СЛУШАЛИ: Рапорт митрополита Нижегородского и Арзамасского Николая о благословении на открытие Высоковского Успенского мужского монастыря. ПОСТАНОВИЛИ: Благословить открытие Высоковского Успенского мужского монастыря Нижегородской епархии для возрождения в нем монашеской жизни. СЛУШАЛИ: Рапорт митрополита Нижегородского и Арзамасского Николая об освобождении иеромонаха Александра (Каменева) от обязанностей наместника Печерского мужского монастыря в Нижнем Новгороде и о назначении на эту должность игумена Тихона (Затекина). ПОСТАНОВИЛИ: 1. Освободить иеромонаха Александра (Каменева) от обязанностей наместника Печерского мужского монастыря. 2. Утвердить игумена Тихона (Затекина) наместником Печерского мужского монастыря в Нижнем Новгороде. СЛУШАЛИ: Рапорт архиепископа Петрозаводского и Карельского Мануила о переименовании Задне-Никифоровской Важеозерской пустыни в Важеозерский Спасо-Преображенский женский монастырь и о назначении настоятельницы. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Благословить переименование Задне-Никифоровской Важеозерской пустыни в Важеозерский Спасо-Преображенский женский монастырь. 2. Утвердить настоятельницей Важеозерского Спасо-Преображенского женского монастыря монахиню Марию (Ющенко) с возложением наперсного креста по должности. СЛУШАЛИ: Прошение архиепископа Петрозаводского и Карельского Мануила о преобразовании прихода Благовещенского собора в городе Кемь в Кемский Благовещенский мужской монастырь во имя новомучеников и исповедников Российских и о назначении наместника обители. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Благословить преобразование прихода Благовещенского собора в городе Кемь в Кемский Благовещенский мужской монастырь во имя новомучеников и исповедников Российских. 2. Утвердить наместником обители иеромонаха Александра (Марченко). СЛУШАЛИ: Рапорт архиепископа Петрозаводского и Карельского Мануила об освобождении игумена Афанасия (Пименова) от обязанностей настоятеля Муромского Успенского мужского монастыря по состоянию здоровья. ПОСТАНОВИЛИ: Освободить игумена Афанасия (Пименова) от обязанностей настоятеля Муромского Успенского мужского монастыря.

