е. в церковь ) нигде им не давать, и в дома ни с какими церковными требами не входить, о чем повелевалось сообщить во все епархии с изложением причин отлучения и церковно-гражданских постановлений общецерковных и русских; из последних особенное значение усвояется постановлением Большого Московского Собора 1667 г. о непослушных и противниках: « аще кто не послушает повелеваемых от нас (членов собора) и не покорится Св. Церкви и свящ. Собору, или начнет прекословить и противиться нам, и мы такого противника данною нам властью отлучаем и проклятию и анафеме предаем, яко еретика и непокорника, дóндеже вразумится и возвратится в правду покаянием; а кто не вразумится и не возвратится, а пребудет в упрямстве своем до скончания своего, да будет и по смерти отлучен, и часть его и душа со Иудою предателем, и с распеншими Христа жидами, и со Арием и с прочими проклятыми еретиками. Железо, камение и древеса да разрушатся и той да будет не разрешен и не растленен, и яко тимпан во веки веков – аминь, – каковое соборное изложение и Св. Синод утверждает и, по содержанию оного, властию и силою Св. Духа на вышереченных противников сие изречение заключает неотменно» 25 . Замечательно то, что к виновным проложена весьма строгая форма отлучения, одинаковая с отъявленными противниками и порицателями церковной власти – раскольниками и еретиками. Это отлучение скоро произвело свое действие на Пархомова и Колтовскую. После многих препирательств, упорства и скитаний по разным местам, Пархомов, не достигнув своей цели, вынужден был униженно просить о снятии с него и Колтовской проклятия, долго над ними тяготевшего. Просьба их была удовлетворена; соединившись с Церковью, они расстались и жили в разных местах: Пархомов в Соловецком монастыре, а Колтовская – в Глухове 26 . Еще более интересен другой случай отлучения, имевший все признаки интердикта. Из раннейшего времени нам известен, между прочим, прецедент интердикта из жизни преп. отца Сергия Радонежского в XIV в. Об этом случае не во всех житиях преп.

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Sinaj...

Кирилл Александрийский , свт. Творения: В 15 ч. М., 1880 – 1912. Кирилл Александрийский , свт. Творения: В 3 т. М., 2001. Климент Александрийский , свт. Педагог. Ярославль, 1890. Ключарев Г. М., свящ. История ветхозаветного священства до заключения священного канона (вторая половина Vb. до Р.Х.): Магист. дис./КДА. Ставрополь, 1903. Князев А., свящ. Иуда и Фамарь//Православная мысль. Париж, 1948. Вып. 6. С. 140 – 154. Кобрин М. П. День очищения в Ветхом Завете: Магист. дис./МДА. Холм, 1902. Кряжимский А. Сердце как орган мистического познания в Библии//Странник. 1916. 1. С. 17 – 26. Лебедев В. Ф., прот. Библейские собственные имена в их религиозно-историческом значении: Историко-апологетическое исследование. Пг., 1916. Макарий (Булгаков) , митр. Православно-догматическое богословие: В 2 т. СПб., 1849 – 1851. Макарий Великий , прп. Духовные беседы, послание и слова. М., 1855; М., 2007. Максим Исповедник , прп. Вопросоответы к Фалассию//Богословский Вестник. 1916. 5–6; 1917. 1–3, 8–12 (То же: Творения: В 2 кн. М., 1993. Кн. 2). Максим Исповедник , прп. Творения. СПб., 1991 (То же: В 2 кн. М., 1993). Минея. Декабрь: В 2 т. М., 1982. Минея праздничная. М., 1914. Минея. Сентябрь. М., 1978. Октоих, сиречь Осмогласник: В 2 кн. М., 1981. Олесницкий А.А. Руководственные о Священном Писании Ветхого и Нового Завета сведения из творений святых отцов и учителей Церкви. СПб., 1894. Олесницкий И. А. Учение Ветхого Завета о бессмертии души. М., 1883. Павлович А. Библейская космогония по учению отцов и учителей Церкви//Странник. 1898. Т. 5, 8, 9. Павлович А. Вопрос о счастье при свете библейской мудрости//Странник. 1900. Т. 1. С. 3 – 16. Пархомов Л. Объяснение главнейших обетовании и пророчеств о Мессии – Иисусе Христе, содержащихся в Пятикнижии и Псалтири. Кишинев, 1884. Пасманик Д. С. Научные основы библейской критики//Вестник Европы. 1912, май. С. 159 – 180. Покровский А, И. Библейское учение о первобытной религии: Опыт библейско-апологетического исследования: Магист. дис./МДА. Сергиев Посад, 1901.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zakonop...

