18. Среда. Свтт. Афанасия и Кирилла, архиепископов Александрийских. Прпп. схимонаха Кирилла и схимонахини Марии, родителей прп. Сергия Радонежского (службу зри 28 сентября) . Свт. Максима Нового, Сербского. Прав. Афанасия Наволоцкого. Служба свтт. Афанасия и Кирилла, архиепископов Александрийских, шестеричная, совершается вместе со службой Октоиха (А) . Приводим также порядок совершения полиелейной службы прпп. схимонаха Кирилла и схимонахини Марии, родителей прп. Сергия Радонежского (Б) . А. На вечерне кафизмы нет. Примечание. Если во вторник (17 января) в честь прп. Антония Великого совершалась полиелейная служба (без всенощного бдения), то стихословится кафизма 9-я (которая не была прочитана на утрене вторника). На «Господи, воззвах» стихиры на 6: свт. Афанасия, глас 4-й – 3, и свт. Кирилла, глас тот же – 3. «Слава» – свт. Афанасия, глас 6-й: «Христова иерарха...», «И ныне» – Крестобогородичен Минеи, глас тот же: «На Древе Живот наш зрящи...». Входа нет. Прокимен дня. На стиховне стихиры Октоиха, глас 1-й. «Слава» – свт. Афанасия, глас 3-й: «Паки нам златотечный Нил...», «И ныне» – Крестобогородичен Минеи, глас тот же: «Оружие сердце Твое пройде, Пречистая...». По Трисвятом – тропарь святителей (по выбору). «Слава, и ныне» – Крестобогородичен по гласу тропаря, от меньших (приложение 4-е). На утрене на «Бог Господь» – тропарь святителей (по выбору; дважды). «Слава, и ныне» – Крестобогородичен по гласу тропаря, от меньших (приложение 4-е). Кафизмы 10-я, 11-я и 12-я. Малых ектений нет. Седальны Октоиха. Псалом 50-й. Каноны: Октоиха 1-й со ирмосом на 6 (ирмосы единожды), свт. Афанасия на 4 и свт. Кирилла на 4. Примечание. О пении канонов в среду и пятницу см. Октоих, ч. 1, с. 692. Библейские песни «Господеви поем...». Катавасия по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях – ирмосы канона Минеи (свт. Кирилла). По 3-й песни – кондак святителей, глас 4-й; седален свт. Афанасия, глас 3-й. «Слава» – седален свт. Кирилла, глас тот же, «И ныне» – Крестобогородичен Минеи, глас тот же. По 6-й песни – кондак и икос свт. Афанасия, глас 2-й.

http://patriarchia.ru/bu/2024-01-31/

Разделы портала «Азбука веры» с 2005 года Богослужебные указания за 31 января 2024 года 18. Среда. Свтт. Афанасия и Кирилла, архиепископов Александрийских. Прпп. схимонаха Кирилла и схимонахини Марии, родителей прп. Сергия Радонежского (службу зри 28 сентября) . Свт. Максима Нового, Сербского. Прав. Афанасия Наволоцкого. Служба свтт. Афанасия и Кирилла, архиепископов Александрийских, шестеричная, совершается вместе со службой Октоиха (А) . Приводим также порядок совершения полиелейной службы прпп. схимонаха Кирилла и схимонахини Марии, родителей прп. Сергия Радонежского (Б) . А. На вечерне кафизмы нет. Примечание. Если во вторник (17 января) в честь прп. Антония Великого совершалась полиелейная служба (без всенощного бдения), то стихословится кафизма 9-я (которая не была прочитана на утрене вторника). На «Господи, воззвах» стихиры на 6: свт. Афанасия, глас 4-й – 3, и свт. Кирилла, глас тот же – 3. «Слава» – свт. Афанасия, глас 6-й: «Христова иерарха…», «И ныне» – Крестобогородичен Минеи, глас тот же: «На Древе Живот наш зрящи…». Входа нет. Прокимен дня. На стиховне стихиры Октоиха, глас 1-й. «Слава» – свт. Афанасия, глас 3-й: «Паки нам златотечный Нил…», «И ныне» – Крестобогородичен Минеи, глас тот же: «Оружие сердце Твое пройде, Пречистая…». По Трисвятом – тропарь святителей (по выбору). «Слава, и ныне» – Крестобогородичен по гласу тропаря, от меньших (приложение 4-е). На утрене на «Бог Господь» – тропарь святителей (по выбору; дважды). «Слава, и ныне» – Крестобогородичен по гласу тропаря, от меньших (приложение 4-е). Кафизмы 10-я, 11-я и 12-я. Малых ектений нет. Седальны Октоиха. Псалом 50-й. Каноны: Октоиха 1-й со ирмосом на 6 (ирмосы единожды), свт. Афанасия на 4 и свт. Кирилла на 4. Примечание. О пении канонов в среду и пятницу см. Октоих, ч. 1, с. 692. Библейские песни «Господеви поем…». Катавасия по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях – ирмосы канона Минеи (свт. Кирилла). По 3-й песни – кондак святителей, глас 4-й; седален свт. Афанасия, глас 3-й. «Слава» – седален свт. Кирилла, глас тот же, «И ныне» – Крестобогородичен Минеи, глас тот же.

