Муромский. Муромский Успенский мужской монастырь. Церковь Николая Чудотворца. Никольская церковь в братском корпусе Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. В монастыре стояли каменные церкви во имя Успения Богородицы с двумя приделами: Рождества Иоанна Предтечи и прп. Иоанна Рыльского, построенная в 1866 г.; Всех Святых, ветхая деревянная церковь Богоявления Господня, домовой храм свт. Николая, освященный в 1896 г., древняя церковь Воскрешения Лазаря; часовня во имя прп. Лазаря Муромского, в которой под спудом почивали мощи св. основателя; часовня во имя прп. Афанасия Муромского, бывшего игуменом монастыря в середине XV в. и наравне почитаемого с прп. Лазарем. В ней почивали его св. мощи, в обители хранились и его железные вериги. Монастырь окружала каменная ограда. Обитель владела 36 десятинами 1679 саженей пахотной земли. Главные святыни обители — мощи преподобных Лазаря и Афанасия Муромских — находились под спудом в двух часовнях. Монастырь окружала каменная ограда. Кладбищенская ограда (1867) считается последней страницей в истории северных монастырских оград. После установления советской власти в Карелии монастырское имущество было конфисковано, на территории монастыря проводились курсы сельхозинструкторов, жилые помещения отдали рабочим местного леспромхоза. В 1919 г. на месте обители была организована сельхозкоммуна им. Троцкого. Постановление о ее закрытии было принято 30 августа 1930 г. После 1945 г. здесь располагался дом инвалидов, с середины 1960-х гг. место запустело. Возрождение монастыря началось в январе 1991. К концу XX в. сохранились белокаменные стены Успенского собора, остов церкви Всех Святых, разрушенный братский корпус. В настоящее время восстановлены: братский корпус, в котором разместились зимняя церковь свт. Николая, трапезная, кельи. Защитная часовня над Лазаревской церковью перестроена в летний храм, отреставрирована колокольня.  http://eparhia.karelia.ru/mmmnew.htm Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=21446

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Муромские свв. Описания иконы Муромские свв. - житие Муромские святые Древнерусские города хранимы небесными покровителями. Град Муром и былинный Муромский край особенным образом явили Святой Руси многочисленный собор Божиих подвижников, канонизированных Русской Православной Церковью: Преподобного Илию Муромского, монаха Печерского (+ ок. 1188, память 19 декабря/1 января); Благоверных князя Петра и княгиню Февронию, Муромских чудотворцев-покровителей семьи и брака (+ 1128, память 25 июня/8 июля); Первого Муромского князя Глеба, наряду с его братом князем Борисом - первых русских святых-страстотерпцев (+ 1015, память 2 мая по старому стилю/15 мая по новому стилю и 24 июля/6 августа); Благоверных князей Константина (Ярослава) Святославича и сыновей его Михаила и Феодора (+ 1129, память 21 мая/3 мая по новому стилю); Святителя Василия, епископа рязанского и муромского (+ 1295, память 3/16 июля); Праведную Иулианию Лазаревскую (+ 1604, память 2/15 января). Старец Антоний Муромский, в схиме Арсений[...] Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) В этом разделе записей пока нет. Описание: [Москва. 1920-30.] Все святые в земле Российской просиявшие (фрагмент). Монахиня Иулиания (Соколова). Икона. Москва. Конец 1920 - начало 1930 годов. 65.3 Х 53. Из келейных икон свт. Афанасия Ковровского. Ризница Троице-Сергиевой Лавры. Файл 8557.jpg:   Размер: 868x932, 0.81 MPix, 152 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 4 (140) , (2) . Описание: Икона " Муромские Чудотворцы " - Петр и Феврония, Благоверный князь Константин с чадами Федором и Михаилом. Дерево, левкас, сусальное серебро, темпера. 35,5Х21. Россия, конец XIX в. Файл 14130.jpg:   Размер: 864x1000, 0.86 MPix, 1011 Kb. Дата: 2011-10-27, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (119) , (5) . Описание: Икона Муромских святых князя Константина со чадами Михаилом и Феодором, Петра и Февронии и Иулиании Лазаревской с житием Петра и Февронии. XVII b..jpg Файл 33971.jpg:   Размер: 800x791, 0.63 MPix, 265 Kb. Дата: 2019-07-18, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (48) , (0) .