http://sedmitza.ru/lib/text/429460/

Божиих человек – об упокоении душ, представившихся в уповании жизни вечныя, а главное – лишить епархию одного из благодатных святилищ веры и церкви православной, в огорчении окрестных жителей и граждан гг. Вытегры и Пудожа, совершенно удаленных от других иноческих обителей и лишенных утешения во время благопотребное изливать души свои пред Господом, под сению нетленных мощей праведников Божиих, столь близких нам по вере Христовой и месту упокоения» 263 . Повидимому все способствовало возстановлению древней Муромской обители: и обезпечение ея капиталом, и ея земли, и древность, ея выгодное по уединению для иночества положение, доходы, великие надежды на жертвователя, желание окрестных жителей и, наконец, сочувствие самого архипастыря, который не приминул донести о сем Св. Синоду... Кажись, чего бы еще?!.. Но «враг человек» возстал против этого благого дела, желая воспрепятствовать возстановлению монастыря, почему и возникла переписка, продолжавшаяся несколько лет... Все, кто только интересовался этим делом, с нетерпением ожидали его развязки... По поводу сих препятствий один духовный оратор – сельский иерей – высказал в день открытия обители в своей речи, в церкви Муромскаго монастыря, между прочим следующее: «...При освящении этого храма в беседе своей я упоминал о начавшемся деле по возстановлению здесь монастыря... Радостные чувства вырывались при этой вести из груди присутствовавших при освящении. Многие, находившееся тогда здесь, знают это по собственным испытанным тогда чувствам. Многие из вас не забыли, вероятно, и того скорбнаго впечатления, которое произведено было известием, что дело возстановления монастыря встретило препатствия и неизвестно чем окончится. Подобно тому – продолжал проповедник – как преподобному Лазарю при возстановлении монастыря были препятствия от язычников – сыроядцев, и нынешним возстановителям этого монастыря были преграды, но уже не от язычников, а от именующихся христианами, не от сыроядцев, а от людей образованных, но, не смотра на образование, не понимающих того значения, какое могут иметь и имеют св. обители для здешняго, мало развитаго населения. Но благодарение Богу! Сердечное желание почитателей преподобных Лазаря и Афанасия – востановить их обитель – исполнилось!..» 264 «Желание исполнилось» потому, что Бог , разоряющий неправедные советы, разорил и этот лукавый совет, развеяв все злые плевелы, как прах!.. В марте 1867 г. последовало высочайшее разрешение и указ Св. Синода о возстановлении Муромскаго монастыря с тем однако ж, чтобы учрежден был при нем причт для престарелых и увечных.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Д. 22. Л. 51а–51а об. Подлинник. Автограф. 92 Преподобный Иулиан (Кочуков) родился в 1597 г. Был схимонахом Муромского Благовещен­ского монастыря. Подвизался подвигом поста под алтарем монастырского собора, где и был погребен. В 1834 г. гробница с нетленными мощами преподобного Иулиана была открыта ра­бочими, подводившими новые своды под Благовещенский собор. После чудесного исцеления женщины преподобным, явившимся ей во сне, началось его народное почитание. В храме стали служить молебны и 26 марта праздновать его память как местночтимого святого. В июле 1933 г. при осмотре мощи оказались неповрежденными. По благословению Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского) в Благовещенском монастыре имена святителя Василия Муромского и преподобного Иулиана начали возноситься во время богослу­жения вместе с именами других муромских святых. Была создана новая икона – Собор всех му­ромских святых. Празднование 26 мая/8 апреля. 93 Святитель Василий Муромский († 1129) со святым блаженным князем Константином Му­ромским много потрудился в деле просвещения муромцев. Он служил в кафедральном соборе во имя святых благоверных князей Бориса и Глеба (на месте нынешнего Троицкого монасты­ря). Погребен в усыпальнице Благовещенского собора. Надгробной плиты не сохранилось. При построении каменной церкви мощи святителя были положены в деревянной колоде под левым клиросом. Святитель Московский Макарий в 1547 г. благословил совершать память благоверных князей вместе со святителем Василием, вместе с ними труждавшимся, 21 мая/3 июня. 95 Вероятно, имеется в виду епископ Муромский Николай (Муравьев-Уральский). См. о нем: наст. сб., кн. 1. 96 Сергий (Гришин Алексей Николаевич; 1889–1943), архиепископ. В 1927 г. хиротонисан во епископа Серпуховского. Управляющий делами Временного Патриаршего Священного Синода. С 1930 г. архиепископ. С 1935 г. архиепископ Владимирский. В 1936 г. арестован вместе с еписко­пом Афанасием (Сахаровым) . Находился в лагерном заключении. В 1941 г. освобожден. Архиепи­скоп Можайский, управляющий Московской епархией, затем Горьковский и Арзамасский. Член Архиерейского Собора 8 сентября 1943 г., избравшего Патриархом митрополита Сергия (Страго­родского). На Соборе был избран постоянным членом Священного Синода.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Александр (Богданов Александр Васильевич), еп.Тамбовский и Шацкий Родился в 1830 году. Сын священника Тульской епархии. Окончил Тульскую Духовную семинарию и в 1853 году – Киевскую Духовную Академию. С 1853 года – преподаватель Орловской Духовной семинарии. 25.V.1855 удостоен степени магистра богословия. 13.II.1856 рукоположен в сан иерея. С 4.V.1860 года – смотритель Орловского Духовного училища. В 1866 году 8.V. возведен в сан протоиерея. Оставаясь на духовно-педагогической службе, он нес обязанности сначала соборного священника при кафедральном соборе, потом приходского при Покровской церкви г.Орла. С 23.II.1870 – ректор Орловской Духовной семинарии. За 19 лет своего ректорства заслужил название «дорогого начальника и отца учащихся». В 1883 году овдовел, после чего 23.X.1888 года постригся в монашество и 8.XI – возведен в сан архимандрита. 12.II.1889 хиротонисан в С.-Петербурге во епископа Муромского, вик.Владимирской епархии и за три года пребывания во Владимире заслужил такую же всеобщую любовь, какую он имел в Орле. 21.III.1892 назначен на Енисейскую и Красноярскую епархию, от управления епархией отказался. С 30.IV.1894 – епископ Тамбовский и Шацкий. Скончался 12.VII.1898 в гор. Тамбове. ТРУДЫ: " Речь при наречении его во епископа Муромского. «Приб. к «ЦВ» 1689, 8, стр.195. Литература: «Церк.Вед.» 1889, 7, стр.57. «Церк.Вед.» 1892, 14–15, стр.123. «Церк.Вед.» 1894, 19, стр.180. «Приб.к «ЦВ» 1889, 8, стр.195–197. «Русск.Паломн.» 1889, 9, стр.110. «Влад.Еп.Вед.» 1898, 19· «Енис.Еп.Вед.» 1892, 12–16. «Енис.Еп.Вед.» 1894, 2. «Енис.Еп.Вед.» 1896, 23. Булгаков, стр.1396, 1400, 1414, 1406. БЭС m.I, стб.862. БЭС m.II, стб.2145. БЭЛ m.III, стб.600, 601. БЭЛ m.V, стб.436. «Состав Св.Прав.Веер.Син. и Рос.Церк.Иерархии» на 1894 г., стр.80–81. 1898 г., стр.74–75· «Списки архиереев Иерархии Всерос.», СПБ, 1896, 514, стр.78. Читать далее Источник: Русские православные иерархи : период с 1893-1965 гг. : [Каталог]/Митр. Мануил (Лемешевский). - Куйбышев. : 1966./Часть 1. Аввакум (Боровков) – Афанасий (Сахаров). 1979. – 431 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