«У сей грамоты наша архиерейская, при подписании нашей власной руки, благословенная печать. Писана Маия 11 дня 1726 года. Рукою власною m.p». Бухгольц, как видно, был и любитель церковного пения. По прибытии в Селенгинск, где назначена была полку главная квартира, пока Полковая церковь не была еще готова, он писал к Преосвященному Иннокентию: «Преосвященный Иннокентий, Епископ Иркутский и Нерчинский! а мой милостивый Государь! Имею я обещание в Селенгинску в церкве Покрова Пресвятой Богородицы построить для украшения и пения хоры, а без позволительного вашего указу учинить несмею. Прошу всепокорно вашего архипастырства, прикажи о вышеписанном в Селенгинск прислать ваш архиерейский указ. О сем просит Вашего Преосвященства полковник Иван Бухольц 63 . Из Селенгинска 1729 тоду Февраля 20 дня.» Преосвященный предписал Селенгинским священникам Спасскому Кириллу Кириллову и Богородским Ивану Георгиеву да Алексею Федорову осмотреть, не будет ли в деле оных хор какого церкви повреждения или тесноты, и не будет ли сопряжена работа с поколебанием престола, и если ничего подобного не будет усмотрено, то объявить Полковнику дозволение его преосвященства. Священники донесли, что как никаких препятствий к устроению хор не предвидится, то об этом объявлено ими Полковнику Бухгольцу, и он желает означенное дело в совершенство привести. Это бы все хорошо, – и полковая церковь и набожность Полкового Командира могли только радовать Святителя. Но вот столкновение! Со входом полка Преосвященный получил от Митрополита Тобольского Антония отношение, в котором значилось, что Капитан полка Михайло Цей с женою его Екатериною разлучены им Митрополитом от купножительства, но не покоряются суду его, и за это отлучены им от церкви, по тому примеру, как ныне Максим Пархомов за подобное же пренебрежение власти церковной в 1729 году был отлучен от церкви с своею, прелюбодейцею. В заключение Митрополит просил Иркутского Преосвященного и с своей стороны это отлучение Цею с женою, поступившим в Иркутскую Епархию, подтвердить. Но Святитель Иркутский приняв во внимание, что по силе 10 пункта Духовного Регламента, отлучение от церкви может изрещи токмо Святейший Синод, и что приведенный Митрополитом в пример Пархомон отлучен был от церкви за упорное сожительство с Похищенною им чужою женою, а не с своею законною, и отлучен был по определению Святейшего Синода, – не решился принять на себя власти, превышающей права епархиального архиерея, чем конечно навлек на себя неудовольствие Тобольского Владыки, и без того, как увидим, не совсем благоволившего к своему соседу.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Ведь если простую картину смотришь, так никакого впечатления. А «Фантомас» – другое дело! Во-первых, тайна! Во-вторых, маска! В-третьих, приключения и драки! И в четвертых, просто интересно, и все! И конечно, все мальчишки, как эту картину посмотрели, все стали играть в Фантомасов. Тут главное – остроумные записки писать и подсовывать в самые неожиданные места. Получается очень здорово. Все, кто такую фантомасовскую записку получает, сразу начинают бояться и дрожать. И даже старухи, которые раньше у подъезда просиживали всю свою сознательную жизнь, сидят все больше дома. Спать ложатся просто с курами. Да оно и понятно. Сами подумайте: разве у такой старушки будет хорошее настроение, если она утром прочла у своего почтового ящика такую веселую записочку: Бириги сваю плету! Она