Слухи о монахе Афанасии быстро распространились - за первые 10 лет многие молодых людей поднялось на скалу, стремясь к уединению. Тогда братья решили вместе основать первое метеорское братство - киновию - по образцу монашества на Святом Афоне. Ученик и преемник Афанасия святой Иоасаф считается вторым основателем монастыря. Иоанн (так его звали в миру) был сыном правителя Эпира и Фессалии Симеона Синиша Палеолога, позднее архиепископа Фессалии, потомка сербской династии Неманичей. Иоанн стал преемником отца в 1370 году. Однако к тому времени он уже был учеником Афанасия Метеорского, а через год оставил престол и в 1373 году поселился в монастыре «Большой Метеор» где принял постриг с именем Иоасаф. Будучи вторым основателем монастыря, он сделал большой вклад в создание архитектурной программы. Также он собрал много даров, среди которых и дары сестры Иоасафа (жены епископа Эпира). Образ Марии Палеолог воплощен в иконе Богоматери, которая и сейчас хранится в музее монастыря. В середине XVI века монастырь стал независимым благодаря интересу, который проявил патриарх Еремий I. С этого времени начинается новый выдающийся период, который связывают с монахом Симеоном, расширившим Собор монастыря, алтарь и построивший ряд малых зданий монастыря. Мегало Метеора - результат последовательной работы трех значительных фигур: святого Афанасия, Иоасафа и игумена Симеона. Большой Метеор на протяжении 600 лет своей истории подвергался многочисленным нападениям и грабежам, а в 1633 году пожар почти полностью уничтожил обитель. Мужской монастырь Преображения Господня, известный также как Великий Метеор расположен на самой высокой (613 метров) и большой по площади скале (6 га). Основан Афанасием Метеорским около 1340 года. Главный собор монастыря (кафоликон) - Преображенский собор - построен в 1388 году по подобию Афонских храмов, крестообразный в плане c с апсидами по бокам и двенадцатигранным куполом, высотой 24 метра и длиной 32 м. Придел опирается на четыре колонны, все стороны которых, также как и потолок, покрыты фресками на религиозные сюжеты со сценами мучения святых.

http://sobory.ru/article/?object=10176

Сподвижником и преемником преп. Афанасия в деле устроения монастыря стал преп. Иоасаф (1350 - 1423), в прошлом - император Иоанн Урош Палеолог. Святые ктиторы Метеорские. Греческая икона Метеора К концу XIV века здесь было уже двадцать два монастыря, образовавших " Литополис (Скальный Город) Стаги " . Большинство этих монастырей были приведены в порядок и расширены в XV - XVI веках, когда Метеора достигла своего расцвета как крупный монашеский центр. Тогда немногие имевшиеся на Метеоре жилища уже не вмещали всех желающих найти там убежище и были выстроены новые, более совершенные помещения. Сначала здешними монастырями неофициально руководил Прот (настоятель) общины Стаги, а в 1490 году главой над ними стал настоятель монастыря Великая Метеора . В древности женщинам доступ на Метеору был запрещен, как и на Афон . Только в годы турецкого ига и разорения женщины вошли в скальные монастыри, чтобы спасти от бесчинствующих агарян православные святыни. Это были жительницы ближайших селений, благодаря решимости которых многие святыни удалось сохранить. С тех пор женщинам было разрешено селиться на священных вершинах. В дальнейшем турецкая оккупация и различные внутренние и внешние проблемы привели к упадку монашеской жизни Метеоры. Во время Второй Мировой войны итальянские и немецкие оккупанты разграбили многие здешние монастыри. То немногое, что уцелело, подверглось осквернению со стороны коммунистов в последовавшей за этим гражданской войне. После Второй Мировой войны монашеская жизнь постепенно возрождается. Но геологические особенности Метеор, религиозное прошлое этих мест, имеющее особую притягательную силу, послужили причиной того, что сейчас Метеора перестает быть духовным прибежищем. Она все больше и больше превращается в музей, привлекающий ежегодно не только православных паломников, но и толпы обычных туристов. В 1958 г. к монастырям проложили автомобильную дорогу для туристов, положившую конец изоляции Метеоры от внешнего мира . Многочисленные экскурсии не спосбствуют уедененному молитвенному деланию. Однако насельники монастырей относятся к этому спокойно, с надеждой называя себя " миссионерами " .