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-ukazaniy...

Георгия стала здорова 55 . Также исцелились: Евдокия из чадоромской деревни (есть и ныне) от болей и опухолей головы и шеи 56 , бесноватая Антонида 57 , отрок Никифор 58 , Василий Едемский, отморозивший ногу 59 , которая стала гнить, воевода Стефан Татианин 60 , по явлении святого, и Константин, мучимый духом нечистым 61 . Простой, безъискуственный рассказ об этих чудесах, частию со слов священников, частию очевидца, – при верности топографических указаний и точности хронологических дат, – не оставляет места для сомнения в истинности его содержания. А в 1725 году произошло и освидетельствование мощей угодника Христова. По благословению преосвящ. Варнавы это сделал собор из след. лиц: игумена Богословско-Важеского монастыря Евфимия 69 , протопопа Благовещенского собора Алексия 70 и нескольких священников из окрестных приходов. В присутствии многочисленной толпы народа, придя в часовню, духовные лица раскопали землю и нашли тело святого в благоухании нетления. Переложив св. мощи в новую раку, вновь их предали земле, а на поклонение христиан был написан и образ святого 71 . Житие об этом говорит так: «егда же благоволи Бог наш прославити его, тогда по указу преосвященного Варнавы, Архиепископа Холмогорского и Важеского, Важеского Богословского монастыря игумену Евфимию и Шенкурского Благовещенского собора протопопу Алексею и прочим священникам велено: по присланного Его Императорского Величества из Святейшего Правительствующего Синода печатному (уставу) указу о сем святом с достоверным свидетельством розыскать и святые мощи его освидетельствовать опасно подробно; егда же той освященный собор приидоша к часовни, идеже святые мощи праведного Афанасия, с ними-же народ мног, и внидоша священницы внутрь часовни, и начата землю ограбити своими руками и обретоша мощи его святые целы и нетленны, в земли лежаща, а не во гробе и благоухание благовонно испускающа, они же соблагоговением честно вземше, покрыта наволоками чистыми и положиша их в раку новую бревянну, и паки погребоша их в землю ту в часовне подле стену северные страны, а старую раку и образ его святый над ним поставити на поклонение приходящих ту с верою в лето 1725-е. Мы же слышахом сия от достоверных свидетелей и написахом на пользу слышащим и чтущим во славу Христа Бога нашего, дивного во святых своих, Ему же слава во веки веков. Аминь». Хотя грамот до нас не сохранилось, тем не менее сказание об этом 72 , подтверждаемое, кроме других данных, также надписью на образе прав. Афанасия – источник вполне достоверный 73 . Надпись следующая. «Лета слав, месяца декемврия в а день сим изображением обретены в земли мощи святого и праведного Афанасия наволоцкого чудотворца и преложены из земли в ковчег указом Преосвященного Варнавы, Архиепископа Холмогорского и Важеского.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Belgor...

