прот. Владимир Сорокин Часть I. 1870–1889. Любознательный ученик в школе Митрополит Григорий, в миру Николай Кириллович Чуков, происходил из старинного трудового русского рода Олонецкой губернии. «Происходя из крестьянского сословия, – писал он, – я имею среди крестьян Пудожского и Повенецкого уездов несколько родственников (двоюродных и троюродных; ни братьев, ни сестер родных у меня нет), но таких, которые не занимают решительно никакого общественного положения 3 . Олонецкая земля (современная Карелия, в древности – Обонежье) – суровая, но обильная природными богатствами область, осваивается новгородцами, начиная с XI–XII вв. Край не знал крепостного гнета, и поэтому здесь, как нигде в России, расцветает народная культура – и материальная, и духовная, – творцом которой была сама крестьянская община. Христианство на этой земле возрастало под благотворным влиянием Великого Новгорода. Важную роль в духовной жизни края имели монастыри и пустыни. Из них особое значение приобрели Валаамская 4 и Александро-Свирская 5 обители. Почитаемыми подвижниками веры и благочестия в Олонии стали преподобные Сергий и Герман Валаамские († около 1353, память 28 июня и 11 сентября); Александр Свирский († 1533, память 30 августа и 17 апреля) и его ученики: Адриан Андрусовский († 1550, память 26 августа), Афанасий Сяндемский († XVI в., память 18 января), Геннадий († около 1516) и Никифор († около 1557) Важеозерские (память 9 февраля); Пахомий Кенский († XVI в., переходящее празднование в субботу по Богоявлении); Иона Климецкий († 1534, память 6 июня); Лазарь († 1391) и Афанасий († XV в.) Муромские (память 8 марта); Иона Яшезерский († около 1590, память 5 октября) и многие другие 6 . С конца 1860-х годов было установлено совершать празднование собора Олонецких святых в пещерном храме кафедрального собора в Петрозаводске, на второй день после Покрова, а с 1913 года – в храме Петрозаводского Духовного училища, в первое воскресенье после Покрова 7 . Чтимая икона собора Олонецких святых ныне находится в петрозаводском храме св. великомученицы Екатерины, что на Неглинском кладбище.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Преподобный Кирилл Чешский (Челмогорский). Декабрь, 8 1368 Святитель Иоанн, епископ Суздальский. Октябрь, 15 1373 Преподобный Авраамий Галичский, или Чухломский. Июль, 20 1375 Святитель Алексий, митрополит Московский и всея России, чудотворец. Февраль, 12 1378 Преподобная Феодора, в миру Анастасия (Васса), Нижегородская. Апрель, 16 1378 Преподобный Сильвестр Обнорский. Апрель, 25 1379 Преподобный Пахомий Нерехтский. Май, 15 1384 Святитель Дионисии, архиепископ Суздальский. Июнь, 26 1385 Преподобный Михей Радонежский. Май, 6 1385 Благоверный Великий Князь Димитрий Донской. Май, 19 1389 Преподобный Мефодий, игумен Пешношский. Июнь, 4 1392 Преподобный Димитрий Прилуцкий, Вологодский. Февраль, 11 1392 Преподобный Сергий, игумен Радонежский, всея России чудотворец. Сентябрь, 25 1392 Святитель Иаков, Епископ Ростовский. Ноябрь, 27 1392 Блаженный Феодор Новгородский, Христа ради юродивый. Январь, 19 1392 Преподобный Роман Киржачский. Июль, 29 1392 Преподобные Кассиан и Григорий Авнежские. Июнь, 15 1392 Блаженный Николай Кочанов, Христа ради юродивый, Новгородский чудотворец. Июль, 27 1392 Преподобный Афанасий (младший), игумен Высоцкий. Сентябрь, 12 1395 Преподобный