http://pravicon.com/icon-2490

Так как крестьяне продолжали насильно владеть монастырскими землями, то, чтобы положить конец этим притязаниям на монастырские земли и укрепить последние за монастырем навсегда, – строитель Иларион обратился к царю с челобитной, в коей, указав древние границы земель Муромской обители, просил царя выдать «на землю и на угодье межевую грамоту», каковая и была выдана в 1650 г. «В грамоте пишет»: «От Царя и Великаго Князя Алексея Михайловича всея России, в Заонежье окольничему нашему и воеводе Василью Александровичу Елагину». «Бил нам челом новгородскаго уезду, с Онега озера, из пустыни Успения Пресвятыя Богородицы, да Рождества Иванна Предтечи и Преподобнаго Афанасия (?), Чудотворца Муромскаго, строитель старец Иларион Запольской с братиею: в прошлом де во 120 (7120 – 1612) году приходили к ним в Заонежские погосты немецкие и литовские людские воры, и монастырь их разорили, и жалованные и межевые грамоты и всякие монастырские крепостные дела поимали; и Никольскаго, Андомскаго и Пудожскаго погостов крестьяне – их монастырскою землею и водами завладели насильством, потому что у них, у строителя с братиею, межевыя грамоты нет. И нам бы их пожаловать, велеть бы им дать на землю и на угодье нашу межевую грамоту с прежних данных, каковы данные им дали на землю на Мурманской Нос благоверные новгородские старые князи и посадники. Каковы данные новгородские Князи и посадники в Муромский монастырь дали, и с тех данных подал нам старец строитель Ларион списки. А по тем спискам Князь Василий Иванович новгородской Вечеслав дал в дом святаго Иванна Предтечи, честнаго его рождества, в Муромской монастырь, игумену и священникам и всем старцам, отчину матери своей и свою в Муромском Носу землю и пожни в Гакуксе деревни его и всю часть и с теми деревнями пожни и полешны земли и лес и всякия ловища и перевесища, по старому их владению; а владеть игумену и священникам и всем старцам Муромскаго монастыря во веки: а что в ловища в Муромском озере и в реке Муромской и около Муромскаго Носу и в сельгах, то же и в Гакунсе, и теми владеть Муромскаго ж монастыря игумену и всем старцам.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 АФАНАСИЙ МУРМАНСКИЙ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Преподобный Афанасий Муромский Прпп. Лазарь и Афанасий Муромские. Икона 1-й пол. XIX в. Собр. Музея изобразительных искусств Республики Карелия Мощи и почитание Вскоре по кончине был прославлен от Господа даром чудотворений. Время канонизации святого неизвестно. Упоминается в Погодинском списке " Описания о российских святых " ; по сообщению " Описания " в XVIII веке существовали тропарь и кондак святому Афанасию. В XIX веке почитался в обители наравне с её основателем. Над его мощами, находившимися под спудом за алтарём каменного Успенского собора, была устроена часовня, в которой находилась рака святого с его изображением. Там же хранились его вериги и каменные ручные жернова. Образ преподобного представлен преимущественно на многофигурных иконах олонецких святых, но встречаются и единоличные изображения. В Описи собрания Олонецкого епархиального древлехранилища в Петрозаводске 1918 года упомянута икона " Прп. Афанасий Муромский " , XIX века: " Изображение на холсте [паволоке] преподобного в рост. В левой руке - четки, в правой свернутый свиток - символ учительства " . Сохранились две иконы с образом святого Афанасия , происходящие из Муромского Успенского монастыря. На иконе " Преподобные Лазарь и Афанасий Муромские " первой половины XIX века святые изображены в рост, в молении Спасителю в сегменте неба. Преподобный Афанасий - с непокрытой головой, короткими волосами, тёмной окладистой бородой, заострённой книзу, в светло-зелёной рясе и коричневой мантии с золотопробельным письмом, в голубой схиме с куколем на плечах. Вверху надпись: " Св. пр(д). Aфahaciй Муром: чуд(о). " . На иконе конца XIX века святой Афанасий (надпись: " Стый пр. Aфahaciй Mypoмckiй чудо " ) изображен прямолично, в рост, с ниспадающими прядями волосами и длинной бородой, в темно-зелёной мантии и схиме, с благословляющей десницей и развернутым свитком в левой руке с текстом: " Внимайте убо бpamiя моя и не согрешайте до ckohчahiя века " . Святой изображён на иконе Олонецких святых второй половины XIX века Петрозаводского Екатерининского храма в мантии, с куколем на голове и чётками в руках. На иконе конца XX века " Собор Карельских святых " из Петрозаводского Александро-Невского собора преподобный Афанасий держит в руках модель храма.