Делы возсиявши православия, все погасивше злословие, победителие победоносцы бысте: благочестием вся обогативше, Церковь вельми украсивше, достойно обретосте Христа Бога, дарующаго нам велию милость. Иануариа 18. Молитва преподобному Афанасию Сяндемскому, чтомая в Сяндемском монастыре, Олонецкия епархии О преподобне и богоносне отче наш Афанасие, Ангеле земный и человече небесный, изрядный угодниче Христов, и Владычице нашея Богородицы добрый чтителю, всем же, с верою и любовию к тебе притекающым, известный заступниче! Испроси нам вся к житию сему временному потребная и к вечному нашему спасению полезная. Пособствуй предстательством твоим, угодниче Божий, благочестивейшему великому государю нашему, императору Николаю Александровичу всея России, на враги видимыя и невидимыя, да в мире глубоце пребудет святая Церковь Христова, и Царство Российское во всяком благочестии и благостроении нерушимо да сохранится. Сице же всем нам, чудотворче святый, буди скорый во всякой скорби и обстоянии помощник, наипаче же в час кончины нашея явися нам заступник благосердый, да не предани будем на мытарствах воздушных власти злобнаго мipoдepжцa, но да сподобимся непреткновеннаго восхода в Царствие Небесное. Ей, отче, молитвенниче наш присный, просиявый зарею благодати Божия, украшение сый места сего! Не престани моляся, да николиже благодать Божия и покров Богоматере от места сего отступит, но да сподобимся вкупе с тобою и со всеми святыми в селениих райских славити величие, благодать и милость Единаго в Троице Бога, Отца и Сына и Святаго Духа, во веки веков. Иануариа 18. Молитвы святому праведному Афанасию Наволоцкому чудотворцу Молитва 1, от единаго человека глаголемая О преблагий великий угодниче, праведный Афанасие! Услыши мя грешнаго, молящагося тебе и призывающаго имя твое святое. Виждь мя убогаго, в толицей беде погружаема: виждь мя немощнаго, отвсюду уловляема и всякаго блага лишена и умом от малодушия помрачена. Потщися, святче Божий, плененнаго мя свободити, не остави мя грешнаго врагом в радость быти и в лукавых моих деяниих умрети: моли о мне грешнем и блуднем, и Содетеля моего, Владыку и Господа, Емуже ты со безплотными лики предстоиши, милостива ко мне сотвори в нынешнем веце и будущем, да не воздаст по делом моим злым  и по нечистоте сердца моего, но по своей благости да воздаст ми. Се аз на твое предстательство уповаю, и тобою хвалюся, и имя твое святое на помощь призываю, и к цельбоносному твоему гробу припадаю: избави мя, светильниче Христов, от злых бед находящих на мя, и возстающыя волны укроти, да не обымет мя напасть, и не погрязну в пучине глубоцей и в тимении греховнем: моли, праведный Афанасие, даровати мне грешному от Господа Бога милость во веки веков. Молитва 2, от многих лиц возносимая

http://azbyka.ru/molitvoslov/molitvy-chi...

Спаси, Боже, люди Твоя и благослови достояние Твое, посети мир Твой милостию и щедротами, возвыси рог христиан православных и низпосли на ны милости Твоя богатыя: молитвами Всепречистыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии: силою Честнаго и Животворящаго Креста: предстательствы честных Небесных Сил безплотных: честнаго славнаго Пророка, Предтечи и Крестителя Иоанна: святых славных и всехвальных апостол Петра и Павла, святаго апостола Андрея Первозваннаго и прочих всех святых апостол: иже во святых отец наших и вселенских великих учителей и святителей, Василия Великаго , Григория Богослова и Иоанна Златоустаг о: иже во святых отец наших святителей Николая, Мир Ликийских, Чудотворца и Спиридона Тримифунтскаго Чудотворца: святых равноапостольных Мефодия и Кирилла, учителей Словенских, святых равноапостольных великаго князя Владимира и великия княгини Ольги: иже во святых отец наших, святителя Михаила, перваго митрополита Киевскаго, первосвятителей Московских и всея Руси, Петра, Алексия, Ионы, Макария, Филиппа, Иова, Ермогена и Тихона, святых, в земли Карельстей просиявших: святаго благовернаго великаго князя Александра Невскаго, святителя Феофана, Затворника Вышенскаго , Геннадия, архиепископа Новгородскаго; святых чудотворцев Авраамия Ростовскаго и Артемия Веркольскаго; священномучеников Вениамина, митрополита Петроградскаго, Дамиана архиепископа Курскаго и Никодима епископа Белгородскаго, священномучеников Николая и Василия пресвитеров; преподобных и богоносных отец наших: Авраамия Кенскаго и Елеазара Анзерскаго, Антония Римлянина и Евфросина Синозерскаго, Адриана Ондрусовскаго и Кассиана Комельскаго, Александра Свирскаго и Александра Ошевенскаго, Арсения Коневскаго и Никодима Кожеезерскаго, Вассиана и Ионы Пертоминских, Афанасия Сяндемскаго и Афанасия Наволоцкаго, Варлаама Керетскаго и Варлаама Пинежскаго, Геннадия и Никифора Важеозерских, Германа Белоезерскаго и Диодора Юрьегорскаго, Сергия и Германа Валаамских, Евфимия и Антония Карельских, Зосимы, Савватия, Германа Соловецких, Ионы Яшезерскаго и Лонгина Яренгскаго, Сергия и Варвары Островских, Макария Высокоезерскаго и Лазаря Муромскаго, Корнилия Палеостровскаго, Трифона Печенгскаго и Феодорита Кольскаго, Пахомия Кенскаго и Кассиана Соломенскаго, Корнилия и Ферапонта Островских, святаго блаженнаго Фаддея Петрозаводскаго, святаго праведнаго отца нашего Иоанна Кронштадтскаго и всех святых, в земли Карельстей просиявших, ихже и память ныне совершаем, святых праведных Богоотец Иоакима и Анны и всех святых, молим Тя, Многомилостиве Господи, услыши нас, грешных, молящихся Тебе, и помилуй нас.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

