печерском подворье. 34 . В 1546г. Стефана архидиакона в Мирожском монастыре. 35 . В 1546г. Жен мироносиц на Скудельнице. 36 . В 1547г. Иоанно-Богословская на Милявице. 37 . В 1548г. великомученика Георгия в Домантовой стене. В Новгородско-Псковской области. В 1371г. поставлена в Русе церковь св. Николы, – 1 Новгородская. В 1371г. свершена церковь св. Николы „у Вопоки”, – 1 Псковская, т. е. в Опоке? (Да, см. Семёнова Географический словарь „Опоки”, III, 658, col. 1). В 1403г. поставили в Русе Новгородские купцы церковь мучеников Бориса и Глеба, – Никоновская летопись IV, 308. В Торжке в 1364г., см. Тверь и Тверская область. В Кирилло-Белозерском монастыре начата в 1496г., – История Иерархии IV, 390 (каменная работа стоила 250 р.). В Твери и Тверской области. 1 . В 1285г. заложена в Твери князем Михаилом и его матерью Оксиньей каменная церковь Космы и Дамиана и преложили ей имя святой Спас-Преображение, – Лаврентьевская летопись под 1285 годом. В 1399г. собор возобновлён, – Никоновская летопись IV, 283 (подробно). 2 . В 1322г. совершена в Твери церковь св. Феодора, созданная игуменом неким Иваном Царегородцем, – Никоновская летопись III, 127 fin.. В 1364г. поставлена в Торжке церковь Преображения, – 1 Новгородская.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

14 Октября. – О милостыни, нищелюбии и страннолюбии. 20 Ноября. – О пьянстве. 7 Октября. – О оклеветании. 22 Октября. – Иосиф Волоколамский в Просветителе упоминает книгу Антиоха Иерусалимского, стр. 62). [Ср. 1 т. 1 половина И.Р.Ц. стр. 720/887]. Аркадия архиепископа на память мученика Никиты. „Созывает паки нас”. 15 Сентября. Нет у Миня в Патрологии, у Филарета в Патристике и у Кондогона. В Лаврской рукописи Аркадий, архиепископ Кипрский, см. Index. Аркадия св. епископа на обновление храма великомученика Георгия. „Созывает паки нас”. 4 Ноября. Астерия, епископа Амасийского, священномученику Фоке. „Священную убо”. 22 Сентября. В Патрологии Миня t. 40, р. 300. (Всех слов 21). Афанас ия Александрийского о преступлении закона. „Иже бо не творит кто”. 12 Января. – Еже не осуждати. „Помышляюще убо, братие”. 2 Марта. – (Толкование слов: не судите, да не осужени будете – митрополит Даниил у Жмакина стр. 415). – О Мелхиседеке. „Мелхиседек царь якоже рехом”. 22 Мая. – На Сретение Господне. „Яже настоящая” 2 Февраля. У Миня t. 28, р. 973. Подложное. – Иоанну Предтече. „Ниву убо изсохшую” 24 Июня. У Миня t. 28, р. 905. Подложное. – О иконе Господни. 11 Октября. У Миня t. 28, р. 805. Подложное. – Афанасия Великого упомянут Иосифом Волоколамским в Просветителе стр. 334, 452 fin., 465. [Ср. у Архангельского К изучению древнерусской литературы стр. 18 и Творения отцов церкви, в. I-II, стр. 9 sqq]. Афанас ия, архиепископа Константинопольского, на Сретение Господне. „Радуйся зело, дщи Сионя”. 2 Февраля. У Афанасия Константинопольского, который † около 1289г., нет слов, – Миня Патрологии t. 142. Варлаама пустынника поучение „Послушайте, братие”. 17 Ноября. Из жизни Варлаама и Иоасафа? На· греческом у Миня t. 96, р. 860. Василия Великого о пустынных. „Блюдися, да тебе не прельстит враг”. 8 Января. (Из постнических?). – О гордости. „Богатством ли обросил еси”. 26 Февраля. Василия Великого Πρς τος πλουτοντας у Миня t. 31, p. 277. – О добродетели. „Братия, будем благотворци”.13 Июля. – О пьянстве.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