http://drevo-info.ru/articles/9543.html

Мне припомнился один такой же момент исполнения желания, пробужденного мною в разговоре о святом Патриархе Афанасии Сидящем 454 . Собеседник мой, пригласивший меня к себе в дом, очень пожелал иметь образ упомянутого святителя. Я на это ему сказал, что святитель слышит наш разговор – упоминание его имени, и пошлет свой образ. И еще он хотел знать хотя бы вкратце житие сего святителя. Уезжая от него на трамвае в старый город Ташкент, а разговор происходил в новом городе Ташкента на окраине, едучи на трамвае, уже и конце линии впереди меня прошла женщина, держащая в руках книгу, обернувшись, я узнал ее, она с мужем, бездетные, в браке подражали и чтили пр[еподобных] Петра и Февронию Муромских, поздоровавшись со мною, я спросил 455 , что за книга у нее в руках, взял у нее в свои руки, открыл – оказалась книга «Троицкие листки» в переплете и самый первый листок о св[ятителе] Афанасии Сидящем. Я был изумлен, что желание того человека св[ятитель] Афанасий Сидящий принял. Иначе я и не мог объяснить. Только по воле Божией могло так быстро услышано быть, я не преминул этой подражательнице пр[еподобной] Февронии объяснить, она тоже была удивлена. Я предложил ей на несколько часов дать мне книгу отвезти списать житие св[ятителя] Афанасия и обратно занести им с мужем, то есть этой женщине, на что она с желанием особым изъявила согласие, посчитавши мою встречу с нею с книгой как тоже способствующую о прославлении св[ятителя] Афанасия Сидящего, и я обратно на трамвае уехал к тому человеку, между прочим, этот человек, с женой, тоже подражатель жизни и чтитель пр[еподобных] Петра и Февронии Муромских, входя в их дом, я им открыл книгу, прочитавши с ними житие св[ятителя] Афанасия, они были очень изумлены, что так быстро исполнилось их желание, через несколько часов, и возымели желание иметь образ св[ятителя] Афанасия Сидящего, я не преминул вяще им преподать слово назидания о укреплении надежды в том, что св[ятитель] Афанасий Сидящий в самом близком времени даст им возможность иметь свой образ, и, попрощавшись с ними, преподав благословение пастырское, уехал. По прошествии нескольких дней опять встречаю этого человека, ликующе он мне сообщил, что образ св[ятителя] Афанасия Сидящего у него уже в доме имеется и просил незамедлительно пойти к нему в дом и вместе с ним совершить Господу и Матери Божией и св[ятителю] Афанасию Сидящему молебственное благодарение, что я и совершил. Так и на сей раз будет на то у Вас, Владыко, возможность и также пошлется по милости и воле Божией образа сего св[ятителя] Афанасия Сидящего, пр[еподобного] Серафима Саровского и пр[еподобных] Петра и Февронии Муромских, и не откажите мне написать, в каком положении в Муроме их св[ятые] останки, т. е. пр[еподобных] Петра и Февронии.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Том IV  Новая статья  Новая электронная версия статьи  Дополненная статья  Исправленная статья АФАНАСИЙ (Телятев [Телятьев, Телятинский] Александр Иванович; 1772-1847), архиеп. Донской и Новочеркасский АФАНАСИЙ I (1235 - 1315), свт. (пам. 24 окт. и в Соборе Афонских преподобных, пам. греч. 28 окт.), Патриарх К-польский (1289 - 1293) АФАНАСИЙ III ПАТЕЛЛАРИЙ (1597-1654), Патриарх К-польский (1634-1652), свт. (пам. 2 мая и в Соборе Афонских преподобных) АФАНАСИЙ АФОНСКИЙ (ок. 925 или 930 - ок. 1000), основатель Великой лавры на Афоне, прп. (пам. 5 июля и в Соборе Афонских преподобных) АФАНАСИЙ ВЫСОЦКИЙ Младший (Амос; † 