мощей его. Вот некоторые из этих событий и чудес: 1) Рождество пр. Варлаама. 2) Крещение его и обучение грамоте. 3) Рукоположение пр. Варлаама во пресвитера в Кольский острог. 4) Совершение божественной литургии преподобным и как диавол с своими слугами позавидовал добродетельному житию его и внушал ему пагубные мысли. 5) Пострижение пр. Варлаама в монашество. 6) Моление его у часовни в Чупской губе, в 20 верстах от села Керети. 7) Преставление преподобного у этой часовни. 8) Взятие тела его одним боголюбивым человеком и перенесение в село Кереть на погост. 9) Погребение преподобного в часовне Керетской веси. 10) Обретение и перенесение св. мощей пр. Варлаама из часовни в церковь священномученика Георгия Победоносца. 11) Посещение гробницы преподобного множеством народа для получения исцеления, которое и получали неоскудно. 12) Чудо, как пр. Варлаам избавил Евфимия Каргопольца от погибели на море во время бури, когда ладью его, окруженную льдом, погружало в морских волнах. 13) Чудо, как спас преподобный Никифора Двинянина на ладье у св. Носу от потопления, явившись ему во сне. 14) Явление пр. Варлаама во сне Керстскому жителю Василыо Буторе и избавление его с сыном от потопления у Шарикова наволока. Глава VI. О церковном почитании преподобного Макария Красногорского – можно сказать лишь то, что сообщает Г. Барсуков в «Источниках русской олиографии (Спб. 1882 г., 345 стр.)». Он пишет: «Макарий игумен Черногорского на Двине монастыря. Неканонизован (Сергий, III, пр. 3, стр. 65.)». В «Иконописном подлиннике», под 22 августа: «Подобием сед и руса брада, поуже Сергиевы; в схиме, ризы монашеские». (Филимонов, стр. 68)». В самом Красногорском монастыре память о преп. Макарие совершенно забылась и место погребения даже неизвестно. Заключение Этим и исчерпываются исторические сведения о церковном почитании вышепоименованных угодников Христовых Архангельского края. Результаты вышеизложенного изыскания мы можем кратко резюмировать в следующем. Для церковного почитания преподобных Варлаама Важеского и Варлаама Керетского, Евфимия Архангельского, праведных Артемия Веркольского, Георгия Шенкурского н Афанасия Наволоцкого – основания достаточны по сохранившимся памятникам.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Belgor...

После чудесного обретения мощей в 1552 году при разливе реки, когда открылся гроб с нетленным телом подвижника в монашеской одежде, от них стали происходить многочисленные исцеления. В последующие годы в честь Варлаама Важского строились храмы и назывались приделы. В Свято-Троицком монастыре была особо почитаемая чудотворная икона святого, которая пропала после революции. Слава Богу, молитвенная память об этом угоднике Божьем возвращается к нашим современникам. А вот о других шенкурских святых – современнике Варлаама блаженном Георгии, праведном Захарии, Афанасии Наволоцком – сейчас знают разве что работники музея да местный батюшка. Широкого почитания этих святых пока что нет. Но, даст Бог, они снова вернутся на место своих подвигов в былом величии. Евгений Суворов Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 16 июня, 2021 31 мая, 2021 20 мая, 2021 27 апреля, 2021 14 апреля, 2021 12 апреля, 2021 3 апреля, 2021 26 марта, 2021 22 марта, 2021 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровая запись ЭЛ ФС 77 – 85438 от 13.06.2023 г. (внесение изменений в свидетельство ЭЛ ФС 77-44847 от 03.05.2011 г.)

