Пс.109:3 .   С Тобою начало в день силы Твоея, во светлостех святых Твоих: из чрева прежде денницы родих Тя. Пророк представляет говорящим Самого Бога. «Днем силы» называет время Страшного суда Христова, когда предстанут со Христом на Суд лики святых ангелов и угодников Божиих, каждый в своей «светлости» (величии), подобно многим звездам на небе. Из «чрева родих Тя» – эти слова говорит для людей, пресмыкающихся по земле, чтобы показать истинное рождение Сына от Бога Отца, «прежде денницы», т.е. прежде восхода утренней звезды. Этим указывает, что существует Он не от века только, но прежде века, и не до века только – но безконечно (Златоуст, Феодорит, Епифаний, Афанасий). Пс.109:4 .   Клятся Господь и не раскается: Ты иерей во век по чину Мелхиседекову. «Клятся Господь» сказано по-человечески, потому что божество не знает страдания, а «раскаяние» – есть страдание. Это не действительная клятва, но свидетельство того, что непременно сбудется. К имеющему родиться от Девы Марии Иисусу Христу – Бог Отец взывает: «Ты Иерей во век» не по чину Аарона, приносившего тельцов и овнов, но «по чину Мелхиседекову» всегда приносящий в хлебе и вине жертву приносящих. Этот «Мелхиседек» был муж праведный и поистине носил образ Христа. Движимый пророческим духом, он приносит от себя Богу будущее приношение Христа. «Мелхиседек» без отца и родословия, не имеет ни начала дней, ни конца жизни (см. Евр. 7, 3 ). Такой ведь не может быть человеком, но Богом. Почему же не родословится «Мелхиседек», хотя и это был человек подобострастный нам? – Потому что он был прообразом Христа и носил образ Христа. Поэтому Писание опустило отца и матерь и рассказывает о нем без родословия, чтобы в нем, как в образе, мы усматривали Христа, Который безотечен на земле по плоти, и безматерен на небесах по Духу, по божеству Который всегда пребывает (Златоуст, Феодорит, Епифаний). Пс.109:5 .   Господь одесную Тебе сокрушил есть в день гнева Своего цари: Сам «Господь» Бог Отец будет одесную Тебе, Иисусе Христе во время Твоих страданий, – говорит Пророк. Слова: «одесную Тебе», как и в первом стихе: «седи одесную Мене» – не означает какого-либо места, но единение Сына с Отцом и совершенное равенство. Ибо если действительно Сын по правую руку Отца, то как говорится также, что и Отец по правую руку Его. Угроза «сокрушения» относится ко всем врагам Церкви. «День гнева» – время суда (Златоуст, Исихий, Афанасий).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/psalti...

5 . Яко сотворил еси суд мой и прю мою. Показывается причина, почему побеждены враги Давида, – потому что Сам Бог, как Царь всеправосудный, рассудил, защитил и обнаружил пред всеми невинность Давида. С Евр.: «Ибо Ты производил мой суд и мою тяжбу; Ты воссел на престоле, Судия праведный». 6 . Запретил еси языком, и погибе нечестивый. «Приведенные слова, – говорит бл. Феод., – имеют следующий смысл: чрез священных Апостолов и бывших после них проповедников истины преподал Ты язычникам Божественные догматы . И поскольку язычники приняли их и освободились от заблуждения: то погибе нечестивый (т.е. диавол), не имея у себя обольщенных и поклоняющихся ему». «Имя его потребил еси в век». «Пророк говорит о мысленном змие или диаволе. Поскольку запрещение, – объясняет св. Афанасий, – значит и исправление: то можно сказать, что по исправлении язычников Апостолами, погибе нечестивый, когда угасло и прекратилось на жертвеннике его курение тука. Ибо после того, как запретил языком, и они обратились к Господу, тогда действовавший в них (когда были сынами противления) диавол погиб с идольскими храмами, которые, подобно городам, вмещали в себе множество привязанных к злочестию, и до того погибли, что не осталось и следов их» (Св. Афан.). С Евр.: «Ты вознегодовал на народы, погубил нечестивого, имя их изгладил на веки и веки». 7 . Врагу оскудеша оружия в конец, и грады разрушил еси. С Евр.: «У врага совсем не стало оружия, и города Ты разрушил, погибла память их с ними». Св. Златоуст разумеет вообще врага, но другие под врагом разумеют диавола. «Оружиями диавола, – говорит св. Афанасий, – Давид называет сопротивные силы, которые придавали ему крепость; грады – суть сопротивные силы, которые, подобно твердым, огражденным стенами городам содержали под властию своею уловленных их прелестию. Погибе память его с шумом. Разумеет или конечную погибель, или чрезмерность бедствий, или очевидность погибели». «Враг (т.е. диавол) лишился, – говорит бл. Феод., – собственных своих оружий, не имея у себя служителей нечестия».