1395), игум., прп. (пам. 12 сент., в среду Пасхальной седмицы, в Соборе Московских святых, в Соборе Радонежских святых и в Соборе Ростово-Ярославских святых) АФАНАСИЙ ВЫСОЦКИЙ Старший († после 1401), игум., прп., (пам. 12 сент., в Соборе Московских святых и в Собре Радонежских святых) АФАНАСИЙ ЗАТВОРНИК (2-я пол. XII в.), прп. Киево-Печерский, в Ближних пещерах почивающий (пам. 2 дек., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Ближних пещер, в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и всех святых, в Малой России просиявших) АФАНАСИЙ ЗАТВОРНИК (кон. XIII - XV в.), прп. Киево-Печерский, в Дальних пещерах почивающий (пам. 2 дек., 28 авг.- в Соборе преподобных отцов Дальних пещер; в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и всех святых, в Малой России просиявших) АФАНАСИЙ МУРОМСКИЙ (2-я пол. XV - XVII в.?), игум., прп. (пам. 8 марта, 21 мая - в Соборе Карельских святых, в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) АФАНАСИЙ НАВОЛОЦКИЙ ( XV–XVI в.), прп. (пам. 18 янв., 2 мая, в Соборе Вологодских святых и в Соборе Карельских святых) АФАНАСИЙ ОСТРОВСКИЙ († после 1533), прп. (пам. 30 авг., в Соборе Карельских святых и в Соборе Новгородских святых) АФАНАСИЙ СЯНДЕМСКИЙ (XVI в.), прп. (пам. 18 янв., в Соборе Карельских святых, в Соборе Валаамских святых и в Соборе Санкт-Петербургских святых)

http://pravenc.ru/vol/iv.html

Но Муромский монастырь владел еще и кроме приобретенных основателем – землями и угодьями, которые приобретались чуть ли не каждым последующим настоятелем... По обычаю тогдашняго времени почти сряду же по устройстве монастыря начинались жертвоваться и земли, и угодья; так некоторыя были пожертвованы и при игумене Афанасие, а некоторые или раньше, или позже его и притом почти все новгородскими посадниками и князьями... Так читаем в грамоте царя Алексея, данной в 1650 г. по просьбе строителя описываемой обители Илариона: прежние «данные им (монашествующим Муромского монастыря) дали на землю на Муромский Нос благоверные новгородские старые князи и посадники. Каковы данные новгородские князи и посадники в Муромский монастырь дали, и с тех данных подал нам (т. е. царю) старец строитель Ларион списки. А по тем спискам князь Василий Иванович новгородской Вечеслав...» Что зто был за князь и, притом, в какое время – к сожалению неизвестно, ибо в буйном Новгороде было их – этих князей так много, что, кажется, в ином городе и воевод столько не бывало... «Вечеслав, продолжает грамота, дал в дом святаго Ивана Предтечи, честнаго его Рождества, в Муромской монастырь игумену и священникам и всем старцам, отчину матери своей и свою в Муромском Носу землю и пожни в Гакуксе деревни его и всю часть и с теми деревнями пожни и полешны земли и лес и всякие ловища и перевесища, по старому их владению; а владеть игумену и священникам и всем старцам Муромскаго монастыря во веки; а что в ловища в Муромском озере и в реке Муромской и около Муромскаго Носу и в сельгах (возвышениях, сухих местах), то же и в Гакуксе, и теми владеть Муромскаго ж монастыря игумену и всем старцам. И в котором году тое землю и угодье князь Василий Иванович в Муромской монастырь дал, того в списке» – к сожалению – «не описано. Да новгородские посадники Иван... дал по душам своих землю и воду Пречистые Богородицы, и великому во пророцех Предтечи Господню Иоанну, преподобному чудотворцу Афанасию Муромскому 236 : от Онега в Андомской губе… ручье сверху да около Ранда озера, да от Ранда озера (к) Великому Камню, а от