http://drevo-info.ru/articles/22259.html

ЦВ 24 (301) декабрь 2004 /  25 декабря 2004 г. Святые Метеоры: между небом и землей В северо-западной части Фессалии возвышается величественный горный массив с отвесными стенами. Это Святые Метеоры — горная монашеская страна, второй после Афона центр православного монашества в Греции. Каждый, кто побывал здесь, наверняка был поражен увиденным: гигантские каменные столпы, увенчанные православными монастырями, являют собой замечательный образ духовного возрождения. Когда-то на этих вершинах одним из подвижников была открыта дорога, ведущая, как считают монахи, в небесные покои. Поэтому эти скалы, словно парящие между небом и землей, были названы основателем первого здешнего монастыря святым Афанасием «метеорами», то есть «висящими в воздухе». Исторические следы святых Метеор теряются в туманных легендах и преданиях. Известно, что уже с XI века в пронизываемых ветрами каменных ущельях поселились первые пустынники. Поначалу монахи и отшельники были мало связаны друг с другом — каждый жил обособленно в отвоеванной у природы каменной расщелине, неся свой крест самоотверженно и отрешенно. Затем св. Афанасий Метеорский создал первую монашескую Киновию, и так возникла горная монашеская республика — Святые Метеоры. 24 монастыря вместе с одиночными кельями, аскетариями, часовнями, скитами, пещерами, затворами, столпами рассеяны по Метеорским горам. Некоторые из монастырей сохранились до наших дней только в виде развалин (Свято-Духовский, Вседержителя, Горний, св. Георгия Мандиласа, Свято-Сретенский и др.). Паломники, желающие посетить Святые Метеоры, сначала прибывают в небольшой городок Каламбака, расположившийся у подножия гор. Наша группа добиралась в Каламбаку из Салоник и, задержавшись в пути, приехала уже поздним вечером. Гор в темноте, конечно, не было видно. Но на фоне звездного неба четко вырисовывался светящийся крест. Оказалось, что каждую ночь его зажигают в монастыре Святого Стефана, чтобы указывать путников дорогу и служить им утешением. Утром мы отправились на Метеоры. Когда-то монахи поднимались наверх в специальных веревочных люльках. Теперь автобус везет паломников по горному серпантину, и им остается только, приложив немного усилий, подняться к монастырям по проложенным лестницам.

http://e-vestnik.ru/world/svyatye_meteor...

В монашестве получил имя Иоасаф, став вместе с Афанасием ктитором Преображенского монастыря на Широкой Скале. Жизнь окончил пустынником и сейчас известен как преподобный Иоасаф Метеорский (см.: Жизнь преподобного Иоасафа Великометеорского. Арх. Иустин Попович. Жития за апрель. С. 306−309). Они оба справедливо могут называться синаитами. Всё изложенное нами далеко не исчерпывает всю проблему синаитов и их роли в жизни сербских земель XIV и XV веков и еще менее исчерпывает проблему исихазма и его влияния на всю нашу культуру того времени. Мы только коснулись этого вопроса. Совершенно очевидно, что движение синаитов было много шире и глубже, чем говорит об этом народное предание, которое, так или иначе, сводит его к «семи синаитам». Наряду с их огромным значением в возрождении монашества и духовной жизни Сербии XIV−XV веков, возрождении и реформации литургической жизни, литературы и правописания, их огромной роли в пробуждении глубокого экклезиологического самосознания и оживления в Сербии подлинных иконописных и богословских преданий, наряду с установлением связей между православными народами и воскрешением в народном самосознании подлинного христианского понимания нации, – наряду со всем этим важно подчеркнуть то, что оказалось особенно спасительным во время турецкого ига: синаиты и исихасты пробудили ощущение более глубокого понимания истории и всех исторических событий. В то время, когда началось разрушение всех земных ценностей, когда пошатнулись и структуры самой христианской Вселенной, появились эти носители в пустыне расцветшего оптимизма и своим пустынническим эсхатоном, непреходящим Царством Небесным, открыли христианскую ось истории и вечный смысл всего происходящего в ней. Их присутствие и трагические события способствовали тому, что сербский народ духовно созрел и, через мученичество, заключил свой «Косовский Завет» с Богом; завет, который спас его в прошлом, но который и стал и остался указателем его будущего пути. XVI − XVII века Чтобы показать, что на канонической территории Сербской Православной Церкви и среди сербского народа были и есть люди, вскормленные духом «старых» подвижников, что дух исихазма жив в нашем народе, мы приведем несколько имен из древней и новой истории нашей Церкви – имена людей, которые, несомненно, были носителями этого духа и предания. Мы ограничимся преимущественно территорией, находящейся под юрисдикцией митрополита Амфилохия, поскольку из-за недостатка времени и ограниченности объема доклада у нас нет возможности упомянуть всех подвижников нашего народа, которые своей жизнью в Церкви показали себя подлинными носителями духа исихазма.