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

5 . Не убоишися от страха нощного, от стрелы летящия во дни. С Евр.: «Не убоишься ужасов в ночи, стрелы, летящей днем». – «Избегаешь и ночью угрожающих козней, и днем совершаемых вражеских нападений» (Бл. Феод.). «Стрелою, – говорит св. Афан., – наименовал теперь какую-то нечистую силу». Халд. перев.: «от стрелы ангела смерти, летящей днем» 531 . 6 . От вещи 532 во тме преходящия, от сряща 533 и беса 534 полуденного. С Евр.: «Язвы, ходящей в мраке, заразы, опустошающей в полдень». Т.е. живущий под защитою Всевышнего не убоится какого-нибудь ночного несчастного дела, бедственного случая и беса полуденного. «Бесом полуденным, – говорит св. Афанасий, – пророк называет духа уныния». – «Выражение: бес полуденный, – поясняет бл. Феод., – пророк употребил согласно с принятым у многих мнением; потому что и злокозненному человеку естественно устремляться на кого-либо по принятии им пищи и по насыщении, как на готовую добычу. Т.е. охраняемый Богом отженет от себя страх, не будет приходит в боязнь среди полудня, но избежит демонских наветов, пользуясь помощию свыше» (Бл. Феод.). 7 . Падет от страны твоея тысяща, и тма одесную тебе, к тебе же не приближится. С Евр.: «Падут подле тебя тысяча и десять тысяч одесную тебя; но к тебе не приблизится». «Пророк говорит, что если с правой и левой стороны у тебя выйдет бесчисленное множество (врагов), тебе не будет никакого вреда» (Бл. Феод.). Св. Афанасий разумеет «множество лукавых сил, устремляющихся к сокрушению добродетели». 8 . Обаче очима твоима смотриши, и воздаяние грешников узриши. Т.е. при помощи Божией, не только не потерпишь никакого вреда от нападающих нечестивцев, но напротив, только будешь смотреть своими глазами, и видеть воздаяние им от Господа. То же в Еврейском. 9 . Яко Ты, Господи, упование мое, Вышнего положил еси прибежище Твое. По мнению бл. Феод., здесь в составе речи не достает слова: сказал: Ты, Господи, упование мое. Потому так печется о тебе Господь, что ты сказал: Ты, Господи, мое упование, т.е. потому, что сам решился отдать всего себя в волю Божию и на Него Единого возложил упование свое, таким образом ты Всевышнего соделал единственным прибежищем. По мнению св. Афанасия – здесь «дух человека Божия и Дух пророческий, ответствуя друг другу, показывают, сколько пользы в уповании на Бога». С Евр.: «Ибо Ты сказал: Господь упование мое; Всевышнего ты избрал прибежищем своим» 535 .