Андроник Московский. Июнь, 13 1395 Святитель Феодор, архиепископ Ростовский. Ноябрь, 28 1395 Святитель Стефан, Епископ Великопермский. Апрель, 26 1396 Святой Благоверный князь Андрей Смоленский, Переяславский чудотворец. Октябрь, 27 1398 XV в. Преподобные Лазарь и Афанасий Мурманские, Г Или Муромские. Март, 8 XIV-XV вв. Преподобный Андрей Рублев, иконописец. Июль, 4 XV в. Праведные Антоний и Феликс, местно чтимые. Апрель, 18 XV в. Блаженный Георгий, Христа Ради Юродивый, Шенкурский Чудотворец. Апрель, 26 XV в. Преподобные Амфилохий и Тарасий Глушицкие. Октябрь, 12 XV в. Преподобный Иаков Брылеевский. Апрель, 11 XV в. Преподобный Иоанн Галичский. Май, 29 XV в. Преподобный Игнатий, Игумен Спасо-Елеазаровский. Май, 15 XV в. Преподобные Марк, Иона и Васса Псково-Печерские. Март, 29 XV в. Преподобные Феодор и Павел Ростовские. Октябрь, 22 XV в.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2368...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИСАИЯ I (Зубков Илья Гавриилов; 1741, г. Суздаль Московской губ.- 4.12.1807, Саровская пуст.), иером., строитель Саровской пуст. Род. в купеческой семье Гавриила и Агриппины Зубковых. В 1763 г., получив увольнение от суздальского купечества, поступил послушником в Киево-Печерскую лавру . В 1770 г. в Москве, во время остановки на пути из лавры домой, встретился с родственником, московским купцом 1-й гильдии Г. В. Лихониным. Крупный благотворитель Саровской пуст., Лихонин посоветовал Зубкову поступить в Саровскую обитель. В авг. 1770 г. он «как временный посетитель» прибыл в Саров. В мае 1771 г. подал прошение о постриге еп. Владимирскому и Муромскому Иерониму (Фармаковскому) . В ответ на запрос архиерея 12 июня 1771 г. строитель Саровской пуст. иером. Ефрем (Коротков) свидетельствовал: И. «с августа 1770 послушание имеет пономарское, и прочие разные проходит послушания в кротости и трезвости и прочим смиренномудрием, пострижение в монашество истинно непременное его желание. А чтоб до него касались какие дела и подозрения в суевериях к расколу, за ним, Зубковым, не предвидится» (ЦГА РМ. Ф. 1. Оп. 1. Д. 176. Л. 3; Саровская общежительная пуст. 1908. С. 98-99). Исаия (Зубков), строитель Саровской пуст. Гравюра А. Афанасьева. 1-я четв. XIX в. (ГИМ) Исаия (Зубков), строитель Саровской пуст. Гравюра А. Афанасьева. 1-я четв. XIX в. (ГИМ) 27 апр. 1772 г. в г. Владимире послушник И. Зубков был пострижен в монашество с именем Исаия. За неимением штатной вакансии И. был зачислен в гороховецкий во имя Св. Троицы и свт. Николая Чудотворца мон-рь , но фактически оставался в Сарове. 6 авг. 1772 г. в г. Владимире еп. Иеронимом (Фармаковским) рукоположен во диакона. Указом от 19 нояб. 1772 г. И. был переведен из Гороховецкого мон-ря в Саровскую пуст. на иеродиаконскую вакансию, образовавшуюся в сент. В Саровской обители И. проходил пономарское послушание во время ранней литургии, затем служил помощником ризничего и казначея иером. Иосифа. Строитель иером. Ефрем полностью доверял И., часто посылал его с различными поручениями, в т. ч. за покупками в Москву. 13 июля 1774 г. во Владимире еп. Иеронимом И. был рукоположен во иерея. После кончины иером. Иосифа (21 мая 1785) общим собранием братии 16 июня И. был избран на должность казначея, к-рую «исправлял по самой чистой христианской совести, со всевозможным усердием и рачением».

