Древнерусские жития. С. 341). Продолжали создаваться жития блгв. князей (особенно живших в XII-XIII вв.) Георгия Всеволодовича, Глеба Андреевича, Романа Угличского, кнг. Анны Кашинской; святителей XIII-XVI вв. Максима, Герасима, Питирима и Ионы Пермских, Германа Казанского, Иакова Ростовского, Феодора Ростовского; праведных мирян Артемия Веркольского, Афанасия Наволоцкого, Кирилла Вельского, в т. ч. «младенцев» Боголепа Черноярского, Иоанна Чеполосова и жен (прежде всего Житие Иулиании Лазаревской (20-е гг. XVII в.), содержащее элементы бытовой повести), Параскевы Пиринемской; юродивых Арсения Новгородского, Георгия Шенкурского, Иоанна Большой Колпак, Иоанна Самсоновича, Лаврентия Калужского, Прокопия Вятского, Симона Юрьевецкого. Эпоху расцвета пережил в XVII в. жанр сказаний о чудесах святых, о жизни к-рых ничего известно не было, кроме явления мощей и последующих чудотворений. Так, зародившаяся сибирская агиография представлена Житиями праведных Василия Мангазейского и Симеона Верхотурского, основанными исключительно на фактах исцелений от мощей и на посмертных явлениях святых, в к-рых были открыты их имена и факты жизни. К тому же виду памятников относятся Жития преподобных Евфимия Архангелогородского, Елисея Сумского, старца нижегородского Печерского мон-ря Иоасафа, иерея Петра Черевковского ( Ромодановская Е. К. «Святой из гробницы»: О нек-рых особенностях сибир. и севернорус. агиографии//Рус. агиография: Исслед., публ., полемика. СПб., 2005. С. 143-159), прав. Прокопия Устьянского и др. и Сказания о них. Иногда перечень чудес сопровождается краткими сведениями о деяниях и о времени преставления святого, как в случае с прп. Герасимом Вологодским и новгородскими братьями Алфановыми , иногда, как в случае с Вассианом и Ионой Пертоминскими , о жизни преподобного ничего не сообщается. Составленные через много лет после кончины святых жития содержали большое количество неточностей и ошибок, что при определенных обстоятельствах могло повлечь за собой отмену канонизации, как в случае с блгв. кнг. Анной Кашинской. Однако рассказы о чудесах, совершавшихся по молитвам к святым, зачастую являются ценным источником сведений о регионе и его населении. Авторы мн. житий и редакций XVII в. известны по именам: как правило, это иноки или представители белого духовенства, хотя встречаются и исключения (подьячий Борис Козынин). Крупным агиографом XVII в. следует признать Сергия (Шелонина) († ок. 1663), представителя соловецкой лит. школы (см. Соловецкий в честь Преображения Господня мужской монастырь ). Иером. Сергий составил сводный Алфавитный патерик (РНБ. Солов. 652/703), тексты которого неоднократно редактировал, написал Похвальное слово русским святым, Сказание о преподобных Иоанне и Логгине Яренгских, особую редакцию Жития свт. Филиппа, митр. Московского.