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

14 . Боже, во святем путь Твой. С Евр.: «Боже! свят путь Твой». Т.е. все пути или дела Твои святы. «Под словом: святый, – говорит св. Афанасий, – разумеет или освященный лик Апостолов, чрез которых совершил необычайные Бож. знамения, или то, что не может никто прийти к Отцу, как только чрез Христа, Который по истине свят как Бог». 15 . С Евр.: «Ты Бог, творящий чудеса; Ты явил могущество Свое среди народов». 16 . Избавил еси мышцею Твоею люди Твоя – т.е. «освободил от рабства Египетского народ Твой» (Бл. Феод.). Св. Афан. – избавил Христом. 17 . Видеша Тя воды, Боже, видеша Тя воды, и убояшася, т.е. убоялись и вострепетали воды Чермного моря, – «явился на море, и разделилось море» (Бл. Феод.); св. Афанасий: «воды убоялись, когда Спаситель запретил морю и оно умолкло». 18 . Глас даша облацы: ибо стрелы Твоя преходят. Глас – гром, стрелы – молнии. См. Пс. 17:15, 143:6 ; Авв. 3:11 . По св. Афан. – под облаками разумеются св. Апостолы, под стрелами – действия св. Духа. С Евр.: «Облака изливали воды, тучи издавали гром, и стрелы Твои летали». 19 . Глас грома Твоего в колеси. С Евр.: «Глас грома Твоего в круге небесном; молнии освещали вселенную; земля содрогалась и тряслась». Т.е. ударами грома связал Ты колеса колесниц Египетских ( Исх. 14:24–25 ), поясняет Бл. Феод.; под молниями разумеет здесь свет чудотворений, который, подобно молнии, протек всю вселенную, когда все народы исполнились страха, о котором говорила и Раав соглядатаям ( Нав. 2:9–10 ). Св. Афан. разумеет Евангельскую проповедь. 20 . И следы Твоя не познаются. Т.е. на Чермном море. «Ты, невидимо предводительствуя народом, не показал нам и следа Твоего шествия» (Бл. Феод.). По св. Афан. – морем здесь называется мир, многими водами – различные в нем поколения людей. Поскольку же Господь невидимо шествовал с св. Апостолами, то следы или пути Божии были невидимы, не познались неверующими. С Евр.: «Путь Твой в море, и стезя Твоя в водах великих, и следы Твои неведомы». 21 . С Евр.: «Как стадо, вел Ты народ Твой рукою Моисея и Аарона».

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

И далее Архиепископ переходит к доказательствам, цитируя Святых Отцов. И начинает он со святого Афанасия Великого : «Когда (Спаситель) говорит: Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты ( Мф.26:39 ): и дух бодр, плоть же немощна ( Мф.26:41 ), – тогда показывает две воли: человеческую, свойственную плоти, и Божескую, свойственную Богу; человеческая, по немощи плоти, отрекается от страдания, а Божеская Его воля готова на него. И как Петр, услышав о страдании, убоялся и сказал: будь милостив к Себе, Господи! да не будет этого с Тобою! Господь же, укоряя его, говорит: отойди от Меня, сатана! ты мне соблазн! потому что думаешь не о том, что Божье, но что человеческое ( Мф.16:22–23 ); так разумеется и здесь. В подобии человеческом быв, Он отрекается от страдания как человек; но как Бог , непричастный страданию по Божеской сущности, с готовностью приял страдание и смерть» («О явлении во плоти Бога Слова и против ариан», Т. 3, п. 21, с. 273. Сергиев Посад, 1903). За этими словами архиепископ Феофан приводит место иное из святого Афанасия Александрийского , Великого. Затем следуют: святой Григорий Нисский , святой Иоанн Златоуст (две цитаты), святой Кирилл Александрийский (три цитаты), святой Ефрем Сирин («Об Искуплении», с. 10–16). И наконец, Архиепископ приводит выписку из «Точного изложения православной веры» святого Иоанна Дамаскина «как классическое, в котором со всею наглядностью и ясностью решается вопрос о существовании и взаимоотношении двух воль во Христе» (там же, с. 16). Вот что пишет святой Иоанн Дамаскин : «Пред спасительным Своим страданием Он (Спаситель) говорит: Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия» ( Мф.26:39 ); но, очевидно, Он должен пить чашу как человек, а не как Бог . Посему, как человек, хочет, чтобы миновала Его чаша. Это были слова естественной боязни. Впрочем не Моя воля, но Твоя да будет ( Лк.22:42 ); не Моя, поколику Я имею иную от Твоей сущность, но Твоя, то есть Моя и Твоя, поколику Я Тебе единосущен.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Bystrov...