http://pravenc.ru/text/674846.html

Если ехать к монастырю водою (с юго-западной стороны), то прежде всего открывается взору путника покрытый лесом, выдавшийся на запад в оз. Онего и окруженный с юго и северо-запада водою Муромский полуостров («нос» в просторечии и в старину), на коем белеется каменная с такою же колокольнею церковь во имя Успения Пресвятыя Богородицы, с двумя приделами – Рождества св. Иоанна Предтечи и преподобного Иоанна Рыльскаго. «Должно весьма сожалеть, писал в 1864 г. об этой церкви архиепископу Аркадию архимандрит Нафанаил, что строители и здатели каменной церкви настолько (были) не предусмотрительны, что не построили ее над самою могилою преподобного Афанасия; а это было бы и весьма удобно и прилично, по близости ее к могиле. Вообще нужно заметить, продолжает архимандрит, что церковь строилась рукою неискусною и неопытною: много в ней недостатков и недосмотров, но она уже совсем отделана и иконостасы к установке приготовлены. Сожалеет [благотворитель (И. Малокрошечный), что поздно принял попечительство над устройством этой церкви. Впрочем он выразил желание устроить другую, небольшую, каменную церковь над могилою преподобного Афанасия», каковая, однако – прибавляем – не была им построена. Вблизи каменной Успенской церкви стоит другая, деревянная, небольшая, очень ветхая церковь по имя Богоявления Господня, построенная, как мы уже замечали выше, в 1770 г., т. е. 115 лет назад; иконы в ней древние, почернелые; «она в этом» состоянии не может оставаться надолго, замечал Нафанаил», – и едва ли годна к исправлению». За алтарем Успенской каменной церкви стоит деревянная часовня над могилою преп. Афанасия, над последнею деревянная же гробница, с изображением Афанасия; здесь же хранятся вериги, которые он носил на себе и каменный ручной жернов, которым мололи хлеб для братии. Затем – деревянный двухэтажный дом, в коем помещается настоятель... Кругом всех этих зданий устроена низкая ограда, с северной стороны из кирпича, а с трех прочих сторон из булыжного камня. За оградой находится скотный двор...

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

большое желание видеть друг друга телесно, но по Божьему изволению, в нынешнем веке этого получить не сподобимся, а увидим друг друга, когда от тела разлучимся». Никифору же Кирилл сказал:      «И твои труды, честный отче, не будут забыты пред Богом и все, чего просишь, будет тебе дано от Господа». По возвращении от преп. Кирилла, преп. Никифор еще довольно долгое время пожил у преп. Александра и потом отправился в Киев, заходя по пути в другие обители. Побывав в Киеве и помолившись там, он возвратился на родной север и на месте подвигов преп. Геннадия основал обитель. В обители он пожил довольно долгое время и успел от Государя исхлопотать для нее небольшие земельные угодья. Святой почил в глубокой старости 9 февраля 1557 г. и был погребен рядом с преп. Геннадием. Своей жизнью он ясно говорит, как спасительны благочестивые паломничества к святым местам, кто принимает их с намерением получить пользу для своей души! 1 8 марта – память преподобных Лазаря и Афанасия, Муромских чудотворцев Издалека прибыл в холодный Олонецкий край преподобный Авва Лазарь. Он родился и получил воспитание в Царь–Граде. От юности Христа возлюбив, он там принял и иночество в обители Афанасия Дискота в Высокогорском монастыре, а потом жил в Кесарии у епископа Василия, строгого ревнителя иноческой жизни, который не раз думал оставить епископское служение, но не делал этого, не получая знамения Божьего благоволения к такому шагу. Он весьма желал побывать в Великом Нове–Граде, молва о котором широко была распространена по востоку, ибо не мало было паломников в Св. Землю и на Восток из Новгорода. Незадолго перед тем там странствовал и Василий Новгородец–Святитель, потом Новгородский, с которым и желал очень повидаться Василий Кесарийский . Но этого путешествия не суждено было ему предпринять: только в видении он зрел славный вольный город. Желая иметь подобие Новгородской иконы Софии Премудрости Божией, он отправил священноинока Лазаря в Новгород с подарками к св. Василию, который и принял с любовью пришельца из дальней страны.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Belgor...