http://pravenc.ru/text/182317.html

Погост (Ратонаволок). Храмовый комплекс. Церкви Николая Чудотворца (кирпичная и деревянная) и Петра и Павла. Деревянный храмовый комплекс. Действует. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Год постройки:Между 1722 и 1878. Адрес: Архангельская область, Холмогорский район, д. Погост (Ратонаволок) Координаты: 63.462875, 41.719768 Изменить описание Храмы комплекса: Церковь Петра и Павла Церковь Николая Чудотворца (деревянная) Церковь Николая Чудотворца (кирпичная) Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Историческое местоположение: Холмогорский уезд, Архангельская губерния. Приход состоял из 15 деревень, 6 из них находились на правом берегу реки Емцы, одна - на левом, остальные - по реке Ваймуге и на полуострове, образуемом этими двумя реками. Жителей к 1 января 1894 г. насчитвалось - 501 человек мужского пола и 597 женского. Приходские храмы находились в д. Ивачевской, на правом берегу реки Ваймуги в 100 верстах от Холмогор. Вероятно, до 1691 г. рато-наволоцкие жители были прихожанами Никольской церкви с. Шарапова (принадлежавшего Антонииево-Сийскому монастырю) в Емецком остроге. Эта церковь сгорела в августе 1686 г. и на прежнем месте не восстанавливалась, хотя игумен монастыря с братией ходатайствовали об этом перед архиепископом Афанасием (в церковном архиве хранилась подлинная грамота архиепископа Афанасия от 7 апреля 1687 г.). Новая Никольская церковь для ратонаволоцких жителей была построена по грамоте того же архиепископа в 1691 г. и существовала до 1725 г., когда она сгорела. Вместо сгоревшей, по благословению архиепископа Варнавы от 1726 г., в 1727 г. была построена новая церковь во имя Николая Чудотворца и освящена 24 октября 1727 г. Другой приходской храм - во имя апостолов Петра и Павла, построен в 1722 г. по благословению архиепископа Варнавы от 14 марта 1720 г., освящён 5 июня 1722 г. Третий храм - каменный, во имя свт. Николая Чудотворца, построен в 1874-1878 г.г. Никольский и Петропавловский храмы были построены иждивением прихожан и по ходатайству братии Антониево-Сийского монастыря, так как приход был в то время монастырской вотчиной Емецкой трети Ратонаволоцкой волости. Каменная Никольская церковь была построена на средства бывших прихожан, купцов - санкт-петербургского Николая Соболева и рыбинского Ивана Мыркина. Иван Мыркин пожертвовал билет на 50 руб. в пользу причта, а в 1883 г. - билет в 1000 руб. на ремонт храма. В 1891 г. крестьянин Василий Корельский пожертвовал билет на 100 руб.

http://sobory.ru/article/?object=22318

В 1759 года вместо обветшавшей деревянной часовни по благословению архиеп. Архангелогородского и Холмогорского Варсонофия был построен храм во имя свт. Афанасия Великого. Во время разборки часовни произошло чудо: когда один из плотников хотел снять с крыши крест, поднялась буря, сильным ветром сломало дерево, обнесло его вокруг часовни и поставило вершиной вниз на месте отлома. На месте падения дерева был поставлен крест, в 1867 году устроена часовня. В 1765 году к Афанасиевскому приходу приписали пять деревень, состоявших ранее в Верхоледском приходе (ближайшая к храму деревня находилась в 15 верстах), на 1 января 1859 года в Афанасиевском приходе числилось 787 чел. Около Афанасиевского храма жили священники, для богомольцев были устроены кельи. В 1832 году деревянный храм разобрали и построили одноименную каменную церковь с трапезной и приделом во имя вмч. Георгия Победоносца. Мощи преподобного почивали за левым клиросом храма под спудом. На верхней доске раки находилась икона прп. Афанасия Наволоцкого в рост, написанная в 1735 году ключарем важского Благовещенского собора свящ. Матфеем Фёдоровым, на боковой стенке раки было изображено чудо с деревом. Сохранились изображения прп. Афанасия на иконах Собора святых, в земле Карельской просиявших, 1876 года из Валаамского монастыря (Музей православного искусства г. Куопио, Финляндия) и кон. XIX - нач. XX в. из иконостаса семинарского храма во имя ап. Иоанна Богослова и преподобных отцов - просветителей карельских в г. Куопио. В Минее (МП) под 18 января помещен тропарь прп Афанасию Наволоцкому. Тропарь прп. Афанасию Наволоцкому Божественною благодатию просветився,/и по смерти даруеши исцеления притекающим к тебе,/премудре Афанасие,/темже и мы ныне чтим честных мощей твоих явление,/веселящее вкупе ду­ши и телеса./Тем вси вопием:/слава Давшему ти крепость,/слава Венчавшему тя,/слава Действующему тобою всем исцеления. Литература Использованные материалы Редакция текста от: 10.02.2018 22:39:23 Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