Пс.97:2 .  Сказа (явил) Господь спасение свое. Явил, говорит, Господь миру спасение, т. е. вочеловечение или спасительную свою волю. Ибо не для того Отец послал, говорит, в мир Сына, чтобы Он осудил мир, но чтобы мир спасен был чрез Него ( Иоан. 3:17 ). Пред языки откры правду свою Это служит к изъяснению прежде сказанных слов; так как по всей земли разнесся голос Апостолов, проповедавших у всех народов доставленное Господом спасение и оправдание, как мы сказали прежде в 95-м псалме. Впрочем можно понимать это и иначе, что Господь явил спасение свое пророкам и открыл правду свою народам.(1) (1) Слова Афанасия: Спасение значит Спаситель; так Он назван и Симеоном: видели очи мои спасение Твое. Кирилла: Спасением и правдою называет Христа; ибо Бог Отец и спас нас чрез Него и в Нем и оправдал верою, изгнав, по словам Афанасия, князя века сего, и оправдав нас бывших никогда под властью его. Дидима: Иначе невозможно было бы сие таинство видеть, если бы благодать Господня не открыла его. Пс.97:3 .  Помяну милость Свою Иакову и истину Свою дому Израилеву Дав, говорит, некогда Аврааму обещание помиловать род его и утвердив клятвою то, что Он будет верен в своем обещании, Бог после того вспомнил обещанную Им сию милость и сию верную истину, т. е. привел ее в действие при новом Иакове, иначе в доме нового Израиля; так как христиане называются Иаковом, как полагающие препону, как запинатели злому диаволу и низлагающие и побеждающие его, по словам Дидима. Ибо Иаков значит запинатель. Христиане называются также и Израилем, как видящие Бога умными, или душевными очами, сколько то для них возможно; поелику и Израиль значит: ум, видящий Бога. (1) (1) Исихия: Сказав об Иакове, он не довольствовался сим, но еще прибавил и дом Израиля, дабы сим без сомнения показать, что Тот, Который исполнил настоящее пророчество, был тот самый, который назвал Иакова Израилем; потому что боролся с Ним желая предызобразить таинство воплощения; так как плоти свойственна борьба и сплетение. Видеша вси концы земли спасение Бога нашего

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

6 . Возлюбил еси вся глаголы потопныя 331 , язык льстив. Потопныя, т.е. губительные. «Глаголами потопными и языком льстивым называется, – говорит бл. Феод., – такой язык, который ложью может погубить совершенно. Образ же речи взят с тех, которые погружают в воду, и погружаемых ими принуждают оставаться во глубине вод. Так поступал Доик». Св. Афанасий под глаголами потопными разумеет также слова губительныя. «Лживыя Доиковы слова, – говорит он, – называются глаголами потопными, ибо Доик словами своими весь город священнический как бы погрузил в глубину». – С Евр.: «Ты любишь всякия гибельныя речи, язык коварный»! 7 . Сего ради Бог разрушит тя до конца: восторгнет (вырвет) тя, и преселит тя от селения твоего, и корень твой от земли живых. С Евр.: «За то Бог сокрушит тебя вконец, изринет тебя и исторгнет тебя из жилища (твоего) и корень твой из земли живых». Предсказывается погибель Доика. Т.е. «Бог вскоре низложит тебя, предаст конечной погибели, исключит из списка живых и, с корнем исторгнув, осудит на смерть» (Бл. Феод.). Выражение: преселит от селения твоего значит – переселить из дома, из страны живых, в могилу. Свящ. Писание не показывает, какая участь постигла Доика и род его. Но Еврейск. учители 332 свидетельствуют, что Доик погиб на горе Гелвуйской вместе с Саулом, умертвив сам себя, а род его, его дети были избиты. Дом Доика был истреблен совершенно. Так сбылось пророчество Давида. Св. Афанасий прилагает слова текста к правителям Иудейским и Иуде предателю, погибшим «за распятие Господа». 8, 9 . Узрят праведнии, и убоятся, и о нем воссмеются. Т.е. праведные или благочестивые люди, увидев плачевный конец Доика и ему подобных, объяты будут страхом, исполнятся особенного благоговения, увидев праведный суд Божий; и о нем воссмеются, и рекут – «в радости и восхищении посмеются безуспешности лукавства и такому прибытку настоящего благоденствия» (бл. Феод.); и рекут (с Евр.): «Вот человек, который не в Боге полагал крепость свою, а надеялся на множество богатства своего, укреплялся в злодействе своем». Слова: возможе суетою, по св. Афан., значат: «укрепился в том, чтобы наполнить суетное сердце свое, и не перестал нечествовать».