http://pravoslavie.ru/68383.html

На рубеже XV и XVI вв. в Кастории работала артель художников, к-рая расписала ряд храмов. Вероятно, 1-е по времени свидетельство работы этой мастерской - записанная фреска на вост. стене нартекса с изображением Богоматери и поклоняющихся ангелов в ц. Пресв. Богородицы Расиотиссы. В Кастории этой же артели атрибутируют росписи храмов свт. Николая Чудотворца (мон. Евпраксии) 1485/86 г., свт. Николая Чудотворца «тис Феологинас», свт. Николая Чудотворца «ту Магалиу» 1504/05 г., вмч. Димитрия Солунского в квартале Елеусы, а также снятые со стен фрески разрушенного храма свт. Спиридона Тримифунтского в квартале Елеусы (фрески хранятся в Византийском музее в Кастории и в Музее П. Канелопулоса в Афинах). Помимо названных касторийских ансамблей характерные для этой мастерской иконографические и стилистические черты встречаются в росписях старого кафоликона Преображения Господня в Большом Метеорском мон-ре (1483), в церкви мон-ря Успения Пресв. Богородицы (Торники) на берегу р. Альякмонас близ сел. Панайя, в ц. Панагии Хавиары в Веррии (1498), в ц. св. Бессребреников в Сервии (1510) и др. Близкие (или причисляемые) к работам этой мастерской произведения находятся не только в Греции: фрески в ц. вмч. Никиты в Чучере (2-й слой 1483-1484), в мон-ре прп. Прохора Пшинского (1489), в Погановском мон-ре во имя ап. Иоанна Богослова (1499), в мон-ре Трескавец близ Прилепа, в мон-ре вмч. Георгия Победоносца в Сучаве и др. На основе атрибуции этой мастерской целого ряда памятников исследователи делают вывод, что она работала на Балканах между 1483 и 1510 гг. и создавала как фрески, так и иконы. Поскольку в Кастории сосредоточено большое количество произведений этой артели и именно здесь находятся образцы характерных для нее особых иконографических решений (напр., большой Деисус в ц. свт. Афанасия «ту Музаки»), видимо, она базировалась именно здесь. Это еще раз подтверждает, что Кастория в кон. XV в. оставалась значительным центром городской культуры. В др. крупных городах Македонии (Фессалоника, Охрид) на рубеже XV и XVI вв. нет произведений живописи, близких к работам этой мастерской.