311 . (84). Служебник, Московской печати, 1627 года, в четверть. С 28 листа сохранилась подстрочная подпись: …к Ивану Лествичнику по благоверной великой старице Марфе Ивановне. 312 . (85). Служебник, напеч. в Москве, 1651 года, в четверть, с подписью по листам внизу: Лета 7161 (1652) октября в 23 день куплена сия книга на монастырские казенные деньги и положена в церковь Живоначальные Троицы Сергиева Богоявленскаго монастыря к святому Богоявлению и великаго чюдотворца Сергия Радонежскаго, при строителе того монастыря соборном старце Аверкие Иванове, да при священницех ту служащих: священноиноке Иове Москвитя(ни)не да Антипе Крутецком, и их трудами на достойное в Троице славимому Богу приношение и хваление. А подписал бренною рукою тоя же обители работничишко многогрешный раб Иовко Никонов сын пореклу Полянской. 313 . (86). Служебник, напеч. в Москве, 1655 года, в четверть, с подписью по листам внизу: Лета 7166 (1658) маия в 15 день Живоначальные Троицы Сергиева монастыря сия книга Служебник из большые казны дана в книгохранительную казну при книгохранителе черном священнике Иосифе Нижегородском. 314 . (87). Служебник, напеч. в Москве, 1668 года, в четверть, по листам внизу две подписи: 1) Смиренный Стефан митрополит Рязанский. 2) Сия книга Служебник преосвященнаго Павла, митрополита Рязанскаго и Муромскаго, а подписал по его архиерейскому приказу подьячей Тит Алтухов лета 7193 (1685) году августа в 31 день. И по указу преосвященнаго Аврамия митрополита Рязанскаго и Муромскаго отдана в ризницу. Подписал иподиакон Афанасий Тимофеев лета 7206 (1698) году июля в 5 день. 315 . (88). Служебник, напеч. в Москве, 1676 года, в четверть, с подписью по листам внизу: Лета 7185 (1677) году февраля в день куплен сей Служебник на Троицкое подворье в Богоявленской монастырь, что у государева двора, а куплен на казенные деньги с печатново двора у наборщика Никиты Михайлова при строителе старце Филарете Протопопове, дано рубль. 316 . (112). Требник без выхода, Московской печати 1633 года, в лист. С л. 15 подстрочная подпись:

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Основан монастырь в XIV в. по особому чудному явлению новгородского епископа Василия после своей кончины преподобному. Святой архипастырь поручил устроить обитель византийскому монаху авве Лазарю, постриженцу Римской Высокогорской обители, избравшему настоящее место, как наиболее подходящее для сурового подвижничества. Преподобный Лазарь - грек родом из Константинополя, называемого в Древней Руси Цареградом, принял иночество от старца Афанасия Дискота, строителя ряда обителей. Затем восемь лет находился под духовным руководством кесарийского епископа Василия. В 1342 г. епископ Василий отправил прп. Лазаря, как знатока иконописи, с дарами к новгородскому святителю Василию, чтобы инок сделал для кесарийской епархии список с великой новгородской святыни - иконы Софии, Премудрости Божией и составил список новгородских церквей и монастырей. Встретив преподобного, новгородский святитель до земли поклонился гостю, благословил остаться в устроенном архиепископом монастыре. Десять лет служил прп. Лазарь свт. Василию и после его смерти пошел, как повелел ему духовный отец " в северную сторону, к морю, к острову Мучь, на озеро Онего. Прп. Лазарь был старшим современником прп. Сергия Радонежского, он и земной путь свой завершил всего на год раньше, 21 марта 1391 года, в возрасте ста пяти лет. Преподобный понес много трудов, много претерпел от полудиких племен, обитавших в Прионежье, пока монастырь не утвердился оплотом Православия в суровом северном крае. При жизни основателя монастыря пришедшими из Киева иноками была возведена первая во всем Поморье церковь во имя Успения Пречистой Богородицы Печерской на Богом показанном месте, где Лазарь видел " Жену светолепную, сияющую золотом, и благообразных мужей, поклоняющихся ей " . Затем была срублена церковь Рождества Иоанна Предтечи с трапезной. А маленькая церковь Воскрешения Лазаря, построенная в 1390 году и давшая жизнь монастырю, оказалась за пределами киновии, " на гробищах " , т. е. на кладбище. Прп. Лазарь был погребен у алтаря поставленного им Предтеченского храма. Мощи преподобного пребывают под спудом в том месте и по сию пору.

http://sobory.ru/article/?object=12832

Над древней деревянной церковью во имя Воскрешения Лазаря около ста лет был поставлен деревянный храм большого размера, стены и кровля которого стали своего рода футляром, укрывающим монастырскую святыню. Служба в ней совершалась только один раз в год, в Лазареву субботу. В 1786 г. монастырь был обращен в женский, а в 1787 г. упразднен. Его восстановили в 1867 г. с назначением штата монашествующих из 7 человек без пособия от казны. При нем был учрежден дом для престарелых и убогих. Возрождение связано с именем богатого жертвователя, почетного гражданина Малокрошечного, внесшего 12 тыс. руб. В монастыре стояли каменные церкви во имя Успения Богородицы с двумя приделами: Рождества Иоанна Предтечи и прп. Иоанна Рыльского, построенная в 1866; Всех Святых, ветхая деревянная церковь Богоявления Господня, домовой храм свт. Николая, освященный в 1896, древняя церковь Воскрешения Лазаря; часовня во имя прп. Лазаря Муромского, в которой под спудом почивали мощи св. основателя; часовня во имя прп. Афанасия Муромского, бывшего игуменом монастыря в середине XV в. и наравне почитаемого с прп. Лазарем. В ней почивали его св. мощи, в обители хранились и его железные вериги. Монастырь окружала каменная ограда. Обитель владела 36 десятинами 1679 саженей пахотной земли. После установления советской власти в Карелии монастырское имущество было конфисковано, на территории монастыря проводились курсы сельхозинструкторов, жилые помещения отдали рабочим местного леспромхоза. В 1919 г. на месте обители была организована сельхозкоммуна им. Троцкого. Постановление о ее закрытии было принято 30 августа 1930. После 1945 здесь располагался дом инвалидов, с середины 1960-х место запустело. Долгое время древняя церковь Воскрешения Лазаря была заброшена. Лишь в 1954 г. архитектор А.В. Ополовников произвел ее замеры и сделал проект реставрации храма, в котором сохранился небольшой иконостас (царские врата, деисусный чин) XVI в. В 1959 году церковь разобрали и увязанную в плотах перевезли в Кижи, где реставрировали по проекту архитектора Ополовникова. Храм стал " жемчужиной экспозиции " и попал в список музейных реликвий как самый древний памятник деревянного зодчества, известный на территории России.