http://drevo-info.ru/articles/4928.html

— Ну и что! Зато видно, как человек старался, — защищает реликвию Евгений Ройзман. — А вот тут взгляните, как апостол Пётр сделан. В четыре краски, и ни одного лишнего движения, ни одного лишнего мазка! — Ещё одной особенностью народной иконы является то, что на ней часто изображались святые, известные только в этой местности. Вот, например, Афанасий Наволоцкий, Прокофий Праведный. Эти святые уже канонизированы Русской Православной Церковью, но известны преимущественно в своих краях, — продолжает он. Евгений рассказывает: колонизация русского севера осуществлялась в основном монастырями. Подвижники Сергеево-Радонежкой обители расселялись по Уралу и Сибири, создавали здесь свои скиты, обучали местных жителей ремёслам. Чаще всего это были непосредственные ученики Сергия Радонежского, например, Кирилл Белозерский, основавший собственный монастырь. У каждой иконы есть своя история. Проводя экскурсию по выставке, уральский наркоборец несколько раз порывался её закончить, но затем его взгляд падал на очередной экспонат, и вспоминались новые факты, детали, эпизоды. — Вот это благоразумный разбойник. В России он пользовался особым почитанием, напоминая, что каждый, если покается, сможет войти в рай. Русские люди любили изображать, как он входит в этот рай, беседует с ангелами, и они радостно принимают его, — рассказывает Ройзман. Отдельные иконы люди рисовали в благодарность Богу за чудеса, происшедшие в их жизни. К таким относится, например, изображение «Тройное чудо». Его заказала купчиха, после усердных молитв которой её муж и сын остались невредимы в очень тяжёлых обстоятельствах. Также на выставке было представлено много старообрядческих икон. Некоторые факты, которые приводил Евгений, удивили даже опытных исследователей. Не все знают, например, насколько сильно было влияние Украины на северные земли. После присоединения этой страны к России приток «малоросских» священников оказался так велик, что весь 18-й век в российской Церкви не было ни одного великорусского иерарха, включая архиереев Тобольской епархии, в ведении которой раньше находился и Урал. Украинские веяния появились и в иконописи: многие образа стали писаться маслом, в некоторых появились католические живописные элементы.

http://pravmir.ru/narkoborec-rojzman-i-n...

17. Пр. Антония вел. (356), Анатония дымск. (1224). Литония краснох. (1481), Антония черноз., Антония римл. (1147). Пр. Антоний († 356 г.) был великий подвижник и ревнитель православия, почему в церковных песнопениях называется подражателем св. Иоанна Крестителя и прор. Илии. Раскольники-безпоповцы говорят, что он принимал к себе на исповедь, хотя и не был священником значит, можно будто бы и мирянину совершать таинство покаяния. Но пр. Антоний не разрешал кающихся, значит, совершал не таинство покаяния, а исповедь нравственную, которую может совершать всякий человек, опытный в духовной жизни, потому что разрешение грехов, «даруемое от Бога иереом» (Б. Катих. л. 389 об.), составляет сущность таинства покаяния и без него исповедь не будет таинством (Б. Катих. л. 390). 13. Свят. Афанасия вел. и Кирилла алекссндр., п. Марииана кирск. (388), митр. Максима сербского (1516), п. Афанасия сяндемского, Афанасия наволоцкого. Св. Афанасий Вел. († 373 г.) в своем символе, известном под его именем, оставил самое полное и ясное изложение учений о Св. Троице (см. в Кирил. кн. лл. 547–8 об. и в М. Катих. лл. 2–4). 19. Пр. Макария египетск.; мц. Евфрасии. п. Макария александр. (395), Макария печерск., Арсения керкиерск.; обр. мощ. п. Саввы сторожевск.; блаж. Феодора новгор. (1392), п. Антония мартк. (груз. ц.). За свои подвиги пр. Макарий Египетский († 390 г.) удостоился такой благодати чудотворений, что на его голос отвечали и мертвые. Так, в житии его рассказывается: однажды он нашел в пустыне череп и спросил его: «Чей ты череп?» «Аз Начальник бех жрецов идольских, на сем месте обитавших, ответил череп; ты же – авва Макарий, Духа Божия исполненный; в которым бы час, милосердовав о сущих в муце, ты молишися, отраду некую ощущают» (Последние слова ясно показывают, как полезны молитвы живых за умерших, отрицаемыя сектантами). Несмотря на всю нравственную высоту, пр. Макарий оказался в очах Божиих ниже двух женщин-невесток, которые жили обыкновенною жизнью в городе, но в течение 15 лет совместной жизни не только не вздорили между собою, но и не сказали друг другу неприятного слова. Значит, несправедливо учат странники-бегуны будто в мире спастись нельзя.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Aivazov/d...