ща как подзарвется! Тут уж у самой храброй старушки всякое настроение пропадет, и она сидит целый день на кухне, стережет свою плиту и пять раз в день Мосгаз по телефону вызывает. Это очень смешно. Тут прямо животики надорвешь, когда девчонка из Мосгаза целый день туда-сюда по двору шныряет и все кричит: – Опять Фантомас разбушевался! У, чтоб вам пропасть!.. И тут все ребята пересмеиваются и подмигивают Друг другу, и неизвестно откуда с молниеносной быстротой появляются новые фантомасочные записочки, у каждого жильца своя. Например: Ни выходи ночю на двор. Убю! Все про тебя знаим. Боись сваей жены! А то просто так: Закажи свой партрет! В белых тапочках. И хотя это все часто было не смешно и даже просто глупо, все равно у нас во дворе стало как-то потише. Все стали пораньше ложиться спать, а участковый милиционер товарищ Пархомов стал почаще показываться у нас. Он объяснял нам, что наша игра – это игра без всякой цели, без смысла, просто чепуха какая-то, что, наоборот, та игра хороша, где есть людям польза – например, волейбол или городки, потому что «они развивают глазомер и силу удара», а наши записки ничего не развивают, и никому не нужны, и показывают нашу непроходимую дурость. – Лучше бы за одеждой своей последили, – говорил товарищ Пархомов. – Вот.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=719...

А за оные прелюбодейства, исповедав те грехи отцу своему духовному, по двадесятому поместного, иже в Анкире, Собора и по 58 Великого Василия правилам, исполнять епитимию по рассмотрению того духовного своего отца, как правила повелевают. И о том, также, дабы и впредь от таких грехопадений оберегалася и от пьянства, в чем она сама себя признавает соглашалася, сказать ей указ, с крепким подтверждениемъ; и потом ее Мавру по девятьдесять второму Шестого Вселенского Собора правилу и Закона Градского грани первые надесять, по седьмому надесять пункту, отдать вышереченную мужу ея, плотнику Егору Пачуеву, который, прощая ей ея вины, паки ее взять к себе восхотел в супружество по-прежнему. Также и прелюбодею ея, Маврину, морского флота матросскому квартирмейстеру, Андрею Иванову, сыну Каменеву, который в том не запирался-ж и сказал, что жил с нею в таком сквернодействе с полгода, по согласию ея, по четыредясять пятому Градского ж закона пункту, учинить за то при Духовном же правлении крепкое ж плетми наказание, что бы впредь взирая на то, ему и других таких беззаконных продерзостей чинить не повадно было, Церкви же Святей противности и народу христианскому порока и соблазна не происходило; и церковную епитимию, яко прелюбодею потомуж велеть ему исправлять, по рассуждению отца его духовного, неотложно» 1308 . Любопытно дело о прелюбодеянии Белоградской провинции секретаря Максима Пархомова и Дарьи Колтовской 1314 . Пархомов свою жену Ирину насильно постриг в монашество и женился на вдове Дарье Колтовской. Духовная Дикастерия, рассмотреи дело, и уверившись, что Ирина была пострижена «в неволю», определила: «монашества она, Ирина, разрешена, и велено ей быть в свецком звании». Брак Пархомова с Дарьей оказывается незаконным, и сам Пархомов был привлечен к ответственности за прелюбодеяние. Св. Синод постановил Пархомова, Колтовскую и содержащуюся при синодальной канцелярии по тому делу в свидетельстве дворовую девку Марью Сухоручку, «для следования и окончательного решения из Прав.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/sud-i-...