http://sobory.ru/article/?object=12832

Пн У круглий «Образ " в класики до наших 28 лютого 2020 р. 13:08 27 февраля 2020 года в рамках работы комиссии Межсоборного присутствия по вопросам общественной жизни, культуры, науки и информации в Издательском Совете Русской Православной Церкви под председательством  митрополита Калужского и Боровского Климента прошел круглый стол «Образ семьи в русской литературе: от классики до наших дней». Во встрече приняли участие: помощник председателя Издательского Совета, лауреат Патриаршей литературной премии имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия Дмитрий Володихин; заместитель председателя Информационной комиссии при Епархиальном совете г. Москвы, член коллегии по рецензированию Издательского Совета  протоиерей Владимир Вигилянский ; лауреат Патриаршей литературной премии Олеся Николаева; лауреат Патриаршей литературной премии Александр Сегень; руководитель литературного объединения СКОЛ Виктория Балашова; писатель, редактор Елена Тростникова; писатель, лауреат литературной премии имени Афанасия Никитина Полина Матыцына; писатель, многодетная мать Елена Кучеренко; сотрудница аппарата Издательского совета Валентина Курицина. В своем вступительном слове митрополит Климент указал, что в современной литературе грех нередко изображается как что-то красивое, интересное, привлекательное, особенно эта тенденция заметна в текстах семейной тематики. «Описывается не борьба с искушением, не трагизм разрушения семьи, а " красивые чувства " людей, совершающих грех». Помощник председателя Издательского Совета Дмитрий Володихин рассказал о премиях, вручаемых в рамках конкурса «Новая библиотека» за изданные произведения для юношества ( премия имени С.Т. Аксакова) и за произведения о семье (премия имени святых Петра и Февронии Муромских), а также привел примеры образцов показа семьи в литературе разных веков, сделав акцент на «Повести о Петре и Февронии Муромских» и «Семейной хронике» С.Т. Аксакова. По мысли протоиерея Владимира Вигилянского, в классической литературе грех и добродетель всегда четко разводились. Ситуация поменялась в XX веке или несколько ранее, на рубеже веков.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5602391...