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

14 . Положил еси нас поношение соседом нашым. «Соседями, живущими окрест, пророк называет Филистимлян, Идумеев, Моавитян, Аммонитян и другие сопредельные народы, от которых Иудеи терпели нападения, и для которых они служили предметом посмеяния» (Бл. Феод.). Подражнение – насмешка, презрение. «Воздается им все то, что делали они Христу», замечает св. Афанасий. С Евр.: «Отдал нас на поношение соседям нашим, на посмеяние и поругание живущим вокруг нас». 15 . Положил еси нас в притчу во языцех – соделал нас притчею во языцех, т.е. предметом толков и осмеяний у язычников. Св. Златоуст разумеет соседних Аравитян. Подоб. Иер. 24:9 . Покиванию главы в людех. Кивание главы есть выражение недоумения, изумления, осмеяния, т.е. смотря на нас, народы с недоумением кивают главами своими, и издеваются над нами; одни дивятся чрезмерности наших бедствий, а другим это приятно (Бл. Феод.). 16 . Весь день срам мой предо мною есть, – т.е. «стыд наш соделался продолжительным и даже непрестанным» (Св. Афан.). С Евр.: «Всякий день посрамление мое предо мною, и стыд покрывает лице мое». 17 . С Евр.: «От голоса поносителя и клеветника, от взоров врага и мстителя». 18 . И не неправдовахом в завете Твоем. Симмах: «не изменили закону Твоему» (у Злат.); «не забыли Твоих повелений, не осмелились нарушать закона Твоего» (Бл. Феод.). С Евр.: «Все это пришло на нас; но мы не забыли Тебя, и не нарушили завета Твоего». 19 . И не отступи вспять сердце наше, т.е. сердце наше не уклонилось, не отступило от закона Твоего среди несчастий, по-прежнему продолжало любить Твои заповеди. И уклонил 285 еси стези нашя от пути Твоего. «Чтобы объяснить мысль, заключающуюся в сих словах, по переводу LXX, – говорит бл. Феодорит, – примем такое разумение: ввергнул Ты нас во многие всякого рода скорби, которых достаточно было, чтобы совратить нас с пути Твоего». Яснее св. Златоуст: «Ты удалил нас от храма Твоего и попустил быть в стране чужой, что препятствовало совершению Богослужения». Св. Афанасий относит ко временам христианским. «Уклонил еси стези нашя и пр. Говорят это (Евреи); потому что за нечестие противу Христа воспрещено им совершать законную жертву». С Еврейского: «Не отступило назад сердце наше, и стопы наши не уклонились от пути Твоего».

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

5 . Изведеши мя от сети сея, юже скрыша ми. От сети, т.е. избавь меня от тайных, скрытых козней. «Пророк указывает сим, – говорит бл. Феодорит, – на совет Ахитофела, какой он подавал противу него» – т.е. Давида. С Евр.: «Выведи меня из сети, которую тайно поставили мне; ибо Ты крепость моя». 6 . В руце Твои предложу дух мой. Тебе, Твоему промышлению о мне, вручаю мою душу, мою жизнь, я уверен, что Ты, спасешь меня, ибо Ты избавил мя еси, Господи Боже истины; потому уверен, что «многократно впадая во многие бедствия, избавлялся от них Твоею помощию» (Бл. Феод.). «Говорит это, как уже услышанный (Богом)», замечает св. Афанасий. С Евр.: «В Твою руку предаю дух мой; Ты избавлял меня, Господи, Боже истины». 7 . Возненавидел еси хранящыя суеты вотще 203 . «Суетами, – говорит св. Афанасий, – называет развлечения настоящей жизни, занимаясь которыми трудимся над суетою». Т.е. «потому надеюсь на Твою помощь, на избавление от гонителей, что эти гонители водятся суетою, замышляют тщетное; водятся они суетными помыслами, а Тебе обычно от таковых совершенно отвращаться» (Бл. Феод.). Под суетою в Св. Писании иногда разумеются идолы, как вещи суетные, не имеющие никакого значения. См. Втор. 32:21 ; 3Цар. 16:26 ; Иер. 2:5 и др. Иногда слово суета значит ложь, обман. См. Втор. 5:20 ; Ион. 2:9 ; Пс. 4:3 . Ты ненавидишь тех, которые почитают идолов, водятся ложью, обманывают, ибо Ты Бог истины, а не лжи. С Евр.: «Ненавижу 204 почитателей суетных идолов, но на Господа уповаю». 8 . Яко призрел еси на смирение мое, спасл еси от нужд душу мою. Смирение, т.е. призрел на мое уничижение во время гонений (с Евр.: «бедствие»); спасл от нужд 205 , т.е. от бедствий, мучений. Давид и во время гонений Саула не раз был спасаем Господом от рук гонителей, «не один раз, – говорит бл. Феодорит, – окруженный Саулом, даже запертый в пещере, избегал рук его, в другое время спасся от Гефеев, притворившись безумным». С Евр.: «Буду радоваться и веселиться о милости Твоей, потому что Ты призрел на бедствие мое, узнал горесть души моей».

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010