В декабре 1814 года члены причта, указав в прошении на то, что до нашествия неприятеля имели они при церкви собственные дома, которые, при вторжении его в Москву, со всем, оставшимся в них, имением, сожжены, просили выдать Всемилостивейше назначенное священно-церковно-служителям, лишившимся домов, денежное пособие, по примеру прочих. Преосв. Августин велел справиться, сколько выстроилось приходских домов. Благочинный заявил, что обстроены и заняты жителями дома тайного советника Петра Васил. Мятлева, князя Николая Серг. Гагарина, полковника Александра Вас. Аргамакова, титулярного советника Николая Петр. Брашкова, статского советника Ростислава Евграфовича Татищева, поручика Александра Иван. Татаринова, жены коллежского секретаря Настасьи Иван. Орловой, коллежского секретаря Василия Афанас. Троеборского, жены коллежского секретаря Лукерьи Мартемьяновой, титулярного советника Ивана Алексеевича Семичева, московского купца Василия Ивановича Бердоносова, Вологодского купца Ивана Михайловича Михайлова, московских купцов Ивана Юдина Мар…на, Григория Алексеева,.. Данилова,.. Алексеева, Поликарпа Ананьева, Карташева, жены священника Сергиевской в Крапивках церкви Анны Строевой, жены коллежского регистратора Евдокии Лукиной Морозовой, Двора Ее Высочества Екатерины Павловны комиссарского помощника Дмитрия Петровича Нигунева, московского купца Прохора Иванова, московских мещан Лаврентия Степанова, Михаила Яковлева, Андрея Григорьева, Иоанникия Кузьмина, Петра Сисоева Хватова, Федора Родионова, московских вечно цеховых Ивана Латышова, Афанасия Васильева, Петра Федорова Запольского, московского мещанина Тихона Иванова Сергеева, дворового человека графа Дмитрия Никол. Шереметева Дмитрия Ефимова, статского советника Абрама Степан. Лопухина , крестьянина Леонтия Нестерова; кроме того, два дома (купца Ивана Дмитр. Снопова и крестьянина Федора Максимова) еще не совсем были обстроены; всего, след., в приходе было 35 домов. Получив этот реестр, преосв. Августин 22-го декабря 1814 года решил: «как приходу выстроилось довольное количество дворов, то церковь сделать самостоятельною и священнику с причтом выдать в пособие, что по указу следует» (Арх. Моск. Дух. Конс. 1814 г., 1169). Благочинный 11-го мая 1815 года донес преосвященному об освящении Знаменского храма, но день освящения не указал (там же 1814 г., 1152).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

74 Эти древние обычаи, при совершении литургии и приобщения присутствующим, пресвитеров и диаконов, сохранились в Церкви кафолической восточной. Литургия совершается только один раз на том же престоле, в известные дни. Если пресвитеры священнодействуют, то приобщаются сами, затем служащий диакон получает евхаристию от служившего или от приобщающегося пресвитера, и причащается последним. 75 День этот приходился на 26 августа 325 года. Число это совершенно определяет год, когда был собор в Никеи. См. Евсев. Жиз. Конст. В. кн. III, гл. 15 и 16; Созомена И. Ц. кн. I, гл. 25. 80 Геласий к провинциям Мизии и Галатии добавляет Афины; тут явная ошибка, истекающая из того, что другой Пистос Афинский присутствовал на Никейском Соборе, согласно подписей в том виде, как он ныне существуют. 81 Геласий называет Византию Константинополем и утверждает, что Александр был тогда только пресвитером. Но мы видели из послания Александра Александрийского , что Александр Византийский был епископом этого города еще до Собора Никейского. Но это не подходило к системе Геласия, который из города, означенного Евсевием, сделал Константинополь и утверждал, что епископом этого города бывший Митрофаний, слишком старт, чтобы присутствовать на Соборе. Первая ошибка Геласия повлекла его и к другой. 82 Св. Афанас., Посл, к Еписк. § 1; к Афрос. §§ 1 и 2. Мы должны заметить, что Собор не более имел надобности в обнародовании, как и в созвании или председательстве епископа Римского. Первый Вселенский Собор был созван императором Константином, находился под председательством епископов главных престолов, был обнародован епископами первенствующих престолов в соседних провинциях. Эти факты совершенно достоверны и против них утверждения папистов не имеют значения. Читать далее Источник: История церкви от рождества Господа нашего Иисуса Христа до наших дней, написанная по подлинным и достоверным памятникам доктором богословия священником Владимиром Гетте: Пер. с фр. Т. 1–3. – Санкт-Петербург: тип. Мор. м-ва, 1872–1875./Т. 3. – 1875. - XXI, 509, с.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Gette...