http://pravmir.ru/gorodok-na-boru/

159 Пошл. кн. 194 г., отд. грам. и пам. по челоб. дел. – Ср. запись в пошл. кн. 206 г.: «С указу Слободского стану Воскресенского приходу с мирского посыльщика, чтоб священником ходить крестьяном с потребы, пошлин полполтины». (Число неизвестно, стопка 47, листов 3 об., отд. грам. и пам. по челоб. дел.). 160 Академия Наук. Архив Успенского Верховажскаго собора. Список с грамоты Афанасия на имя шенкурскаго протопопа Тимофея, от 7192 г., Июля, 43. 162 Афанасий в своих распоряжениях точно указывал иногда самое разстояние, в каком должна находится земская изба от приходской церкви. Напр., 23 сент. 1686 г. была «отпущена память Волока Пенежского к Благовещенскому десяцкому священнику Василию по челобитью Волока-ж Пенежского соцкого Коземки Ваганова да крестьян (3 чел. и того прихода мирских людей, велено им построить для мирских дел на церковной земли земская изба от церквей в двадцати и в двадцати пяти саженях». (Пошлин. кн. 195 года, отдел грамот и памятей по челобитчиковым делам, рукопись Арханг. Духовн. Сем. 233). 164 До 1628 г. «явки подавались на имя церковнаго старосты, сотскаго (иногда – священника) и всех крестьян. С этого-же времени (царств. Мих. Федоровича) «явки» стали подаваться на имя царя. См. Акты Холмог. и Уст. еп., кн. II, стр. 677 и 681; кн. I, предисл., стр. XII. 165 Акты Холмог. и Уст. еп., кн. II, «Явки Тарнажскаго городка», за время правления Афанасия (1683–1701 гг.) стр. 786–800. 167 Еще не задолго до Афанасия оне существовали, как можно видеть из одной явки Тарнажскаго городка (1 июля 1655 г. ): «В нынешнем в 163 году, говорится здесь, в Николин день вешнего, ходил я сирота в Тарнаской городок к обедне Богу молитца и после обедни, испмв никольского молебнаго пива, и пошел домой...» (Акты Холмог. и Уст. еп., кн. II, стр. 767). И во времена Афанасия при некоторых церквах были пивоваренные котлы, а это показывает, что устраивались при них и братчины. В «Тетрати переписной Наволоцкой деревни (Важ. у. Шенкур. Четверти) Николаевской часовни» 200 года в числе часовеннаго имущества указывается и «котел пивоваренный», при этом делается замечание: «А до моей десяцкого священника переписки часовенской прикащик со крестьяны отдали тот котел к прихотцкой своей церкви в Корбальскую волость в казну святаго пророка Илии» (Акты Холмог. И Устюж. еп. у. 194–197 гг. говорится, что «196 (1688 г.) февраля в 12 д. Шеговарской волости на церковном Преображенском прошлого 194-го году приказщик на Ларьке Видякиных была «доправлена» пеня в 2 руб. 8 алт. 2 д. – «за утайку при церковной переписке котла пивоварного и дву братин медных» (Ркп. Арханг. Дух. Семин. – без – «Котел пивоварной с трубами» упоминается и в описи имущества церквей Верховаж. посада 1702 г. (Ак. Наук. Архив Успен. Верховаж. соб. 135).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Veryuz...