3) Святость жизни почитаемого 46 а) ясно выясненная в житии, исторически достоверном б) подтверждаемая великими заслугами делу распространения православной веры и русской государственности на Севере России – со стороны преп. Варлаама и III) засвидетельствованная чудесами, 4) которые и являются заключительным основанием описываемого явления. В житии записано 25 чудес из XV–XVII веков. Это: I) три случая исцеления бесноватых 47 ; II) 5 слепых 48 ; III) 5 расслабленных 49 ; IV) 9 человек от трясовицы 50 ; V) 7 больных разными другими недугами 51 ; Рассказ ведется просто; внутренних противоречий нет; топографические указания везде верны. Оснований сомневаться нет никаких 52 . Все это, вместе взятое, неопровержимо свидетельствует о законности нашего чествования преп. Варлаама, уверенности в достижении им блаженной загробной участи как обитателя рая и нашего теплого молитвенника. Сподвижниками ко времени преп. Варлааму были праведные Георгий и Захария Шенкурские и Афанасий Наволоцкий. Глава III. О церковном почитании праведных: Георгия – Христа ради юродивого, Захарии иерея и Афанасия Наволоцкого, Шенкурских чудотворцев Все три праведника древних лет свято чтутся населением шенкурского края. § 1. О Георгие Шенурском. Почитание праведного Георгия началось со времени его кончины, когда последовали многочисленныя чудеса; из таких чудес до нашего времени сохранилась запись о следующих. Один устюжанин по имени Тимофей, три с половиною года лежавший в расслаблении, когда ему явился «великий в чюдесех Георгий» и заповедал сходить к его гробу и сам он дал обет исполнить приказанное, – тотчас почувствовал значительное облегчение, а когда помолился у чудотворцева гроба, и совершенно выздоровел 53 . В другой раз шенкурец Иоанн Кувакин (эта фамилия существует и ныне), расслабленный ногами, когда был принесен к раке св. Георгия, где был отслужен молебен, тотчас выздоровел 54 . Девица Мария из Суланды (есть эта деревня и ныне), лишившаяся слуха на поле, от удара молнии, после молебна у гроба прав.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Belgor...