В докладах отражены сдвиги и в физических представлениях, имеющих отношение к парапсихологическим феноменам, — в частности, теория торсионных полей, волновые представления и некоторые другие. … Становится все более ясным, что парапсихология оказывается “воротами” в новый для современной науки мир с неожиданными сверкающими и манящими, будоражащими воображение и чувства гранями, в мир, где человек ощущает себя не жильцом в окружающем его материальном мире, а субъектом — творцом Вселенной. И, наконец, последнее. Материалы конференции свидетельствуют о том, что парапсихология, биоэкстрасенсорика, культура здоровья уже вышли из стадии только феноменологической, описательной, чисто теоретической и вступили в фазу практической реализации, решения насущных повседневных человеческих проблем. …Особое направление на конференции образовали научные основы культуры здоровья. Жизнь показала, что биоэкстрасенсорика глубоко проникает в сферу поддержки и укрепления здоровья, а также может играть свою роль в социальной жизни. На конференции был рассмотрен вклад биоэкстрасенсорики в диагностику и оздоровление человека в различных областях практики, а также ряд сугубо теоретических вопросов. Отмечено, что совмещение медицинских воздействий, оздоровительных методик и целительства экстрасенсов дает заметный экономический эффект. В будущем надлежит произвести трезвую объективную оценку реальных возможностей экстрасенсов в деле оздоровления конкретного человека. Становится ясным, что биоэкстрасенсорика способна решать ряд принципиальных проблем культуры здоровья. Некоторые из них традиционная наука сейчас решить не в состоянии. Это — реабилитация пострадавших при контактах с аномальными явлениями, защита от полтергейста и воздействия геопатогенных зон, борьба с синдромом хронической усталости и др… …В современной России возникла потребность решать вопрос о военном потенциале биоэкстрасенсорики. В будущем этот потенциал может быть использован не только с целью укрепления обороноспособности страны, но и для воздействия, в определенных условиях, на ее население. Представляется необходимым поставить возможное в будущем негуманное использование потенциала биоэкстрасенсорики под жесткий контроль общества и государства. Исходя из этого, конференция поддерживает участие специалистов в области биоэкстрасенсорики в работе Государственной Думы России по разработке соответствующей законодательной базы и необходимых мероприятий по общественному непартийному контролю за их выполнением (отв. И.М. Коган, Г.К. Гуртовой, И.В. Мирзалис, Б.Н. Родионов, В.Б. Пакутин, А.Г. Пархомов, Г.И. Водяхо “.

http://sueverie.net/kolduny-v-zakone.htm...

—262— единосущно Божеству Слова», что «Слово приложилось в плоть», что «Оно не из Марии, но из собственной сущности образовало Себе удобостраждущее тело (послан. к Епиктету, творен. Афанас. ч. III, стр. 330–3 31; Epiph. Haer. LXXVII; Творения св. Епифан. ч. 5, стр. 176)». Можно даже определить те местности, где с особенной силой оспаривались и защищались эти мнения, где, следовательно, христологический вопрос привлекал к себе наибольший интерес. Это – Антиохия, где не мало было людей, любивших «предлагать друг другу вопросы, входить в словопрения о бесполезном», «доискиваться чего-то сверх написанного в Никее (Афанас. Послан. к Антиох., ч. III, 195)», и Сирия (Творен. Епифан. ч. 5:176); затем Египет, приведенный «в великое смятение (Епифан., ibid., стр. 177)» разнообразием учений (ср. Афанас. посл. к Максиму, III, 353 см.); и древняя Ахаия с Коринфом во главе, епископ которого вынужден был обратиться с особым