2215 . Христорождественский или Рождественский что на Иледоме на Соти, мужской, ныне погост Рождественский или Ильдом, Ярославской губ., Любимского у., в 30 вер. к зап.-сев.-зап. от Любима, при впадении рч. Ильдома в Соть. Несомненно существовал в XVII ст., так как в монастыр. де­лах, хранящихся в Москов. архиве Мин. Иностр. Дел, значится, что он уже имел жалованные грамоты в 1623 г. В 1723 г. в нем были 2 дерев. цер­кви: Рожд. Хр. и Владим. Бож. Матери, и приписан к Афанасьев. Яросл. м-рю. Нынешняя церковь Рожд. Христова по­строена в 1808 г. Крылов, “Ист.-стат. обозр. Яросл. епар.”, 49, 778; Иванов, “Опис. госуд. ар­хива стар. дел”, 347 (в 1700 г. имел 13 двор. крест.); Токмаков, “Справоч. указат. истор. матер.”, 13 (монастыр. дела 1623 г.); “Опис. докум. и дел архива Св. Синода”, III, 1723 г., 316 (со­стоял приписным за Афанасьев. м-рем в Яросл.); прилож., XXXIV (в 1723 г. в нем были: строитель иером. Маркел и 4 мо­наха и имел 6 крестьян. дворов), CDXXV (ре­естр церквам Ростов. епар.); Строев, “Спис. иер. и настоят.”, 373 (Ярослав. Рождественского, на р. Соте, игум. Иоанникий определен 1662 г.). 2216 . Христорождественский или Рождественский – Носковский, мужской, ныне село Рождествен­ское в Носкове, Ярославской губ., Любим­ского у., в 7 вер. к сев.-зап. от Лю­бима, при р. Обноре. В 1623–1629 г. в нем был игум. Евфимий. В 1723 г. приписан к Афанасьевскому Яросл. м-рю и церковь камен. Рожд. Хр. обра­щена в приход. “Ист. Росс. Иер.”, V, 355, 699; Ратшин, 559; Крылов, “Ист.-стат. обозр. Яросл. епар.”, 49, 769; Бакмейстер, “Топогр. известия”, 1771 г., 328; Строев, “Спис. иер. и настоят.”, 371, 32; “Опис. докум. и дел архива Св. Синода”, III, 1723 г., 316 (состоял приписным к Афанас. м-рю в Яросл.), прилож., XXXIV (в 1723 г. м-рь имел 7 монахов и 19 крестьян. двор.); CDXXVI (реестр церквам Ростов. епар­хии). 2217 . Христорождественский на Кушалинке или Михаиловский, что в Кушалине, мужской, ныне село Рождество, Тверской губ. и уезда, в 30 вер. к сев.-сев.-вост. от Твери по дороге в Бежецк, при рч. Кушалинке. При описании Кушалинской волости Вел. кн. Семиона Бекбулатовича в конце XVI ст. значится: «В Куша­лине же монастырь Рождественой, на р. на Кушалинке, а в нем церк. Рождество Хр., древян, вверх шатров, да церк. теплая Введенье Пр. Богор. древяна же, клецка». Далее же говорится, что м-рю принадлежит 6 деревень да 11 пустошей с 34 дворами. «Да у игумена же Варлаама с братьею рыбные ловли от монаст. мосту, что ездят из Кушалина ко Твери ловити рыба в рч. Кушалине, по селцо по Велешино». В межевой кни­ге 1698 г. говорится, что Михаиловский м-рь, что в Кушалине, в пустоше Денисовке, владел полевыми землями. Ка­лачов, “Писцов. кн. XVI ст.”, I, Отд. 2, 393; “Опис. Москов. архива Мин. Юстиции”, I, 2621 (межев. кн. 1698 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

200), каноны: воскресные, в субботу заупокойные (νεκρσιμοι), трипеснцы Великого поста (τριδιον § 14); на песнях канона ставилось большее или меньшее число стихов (8 на будничной и 10 на праздничной утрене. Афанас. 203); за каноном следовал екзапостиларий (§ 8, 12), стихиры стиховны (στιχηρν το στχου, § 15) и хвалитные (§ 17), утреннее трисвятое (τ ωθινν τρισγιον § 15), или великое славословие, после великого славословия «воскрес из гроба» (Син. кан. 497). Повечерия бывают двух родов: полные в дни непраздничные и неполные от «с нами Бог» в праздники (§ 3). После повечерий с Фоминой недели правятся панихиды, или заупокойная вечерняя служба. Часы в Великий пост правятся с кафизмой. К этому нужно прибавить, что в уставе Афанасия Афонского даются ссылки на обычный ход службы, на её принятый порядок, который таким образом предполагается сложившимся. Устав отмечает те особенности, которые из этого обычного порядка выступали. Таковы, например, замечания: «и прочее последование... по чину недельному» (217). В Великий четверг на часах тропари св. страстей «со всем прочим последованием». В Синайском канонаре на вечерне Пятидесятницы, после молитв колекнопреклонения, читается: «и прочее последование вечерни».   Небольшое расстояние отделяет появление первого полного типика от того времени, к которому относятся краткие записи уставов второй редакции. Студийское Начертание относится в концу IX века, или началу Х века, Афанасиево к последней половине Х века, того же приблизительно времени и Синайский канонарь, а самое раннее из дошедших до нас полных изложений типика появилось во второй четверти XI века и было составлено патриархом Константинопольским Алексием для основанного им Успенского монастыря 52 . Нет необходимости считать этот устав фактически первой записью, как можно было бы подумать на основании предисловия в уставнику, или дисциплинарной части этого типика. Не говоря о существовании кратких записей, вошедших в его содержание, мы идём дальше и находим возможным допустить, что в это время уже находились в обращении более полные записи устава, и вот почему.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Mansvetov...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010