И та, де, грамота и отказные книги и ныне у них в монастыре; а отказан тот монастырь к Иверскому монастырю для смежности вотчинных их земель и для оскудения и всяких налогов и обид от помещиков и от вотчинников; и нам, Святейшему Патриарху, пожаловать бы их велеть для подтверждения той твоей грамоты впредь для вечного владения того их приписного Понедельского монастыря дать им нашу Святейшего Патриарха грамоту к тебе, сыну; и подал в нашем разряде Иверского монастыря стряпчий Афанасий Шалашкин твою, сыну, грамоту, да отказные книги Понедельского монастыря, и с той грамоты взят список за рукой; а подлинная грамота и отказные книги отданы ему стряпчему с распиской; а в списке написано: в прошлом в 195 году, Июля в 1 день били челом тебе, сыну, Иверского монастыря Архимандрит Иосиф с братией: в Деревской, де, пятине и Наволоцком погосте Николаевский Понедельский монастырь, и того же монастыря земля и сенные покосы смежные, и посланным их монастырским старцам и служкам и служебникам, которые посылаются в Новгород и в Русу за монастырскими делами пристанища нет, и чтоб тот Понедельский монастырь приписать к Иверскому монастырю для смежности и пристанища старцам и служкам. И ты, сыну, приказал им, Архимандриту Иоасафу с братией, тот Николаевский Понедельский монастырь со всеми угодьями и с крестьянами во всём ведать и строить, чтобы в том монастыре братство было и Божественная служба повседневно. Такова грамота за твоей, сыну, печатью и за Дьячьей подписью, а в переписных книгах того Понедельского монастыря написано: в том Понедельском монастыре церковь Николая Чудотворца деревянная с приделом, а в них святые иконы и церковная всякая утварь, на монастыре всякие монастырские строения, в казне семь кабал Великих Государей на дворцовых крестьян во взятом хлебе, за тем монастырём по писцовым книгам тринадцать пустошей, сенных покосов десять сажен, да у монастыря на реке, Понедели мельница одни жернова со всякой мельничной снастью, на коровьем дворе монастырского скота десять коров, три быка, девять телят, баранов и овец, больших и малых двадцать, четыре лошади, четыре бобыля монастырских.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Днесь, вернии, сошедшеся,/восхвалим двоицу блаженную,/благовернаго Кирилла и Марию добронравную,/тии бо молятся вкупе со возлюбленным сыном своим, преподобным Сергием,/ко Единому во Святей Троице Богу/Отечество наше в правоверии утвердити,/домы миром оградити,/юныя от напастей и соблазнов избавити,/старость укрепити и спасти души наша. Величание Ублажаем вас,/преподобнии Кирилле и Марие,/и чтим святую память вашу,/наставницы монахов/и собеседницы ангелов. Тропарь праведному Афанасию Наволоцкому, глас 1 Божественною благодатию просветився,/и по смерти даруеши исцеления притекающим к раце мощей твоих, премудре Афанасие./Темже и мы ныне чтим честных мощей твоих явление,/веселяще вкупе души и телеса./Тем вси вопием:/слава Давшему ти крепость,/слава Венчавшему тя,/слава Действующему тобою всем исцеления. Кондак, глас 8 Вышния красоты желая... (общий). Величание Ублажаем тя,/святый праведный Афанасие,/и чтим святую память твою,/ты бо молиши за нас/Христа Бога нашего. Тропарь святителю Максиму Новому, бывшему Сербскому, архиепископу Влахозапланинскому, глас 3 Странное рождение и воспитание был еси, отче, но паки водворися во власти у своего народа,/Небеснаго Царствия желая,/земное царствие оставил еси/и смирением Вышнее сокровище получил еси,/преблаженне Максиме,/моли, молимся, о душах наших. Кондак, глас 2 Крест взем, многия скорби и изгнания подъял еси,/святителю Максиме всеосвященне,/отечества твоего и Богом врученнаго стада лишаемь,/вся бо доблественне терпел еси,/душевнаго ради твоего просвещения. Величание Величаем тя,/святителю отче Максиме,/и чтим святую память твою,/ты бо молиши за нас/Христа Бога нашего. Читать далее Источник: Полный тропарион : Тропари, кондаки и величания на праздники Господни, Богородичны, святых угодников Божиих и икон Божией Матери на каждый день года/[Сост.: Т. С. Олейникова]. - М. : Ставрос (Тип. АО Мол. гвардия), 2003-./Кн. 1. 2003. – 429 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Глава Архангельской митрополии встретился с коллективом телерадиокомпании «Поморье» 8 августа 2016 г. 12:20 Митрополит Архангельский и Холмогорский Даниил посетил ГТРК «Поморье». Глава Архангельской митрополии пообщался с творческим коллективом телерадиокомпании и особо отметил работу отдельных сотрудников. Архиерейскими грамотами были награждены продюсеры телевизионного вещания Светлана Афанасьева и Вера Киселева, режиссер программы «Православный Север» Наталья Наволоцкая, корреспондент Анастасия Ломакина, оператор Сергей Телов и директор ГТРК Сергей Николаев. Также владыка Даниил подарил творческому коллективу памятные иконы и книги профессора богословия А.И. Осипова. Сергей Николаев провел для митрополита Даниила экскурсию по телевизионным помещениям и рассказал о масштабной программе модернизации «Поморья». Особое впечатление на архипастыря произвела новая студия, созданная по лучшим мировым стандартам. Руководитель ГТРК «Поморье» отметил, что значительные изменения в компании начались после того, как владыка  освятил ее  в 2012 году. «Сегодня телекомпания действительно процветает и является одной из лучших на Северо-Западе. Многие сотрудники исповедуют православную веру, поэтому работа с сюжетами на церковные темы идет по-настоящему от сердца», — отметил Сергей Николаев. В свою очередь, митрополит Даниил поблагодарил сотрудников ГТРК за самоотверженный труд: «Это не столько работа, сколько служение на благо нашему Северу, нашему Отечеству. Здесь работают замечательные люди с открытым, добрым сердцем, настоящие профессионалы. Они трудятся не по часам, а целиком отдавая себя этому важному делу». Архангельская епархия /Патриархия.ru Календарь ← 8 мая 2024 г. 5 марта 2017 г.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/4...