посланием к св. Афанасию по поводу возникших там горячих споров и состязаний (Афанас. послание к Епиктету III, 329 см.). Таким образом, к 60-м годам IV-ro века почти весь восток был уже обхвачен стремлением выяснить ближе Лице Богочеловека, точно формулировать учение об отношении Его Божества к человечеству. «Возникновение новых ложных учений и новых споров в церкви не могло не обратить на себя внимания виднейших деятелей. Собранный в 362-м году св. Афанасием собор в Александрии и был первым православным собором IV-ro века, который занялся обработкой христологической доктрины. Высказавши свое осуждение новых мнений, собор в силу своих примирительных стремлений не входил в подробное их обследование; он старался лишь о том, чтобы «довольствоваться и пользоваться теми речениями, катя употреблены в никейском исповедании». Но его значение и состоит в том, что его христологическая деятельность подняла еще бльший интерес к вопросам этого рода и побудила партии к точной формулировке своего учения, к разделению их на типичные христологические группы. Во главе группы, которая по преимуществу стремилась выставить на вид Божеское достоинство и природу Христа, стал Аполлинарий, епископ Лаодикии. В 363-м году в послании к царю Иовиану, сохранившемуся до нашего времени в слове о воплощении, приписанном св. Афанасию, он уже точно формулирует свое учение об одной природе Бога Слова воплощенной.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

227 По Афанас., Апол. прот. ариан, § 44 и послед.; св. Илар. Пикт., Отрыв. II; Феодорит, И. Ц., kh..II, гл. 6. 228 Собор так же признает, что был созван самими императорами: και αυρος εσεβεστατοι Βασιλεα συντγαγον μασ... 231 Феодорит добавил к посланию еще исповедание веры, которое на Востоке приписывалось собору Сардикийскому; но оно признается подложным. 232 См. св. Афанас., Ист. ариан к инок., § 15; Апол. прот. ориан, § 50 св. Илар. Пикт., (Отрыв. II), обозначает престолы многих из членов собора. 233 Утверждали бездоказательно, что Осия был посланным от епископа Римского. Должно прежде всего заметить, что епископ на соборе есть представитель собственной Церкви своей, а не епископа чужой Церкви. Осия не мог быть, следственно, представителем епископа Римского. Далее, в послании собора к Юлию, увидят, что представителями епископа Римского были два пресвитера и диакон. Осия избран был собранием в председателя, по старости своей, по уважению, которым пользовался во всей Церкви, но добродетелям своим и мужеству, оказанному при последнем гонении, когда исповедал веру. 235 Слова эти обозначают, что епископ Римский занимал первое место в епископстве, как Апостол Петр в сонме Апостолов. Но также как Апостол Петр был только primus inter pares в сонме Апостольском, также и епископ Римский только primus inter pares в епископстве. Собор Сардикийский ничего более сказать не хотел. 236 Если бы Осия был доверенным епископа Римского на соборе, то упомянут бы был прежде обоих пресвитеров и диакона, как обязанная сообщить Юлию о соделанном. 237 Епископы Римские имели власть над Церквами этих пригородных провинций, подобно епископам Александрийским над Ливией и Фиваидой, как то сказано было при изложении правил Собора Никейского. Должно заметить, что собор не обращается к епископу Римскому с просьбой о провозглашении его определений повсеместно, он не спрашивает утверждения своих определений, но выражается, напротив того, таким образом, который доказывает, что власть принадлежит собору. Для всех это несомненно, кроме слепо преданных папству.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Gette...