В период службы в Покрове о. Андрей тесно общался с церковным писателем Сергеем Иосифовичем Фуделем и его женой – Верой Максимовной Сытиной. Сергей Иосифович стал помогать о. Андрею в алтаре, пел на клиросе, читал Апостол. Отец Андрей восстановил убранство храма, закрытого в предшествующие годы, собирал иконы закрывшихся церквей. В этот период он был возведен в сан протоиерея, награжден палицей и крестом с украшениями. «В 1976–1984 гг. отец Андрей Каменяка продолжал богослужебную деятельность во Владимирской епархии, был настоятелем храма св. Николая Чудотворца в г. Киржаче (до 1982 года) и Свято-Троицкого собора в г. Александрове. В 1984–1993 гг. он служил в православных храмах Латвии: святых мучеников Бориса и Глеба в Даугавпилсе (1984–1988), святителя Алексия, митрополита Московского, в Лиепая (1988–1992) и лиепайском Никольском морском соборе. Был награжден митрой, патриаршей грамотой и правом совершения Божественной литургии с открытыми царскими вратами до «Отче наш» 589 . В 1993 г. о. Андрей по состоянию здоровья вышел на покой и поселился в Муромском Благовещенском мужском монастыре. 28 сентября 1993 г. принял монашеский постриг с наречением имени Иов. Тогда же в Муромском Свято-Троицком женском монастыре приняла монашеский постриг и его жена Галина Петровна с именем Ольга. 10 октября 1993 г., спустя две недели после пострига, о. Иов скончался. Похоронен в Муроме. Матушка Ольга поступила в Свято-Никольский монастырь г.Переславль-Залесский. Оставила воспоминания о святителе Афанасии. 29 июня 1961 г. Дорогой Владыко, Благословите! Нам передавали, что Вас навестил непрошеный гость и много говорил о нас. Все это – вымысел. Слава Богу, мы привыкаем на новом месте служения своего! Правда, бывает грустно, когда сравнишь прежнее служение с настоящим, но все быстро проходит (такое настроение), и опять благодать Божия согревает холодное сердце и приходит мир, покой и радость, это – в часы служений пред Престолом Б[ожиим]. Ну а дома? Обычная суета, хотя и в меньшей мере, чем во Вл[адимире].

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

В иконописи XX в. образ К. с чадами встречается во главе группы Муромских чудотворцев на иконах мон. Иулиании (Соколовой) «Все святые, в земле Русской просиявшие» 1934 г. (келейный образ свт. Афанасия (Сахарова), ТСЛ), нач. и кон. 50-х гг. XX в. (ТСЛ, СДМ; см.: Алдошина Н. Е. Благословенный труд. М., 2001. С. 231-239; эскиз карандашом - Иконописец мон. Иулиания. М., 2012. С. 90) и на их повторениях кон. XX - нач. XXI в. К. в сонме рус. святых, молящихся Господу Вседержителю, написан в левой части композиции на иконе 1948 г. (митрополичьи палаты ТСЛ), поднесенной патриарху Алексию I «от русских людей в Югославии» в память 500-летия автокефалии РПЦ. Блгв. князья Константин, Михаил и Феодор Муромские. Икона. 1995 г. Иконописец И. В. Сухов (Благовещенский мон-рь в Муроме) Блгв. князья Константин, Михаил и Феодор Муромские. Икона. 1995 г. Иконописец И. В. Сухов (Благовещенский мон-рь в Муроме) В муромском Благовещенском мон-ре, всегда являвшемся средоточием почитания К., М. и Ф. и их св. мощей (возвращены из МИХМ в 1989), хранился большой образ благоверных князей (не ранее 2-й пол. XIX в.), располагавшийся ранее на сев. стене холодного Благовещенского собора. На нем К. был изображен с храмом в руках. В кон. 80-х гг. XX в. живопись была неудачно «поправлена» и утрачена безвозвратно. На этой доске иконописец И. В. Сухов в 1995 г. выполнил заново образ К. с сыновьями как крестителей Мурома. Эта икона участвовала в крестном ходе к месту крещения муромцев и в торжествах в честь 900-летия принятия христианства в Муроме, организованных Благовещенским монастырем в 1997 г. На ней представлены величественные фигуры св. князей: К. держит храм, княжичи с чуть склоненными головами будто указывают на церковь, соприкасаясь ладонями. У М. в правой руке - крест, у Ф. в левой руке - жезл. Изображение храма в руках К. символизирует христианизацию Муромского края и основание первых церквей при К., к-рый вместе с сыновьями словно оберегает храм, обнесенный оградой. Сухов является автором нескольких икон «Собор Муромских чудотворцев» в древнерус.

http://pravenc.ru/text/2057094.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010