От Жени почти месяц нет писем, от Нади Б[единой] было письмо неделю тому назад. От Мар[ии] Ив[ановны] после именинной телеграммы, пришедшей ко мне на 25 день, тоже ничего нет. Господь да хранит Вас и да благословит. Крепко обнимаю . Письмо 53 Диакону Иосифу Потапову 5 сентября 1943 г . г. Ишим † Милость Божия буди с Вами, дорогой мой о. Иосиф! Что за причина столь долгого Вашего молчания? Последнее письмо, полученное мной, Вы писали в праздник Боголюбской. Прошло уже более 2-х месяцев. Благополучны ли Вы, здоровы ли?.. Из Владимира давно нет писем. Правда, и я за последнее время не пишу. Все жду пропуска, собираюсь ехать к Георгию Георгиевичу. Уже более трех недель, как начал ходить. То не было бланка, то теперь начальник милиции в отсутствии, а без него столь важное дело никто разрешить не может. И писать никому не хочется. Все думаю, может быть, скоро придется сообщить новый адрес. А пока пишите по старому. Лично я вполне благополучен, по милости Божией. Жду с нетерпением весточки от Вас. Если можно – пришлите телеграмму. К сожалению, к Вам телеграммы не принимаются. Господь да хранит Вас, мой дорогой, и да благословит. Любящий Е[пископ] А[фанасий] Ваше последнее письмо я получил 12 июля. Вам писал 15 и 30 июля и 11 авг[уста]. Письмо 54 Диакону Иосифу Потапову Сентябрь 1943 г . г. Ишим † Милый и дорогой мой о. Иосиф! Сердечно приветствую Вас с церковным новолетием. Молю Бога, чтобы окончились в новом году все испытания, ниспосланные нам Господом, и чтобы даровано нам было утешение собраться всем вместе, повидаться... Очень беспокоюсь, что нет писем от Вас. Последнее Ваше письмо, писанное Вами в праздник Боголюбовской, я получил 12/25 июля. Успокаивает несколько телеграмма от Жени, полученная в праздник Владимирской 26 авг[уста], в ответ на мою, – запрос о Вас. Правда, в телеграмме о Вас не упоминается, но написано: «все здоровы», – конечно, и Вас тут разумеют. А о Юре прямо сказано: «Юра пишет»... И Георгий Георгиевич как-то не так давно писал, что получил письмо от Вас, и из него видно, что здоровье Ваше неважно. Что же, значит, что Ваши письма ко мне не доходят? Впрочем, Ваши ли только? За весь август месяц я получил всего 10 писем, – а 28 августа еще сразу 10 писем... Вижу, что и мои некоторые не доходят и ко мне не приходят. на почте бывают удивительные. напр[имер], я, получив открытку срочную телеграмму конце апреля послал в лагерь перевод и заказ[ное] письмо. Менее, чем чрез месяц письмо возвратилось «за выбытием адресата». А о деньгах ничего не могу добавить, – три заявления подал – наволоцкая почта не хочет отвечать... Вам за минувшее время я писал 15 и 30 июля, 11 и 23 августа. Всего в прошлом году от меня к Вам было 39

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010