http://pravenc.ru/text/1681333.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Мон-рь Анапавса в Метеорах. Нач. XVI в [греч. Αναπαυσ], муж. мон-рь во имя свт. Николая в комплексе Метеорских мон-рей (Стагонская и Метеорская митрополия Элладской Церкви). Мон-рь расположен на скале высотой 85 м недалеко от с. Кастраки, в 5 км от г. Каламбака. Название А. происходит либо от имени одного из ктиторов, Никанора Анапавса, либо от греч. слова «νπαυση» (успокоение, отдых). Самое раннее письменное упоминание о мон-ре встречается в житии прп. Афанасия Метеорского (XIV в.). Соборный храм (кафоликон), освященный в честь свт. Николая, был сооружен в XIII-XIV вв. Новая ц. свт. Николая, как следует из надписи над входом из нартекса в храм, была построена в нач. XVI в. Дионисием, митр. Ларисским († 1510), и иером. Никанором, экзархом Стагонским. Крестово-купольный храм в том же веке был расписан на средства иеродиак. Киприана выдающимся живописцем критской школы Феофаном Критским . Адам нарекает имена животным. Феофан Критский. Фреска на зап. стене кафоликона свт. Николая. Нач. XVI в. Адам нарекает имена животным. Феофан Критский. Фреска на зап. стене кафоликона свт. Николая. Нач. XVI в. В нартексе на сев. стене изображена сцена Второго Пришествия, на зап.- успение прп. Ефрема Сирина и Адам, дающий имена животным. На др. стенах представлены святые, преподобные, успение свт. Николая и сцены чудес Христовых, а также ктиторы: Дионисий Ларисский и Никанор Стагонский рядом с Богородицей и прп. Афанасием Метеорским. На территории мон-ря находятся также храмы прп. Антония Великого и Иоанна Предтечи, трапезная, кельи. Пришедший в упадок после XVI в. мон-рь долгое время оставался закрытым. С 1960 г. начались работы по расчистке фресок. В 1969 г. вновь зазвонили колокола на монастырской звоннице; в 1972 г. открыт храм свт. Николая, где совершается Божественная литургия. В 2000 г. в мон-ре подвизался 1 монах, игумен архим. Поликарп (Венетис). Лит.: ΘΗΕ. Τ. 2. Σ. 538; Νικοννος Ν. Μετωρα. Αθναι, 1992. Σ. 60-65, 102-111; Μοναστρια το Ελληνισμο. Πειραις, 1997. Τ. 1. Σ. 202-205; Κκορης Δ. Θ. Ορθδοξα Ελληνικ Μοναστρια. Αθναι, 1997. Σ. 107; Κοκκνης Σ. Τ μοναστρια τς Ελλδος. Αθναι, 1999. Σ. 31-33. А. Ю. Никифорова Рубрики: Ключевые слова: АГИАС Богоматери Живоносный Источник жен. мон-рь в митрополии Сироса, Тиноса, Андроса (Элладская Церковь) АГНУНДОС бывш. муж. ставропигиальный киновийный мон-рь в честь Успения Пресв. Богородицы в Арголидской митрополии (Элладская Церковь)

http://pravenc.ru/text/114772.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Скит Дупиани Комплекс мон-рей, расположенный в исторической обл. Фессалия, 2-й по значению центр монашества в Греции после Афона. Он возник на скалах, к-рые в результате отступления воды из озера, существовавшего 20-30 млн лет назад, и последующего эрозионного воздействия ветра приобрели неповторимый облик. Ближайшим к М. м. городом был Стаги (ныне Каламбака), кафедральная ц. которого во имя Успения Божией Матери имеет 1-ю строительную фазу ок. 1000 г.; воздвигнута на месте раннехристианской базилики. С XI-XII вв. на скалах близ Стаг начали селиться отшельники. На воскресную литургию они собирались в возникший в кон. XI - нач. XII в. у подножия утесов скит Дупиани, или Стагский скит, при к-ром и образовалась 1-я община аскетов. Храм во имя Пресв. Богородицы был построен в 1162 г. и перестроен в 1867 г. В первые века существования скита его игумену подчинялись все отшельники, жившие в округе. С кон. XIII в. ситуация в Фессалии стала крайне нестабильной из-за столкновений разных политических сил. В связи с этим мн. монахи искали убежища на скалах, где впосл. возникли М. м. Когда эта территория вошла в состав державы серб. кор. Стефана IV Душана (1331-1355), воцарившееся спокойствие и покровительственное отношение этого правителя к монастырям создали благоприятные условия для развития монашества. До 1362 г. скит Дупиани зависел от Стагского епископа, его монахи ежегодно приносили в епископию по 1 литре чистого воска. В 1362 г. брат Стефана Душана Симеон Урош (Синиша) предоставил скиту привилегию - независимость от Стагского епископа и подчинение только проту скита. Первый из протов, игум. Нил, считается организатором монашеской жизни в округе. Он основал 4 мон-ря: Сретения Господня (1367), вмч. Димитрия, Пантократор, Панагия «возле колодца» (παρ τ Πηγδων). Большой Метеорский мон-рь Большой Метеорский мон-рь Всего в XIV в. было образовано более 20 М. м., в т. ч. прп. Афанасий Метеорский основал в 1343/44 г. Большой Метеорский монастырь , 1-ю обитель, имевшую киновиальное устройство. Благодаря прп. Иоасафу Метеорскому (в миру Иоанн Урош; ок. 1349/50-1422/23 или 24 февр. 1423), сыну Симеона Уроша, Большой Метеорский мон-рь стал самым известным и крупным из М. м. На его средства в 1387/88 г. был расширен и перестроен собор Преображения Господня.