Спаси, Боже, люди Твоя и благослови достояние Твое, посети мир Твой милостию и щедротами, возвыси рог христиан православных и низпосли на ны милости Твоя богатыя: молитвами Всепречистыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии: силою Честнаго и Животворящаго Креста: предстательствы честных Небесных Сил безплотных: честнаго славнаго Пророка, Предтечи и Крестителя Иоанна: святых славных и всехвальных апостол Петра и Павла, святаго апостола Андрея Первозваннаго и прочих всех святых апостол: иже во святых отец наших и вселенских великих учителей и святителей, Василия Великаго , Григория Богослова и Иоанна Златоустаг о: иже во святых отец наших святителей Николая, Мир Ликийских, Чудотворца и Спиридона Тримифунтскаго Чудотворца: святых равноапостольных Мефодия и Кирилла, учителей Словенских, святых равноапостольных великаго князя Владимира и великия княгини Ольги: иже во святых отец наших, святителя Михаила, перваго митрополита Киевскаго, первосвятителей Московских и всея Руси, Петра, Алексия, Ионы, Макария, Филиппа, Иова, Ермогена и Тихона, святых, в земли Карельстей просиявших: святаго благовернаго великаго князя Александра Невскаго, святителя Феофана, Затворника Вышенскаго , Геннадия, архиепископа Новгородскаго; святых чудотворцев Авраамия Ростовскаго и Артемия Веркольскаго; священномучеников Вениамина, митрополита Петроградскаго, Дамиана архиепископа Курскаго и Никодима епископа Белгородскаго, священномучеников Николая и Василия пресвитеров; преподобных и богоносных отец наших: Авраамия Кенскаго и Елеазара Анзерскаго, Антония Римлянина и Евфросина Синозерскаго, Адриана Ондрусовскаго и Кассиана Комельскаго, Александра Свирскаго и Александра Ошевенскаго, Арсения Коневскаго и Никодима Кожеезерскаго, Вассиана и Ионы Пертоминских, Афанасия Сяндемскаго и Афанасия Наволоцкаго, Варлаама Керетскаго и Варлаама Пинежскаго, Геннадия и Никифора Важеозерских, Германа Белоезерскаго и Диодора Юрьегорскаго, Сергия и Германа Валаамских, Евфимия и Антония Карельских, Зосимы, Савватия, Германа Соловецких, Ионы Яшезерскаго и Лонгина Яренгскаго, Сергия и Варвары Островских, Макария Высокоезерскаго и Лазаря Муромскаго, Корнилия Палеостровскаго, Трифона Печенгскаго и Феодорита Кольскаго, Пахомия Кенскаго и Кассиана Соломенскаго, Корнилия и Ферапонта Островских, святаго блаженнаго Фаддея Петрозаводскаго, святаго праведнаго отца нашего Иоанна Кронштадтскаго и всех святых, в земли Карельстей просиявших, ихже и память ныне совершаем, святых праведных Богоотец Иоакима и Анны и всех святых, молим Тя, Многомилостиве Господи, услыши нас, грешных, молящихся Тебе, и помилуй нас.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

В 1-й Пространной редакции Л. назван «великим иноком», «первым учителем» «всей Поморской стране». Вместе с тем Повесть не является в строгом смысле Житием святого, отсутствуют в ней и посмертные чудеса. В Краткой редакции по Л. предписано петь панихиды и служить заупокойные литургии. Имя Л. не встречается ни в царской грамоте мон-рю 1650 г., ни в описях 1583, 1628-1629 и 1645 гг., ни во владельческих записях в рукописях из Муромского мон-ря XV-XVII вв. В нек-рых источниках, в частности в грамоте 1650 г., упоминается один «преподобный чудотворец Афанасий Муромский» (ср. с заглавием 1-й и 2-й Пространных редакций). Как полагал А. П. Воронов, древний культ Л. был постепенно вытеснен почитанием Афанасия Муромского. Косвенным свидетельством почитания