Камени через Лющик Андомской, да на Верховския большое Сормной реке, да на Черможу (Челможу?) реку, да по Целможи вверх, да на Нигижемския реки верховья, да через Великой Мох на Ял ручей и по ручью вниз на Сомбу реку, по Сомбе вниз на Вич ручей, ручьем вверх, да на Верхнюю Пидцелгу, да суземьем по нижней стороне на Пала-ручей, да вниз на Вадмож, да на верх Акуксы реки, да вниз по реке, да ручьем верх, что из Великаго Мха, да чрез Лющик на Великой Мох, да край Болдаклимска озера, да Тетеревиную Гору, которая над Онегом озером, да по Онегу в тот же Велигут ручей.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Благодаря этому священнику, его заботам и чрезвычайной деятельности – в опустевшей Муромской обители была построена каменная церковь во имя Успения Пресвятыя Богородицы, с каменною же колокольнею. Храм этот был освящен 24 июня 1866 г. – ровно за год до открытия монастыря. Последний – до возстановления монастыря – священник Василий Бланков 261 . Открытие Муромскаго монастыря, 1867 г. «Свято место не бывает пусто», говорит наша русская пословица. И почти в большинстве случаев она оказывается верною. А почему? Потому, что Господь не оставляет св. мест, прославленных подвигами избранных своих, не оставил и сего места, предъуказаннаго Им же, чрез своих служителей, избраннику своему Лазарю. Он и в этот раз вложил мысль – о возстановлении Муромской обители – чрез своего же служителя пудожскому купцу Ив. Ив. Малокрошечному: «мысль о возстановлении Муромскаго монастыря – писал впоследствии архиепископу Аркадию архимандрит Александро-Ошевенскаго монастыря Нафанаил, как уверяет Малокрошечный, вложил в него покойный Венедикт, архиепископ олонецкий, изъявивший искреннее свое сожаление о том, что при гробах преподобных Лазаря и Афанасия... при одном священнике не может каждодневно отправляться божественная служба, а за отсутствием его или болезнию остаются иногда без удовлетворения благочестивые желания богомольцев; приходящих из дальных мест. Мысль эта постоянно занимала г. Малокрошечнаго – пишет далее Нафанаил Аркадию – и зрела в его уме. Но когда в прошлом 1863 г. почти внезапно скончался его старший брат, г. Малокрошечный, приняв сей ударь за указание свыше – о возстановлении Муромскаго монастыря, положил неотложно приступить к этому делу. И для этой цели обратился к вашему преосвященству в том же 1863 году с предложением 10,000 руб. сер. на обезпечение и содержание монастыря, которыя и готов был внести в государственный банк на вечное время и просил об открытии монастыря». Архиепископ Аркадий предложение и просьбу купца Ив. Малокрошечнаго принял к сердцу. И вот, вследствие указа олонецкой духовной консистории, от 11 июня 1864 г., за 4024, была составлена комиссия из трех членов – священников пудожскаго уезда: благочиннаго Шальскаго прихода Матф.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 1867 году монастырь восстановили с назначением штата монашествующих из 7 человек без пособия от казны. При нём был учреждён дом для престарелых и убогих. Возрождение связано с именем богатого жертвователя, пудожского почётного гражданина Малокрошечного. В 1891 году была построена и освящена каменная пятиглавая церковь Всех Святых, украшенная на северной и южной стенах вделанными над окнами овальной формы иконами преподобных Лазаря и Афанасия Муромских (Афанасий Муромский был игуменом монастыря в середине XV века и почитаем наравне с преподобным Лазарем). На втором этаже каменного корпуса расположился домовой храм