http://pravenc.ru/text/2563068.html

Преподобный Григорий после десятилетнего подвижничества на Метеорских скалах из-за конфликта с местным властителем вынужден был покинуть свой столп. На нем он оставил за старшего иеромонаха Анастасия, а святому Афанасию велел утверждать монашеское общежитие на Широком камне. Богоугодная жизнь и подвиги преподобного Афанасия Метеорского и его братства стали широко известны. К ним начали стекаться желавшие быть под руководством святого. Учитывая суровость жизни на Метеорах и особенность монашеского устава исихастского типа, принимал он далеко не всех. Кроме того, преподобный Афанасий давал благословение при условии, что вновь прибывшие будут жить в монастыре, а после их кончины келлии и постройки перейдут в собственность обители. Это помогло бедной монашеской общине вырасти в имущественном отношении в большой монастырь, превзошедший все окрестные пустыннические скиты и монастыри Наибольшего расцвета Метеоры достигли в период, когда они находились в подчинении Сербии. Сербский царь Эпирский и Фессалийский Иован Урош Палеолог, весьма любивший Святую Афонскую Гору и исихастов и имевший склонность к монашеству, отрекся от престола и стал одним из самых преданных учеников святого Афанасия. В монашестве Иован Урош получил имя Иоасаф и был вместе с преподобным Афанасием ктитором монастыря на Широком камне, а после его кончины – игуменом обители. С помощью своей сестры царицы Ангелины он построил, украсил и снабдил всем необходимым храм в честь Преображения Господня, по которому монастырь стал называться Преображенским [И, с. 304]. За великие труды по благоустройству монастыря преподобный Иоасаф был назван отцом Метеора с. 742]. Жизненный путь Иоасаф окончил как святой пустынник, безмолвствуя в келлии. Сегодня он известен как преподобный Иоасаф Метеорский и духовный преемник преподобного Афанасия. По мнению иеромонаха Амфилохия (Радовича) , он тоже может быть причислен к синаитам, “если принять во внимание, что преподобный Афанасий (его духовный наставник – И. П.) подвизался на Святой Горе в местечке, называемом Милеа, под руководством исихастов Григория (Младшего) и Моисея, которые входили в узкий круг учеников преподобного Григория Синаита ” с. 132].

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Pigol/prp...