Л. в XV в. может служить уникальное на Севере посвящение церкви прав. Лазарю в Муромском мон-ре (по данным дендрохронологии, она датируется 60-ми гг. XV в.), но не исключено, что легенда о Л. появилась в результате персонификации этого посвящения. В XIX-XX вв. в святой «двоице» (Л. и Афанасий) Л. принадлежала роль учителя, а Афанасию - ученика. В списках XVIII в. «Книги, глаголемой описание о российских святых» Л. и Афанасия Муромских могли отождествлять с Елеазаром и Назарием Муромскими: «Елеазар и Назарий, игумены Муромского монастыря… а инде их имяны Афонасии и Лазарь» (см.: Сергий (Спасский). Т. 2. С. 167; Романова. 2013). Имена Лазарь, Елеазар и Назарий (последние тоже «родом римлене») являются, возможно, вариантами одного имени, появившимися в результате писцовых ошибок. О почитании Л. старообрядцами Севера свидетельствуют как наличие поморских списков повести о Муромском монастыре, так и включение его имени в «Слово воспоминательное о святых чудотворцах, в России воссиявших» Семена Денисова (30-е гг. XVIII в.; см. Денисовы ). Согласно справке 1800 г., составленной в Новгородской консистории, мощи «издавна почитаемых» Л. и Афанасия покоились «поблизости церквей в часовнях под кивотами в земли». В кон. XIX в. над Лазаревской ц., чтобы сохранить ее от разрушения, была возведена часовня, своеобразный «футляр», стоявшая над мощами Л.

http://pravenc.ru/text/2462515.html

Кроме того, Афанасий во время своего пребывания в Москве написал для Никона сочинение под названием «Чин архиерейского совершения литургии на Востоке», чтобы Никон ясно мог видеть, какие отступления от того чина допущены в России . Еще в то время, когда патриарх Афанасий находился в Москве, произошло первое открытое столкновение у Никона с его противниками, и прежде всего с протопопом Нероновым. Столкновение это описал сам Неронов довольно подробно в своей «Росписи», которую и послал царю Алексею Михайловичу, и несколько короче в своей челобитной, которую подал впоследствии патриархам. В июле 1653 г. Никон созвал в своей крестовой Собор, на который приглашен был и протопоп Неронов, и слушал на Соборе отписку муромского воеводы на протопопа муромского Логгина, будто он похулил образ Спасителя и образа Пресвятой Богородицы и всех святых. Логгин, находившийся тут же, против отписки дал объяснение: «Я не только словом, но и мыслию не хулил св. образов, которым поклоняюсь со страхом, а сказал только жене воеводы муромского у него в дому, когда она подошла ко мне на благословение: не белена ли ты? Слово мое подхватили гости и сам воевода и заговорили: ты, протопоп, хулишь белила, а без белил не пишутся и образа. Я отвечал: какими составами пишутся образа, такие и составляют писцы, а если на ваши рожи такие составы положить, то вы не захотите. Сам Спас и Пресв. Богородица и все святые честнее своих образов». Никон, выслушав Логгина и «не испытав истины, по отписке того воеводы осудил Логгина в мучение злому приставу, мстя себе прежде бывшее обличение от того Логгина протопопа в его Никонове небрежном и высокоумном и гордом житии» (значит, не Никон первый начал вражду, а его первого оскорбил муромский протопоп, позволивши себе резко укорять своего патриарха в небрежности и гордости). Неронов не вытерпел и сказал Никону: «За что отдавать Логгина жестокому приставу? Нужно прежде произвести розыск... Тут дело великое, Божие и царево, и самому царю поистине следует быть на сем Соборе».