Праведную же Параскеву, Антония и Феликса Корельскнх и преп. Макария Красногорского, в виду отсутствия исторических данных об их канонизации, есть основания чтить лишь служением панихид. В заключение мы прилагаем месяцеслов чтимых, на достаточном основании, святых мужей вышеперечисленных. Октябрь 20. Преставление святого праведного Артемия, отрока-Веркольского чудотворца Примечания В типиконе и минее никаких указаний о службе нет 94 . Праведный Артемий «млад отрок 12 лет, в рубашке, в руке лоза, колени голы. А инде пишет: в рубашке и в портах» 95 . Ноябрь 6. Обретение мощей преподобного Варлаама Керетского чудотворца Примечание. В типиконе и минее указаний о службе нет 96 . Преподобный Варлаам «подобием сед, плешив, брада курчевата, аки Антония Каского, ризы поповские, в руках Евангелие» 97 . Декабрь 10. Обретение мощей св. праведного Афанасия, Наволоцкого чудотворца Апрель 23. Память св. праведного Георгия, Христа ради юродивого, Шенкурского чудотворца Примечание В типиконе и минее никаких указаний о порядке совершения службы нет 98 . Св. блаженный Георгий, Христа ради юродивый, Шенкурский чудотворец, – «подобием сед, образом, и брадою, и власы, аки Петр Апостол, риза вохряная с чернью, исподняя голубая, плечо голо, руки молебные, ноги босы, колени голы» 99 . 19. Память преподобного отца нашего Варлаама Важеского чудотворца Примечание. В типиконе и минее никаких указаний о службе нет 100 . Преподобный отец Варлаам «подобием надсед, брада, аки Зосимы Соловецкого, немного покороче, ризы монашеские и в схиме» 101 . 9. Обретение мощей преподобного отца нашего Евфимия, Архангельского чудотворца 102 Примечание. В типиконе и минее указаний о службе нет 103 . Преподобный отец наш Евфимий подобием сед, брада подоле Сергиевой, ризы преподобнические, на главе клобук черный, правая рука аки благословенна, а в левой свиток и клюка 104 . Преподобный отец Варлаам в лета бе царя и великого князя Иоанна Васильевича всея России самодержца. Рождение и воспитание име в Керетской волости на море окияне, научен же бысть книгам, и Божиим судом поставлен бысть презвитером в Колском граде в церкви Николы чудотворца и тамо пребывание, добре подвизался на невидимого врага козни, и люди закону Божию, яко истинный пастырь поучаше, и бысть ходатай Богу и человеком.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Belgor...

И в то время жися ему святый блаженный Георгий в видении нощию и рече ему: потщался еси видети мощи моя, уготовися и ты к исходу, имаши же погребен быти близ гроба моего, а возбнув же он от видения размышляя: яко не угодно бысть святому дела его, и повелев, на его смотря написати, образ святого, и покры мощи его землею, и постави над ним гробницу каменну, и положи образ его на нем; последи же разболейся и ухре в добром исповедании, и погребен бысть по повелению близь гроба святого, в лето 7022 марта в 22 день. 64 см. Барсуков, 124–125 стр. ср. Георгий Новгородский чуд. 124 стр. Барсуков 46–47 стр. и 146 Толстого. 72 История о святом праведном Афанасии, Наволоцком чудотворце, ихже близ Верхоледской слободки почивает. Сей убо блаженный и приснопамятный Отец Афанасий, которого града или веси отечество имяше, и рождение и воспитание, и какого чина и каких родителей, о сем известного ведения не обретается, долголетнего ради пришествия, понеже без писания быта; но токмо по повестим от некиих жителей древних сказуется о нем; яко в давних годах прииде сей святый от предел Великого Нова-Града, от страны Каргопольския в Важеские пределы, в весь, нарицаемую слободку Верхоледскую, и от иде оттуда из веси три версты и ту разболеся болезнию тяжкою и ляже ту и преставися в вечную жизнь, тело же его святое лежание ту на земли непогребенно и небрегомо и поврежденно никим (понеже то место пусто в лесе) 40 дней. И явися он Праведный Афанасий неким четырем человеком разных весей, болящим различными болезнями, и исцели их явлением своим, и повеле им тело свое погребети ту, идеже лежаше; они же болящии прияша от недуг своих облегчение, и снидоша веи вкупе во един час, яко по согласию и погребоша его ту, идеже сам святой повеле им, и поставиша над ним часовню, и тако тии болящии цельбу получиша, возвратишася в домы своя радующеся, благодаряще Бога и угодника Его Праведного Афанасия, прославляюще повсюду, оттоле же убо не токмо окрест ту близ живущий человецы, иже в напастех и скорбех одержим ни молящеся ему и на помощь его призывающе и припадающе покланяются образу его, и персть от святых мощей у гроба его взимающе и тою яко миром помазующе вся болезни, и молитвами Его о Бозе здравие приемлют благодаряще Бога, и преславная чудеса его везде прославляюще, якоже писано явственно в чудесех его. 73 Первая неудачная попытка освидетельствовать мощи праведного Афанасия была сделана в 1647 году священниками: Верхоледского прихода, Яшеногорского прихода, попом Флором, и еще одного прихода (см. Арх. Еп. Вед., 1895 г., 9 прилож. 131 и 140 стр.).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Belgor...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010