Г.М. Прохоров Содержание Предисловие Ианна Кантакузина к его «опровержениям» Прохора Кидониса Перевод Предисловие к «переписке» Иоанна-Иоасафа Кантакузина с легатом Павлом Письмо Иоанна Кантдкузина епископу Иоанну на Кипр     В Москве, в Государственном Историческом музее, в Синодальном собрании, под 233 (143/CXLIV) хранится греческая рукопись, содержащая богословское полемическое сочинение (ντιητικ) экс-императора монаха Иоанна-Иоасафа Кантакузина, направленное против иеромонаха Прохора Кидониса. В Москву эта рукопись была привезена в 1655 г. из афонского монастыря св. Дионисия Арсением Сухановым 1 , ездившим за книгами на Афон по поручению патриарха Никона . Листы 3–20 кодекса содержат изложение взглядов Прохора Кидониса по теологическим вопросам, касающимся божественной сущности, энергии и Фаворского света, листы 21–98 об. заключают указанное сочинение Иоанна Кантакузина , к коему приложены выдержки из «Слов на Преображение» Иоанна Златоуста , Афанасия Великого , Иоанна Дамаскина и Андрея Критского , а также из богословских глав Дамаскина на Пятидесятницу (лл. 99–105 об.); лист 106–106 об, – чистый; лист 107 начинается с середины фразы на четвертом пункте оглавления или конспекта из 14 пунктов (лл. 107–109); этим открывается вторая часть кодекса, в которой счет тетрадей начинается с начала и которая содержит богословский «диалог» между императором (Кантакузином) и Прохором (Кидонисом) (лл. 109–164). Архимандрит Владимир, автор каталога греческих рукописей Синодального собрания, ошибочно отнес эту рукопись к XV в. 2 По водяным знакам бумага кодекса датируется 60 – 70 гг. XIV в. 3 , т. е. рукопись современна ее автору, Кантакузину (ум. в 1383 г.). Кроме этой рукописи сейчас известно еще девять, сохранивших списки того же сочинения Кантакузина 4 . Пять из них (Paris, gr. 1241, Paris, gr, 1242, Vatic, gr. 673, Vatic, gr. 674 и Метеорская 23) относятся к XIV в. и четыре (те же, кроме Paris, gr. 1242) писаны рукой Мануила Цикандилиса. (Μανουλ Тζυκανδλης) на Пелопоннесе 5 , в Мистре, в промежутке между сентябрем 1369 и июнем 1370 г., когда Кантакузин гостил при дворе сына, морейского деспота Мануила. Мануил Цикандилис – известный писец сочинений Иоанна Кантакузина , Григория Паламы , античных авторов, человек, «который служил секретарем интеллектуалов, группировавшихся вокруг Иоанна Кантакузина » 6 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kantakuz...

Церковь Трех Святителей, однонефная базилика, при её последнем восстановлении в 1627 году была расписана фресками схимником Ефремом Сирийским, одним из самых известных насельников монастыря, плодотворным церковным автором. В 1550-х - 1560-х годах церковь Всех Святых была расписана известным живописцем Франко Кателано (роспись основного храма была окончена в 1566 году). Также в церкви имеется несколько мозаик из слоновой кости и перламутра. В юго-восточном углу притвора находится захоронение основателей монастыря Нектария и Феофана. В монастырской трапезной расположен музей, где хранится крупное собрание редких рукописей, вышитых золотом плащаниц, резных деревянных крестов исключительно тонкой работы. Особо следует выделить переносные иконы поствизантийского периода, а также Евангелие императора Константина Багрянородного. Считают, что название монастырь получил от имени монаха Варлаама, первого поселенца, который поднялся на скалу, в первой половине XIV века и построил маленький храм, посвященный Трём иерархам. Также известно, что монах Варлаам был современником святого Афанасия Метеорского, который основал монастырь Мегала Метеора. Однако настоящими основателями монастыря считают братьев Нектария и Феофана Апсара, которые поселились на Метеоре в 1510 году. Апсар - давняя, знаменитая и богатая семья из города Янина. Оба брата стали монахами в последние годы XV века, сначала обосновались на острове Янина и затем в монастыре Дионисия на Святом Афоне. На скале Варлаама, где оставались еще руины скита, Нектарий и Феофаний при помощи еще двух монахов начали восстановление монастыря. Когда братия увеличилась они построили, Собор Всех Святых (1541). В 1544 года умер Феофан, Нектарий умирает в 1550 г. Братья погребены под юго-восточным нефом, над своими надгробьями они держат копию храма. Однако и после смерти братьев-основателей монастырь не падает. Чрезвычайно ценную работу осуществил монах Христофор, который на протяжении десятков лет в XVIII веке упорядочивал архив монастыря и сделал полное описание письменных реликвий, некоторые из них экспонируются в музее обители.

http://sobory.ru/article/?object=06698

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010