http://sedmitza.ru/lib/text/436173/

 Вскоре Владыка Афанасий поехал в Нижний Новгород к епархиальному архиерею с докладом о своей деятельности. Однако Владыка Сергий не похвалил его за ярое выступление против обновленчества, сказав: «Лбом стену не прошибешь». (Сам Владыка Сергий 16 июня 1922 г. присоединился к обновленцам. Вероятно, он в глубине души надеялся встать во главе ВЦУ и потом повернуть по-своему кормило правления в более правильную сторону, но Красницкий 34 оказался хитрее и Вл[адыке] Сергию власти не дал. Под давлением преосвященного Феодора (Поздеевского) митрополиту пришлось принести публичное покаяние в Донском монастыре, стоя на паперти в одном подряснике). Но и после беседы с митр[ополитом] Сергием Вл[адыка] Афанасий не изменил свое отношение к обновленцам; стараясь все время поддерживать связь с верными Патриарху епископами, он в то же время продолжал убеждать паству не общаться с обновленцами. Иереев, впавших в обновленчество, заставлял приносить публичное покаяние вместе со всем приходом и т. д. Всем этим он помогал Владимирской церкви избежать раскола и сохранить верность Православию. Но такая деятельность ему даром не прошла. 15 июля 1922 г. [ст. ст.] он был на 10 дней арестован одновременно с Муромским епископом Серафимом (Руженцевым). (В заключении был с московским протоиереем Миртовым, 35 владимирским уроженцем.) Освобожденный 25 июля [ст. ст.], он 10 сентября [ст. ст.] вновь подвергается аресту и находится сперва во Владимирской тюрьме (бывший Рождественский монастырь), а потом в московской Таганской. Последовал приговор: два года ссылки в Зырянский край. О пребывании Вл[адыки] Афанасия в Зырянском крае сохранились воспоминания одного его знакомого ссыльного, 36 дающие очень живую картину тамошней жизни Владыки. Жизнь внешне была сравнительно мирная – ежедневно в его келье совершалось богослужение, хотя сам Владыка служил сравнительно редко, больше служили жившие поблизости ссыльные священники. Службы были продолжительные, по всей строгости церковного Устава. Владыка получал посылки и всегда чем-нибудь делился с другими, причем не только со своими близкими. Любил Владыка и угощать чем Бог послал. Посты соблюдал очень строго. С Владыкой жил его добровольный келейник и спутник о. Дамаскин, 37 иеромонах.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Преподобный и богоносный отец наш Сергий, игумен Радонежский, чудотворец, не только великий светильник благодати, но и особенный избранник Божий для распространения иноческой жизни: он отец монашества средней северной Руси; последующие судьбы основанной им Лавры показывают в нем дивного заступника земной отчизны его. «Благодарение Богу, – скажем с блаж. Епифанием, 145 – что он даровал нам такого богоугодного старца, святого и преподобного Сергия». «От юности ты принял Христа в душу твою, преподобный, и более всего желал уклониться от шума мирского, мужественно поселялся в пустыне, и в ней возрастил чада послушания, плоды смирения. Всех, приходящих к тебе с верою, ты просвещаешь чудесами и всем обильно подаешь исцеления. Подвижник добродетелей, истинный воин Бога-Христа, ты много подвизался против страстей в жизни временной, был образцом для учеников своих в молитвах, посте и бдении; а потому и вселился в тебя пресвятой Дух, светло украсив тебя Своими дарами. Предстоя престолу святой Троицы, поминай стадо, которое ты мудро собрал, и не забудь посещать, по обещанию, чад твоих, Сергий, преподобный отец наш». 146 Глава VI Видение преп. Сергия об учениках его.– Преп. Никон Радонежский. – Обители иноческие, основанные преп. Сергием. – Ученики его, основатели монастырей: Роман Киржачский, Андроник и Савва Московские, Феодор и Павел Борисоглебские, Феодор Симоновский (после архиепископ Ростовский), Мефодий Пешношский, Афанасий Серпуховский, Савва Стромынский, Григорий Голутвинский, Никита Высоцкий, Ферапонт Боровенский, Аврамий Чухломский, Савва Дубенский и Сторожевский, Ксенофонт Тутанский, Иаков Железноборский, Афанасий и Феодосий Череповские, Пахомий Нерехотский, Никита Костромские Сильвестр Обнорский, Павел Обнорский, Сергий Муромский, Кирилл Белозерский, Ферапонт Можайский. Однажды, в глубокий вечер, во время молитвы, великий чудотворец Сергий услышал голос, звавший его по имени. Сотворив молитву, он открыл окно и увидел необыкновенный свет с неба. «Сергий! –говорил голос – Господь услышал молитву твою о чадах твоих»! Чудотворец увидел множество прекрасных птиц.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010