святителя Николая. Главные святыни обители — мощи преподобных Лазаря и Афанасия Муромских — находились под спудом в двух часовнях. Монастырь окружала каменная ограда. Кладбищенская ограда (1867) считается последней страницей в истории северных монастырских оград. В XIX beke над Лазаревской церковью был возведён деревянный храм большого размера, заключивший её в футляр. Служба в церкви совершалась только раз в год, в Лазареву субботу. В 1912—1913 году в ссылке в монастыре находился основатель секты «иннокентьевцев» иеромонах Балтского Феодосиевского монастыря Иннокентий (Иван Левизор). Советские годы [ править править код ] После установления советской власти церковь Воскрешения Лазаря была заброшена. В 1919 году на территории Муромского монастыря была организована сельхозкоммуна им. Троцкого. 30 августа 1930 года было принято постановление о её закрытии. После 1945 года здесь располагался дом инвалидов. В 1954 году архитектор А. В. Ополовников произвёл её замеры и сделал проект реставрации храма, в котором сохранился небольшой иконостас XVI века. В 1959 году храм разобрали и перевезли на плотах в Кижи, где реставрировали по проекту Ополовникова. Храм занял место в списке музейных реликвий как самый древний памятник деревянного зодчества, известный на территории России. С середины 1960-х место запустело. Муромский Свято-Успенский монастырь (начало XXI века) Современное состояние [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Муромский_Успе...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Преподобный Лазарь Муромский. Фрагмент росписи братской трапезной Нововалаамского монастыря в Финляндии. Работа архим. Зинона (Теодора).1992 Лазарь Муромский (Мурманский), Олонецкий (+ 1391 ), игумен , преподобный Память 8 марта и в Соборах Карельских и Новгородских святых Был грек по национальности, родом из Константинополя . В своем родном городе он принял иночество в Высокогорском монастыре от старца Афанасия Дискота - строителя многих обителей. Затем преподобный 8 лет находился под руководством кесарийского епископа Василия . В 1343 году епископ Василий, желая укрепиться духовным благословением Русской Церкви, отправил преподобного Лазаря как знатока иконописи с иконами и дарами к Новгородскому святителю Василию . Преподобный Лазарь должен был сделать для Кесарийской епархии список с великой Новгородской святыни - иконы Софии, Премудрости Божией , и составить описание новгородских церквей и монастырей. Встретив преподобного, новгородский святитель до земли поклонился гостю и благословил его остаться в устроенном им монастыре. Десять лет верно служил преподобный Лазарь святителю Василию, а в 1352 году, после кончины святого архипастыря, он " своими руками одел в готовые одеяния святое тело и много пролил слез " . Опечаленный тем, что лишился он теперь обоих своих наставников (о кончине кесарийского епископа преподобный узнал ранее по письмам), преподобный Лазарь думал возвратиться на родину, но вскоре во сне ему явился святитель Новгородский и указал " идти в северную сторону к морю, к острову Муч, на озере Онега " (Мурманский остров на Онежском озере), а в скором времени и его первый наставник - епископ Кесарийский во сне повелел ему идти на то же место и основать обитель. По летописям известно, что в то время новгородцы предпринимали первые попытки обратить в христианскую веру народы, населявшие Поморье.

http://drevo-info.ru/articles/13675167.h...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010