74 Св. Афанас. велик. Слов. о Вере: твор. ч. 4, стр. 513. Москва, 1854 г. Св. Васил. велик. Толков. на 45 псал: твор. ч. 1, стр. 345. Москва, 1845 г. 75 Св. Афанас. велик. Слов. 4 на ариан; твор. ч. 2, стр. 425, 436. Москва, 1852 г. Св. Григор. богосл. 1 Посл. прот. Аполлинария: твор. ч. 4, стр. 197. Москва, 1844 г. Бл. Августин. Ручн. кн. к Лаврентию, гл. 34 и 36, чл. 10, 11; твор. т. 6, стр. 153, 154. Антверпен, 1701 г. 78 Каковы: Иоанн, епископ антиохийский, Акакий, епископ милетинский, Феодор, епископ анкирский. Флери Церк. истор. т. 2, стр. 332. Париж, 1844 г. 79 Например: Св. Афанасий великий : « Церковь Божия учит, как написано, что Бог Слово, сущий прежде веков у Бога, при скончании веков пришел и от святой Девы и от Духа Святого родился сыном человеческим, по написанному: дондеже роди сына своего первенца ( Мф. 1:25 ), яко быти первородну во многих братиях ( Рим. 8:29 ) Ему, истинному Богу, и пострадать за нас, как человеку, и искупить нас от страдания и смерти, как Богу. – Сын – истинный Бог и прежде нежели сделался человеком, и после того, как стал ходатаем Бога и человеков, человеком Иисус Христом. Один и тот же не просто человек, но и Бог. Родившийся от Девы и соделавшийся человеком от Богородицы Марии есть Бог». Св. Григорий богослов : «Само Слово Божие, предвечное, невидимое, непостижимое, бестелесное, начало от начала, свет от света, источник жизни и бессмертия, отпечаток первообразной Красоты, печать непереносимая, образ неизменяемый, определение и Слово Отца, приходит к своему созданию, носит плоть ради плоти, соединяется с разумною душею ради моей души, очищая подобное подобным, делается человеком по всему, кроме греха. Хотя чревоносит Дева, в которой душа и тело предочищены Духом (ибо надлежало и рождение почтить и девство предпочесть); однакоже произшедший есть Бог и с воспринятым от Него (человеческим естеством), – единое из двух противоположных, – плоти и Духа, из которых Один обожил, а другая обожена». Бл. Августин: «Веруем в Сына Божия, не просто в Слово, имже вся быша, но в самое Слово, которое стало плотию, чтобы обитать среди нас, родилось от Девы Марии», и проч.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Nov...

30 Евстаф. Антиох. по Феодор. И. Ц. кн. I. гл. 7 там же гл. 6; Св. Афанас. Посл. к Афрос. и по Феодорит. И. Ц. loc. cil. Созомен (кн I. гл. 21) утверждает, что Евсевий колебался принять ли слово единосущный, но обдумав, согласился. Он утверждает, что друзья Ария Евсевий Никомидийский, Феогнис, Марис и Патрофил подписали символ. Напрасно, однако, присоединяет к ним Секунда из Птолемаиды в Ливии. 39 Св. Афанас., Посл, к Иовиану, §3; Евсев., Послан. к Кесар.; Сократ, И. Ц кн. I, гл. 8; Руффин, И. Ц. кн. I, гл. 6. 44 См. s. Leon. Epist. 121 ad Marcian Imperat. edim. Ballerin; Ambros, Epist. 23, class, ad Epickop. per. Actil Constit; Епифания, О ересях 5Ο и 70, §§ 11 и 12. 45 Эти различия прекратились в VΙ веке, когда Дионисий Малый ввел в Риме цикл, согласовавшийся с циклом Церкви Александрийской для определения дня Пасхи. Церкви Восточные и Западные оставались по этому в единомыслии до XV века. Тогда Григорий XIII, епископ Римский, изменил календарь Юлианский, которому продолжают придерживаться в Церквах Восточных. От того новые различия. Не станем разбирать достоинств календаря Григорианского; но заметить только, что по счислениям римским, в Церквах Западных иногда празднуется Пасха в тот же день как и у Евреев, что совершенно противно постановлениям Никейским. Следуя древнему календарю Юлианскому, в Церквах Восточных никогда этого неудобства случиться не может. Следственно, предполагая, что реформа Григорианская справедливее в астрономическом отношении, то Церкви ее принявшие, должны бы были ввести другой способ определения дня Пасхи, который не имел бы неудобства, противного постановлению Никейского Собора. 46 Пытались не раз обнародовать эти акты, по крайней мере отчасти. Но все обнародованное не представляет никакого характера достоверности. В наше время говорили будто отысканы части этих актов, но то, что обнародовано было в периодических изданиях, не принадлежит, по мнению нашему, первому Вселенскому Собору, а походит скорее на труд позднейшего составителя. 51 Евсев., Жиз. Конст. В ., кн. III, гл. 17 и послед.; Феодорит, И, Ц., кн. I, гл. 9; Сократ, И. Ц. кн. I, гл. 9.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Gette...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010